СТАТЬЯ 242 ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА

Завершение операций по исполнению бюджета

Подборка наиболее важных документов по запросу Завершение операций по исполнению бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

“Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие”(2-е изд., перераб. и доп.)(под ред. О.Н. Коршуновой)(“Юстиция”, 2019)При проверке законности деятельности финансовых органов – органов Министерства финансов (ему подведомственны Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка – для целей проверки финансовых органов целесообразно отметить Федеральное казначейство и его территориальные органы в виде управлений (УФК) по субъектам Российской Федерации), финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (п. 2 ст. 154, 165, 166, 166.1 БК РФ) следует выяснить: утверждены ли правила заполнения форм реестров расходных обязательств регионов и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации; разработан ли порядок планирования бюджетных ассигнований (п. 1 ст. 174.2 БК РФ); определены ли состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана (п. 2 ст. 217.1 БК РФ); установлен ли порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи (п. 1 ст. 217 БК РФ); установлен ли порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета (абз. 2 ст. 219.2 БК РФ); установлен ли порядок исполнения бюджета по расходам (ст. 8, 9, п. 1 ст. 219 БК РФ); установлен ли порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (п. 1 ст. 242 БК РФ).

Нормативные акты

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 1998 года

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.

Глава 25. Исполнение федерального бюджета (статья 243, статья 244, статья 245, статья 246, статья 247, статья 248, статья 249, статья 250, статья 251, статья 252, статья 253, статья 254, статья 255, статья 256, статья 257, статья 258, статья 259, статья 260, статья 261, статья 262, статья 263, статья 264). – Утратила силу

Глава 28. Общие положения (статья 281, статья 282, статья 283, статья 284, статья 284.1, статья 285, статья 286, статья 287, статья 288, статья 289, статья 290, статья 291, статья 292, статья 293, статья 294, статья 295, статья 296, статья 297, статья 298, статья 299, статья 300, статья 301, статья 302, статья 303, статья 304, статья 305, статья 306). – Утратила силу

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по БК РФ

1. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с требованиями настоящей статьи.

2. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий казначейское обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

4. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

5. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение 15 рабочих дней текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 09.04.2009 N 58-ФЗ.

Принятие главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первом настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда.

В соответствии с решением главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертах бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

Порядок принятия решений, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, регулирующими порядок возврата межбюджетных трансфертов соответственно из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

5.1. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации подлежат увеличению сверх объемов, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, в пределах не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возвращенных в доходы федерального бюджета и не учтенных при утверждении общего объема доходов федерального бюджета.

5.2. Установить, что остатки средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января текущего финансового года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, и остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования), а также средства, поступающие в текущем году сверх поступлений, утвержденных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, направляются в текущем финансовом году на основании решений Правительства Российской Федерации на обеспечение полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сфере обязательного медицинского страхования с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением общего объема расходов на текущий финансовый год, утвержденных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, без внесения изменений в соответствующий федеральный закон.

6. Финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.

7. Допускается наличие на конец текущего финансового года средств, размещенных в соответствии с настоящим Кодексом на банковских депозитах и депозитах в государственной корпорации развития “ВЭБ. РФ”, а также средств по другим операциям по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

8. Остатки средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в иностранной валюте, образовавшиеся на 1 января текущего финансового года на счетах, открытых соответствующему финансовому органу в уполномоченной организации или другой специализированной организации, выполняющей функции генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации по обслуживанию государственных внешних долговых обязательств, не подлежат перечислению на единый счет соответствующего бюджета и используются в первой декаде января текущего финансового года для осуществления перечислений.

9. Остатки средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, не использованные получателями бюджетных средств, находящиеся на специальных счетах, открытых в соответствии с условиями соглашений с международными финансовыми организациями, не подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета и подлежат использованию ими в текущем финансовом году на те же цели.

Комментируемая статья регламентирует действия, которые должны быть выполнены по завершении финансового года.

Приказом Минфина России от 06.06.2008 N 56н утвержден Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году.

Положение о порядке завершения в текущем финансовом году операций по счетам федерального бюджета, открытым в подразделениях Банка России и кредитных организациях (филиалах), утверждено Минфином России N 127н, Банком России N 328-П от 12.11.2008.

В письме Казначейства России от 03.12.2014 N 42-7.4-05/2.1-731 определены сроки представления отчетности по состоянию на 1 января 2015 года.

В приложении к данному письму приведены графики представления территориальными органами Федерального казначейства бюджетной отчетности по состоянию на 1 января 2015 года.

Одновременно Казначейство России сообщило, что за первые пять рабочих дней 2015 года в Межрегиональное операционное УФК отдельно по операциям текущего финансового года и по операциям дополнительного периода отчетного финансового года, в течение которого осуществляется завершение операций по распределению территориальными органами Федерального казначейства поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленное пунктом 2 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляются следующие формы оперативной отчетности:

Отчет о поступлениях в федеральный бюджет (ф. 0521432);

Справка о перечислении сумм страховых взносов и задолженности по единому социальному налогу в доход федерального бюджета и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ф. 0521436);

Отчет об остатках средств на счетах, открытых органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России и кредитных организациях (ф. 0521458);

Отчет об операциях по счетам Главной книги (ф. 0531981).

Кроме того, Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152) (далее – Отчет (ф. 0503152) (еженедельный) по состоянию на 1 января 2015 года, представляется в Межрегиональное операционное УФК 13 января 2015 года.

При этом Отчет (ф. 0503152) (ежемесячный, предварительный) по состоянию на 1 января 2015 года в Межрегиональное операционное УФК не представляется.

Также Казначейство России сообщило, что сверку внутриказначейских расчетов, на основании акта сверки внутриказначейских расчетов (ф. 0521416), территориальным органам Федерального казначейства необходимо осуществить в срок до 16 января 2015 года.

В письме Казначейства России от 05.12.2014 N 42-7.4-05/2.1-739 отмечено, что главным администраторам доходов федерального бюджета, главным распорядителям средств федерального бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета необходимо представить в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства ежемесячную бюджетную отчетность по состоянию на 01.01.2015, установленную Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н, в срок до 23.01.2015.

При этом бюджетная отчетность должна быть составлена с учетом дополнительного периода для завершения операций по распределению территориальными органами Федерального казначейства поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленного пунктом 2 статьи 242 БК РФ.

В письме Казначейства России от 05.12.2014 N 42-7.4-05/2.1-738 пояснено, что финансовым органам субъектов Российской Федерации и органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации необходимо представить в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства ежемесячную бюджетную отчетность по состоянию на 01.01.2015, установленную Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н, в срок до 23.01.2015.

Предварительный Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324) на 01.01.2015 финансовыми органами субъектов Российской Федерации представляется в срок до 30.01.2015 в соответствии с требованиями письма Федерального казначейства от 11.12.2012 N 42-7.4-05/2.1-704, дополнением к письму от 06.04.2014 N 42-7.4-05/2.1-240.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ст. 242 см. Постановление КС РФ от 18.07.2018 N 33-П.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ, от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 345-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2017 N 434-ФЗ, от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(п. 7 введен Федеральным законом от 24.11.2008 N 205-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 14.11.2017 N 315-ФЗ, от 28.11.2018 N 453-ФЗ)

(п. 8 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 479-ФЗ, от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(п. 9 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

1. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в , установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с требованиями настоящей статьи.

2. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

Абзац второй .

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в , определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением , установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в , установленном Министерством финансов Российской Федерации.

5.1. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации подлежат увеличению сверх объемов, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, в пределах не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возвращенных в доходы федерального бюджета и не учтенных при утверждении общего объема доходов федерального бюджета.

5.2. Установить, что остатки средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января текущего финансового года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, и остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования), а также средства, поступающие в текущем году сверх поступлений, утвержденных о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, направляются в текущем финансовом году на основании решений Правительства Российской Федерации на обеспечение полномочий Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сфере обязательного медицинского страхования с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с превышением общего объема расходов на текущий финансовый год, утвержденных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, без внесения изменений в соответствующий федеральный закон.

6. Финансовый орган устанавливает обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.

7. Допускается наличие на конец текущего финансового года средств, размещенных в соответствии с настоящим Кодексом на банковских депозитах и депозитах в государственной корпорации развития “ВЭБ. РФ”, а также средств по другим операциям по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

Информация об изменениях

Статья 215.1 изменена с 14 апреля 2023 г. – Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г. (на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.)

См. предыдущую редакцию

. Основы исполнения бюджета

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Часть 5 утратила силу с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ

Для казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Федеральном казначействе с учетом положений статьи 38.2 настоящего Кодекса открываются единые счета бюджетов, через которые осуществляются все операции по исполнению бюджетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *