ТЕМА 7 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Виды систем

Систематизировать элементы государственного управления можно по различным критериям:

Организационные структуры государственного управления

Государство регулирует все стороны жизни общества, поэтому для организации его деятельности потребовалась тщательнейшим образом спланированная оргструктура. Она и составила сущность государственного управления.

Понятие структуры государственного управления определяет взаимодействие определенных органов, которые действуют от лица государства в рамках полномочий, представленных законом.

К основным органам структуры государственного правления относятся следующие компоненты власти:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Законодательная власть базируется на разработке новых законов. Это находится преимущественно в прерогативе Федерального Собрания и законодательной системы субъектов РФ.

Сущность исполнительной власти заключается в обеспечении реализации разработанных законодательством программ и законов. К ним относятся Правительство, различного рода министерства и органы исполнения субъектов РФ.

Судебная власть базируется на решении спорных вопросов и предусматривает наказание за отказ исполнять предусмотренные властью законы. Главными органами данной системы являются Конституционный суд, Верховные суды, а также арбитражные и районные. Суды субъектов РФ делятся на Конституционные и мировые.

Принципы и механизмы построения системы государственного управления

Управленческая деятельность государства подчинена основополагающим принципам, которые содержатся и в Конституции РФ, и в иных законодательных актах. Среди них:

Строгое следование данным принципам способствует формированию у граждан доверия государству.

Механизмы госуправления включают в себя:

Анализ структуры госуправления на примере города федерального значения

Одним из ключевых городов федерального значения является Москва. Особенность системы правления данного города заключается в том, что с одной стороны – это орган государственной власти, а с другой – орган местного управления.

Главным представительным органом здесь считается городская Дума. Высшим исполнительным органом является Правительство Москвы. Судебная власть осуществляется Уставным судом г. Москвы и мировыми судами.

Государственная власть Правительства регламентируется конституционными нормами. В отличие от других больших российских городов, органы местного правления в городе не формируются. Их роль выполняют органы государственного правления.

При этом город делится на более крупные административные округа. Их наименование обусловлено географическим расположением (например, Северо-западный административный округ). Данные округа – это не единицы местного самоуправления. Их появление обусловлено административным управлением конкретными территориями.

Формированием и упразднением административных округов занимается мэр города.

Главным законодательным органом г. Москвы является Городская Дума. Ее численность насчитывает 35 человек, которые курируют все значимые вопросы в пределах города.

Главным исполнительным органом Москвы является городское Правительство, возглавляемое мэром.

Судебная система города является частью судебной системы страны в целом. Но Уставные суды города, как мировые, не являются федеральными судами. Они признаны судами субъекта Федерации, то есть г. Москвы. Остальные суды (например, арбитражные) относятся к федеральным.

Ветви власти в системе государственного управления

Согласно статье 10 Конституции РФ основными ветвями власти являются:

Все ветви власти участвуют в организации, функционировании и развитии системы государственного устройства.

Ключевые понятия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
– органически единая и постоянно
действующая на професси­ональной
основе система государственных органов,
учреждений, ор­ганизаций, должностных
лиц и властных структур местного
само­управления, с помощью которых
государство реализует свои полномочия
по управлению делами общества

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОРГАН – относительно самостоятельное
струк­турно обособленное звено
государства, наделенное властными
пол­номочиями, необходимыми для
реализации целей, задач и функций
государственной власти

МИНИСТЕРСТВО
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ – федеральный орган
испол­нительной власти, осуществляющий
функции по выработке и реализа­ции
государственной политики и
нормативно-правовому регулирова­нию
в сфере международных отношений
Российской Федерации

АДМИНИСТРАЦИЯ –
понятие, которое употребляется в смысле
а) органа, осуществляющего управление
территорией – администра­ция края,
области, автономного округа, автономной
области, района, города, района, сельского
поселения; б) руководящего персонала,
выступающего от имени и по поручению
органа управления

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТИ – структурообразующий и
функ­циональный принцип рациональной
организации власти и контроля в
демократическом государстве, при котором
обеспечивается гибкое взаимодействие
высших органов государственного
управления как частей единой государственной
власти через систему сдержек и
про­тивовесов

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
– форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах,
установленных законода­тельством,
самостоятельное и под свою ответственность
решение не­посредственно населением
и (или) через органы местного само­управления
вопросов местного значения исходя из
интересов населе­ния и с учетом
исторических и иных местных традиций

Организационная структура государственного управления, принципы ее построения и функционирования

Организационная
структура (механизм) государственного
уп­равления – органически
единая и постоянно действующая на
про­фессиональной основе система
государственных органов, учрежде­ний,
организаций, должностных лиц и властных
структур местного самоуправления, с
помощью которых государство реализует
свои полномочия по управлению делами
общества. Это
структурно оформленная система средств
государственного воздействия на
общественные процессы, который включает
в себя великое мно­жество различных
элементов – государственные органы,
госу­дарственную службу и ее персонал,
государственные фонды, учреждения и
корпорации, связи и отношения между
ними. Главное, чтобы этот механизм, как
говорит В. В. Путин, был «эф­фективным,
компактным, работающим», обеспечивающим
це­ленаправленное государственное
воздействие на все основные сферы
жизнедеятельности общества.

Механизм демократического
государственного управления функционирует
на основе принципов
законности; приоритета прав и свобод
человека и гражданина; разделения
власти; феде­рализма; гласности;
профессионализма; гуманизма и
нравствен­ности. В Российской Федерации
перечисленные принципы закреплены
конституционно и это во многом определяют
призна­ки этого механизма:

1. Целостность
и организационная упорядоченность.
Меха­низм государственного управления
– это целостная, функцио­нально и во
многом иерархически упорядоченная
система госу­дарственных органов
организаций, предприятий и учреждений,
которая обеспечивается единством
государственной власти, еди­ным
правовым полем и едиными принципами
организации и де­ятельности всех
входящих в нее структур, едиными задачами
и стратегическими целями;

2. Наличие
властных полномочий.
Каждый структурный эле­мент механизма
государственного управления наделен
соответ­ствующими властно-управленческими
и/или исполнительскими полномочиями
по решению отнесенных к его компетенции
во­просов;

3. Базовая структурная
составляющая механизма государст­венного
управления – государственный
орган. Создаются
они и функционируют в установленном
законом порядке, наделены соответствующими
полномочиями осуществлять функции
госу­дарства, обладают правом издавать
правовые акты, обязательные для исполнения
теми, кому они адресованы. Государственные
органы тесно связаны между собой на
началах субординации, ко­ординации
и разделения власти в рамках механизма
«сдержек и противовесов»;

4. Наличие
ресурсов, средств и орудий обеспечения,
необходи­мых для эффективной
управленческой деятельности, прежде
всего, материально-финансовой базы из
средств государственно­го бюджета.

Конкретные очертания
механизма государственного управле­ния
зависят от многих факторов, прежде всего
от а) стратегичес­ких интересов
общества, целей и задач государства,
ценностной направленности его внутренней
и внешней политики; б) уровня экономического
развития и финансовой мощи страны; в)
формы государства, характера политического
режима и сложившегося стиля управления;
г) интеллектуально-кадрового,
этнокультур­ного и духовного потенциала
народа; д) внешней среды. Если го­сударство
ставит своей целью проведение агрессивных
захватни­ческих войн, расширение
своей территории, то организация
государственного механизма управления
приобретает авторитар­ный, подчас
тоталитарный характер. И наоборот,
демократичес­кий политико-правовой
механизм необходим лишь тому госу­дарству,
которое ориентируется на мирное
существование с дру­гими государствами,
социальное процветание и правовую
защиту граждан, на эффективную экономику
и политическую самостоя­тельность.

Многое определяется
и чисто субъективными факторами:
ка­дровым потенциалом государственного
аппарата и его мотиваци­ей;
научно-информационными и другими
возможностями, спо­собными адекватно
удовлетворять управленческие потребности;
стилем управления.

Между сущностными
характеристиками государства и внеш­ним
организационным их проявлением, между
управленческими функциями государства
и механизмом их реализации существует
прямая и неразрывная связь. Это объективная
закономерность. Учет этой закономерности
– залог построения эффективного ме­ханизма
государственного управления. Недопустимо
сначала со­здавать организационные
структуры, а затем под них придумывать
функции. Еще опаснее создавать структуры
под нужных людей.

Механизм государственного
управления – это системно упо­рядоченное
органическое единство властных органов
и обеспе­чивающих их организаций.
Наиболее важными элементами его
организационной структуры являются:
структуры президентской вертикали;
подсистема органов законодательной и
представи­тельной власти; подсистема
органов исполнительной ветви влас­ти;
судебная система и прокурорский надзор;
государственная и муниципальная службы,
другие подсистемы – нормативно-правовая,
коммуникационная, материально-финансового
обес­печения и др. Каждая подсистема
внутренне организована, име­ет свою
собственную конфигурацию, по-своему
взаимодействует с другими структурными
элементами механизма управления.

Остановимся более
конкретно на каждой из этих подсистем.

□ Подсистема
органов,
организаций и учреждений президент­ской
вертикали государственного управления
– Президент Российской Федерации,
Государственный совет Российской
Федерации, Совет безопасности Российской
Федерации, Ад­министрация Президента
Российской Федерации, Управле­ние
делами Президента Российской Федерации
(федеральное агентство), Комиссия по
правам человека при Президенте Российской
Федерации, Главное управление специальных
программ Президента Российской Федерации
(федеральное агентство); полномочные
представители Президента Россий­ской
Федерации в семи федеральных округах,
Академия госу­дарственной службы при
Президенте Российской Федерации, ее
подведомственные учреждения, другие
структуры. Опираясь на разветвленную
и достаточно мощную систему подведомственных
структур, Президент определяет внутрен­нюю
и внешнюю политику государства,
координирует и обес­печивает
согласованное взаимодействие различных
ветвей и уровней власти внутри страны
и на международной арене. Он же формирует
и направляет деятельность Правительства
РФ, издает указы и постановления,
выступает с ежегодными посланиями о
положении в стране, контролирует ход
реализа­ции президентских решений и
программ, реализует свое пра­во
законодательной инициативы.

□ Подсистема
органов законодательной (представительной)
власти –
Федеральное Собрание Российской
Федерации, законодательные органы
субъектов Российской Федерации;
представительные органы местного
самоуправления; счет­ные палаты.
Указанные органы принимают законы,
утвержда­ют и контролируют исполнение
соответствующих бюдже­тов, в рамках
своих полномочий решают задачи
формиро­вания политического пространства
государственного управления, осуществляют
контроль деятельности испол­нительной
власти.

□ Подсистема
федеральных структур исполнительной
влас­ти –
«несущий стержень» организационной
структуры госу­дарственного управления.
По состоянию на 1 октября 2007 го­да это:

а) Правительство
Российской Федерации,
в состав которого входят Председатель
Правительства, пять его заместителей
и фе­деральные министры. В ранге
заместителей Председателя высту­пают
Руководитель Аппарата Правительства
и Министр финан­сов. Правительству
непосредственно подчинено одиннадцать
фе­деральных министерств, два
государственных комитета, десять
федеральных служб и пять федеральных
агентств. Среди них:

– федеральные
министерства – здравоохранения и
социального развития; культуры и массовых
коммуникаций; образо­вания и науки;
природных ресурсов; промышленности и
энерге­тики; регионального развития;
сельского хозяйства; транспорта;
информационных технологий и связи;
финансов; экономическо­го развития
и торговли;

– государственные
комитеты – по делам молодежи; по
ры­боловству;

– федеральные службы
– антимонопольная; аэронавига­ционная;
государственной статистики; таможенная;
по тари­фам; по финансовому мониторингу;
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды; по финансовым рынкам;
по экологическому, технологическому и
атомному надзору; по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны
культурного наследия;

– федеральные
агентства – космическое; по атомной
энер­гии; по туризму; по физической
культуре и спорту; по поставкам вооружения,
военной, специальной техники и материальных
средств.

Осуществляя
государственно-управленческие функции,
пра­вительство тесно взаимодействует
с Центральным банком Рос­сийской
Федерации и контролирует его деятельность,
Сбербан­ком-РФ, Банком ВТБ, Федеральным
агентством по страхованию вкладов,
такими негосударственными организациями,
как Пен­сионный фонд, Фонд социального
страхования, Фонд обязатель­ного
медицинского страхования, Фонд занятости;
Институтом сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации,
Академией народного хозяйства при
Правительстве Российской Федерации,
Финансовой Академией при Правитель­стве
Российской Федерации и другими
учреждениями;

б) федеральные
министерства,
а также находящиеся в их веде­нии
федеральные службы и федеральные
агентства:

– Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации: Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека;
Федераль­ная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития;
Федеральная служба по труду и занятости;
Федераль­ное агентство по здравоохранению
и социальному развитию; Фе­

деральное
медико-биологическое агентство;
Федеральное агент­ство по
высокотехнологичной медицинской помощи;

– Министерство
культуры и массовых коммуникаций
Рос­сийской Федерации: Федеральное
архивное агентство; Феде­ральное
агентство по культуре и кинематографии;
Федеральное агентство по печати и
массовым коммуникациям;

– Министерство
образования и науки Российской Федера­ции:
Федеральная служба по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным
знакам; Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки; Федеральное
агентство по науке и инновациям;
Федеральное агентство по образованию;

– Министерство
природных ресурсов Российской Федерации:
Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования; Фе­деральное
агентство водных ресурсов; Федеральное
агентство лес­ного хозяйства;
Федеральное агентство по недропользованию;

– Министерство
промышленности и энергетики Российской
Федерации, Федеральное агентство по
промышленности, Феде­ральное агентство
по техническому регулированию и
метроло­гии, Федеральное агентство
по энергетике;

– Министерство
регионального развития Российской
Феде­рации: Федеральное агентство по
строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству;

– Министерство
сельского хозяйства Российской
Федера­ции: Федеральная служба по
ветеринарному и фитосанитарному надзору;

– Министерство
транспорта Российской Федерации:
Феде­ральная служба по надзору в сфере
транспорта; Федеральное агентство
воздушного транспорта; Федеральное
дорожное агент­ство; Федеральное
агентство железнодорожного транспорта;
Фе­деральное агентство морского и
речного транспорта; Федераль­ное
агентство геодезии и картографии;

– Министерство
информационных технологий и связи
Рос­сийской Федерации: Федеральное
агентство по информацион­ным
технологиям; Федеральное агентство
связи;

– Министерство
финансов Российской Федерации:
Феде­ральная налоговая служба;
Федеральная служба страхового над­зора;
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора; Фе­деральное казначейство
(федеральная служба);

– Министерство
экономического развития и торговли
Рос­сийской Федерации: Федеральное
агентство по государственным резервам,
Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, Федеральное
агентство по управлению особыми
экономическими зонами.

В ведении и под
контролем федеральных министерств
нахо­дится, таким образом, 12 федеральных
служб и 25 агентств. Ука­занные
государственные органы курируют целый
ряд НИИ, вузов, унитарных предприятий,
фондов;

в) система
органов исполнительной власти так
называемого «силового блока»
в лице федеральных министерств,
федеральных служб и федеральных агентств,
руководство деятельностью кото­рых
осуществляет непосредственно Президент
Российской Фе­дерации:

– Министерство
внутренних дел Российской Федерации и
Федеральная миграционная служба;

– Министерство
Российской Федерации по делам граждан­ской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации послед­ствий стихийных
бедствий;

– Министерство
иностранных дел Российской Федерации;

– Министерство
обороны Российской Федерации: Феде­ральная
служба по военно-техническому
сотрудничеству, Феде­ральная служба
по оборонному заказу, Федеральная служба
по техническому и экспортному контролю
Российской Федерации, Федеральное
агентство специального строительства;

– Министерство
юстиции Российской Федерации: Феде­ральная
служба исполнения наказаний, Федеральная
регистра­ционная служба; Федеральная
служба судебных приставов; Фе­деральное
агентство кадастра объектов недвижимости;

К этому блоку в
статусе федеральных служб относятся
также Государственная фельдъегерская
служба, Служба внешней раз­ведки
Российской Федерации, Федеральная
служба безопасно­сти Российской
Федерации, Федеральная служба Российской
Федерации по контролю за оборотом
наркотиков. Федеральная служба охраны
Российской Федерации. Есть еще и два
федераль­ных агентства – Главное
управление специальных программ
Президента и Управление делами Президента
Российской Феде­рации.

Таким образом,
президентское руководство распространяется
на пять министерств, 12 федеральных служб
и четыре агентства. Указанные структуры
учреждаются, их полномочия, основные
направления деятельности определяются
и регулируются указами Президента.
Главное состоит в том, что они обеспечивают
реали­зацию конституционно-установленных
функций и полномочий главы государства
как гаранта государственного суверенитета,
бе­зопасности и стабильности общества,
прав и свобод граждан.

Естественно, что к
механизму государственного управления
относится множество различных бюджетных
и внебюджетных учреждений и предприятий,
которые органически вмонтированы в
механизм осуществления государственных
функций, являются его важнейшими
обеспечивающими звеньями. Примером
могут служить военные и специальные
НИИ и ВУЗы, компании «Росо­боронэкспорт»
и «Военностраховая компания»,
Аэротранспорт­ное предприятие «Россия»
и др.;

г) система
государственных органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
– президенты республик, ад­министрации
краев, областей, автономных областей,
которые обеспечивают осуществление
общих для данной территории за­дач
социально-экономического развития,
исполнение законов Российской Федерации,
актов Президента и Правительства РФ,
связь между федеральными органами
государственной власти и органами
местного самоуправления.

Для осуществления
своей компетенции администрации
утвер­ждают схемы управления своими
территориями. В Республике Алтай,
например, создана следующая система
государственного управления. В ведении
Главы Республики (одновременно он
возглавляет и правительство Республики)
находятся Министерство внутренних дел,
Министерство по делам ГО и ЧС, Агентство
информационной и национальной политики,
единый аппарат главы Республики и ее
правительства.

