Система гасу что это такое

Свидетельства о профессионально-общественной аккредитации (*. pdf)

  • 07.03.01 Архитектура, профиль «Архитектура»
  • 07.04.04 Градостроительство, профиль «Градостроительство, районная планировка, планировка сельских населённых пунктов»
  • 08.03.01 Строительство, профиль «Промышленное и гражданское строительство»
  • 08.04.01 Строительство, профиль «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»
  • 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений, специализация «Строительство высотных и большепролётных зданий и сооружений»
  • 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, профиль «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»
  • 13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника, профиль «Энергообеспечение предприятий»
  • «Промышленное и гражданское строительство»
  • «Архитектурное проектирование жилых и общественных зданий»

Ключевые информационные системы

Система гасу что это такое

Система гасу что это такое

Автоматизированная система Федерального казначейства

Основная статья: Казначейская система Российской Федерации

Создание автоматизированной системы федерального казначейства (АС ФК) стало одним из самых масштабных государственных ИТ-проектов в России в 2000-х годах.

Системы связи и портальные системы

На начало 2019 года телекоммуникационные и портальные системы ФК включают:

  • Ведомственную транспортную сеть (ВТС),
  • Системы видеоконференцсвязи (ВКС),
  • Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС),
  • ГИС “Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях” (ГИС ГМУ),
  • Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП),
  • Систему обеспечения сбора, анализа и визуализации данных для центрального аппарата Федерального казначейства (КПЭ),
  • Государственную автоматизированную информационную систему «Управление» (ГАСУ),
  • Государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ).

ИТ-инфраструктура

  • Инфраструктура в ЦОДах ФНС
  • Поддержка ИТ-инфраструктуры Федерального казначейства России

2020

Эксперимент по созданию Национальной системы управления данными показал, что в госуправлении существует ряд системных проблем. Об стало известно 26 ноября 2020 года со слов эксперта Аналитического центра Ивана Фоста.

Иван Фост выделил две ключевые трудности:

  • нормативное обеспечение, которое требует доработки,
  • межведомственное взаимодействие, в том числе дублирование функций.

Эксперимент должен был закончиться вместе с 2020 годом, специалисты уже выполнили многие задачи, но, по словам эксперта, работа продолжится в 2021 году.

НСУД развивают по пяти направлениям. Иван Фост привёл в пример два:

  • обогащение ФИАС данными от Росреестра в целях использования единого адресного реестра. Методологию завершили, а с цифровым профилем ещё предстоит разобраться;
  • централизация сбора данных о муниципалитетах в ГАСУ. Апробация пройдена, совершенствовать этот блок будут в рамках работы Минэкономразвития. По ГАС «Выборы» основную задачу не закрыли, т.к. не получили доступ к данным.

В 2021 году техническую часть НСУД будут развивать как создание витрин данных, по методологии планируют реализовать 5 комплексных проектов по управлению данными (их состав пока на утверждении).

В целом перспективы НСУД как глобального проекта возможны только после внесения корректных правок в федеральные законы, – подытожил эксперт.

  • в Ленинградской области создали первую очередь региональной НСУД,
  • в Кемерове реализуется стратегия цифрового развития,
  • в Воронежской области проанализировали полномочия госслужащих,

До 31 декабря продлен эксперимент по использованию НСУД

Соответствующее Постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 года опубликовано на официальном портале правовой информации.

Эксперимент проводится с 1 июля 2019 и должен сделать эффективнее обмен сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами (в том числе при оказании гражданам банковских услуг) посредством использования создаваемых компонентов национальной системы управления данными (НСУД), а также создаваемой в рамках единой системы идентификации и аутентификации инфраструктуры цифрового профиля.

Также документом в число участников эксперимента были включены:

  • министерство труда и социальной защиты;
  • операторы связи – на добровольной основе по согласованию с Минкомсвязью РФ;
  • работодатели – юридические лица, с которыми граждане, ищущие работу, планируют вступить в трудовые отношения, – на добровольной основе по согласованию с Минкомсвязью РФ;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг — на добровольной основе в случае, если высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об участии в эксперименте, указал об участии такого многофункционального центра в эксперименте в своем обращении.

Первая информация о создании НСУД

В конце ноября 2018 года стало известно о планах создания в России национальной системы управления данными (НСУД), которая будет включать всю имеющуюся у государства информацию о гражданах, компаниях, товарах и объектах. Единая информсреда объединит сотни государственных информационных систем (ГИС).

Как писал «Коммерсантъ», первая версия концепции, разработанной Аналитическом центре (АЦ) при правительстве, была обсуждена на заседании рабочей группы по цифровому госуправлению АНО «Цифровая экономика» 25 ноября 2018 года.

