МОСКВА, 13 апреля. / ТАСС/. Коллегия Военно-промышленной комиссии (ВПК) до 1 сентября доложит президенту Владимиру Путину об итогах анализа и оценки угроз безопасности до 2053 года. Об этом заявил первый зампредседателя коллегии ВПК Андрей Ельчанинов в интервью , опубликованном во вторник.
“До 1 сентября текущего года коллегия ВПК подготовит доклад президенту России с анализом и оценкой угроз безопасности до 2053 года. Он будет сопряжен с прогнозом финансово-экономического развития России на период до 2035 года”, – сказал Ельчанинов.
Он отметил, что финансово-экономический прогноз Минэкономразвития должно внести в коллегию ВПК до 1 июля этого года. ” В итоге мы получим некую финансовую оценку на фоне национальных угроз”, – пояснил он.
По словам зампредседателя коллегии ВПК, затем будет создан документ “Основные направления развития вооружения, военной и специальной техники на период до 2038 года”. ” Его также готовит военное ведомство. В него войдут основные образцы, над созданием которых ученые и инженеры сейчас только задумываются. Они же в будущем определят облик вооруженных сил на перспективу до 2033 года. Но потенциально мы заглядываем и дальше – до 2038 года”, – сказал он.
Ельчанинов сообщил, что на конец марта 2021 года согласованы единые методические материалы для формирования основных подходов к целям и задачам как новой госпрограммы вооружений, так и новой редакции госпрограммы развития оборонно-промышленного комплекса. ” И роль коллегии Военно-промышленной комиссии – сопрячь эти документы и методические подходы на самых ранних подступах. Чтобы обеспечить их взаимосвязь, как по финансовым показателям, так и по временным параметрам”, – сказал он.
Стратегия развития Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) уже сформирована и прошла обсуждение в руководстве ОАК, сообщил Ельчанинов. ” Стратегия развития ПАО “Объединенная авиастроительная корпорация” на период до 2035 года уже сформирована. Она прошла обсуждение на совете директоров корпорации и в ближайшее время будет вынесена на совет директоров Ростеха”, – информировал Ельчанинов. По его словам, стратегия развития ОАК будет публично представлена летом на конференции, посвященной перспективам развития авиационной промышленности.
Как отметил Ельчанинов, в настоящее время идет процесс “тонкой настройки” корпорации. ” ОАК намерена минимизировать возможный ущерб для конструкторского и производственного процессов. Революции в период ковида никому не нужны, не стоит забывать, что авиационная отрасль наиболее пострадала от пандемии. И на этом фоне дополнительные потрясения – штатные или организационные – точно ни к чему. Они однозначно негативно скажутся на исполнении контрактов с госзаказчиками, как с военными, так и с гражданскими”, – добавил он.
ВПК выступает за максимальное сохранение конструкторских школ “МиГ” и “Сухой”. ” При этом необходимо оптимизировать административную надстройку этих организаций и, соответственно, уменьшить расходы. Конструкторы должны оставаться незыблемым звеном, а административный персонал следует оптимизировать”, – сообщил Ельчанинов, добавив, что переезд конструкторов в регионы, где располагаются авиастроительные предприятия, не предполагается.
Обеспечение новой госпрограммы
Коллегия ВПК 1 июля 2023 года сделает доклад президенту на основе сформированной новой госпрограммы вооружений, на нее выделят не менее 21-22 трлн рублей, сообщил Ельчанинов.
“Мы ориентируемся на то, что финансовые показатели новой госпрограммы, несмотря на все особенности экономической ситуации в стране, в абсолютных цифрах не будут меньше. Обеспечение аналогичной госпрограммы на период 2010 – 2020 годов составляло 21,2 трлн рублей. Действующая госпрограмма (2018 – 2027 годы) – 21,7 трлн рублей. Исходя из этой динамики, ожидаем уровень новой госпрограммы вооружений на уровне не ниже 21-22 трлн рублей”, – сказал Ельчанинов.
По его словам, коллегия ВПК 1 июля 2023 года планирует сделать доклад на основе сформированной новой госпрограммы вооружений президенту РФ Владимиру Путину.
Ельчанинов пояснил, что до 1 сентября 2022 года будут получены предложения всех заказчиков, которые пройдут через фильтр коллегии. ” Проведем работу с профильными министерствами. В первую очередь, с Минпромторгом, для подтверждения возможностей оборонных предприятий. Понадобятся гарантии того, что запросы основных заказчиков смогут быть осуществлены”, – сказал первый зампредседателя коллегии ВПК РФ.
В новость были внесены изменения (23:13 мск) – добавлены подробности.
Согласно стратегическим целям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), доля выручки корпорации от продаж гражданских самолетов должна к 2035 вырасти до 45% c нынешнего уровня в менее чем 20%, а в целом на мировом рынке гражданской авиации доля ОАК с уровня в менее 1% должна уже к 2025 году возрасти до 4,5%.
Доля на доступном рынке военной авиации с нынешних 20% к 2035 году вырастет до 45%. Предполагается, что «доступный рынок» будут составлять рынки всех стран, кроме членов НАТО и исторических союзников НАТО, а с 2030 года и кроме рынка Китая
Не позднее чем к 2025 году ОАК выйдет на уровень безубыточности по чистой прибыли, а в 2035 году будет прибыльным и привлекательным для инвесторов бизнесом, снизив зависимость от государства в части инвестиций.
Стратегия была ранее одобрена Советом директоров корпорации, на сайте ОАК опубликован документ «Стратегические цели ОАК до 2035 года и направления преобразований для их достижения» (uacrussia.ru/ru/corporation/strategy).
Основными задачами рыночно-продуктовой стратегии в документе называется, во-первых, обеспечение требований государства в области национальной безопасности, в том числе транспортной; во-вторых, максимизация продаж на глобальном гражданском рынке в сегментах региональных реактивных, узкофюзеляжных и широкофюзеляжных ВС; в-третьих, в сегменте военной авиации — сохранение доли на рынке боевой авиации и увеличение присутствия в сегментах транспортной и специальной авиации, и, в-четвертых, сбалансированность продуктовой линейки по этапам жизненного цикла.
Общий эффект от реализации мер по повышению эффективности основного персонала, оптимизации управления оборотным капиталом, оптимизации инвестиций, высвобождения площадей и продажи непрофильных активов ОАК оценивает на горизонте до 2035 году в более чем 700 млрд. рублей. К этому времени корпорация обеспечит около 50 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, размер ежегодных дивидендов должен достичь 30 млрд. рублей, а налоговые отчисления составят 200 млрд. рублей в год.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) приняла стратегию развития до 2035 г. В документе говорится о планах изменить индустриальную модель и организационную структуру, а также повысить долю гражданской авиации в общем объеме выпускаемой продукции. Программа развития ОАК представлена вскоре после того, как Минпромторг РФ опубликовал стратегию развития всего авиапрома до 2030 г., в которой говорится в том числе о неэффективности существующей индустриальной модели в пределах всей отрасли.
Вы прочитали 17% текста.
Это закрытый материал портала ATO. RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
17 ₽ в день
Подписка на материалы ATO.ru
предоставляет доступ ко всем закрытым материалам сайта – новостям, аналитике,
инфографике – уникальному контенту, каждый день создаваемому редакцией ATO.ru.
Кроме этого, Вы получаете доступ к материалам “Ежегодника АТО” и ко всему архиву
журнала “Авиатранспортное обозрение”, выходившему с 1999 по 2019 год.
Услуга “Автоплатеж”. За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Приобретение бумажных и pdf-версий изданий
ИД “А. Б. Е. Медиа”, включая Ежегодник АТО и архивные номера журнала “Аввиатранспортное обозрение”:
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Юрий Слюсарь о новом фирменном стиле корпорации и стратегии развития ОАК на ближайшее время — в интервью ТАСС
Сегодня перед Россией как никогда остро стоит вопрос технологической независимости, особенно в столь важном вопросе, как авиация. Огромная территория нашей страны требует развитого парка гражданского авиационного флота. Для достижения поставленных президентом РФ целей специальной военной операции требуется в том числе современная и сильная военная авиация. О том, как в это непростое время будет идти развитие Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ростеха, ТАСС поговорил с генеральным директором ОАК Юрием Слюсарем в рамках международного военно-технического форума “Армия-2022”. Глава ОАК рассказал о новом фирменном стиле корпорации, представленном на форуме, и стратегии развития ОАК на ближайшее время, а также о планируемых темпах строительства гражданских авиалайнеров и планах по созданию однодвигательного истребителя Checkmate и морской модификации Су-57.
— Юрий Борисович, расскажите, какие сегодня у ОАК приоритеты? Сейчас самолеты корпорации активно принимают участие в военной спецоперации на Украине. Авиапромышленность изучает опыт боевого применения машин? Какие машины показали наибольшую эффективность по итогам применения?
— У нас два направления работы — военное и гражданское. Сегодня специалисты ОАК обеспечивают применение авиатехники в ходе проведения специальной военной операции, выполняя по заявкам Минобороны все необходимые работы. Мы сосредоточены на том, чтобы в полной мере обеспечить наши Вооруженные силы всем необходимым — от текущих задач по ремонту, сервисному обслуживанию авиационной техники, ее модернизации до ускоренного масштабирования выпуска новейших образцов оперативно-тактической авиации.
Что касается изучения опыта. Любой вооруженный конфликт является предметом глубокого анализа с целью определения дальнейших направлений развития техники. Такую работу, например, мы проделали по итогам операции в Сирийской Арабской Республике.
На Украине против нас активно применяются самые разные средства вооружения США и стран Западной Европы, в том числе средства ПВО. В данных условиях представляется необходимым дальнейшее наращивание возможностей самолетов в части применения вооружения с большой дальностью пуска, средств РЭБ, разведки, обработки и передачи данных и др. Наши конструкторы достигли значительных успехов в данных направлениях, но останавливаться на достигнутом нельзя — надо двигаться вперед.
Почему новые работы необходимы? К началу века Российская Федерация и Украина обладали сравнимыми по уровню самолетами типа: Су-24М, Су-25, Су-27, МиГ-29. Однако в России, в отличие от Украины, за последние 15–20 лет были разработаны и запущены в серийное производство новые самолеты: Су-30СМ, Су-34, Су-35С, Су-57 и другие. Это позволило значительно повысить возможности нашей авиации и обеспечить успех на поле боя.
Вопрос об эффективности применения все же корректнее задать нашим заказчикам в Министерстве обороны. Мы видим, что самолетам Су-35С нет равных в воздушных боях, что Су-34 уничтожают высокоточным оружием важные наземные цели, а Су-25 в очередной раз демонстрируют уникальную боевую живучесть, то есть решения, заложенные конструкторами, оказались верными.
Работа наших самолетов неоднократно получала высокую оценку, летчики, выполняющие боевые задачи, удостоены высших государственных наград. Вместе мы вносим общий вклад в достижение тех целей, которые были поставлены президентом Российской Федерации.
— Как складывается ситуация в гражданском сегменте?
— Наша ключевая задача — дать крылья Родине. Это не только новые возможности, но и большая ответственность. Раньше мы находились в постоянной ситуации борьбы за собственный домашний рынок с иностранными производителями. Теперь они уходят, самолеты иностранного производства будут постепенно выбывать из парка российских авиакомпаний. И наша задача — в сжатые сроки обеспечить серийный выпуск необходимого количества пассажирских самолетов, обеспечить гарантированную транспортную связанность страны.
Для того чтобы существенно нарастить выпуск, нам предстоит ускоренными темпами организовать дооснащение и подготовку производства, масштабировать его возможности. Вот те ключевые точки, на которых мы концентрируем усилия: ускоренное импортозамещение и выход на серийное производство новых гражданских самолетов во всех ключевых сегментах — от регионального турбовинтового до магистральных реактивных самолетов разной размерности. Благо у нас есть что масштабировать. Важно, что у нас теперь есть гарантированный, поддержанный государством спрос на наши гражданские самолеты на домашнем рынке.
Сегодня в авиакомпаниях много иностранной техники. Тем не менее по мере выхода на серийный выпуск Superjet-NEW, МС-21, Ил-114-300, наращивания объемов выпуска Ту-214 российский рынок будет насыщаться российскими самолетами, а иностранные будут постепенно выбывать.
Первое направление работы производителей российских воздушных судов сегодня — поддержание исправности действующего парка самолетов Superjet 100. Это порядка 150 бортов, они выполняют функцию основной реактивной машины на региональных маршрутах. Эта работа выполняется вместе с авиакомпаниями, для каждого эксплуатанта существует дорожная карта совместных действий.
В течение нескольких лет планово создавались склады запчастей, поэтому система ремонта и обслуживания функционирует. По чувствительным позициям идет активная работа, в том числе в части повышения компетенции по ремонту.
Авиастроители обеспечивают устойчивое функционирование производства и максимально возможное ускорение начала серийного выпуска импортозамещенных самолетов.
В 2023 году планируем первый полет русифицированной модификации Superjet (SSJ NEW). С учетом производственного цикла и ускорения реализации программы импортозамещения — включая двигатель, бортовое радиоэлектронное оборудование и другие системы и агрегаты — планируется к 2024 году выйти на серийный выпуск русифицированного самолета.
По МС-21 ключевая задача — начать выпуск машины в российском варианте в 2024 году.
— В рамках форума “Армия-2022” ОАК представила свой новый фирменный стиль. С чем это связано? Почему именно сейчас?
— Мы шли к этому несколько лет. О АК в составе Ростеха проходит насыщенный этап перезагрузки. За последние несколько лет в компании произошло много существенных изменений. Важным фактором стало слияние ОАК, “Сухого” и “МиГа” в единую структуру в июне этого года. Но у нас есть и более фундаментальные предпосылки.
Недавно мы приняли новую стратегию развития. Она предполагает значительные изменения в области производства — развитие и техперевооружение наших предприятий. Она говорит о том, какие перспективные направления развития наших продуктов являются для нас ключевыми, определяет продуктовый ряд на десятилетия вперед. Она делает значительный упор на задачи цифровизации. Стратегия определяет горизонт развития корпорации на перспективу. В пуле проектов значительный рост гражданской составляющей бизнеса — выстраивание полноценной линейки продукции во всех ключевых сегментах. Значительное внимание уделяется разработке военных платформ следующих поколений. А также гибридной и беспилотной тематике.
ОАК — это подъемная сила высокотехнологичного сектора экономики. Это 92 тыс. профессионалов, новые технологии и решения. Это новые рабочие места и заказы для множества отраслей-партнеров — от химии и металлургии до электроники и производства новых материалов.
Мы повышаем эффективность управления активами. Для ускорения внедрения передовых решений и технологий, повышения скорости принятия решений мы трансформируемся. О АК из холдинговой структуры превращается в операционную компанию. Уровни управления сокращаются. Фокус внимания на конструкторский блок, на команды, генерирующие продукт и рыночные решения, усиливается! Ядро новой объединенной компании — ОАК, “Сухой” и “МиГ”, ставшие единой структурой. Выстраивается плотный контур управления компаниями “Туполев”, “Ильюшин”, “Иркут”. По сути, ОАК вбирает в обновленную ДНК единой структуры легендарные школы и конструкторские практики, выдающиеся бренды и ноу-хау. Корпорация сегодня — в первую очередь структура, нацеленная на разработку и создание передовых авиационных комплексов.
Мы сталкиваемся с новыми вызовами. Это касается внешнего и внутреннего рынков, спроса на продукцию и его структуры. Это касается технологического ландшафта и партнерств. Это касается задач развития предприятий в регионах присутствия как точек индустриального и технологического роста.
Наконец, мы приняли новую кадровую стратегию. Наши сотрудники — наш ключевой актив. Это основной посыл нашей новой кадровой стратегии. Конструкторские бюро ОАК — это то место, где талантливый специалист со смелыми идеями может реализовать свой потенциал. Пул перспективных проектов и передовые практики создают для этого необходимые условия.
Предприятия авиастроения должны стать центрами притяжения талантов. Для этого мы повышаем заработную плату и вместе с региональными властями реализуем программы улучшения условий труда и жизни наших сотрудников.
Все эти изменения в совокупности формируют качественный переход ОАК на новый уровень развития. С нашей точки зрения, важно донести ключевые смыслы происходящих изменений и рассказать о перспективных целях не только нашим сотрудникам, но и партнерам, и всему рынку.
Поэтому важной составляющей происходящей трансформации ОАК стал новый фирменный стиль. Он отражает суть изменений, нацелен на более простую, прямую, открытую и комфортную коммуникацию с нашим брендом.
В его основе синий цвет — общий для всех наших конструкторских коллективов имени великих авиаконструкторов — наших отцов-основателей. Кроме того, это цвет неба — нашей стихии. Именно в полете наши технологии обретают всю полноту силы. В новой “айдентике” ОАК также ярко выраженный вектор — устремленность в будущее, использование образа самолета будущего — летающего крыла.
Очень важно, что единый фирменный стиль теперь станет общим для всех активов группы ОАК. Это олицетворяет важный для нас переход — дальнейшее развитие корпорации будет идти в формате единой семьи, единой платформы. Это позволит сконцентрировать усилия на достижении амбициозных целей и откроет новые возможности для синергии между командами специалистов ОАК.
— Тема беспилотной авиации очень востребована сейчас. Планирует ли ОАК создать дивизион беспилотной авиации?
— Стоит отметить, что не только ОАК, но и другие различные организации разрабатывают беспилотные летательные аппараты (БЛА) военного, гражданского и двойного назначения. Поскольку при разработке беспилотных летательных аппаратов используются компетенции и опыт по созданию пилотируемой авиации, их разработка проводится именно в дивизионах пилотируемой авиации и такая структура является наиболее эффективной.
Безусловно, при формировании требований, облика и тактических сценариев применения учитывается опыт операции в Сирийской Арабской Республике и опыт применения в военной спецоперации на Украине.
— Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что российские военные в скором времени могут получить стратегические беспилотники. О каких беспилотниках идет речь?
— По требованию Минобороны России в настоящее время создается ряд комплексов беспилотной авиации, в том числе С-70 “Охотник”, относящийся к фронтовой авиации. Его отличительной чертой является малая заметность и применение бортового радиоэлектронного оборудования, широко реализующего элементы искусственного интеллекта.
— Завершились ли частотные испытания опытного образца беспилотника “Охотник”?
— Наземные испытания, частью которых являются частотные, проводятся в соответствии с программой. В настоящее время наземные испытания интенсивно идут.
— Глава госкорпорации “Ростех” Сергей Чемезов обещал начать поставки ударных беспилотников “Охотник” военным уже в 2023 году. Сколько машин должно быть поставлено в 2023 году? Когда будет развернуто массовое производство этих дронов?
— На сегодняшний день, в рамках проводимой опытно-конструкторской работы, построено два опытных образца, в этом году начнутся летные испытания и планируется подписание государственного контракта на начало серийных поставок с 2024 года.
— Создан ли новый наземный пункт управления для беспилотника “Охотник”?
— Согласно графику программы, на текущий момент создан ряд комплектов наземных пунктов управления для С-70, которые разработаны в соответствии с требованиями заказчика.
— В том году ОАК представила однодвигательный легкий истребитель Су-75 Checkmate. Что сейчас делается по программе данного самолета? Создана ли уже кооперация, которая будет участвовать в создании истребителя?
— Проект Checkmate находится на этапе подготовки производства первых опытных образцов. Основой проекта является сформированная, проверенная годами совместная работа, кооперации. Самолет создается по модульному принципу с опциональной реализацией элементов систем, за счет этого в проекте Checkmate используются лучшие готовые разработки пятого поколения.
За время, прошедшее с презентации проекта на МАКС-2021, была организована работа по получению обратной связи от потенциальных заказчиков. Помимо дополнительных требований от заказчиков были проведены работы по оптимизации стоимости и анализу отдельных технических решений, что позволило существенно повысить конкурентоспособность, коммерческую привлекательность, а также снизить технические риски при создании отечественного однодвигательного самолета.
На основе этих работ в проект были внесены изменения, что скорректировало и сроки первого вылета. Но при этом принцип модульности и современные цифровые технологии позволили в кратчайшее время внести эти изменения, и уже в 2024 году мы планируем начать испытания.
— Ранее заявлялось, что в Комсомольске-на-Амуре идут работы по созданию нескольких опытных образцов Checkmate. Сколько машин создается?
— В проекте Checkmate мы используем современные суперкомпьютерные технологии, это позволяет существенно сократить сроки постройки опытного образца и обеспечить начало летных испытаний уже в 2024 году. Сейчас начата подготовка производства двух опытных образцов. Всего планируется построить четыре опытных образца.
— Когда планируется создание беспилотной версии Checkmate?
— Создание беспилотной версии Checkmate ведется с ранних этапов проектирования. Уже сейчас в базовый (одноместный) самолет заложены технические решения, обеспечивающие сокращение сроков разработки беспилотной версии.
Беспилотная модификация позволит существенно повысить эффективность имеющихся самолетов, исключив риски потери летного состава. Создание беспилотной версии возможно одновременно с одноместным самолетом. Задел для беспилотного самолета в части летных испытаний будет сформирован в рамках опережающих работ по пилотируемой версии.
— Каковы результаты переговоров с Минобороны относительно нового легкого истребителя Checkmate, а также его беспилотной версии? Стало ли ведомство заказчиком самолета?
— Су-75 создается в первую очередь как экспортный самолет. Мы прогнозируем достаточно большую нишу на мировом рынке. Планируем совместную работу и плодотворное сотрудничество по сопровождению работ со стороны Министерства обороны РФ.
При этом реализуемые характеристики, в том числе по дальности, боевой нагрузке, позволяют применять Су-75 для задач Министерства обороны РФ и обеспечить минимальную стоимость эксплуатации. А с использованием беспилотной версии реализуется дополнительное расширение возможностей существующих авиационных комплексов Министерства обороны РФ.
— Если говорить об уже поступающем в войска многофункциональном истребителе пятого поколения Су-57, как продвигаются его поставки? Сколько самолетов Су-57 будут переданы военным в этом году?
— В рамках заключенного государственного контракта с МО РФ на серийное производство Су-57 на сегодняшний день построено четыре самолета. В этом году планируется поставить следующую партию самолетов. О АК с предприятиями-смежниками выполняет работы в соответствии с заключенным государственным контрактом.
— На каком этапе находится разработка двухместного командного истребителя Су-57, предназначенного для управления аппаратами С-70 “Охотник”? В чем преимущество управления БЛА посредством такого самолета в сравнении с наземным командным пунктом?
— Мы в активной фазе взаимодействия с заказчиком. Существенным преимуществом двухместной версии Су-57 могут быть новые тактические возможности при действиях с БЛА различного назначения, что позволяет получить синергетический эффект при выполнении специальных задач.
— Ведутся ли работы по созданию палубной версии Су-57 для морской авиации ВМФ РФ?
— Морской доктриной РФ предполагается обеспечение возможности строительства современных авианесущих боевых кораблей. С нашей точки зрения, наиболее перспективным является построение авиационной группировки таких кораблей на основе самолета пятого поколения, а также использование беспилотников. Задел, созданный по программе Су-57, позволяет в кратчайшие сроки решить задачи морской авиации ВМФ РФ.
— В этом году легендарное конструкторское бюро (КБ) “Туполев” отмечает 100-летний юбилей. Какие перспективы развития КБ?
— Действительно, в 2022 году нашему первому по времени создания, великому КБ “Туполев” исполняется 100 лет. Мы эту дату решили маркировать слоганом “Первые сто”. Потому что Туполевское КБ — это не только ключевые для развития отечественной авиации даты, важнейшие повороты в области развития авиационных технологий и важные исторические вехи, но и долгосрочная перспектива.
Сегодня фирма “Туполев” — это динамично развивающееся предприятие ОАК, создающее продукты будущего. Мы празднуем в этом году юбилей — первые сто шагов развития ОКБ “Туполев” — и открываем новую страницу — следующие 100 шагов развития наследия Туполева, которое воплотится в новые решения, технологии и продукты.
— Сохраняются ли планы по передаче первого построенного с нуля ракетоносца Ту-160М военному ведомству?
— Не просто сохраняются, а выполняются.
— На форуме “Армия-2021” Минобороны РФ подписало с ОАК контракт на модернизацию самолетов Ту-95МС. Начались ли уже работы?
— Работы ведутся в соответствии с графиком. Первая машина будет передана Министерству обороны в срок согласно госконтракту.
— ОАК запустила производство первых двадцати самолетов Ту-214. Сколько самолетов планируется произвести до конца года? Кому будут поставлены эти самолеты?
— Принято решение о наращивании серийного выпуска самолетов Ту-214 до десяти штук в год. Мы действительно запускаем в производство партию в 20 машин на ближайшие несколько лет совместно с нашими партнерами по кооперации. Решения об этом приняты.
Уже сейчас началось строительство новых самолетов. В стапелях агрегатной сборки находится первый самолет этой партии. В цехах ведется изготовление деталей для последующих самолетов. Программа предусматривает сдачу первых самолетов в 2023 году.
Мы и национальный перевозчик — группа “Аэрофлот” — завершаем проработку деталей по поставкам отечественной авиационной техники на новом этапе. В ближайшее время ожидаем выхода на соответствующие соглашения.
— Планируется ли какое-то обновление этого самолета: возможно, он получит более современную авионику или другие детали? Планируется ли более глубокая модернизация самолета?
— Ту-214 находится достаточно давно в производстве. В свое время самолет неплохо эксплуатировался в авиакомпаниях “Дальневосточные авиалинии”, “Красноярские авиалинии”, “Трансаэро”. Показывал неплохой налет.
С момента выпуска первых экземпляров самолетов прошло достаточно большое время. Естественно, техника не стоит на месте. Машина постоянно обновляется. Крайние самолеты, которые были сданы заводом в эксплуатацию, конечно, отличаются и по уровню специального самолетного оборудования, которое необходимо для пилотов, и по уровню комфорта для пассажиров. Используется новое светотехническое оборудование, кресла, багажные полки, которые отвечают международным требованиям, система кондиционирования воздуха. Самолет в эксплуатации будет достаточно комфортным для пассажиров.
Беседовали Милена Синева, Роман Азанов, Мария Амирджанян
ОАК приняла стратегию развития до 2035 года
В рамках обновления модели ОАК предполагает в ближайшее время создать центры специализации, а также центры компетенций в производстве и разработке. Корпорация намерена снизить число заводов финальной сборки (некоторые из них перепрофилируют) и уменьшить площадь производственных мощностей. Часть освободившихся цехов предлагается продать или сдать в аренду. Еще одной целью смены индустриальной модели станет передача на аутсорсинг неключевых операций и выстраивание системы управления поставщиками. Финансовый эффект от всех этих действий, рассчитанных на 2016–2035 гг., в ОАК оценивают более чем в 700 млрд руб.
Смена структуры ОАК предполагает превращение холдинга в единую компанию, что должно повысить управляемость бизнеса. В ней планируется внедрить единые стандарты, сформировать подразделения по основным крупным направлениям и ввести систему управления, основанную на программном принципе.
Доля гражданской продукции в портфеле ОАК к 2025 г. должна увеличиться не менее чем до 40%, к 2035 г. — не менее чем до 45%. Доля компании на рынке гражданского самолетостроения к 2025 г. должна вырасти до 4,5%, после чего ее планируется удерживать на протяжении следующих десяти лет. Сейчас на гражданскую продукцию в портфеле ОАК приходится менее 20%, а ее доля на рынке составляет менее 1%. В рамках расширения гражданского сегмента корпорации предстоит сбалансировать объем выручки, выстроить систему продаж и усовершенствовать послепродажное обслуживание.
В результате внедрения новой стратегии корпорация рассчитывает к 2035 г. создать «прибыльный бизнес, привлекательный для инвесторов», и снизить зависимость от финансовой господдержки. Развитие гражданского сегмента ОАК связано с программами Ил-114-300, Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), SSJ 100SV (удлиненная версия), Sukhoi Business Jet (SBJ), МС-21-200/300 и широкофюзеляжного российско-китайского самолета.
В обновленной стратегии Минпромторга, вышедшей в ноябре этого года, говорилось о недостаточной эффективности и дотационности российского авиапрома, а также его ориентированности почти исключительно на внутренний рынок. Критикуется и система послепродажного обслуживания. Отмечается, что предыдущая стратегия развития, рассчитанная до 2015 г., была реализована лишь отчасти в том числе из-за распыления сил на слишком большое число проектов и из-за недостатка опыта в международной кооперации.