Далее идут
республиканские министерства, находящиеся
в ве­дении правительства Республики,
а также республиканские службы и
республиканские агентства, подведомственные
респуб­ликанским министерствам:

– Министерство
социальной политики, Агентство по
здраво­охранению, Агентство но
образованию, науке и молодежной поли­тике.
Агентство по труду и социальной защите
населения, Агентст­во по физической
культуре, спорту, Агентство но делам
архивов;

– Министерство
сельского хозяйства, Агентство по
сельскому хозяйству, Служба ветеринарии,
Служба по контролю за исполь­зованием
сельскохозяйственных земель и охотничьему
хозяйству, Агентстве по природопользованию
и охране окружающей среды;

– Министерство
строительства и транспорта, Служба по
го­сударственному строительному
надзору, Агентство по строитель­ству
и жилищно-коммунальному хозяйству,
Агентство по тран­спорту и управлению
автомобильными дорогами;

– Министерство
финансов и налоговой политики, Служба
по финансовому надзору;

– Министерство
экономики и промышленности, Агентство
по управлению государственным имуществом,
Служба по лицен­зированию, Агентство
по туризму.

– Республиканские
агентства, находящиеся в ведении
прави­тельства Республики – Служба
по тарифам, Агентство государ­ственных
закупок, Постоянное представительство
Республики Алтай в Москве.

По состоянию на 1
января 2005 года в республике, таким
об­разом, функционировало правительство,
семь министерств, семь служб и 14 агентств.
В них было занято более 400 ответственных
работников, в том числе 350, занимающих
должности государст­венной гражданской
службы. При формировании этой структу­ры
были ликвидированы многие избыточные
и дублирующие функции, более четко
разграничены нормотворческие,
право­применительные, контрольно-надзорные
и сервисные полномо­чия органов
управления, выстроены более действенные
иерархи­ческие зависимости между
ними;

д) исполнительные
структуры системы местного самоуправле­ния
– глава муниципального образования,
местная администра­ция
(исполнительно-распорядительный орган
муниципального образования), контрольный
орган муниципального образования, иные
органы и выборные должностные лица
местного само­управления, предусмотренные
уставом муниципального образо­вания
и обладающие собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения.
Наименования указанных органов
устанавливаются законом субъекта
Российской Федерации с уче­том
исторических и иных местных традиций.
В состав государ­ственных органов
они не входят.

Подсистема органов
исполнительной власти представляет
со­бой наиболее объемную и сложную
часть государственного аппа­рата.
Здесь сосредоточена практически вся
управленческая ин­формация
государственной важности, занят огромный
отряд специалистов-управленцев,
сконцентрирована большая часть бюджетных
финансовых ресурсов и важнейшие средства
госу­дарственного принуждения. Ее
силами во взаимодействии с со­ответствующими
институтами гражданского общества
реализу­ются принятые законы, проводится
в жизнь политический курс президента
страны, осуществляются
исполнительно-распоряди­тельные и
правоохранительные функции.

□ Система органов
судебной власти,
призванных осуществлять толкование
действующего законодательства, судебный
надзор и, главное, правосудие посредством
конституционного, граж­данского,
административного и уголовного
судопроизводства. Судебная власть
является самостоятельной и действует
неза­висимо от законодательной и
исполнительной властей, осу­ществляется
только судами в лице судей и привлекаемых
в ус­тановленном законом порядке к
осуществлению правосудия присяжных,
народных и арбитражных заседателей.
Никакие другие государственные органы
и должностные лица не впра­ве принимать
на себя осуществление правосудия.

Для государственного
управления определяющее значение имеют
также принципы правосудия: осуществление
правосудия только судами; самостоятельность
судов и независимость судей, народных
и арбитражных заседателей, их подчинение
только зако­ну; лица, виновные в
оказании незаконного воздействия на
суд, несут юридическую ответственность;
все дела в судах рассматрива­ются в
режиме гласности, открытости,
состязательности и равно­правия
сторон. Действуют также принципы
равенства всех перед законом и судом
независимо от социального, имущественного
и должностного положения, половой,
расовой, национальной, языковой или
политической принадлежности, места
жительства, места рождения, отношения
к религии, принадлежности к обще­ственным
объединениям; обязательности судебных
решений для всех без исключения органов
власти и должностных лиц.

Не менее значимое
место в системе государственного
управ­ления занимает и прокурорский
надзор.

□ Система
государственной и муниципальной службы
– профес­сиональная служебная
деятельность граждан по обеспечению
исполнения полномочий Российской
Федерации и федераль­ных государственных
органов, субъектов Российской Федера­ции,
их государственных и муниципальных
органов, должно­стных лиц, замещающих
государственные и муниципальные
должности федерального, регионального
и местного уровней. В этой системе занято
более 1 млн 400 тыс. государственных и
муниципальных служащих – специально
подготовленных и на конкурсной основе
отобранных специалистов, которые
обеспечивают реализацию полномочий
государства, проведе­ние внутренней
и внешней политики Президента РФ.

□ Государственные
организации
– учреждения, обладающие юридической
самостоятельностью и исполняющие
опреде­ленные государственно значимые
функции. Это государствен­ные банки,
венчурные фонды, подведомственные
госорганам научно-исследовательские
институты, государственные биб­лиотеки,
государственные высшие учебные заведения,
госу­дарственные унитарные предприятия,
государственные вне­бюджетные фонды
и т.д. Указанные организации не обладают
властными полномочиями, но в системе
государственного управления играют
огромную роль, прежде всего исполни­тельского
и обеспечивающего характера.

Базовым элементом
механизма государственного управле­ния,
как уже указывалось, является
государственный орган – относительно
самостоятельное структурно обособленное
звено государства, наделенное властными
полномочиями, необходи­мыми для
реализации целей, задач и функций
государственно­го управления.

В научных работах
можно обнаружить различные характерис­тики
государственного органа: статусные,
функциональные; со­циологические,
юридические, организационные. Комплексно
и наиболее точно государственный орган
как элемент механизма государственного
управления характеризуется следующими
при­знаками:

□ создается по воле
государства в соответствии с конституцией
и законодательством страны. Причем
создается на основе со­ответствующего
нормативного акта, что придает ему
офици­альный легитимный характер;

□ обладает
государственно-властными полномочиями,
включая регулятивные, координационные,
охранительные и иные функции управленческого
характера в определенной отрасли или
регионе. Обладает правом издавать
общеобязательные правовые и организационные
акты. Действует строго в рамках
установленного законом порядка;

□ статус и полномочия
определяются специальными
норматив­но-правовыми актами (указ,
положение, устав, регламент) об органе,
в котором определены его место и роль
(функции и задачи) в государственном
аппарате управления, пределы полномочий
и возможностей;

□ наличие собственной
организационной структуры, кадрового
состава, материально-финансовых ресурсов
из средств госу­дарственного бюджета.

Указанные признаки
отличают госорганы от государственных
учреждений и предприятий.

А теперь проведем
классификацию государственных органов,
причем сразу оговоримся, что единой
системы государственных органов,
действующих в сфере государственного
управления, нет и быть не может. В каждой
стране, каждой правовой системе, в каждый
исторический момент она своя. Все зависит
от целей, задач и интересов, которые
реализует государство, чьи интересы
выражает и какими средствами их защищает:

□ по уровню полномочий
и территориальному масштабу компе­тенции
государственные органы Российской
Федерации де­лятся на федеральные
(центральные), органы субъектов феде­рации
и органы местного самоуправления;

□ по соподчиненности
– вышестоящие и нижестоящие;

□ по способу
образования – назначаемые (вышестоящим
орга­ном в рамках его компетенции) и
избираемые (либо населени­ем, либо
представительным органом);

□ по составу и
порядку решения вопросов компетенции
– ор­ганы коллегиального управления
и органы единоличного управления;

□ по содержанию
компетенции органы бывают обшей,
отрасле­вой и межотраслевой
(функциональной) компетенции;

□ по срокам полномочий
– постоянные и временные;

□ по ветвям власти
делятся на органы законодательной,
испол­нительной и судебной власти.

Правила внутренней
жизни, формы и методы функциониро­вания
государственных органов нормативно
закрепляются в со­ответствующих
положениях и регламентах, регулирующих
их внутреннюю организацию, пошаговый
порядок исполнения государственных
функций и предоставления государственных
услуг. Разрабатываются такого рода
документы на основе «Типо­вого
регламента взаимодействия федеральных
органов исполни­тельной власти» и
«Типового регламента внутренней
организа­ции федеральных органов
исполнительной власти», Методичес­ких
рекомендаций Правительственной комиссии
по проведению административной реформы
от 23 декабря 2005 года по разработ­ке
административных регламентов исполнения
государственных функций и административных
регламентов предоставления госу­дарственных
услуг.

В регламентах
внутренней
организации
подробно прописаны структура, принципы
и порядок формирования штатного
расписания государственного органа,
его функции и стандарты предо­ставляемых
государственных услуг; система
планирования работы и перечень показателей
деятельности в разрезе каждого
подразде­ления; технологии подготовки
финансовых планов для рассмотре­ния
в Правительстве РФ; порядок создания
координационных, совещательных и
межведомственных комиссий; порядок
заключе­ния контрактов и договоров;
формы подготовки, согласования, принятия
и контроля исполнения управленческих
решений; поря­док рассмотрения
парламентских запросов и депутатских
обраще­ний, писем и заявлений граждан;
основы взаимоотношений с пар­ламентом
России, подведомственными организациями,
судебны­ми и другими государственными
органами; правила организации деятельности
территориальных органов.

В регламентах
исполнения государственных функций
представ­лены сроки и последовательность
действий и/или принятия реше­ний
федеральным органом, влекущих
возникновение, изменение или прекращение
правоотношений или возникновение
(передачу) документированной информации
(документа), не связанных с не­посредственными
обращениями граждан и организаций.

В регламентах
предоставления
государственных услуг
определяются сроки и последовательность
действий и/или принятия реше­ний
государственным органом управления,
влекущих возникнове­ние, изменение
или прекращение правоотношений или
возникно­вение (передачу) документированной
информации (документа) в связи с
непосредственным обращением (заявлением)
гражданина или организации в целях
реализации их прав, законных интересов
либо исполнения возложенных на них
обязанностей.

Структура системы государственного управления

Универсальным
свойством систем является их
структурированность.

Теоретический
анализ структурных элементов системы
и ее организации выявляет внутренние
качественные характеристики
и системные признаки элементов,
схемы распределения
полномочий и предметов ведения.

Система
государственного управления– это
сложное образование, состоящее из
нескольких подсистем, которые являются
самостоятельными, но взаимосвязанными
между собой, социальными системами.
Это:

Рассмотрим
структуру управляющей системы. Если
взять вертикальный срез, то ее можно
представить в виде двух подсистем:

То есть,
исполнительную власть можно рассматривать
в трех аспектах: компетенционном,
функциональном и структурном, которые
тесно взаимосвязаны. В каком бы аспекте
она не рассматривалась, все равно
предполагается наличие и других частей.
Право, возможность принуждать
(компетенционный аспект) ничто без
соответствующих органов (структурный
аспект), которые могут получить реальное
воплощение только при осуществлении
исполнительской деятельности
(функциональный аспект).
Все три аспекта в равной мере раскрывают
суть исполнительной власти.

На уровне
подсистемы «А» исполнительная власть
представлена правительством, на уровне
подсистемы «Б» – сложной иерархической
системой административных органов
разных уровней. Это наиболее сложная и
многогранная часть государственного
аппарата, которая концентрирует в своих
руках практически всю управленческую
информацию и важнейшие средства
государственного управления.

Органам
административной власти присущи
следующие признаки:

1. Организующий характер деятельности.
Именно административная власть организует
исполнение принятых политической
властью решений, объединяя, регулируя,
координируя и контролируя деятельность
граждан. Именно административная власть
занимается наведением порядка и
поддержанием его как в нормальных, так
и экстремальных условиях.

2. Универсальный характер управляющего
воздействия. Это означает, что
административная власть проявляется,
осуществляется непрерывно и везде, где
есть человеческое сообщество.

3. Использование властных полномочий с
применением административного ресурса.
Управляющее воздействие административной
власти заключается в возможности
использования легитимного принуждения
и опоре на силу государственного
аппарата. Т.е. она имеет возможность
самостоятельно осуществлять меры
принуждения, административно-штрафные
и иные санкции.

4. Административная власть осуществляется
на конкретной территории, в отношении
конкретного контингента граждан с
вовлечением реальных ресурсов и
использованием инструментов материального
стимулирования и мотивации.

5. Иерархия административных органов в
порядке их подчиненности снизу доверху,
от низшего уровня к высшему, в результате
чего каждый орган административной
власти занимает определенное место в
иерархической пирамиде управления,
которое определяется природой «мандата»:
кто и как поручает ему осуществлять
управляющее воздействие.

Для
государственно-административного
управления иерархическая структура
организации является объективно
необходимой формой ее бытия
и функционирования. В
каждом конкретном государстве она
приобретает свою, соответствующуюхарактеру
государственного устройства общества,
модификацию.

Если
рассматривать горизонтальный срез
системы государственного управления,
то можно выделить:

Каждый структурный
элемент подсистемы также является
сложным образованием, имеющим свою
структуру, свои задачи и функции.

Важнейший
элемент – институциональная подсистема,
так как невозможно оказывать управляющее
воздействие, не определив,кто конкретно
имеет право и может это делать. Эта
сложная, самостоятельная система
рассматривается в курсе «Организационная
структура государственного управления».

Нормативно-
правовая подсистема – это основа
функционирования системы государственного
управления. Ее предназначение –
регулирование организации и порядка
деятельности органов государственного
управления посредством совокупности
правовых законов, правил и норм как на
уровне «входа» в систему, так и на уровне
«выхода».

Эта
система является предметом изучения
юридических дисциплин, прежде всего
конституционного права и административного
права.

Коммуникативная
подсистема представляет собой комплекс
управленческих отношений, официальных
и неофициальных связей субъектов
управления между собой по горизонтали
и вертикали, а также их взаимодействие
с общественными объединениями, гражданами.
Иными словами, это система взаимодействий
в управлении в статике и динамике.

Функционально-структурная
подсистема. Каждый структурный элемент
системы имеет свое предназначение,
выполняет свои специфические функции.
Следует учитывать, что структурные
подразделения могут функционировать
эффективно лишь при условии их
взаимодействия с другими элементами
системы и внешней средой.

Управленческие
функции органов государственного
управления различаются по объекту,
содержанию, способу, объему управляющего
воздействия. Это позволяет не только
очертить функции, но и проанализировать
их распределение по горизонтали и
вертикали управления, обнаружить и
исключить дублирование в различных
органах, устранить несоответствие
организационно-структурного строения
функциям государственного органа.

Анализ
функциональной структуры позволяет
определить форму государственного
устройства, уровень централизации и
децентрализации, развитости местного
самоуправления, т.е. картину
предметно-деятельностного управляющего
воздействия.

Профессионально-кадровая
подсистема. Качественное, эффективное
государственное управление возможно
лишь в том случае, если оно осуществляется
высококвалифицированными, профессионально
подготовленными управленческими
кадрами. Специалисты-управленцы должны
знать и уметь правильно и своевременно
применять нормативно-правовые документы,
использовать в своей практической
работе достижения науки и техники. Кроме
того, следует учитывать, что объектом
их управленческой деятельности являются
люди со своими потребностями, интересами,
физическими и интеллектуальными
возможностями, а не средства производства.

Неотъемлемой
составляющей профессионально-кадровой
подсистемы является профессионально-культурная
подсистема. Культуру кадров управления
можно определить как совокупность и
характер профессиональных знаний,
образцов административной этики,
политических, социальных, правовых
ценностей и норм, исторических традиций
и современных достижений науки.

Культура
управленческих кадров – это субъективный
фактор системы государственного
управления, который во многом определяет
ее зрелость, качество целостности. От
уровня профессиональной культуры во
многом зависит способность чиновников
адекватно реагировать на изменения в
социальной среде и, тем самым, обеспечивать
устойчивость системы.

Необходимо
также выделить научно-технологическую
подсистему, которая включаеттеорию
государственного управления. Это –
необходимый компонент и одновременно
условие достижения системой государственного
управления целостности и организованности.
В настоящее время, в век конкуренции и
международной интеграции невозможно
грамотно и эффективно управлять, не
имея достаточного уровня образования,
без обеспечения научного подхода к
организации государственного управления.

Управляемая
система (объект) государственного
управления – это все компоненты общества,
подверженные государственному воздействию
как объекты управления. Каждый объект
имеет свои, разноуровневые субъекты
управления, в том числе и в управляемой
системе.

Объект
государственного управленияпредставляет собой сложное структурное
образование, включающее:

В первую
очередь необходимо выделить организованные
объекты, ибо если нет организации, то
и будет отсутствовать эффект управляющего
воздействия. К признакам таких объектов
относятся:

Управляемая
система отличается от управляющей
системы по ряду признаков. Если для
управляющей системы характерно
преобладание иерархических,
субординационных, вертикальных отношений,
то для объекта управления характерны
многообразные, многослойные горизонтальные,
невластные, диспозитивные связи. Это –
отношения, связанные с жизнеобеспечением
общества (язык, семья, мораль, рынок,
нация и др.), социокультурные и политические
отношения, связанные с предпочтениями,
ценностными ориентациями, выражающимися
в поддержке того или иного
общественно-политического института.

Соседние файлы в папке 01. Учебники РБ

Звенья структуры государственного управления

Структура государственного управления состоит из определенных звеньев, которые включают в себя:

Все эти звенья, безусловно, важны при осуществлении государственно управления. Каждый из них обладает присущими только ему функциями и полномочиями, которые предоставляет для него действующее на сегодняшний день законодательство в сфере государственного управления. При этом стоит отметить тот факт, что государственное управление может осуществляться не только в области его реализации, но и в законодательной и судебной сфере. Так, свою лепту вносят Совет Федерации и Государственная дума, издавая законы, тогда как Правительство превращает их исполнение в жизнь, а Президент РФ контролирует весь этот процесс. Все остальные органы власти обязаны следить на беспрекословным исполнением всех действующих в стране законов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *