Ярославский Регион, № 12 от 28.03.2012
Восемь моногородов Ярославской области без поддержки не останутся
Информации о путях модернизации экономики в России достаточно, но вот о том, как решаются насущные нужды конкретного региона, узнать не всегда просто. Нам это удалось. Будет ли государство продолжать поддерживать моногорода? Как будет работать новый областной центр инновационного развития, и каких результатов ожидает областное правительство от этого «инкубатора идей»? Подробные ответы на эти и многие другие животрепещущие вопросы корреспонденту «ЯР» дал директор областного департамента экономического развития Александр Шутов.
– Александр Валентинович, сейчас на повестке дня выстраивание региональных институтов содействия модернизации экономики. Насколько продвинулась Ярославская область в этом важнейшем направлении? Увеличивается ли традиционно невысокий спрос предприятий региона на инновационные разработки?
– Задача экономического блока правительства Ярославской области заключается в обеспечении государственной поддержки инвестиционных и инновационных предпринимательских проектов. Такая поддержка осуществляется департаментом экономического развития, а также институтами развития, созданными при участии правительства области.
Одним из таких институтов является автономная некоммерческая организация «Центр инновационного развития», созданная в 2012 году. В ее задачи входит содействие развитию инновационных проектов, преодоление бюрократических барьеров, с которыми сталкиваются авторы научно-технических разработок. Центр принимает заявки, проводит экспертизу инноваций. Он даже может выступить соинвестором.
Я вижу несколько возможных результатов деятельности центра. Первый – создание малых инновационных компаний. Благодаря своим разработкам эти организации будут развивать самостоятельное производство и оказание услуг на собственной базе, расположенной в Ярославской области. В дальнейшем благодаря программам господдержки и привлечению инвесторов эти компании могут развивать бизнес и стать предприятиями среднего и крупного бизнеса.
Второй – доведение инновационного проекта до внедрения его в опытное, а затем и промышленное производство. Причем на базе уже существующих предприятий.
Наилучших результатов я ожидаю именно от первого пути, так как сама суть инновационного бизнеса основывается на создании чего-то нового, в том числе новых организаций, производственно-экспериментальных площадок, форм развития бизнеса.
Есть ли необходимость говорить о том, что это не совсем вписывается в модель уже существующего, традиционного бизнеса? Спрос на инновационные разработки со стороны существующих предприятий увеличивается, можете быть в этом уверены. Мало того, эти разработки, созданные на нашей земле, реализуются в виде гигантских производственных проектов, таких как производство инструментов с нанопокрытием – первое предприятие, открытое в России при финансировании «Роснано», проекты гигантов ярославской промышленности – заводов «Сатурн» и «Автодизель». В различных отраслях экономики существуют компании среднего бизнеса, которые достигли успеха благодаря собственным разработкам. Эти предприятия отлично выглядят на российском и международном рынке: «Электроника», «Тензор», производства Переславского технопарка и ряд других. Город Рыбинск по своим образовательным и производственным проектам можно назвать инновационным инкубатором всей Ярославской области.
Эти примеры вселяют уверенность, что через несколько лет структура экономики приобретет еще большую инновационную составляющую. На базе существующих предприятий вырастут самостоятельные проекты. Это будет непременно менять мировоззрение, и деятельность институтов развития приведет к тому, что появится больше людей с духом предпринимательства.
– В конце прошлого года был утвержден межмуниципальный проект в сфере водоснабжения и водоотведения Ярославской области. Идея строится на принципах государственно-частного партнерства, охватывающего все районы области. В какой стадии находится реализация проекта? Какие риски при его осуществлении вы видите?
– Данный проект находится на завершающем этапе согласования государственного контракта с Внешэкономбанком. Заключение контракта с ВЭБ планируется в первом квартале 2012 года. По итогам инвестиционного консультирования будет сформирован пакет документов для проведения конкурса на выбор частного партнера. В документации также будет прописан инвестиционный меморандум, содержащий описание окончательной финансовой и юридической структуры проекта, этапы его реализации, распределение финансовых и обеспечительных обязательств между участниками. Словом, это будет финансовая модель проекта.
Начало его реализации запланировано на второе полугодие 2013 года. Основной риск в данном случае – возможное отсутствие интереса у потенциальных инвесторов на объекты водоснабжения и водоотведения, включенные в проект.
– По мере преодоления кризиса и возобновления экономической активности уменьшился интерес, в том числе и на федеральном уровне, к реализации программ развития моногородов. Для Ярославской области это тревожный момент. Как вы оцениваете промежуточные итоги программ модернизации моногородов? В целом окончание периода антикризисных мероприятий не несет ли угрозы самоуспокоенности и ослабления государственного влияния на экономическую политику?
– Интерес к проблеме моногородов со стороны государства не уменьшился. Напротив, политика федеральной власти перешла в русло рассмотрения конкретных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики моногородов, оказания им соответствующей финансовой помощи.
В настоящее время на территории Ярославской области находится 8 монопрофильных муниципальных образований, из которых 4 являются городскими поселениями (Гаврилов-Ям, Ростов, Тутаев, Песочное), остальные – сельскими (Константиновское Тутаевского муниципального района, Семибратово и Поречье-Рыбное Ростовского муниципального района, Октябрьское Некоузского муниципального района).
За 2010 – 2011 годы на мероприятия по модернизации монопрофильных муниципальных образований области направлено 1,4 миллиарда рублей бюджетных средств, освоено 2,5 миллиарда рублей частных инвестиций.
Основными направлениями использования средств являлись: содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда, проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Были профинансированы строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, уличной дорожной сети. Деньги пошли на мероприятия по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, а также на реализацию инвестиционных проектов и создание инфраструктуры, обеспечивающей организацию новых производств.
В монопрофильных муниципальных образованиях обеспечена стабилизация социально-экономической ситуации. Снижен уровень безработицы до 3,4 процента, размер заработной платы увеличился и составил 15200 рублей. Отмечается положительная динамика и по ряду других показателей: так, объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним организациям увеличился на 21 процент, а по градообразующим предприятиям – на 8,9 процента.
В текущем году будет продолжена работа по привлечению средств федерального бюджета на создание необходимой производственной инфраструктуры, способствующей реализации инвестиционных проектов в моногородах. В качестве примера можно назвать создание и развитие промышленных парков в Тутаеве и Гаврилов-Яме.
Государство должно выступать движущей силой, которая обеспечит модернизацию и стабильное развитие моногородов, создавать необходимые условия для привлечения частных инвесторов и организации новых производств.
В Московской школе управления «Сколково» 30 ноября – 1 декабря состоялся третий Съезд (форум) мэров моногородов – ежегодное мероприятие для глав 319 монопрофильных муниципальных образований России. В делегацию Ярославской области вошли представители четырех моногородов региона.
Главная тема форума в этом году – «Моногорода – проектируем будущее». В рамках открытой дискуссии на примерах городов были подведены предварительные итоги реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». Рассматривая кейсы конкретных городов, обсуждали источники побед, причины неудач и меры, позволившие их избежать. Речь шла о мерах поддержки моногородов в 2018 – 2019 годах, направлениях работы и КПЭ в рамках приоритетной программы в 2018 – 2019 годах.
– Мы еще только в начале пути по развитию моногородов Ярославской области. Но, решая задачу, поставленную губернатором Ярославской области Дмитрием Мироновым в стратегии «10 точек роста», мы в 2017 году заложили в основу этой работы цель – получение статуса ТОСЭР для трех моногородов – и поэтапно двигаемся в этом направлении: Тутаев получил статус ТОСЭР в сентябре, Гаврилов-Ям прошел комиссию Минэкономразвития РФ, и заявка одобрена, в ближайшее время ждем выхода постановления Правительства РФ. Ростов – заявка подана в Минэкономразвития РФ и ждет ближайшей комиссии, – сообщил заместитель председателя Правительства Ярославской области Максим Авдеев. – Все четыре моногорода региона сформировали свои проектные команды развития, в которые вошли представители региональной власти, руководители органов местного самоуправления, мэры городов, руководители градообразующих предприятий, предприниматели. Команды прошли обучение в 2017 году в «Сколково» и РАХИГС по программе Фонда моногородов. В рамках программы обучения команды разработали стратегии по комплексному социально-экономическому развитию моногородов, которые направлены на снижение зависимости благосостояния их населения от результатов работы градообразующего предприятия. Я уверен, что полученные знания и возможности позволят мэрам моногородов и членам проектных команд эффективно работать на привлечение в моногорода инвесторов, высокотехнологичных производств, формировать предпосылки роста профессиональных компетенций жителей и сокращения трудовой миграции.
И, естественно, присвоение статуса ТОСЭР значительно увеличивает инвестиционные возможности моногорода, учитывая тот факт, что резиденты ТОСЭР получают существенные налоговые льготы (налог на имущество – ноль, налог на прибыль – ноль первые 5 лет, далее – сниженные ставки, существенное сокращение налогов с ФОТ).
Моногород Песочное, для которого не планируется получение статуса ТОСЭР, выработал для себя стратегию, в основе которой лежит идея развития малых компаний, ориентированных на кооперацию с крупными сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, расположенными в непосредственной близости от моногорода. Идея была поддержана и одобрена в МШУ «Сколково».
Кроме того, органам местного самоуправления моногородов в 2018 году будут выделены субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса. Фонд развития моногородов выделяет займы под 5 процентов годовых для предпринимателей. Фонд поддержки МСП продолжит выдавать микрозаймы со ставкой 6 процентов годовых предпринимателям, зарегистрированным на территории моногорода.
В рамках Ярославского инвестиционного форума 14 декабря пройдет сессия «Моногорода – стратегии трансформации. Цифровые технологии – новые реалии развития городов». В рамках сессии мэры моногородов выступят перед инвесторами с презентациями инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в моногородах, а также обсудят, как новые технологии изменят наш завтрашний день. В ходе форума любой предприниматель может пообщаться в открытой дискуссии с мэрами моногородов и экспертами и предложить свой проект к реализации.
На 2019 год самым большим моногородом являлся Тольятти с населением в 718 тыс. человек.