Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.
Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих её от других объектов.
Структура — обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.
Окружающая среда — устанавливает внешние границы системы.
Социальная система — целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
Пониманию общества как системы предшествовало его понимание как социального порядка — поддержания и регулирование жизни определенным набором правил, изначально существующих или установленных между людьми. Основания этого порядка искались либо в естественном праве, присущем самой природе вещей, либо в его сверхъестественном (божественном) установлении. Люди в той или иной степени осознают наличие этого порядка, поддерживают его при помощи обычая, традиции, ритуала (морально) или закрепляют его юридически. Но в любом случае оправдание обществом этого порядка, его справедливости основывалось на процедуре признания его правомочности (легитимности). Поведение людей становилось таким образом понятным (доступным для понимания, предсказуемым) и управляемым.
С развитием системного подхода в науке понятие «социальная система» было формализовано. Алексис был очевидно первым, кто использовал термин «социальная структура».
Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен Марксом, который показал существование зависимости политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства — на этом базируется теория исторического материализма. Впоследствии некоторые теоретики, придерживающиеся неомарксистских взглядов, как например Л. Альтюссер, считали, что культурные и политические учреждения относительно автономны и не во всем и всегда зависимы от экономических факторов, а только «в крайней ситуации». Кроме того чисто марксистский взгляд на социальную структуру общества не был единственным. Параллельно это понятие в своих работах развивали такие различные теоретики, как Герберт Спенсер и Макс Вебер, Фердинанд Тённис и Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и Толкотт Парсонс, Питер Блау и Энтони Гидденс, Пьер Бурдьё и Ж. Деррида, Маргарет Арчер и И. Валлерстайн, а также Якоб Леви Морено.
Структура социальной системы
Структура социальной системы — это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий её целостность.
Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации.
Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:
Т. Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами.
К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.
Общественные системы являются одной из основных составляющих социологического анализа. Это сложные и взаимосвязанные элементы, которые образуют структуру общества. Общественные системы включают в себя нормы, ценности, институты, законы и другие элементы, которые регулируют поведение людей в обществе.
Одной из основных особенностей общественных систем является их динамичность и изменчивость. Социальные системы постоянно развиваются и приспосабливаются к изменяющимся условиям. Например, изменения в политической или экономической сфере могут повлиять на общественные системы и вызвать изменение норм и ценностей.
Примером общественной системы может служить государство. Государственная система включает в себя правительство, законы, институты и регуляции, которые определяют порядок и правила в обществе. В рамках государственной системы устанавливаются нормы поведения, права и обязанности граждан, а также механизмы социальной защиты и контроля.
Общественные системы также могут быть связаны с религиозной, культурной или социальной сферой. Например, религиозные системы включают в себя верования, ритуалы и правила поведения, которые регулируют принадлежность и поведение верующих. Культурные системы включают в себя язык, искусство, обычаи и традиции, которые формируют культурную идентичность общества.
Общественные системы и их роль в обществе
Общественные системы являются важной частью общества и играют важную роль в его функционировании. Они представляют собой организованные структуры и взаимодействия людей в рамках определенных правил и норм.
Общественные системы включают в себя различные аспекты общественной жизни, такие как политическая система, экономическая система, социальные институты, культурные нормы и традиции, образовательные и здравоохранительные системы и так далее.
Различные общественные системы функционируют параллельно и взаимодействуют друг с другом, обеспечивая стабильность и развитие общества. Каждая система имеет свои особенности и выполняет определенные функции, которые необходимы для общественного прогресса и благополучия.
Например, политическая система определяет правила и процедуры управления обществом, включает в себя различные политические институты и органы власти. Экономическая система определяет способы производства, распределения и потребления материальных благ.
Социальные институты, такие как семья, образование, религия и здравоохранение, играют свою роль в формировании ценностей и норм общества, а также предоставляют определенные услуги и поддержку гражданам.
Наконец, культурные нормы и традиции определяют общественные ценности, поведение и стиль жизни людей. Они способствуют формированию общественной идентичности и сплоченности.
Общественные системы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, политическая система может влиять на экономическую систему через законы и регулирование, а экономическая система может влиять на социальные условия и возможности граждан.
В целом, общественные системы играют важную роль в организации и управлении обществом. Они помогают поддерживать порядок, предоставлять услуги и защищать интересы граждан. Понимание и анализ общественных систем помогает лучше понять общественные процессы и динамику, а также прийти к эффективным решениям для улучшения качества жизни в обществе.
Определение общественных систем
Общественные системы — это сложные структуры, которые формируются в результате взаимодействия людей в обществе. Они обладают определенной организационной структурой и функционируют на основе определенных правил и норм поведения.
В общественных системах каждая часть взаимодействует с другими частями, в результате чего возникает определенная динамика и устойчивость системы. Важно отметить, что общественные системы не являются статическими, они постоянно развиваются и изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов.
Примеры общественных систем могут включать в себя государство, политические и экономические организации, семью, школу, религиозные общины и другие социальные институты. Каждая из этих систем имеет свою структуру, цели, функции и правила, которые регулируют ее функционирование.
Особенностью общественных систем является то, что они тесно связаны друг с другом и взаимодействуют, что может приводить к возникновению различных взаимодействий и конфликтов. Однако, при правильной организации и управлении общественными системами можно достичь согласованного и эффективного функционирования, что является одной из задач социальных наук.
Примеры общественных систем
Общественные системы — это различные социальные организации, институты и отношения, которые функционируют в обществе. Ниже приведены некоторые примеры общественных систем:
Каждая из этих общественных систем выполняет определенные функции и имеет свои особенности. Они взаимодействуют друг с другом и влияют на формирование общественной структуры и порядка в обществе.
Особенности общественных систем
Общественные системы имеют ряд особенностей, которые отличают их от других видов систем. Рассмотрим некоторые из них:
Все эти особенности делают общественные системы сложными объектами изучения и требуют комплексного подхода для анализа и понимания их функционирования.
Главная роль общественных систем в развитии общества
Общественные системы играют ключевую роль в развитии общества. Они представляют собой сложные социальные конструкции, которые объединяют людей, их отношения, ценности и институты. Общественные системы помогают структурировать и организовывать жизнь в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.
Основной целью общественных систем является удовлетворение потребностей и интересов людей, а также создание условий для их развития и процветания. Они позволяют людям сотрудничать, взаимодействовать и реализовывать свои возможности. Общественные системы способствуют формированию и поддержанию устоев и норм поведения, регулируют социальные отношения и конфликты.
Общественные системы также предоставляют людям различные возможности для самореализации, социальной мобильности и развития. Они создают условия для образования, работы, здравоохранения, культуры и досуга. Общественные системы играют роль в распределении ресурсов, власти и вознаграждения, обеспечивая справедливость и равенство.
Примерами общественных систем являются государственная система, правовая система, экономическая система, образовательная система, медицинская система и т.д. Каждая из этих систем имеет свои особенности, цели и функции, но вместе они образуют единое целое – общество, которое не может функционировать без взаимодействия и взаимодополняемости всех общественных систем.
Таким образом, общественные системы играют важную роль в развитии общества, обеспечивая его устойчивость, прогресс и благополучие. Они представляют собой неотъемлемую часть социальной жизни и имеют большое значение для всех людей в обществе.
Перспективы развития общественных систем
Общественные системы постоянно развиваются и претерпевают изменения в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями общества. В настоящее время становится все более очевидным, что развитие общественных систем тесно связано с развитием информационных технологий. Современные технологии предоставляют огромные возможности для улучшения коммуникации, организации рабочих процессов, сбора и анализа данных.
Одной из перспектив развития общественных систем является автоматизация и оптимизация процессов. С помощью технологий и систем автоматизации можно значительно увеличить эффективность и скорость выполнения работы, сократить временные затраты и снизить вероятность ошибок.
Еще одной перспективой развития общественных систем является улучшение системы управления и принятия решений. Современные технологии предоставляют возможности для сбора и анализа больших объемов данных, что позволяет более точно прогнозировать и анализировать различные ситуации, принимать обоснованные решения и управлять ресурсами эффективнее.
Развитие общественных систем также тесно связано с процессом глобализации. В условиях глобального мира все больше возникают проблемы, требующие координации и сотрудничества различных стран и организаций. Это ставит перед общественными системами задачу развития международной сотрудничества и координации.
Необходимо также отметить, что развитие общественных систем неразрывно связано с развитием науки и технологий. Новые открытия и достижения науки дают новые возможности и вызывают необходимость изменения и адаптации общественных систем к новым условиям.
Таким образом, перспективы развития общественных систем лежат в усилении автоматизации и оптимизации процессов, улучшении системы управления и принятия решений, развитии международной координации и сотрудничества, а также в тесной связи с развитием науки и технологий.
О́бщество, или со́циум (лат. socium — общее) — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.
Сход граждан швейцарской коммуны Зарнен
Пешеходы на улице Арбат, Москва
Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности людей; с другой точки зрения, сами по себе люди, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в социологическом понимании общества, поскольку остаются теми же людьми, включёнными в групповые (в том числе коллективные) формы жизнедеятельности. Если натурализм утверждает, что общество сводится к своим материальным носителям, то в феноменологических его интерпретациях общество относится к видам сознания и формам общения.
Общество как объект исследования
Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании.
Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.
К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по марксизму, есть совокупность общественных отношений.
Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу.
Для многих форм общества характерны одни и те же явления: совместная деятельность, избегание, возложение вины (англ. ), щедрость, разделение рисков, вознаграждение и т. п. Общество, к примеру, может официально признавать заслуги индивида или группы, наделяя их определённым статусом, если они совершают некоторое желаемое или одобряемое действие. Практически во всех сообществах наблюдается совершение самоотверженных действий в интересах группы, и т. д.
Человеческие сообщества часто классифицируются в соответствии с тем, каким образом они обеспечивают себе средства к существованию. Исследователи различают общества охотников и собирателей, кочевые, пасторальные, простые и сложные сельскохозяйственные (для первого типа характерно растениеводство, для второго — полноценное интенсивное сельское хозяйство), а также индустриальное и постиндустриальное общества (последние два нередко рассматриваются как качественно иные в сравнении с предыдущими).
Сегодня антропологи и многие социологи активно противопоставляют понятие культурной эволюции и представление о чётком выделении определённых стадий, перечисленных выше. По некоторым данным, усложнение общественной жизни (развитие цивилизации, рост численности и плотности населения, специализации труда и т. д.) не обязательно приводит к формированию иерархической социальной организации или расслоения общества. Культурный релятивизм в значительной степени повлиял на отказ от оценочных терминов («примитивный», «худший / лучший», «прогресс» и т. п.) применительно к общественному строю, материальной культуре или технологиям.
В политической антропологии
В политической антропологии общества также могут подвергаться классификации с точки зрения их политической структуры. В порядке возрастания размеров и организационной сложности выделяются такие формы, как род, племя, вождество и государство. Сила политической власти в этих структурах варьируется в зависимости от культурного, географического и исторического окружения, с которыми этим обществам приходится взаимодействовать в той или иной форме. Соответственно, при аналогичном уровне технологического и культурного развития более изолированное общество имеет бо́льшие шансы на выживание, нежели расположенное в непосредственной близости от других, могущих посягнуть на его материальные ресурсы. Неспособность дать отпор иным обществам обычно оканчивается поглощением более слабой культуры.
Парадигмы интерпретации общества
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:
Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей.
Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:
В социологии не раз предпринимались попытки дать окончательное определение общества и выделить его существенные признаки — наиболее типичные, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Так, Эмиль Дюркгейм усматривает первооснову устойчивости и единства общества в признаках наличия коллективного сознания, общей воли, препятствующей губительной силе человеческого эгоизма. Роберт Мертон убеждён, что главным для общества является существование неких фундаментальных ценностей, благодаря которым каждый индивид ориентирован на соблюдение совместных норм жизнедеятельности, что является основой сохранения общества. Нейл Смелзер определяет в качестве отличительных признаков общества как объединения людей наличие географических границ, общую законодательную систему и определённую национальную. (социокультурную) идентичность. Американский социолог Эдвард Шилз полагает, что основу общества составляет такая его характеристика, как функционирование публичной власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.
Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
Первым отличительным признаком общества является наличие социальной общности, которая выражает общественную природу жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Общность предшествует обществу, а не наоборот. Однако социальная общность возникает не на пустом месте, а на своём естественном субстрате — органической общности людей и кровнородственных их связях и отношениях. Составляя естественную основу общества (социальной общности), эти природные предпосылки и органические отношения преобразовываются в нём в отношения социально-органического типа — мужа и жены, детей и родителей, братьев и сестёр, других родственников.
Следующий отличительный признак общества составляет его существование в социальном пространстве и социальном времени. Причём социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем. Более того, социальное пространство может существовать вне рамок каких-то территориальных границ и собственных территорий (например, вне природно-ландшафтного окружения, а на космической станции или межзвёздном, межгалактическом корабле, в социальной сети Интернет). Социальное время тоже существенно отличается от физического.
Самодеятельность, автономность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным подсистемам и элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из подсистем, в него входящих, самодостаточной не является. Только взятые во взаимосвязи социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты (семья, образование, экономика, политика и т. п.) составляют общество в целом как самодостаточную систему.
Закрытое и открытое общество
Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тотально идеологизированное общество).
Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».
Согласно одной из точек зрения, ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации. Современное общество организовано на основе множества экономических, политических, идеологических, социокультурных детерминант. Его можно назвать «переходным» (транзитивным) от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.
Общество в литературе и кино
В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано общество массового потребления, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.
Похожее общество описано в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Члены данного общества изъясняются лозунгами, призывающими выбрасывать старое и покупать новое: «Прорехи зашивать — беднеть и горевать», «Лучше новое купить, чем старое чинить». А в случае проблем принимается наркотик под названием сома: «Сомы грамм — и нету драм!» Отличительные признаки данного общества — кастовая система и искусственное рождение людей.
В романе Джорджа Оруэлла «1984» рассматривается общество тотальной несвободы, основой которого является держание людей в страхе. Даже если у человека возникает плохая мысль про власть, он попадает в застенки «минилюба», где его посредством пыток превращают в зомби, который верит всему, что ему говорят. Если же тот или иной человек был казнён, его объявляют никогда не существовавшим.
- Морис Годелье. Métamorphoses de la parenté, 2004
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. — М.: Academia-Центр; Медиум, 1995.