Рассмотрена нормативная правовая база, регламентирующая процессы эксплуатации автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России. Обозначен основной функционал и аспекты работы в автоматизированной аналитической системе поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России. Проанализированы основные недостатки и перспективы дальнейшего развития автоматизированной системы.
Ключевые слова: автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России, ААС КНД, МЧС России, реформа контрольно-надзорной деятельности, цифровизация.
Регламентом установлен перечень должностных лиц, являющихся участниками эксплуатации ААС КНД, их модели привилегий, а также права и обязанности.
На сегодняшний день, несмотря на проведение систематических обновлений и технических работ, запускаемых для совершенствования модулей ААС КНД, эксплуатация ААС КНД доступна и на интуитивном уровне понятна сотрудникам государственного пожарного надзора.
ААС КНД как информационная система содержит различные разделы, каждому из которых необходимо дать краткую характеристику.
Первые модули, по направлению слева направо посвящены объектам федерального государственного пожарного надзора, объектам в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и объекты в области гражданской обороны.
Через стартовую страницу при прохождении в любой из модулей возможно проверить и просмотреть закрепленные за должностным лицом объекты. В закрепленных за должностным лицом объектах, можно вносить правки, добавлять необходимые сведения, а также смотреть перечень контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в отношении того или иного объекта.
Должностным лицам территориальных подразделений доступна функция просмотра всех объектов, расположенных на территории подразделения, но в случае, если за государственным инспектором объект не закреплен, редактирование содержания карточки объекта недоступно, за исключением привилегий и наделения сотрудника статусом «заместитель» или «администратор».
Следующие по направлению разделы касаются профилактических мероприятий, это предостережения, консультирования и профилактические визиты.
Модуль предостережения содержит перечень предостережений, подготовленных и (или) подписанных государственным инспектором, за исключением случаев наделения сотрудника статусом «заместитель» или «администратор».
В модуле предостережение доступен просмотр ранее внесенных предостережений, а также добавление новых. При открытии вкладки и добавлении нового предостережения нас встречает интуитивно адаптированный интерфейс. Для создания предостережения необходимо обладать сведениями о лице, которому вносится предостережение, на какой объект защиты будет внесено предостережение, а также сведения о нарушенных требованиях законодательства, а именно наименование нормативного правового акта, статья, пункт, часть закона.
Для сохранения предостережения необходимо подгрузить QR-код профилактического мероприятия и реестровый номер записи. Указанные данные необходимо выгрузить при создании профилактического мероприятия из сервиса ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее — ФГИС ЕРКНМ).
После внесения всех сведений и проведения последних обновлений, доступна выгрузка уже готового документа предостережения. В системе ААС КНД стал доступен функционал подписания предостережения электронной цифровой подписью.
Исходя из опытной эксплуатации, обновления функционала такого типа значительно сократило работу по внесению сведений государственным инспектором.
Далее рассмотрим модуль консультирования. В модуле консультирования доступно внесение сведений о консультациях и личных приемах граждан и должностных лиц.
При внесении сведений в модуле консультирования необходимо внести сведения о консультируемом лице, в разделе реестров ААС КНД (физические лица, индивидуальные предприниматели). При внесении сведений о консультировании отражается кратность консультирования, тема консультирования, вид консультирования (личный прием или консультация по месту проживания/работы лица).
Следующим модулем, расположенном на стартовой странице системы ААС КНД является модуль профилактических визитов.
По аналогии с модулем предостережения при открытии вкладки профилактические визиты содержится перечень профилактических визитов, проведенных государственным инспектором. При наделении сотрудника статусом «заместитель» или «администратор» возможен просмотр всех профилактических визитов территориального подразделения.
При добавлении нового профилактического визита нас встречает интуитивно адаптированный интерфейс. Для внесения сведений о профилактическом визите необходимы сведения об объекте, на котором будет проведен профилактический визит, наименование организации (граждан), осуществляющей деятельность на объекте, сведения об обязательности профилактического визита, дате и способе уведомления о профилактическом визите, сведения о дате проведения профилактического визита и другое.
Для сохранения профилактического визита необходимо подгрузить QR-код профилактического мероприятия и реестровый номер записи. Указанные данные необходимо выгрузить при создании профилактического мероприятия из сервиса ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее — ФГИС ЕРКНМ).
После внесения и сохранения всех требующихся данных доступно подписание и печать документов профилактического визита. Документы, при заполнении сведений в модуле формируются в бланки автоматически.
Следующий модуль стартовой страницы ААС КНД — планы проверок. Данный модуль используется при планировании контрольных (надзорных) мероприятий. Содержит сведения о планах плановых проверок территориального органа государственного пожарного надзора с основными сведениями об объектах, их правообладателях и сведения о дате проверки.
Следующий модуль, находящийся в интерфейсе ААС КНД — КНМ.
Модуль КНМ представляет собой реестр сведений о контрольных (надзорных) мероприятиях, проводимых в отношении объектов территориального подразделения.
В модуле КНМ представлены сведения о действующих, завершенных плановых и внеплановых КНМ. При использовании модуля КНМ государственному инспектору открывается перечень проверок, в которых он принимает участие (фамилия государственного инспектора находится в перечне лиц, имеющий право на проведение проверки).
В модуле КНМ доступно создание новой проверки, а также внесение в действующие проверки дополнений и изменений. После завершения проверки в модуле КНМ возможен ее дальнейший просмотр без права редактирования и внесения дополнений.
Один из заключительных модулей — дела АПН (реестр административных дел). В реестре административных дел содержатся сведения о делах об административных правонарушениях, с возможностью формирования документов, составляемых по результатам их рассмотрения.
Дело об административном правонарушении формируется путем заполнения экранов «Возбуждение дела об административном правонарушении», «Извещение о составлении протокола», «Протокол», «Направление копии протокола и извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении», «Постановление».
В реестр административных дел вносятся сведения в отношении административных дел, составляемых по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Последний модуль стартового интерфейса ААС КНД — статистика. В модуле статистика возможно отражение основных статистических данных, доступных в сервисе ААС КНД.
Несмотря на широкий функционал ААС КНД, на сегодняшний день проблемой является процесс интеграции ресурсов ААС КНД и ФГИС ЕРКНМ. Процесс интеграции, в первую очередь, осложнён тем, что модули ААС КНД разработаны для использования во внутренней сети МЧС России (Интранет), и система ФГИС ЕРКНМ работает в сети Интернет.
При интеграции двух информационных систем значительно сократится время заполнения сведений о мероприятиях, а также не будет необходимости дублирования сведений в информационные системы.
Основные термины (генерируются автоматически): профилактический визит, внесение сведений, государственный инспектор, Автоматизированная аналитическая система, модуль, сведение, контрольно-надзорный орган МЧС России, профилактическое мероприятие, административное правонарушение, информационная система.
Библиографическое описание
Шаймитов, А. В. Модуль учета пожаров и их последствий как один из основных модулей автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России / А. В. Шаймитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/485/105892/ (дата обращения: 10.10.2023).
Рассмотрена нормативная правовая база, регламентирующая процессы эксплуатации модуля учета пожаров и их последствий автоматизированной аналитической системы поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России. Обозначен основной функционал и аспекты работы в модуле учета пожаров автоматизированной аналитической системе поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России.
Ключевые слова: автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России, ААС КНД, МЧС России, реформа контрольно-надзорной деятельности, модуль учета пожаров.
Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (далее — ААС КНД) являясь одной из информационных систем, имеет различные модули, касающиеся направлений деятельности федерального государственного пожарного надзора.
В рамках предоставленных полномочий, одним из важнейших направлений деятельности органов государственного пожарного надзора является осуществление официального статистического учета и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям.
Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.
Модуль учета пожаров и их последствии, как и программный комплекс «Статистика пожаров» предназначается для формирования электронных баз данных учета пожаров и их последствии.
Формирование информации о пожарах и их последствиях в модуле учета пожаров и их последствий осуществляется путем заполнения соответствующих полей электронной карточки учета пожара и его последствий.
При входе на стартовую страницу модуля учета пожаров нас встречает интуитивно понятный, адаптированный интерфейс. В верхнем поле содержатся сведения и строки для поиска уже внесенных электронных карточек учета пожаров, в левой стороне содержатся разделы модуля, например, запросы и список карточек учета пожаров. В основном центральном поле стартовой вкладки модуля учета пожаров расположен перечень внесенных электронных карточек учета пожаров за выбранный в верхнем поле модуля временной отрезок.
Электронная карточка учета пожара (далее — ЭКУП) заполняется на каждый пожар должностными лицами структурных подразделений территориальных органов МЧС России и специальных и воинских подразделений ФПС ГПС.
Создание ЭКУП возможно двумя путями — путем копирования ранее созданной карточки или созданием новой через кнопку «создать».
При формировании ЭКУП необходимо внесение всех сведений, отмеченных звездочкой для успешного сохранения карточки.
Из обязательных сведений, подлежащих внесению в ЭКУП, является:
Например, при заполнении сведений о зарегистрированном материальном ущербе, необходимо полагаться на то, что зарегистрированный ущерб от пожара должен представлять собой оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие воздействия опасных факторов пожара и их сопутствующих проявлений. В ущерб от пожара включается ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан.
Должностные лица подразделения органа ГПН Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации или подразделения органа ГПН специального или воинского подразделения ФПС ГПС не являются субъектами оценочной деятельности и при заполнении ЭКУП сбор данных об ущербе от пожара носит справочный характер и регистрируется только на основании справки об ущербе от пожара, выданной организацией на основании документов бухгалтерской отчетности организации, на объектах которой произошел пожар; справки об ущербе или страховом возмещении от пожара, выданной страховой организацией; выписок из решений судебных органов; документов собственников, подтверждающих стоимость уничтоженного и (или) поврежденного личного имущества. Регистрация документально не подтвержденных данных об ущербе от пожара не допускается.
При заполнении ЭКУП особое внимание необходимо уделять определению объекта пожара. В случае если пожар случается на поднадзорном объекте — при формировании ЭКУП на поднадзорный объект в обязательном порядке делаются соответствующие записи в реестре поднадзорных объектов и реестре юридических лиц AAC КНД.
В ЭКУП после первичного внесения сведений и сохранения доступна возможность редактирования и внесения изменений. Корректировка ЭКУП может осуществляться в течение 45 рабочих дней с момента ликвидации пожара. Изменения в ЭКУП после истечения 45 рабочих дней с момента ликвидации пожара вносятся по согласованию с Департаментом надзорной деятельности.
При сборе данных по пожарам, в модуле учета пожаров был создан раздел «запросы», в котором для проверки базы данных возможно создание запросов различной категории для проверки ЭКУП на ошибки или для создания подборки запросов для получения статистических сведений (количество пожаров, травмированные и погибшие на пожаре, материальный ущерб, причиненный в результате пожара и другое).
На основании изложенного можем сделать вывод, что пришедший на замену «Статистики пожаров» модуль учета пожаров и их последствий АСС КНД является более совершенным программным обеспечением. Проблемным на сегодняшний день вопросом модуля учета пожаров и их последствий ААС КНД является нестабильная работа внутренней сети «Интранет», которая довольно часто не позволяет вкладкам модуля работать корректно.
Основные термины (генерируются автоматически): модуль учета пожаров, пожар, последствие, сведение, автоматизированная аналитическая система, контрольно-надзорный орган МЧС России, официальный статистический учет, момент ликвидации пожара, государственная статистическая отчетность, электронная карточка учета пожара.