СТАТЬИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Государственное и муниципальное управление

Молодой учёный

№39 (225) сентябрь 2018 г.

— Суфиянова Г. Ш.

Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти

Молодой учёный

№48 (234) ноябрь 2018 г.

— Миронов И. А.

Поддержка малого предпринимательства на региональном уровне

Молодой учёный

№49 (339) декабрь 2020 г.

— Андрианова И. А., Жучкова А. А.

Особенности PR-технологий в государственном и муниципальном управлении

Молодой учёный

№23 (127) ноябрь 2016 г.

— Плешенков С. В.

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Молодой учёный

№5 (243) февраль 2019 г.

— Володина М. Р.

Использование маркетинговых технологий государственными и муниципальными органами власти при организации и проведении мероприятий

Молодой учёный

№40 (382) октябрь 2021 г.

— Филатов В. Д.

Бюрократизм и коррупция в системе государственного и муниципального управления

Молодой учёный

№23 (418) июнь 2022 г.

— Павлов А. А.

Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (SmartCity)

Молодой учёный

№42 (384) октябрь 2021 г.

— Филатов В. Д.

Бюрократизм и коррупция в системе государственного и муниципального управления Москвы

Молодой учёный

№23 (470) июнь 2023 г.

— Миронов К. О.

Совершенствование форм участия населения в местном самоуправлении

Молодой учёный

№49 (339) декабрь 2020 г.

— Капленок Е. А.

Формирование муниципальных финансов

Молодой учёный

№43 (281) октябрь 2019 г.

— Ивакина Д. С., Митюхин А. В.

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

Молодой учёный

№7

июль 2012 г.

— Мартынова А. А.

Основные методы управления системой жилищно-коммунального хозяйства

Молодой учёный

№21

декабрь-2 2014 г.

— Костюк И. К.

Применение инновационных технологий в государственном управлении в контексте европейских стандартов

Молодой учёный

№20 (415) май 2022 г.

— Обушева К. А.

Цифровая трансформация государственного управления

Молодой учёный

№2 (240) январь 2019 г.

— Гараджа Ю. В., Придворова М. Н.

История становления и развития корпоративного законодательства в России

Молодой учёный

№5 (139) февраль 2017 г.

— Веремейчик А. В., Литовка А. Б.

Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции

Молодой учёный

№5 (109) март-1 2016 г.

— Бекхожаева А. К., Базыл А.

Мемлекеттік басқарудың тиімді жүйесін оңтайландыру мәселелері

Молодой учёный

№50 (236) декабрь 2018 г.

— Аминова Д. А.

Налоговый федерализм и особенности его реализации

Молодой учёный

№22 (260) май 2019 г.

— Марчук К. А.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды

IX международная научная конференция «Экономика, управление, финансы»
(Санкт-Петербург, октябрь 2018)

— Ерышев А. Е.

Открытость федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях

Молодой учёный

№44 (334) октябрь 2020 г.

— Мясникова В. А.

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

Молодой учёный

№52 (290) декабрь 2019 г.

— Александриков Ю. Г.

Государственное управление в сфере дорожного хозяйства и перспективы его развития (на примере Министерства транспорта Российской Федерации)

Молодой учёный

№49 (287) декабрь 2019 г.

— Тынгишева А. М.

Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых»
(Казань, декабрь 2020)

— Колбасов Д. Б.

Государственная служба на современном этапе

Шепилова Анастасия РомановнаКалужский государственный университет имени К. Э. Циолковскогостудентка

АннотацияВ статье рассматриваются понятие и цели государственного управления.

Научный руководитель: Чаусов Н. Ю. доцент

Государственное управление – в широком понимании данного термина – это деятельность всех органов государства по реализации возложенных на них обязательств, если же рассматривать данный термин в узком понимании – это подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти РФ по осуществлению возложенных на эти органы полномочий.  В первую очередь государственное управление должно максимально отражать воплощение воли народа, его интересы. Можно сказать, что органы государственной власти подотчётны к текущим интересам граждан. Основными ценностями государственного управления должны быть: эффективность, экономичность, а главное – результативность.

Как и любая другая форма управления, государственное управление обладает рядом своих признаков, на них стоит остановиться подробнее.

1)    Государственное управление – исполнительная власть. Это значит, что деятельность должна быть направлена на удовлетворение общественных интересов, нужд, запросов населения. Стоит заметить, что исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

2)    Масштабность действий. Во всех регионах, где необходимо обеспечение исполнения законов, может осуществляться государственное управление. Это подчеркивает тот факт, что государственное управление распространяется на все важные области человеческой жизни.

3)    Наличие специальных органов управления. Безусловно, осуществление государственного управления было бы невозможно без функционирования специально уполномоченных для этого органов. Данные органы создаются государством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

4)    Соблюдение принципа законности. Данный признак означает то, что действия органов государственного управления должны беспрекословно выполняться, согласно правилам, установленным в действующем законодательстве РФ.

Государственная власть в древности.

С течением времени обязательства и полномочия органов государственной власти претерпевали существенные изменения. Так, например, в Древнерусском государстве государственная власть представляла собой раннефеодальную монархию. В той власти можно выделить 3 ступени. Первая ступень монархическая в лице князя, именно ему все подчинялись и через него принимались решение относительно дальнейшей судьбы государства. Вторая ступень аристократическая в лице дружины и княжеского совета, одной из их главных задач было внесение предложений в относительно той или иной сферы, которые в дальнейшем рассматривались князем и, возможно, принимались. Третья ступень демократическая в лице народного веча, пожалуй, важнейшим вопросом, которое решало вече был вопрос войны и мира. Поскольку основы военной мощи Руси составляла отнюдь не дружина, которая по сути своей была больше личной охраной князя, а народное ополчение, которое напрямую подчинялось вечу. На местном же уровне правили княжеские наместники в городах и волостели в сельской местности.

Рассмотрев вкратце, что из себя представляло государственное управление в древности стоит обратить свое внимание на то, что оно из себя представляло в средние века.

Государственное управление в средние века.

Устройство государственного управления в средние века мы рассмотрим на примере России образца 17 века. Начало 17 века стало одним из самых печальных периодов в истории России. После смерти сына Ивана Грозного – Федора, заканчивается царствование династии Рюриковичей. В связи с этим в 1613 году было решено созвать Земский собор для избрания государя всея Руси, по итогу было решено избрать Михаила Романова.

Теперь, после небольшой исторической справки перейдем непосредственно к органам власти, которыми осуществлялось управление.

Боярская дума – первая ступень в иерархической госструктуре 17 века. Несмотря на то, что после избрания Романова была восстановлена царская монархия государь все равно не мог единолично решать важные государственные дела, поэтому наравне с ним была Боярская дума. В обязанности которой входило решение внутриполитических, межгосударственных, судебных и административных вопросов.

Стоит сказать пару слов о существовании Ближней думы, которая, исходя из названия, состояла в большинстве своем из приближенных лиц царя. Поэтому все решения государя предварительно обговаривались с ее членами, однако, полностью официальным данный орган назвать нельзя.

В конце 17 столетия была создана Расправная палата, включающая в себя членов Думы от каждого сословного чина. Основной функцией данной палаты было рассмотрение важных судебных дел

Так же государственное управление осуществлялось за счет Системы приказов, которая состояла из общегосударственных приказов, под управлением Боярской думы. Дворцовых приказов, которые управляли собственностью царя и были в его непосредственном подчинении. Патриаршие приказы, созданные для управления имуществом патриарха

Однако, вернемся к современности и рассмотрим, что из себя представляет государственное управление в нынешнее время

Государственное управление в современности.

Система государственного управления РФ на федеральном уровне включает следующие элементы:

1)    Президент РФ

2)    Федеральное Собрание

3)    Правительство России

4)    Суды РФ

Каждый из указанных субъектов обладает определенными полномочиями. На них мы и остановимся подробнее.

Президент РФ является главной государства и органом исполнительной власти, согласно Конституции РФ президент наделен широкими полномочиями. На него возложена ответственность за соблюдение общегражданских и человеческих прав и свобод. Президент является представителем РФ на международной арене. Избрание президента происходит путем всеобщего голосования, по результатам которого определяется будущий президент. Стоит отметить, что претендентом на это звание может стать далеко не каждый, претенденту должно быть не менее 35 лет, а также они должны проживать на территории РФ не менее 10 лет беспрерывно. Президент может издавать различные указы, которые будут регулировать различные сферы жизни государства.

Федеральное собрание исполняет представительную и законодательную власть. Состоит из двух палат, верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной думы. Каждая палата наделена своими полномочиями и обязанностями. Совет Федерации ответственен, например, за утверждение границ между регионами РФ, утверждение президентских указов, введение военного положения. Государственная дума с свою же очередь ответственна, например, за объявление амнистии. Стоит сказать, что государственная дума способна выдвинуть обвинения против президента.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть включает в себя председателя, его заместителей и федеральных министров. Правительство ответственно за разработку и представление в нижнюю палату Парламента плана федерального бюджета, а также за обеспечение его исполнения.

Суды РФ система государственного управления дополняется еще и судебной веткой, которая, согласно Конституции признается независимой от любых других ветвей власти.

В данной статье было рассмотрено, что из себя представляло государственное управление в разные эпохи, теперь вы и сами можете провести для себя анализ и выяснить, чем же именно государственное управление одной эпохи отличалось от государственного управления другой эпохи. В статье рассматривались органы управления, присущие каждой эпохе и по ним явно заметно, что со временем государственное управление все больше и больше уходило в сторону демократии, ведь голос народа решал все больше вопросов, а значит и правительство прислушивалось к нему все тщательнее.

Все статьи автора «Шепилова Анастасия Романовна»

Библиографическое описание

Константинов, Д. Г. Понятие, принципы и содержание государственного управления / Д. Г. Константинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62074/ (дата обращения: 10.10.2023).

Проблема сущности, целей, назначения государственного управления является одной из центральных в административном праве России. Общественные отношения, связанные с реализацией исполнительной власти и осуществления государством управленческой деятельности, составляют ядро, основу предмета административного права. Без понимания таких юридических конструкций, как государственное управление, исполнительная власть, невозможно понять сущность данной отрасли права. Изучение основ административного права начинается именно с определения сущности, назначения исполнительной власти и государственного управления, выявления соотношения между этими ними.

Государство реализует свои функции посредством осуществления различных форм государственной деятельности. Они подразделяются в соответствии с теорией разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная деятельность направлена в первую очередь на обновление нормативно-правовой базы государства. Общественные отношения по своей сути динамичны, они подвержены изменению и усложнению. Поэтому государство должно приводить законодательную базу в соответствие с существующими на данный момент общественными отношениями. Назначением законодательной деятельности является издание нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения всеми субъектами права: органами, должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, иными лицами, находящимися на территории государства. Законодательная деятельность в большинстве государств осуществляется законодательными (представительными) органами.

Исполнительная деятельность (государственное управление) имеет своей целью претворение в жизнь нормативно-правовых актов, изданных в процессе осуществления государством законодательной деятельности, в различных сферах жизни общества. Исполнительная деятельность имеет подзаконный характер. Это означает, что все действия и решения ее субъектов, а также издаваемые ими в рамках их компетенции правовые акты управления, должны основываться на положениях Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, иных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу. Действия и решения органов власти и должностных лиц, осуществляющих исполнительную деятельность, должны быть направлены на исполнение закона. Исполнительную деятельность осуществляют прежде всего органы исполнительной власти.

Судебная деятельность направлена на осуществление правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Цель судебной деятельности — контроль за исполнением законов, а также привлечение к ответственности субъектов, которые нарушили общеобязательные правовые предписания, не исполнили, или ненадлежащим образом исполнили лежащие на них юридические обязанности. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

С учетом изложенного, можно утверждать, что государственное управление — это одна из форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности она отличается по субъектному составу, а также по содержанию.

1) Общие (социально-правовые).

Данная группа принципов охватывает общие положения, которые должны быть реализованы всеми органами или должностными лицами, независимо от их уровня или места в системе субъектов управленческой деятельности. К ним относятся такие принципы, как: законность, дисциплина, целесообразность, объективность, соотношение централизованного и децентрализованного регулирования. Принцип законности предполагает во-первых, точное и единообразное исполнение Конституции и законов субъектами управленческой деятельности, во-вторых, обязанность каждого субъекта управления действовать строго в рамках своей, установленной законами и иными нормативно-правовыми актами, компетенции, в-третьих, обязанность органа или должностного лица, уполномоченного издавать правовые акты управления, убедиться в соответствии издаваемых актов нормативно-правовыми актами большей юридической силы. Дисциплина — это правовое состояние, сущность которого состоит в исполнении органами исполнительной власти и должностными лицами возложенных на них обязанностей, в том числе связанных с соблюдением правил служебного распорядка. Целесообразность — принцип государственного управления, который предполагает достижение цели субъектами управления наиболее оптимальными средствами, с наименьшими временными и материальными затратами. Принцип объективности означает, что органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляя управленческую деятельность, обязаны принимать во внимание объективные закономерности, фактическую обстановку, которая складывается в различных сферах общественной жизни (уровень, характер развития общественных отношений), а также справедливо оценивать собственные ресурсы, необходимые для решения управленческих задач. Принцип соотношения централизованного и децентрализованного регулирования означает разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Они необходимы для выбора оптимального варианта построения аппарата государственного управления и его функционирования. Данная группа принципов включает в себя две подгруппы. К первой относятся следующие принципы: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения. Отраслевой принцип означает, что в той или иной отрасли государственного управления создаются соответствующие государственные органы (министерства). Данный принцип позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы для решения повседневных задач управления. Линейный принцип обеспечивает подчиненность нижестоящих субъектов государственного управления вышестоящим. Каждый руководитель уполномочен давать инструкции, указания по ведению управленческой деятельности органу или должностному лицу, находящемуся у него в подчинении. Территориальный принцип предполагает формирование органов государственного управления на основе территориального деления Российской Федерации. Данный принцип позволяет эффективно решать задачи социально-экономического развития в тех или иных административно-территориальных единицах.

Принцип двойного подчинения учитывать специфику того или иного региона при осуществлении централизованного государственного управления.

Ко второй подгруппе организационных принципов относятся такие принципы, как: сочетание единоначалия и коллегиальности в государственном управлении, рациональное распределение полномочий между субъектами управленческой деятельности и ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты своей работы.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности предполагает решение вопросов государственного управления как органами власти, построенными по коллегиальным началам (например, Правительство РФ), так и единолично руководителями органов исполнительной власти РФ.

Рациональное распределение полномочий между субъектами управленческой деятельности означает четкое законодательное закрепление за ними полномочий, определение их правового статуса (то есть, совокупности прав, обязанностей, а также ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей). Данный принцип необходим для обеспечения эффективного осуществления субъектами деятельности по исполнению положений Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов. Ответственность субъектов исполнительной деятельности предполагает возможность применения к ним мер административного принуждения в случае нарушения ими предписаний закона, неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них правовых обязанностей.

С учетом вышесказанного, следует сделать следующий вывод: сущность государственного управления заключается в практическом исполнении, претворении в жизнь положений Конституции РФ, законов РФ, иных нормативно-правовых актов уполномоченными на то субъектами на федеральном и на региональном уровнях, действующих в рамках закона и во исполнение закона, путем реализации имеющихся у них государственно-властных полномочий.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, исполнительная власть, управленческая деятельность, исполнительная деятельность, Российская Федерация, законодательная деятельность, принцип, государственная деятельность, ответственность субъектов, судебная деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *