Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:
Контракт на управление и арендные договоры;
Контракт на эксплуатацию и обслуживание;
* Прописаны в Российском законодательстве (по состоянию на 2012 год прописаны все указанные виды, а также иные)
Решением совета глав правительств СНГ “О межгосударственной программе сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года” в качестве приложения 4 утвержден “Словарь терминов (глоссарий) необходимых для работы с программой”, в котором приводится полная расшифровка применяемых в рамках ГЧП терминов, в том числе 18 типов концессионных соглашений
Государственно-частное партнёрство в России
Вступает в силу 1 января 2016 г. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ “О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (за исключением статьи 46, которая вступила в силу 14 июля 2015 г.).
По аналогии с зарубежными центрами для становления и развития рынка ГЧП в России был учрежден Центр развития государственно-частного партнёрства.
Центр развития ГЧП издает электронный журнал «Государственно-частное партнёрство в России», учредил первый ГЧП-институт, активно участвует в законодательной и иной деятельности по становлению и совершенствованию государственно-частного партнёрства в России.
Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге
Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А. Чичканова: “Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами”.
По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнёрства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:
Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге
На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твёрдых бытовых отходов в п. Янино (недоступная ссылка)
Также ведётся предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).
В 2016 году на основе Соглашения о государственно-частном партнерстве был реализован Центральный участок платной автомобильной дороги “Западный скоростной диаметр”.
Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге
31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнёрства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО “Управляющая компания “Перемена”.
В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:
Государственно-частное партнёрство в Москве
С 2015 года Москва занимает первое место в рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства, который составляется Национальным Центром ГЧП при поддержке Минэкономразвития России. При его формировании оценивается инвестиционная привлекательность регионов, развитие нормативной базы и институциональной среды в сфере ГЧП, а также опыт реализации конкретных проектов.
Проекты ГЧП в Москве
С 2013 по 2016 год в Москве на условиях ГЧП заключены контракты на сумму около 700 млрд руб.
В Москве реализуются крупные инфраструктурные проекты на условиях ГЧП, в том числе в сфере дорожно-транспортного строительства. Примером такого проекта является строительство Северного дублера Кутузовского проспекта – высокоскоростной магистрали, протяженностью 11 километров от МКАД до ММДЦ «Москва-Сити». Проект реализуется в форме концессии.
В Москве реализуются проекты ГЧП с участием малого и среднего предпринимательства. Рядом нормативных актов Правительства Москвы предусмотрена возможность получить здание или помещение в рамках программы льготной аренды городской недвижимости с инвестиционными обязательствами. По правилам программы, инвестор переходит на льготную ставку аренды 1 рубль за квадратный метр в год после реконструкции и оснащения помещения за счет собственных средств. В здравоохранении это проект «Доктор рядом», направленный на открытие частных клиник общей врачебной практики. В образовании инвесторам предлагается взять в аренду здание под создание частных детских садов и школ на льготных условиях. Аналогичный механизм применяется и в отношении объектов культурного наследия Москвы.
Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т. д.
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Для успешного выполнения программы ГЧП необходимы:
Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ, также с помощью ГЧП реализуются объекты IT-инфраструктуры, социальной сферы.
Государственно-частное партнёрство на Украине
В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве» – закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.
Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других.
Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов.
Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре.
Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найти на украиноязычной странице