Виды систем
Систематизировать элементы государственного управления можно по различным критериям:
Организационные структуры государственного управления
Государство регулирует все стороны жизни общества, поэтому для организации его деятельности потребовалась тщательнейшим образом спланированная оргструктура. Она и составила сущность государственного управления.
Понятие структуры государственного управления определяет взаимодействие определенных органов, которые действуют от лица государства в рамках полномочий, представленных законом.
К основным органам структуры государственного правления относятся следующие компоненты власти:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Законодательная власть базируется на разработке новых законов. Это находится преимущественно в прерогативе Федерального Собрания и законодательной системы субъектов РФ.
Сущность исполнительной власти заключается в обеспечении реализации разработанных законодательством программ и законов. К ним относятся Правительство, различного рода министерства и органы исполнения субъектов РФ.
Судебная власть базируется на решении спорных вопросов и предусматривает наказание за отказ исполнять предусмотренные властью законы. Главными органами данной системы являются Конституционный суд, Верховные суды, а также арбитражные и районные. Суды субъектов РФ делятся на Конституционные и мировые.
Принципы и механизмы построения системы государственного управления
Управленческая деятельность государства подчинена основополагающим принципам, которые содержатся и в Конституции РФ, и в иных законодательных актах. Среди них:
Строгое следование данным принципам способствует формированию у граждан доверия государству.
Механизмы госуправления включают в себя:
Анализ структуры госуправления на примере города федерального значения
Одним из ключевых городов федерального значения является Москва. Особенность системы правления данного города заключается в том, что с одной стороны – это орган государственной власти, а с другой – орган местного управления.
Главным представительным органом здесь считается городская Дума. Высшим исполнительным органом является Правительство Москвы. Судебная власть осуществляется Уставным судом г. Москвы и мировыми судами.
Государственная власть Правительства регламентируется конституционными нормами. В отличие от других больших российских городов, органы местного правления в городе не формируются. Их роль выполняют органы государственного правления.
При этом город делится на более крупные административные округа. Их наименование обусловлено географическим расположением (например, Северо-западный административный округ). Данные округа – это не единицы местного самоуправления. Их появление обусловлено административным управлением конкретными территориями.
Формированием и упразднением административных округов занимается мэр города.
Главным законодательным органом г. Москвы является Городская Дума. Ее численность насчитывает 35 человек, которые курируют все значимые вопросы в пределах города.
Главным исполнительным органом Москвы является городское Правительство, возглавляемое мэром.
Судебная система города является частью судебной системы страны в целом. Но Уставные суды города, как мировые, не являются федеральными судами. Они признаны судами субъекта Федерации, то есть г. Москвы. Остальные суды (например, арбитражные) относятся к федеральным.
Ветви власти в системе государственного управления
Согласно статье 10 Конституции РФ основными ветвями власти являются:
Все ветви власти участвуют в организации, функционировании и развитии системы государственного устройства.
Ключевые понятия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
– органически единая и постоянно
действующая на профессиональной
основе система государственных органов,
учреждений, организаций, должностных
лиц и властных структур местного
самоуправления, с помощью которых
государство реализует свои полномочия
по управлению делами общества
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОРГАН – относительно самостоятельное
структурно обособленное звено
государства, наделенное властными
полномочиями, необходимыми для
реализации целей, задач и функций
государственной власти
МИНИСТЕРСТВО
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ – федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке и реализации
государственной политики и
нормативно-правовому регулированию
в сфере международных отношений
Российской Федерации
АДМИНИСТРАЦИЯ –
понятие, которое употребляется в смысле
а) органа, осуществляющего управление
территорией – администрация края,
области, автономного округа, автономной
области, района, города, района, сельского
поселения; б) руководящего персонала,
выступающего от имени и по поручению
органа управления
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТИ – структурообразующий и
функциональный принцип рациональной
организации власти и контроля в
демократическом государстве, при котором
обеспечивается гибкое взаимодействие
высших органов государственного
управления как частей единой государственной
власти через систему сдержек и
противовесов
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
– форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах,
установленных законодательством,
самостоятельное и под свою ответственность
решение непосредственно населением
и (или) через органы местного самоуправления
вопросов местного значения исходя из
интересов населения и с учетом
исторических и иных местных традиций
Организационная структура государственного управления, принципы ее построения и функционирования
Организационная
структура (механизм) государственного
управления – органически
единая и постоянно действующая на
профессиональной основе система
государственных органов, учреждений,
организаций, должностных лиц и властных
структур местного самоуправления, с
помощью которых государство реализует
свои полномочия по управлению делами
общества. Это
структурно оформленная система средств
государственного воздействия на
общественные процессы, который включает
в себя великое множество различных
элементов – государственные органы,
государственную службу и ее персонал,
государственные фонды, учреждения и
корпорации, связи и отношения между
ними. Главное, чтобы этот механизм, как
говорит В. В. Путин, был «эффективным,
компактным, работающим», обеспечивающим
целенаправленное государственное
воздействие на все основные сферы
жизнедеятельности общества.
Механизм демократического
государственного управления функционирует
на основе принципов
законности; приоритета прав и свобод
человека и гражданина; разделения
власти; федерализма; гласности;
профессионализма; гуманизма и
нравственности. В Российской Федерации
перечисленные принципы закреплены
конституционно и это во многом определяют
признаки этого механизма:
1. Целостность
и организационная упорядоченность.
Механизм государственного управления
– это целостная, функционально и во
многом иерархически упорядоченная
система государственных органов
организаций, предприятий и учреждений,
которая обеспечивается единством
государственной власти, единым
правовым полем и едиными принципами
организации и деятельности всех
входящих в нее структур, едиными задачами
и стратегическими целями;
2. Наличие
властных полномочий.
Каждый структурный элемент механизма
государственного управления наделен
соответствующими властно-управленческими
и/или исполнительскими полномочиями
по решению отнесенных к его компетенции
вопросов;
3. Базовая структурная
составляющая механизма государственного
управления – государственный
орган. Создаются
они и функционируют в установленном
законом порядке, наделены соответствующими
полномочиями осуществлять функции
государства, обладают правом издавать
правовые акты, обязательные для исполнения
теми, кому они адресованы. Государственные
органы тесно связаны между собой на
началах субординации, координации
и разделения власти в рамках механизма
«сдержек и противовесов»;
4. Наличие
ресурсов, средств и орудий обеспечения,
необходимых для эффективной
управленческой деятельности, прежде
всего, материально-финансовой базы из
средств государственного бюджета.
Конкретные очертания
механизма государственного управления
зависят от многих факторов, прежде всего
от а) стратегических интересов
общества, целей и задач государства,
ценностной направленности его внутренней
и внешней политики; б) уровня экономического
развития и финансовой мощи страны; в)
формы государства, характера политического
режима и сложившегося стиля управления;
г) интеллектуально-кадрового,
этнокультурного и духовного потенциала
народа; д) внешней среды. Если государство
ставит своей целью проведение агрессивных
захватнических войн, расширение
своей территории, то организация
государственного механизма управления
приобретает авторитарный, подчас
тоталитарный характер. И наоборот,
демократический политико-правовой
механизм необходим лишь тому государству,
которое ориентируется на мирное
существование с другими государствами,
социальное процветание и правовую
защиту граждан, на эффективную экономику
и политическую самостоятельность.
Многое определяется
и чисто субъективными факторами:
кадровым потенциалом государственного
аппарата и его мотивацией;
научно-информационными и другими
возможностями, способными адекватно
удовлетворять управленческие потребности;
стилем управления.
Между сущностными
характеристиками государства и внешним
организационным их проявлением, между
управленческими функциями государства
и механизмом их реализации существует
прямая и неразрывная связь. Это объективная
закономерность. Учет этой закономерности
– залог построения эффективного механизма
государственного управления. Недопустимо
сначала создавать организационные
структуры, а затем под них придумывать
функции. Еще опаснее создавать структуры
под нужных людей.
Механизм государственного
управления – это системно упорядоченное
органическое единство властных органов
и обеспечивающих их организаций.
Наиболее важными элементами его
организационной структуры являются:
структуры президентской вертикали;
подсистема органов законодательной и
представительной власти; подсистема
органов исполнительной ветви власти;
судебная система и прокурорский надзор;
государственная и муниципальная службы,
другие подсистемы – нормативно-правовая,
коммуникационная, материально-финансового
обеспечения и др. Каждая подсистема
внутренне организована, имеет свою
собственную конфигурацию, по-своему
взаимодействует с другими структурными
элементами механизма управления.
Остановимся более
конкретно на каждой из этих подсистем.
□ Подсистема
органов,
организаций и учреждений президентской
вертикали государственного управления
– Президент Российской Федерации,
Государственный совет Российской
Федерации, Совет безопасности Российской
Федерации, Администрация Президента
Российской Федерации, Управление
делами Президента Российской Федерации
(федеральное агентство), Комиссия по
правам человека при Президенте Российской
Федерации, Главное управление специальных
программ Президента Российской Федерации
(федеральное агентство); полномочные
представители Президента Российской
Федерации в семи федеральных округах,
Академия государственной службы при
Президенте Российской Федерации, ее
подведомственные учреждения, другие
структуры. Опираясь на разветвленную
и достаточно мощную систему подведомственных
структур, Президент определяет внутреннюю
и внешнюю политику государства,
координирует и обеспечивает
согласованное взаимодействие различных
ветвей и уровней власти внутри страны
и на международной арене. Он же формирует
и направляет деятельность Правительства
РФ, издает указы и постановления,
выступает с ежегодными посланиями о
положении в стране, контролирует ход
реализации президентских решений и
программ, реализует свое право
законодательной инициативы.
□ Подсистема
органов законодательной (представительной)
власти –
Федеральное Собрание Российской
Федерации, законодательные органы
субъектов Российской Федерации;
представительные органы местного
самоуправления; счетные палаты.
Указанные органы принимают законы,
утверждают и контролируют исполнение
соответствующих бюджетов, в рамках
своих полномочий решают задачи
формирования политического пространства
государственного управления, осуществляют
контроль деятельности исполнительной
власти.
□ Подсистема
федеральных структур исполнительной
власти –
«несущий стержень» организационной
структуры государственного управления.
По состоянию на 1 октября 2007 года это:
а) Правительство
Российской Федерации,
в состав которого входят Председатель
Правительства, пять его заместителей
и федеральные министры. В ранге
заместителей Председателя выступают
Руководитель Аппарата Правительства
и Министр финансов. Правительству
непосредственно подчинено одиннадцать
федеральных министерств, два
государственных комитета, десять
федеральных служб и пять федеральных
агентств. Среди них:
– федеральные
министерства – здравоохранения и
социального развития; культуры и массовых
коммуникаций; образования и науки;
природных ресурсов; промышленности и
энергетики; регионального развития;
сельского хозяйства; транспорта;
информационных технологий и связи;
финансов; экономического развития
и торговли;
– государственные
комитеты – по делам молодежи; по
рыболовству;
– федеральные службы
– антимонопольная; аэронавигационная;
государственной статистики; таможенная;
по тарифам; по финансовому мониторингу;
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды; по финансовым рынкам;
по экологическому, технологическому и
атомному надзору; по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны
культурного наследия;
– федеральные
агентства – космическое; по атомной
энергии; по туризму; по физической
культуре и спорту; по поставкам вооружения,
военной, специальной техники и материальных
средств.
Осуществляя
государственно-управленческие функции,
правительство тесно взаимодействует
с Центральным банком Российской
Федерации и контролирует его деятельность,
Сбербанком-РФ, Банком ВТБ, Федеральным
агентством по страхованию вкладов,
такими негосударственными организациями,
как Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования, Фонд занятости;
Институтом сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации,
Академией народного хозяйства при
Правительстве Российской Федерации,
Финансовой Академией при Правительстве
Российской Федерации и другими
учреждениями;
б) федеральные
министерства,
а также находящиеся в их ведении
федеральные службы и федеральные
агентства:
– Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации: Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития;
Федеральная служба по труду и занятости;
Федеральное агентство по здравоохранению
и социальному развитию; Фе
деральное
медико-биологическое агентство;
Федеральное агентство по
высокотехнологичной медицинской помощи;
– Министерство
культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации: Федеральное
архивное агентство; Федеральное
агентство по культуре и кинематографии;
Федеральное агентство по печати и
массовым коммуникациям;
– Министерство
образования и науки Российской Федерации:
Федеральная служба по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным
знакам; Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки; Федеральное
агентство по науке и инновациям;
Федеральное агентство по образованию;
– Министерство
природных ресурсов Российской Федерации:
Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования; Федеральное
агентство водных ресурсов; Федеральное
агентство лесного хозяйства;
Федеральное агентство по недропользованию;
– Министерство
промышленности и энергетики Российской
Федерации, Федеральное агентство по
промышленности, Федеральное агентство
по техническому регулированию и
метрологии, Федеральное агентство
по энергетике;
– Министерство
регионального развития Российской
Федерации: Федеральное агентство по
строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству;
– Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации: Федеральная служба по
ветеринарному и фитосанитарному надзору;
– Министерство
транспорта Российской Федерации:
Федеральная служба по надзору в сфере
транспорта; Федеральное агентство
воздушного транспорта; Федеральное
дорожное агентство; Федеральное
агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и
речного транспорта; Федеральное
агентство геодезии и картографии;
– Министерство
информационных технологий и связи
Российской Федерации: Федеральное
агентство по информационным
технологиям; Федеральное агентство
связи;
– Министерство
финансов Российской Федерации:
Федеральная налоговая служба;
Федеральная служба страхового надзора;
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора; Федеральное казначейство
(федеральная служба);
– Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации: Федеральное
агентство по государственным резервам,
Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, Федеральное
агентство по управлению особыми
экономическими зонами.
В ведении и под
контролем федеральных министерств
находится, таким образом, 12 федеральных
служб и 25 агентств. Указанные
государственные органы курируют целый
ряд НИИ, вузов, унитарных предприятий,
фондов;
в) система
органов исполнительной власти так
называемого «силового блока»
в лице федеральных министерств,
федеральных служб и федеральных агентств,
руководство деятельностью которых
осуществляет непосредственно Президент
Российской Федерации:
– Министерство
внутренних дел Российской Федерации и
Федеральная миграционная служба;
– Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий;
– Министерство
иностранных дел Российской Федерации;
– Министерство
обороны Российской Федерации: Федеральная
служба по военно-техническому
сотрудничеству, Федеральная служба
по оборонному заказу, Федеральная служба
по техническому и экспортному контролю
Российской Федерации, Федеральное
агентство специального строительства;
– Министерство
юстиции Российской Федерации: Федеральная
служба исполнения наказаний, Федеральная
регистрационная служба; Федеральная
служба судебных приставов; Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости;
К этому блоку в
статусе федеральных служб относятся
также Государственная фельдъегерская
служба, Служба внешней разведки
Российской Федерации, Федеральная
служба безопасности Российской
Федерации, Федеральная служба Российской
Федерации по контролю за оборотом
наркотиков. Федеральная служба охраны
Российской Федерации. Есть еще и два
федеральных агентства – Главное
управление специальных программ
Президента и Управление делами Президента
Российской Федерации.
Таким образом,
президентское руководство распространяется
на пять министерств, 12 федеральных служб
и четыре агентства. Указанные структуры
учреждаются, их полномочия, основные
направления деятельности определяются
и регулируются указами Президента.
Главное состоит в том, что они обеспечивают
реализацию конституционно-установленных
функций и полномочий главы государства
как гаранта государственного суверенитета,
безопасности и стабильности общества,
прав и свобод граждан.
Естественно, что к
механизму государственного управления
относится множество различных бюджетных
и внебюджетных учреждений и предприятий,
которые органически вмонтированы в
механизм осуществления государственных
функций, являются его важнейшими
обеспечивающими звеньями. Примером
могут служить военные и специальные
НИИ и ВУЗы, компании «Рособоронэкспорт»
и «Военностраховая компания»,
Аэротранспортное предприятие «Россия»
и др.;
г) система
государственных органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
– президенты республик, администрации
краев, областей, автономных областей,
которые обеспечивают осуществление
общих для данной территории задач
социально-экономического развития,
исполнение законов Российской Федерации,
актов Президента и Правительства РФ,
связь между федеральными органами
государственной власти и органами
местного самоуправления.
Для осуществления
своей компетенции администрации
утверждают схемы управления своими
территориями. В Республике Алтай,
например, создана следующая система
государственного управления. В ведении
Главы Республики (одновременно он
возглавляет и правительство Республики)
находятся Министерство внутренних дел,
Министерство по делам ГО и ЧС, Агентство
информационной и национальной политики,
единый аппарат главы Республики и ее
правительства.
Далее идут
республиканские министерства, находящиеся
в ведении правительства Республики,
а также республиканские службы и
республиканские агентства, подведомственные
республиканским министерствам:
– Министерство
социальной политики, Агентство по
здравоохранению, Агентство но
образованию, науке и молодежной политике.
