В МИРЕ ОТКРЫТАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЭТО ТАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Запрос «Федерация» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Субъе́кт федера́ции — политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.

Откры́тая Росси́я (также распространено сокращение «Откры́тка») — российская общественная организация, ранее — в 2014–2019 годах — сетевое движение (формально учредительная конференция прошла в 2016 году). В 2001—2006 годах действовала одноимённая региональная, а затем — межрегиональная общественная организация (ни одна из этих структур не являлась правопреемницей другой).

Согласно Уставу — добровольное, самоуправляемое, массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные и иные общественно-политические цели, поддерживаемые участниками движения.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2021 года; проверки требуют 3 правки.

Открытое правительство (открытое государство) — это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием. В наиболее широком изложении она противостоит попыткам легитимизации расширения секретности и непубличности деятельности государственных структур. Истоки аргументов в пользу открытого государства могут быть отнесены ко времени эпохи Просвещения в Европе, в течение которой философами обсуждалось правильное построение зарождавшегося демократического общества.

Введение

Что такое открытость? Что должно быть открытым? В чем разница между правительством и государством? И что же такое, наконец, Открытое государство и почему оно вообще нас всех должно волновать. Начну с того, что этот термин до сих пор не столь однозначен в мире и весьма неоднозначен в России. В изначальном своем звучании «Open Government» можно перевести как «Открытое государство», «Открытое правительство» или «Открытая власть». Каждый из терминов неточен по-своему.

Так, термин «Открытое правительство» отличается тем, что в России все рассматривают «Правительство» только с большой буквы, то есть как орган верховной исполнительной власти, а не как совокупность всех властных структур. В термине «Открытая власть» заведомо содержится разделение на «мы и они». Власть и все остальные. С той лишь разницей, что власть открытая. При всей его симптоматической точности, он не соответствует тому, что происходит в мире. Именно поэтому я лично использую термин «Открытое государство», который включает все органы государственного управления и все ветви власти, а также иные органы власти, упомянутые в основном законе. И, как вы знаете, в России сейчас членами правительства активно используется смешанная терминология. Кто-то говорит «Открытое правительство», кто-то — «Большое правительство», и реже, но тоже употребляют «Расширенное правительство». В лучшем случае, речь идет об открытости исполнительной власти, в худшем — о создании новой структуры экспертного типа при обычном Правительстве. Поскольку лично я всегда куда больше интересовался термином «открытые данные», о котором еще напишу подробнее, то всегда хотел хотя бы для себя понять, что такое открытое государство в международном понимании и что применимо к нему, а что нет. И для этого я собрал почти все известные определения, а далее приведу наиболее интересные из них.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации издают собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например Земли в Германии или федеральные земли в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти или фактически являются федерациями. Например, Швейцария (также Швейцарский Союз), до сих пор провозглашаемая как конфедерация, де-факто есть федерация, в которой кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз, напротив, являет собой пример классической конфедерации.

Можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

На мой взгляд, опасения (для кого-то надежды), что Россия по своей воле в какой-то момент свернет СВО, следует окончательно отбросить. Этого не случится, потому что этого не может случиться. В каком-то смысле, ничего субъективного.

А вот где мы остановимся, пока наверняка сказать невозможно. И что самое важное: Херсон, Запорожье и часть Харьковщины активно интегрируются уже сейчас, поэтому фактически Новороссия – пусть пока не в полном объёме – состоялась. И вот это необратимо. Я уверен, мы продолжим, но пока давайте сделаем замер по тому, что имеем.

Что такое Новороссия?

На сей раз без пафоса.

Это означает, что Россия исторически необратимо переступила формат национального государства и больше не является только Российской Федерацией в узком смысле.

Это отныне открытая имперская Федерация, Россия-Евразия. Боевое братство чеченцев, русских, других народов на украинских фронтах, переход на нашу сторону множества малороссов, выбирающих Империю, все это и есть торжество евразийства. И те, кто пытаются держаться за национализм, каким бы он ни был, — украинским, великороссийским или сепаратистским, — на глазах оказываются однозначно в рядах предателей. Как сказал Ален де Бенуа: «конфликт на Украине это битва Империи против национального государства».

Открытая Федерация не просто включает в себя новые земли. Каждая новая область видоизменяет границы целого. Границы же образуют форму, фигуру. А форма и есть идентичность. Если границы круглы – это круг. Если квадратны – квадрат. Если Херсон, Запорожье, Донбасс и Крым по эту сторону, то у страны один вид. Если по ту – другой. Разная форма, разная страна, разная сущность.

Логично, что Новороссию передали в ведение внутриполитических ведомств России. Это вселяет в наших новых граждан, в наших бойцов и наш народ уверенность и чувство защищенности. Прекрасно.

Теперь надо включить сами внутриполитические ведомства в новый – на сей раз евразийский – контекст. А это значит, что в новой конфигурации границ меняется значение и тех зон, которые были внутри и ранее. Ведь и с ними двадцать лет назад были проблемы – особенно острые на Кавказе. Постепенно и весьма эффективно Путин остроту их снял, сепаратизм подавил, а области закрепил в едином пространстве. И сегодня чеченские и северо-кавказские герои бьются за Россию плечом к плечу с русскими.

Однако, когда Россия включает в себя Новороссию, она включает в себя не только количественные территории, но и качественные характеристики. Это влияет и на Сибирь, и на Орловщину, и на Краснодарский край, и на арктические зоны. Теперь они территории России-Евразии, открытой Федерации, а не только национального государства, по остаточному принципу сложившегося на развалинах Российской Империи – СССР. Значит, и внутренняя политика меняет свой смысл. Она перестает быть исключительно внутренней, она с необходимостью должна учитывать интеграцию, причем не только новых, но и старых зон.

И здесь можно пойти двумя путями –

· русификацией или

· евразийской диверсификацией при сохранении стратегического имперского единства.

В первом случае Большая Россия мыслится как расширенная версия национального государства, то есть как чисто количественное масштабирование РФ. На первых порах и это неплохо, но в более длительной перспективе чрезвычайно неустойчиво и даже опасно.

Возьмем пример той же Чечни при Кадырове – старшем и младшем. Москва дальновидно пошла на то, чтобы дать большую степень культурной и религиозной автономии Чечне, то есть по евразийскому сценарию. И никакой искусственной русификации не понадобилось. Лояльность исламской глубоко чеченской Чечни в отношении России максимальна. Сохраняем локальную идентичность при жесткой стратегической вертикали. Вот что работает. Это и есть евразийская диверсификация. Иными словами искусство строить Империю. Именно Империю.

Вот такое решение неизбежно должно быть принято на уровне внутренней политики России в её новой фазе. Новороссия требует серьезной смены вех. Технократия и прагматизм полезны тогда, когда стратегический выбор сделан.

Россия, став открытой Федерацией, то есть Россией-Евразией, должна переосмыслить прежде всего саму себя. И лишь потом придавать этому техническое оформление.

Каждый день СВО делает это переосмысление все более насущным. Форма наших границ уже необратимо изменена и будет меняться дальше. Эта форма гомологична (гомотетична, как говорят математики) фигурам нашего политического мышления – в том числе и внутриполитического.

Есть ли в структуре управления государством инстанция, где подобные вопросы осмысляются на должном уровне? Если есть, отлично. Если нет, её надо создать. Если есть, но не на должном уровне, уровень следует оперативно повысить. Пусть эти вопросы пока остаются открытыми. Главное и так происходит. Мы наступаем.

Теги события

специальная военная операция

Вымышленные федерации довольно часто встречаются в вымышленных фантастических вселенных.
Яркие примеры вымышленных федераций:

Прозрачность государства часто связана с обеспечением подотчетности. Прозрачность зачастую позволяет гражданам демократических стран контролировать их государство и уменьшать коррупцию, взятки, и иные должностные преступления.

Современная доктрина открытости государства находит сильную поддержку среди некоммерческих организаций, занятых противостоянием тому, что они видят как непрерывную тенденцию склонности государства к уходу в секретность, везде где это только возможно. Они выступают в поддержку применения норм открытости и прозрачности по всему миру и убеждают в необходимости подобных стандартов для процветания и развития демократических обществ. В России одной из подобных организаций выступает ИРСИ.

Преследование активистов и участников

Максим Верников (первый осужденный в России по статье 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) в суде по своему третьему делу по статье 20.33 КоАП РФ, Екатеринбург, 2019 год

Координатор «Открытой России» на пикете в Екатеринбурге, 2019 год

Факторы федерализации государства

Существует ряд предпосылок, которые самостоятельно или в своей совокупности становятся причинами постепенной федерализа́ции государства. Так, важнейшим фактором является территориальный. Разделение государственной территории естественными барьерами, такими как горные цепи или проливы и иные большие водные объекты может способствовать федерализации, однако она будет иметь место только в совокупности с фактором накопления индивидуальных черт внутри тех территорий, которые отделены от основной. В ином случае, если явных культурных различий нет, то федерализация далеко не является неизбежной.

Безусловно, важнейшей предпосылкой возможной федерализации в будущем является многонациональность государства. Однако здесь, помимо культурных различий между народами, важно ещё и наличие у народов желания получить национальную независимость, реализовать своё право на самоопределение в пределах государства, не отделяясь от него.

Направления и приоритеты

Мировая практика в области открытости государства является весьма широкой и включает множество тем и направлений, которые правительства стран выбирают как приоритетные. В то же время, ряд направлений присутствуют повсеместно и считаются неотъемлемыми для обеспечения публичности государства.
К таким направлениям можно отнести:

Одной из существенных проблем общения представителей государства и граждан является проблема непонятности государственной информации для простых людей. Эта проблема широко распространена во всём мире, и во всех развитых странах она сейчас решается через подход, который называется «открытые данные». Открытые данные — это специальный способ публикации информации в форматах, пригодных для последующей обработки и анализа. Они также называются открытые машиночитаемые данные Такой подход позволяет широкое повторное использование публичных государственных баз данных бизнесом, СМИ и гражданским обществом. Примерами подобных данных в России можно привести машиночитаемое раскрытие информации:

Открытые данные также продвигаются общественными проектами, например OpenGovData.ru и GisLab.info.

Народная экспертиза/ Открытые коммуникации

Среди множества примеров подобных проектов в России необходимо отметить проекты обсуждения законопроектов, такие как система обсуждений Правительства Российской Федерации, обсуждение законопроектов под эгидой Президента, народное обсуждение законопроектов в Республике Башкирия, публичное онлайн обсуждение концепции здравоохранения и множество других. Можно говорить о том, что в России появилось множество проектов по организации так называемой «народной экспертизы». Эти проекты обеспечивают эффективный механизм коммуникации государства и граждан за счёт того, что публичное обсуждение позволяет избежать наиболее грубых ошибок при нормотворчестве. Также к этой категории проектов можно отнести проекты по сбору идей и жалоб граждан на дорожные проблемы, проблемы городской инфраструктуры, незарегистрированные свалки и тому подобные инициативы.

Открытость государственных расходов

На границе Европы и Азии:

Термины и определения

Одно из самых первых серьёзных и детально раскрытых определений Открытости государства содержится в документе 1993 года, в докладе герцога Ланкастера в главе 1 и пункте 1.1: «1.1 Открытое государство — это часть эффективной демократии. Граждане должны иметь адекватный доступ к информации и анализу, на основе которого государство работает. Министры и публичные служащие обязаны разъяснять их законы, решения и действия общественности. Государство, тем не менее, нуждается в том, чтобы хранить некоторые секреты и обязано защищать личную жизнь тех, кем оно управляет».

«Open Government» Presented to Parliament by the Chancellor of The Duchy of Lancaster By Command of Her Majesty July 1993

В том же документе это неоднократно раскрывается и я приведу еще несколько выдержек оттуда же, из главы 4, пункт 4.3: «4.3 Ключевыми условиями для того, чтобы положения данного документа были уставлены,являются:

— четкая формулировка принципов, на которых информация может быть доступна;

— четкая формулировкаусловий, на которых информация может быть оправданно сокрыта;

— обособленный, авторитеный и независимый контроль».
Оригинал: http://www.official-documents.gov.uk/document/cm22/2290/2290.pdf

Две этих коротких выдержки вполне четко определяют, что такое открытое государство. Открытость – это, в первую очередь, доступ к информации, пусть и с некоторым оговорками, которые здесь упомянуты. Двинемся дальше.

Уэльс 2002 год. Министр открытого государства

В этом определении мы можем увидеть еще более точную формулировку, и она раскрывается через так называемые законы свободы доступа к информации FOI (Freedom of Information)

OECD Policy Brief (публикации ОЭСР) 2005 год

С точки зрения общественности, открытое государство — то, где бизнес, общественные организации и граждане могут:

Принципы хорошего управления – прозрачность и подотчетность; честность и равенство; действенность и результативность; уважение к закону ивысокие стандарты этичного поведения – представляют основу того, на чем построено открытое государство.

На сей раз определение становится шире и в нем можно увидеть как тех, на кого открытое государство ориентировано – бизнес, общественные организации и граждане; и то, что является его неотъемлимой частью – доступ к информации («знать»), эффективность («приобретать») и вовлечение («создавать»). Даже с оглядкой на то, что ОЭСР – это международная организация с акцентом на экономике, безусловно, это определение достаточно хорошо, чтобы его можно было бы использовать и сейчас.

Великобритания 2007 год. Информационный комиссар Ричард Томас

В одном из выступлений в 2007 году к теме открытости государства обратился информационный комиссар Великобритании Ричард Томас.

Если общество сейчас в большинстве видит пользу от большей открытости, позвольте мне обратится к отражению глубоких конституционных,законодательных, политических и административных размышлений, приводящих к тому, что открытое государство это, безусловно, хорошее государство. Возможно, есть презумпция раскрытия информации, но свобода информации, в значительной степени, — это возможность применения конкретных исключений и взвешивание конкурирующих общественных интересов. Это неизбежно, что линии границы все еще прочерчиваются.

Это то, что можно назвать наиболее осторожным определением. При том, что в Великобритании довольно давно считается, что свобода доступа к информации – это хорошо, однако всегда существуют оговорки по открытию той информации, что составляет государственную тайну. А также существуют ограничения на публикацию личной информации, то, что называют персональными данными. Соблюдение баланса интересов различных групп общества – это, пожалуй, один из наиболее важных аргументов в дискуссиях об открытости в зарубежных странах. И вот здесь я сделаю небольшое отступление и обращусь к другому термину, упомянутому в этом. Хорошее государство или Good Government можно раскрыть и как хорошее или надлежащее управление.

Европейское управление. Good Governance. 2001 год

Этот термин (Good Governance или, на русском языке, «Надлежащее управление») был упомянут и подробно раскрыт в официальном документе Европейского союза под названием «European Governance». Что это такое, раскрывается в следующих принципах:

Декларация партнерства открытых правительств. Наши дни.

Пройдя через все определения выше, мы наконец-то приходим к тому, что же происходит в мире сейчас. Все те принципы, что звучали ранее в разных формах и подробностях нашли свое отражение в документе партнерства открытых правительств (Open Government Partnership). Эта международная организация была создана в сентябре 2011 года как раз с целью развития открытости стран. Обратимся к ее декларации.

Мы признаем, что люди по всему миру требуют большей открытости от государства. Они призывают к большему участию граждан в публичных отношениях, ищут пути к тому чтобы сделать их государства более открытыми, ответственными, подотчетными и эффективными.

Мы осознаем, что страны находятся на разных стадиях в их усилиях по распространению открытости в государстве и каждый из нас выбирает подход соответствующий нашим национальным приоритетам и условиям и пожеланиям сограждан.

Мы принимаем ответственость в участии в усилении нашего вклада для распространения прозрачности, борьбы с коррупцией, вовлечении граждан и использовании мощи новых технологии для обеспечения государства более эффективным и подотчетным.

Мы поддерживаем ценности открытости в нашем взаимодействии с гражданами для улучшении услуг, управления общественными ресурсами,распространении инноваций и создания безопасных сообществ. Мы видим принципы прозрачности и открытости государства с целью достижения большего процветания, качества жизнии человеческого достоинства в наших собственных странах и все более объединенном мире.

У этого безусловно важного документа есть лишь один недостаток – многие определения открытости там установлены как данность, они не раскрыты и предполагается, что все мы под открытостью понимаем что-то одно и этот термин самозначен.

Парламент в федеративном государстве

Обязательным признаком федерации и одновременно её характерной чертой является наличие двухпалатного парламента. Нижняя палата, как правило, избирается на всенародном голосовании, а верхняя, в которой осуществляется представительство субъектов государства, может формироваться разными способами.

Одним из путей формирования верхней палаты является проведение выборов представителей в субъектах федерации. Таким образом представители регионов избираются, например, в США, Швейцарии, Бразилии и др.

Второй способ рекрутирования представителей субъектов — пропорциональное населённости субъекта количество представителей, избираемых в легислатуре. Данная система действует в Австрии.

История с 2014 года

Михаил Ходорковский (основатель «Открытой России») во время своей лекции в Королевском институте международных отношений, Лондон

Александр Соловьёв (глава «Открытой России» в 2017—2018 годах)


В МИРЕ ОТКРЫТАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЭТО ТАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Андрей Пивоваров (глава «Открытой России» в 2018—2019 годах)

Автомобиль в Екатеринбурге с символикой «Открытой России». 23 марта 2019 года

Флаг с акции «Надоел». Фото 2019 года

В настоящее время единственной официальной мягкой федерацией является Эфиопия. Европейский союз обладает чертами мягкой федерации, однако не считается государством в смысле международного права. Также черты мягкой федерации ярко выражены у Швейцарии, но формально она является конфедерацией.

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира, показаны зелëным

Россия. Наши дни. Большое Правительство

Ситуация с открытостью всегда имела свои «родовые травмы», унаследованные еще от закрытого принципа работы органов власти в Советском Союзе, сильной завесе секретности и лобби спецслужб. То, что Дмитрий Медведев заговорил о формировании «Большого правительства» и продекларировал интерес во вступлении в Open Government Partnership – было тем, что многие поначалу встретили с энтузиазмом. Энтузиазм быстро испарился после первых же последующих действий. И вот почему.

Во-первых, возникла терминологическая ловушка. Разные чиновники, стоящие за этой инициативой, называли его то Большим, то Расширенным, то Открытым, и каждый раз по-новому, а иногда поминая и все три термина за речь. Причем, если что такое «Открытое» более-менее понятно людям, знающим, что происходит в мире, то «Большое» и « Расширенное» – это какое-то внутрироссийское изобретение непонятного происхождения.

Во-вторых, с самого начала упоминалось Правительство с большой буквы — то есть конкретный государственный орган, а не совокупность всех верховных органов власти. Это как раз к вопросу о терминологической разнице в названиях. Сейчас получается что Открытым / Большим / Расширенным Правительством называют некую форму экспертного совета при российском правительстве, формируемую некой рабочей группой по его созданию. Но экспертные группы – это не группы правозащитников и не широкие публичные консультации. Это модель коммуникаций построенная, в лучшем случае, на цивилизованном лоббизме, в худшем — на узаконивании ранее принятых решений через экспертные советы. Сами по себе они, при этом, ничего не решают.

Мне довелось прочитать все публичные документы этой рабочей группы. И если сказать вкратце, то результат удручающий. Вместо четкого фокусирования на вопросах открытости, фактически, в материалах видно, что это попытки сформировать некую новую экономическую и социальную политику. Причем это видно даже из самого начального разделения группы на «подгруппы», каждая из которых не имела отношения к открытости как таковой. Необходима ли стране экономическая политика? Безусловно. Но опять же это не открытость. Отчасти на этом фоне радует, что Россия все таки оставила заявку на вступление в Open Government Partnership и выполнение международных обязательств перед партнерством даст большее понимание того, что правильно, а что нет, нашим чиновникам. И вот сейчас мы подошли к самому важному вопросу. А зачем же открытое государство вообще нужно. Каким образом возникла потребность в его появлении? И на этот вопрос также есть ответ.

Что же такое «открытое государство»

Покончив с основными определениями можно переходить к сути. Основа определений в соответствии государства, государственной политики определенным принципам. Эти критерии очень четко сформулированы в перечне критериев по которым определяются страны пригодные для вступления в Open Government Partnership.

Они подробно изложены в на специальной странице партнерства, и там же приводятся материалы, на основании которых рассчитывалась готовность/пригодность вступления стран в OGP.

Я изложу их вкратце. Эти критерии:

Для каждого из критериев организаторы партнерства использовали данные международных рейтингов и исследований дабы понять, какие из стран подходят и какие нет.

Являются ли эти критерии водоразделом того, что такое открытое государство? Безусловно. По крайней мере, по критерию «Вовлечение граждан» мы можем увидеть четкую связь Open Government и того, что называют демократическими ценностями и гражданскими свободами, поскольку он определяется по уровню развития демократии в стране на основе рейтинга Democracy Index 2010 от Economist Business Unit.

Поэтому, что же такое Открытое государство. Это доктрина открытости органов власти, реализация которой обеспечивает свободу доступа информации для граждан, бизнеса и гражданского общества, высокий уровень прозрачности ключевых государственных инициатив, персон и процессов для широкой общественности и участие граждан в принятии ключевых государственных решений.

Открытое государство – это государственная политика и никак не что-то иное.

И вот здесь пора затронуть тему Большого правительства в России.

Открытое государство без государства

До этого я писал о том, что же такое открытое государство и о проблемах понимания этого термина в России. А теперь обратимся к самым первоистокам. Откуда у чиновников вообще возникло стремление к формулированию данного термина и данной доктрины. В неком идеальном, если угодно, Платоновском обществе, мы можем представить, что множество людей выбирают наиболее честных и подходящих для того, чтобы те лучшим образом представляли их интересы и управляли тем, что находится в общем ведении. Образ этого общества так или иначе есть у каждого из нас, и мы четко ощущаем разницу в том, когда нами управляют те, кто может быть профессиональными и моральными авторитетами и те, кто готов использовать власть и инструменты манипуляции для достижения личных целей.

При этом, де факто, современное общество является информационным. Если ранее каналы коммуникации состояли из бумажных писем и телефонов, то сейчас интернет получил широчайшее распространение и коммуникации стали всеобъемлющими и чрезвычайно быстрыми. Мы вот прямо сейчас живем в информационном обществе, и современные технологии создают многочисленные возможности самостоятельно и быстро делать то, что ранее требовало работы больших коллективов за многие месяцы.

Механизмы краудсорсинга для решения проблем, такие, как волонерство при лесных пожарах, самоорганизация граждан для раздельного сбора мусора, посадки деревьев, обустройства окружающей среды – все это ни что иное, как самоорганизация граждан, которая становится все проще, быстрее, коммуникативнее и независимей от государства. Аналогичные примеры можно привести и в отношении государства и его открытости. В странах где общество уже успело оценить важность доступности государственной информации еще до инициатив открытости правительств, появлялось множество гражданских проектов, в которых имеющаяся государственная и общественная информация собиралась и представлялась удобным образом.

Так, государственные проекты по открытости бюджета США появились значительно позже общественного проекта Fedspending.org, созданного OMB Watch в октябре 2006 года. Проекты открытости государственных данных в Европе создавались Open Knowledge Foundation без участия государственных структур Евросоюза, проект Rewired State («переделанное государство») в котором программисты самостоятельно переделывают государственные сервисы и создают новые проекты на основе государственных данных, также существует независимо. Это многочисленные иные проекты открытости, в которых граждане по крупицам собирают государственную информацию, опубликованную в сканах, PDF-документах и т.п. и преобразуют ее в открытые базы данных, доступные для всех.

К примерам подобных проектов в России я могу привести созданные мной проекты OpenGovData.ru и конкурс для разработчиков Apps4Russia. Их смысл и их цели не в том, чтобы привлечь внимание государства к этой теме, а в том, чтобы обеспечивать открытость государства без его участия. Другими такими проектами являются ГисЛаб – проект/сообщество по геоданным, многочисленные гражданские Вики проекты и отдельные инициативы в виде мобильных приложений и сайтов гражданского контроля. И таких проектов очень много, и именно они и создаются среду, в которой может существовать Открытое государство. Эти проекты возможны благодаря другому явлению которое называется «Открытые данные» и смысл которого в том, что свобода доступа к информации может быть реализована по-разному и информация может иметь множество форм.

Так текст документа, начитанный на аудио, скан документа и тот же документ, как текст для копирования – это разные уровни его качества. Так же как и государственные базы данных, доступные только для просмотра – это неудобно для всех, кто понимает, что эти данные могут быть проанализированы иначе и сопоставлены. Для того, чтобы от этих баз была польза, чтобы их можно было использовать повторно, и поднимается вопрос об их раскрытии в форматах, пригодных для компьютерной обработки. Как минимум в файлах Excel, а как максимум — в специальных форматах. Однако об этом я напишу подробнее в следующий раз. Так в чем же смысл и перспективы официального Открытого/Большого Правительства и что же ждет нас в итоге?

Центр и субъекты в Конституциях федераций

В Конституциях различных федеративных моделей мира отражаются разные способы разграничения предметов ведения федерального центра и субъектов государства. В каких-то странах полномочия распределяются в пользу субъектов по остаточному принципу, в каких-то, наоборот, таким образом определяются полномочия центра. Выделяют следующие модели конституционного распределения полномочий:

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Малайзия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия). В национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного отстаивания общих интересов (например, Швейцарский союз, Тринадцать колоний).

По степени централизации:

Что будет в итоге

Во всем мире инициативы по Открытому государству нацелены на то, чтобы установить доверие между гражданами и управляющими ими элитами. Это реакция властей на общественный запрос и сильное давление со стороны гражданского общества. Реакция, вызванная не только тем, развиваются ли протестные настроения, но и тем, что протест звучит не в целях сменить одних лиц на других, а в том, чтобы изменить сами принципы общественного устройства. Возможно, Открытое государство – это именно та доктрина, что позволит пройти эту трансформацию к наибольшей общей пользе для всех.

В России на открытость есть огромный, хотя и пока еще не сформулированный общественный запрос на изменения. Становится все больше общественных инициатив и не упомянутых здесь, но безусловно важных региональных проектов. Для того, чтобы федеральной власти соответстовать этим вызовам, крайне важно понимание, что без системной работы, без ясного и четкого изложения принципов открытости, без соответствия международной практике и запросов общества невозможно сохранить и установить уровень доверия людей, который позволил бы пережить грядущие трансформации общества безболезненно. Но даже если это понимание к ним не придет, ничто не помешает нам строить Открытое государство без государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *