Зарождение системы социальных институтов
началось в период разложения
первобытнообщинного строя и было связано
с процессом общественного разделения
труда. Разделение труда привело к
появлению и развитию частной собственности,
которая, в свою очередь, привела к
разделению общества на классы, что и
обусловило необходимость появления
таких социальных институтов, основной
функцией которых было осуществление
классовых интересов и потребностей,
охрана существующего социального
порядка.
Таким образом, уже на ранних этапах
развития общества появляется потребность
в формировании механизмов управления
социальными процессами, Т.е. соответствующих
социальных институтов. В качестве их
предвестников на ранних ступенях
первобытного общества выступали советы
старейшин, родоплеменные советы, народные
собрания, функции которых еще не были
четко определены, в основном они выполняли
военные, судейские и жреческие функции.
В период становления классового общества
формируется социальный институт
управления, обеспечивающий функционирование
общества в целом, его общностей и
социальных групп в интересах господствующего
класса, – государство.
В эпоху средневековья социальные
институты выступали прежде всего как
средства закрепления отношений личной
зависимости и внеэкономического
принуждения, “сращивания” политической
власти и экономического господства, а
также обеспечения устойчивости
социального целого, общества. Среди
институтов феодального владения можно
отметить такие, как майорат, феод,
иммунитет, вотчина и др. В классовом
обществе в этот период происходит
выделение сословия профессиональных
служителей культа, возникают особые
религиозные организации, что ведет к
становлению церкви, религии в качестве
особого социального института. Религия
как социальный институт играла важную
роль в интеграции политически и
экономически раздробленного общества.
Она приобрела и начала осуществлять
нерелигиозные функции – политические,
экономические (церковь была крупным
земельным собственником в этот период).
Ей были полностью подчинены наука,
образование и искусство.
Становление капитализма привело к
развитию целостной системы социальных
институтов, обеспечивающих функционирование
разных сфер общественной жизни:
производство и потребление материальных
благ, духовное производство, распространение
и потребление духовных ценностей и т.д.
В это время возникают институты науки,
образования, искусства и т.д.
История появления и развития социальных
институтов – это история постепенного
превращения социального института
традиционного типа в современный
социальный институт. В ходе своего
развития социальные институты стали
более специализированными по функциям,
а некоторые из них заняли господствующее
место в системе социальных институтов.
Так, например, в первобытном обществе,
как уже было отмечено выше, особую роль
играла семья, в феодальном обществе в
качестве базовых выступали религиозные
институты, в России после Октябрьской
революции господствующее место занимали
политические институты, в первую очередь,
Коммунистическая партия, а в
капиталистическом обществе особую роль
играют экономические институты.
Развитие социальных институтов может
осуществляться двумя путями: 1) появление
новых социальных институтов; 2) развитие
и совершенствование уже сложившихся
социальных институтов.
Первый путь развития институтов в
настоящее время характерен для многих
народов бывшего СССР, где создаются
такие важнейшие институты, как финансы,
армия, дипломатия, высшее образование,
наука и т.д.
Второй путь – развитие и совершенствование
уже сложившихся социальных институтов
– в свою очередь также может проходить
по-разному: а) за счет внутренней
дифференциации, специализации связей,
функций, учреждений. Например, в настоящее
время в рамках института здравоохранения
появилась тенденция к превращению
наркологической службы в самостоятельный
институт; б) за счет перерегулирования
социального института. В данном случае
основные участники институализированных
социальных связей стремятся кардинально
изменить принципы регуляции, не уничтожая
при этом сам институт, так как потребность
в нем сохраняется. Например, институт
собственности в России. Многих в настоящее
время не устраивает моральное,
материальное, юридическое регулирование
их прав и обязанностей, связанных с
собственностью. Если раньше граждане
не владели и не распоряжались
собственностью, но имели право на
гарантированный минимум уровня жизни,
то сегодня часть населения уже хочет
владеть, распоряжаться, рисковать, имея
при этом лишь только шанс жить зажиточно
и независимо. А так как не все население
России не удовлетворено сложившейся
системой регуляции, поэтому становлению
новых форм собственности ставятся
всевозможные препоны и препятствия.
Соседние файлы в папке Социология
Виды социальных институтов
Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и так далее.
Поэтому в русском языке нередко социальному институту даётся другое название — (от лат. «обычай, наставление, указание, порядок»), понимая под ней совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мыслей и жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним, а под институтом — закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Термин социальный институт вобрал в себя как институцию (обычаи), так и собственно институт (учреждения, законы), так как объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры».
Сферы жизнедеятельности общества
Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами чёткой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
Процесс институционализации, таким образом, включает в себя ряд моментов.
Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
Структура и функции социальных институтов
Понятие социальный институт предполагает:
В их структуре заключены:
Кроме того, предполагают наличие определённых социальных позиций «профессионалов», способных приводить этот механизм в действие, играя по его правилам, включая целую систему их подготовки, воспроизводства и поддержания.
Чтобы не обозначать разными терминами одни и те же понятия и избежать терминологической путаницы, под социальными институтами следует понимать не коллективных субъектов, не социальные группы и не организации, а особые социальные механизмы, обеспечивающие воспроизводство определённых социальных практик и социальных отношений. А коллективных субъектов все же следует именовать «социальные общности», «социальные группы» и «социальные организации».
У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определённых социальных практик и отношений. Если это армия, то её роль состоит в обеспечении военно-политической безопасности страны путём участия в боевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо неё есть и другие явные функции, в той или иной степени свойственные всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение главной.
Наряду с явными, существуют ещё и неявные — латентные (скрытые) функции. Так, Советская Армия в своё время выполняла ряд скрытых несвойственных ей государственных задач — народно-хозяйственных, пенитенциарных, братской помощи «третьим странам», усмирения и подавления массовых беспорядков, народного недовольства и контрреволюционных путчей как внутри страны, так и в странах соцлагеря.
Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этого получилось.
Выявление латентных функций социальных институтов позволяет не только создать объективную картину социальной жизни, но и даёт возможность минимизировать их негативное и усилить позитивное влияние с тем, чтобы осуществлять контроль и управлять протекающими в ней процессами.
Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
Дисфункция социального института
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестаёт действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворённая общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов выступает причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и другие преступления. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Формальные и неформальные социальные институты
Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и неформальными.
Классификация социальных институтов
Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определённого набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наёмных работников и так далее).
Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.
В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.
Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углублённой специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.
Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.
- Андреев Ю. П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.
- Аникевич А. Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования. — Красноярск. 1986.
- Власть: Очерки современной политической философии Запада. — М., 1989.
- Земски М. Семья и личность. — М., 1986.
- Коэн Дж. Структура социологической теории. — М., 1985.
- Лейман И. И. Наука как социальный институт. — Л., 1971.
- Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализации науки // Социологические проблемы науки. — М., 1974.
- Харчев Г. Г. Брак и семья в СССР. — М., 1974.
- Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы. — М., 1978.
Мы используем файлы cookie
Только с ними все в интернете работает так, как нужно 🍪
Задача по теме: “Понятие общественного прогресса”
Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание единый государственный экзамен. — Москва: Издательство “Национальное образование”, 2023. — 400 с. Материалы публикуются в учебных целях
Установите соответствие между характеристиками и типами общественного развития: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) движение общества от простых и отсталых форм к более развитым и сложным – только общественный прогресс, так как происходит совершенствование, улучшение.
Б) совершенствование общественных прогресс институтов – только общественный прогресс, так как происходит совершенствование, улучшение.
В) деградация – только общественный регресс, так как деградация – это это, иными словами, регресс, то есть процесс ухудшения. Общественный прогресс характеризуется, наоборот, совершенствованием.
Г) изменения в общественной жизни – и общественный прогресс, и общественный регресс, так как изменение может быть как в лучшую, так и в худшую сторону.
Д) противоречивый характер – и общественный прогресс, и общественный регресс, так как в одной сфере прогресс может происходить, а в другой будет происходить регресс и наоборот.
На экзамене это задание принесло бы тебе 2/2 баллов.
Удалить курс из корзины?
Этот курс можно приобрести только с помощью менеджера или преподавателя. Уверен, что хочешь
удалить его из корзины?
Введите больше 6 символов
Добро пожаловать!
Как тебя зовут?
Введите не меньше 2 символов
Привяжем номер телефона
Теперь нужно подтвердить номер – введи код из СМС
Придумаем пароль
Почти закончили! Теперь нужно создать надежный пароль
Немного о тебе
В какой класс ты переходишь?
Укажи, какие предметы будешь или хочешь сдавать
Пополнение
счёта
К сожалению, данный курс заблокирован. Необходимо внести доплату
Вывод
средств
Ваше задание
подтверждено!
Теперь вы можете приступить
к следующему уроку
курса по математике
Подтверждение
замены
Для смены номера телефона
мы отправили Вам код по СМС,
введите его в поле ниже.
Ты включаешь автопродление – 25-го числа каждого месяца доступ к купленным курсам будет
автоматически продлеваться. Деньги будут списываться с одной из привязанных к учетной записи
банковских карт. Управлять автопродлением можно из раздела “Финансы”
Для активации регулярного платежа мы спишем небольшую сумму с карты и сразу её вернем
Вы дествительно хотите отменить автопродление?
Благодарим за покупку!
В ближайшее время курс будет доступен в разделе Моё обучение
Материалы будут доступны за сутки до начала урока
Чат будет доступен после выдачи домашнего задания
Укажите вашу электронную почту
Развитие любого общества во многом
осуществляется за счет развития
социальных институтов. Самый верный
критерий зрелости общества — многообразие
и развитость существующих в нем социальных
институтов, способных надежно, устойчиво,
на профессиональном уровне удовлетворять
разнообразные потребности индивидов
и социальных групп и эффективно
регулировать их поведение.
Усложнение отношений внутри родов,
племен, общин в результате произошедшего
прогресса в изготовлении орудий труда,
перехода к производящему хозяйству и
обособления скотоводства и ремесла
привело к формированию иерархии родов,
племен, их союзов. В этот период появляются
институты старейшин, вождей, жрецов, в
обязанность которых входила организация
коллективных трудовых процессов,
военного дела, культовых действий, а
также сохранение и передача от поколения
к поколению социального опыта.
Таким образом, уже на ранних этапах
развития общества появляется потребность
в формировании механизмов управления
социальными процессами, Т.е. соответствующих
социальных институтов. В качестве их
предвестников на ранних ступенях
первобытного общества выступали советы
старейшин, родоплеменные советы, народные
собрания, функции которых еще не были
четко определены, в основном они выполняли
военные, судейские и жреческие функции.
В период становления классового общества
формируется социальный институт
управления, обеспечивающий функционирование
общества в целом, его общностей и
социальных групп в интересах господствующего
класса, — государство.
В эпоху средневековья социальные
институты выступали прежде всего как
средства закрепления отношений личной
зависимости и внеэкономического
принуждения, «сращивания» политической
власти и экономического господства, а
также обеспечения устойчивости
социального целого, общества. Среди
институтов феодального владения можно
отметить такие, как майорат, феод,
иммунитет, вотчина и др. В классовом
обществе в этот период происходит
выделение сословия профессиональных
служителей культа, возникают особые
религиозные организации, что ведет к
становлению церкви, религии в качестве
особого социального института. Религия
как социальный институт играла важную
роль в интеграции политически и
экономически раздробленного общества.
Она приобрела и начала осуществлять
нерелигиозные функции — политические,
экономические (церковь была крупным
земельным собственником в этот период).
Ей были полностью подчинены наука,
образование и искусство.
История появления и развития социальных
институтов — это история постепенного
превращения социального института
традиционного типа в современный
социальный институт. В ходе своего
развития социальные институты стали
более специализированными по функциям,
а некоторые из них заняли господствующее
место в системе социальных институтов.
Так, например, в первобытном обществе,
как уже было отмечено выше, особую роль
играла семья, в феодальном обществе в
качестве базовых выступали религиозные
институты, в России после Октябрьской
революции господствующее место занимали
политические институты, в первую очередь,
Коммунистическая партия, а в
капиталистическом обществе особую роль
играют экономические институты.
В качестве другого наглядного примера
можно взять институт образования в
постсоветском обществе, который после
распада СССР стал нуждаться в изменении
самой концепции образования, создании
новых учебных заведений, ином выборе
предметов и т.п., которые должны быть
переориентированы на потребности
формирующихся рыночных отношений и
предстоящие изменения на рынке труда.
В истории развития общества можно найти
ряд примеров эффективного, более-менее
безболезненного реформирования
социальных институтов, но чаще всего
такие реформы все-таки завершались
революционными событиями.
Таким образом, социальный институт
является исторически сложившейся
устойчивой формой организации совместной
деятельности людей, которая, в то же
время, может подвергаться различным
изменениям в ходе развития общества.