Агентство по труду и социальной защите
населения, Агентство по физической
культуре, спорту, Агентство но делам
архивов;
– Министерство
сельского хозяйства, Агентство по
сельскому хозяйству, Служба ветеринарии,
Служба по контролю за использованием
сельскохозяйственных земель и охотничьему
хозяйству, Агентстве по природопользованию
и охране окружающей среды;
– Министерство
строительства и транспорта, Служба по
государственному строительному
надзору, Агентство по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству,
Агентство по транспорту и управлению
автомобильными дорогами;
– Министерство
финансов и налоговой политики, Служба
по финансовому надзору;
– Министерство
экономики и промышленности, Агентство
по управлению государственным имуществом,
Служба по лицензированию, Агентство
по туризму.
– Республиканские
агентства, находящиеся в ведении
правительства Республики – Служба
по тарифам, Агентство государственных
закупок, Постоянное представительство
Республики Алтай в Москве.
По состоянию на 1
января 2005 года в республике, таким
образом, функционировало правительство,
семь министерств, семь служб и 14 агентств.
В них было занято более 400 ответственных
работников, в том числе 350, занимающих
должности государственной гражданской
службы. При формировании этой структуры
были ликвидированы многие избыточные
и дублирующие функции, более четко
разграничены нормотворческие,
правоприменительные, контрольно-надзорные
и сервисные полномочия органов
управления, выстроены более действенные
иерархические зависимости между
ними;
д) исполнительные
структуры системы местного самоуправления
– глава муниципального образования,
местная администрация
(исполнительно-распорядительный орган
муниципального образования), контрольный
орган муниципального образования, иные
органы и выборные должностные лица
местного самоуправления, предусмотренные
уставом муниципального образования
и обладающие собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения.
Наименования указанных органов
устанавливаются законом субъекта
Российской Федерации с учетом
исторических и иных местных традиций.
В состав государственных органов
они не входят.
Подсистема органов
исполнительной власти представляет
собой наиболее объемную и сложную
часть государственного аппарата.
Здесь сосредоточена практически вся
управленческая информация
государственной важности, занят огромный
отряд специалистов-управленцев,
сконцентрирована большая часть бюджетных
финансовых ресурсов и важнейшие средства
государственного принуждения. Ее
силами во взаимодействии с соответствующими
институтами гражданского общества
реализуются принятые законы, проводится
в жизнь политический курс президента
страны, осуществляются
исполнительно-распорядительные и
правоохранительные функции.
□ Система органов
судебной власти,
призванных осуществлять толкование
действующего законодательства, судебный
надзор и, главное, правосудие посредством
конституционного, гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства. Судебная власть
является самостоятельной и действует
независимо от законодательной и
исполнительной властей, осуществляется
только судами в лице судей и привлекаемых
в установленном законом порядке к
осуществлению правосудия присяжных,
народных и арбитражных заседателей.
Никакие другие государственные органы
и должностные лица не вправе принимать
на себя осуществление правосудия.
Для государственного
управления определяющее значение имеют
также принципы правосудия: осуществление
правосудия только судами; самостоятельность
судов и независимость судей, народных
и арбитражных заседателей, их подчинение
только закону; лица, виновные в
оказании незаконного воздействия на
суд, несут юридическую ответственность;
все дела в судах рассматриваются в
режиме гласности, открытости,
состязательности и равноправия
сторон. Действуют также принципы
равенства всех перед законом и судом
независимо от социального, имущественного
и должностного положения, половой,
расовой, национальной, языковой или
политической принадлежности, места
жительства, места рождения, отношения
к религии, принадлежности к общественным
объединениям; обязательности судебных
решений для всех без исключения органов
власти и должностных лиц.
Не менее значимое
место в системе государственного
управления занимает и прокурорский
надзор.
□ Система
государственной и муниципальной службы
– профессиональная служебная
деятельность граждан по обеспечению
исполнения полномочий Российской
Федерации и федеральных государственных
органов, субъектов Российской Федерации,
их государственных и муниципальных
органов, должностных лиц, замещающих
государственные и муниципальные
должности федерального, регионального
и местного уровней. В этой системе занято
более 1 млн 400 тыс. государственных и
муниципальных служащих – специально
подготовленных и на конкурсной основе
отобранных специалистов, которые
обеспечивают реализацию полномочий
государства, проведение внутренней
и внешней политики Президента РФ.
□ Государственные
организации
– учреждения, обладающие юридической
самостоятельностью и исполняющие
определенные государственно значимые
функции. Это государственные банки,
венчурные фонды, подведомственные
госорганам научно-исследовательские
институты, государственные библиотеки,
государственные высшие учебные заведения,
государственные унитарные предприятия,
государственные внебюджетные фонды
и т.д. Указанные организации не обладают
властными полномочиями, но в системе
государственного управления играют
огромную роль, прежде всего исполнительского
и обеспечивающего характера.
Базовым элементом
механизма государственного управления,
как уже указывалось, является
государственный орган – относительно
самостоятельное структурно обособленное
звено государства, наделенное властными
полномочиями, необходимыми для
реализации целей, задач и функций
государственного управления.
В научных работах
можно обнаружить различные характеристики
государственного органа: статусные,
функциональные; социологические,
юридические, организационные. Комплексно
и наиболее точно государственный орган
как элемент механизма государственного
управления характеризуется следующими
признаками:
□ создается по воле
государства в соответствии с конституцией
и законодательством страны. Причем
создается на основе соответствующего
нормативного акта, что придает ему
официальный легитимный характер;
□ обладает
государственно-властными полномочиями,
включая регулятивные, координационные,
охранительные и иные функции управленческого
характера в определенной отрасли или
регионе. Обладает правом издавать
общеобязательные правовые и организационные
акты. Действует строго в рамках
установленного законом порядка;
□ статус и полномочия
определяются специальными
нормативно-правовыми актами (указ,
положение, устав, регламент) об органе,
в котором определены его место и роль
(функции и задачи) в государственном
аппарате управления, пределы полномочий
и возможностей;
□ наличие собственной
организационной структуры, кадрового
состава, материально-финансовых ресурсов
из средств государственного бюджета.
Указанные признаки
отличают госорганы от государственных
учреждений и предприятий.
А теперь проведем
классификацию государственных органов,
причем сразу оговоримся, что единой
системы государственных органов,
действующих в сфере государственного
управления, нет и быть не может. В каждой
стране, каждой правовой системе, в каждый
исторический момент она своя. Все зависит
от целей, задач и интересов, которые
реализует государство, чьи интересы
выражает и какими средствами их защищает:
□ по уровню полномочий
и территориальному масштабу компетенции
государственные органы Российской
Федерации делятся на федеральные
(центральные), органы субъектов федерации
и органы местного самоуправления;
□ по соподчиненности
– вышестоящие и нижестоящие;
□ по способу
образования – назначаемые (вышестоящим
органом в рамках его компетенции) и
избираемые (либо населением, либо
представительным органом);
□ по составу и
порядку решения вопросов компетенции
– органы коллегиального управления
и органы единоличного управления;
□ по содержанию
компетенции органы бывают обшей,
отраслевой и межотраслевой
(функциональной) компетенции;
□ по срокам полномочий
– постоянные и временные;
□ по ветвям власти
делятся на органы законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Правила внутренней
жизни, формы и методы функционирования
государственных органов нормативно
закрепляются в соответствующих
положениях и регламентах, регулирующих
их внутреннюю организацию, пошаговый
порядок исполнения государственных
функций и предоставления государственных
услуг. Разрабатываются такого рода
документы на основе «Типового
регламента взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти» и
«Типового регламента внутренней
организации федеральных органов
исполнительной власти», Методических
рекомендаций Правительственной комиссии
по проведению административной реформы
от 23 декабря 2005 года по разработке
административных регламентов исполнения
государственных функций и административных
регламентов предоставления государственных
услуг.
В регламентах
внутренней
организации
подробно прописаны структура, принципы
и порядок формирования штатного
расписания государственного органа,
его функции и стандарты предоставляемых
государственных услуг; система
планирования работы и перечень показателей
деятельности в разрезе каждого
подразделения; технологии подготовки
финансовых планов для рассмотрения
в Правительстве РФ; порядок создания
координационных, совещательных и
межведомственных комиссий; порядок
заключения контрактов и договоров;
формы подготовки, согласования, принятия
и контроля исполнения управленческих
решений; порядок рассмотрения
парламентских запросов и депутатских
обращений, писем и заявлений граждан;
основы взаимоотношений с парламентом
России, подведомственными организациями,
судебными и другими государственными
органами; правила организации деятельности
территориальных органов.
В регламентах
исполнения государственных функций
представлены сроки и последовательность
действий и/или принятия решений
федеральным органом, влекущих
возникновение, изменение или прекращение
правоотношений или возникновение
(передачу) документированной информации
(документа), не связанных с непосредственными
обращениями граждан и организаций.
В регламентах
предоставления
государственных услуг
определяются сроки и последовательность
действий и/или принятия решений
государственным органом управления,
влекущих возникновение, изменение
или прекращение правоотношений или
возникновение (передачу) документированной
информации (документа) в связи с
непосредственным обращением (заявлением)
гражданина или организации в целях
реализации их прав, законных интересов
либо исполнения возложенных на них
обязанностей.
Структура системы государственного управления
Универсальным
свойством систем является их
структурированность.
Теоретический
анализ структурных элементов системы
и ее организации выявляет внутренние
качественные характеристики
и системные признаки элементов,
схемы распределения
полномочий и предметов ведения.
Система
государственного управления– это
сложное образование, состоящее из
нескольких подсистем, которые являются
самостоятельными, но взаимосвязанными
между собой, социальными системами.
Это:
Рассмотрим
структуру управляющей системы. Если
взять вертикальный срез, то ее можно
представить в виде двух подсистем:
То есть,
исполнительную власть можно рассматривать
в трех аспектах: компетенционном,
функциональном и структурном, которые
тесно взаимосвязаны. В каком бы аспекте
она не рассматривалась, все равно
предполагается наличие и других частей.
Право, возможность принуждать
(компетенционный аспект) ничто без
соответствующих органов (структурный
аспект), которые могут получить реальное
воплощение только при осуществлении
исполнительской деятельности
(функциональный аспект).
Все три аспекта в равной мере раскрывают
суть исполнительной власти.
На уровне
подсистемы «А» исполнительная власть
представлена правительством, на уровне
подсистемы «Б» – сложной иерархической
системой административных органов
разных уровней. Это наиболее сложная и
многогранная часть государственного
аппарата, которая концентрирует в своих
руках практически всю управленческую
информацию и важнейшие средства
государственного управления.
Органам
административной власти присущи
следующие признаки:
1. Организующий характер деятельности.
Именно административная власть организует
исполнение принятых политической
властью решений, объединяя, регулируя,
координируя и контролируя деятельность
граждан. Именно административная власть
занимается наведением порядка и
поддержанием его как в нормальных, так
и экстремальных условиях.
2. Универсальный характер управляющего
воздействия. Это означает, что
административная власть проявляется,
осуществляется непрерывно и везде, где
есть человеческое сообщество.
3. Использование властных полномочий с
применением административного ресурса.
Управляющее воздействие административной
власти заключается в возможности
использования легитимного принуждения
и опоре на силу государственного
аппарата. Т.е. она имеет возможность
самостоятельно осуществлять меры
принуждения, административно-штрафные
и иные санкции.
4. Административная власть осуществляется
на конкретной территории, в отношении
конкретного контингента граждан с
вовлечением реальных ресурсов и
использованием инструментов материального
стимулирования и мотивации.
5. Иерархия административных органов в
порядке их подчиненности снизу доверху,
от низшего уровня к высшему, в результате
чего каждый орган административной
власти занимает определенное место в
иерархической пирамиде управления,
которое определяется природой «мандата»:
кто и как поручает ему осуществлять
управляющее воздействие.
Для
государственно-административного
управления иерархическая структура
организации является объективно
необходимой формой ее бытия
и функционирования. В
каждом конкретном государстве она
приобретает свою, соответствующуюхарактеру
государственного устройства общества,
модификацию.
Если
рассматривать горизонтальный срез
системы государственного управления,
то можно выделить:
Каждый структурный
элемент подсистемы также является
сложным образованием, имеющим свою
структуру, свои задачи и функции.
Важнейший
элемент – институциональная подсистема,
так как невозможно оказывать управляющее
воздействие, не определив,кто конкретно
имеет право и может это делать. Эта
сложная, самостоятельная система
рассматривается в курсе «Организационная
структура государственного управления».
Нормативно-
правовая подсистема – это основа
функционирования системы государственного
управления. Ее предназначение –
регулирование организации и порядка
деятельности органов государственного
управления посредством совокупности
правовых законов, правил и норм как на
уровне «входа» в систему, так и на уровне
«выхода».
Эта
система является предметом изучения
юридических дисциплин, прежде всего
конституционного права и административного
права.
Коммуникативная
подсистема представляет собой комплекс
управленческих отношений, официальных
и неофициальных связей субъектов
управления между собой по горизонтали
и вертикали, а также их взаимодействие
с общественными объединениями, гражданами.
Иными словами, это система взаимодействий
в управлении в статике и динамике.
Функционально-структурная
подсистема. Каждый структурный элемент
системы имеет свое предназначение,
выполняет свои специфические функции.
Следует учитывать, что структурные
подразделения могут функционировать
эффективно лишь при условии их
взаимодействия с другими элементами
системы и внешней средой.
Управленческие
функции органов государственного
управления различаются по объекту,
содержанию, способу, объему управляющего
воздействия. Это позволяет не только
очертить функции, но и проанализировать
их распределение по горизонтали и
вертикали управления, обнаружить и
исключить дублирование в различных
органах, устранить несоответствие
организационно-структурного строения
функциям государственного органа.
Анализ
функциональной структуры позволяет
определить форму государственного
устройства, уровень централизации и
децентрализации, развитости местного
самоуправления, т.е. картину
предметно-деятельностного управляющего
воздействия.
Профессионально-кадровая
подсистема. Качественное, эффективное
государственное управление возможно
лишь в том случае, если оно осуществляется
высококвалифицированными, профессионально
подготовленными управленческими
кадрами. Специалисты-управленцы должны
знать и уметь правильно и своевременно
применять нормативно-правовые документы,
использовать в своей практической
работе достижения науки и техники. Кроме
того, следует учитывать, что объектом
их управленческой деятельности являются
люди со своими потребностями, интересами,
физическими и интеллектуальными
возможностями, а не средства производства.
Неотъемлемой
составляющей профессионально-кадровой
подсистемы является профессионально-культурная
подсистема. Культуру кадров управления
можно определить как совокупность и
характер профессиональных знаний,
образцов административной этики,
политических, социальных, правовых
ценностей и норм, исторических традиций
и современных достижений науки.
Культура
управленческих кадров – это субъективный
фактор системы государственного
управления, который во многом определяет
ее зрелость, качество целостности. От
уровня профессиональной культуры во
многом зависит способность чиновников
адекватно реагировать на изменения в
социальной среде и, тем самым, обеспечивать
устойчивость системы.
Необходимо
также выделить научно-технологическую
подсистему, которая включаеттеорию
государственного управления. Это –
необходимый компонент и одновременно
условие достижения системой государственного
управления целостности и организованности.
В настоящее время, в век конкуренции и
международной интеграции невозможно
грамотно и эффективно управлять, не
имея достаточного уровня образования,
без обеспечения научного подхода к
организации государственного управления.
Управляемая
система (объект) государственного
управления – это все компоненты общества,
подверженные государственному воздействию
как объекты управления. Каждый объект
имеет свои, разноуровневые субъекты
управления, в том числе и в управляемой
системе.
Объект
государственного управленияпредставляет собой сложное структурное
образование, включающее:
В первую
очередь необходимо выделить организованные
объекты, ибо если нет организации, то
и будет отсутствовать эффект управляющего
воздействия. К признакам таких объектов
относятся:
Управляемая
система отличается от управляющей
системы по ряду признаков. Если для
управляющей системы характерно
преобладание иерархических,
субординационных, вертикальных отношений,
то для объекта управления характерны
многообразные, многослойные горизонтальные,
невластные, диспозитивные связи. Это –
отношения, связанные с жизнеобеспечением
общества (язык, семья, мораль, рынок,
нация и др.), социокультурные и политические
отношения, связанные с предпочтениями,
ценностными ориентациями, выражающимися
в поддержке того или иного
общественно-политического института.
Соседние файлы в папке 01. Учебники РБ
Звенья структуры государственного управления
Структура государственного управления состоит из определенных звеньев, которые включают в себя:
Все эти звенья, безусловно, важны при осуществлении государственно управления. Каждый из них обладает присущими только ему функциями и полномочиями, которые предоставляет для него действующее на сегодняшний день законодательство в сфере государственного управления. При этом стоит отметить тот факт, что государственное управление может осуществляться не только в области его реализации, но и в законодательной и судебной сфере. Так, свою лепту вносят Совет Федерации и Государственная дума, издавая законы, тогда как Правительство превращает их исполнение в жизнь, а Президент РФ контролирует весь этот процесс. Все остальные органы власти обязаны следить на беспрекословным исполнением всех действующих в стране законов.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме