(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе – капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
3. Решение о предоставлении бюджетных ассигнований за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:
федерального государственного учреждения стоимостью 3 миллиарда рублей и более, а также федерального государственного загранучреждения и федерального государственного унитарного предприятия независимо от стоимости, принимается в форме правового акта Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 22.12.2020 N 448-ФЗ)
федерального государственного учреждения стоимостью менее 3 миллиардов рублей принимается в форме правового акта Правительства Российской Федерации или в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в форме правового акта федерального органа исполнительной власти или иной организации, осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации).
(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)
В случае принятия решений, предусмотренных настоящим пунктом, в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более информация о таких решениях направляется в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней со дня их принятия.
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 448-ФЗ)
3.1. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.
Порядок принятия решений о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок предоставления указанных субсидий, включая требования к соглашениям о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
Решения о предоставлении субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 222-ФЗ)
4. Предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье – соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта.
Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:
цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которого предоставляется субсидия, с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления субсидии из федерального бюджета объем предоставляемой субсидии должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации указанного соглашения;
условие о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
положения, устанавливающие обязанность федерального автономного учреждения, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального автономного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия по открытию лицевого счета для учета операций с субсидиями соответственно в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования, а в случае направления высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в орган Федерального казначейства обращения в соответствии со статьей 220.2 настоящего Кодекса – в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством;
сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет, указанный в абзаце шестом настоящего пункта;
положения, устанавливающие право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных соглашением о предоставлении субсидии;
порядок возврата бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года ранее перечисленной этому учреждению, предприятию субсидии в случае отсутствия принятого в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии;
порядок возврата сумм, использованных бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения этим учреждением, предприятием целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии;
положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение объема предоставляемой субсидии в связи с нарушением бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников, в случае, если соглашением о предоставлении субсидии предусмотрено указанное условие;
порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием;
случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии.
Решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, получателям бюджетных средств может быть предоставлено право заключать соглашения о предоставлении субсидий на срок реализации соответствующих решений, превышающий срок действия утвержденных получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Порядок взыскания средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии при отсутствии решения получателя бюджетных средств, предоставившего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Положения абзаца третьего настоящего пункта в части соответствия объема предоставляемой субсидии объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой, а также абзацев шестого и седьмого настоящего пункта не распространяются на объекты государственной собственности Российской Федерации, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
5. В договоры, заключенные в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, подлежащие оплате за счет предусмотренной настоящей статьей субсидии, включается условие о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Сторона договора, предусмотренного настоящим пунктом, вправе потребовать от бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия возмещения понесенного реального ущерба, непосредственно обусловленного изменениями условий указанного договора.
В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, бюджетное или автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие вправе не принимать решение о расторжении предусмотренных настоящим пунктом договоров, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.
(абзац введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ)
6. Соглашения о предоставлении субсидий в отношении объектов, срок строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения которых превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на предоставление предусмотренных настоящей статьей субсидий, заключаются на срок реализации решений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, с учетом положений, установленных абзацем четырнадцатым пункта 4 настоящей статьи.
7. Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление предусмотренных настоящей статьей субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа казенного учреждения, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком при осуществлении бюджетных инвестиций, предусмотренных статьей 79 настоящего Кодекса, на бюджетное или автономное учреждение или изменения его организационно-правовой формы на государственное (муниципальное) унитарное предприятие после внесения соответствующих изменений в решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты с внесением изменений в ранее заключенные казенным учреждением государственные (муниципальные) контракты в части замены стороны договора – казенного учреждения на бюджетное или автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие и вида договора – государственного (муниципального) контракта на гражданско-правовой договор бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ)
Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности
1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
Информация об изменениях
Пункт 2 изменен с 14 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г. (на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.)
См. предыдущую редакцию
2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
3. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:
федеральных государственных учреждений стоимостью 3 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме правовых актов Правительства Российской Федерации;
федеральных государственных учреждений стоимостью менее 3 миллиардов рублей принимаются в форме правовых актов Правительства Российской Федерации или в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в форме правовых актов федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).
Пункт 3.1 изменен с 14 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ
3.1. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.
Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Решения об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 4 изменен с 14 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ
4. Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее – соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.
Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.
Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:
цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателю бюджетных средств, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
положения, устанавливающие права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования в лице органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, государственных (муниципальных) контрактов;
ответственность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
положения, устанавливающие право органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных заключенным соглашением о передаче полномочий;
положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателя бюджетных средств.
Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Пункт 4.1 изменен с 14 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ
4.1. В случаях, определенных федеральными законами (за исключением федерального закона о федеральном бюджете), иными нормативными правовыми актами о создании публично-правовых компаний, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям может предоставляться право на заключение и исполнение от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственных контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), являющихся государственными заказчиками, передавших государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (за исключением бюджетных инвестиций в целях реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения указанных объектов), которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты капитального строительства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления за государственными учреждениями либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных унитарных предприятий, а также увеличением уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Полномочия государственного (муниципального) заказчика могут быть переданы федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующей передачей указанных объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Указанные решения должны содержать информацию о юридических лицах, которым передаются полномочия государственного (муниципального) заказчика.
Передача объектов капитального строительства в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При передаче государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям или иным юридическим лицам полномочий, предусмотренных настоящим пунктом, на них распространяются положения, установленные пунктом 4 настоящей статьи для бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
5. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.
6. Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа бюджетного или автономного учреждения или организационно-правовой формы государственного (муниципального) унитарного предприятия, являющихся получателями субсидий, предусмотренных статьей 78.2 настоящего Кодекса, на казенное учреждение после внесения соответствующих изменений в решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в указанные объекты с внесением соответствующих изменений в ранее заключенные бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием договоры в части замены стороны договора – бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на казенное учреждение и вида договора – гражданско-правового договора бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на государственный (муниципальный) контракт.
Инвестиции в недвижимость
Плюсы и минусы инвестирования в недвижимость. Какие объекты недвижимости подходят для инвестирования? Бумажная недвижимость и мошенничество при инвестировании.
Инвестиции в недвижимость
Квартирный вопрос во все времена стоял остро. Поэтому приобретение своей отдельной недвижимости
воспринималось как главная цель и один из самых лучших способов вложения денег. Ведь
квартира — это надежно. Но так ли это на самом деле?
Мы подробно разобрались, насколько выгодно инвестировать в покупку недвижимости в наше
время, кому подходит данный вид инвестиций и с чего начать начинающему инвестору. Итак, обо
всем по порядку.
Инвестиции в недвижимость — плюсы и минусы
Как правило, квартиры покупают, чтобы улучшить жилищные условия семьи. Например, съехать
от родителей или иметь возможность родить еще одного ребенка. Но для некоторых покупателей
недвижимость — это еще и способ получения прибыли.
С одной стороны, инвестиция в недвижимость может оказаться очень удачной. Например, для защиты
накопленного капитала от инфляции или получения прибыли от сдачи. Но «правила
игры» неодинаковы и могут сильно отличаться в зависимости от типа недвижимости,
рынка и даже региона.
Прежде чем инвестировать деньги в покупку, стоит тщательно взвесить ситуацию и оценить риски
такого вложения капитала. Разберем преимущества и недостатки инвестиций крупными мазками,
а потом перейдем к частным случаям.
Как правило, недвижимость всегда (или почти всегда) ликвидна
Недвижимость можно сдать в аренду для получения прибыли
Покупка недвижимости стала доступнее благодаря кредитам и ипотеке
Большой выбор объектов для различных целей и в разных ценовых категориях
Спрос на недвижимость и цены могут значительно меняться под влиянием внешних факторов.
Например, экономической или эпидемиологической ситуации в регионе
Чем меньше город, тем ниже спрос на недвижимость
Нужны дополнительные расходы на обслуживание недвижимости — ремонт, налоги,
коммуналка
Форс-мажоры, от которых объекты недвижимости могут сильно пострадать. Например, пожар или
затопление
Объекты для инвестирования
Теперь рассмотрим, как конкретно можно инвестировать в недвижимость. Для простоты будем располагать
варианты инвестирования от наиболее востребованных и привлекательных к наименее
популярным.
Частный вид инвестиций в жилую недвижимость и первое, что приходит на ум, когда
мы говорим о выгодных вложениях в сфере строительства. Многие инвесторы выбирают именно
покупку жилых помещений, так как этот вариант подвержен рискам в меньшей степени. Заработать
на покупке недвижимости можно относительно быстро.
Вариант 1. Покупка квартиры в новостройке с последующей перепродажей
Вариант 2. Сдача квартиры в аренду
С первым вариантом все более-менее ясно. Допустим, вы приобретаете квартиру
за 10 миллионов рублей на ранних этапах строительства. После сдачи дома она поднимется
в цене, и вы сможете перепродать ее дороже.
Второй вариант также принесет свои плоды, но медленнее. Удобнее всего приобретать недвижимость
с ремонтом от застройщика — сдать в аренду такой объект получится раньше. Также
стоит
обращать внимание на ликвидность квартиры и ее привлекательность для арендаторов.
Учитывайте инфраструктуру рядом с домом, транспортную доступность, планировку, вид из окон,
этаж и даже уровень жизни соседей. Из этих факторов в итоге сложится стоимость аренды,
а соответственно и окупаемость вложений.
Здесь все немного сложнее, но тоже достаточно прибыльно. Во-первых, покупку коммерческой
недвижимости сложнее юридически оформить. Во-вторых, при выборе коммерческого объекта нужно
обращать внимание на большое количество моментов и критериев, неважных для вложения
в жилом фонде. В-третьих, нежилую недвижимость необходимо грамотно оформить.
Получить прибыль от приобретения коммерческой недвижимости вы сможете, сдавая
ее в аренду различным компаниям или индивидуальным предпринимателям. Но окупить вложения
быстро может не получиться. Как правило, стоимость ее довольно велика.
Уступает квартирам и нежилым помещениям, но в последнее время набирает популярность. Как
и в городской квартире, в загородном доме можно жить. Или вы можете купить участок
и построить дачу для отдыха. И дом, и дачу можно сдавать в аренду круглогодично,
на лето, на праздники или выходные. Главное, чтобы объект был расположен в районе
с хорошей инфраструктурой, недалеко от крупного города и был оснащен всеми удобствами.
Баня, летняя терраса и бассейн будут преимуществами для сдачи как в краткосрочную, так
и долгосрочную аренду.
Также выгодно инвестировать в покупку дома на стадии строительства, чтобы завершить работы
и получить прибыль от продажи готового жилья. Или купить только землю и построить дом
самостоятельно. Существуют специальные банковские программы, позволяющие получить ипотеку
на строительство под выгодный процент.
Относительно новый вид долгосрочных инвестиций. Ипотечные облигации — это ценные бумаги.
Их выпускают банки, а приобрести могут обычные люди. Обеспечением исполнения обязательств по
облигациям в конечном счете является залог прав требования по получению ежемесячных ипотечных платежей
от клиентов банка. Доход по ипотечным ценным бумагам, как правило, выше,
чем по обычным банковским вкладам.
Принцип работы ипотечных облигаций достаточно прост. Приведем пример. Заемщик берет в банке ипотечный
кредит на сумму 10 млн рублей. После чего кредитная организация на такую же сумму выпускает ценные
бумаги — ипотечные облигации. Далее они отправляются на торги, где их можно купить. Банк получает деньги
от продажи облигаций и может использовать их для выдачи новых кредитов. А инвестор получает долгосрочный
доход от ценных бумаг.
Минимум 75% активов инвестировать в недвижимость
Минимум 75% прибыли получать от аренды недвижимости
90% прибыли выплачивать инвесторам в виде дивидендов
При этом от самих инвесторов ничего не требуется. Достаточно купить на бирже акции
на REIT — все остальное возьмет на себя управляющая компания. Трасты инвестируют
в различные объекты недвижимости и сдают их в аренду. Это могут быть как
многоквартирные дома, так и торговые центры, больницы или офисы. В одном трасте могут
находиться десятки различных зданий.
Инвесторы REIT получают большую часть прибыли от выплаты дивидендов, но также доход можно
получить при росте стоимости самих ценных бумаг.
Опасайтесь мошенничества
Деньги всегда привлекают мошенников, большие деньги — очень хитрых мошенников. Поэтому необходимо
тщательно отнестись к вопросам вложения финансов, какой бы вид инвестирования вы ни выбрали.
При покупке или продаже недвижимости желательно обратиться за помощью к хорошему
юристу — он поможет при оформлении бумаг и учтет все нюансы
Сдавая недвижимость, тщательно выбирайте арендаторов, прописывайте все условия в договоре
и следите за его исполнением
С вкладами в ценные бумаги проще — достаточно пользоваться инвестиционным
приложением надежного банка
Выводы
Инвестиции в недвижимость — выгодное вложение средств. Цены на квартиры, как
правило, растут.
Вы всегда можете самостоятельно воспользоваться купленной квартирой, домом или коммерческим
помещением.
Аренда жилой и нежилой недвижимости — долгосрочная инвестиция. Один раз купив
квартиру, вы можете сдавать ее очень много лет.
Инвестиции в недвижимость практически исключают полную потерю вложенных денег.
При этом нужно понимать, что не стоит ожидать мгновенную прибыль. Как правило, вложения
окупаются несколько лет.
На рынке ценных бумаг тоже не стоит ждать быстрые деньги. Это долгосрочные вложения
на перспективу. Но в будущем они почти со стопроцентной вероятностью принесут
хорошую прибыль.
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо (далее – Обращение) и сообщает.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, а также формы бюджетной отчетности установлены Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее – Инструкция N 191н).
Пунктом 173.1 Инструкции N 191н установлен порядок составления Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190) (далее – Сведения (ф. 0503190), который применяется субъектами отчетности исходя из принципа допущения непрерывности деятельности (далее – Порядок).
Согласно указанному Порядку при составлении сводных Сведений (ф. 0503190) главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств предусмотрено осуществление консолидации показателей Сведений (ф. 0503190), составленных и представленных получателями бюджетных средств, только в части операций передачи (получения) объектов нефинансовых активов (сумм капитальных вложений в объекты нефинансовых активов), отраженных в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125 по коду счета 030404000) – консолидация внутриведомственных оборотов между получателями бюджетных средств, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств, отраженных на соответствующих счетах аналитического учета счета 130404000 “Внутриведомственные расчеты” в корреспонденции со счетами по учету нефинансовых активов, включая счет 110600000 “Вложения в нефинансовые активы”.
Порядок предусматривает составление финансовым органом сводных Сведений (ф. 0503190) путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов сводных Сведений (ф. 0503190), представленных ему главными распорядителями средств бюджета сводных Сведений (ф. 0503190), без проведения консолидационных процедур.
Нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не закреплена обязанность субъекта консолидированной отчетности (финансового органа) по исключению иных взаимосвязанных показателей при формировании сводных Сведений (ф. 0503190).
Раскрытие в Сведениях (ф. 0503190) информации об объекте незавершенного строительства в случае осуществления капитальных вложений в течение периода строительства за счет бюджетных ассигнований, доведенных разным главным распорядителям бюджетных средств, реализовано посредством отражения взаимосвязанных уникальных кодов (учетных номеров) объекта незавершенного строительства в графах 6, 7 Сведений (ф. 0503190).
При изменении учетного номера объекта незавершенного строительства в течение отчетного периода (года) информация о таком изменении раскрывается в указанных графах Сведений (ф. 0503190), что обеспечивает сопоставимость показателей и прослеживаемость (открытость и достоверность) информации.
Учитывая вышеизложенное, увеличение (задвоение) итоговых показателей соответствующих граф Сведений (ф. 0503190), за исключением показателей кассового исполнения принятых денежных обязательств и (или) прироста капитальных вложений отчетного года (в рассматриваемом случае отсутствует), вызванное изменением учетного номера объекта (графы 6, 7) Сведений (ф. 0503190) в результате изменения подведомственности казенного учреждения при реорганизации (упразднении) органа власти, допустимо.
В случае выявления указанных увеличений итоговых показателей сводных Сведений (ф. 0503190) консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, сформированных посредством суммирования показателей отчетности главных распорядителей бюджетных средств субъекта Российской Федерации, внесение изменений в указанную отчетность по данным основаниям не требуется.
В составе дополнительной информации об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, раскрываемой в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160), целесообразно отразить особенности формирования показателей сводных Сведений (ф. 0503190), включая особенности формирования показателей при изменении ведомственной подчиненности получателей бюджетных средств.
Обзор документа
Увеличение (задвоение) итоговых показателей граф Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190), вызванное изменением учетного номера объекта (графы 6, 7) в результате изменения подведомственности казенного учреждения при реорганизации (упразднении) органа власти, допустимо.
При выявлении указанных увеличений итоговых показателей сводных Сведений (ф. 0503190) консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета региона не нужно вносить изменения.
В составе дополнительной информации об исполнении бюджета региона, раскрываемой в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160), целесообразно отразить особенности формирования показателей сводных Сведений (ф. 0503190), включая особенности формирования показателей при изменении ведомственной подчиненности получателей бюджетных средств.