Система гасу что это такое

Система гасу что это такое

В России решили создать единую систему, объединяющую множество ГИС и реестров

Предполагается, что данные будут попадать в НСУД из ГИС, реестров и баз данных. Кроме того, будет создан интерфейс с доступом к данным об эксплуатации материальных объектов, об оказании госуслуг, о движении различных товаров. Бизнес же будет пополнять базу данными обязательной отчетности перед государством.

Для НСУД нужно будет написать отдельный закон. Чтобы система работала, разработчики концепции предлагают классифицировать данные и законодательно определить единые требования к их форматам, гласит концепция.

Строить систему предполагается на основе существующей инфраструктуры электронного правительства — Единой системы идентификации и аутентификации, Федерального реестра госуслуг, Системы межведомственного электронного взаимодействия, Единой системы нормативно-справочной информации. Интегрированы с НСУД будут и разрабатывающиеся системы цифрового профиля гражданина и цифровой аналитической платформы, выступающие как потребители данных.

2022

Министерство экономического развития РФ ввело понятие «санитизации данных» для их обмена между госструктурами. Об этом говорится в подготовленных ведомством поправках к закону «Об информации», регулирующих работу Национальной системы управления данными.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ, к санитизированных данным следует относить или персональную информацию, измененную настолько, что восстановить ее принадлежность конкретному лицу невозможно, или относящуюся к банковской, налоговой тайне, тайне связи и так далее, из которой убраны все конфиденциальные детали, создающие необходимость в защите (детали о трансакциях, уплаченных налогах и другое). Предполагается, что по каждому виду информации ограниченного доступа будут разработаны специальные технологии и алгоритмы санитизации.

Система гасу что это такое

Минэк ввел понятие «санитизации данных» для их обмена между госструктурами

У закона «Об информации» сквозное регулирование, в рамках его изменений разрабатывают возможность санитизировать данные и для государства, и для бизнеса, уточнили в Минэкономики. При этом в каждом отраслевом подзаконном акте требуется разработка технологий и алгоритмов, а также особых подходов к регулированию санитизации. Санитизация не противоречит политике в области защиты данных, заверили в Минцифры.

Президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова считает, что санитизированные данные должны быть введены для бизнеса. В пример таких данных главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности ЭБР Кирилл Ляхманов приводит информацию о погоде, транспорте и пешеходном трафике, о загрязненности воздуха и пр.

«Ростелеком» заключил контракты на 390 млн рублей на развитие Национальной системы управления данными

«Ростелеком» заключил контракты на сумму 390 млн рублей на развитие Национальной системы управления данными. Об этом стало известно 18 августа 2022 года.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы на портале госзакупок, в рамках одного из контрактов стоимостью свыше 316 млн рублей «Ростелеком» займется эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства в части федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа НСУД» в 2022-2023 годах. Договор рассчитан до конца 2023 года. По условиям соглашения, «Ростелеком» предоставит услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения системы.

Система гасу что это такое

“Ростелеком” получил госконтракты на эксплуатацию Национальной системы управления данными

Заказчиком в обоих проектах выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Основной целью создания и обеспечения функционирования Национальной системы управления данными является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации. Достижение указанной цели будет осуществляться за счет нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов посредством:

  • повышения доступности государственных данных;
  • обеспечения полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности государственных данных;
  • обеспечения информационной безопасности.

Оценка качества образования

Оценка качества образования проводится с целью обеспечения гарантий качества образования и его соответствия запросам и ожиданиям потребителей образовательных услуг. Это позволяет исключить риски и угрозы при реализации образовательных программ и способствует обеспечению открытости и доступности информации об образовательной деятельности университета.

Система оценки качества включает внутренние и внешние мероприятия.

Внутренняя оценка включает:

  • систематическую оценку качества освоения образовательных программ;
  • независимую оценку качества подготовки обучающихся с использованием комплекса независимого тестирования;
  • организацию, проведение и мониторинг участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
  • мониторинг удовлетворённости качеством образования;
  • проведение внутренних аудитов процессов и структурных подразделений с целью подтверждения соответствия деятельности установленным требованиям;
  • проведение самообследования университета и образовательных программ;
  • мониторинг трудоустройства выпускников.

Внешняя оценка включает:

  • участие в национальных и международных рейтингах университетов;
  • профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;
  • сертификацию системы менеджмента качества (СМК);
  • участие в конкурсах по качеству;
  • независимую оценку качества оказания образовательных услуг.

В ноябре-декабре 2021 г. Ассоциацией по сертификации «Русский регистр» осуществлена внешняя независимая оценка качества образовательных программ, реализуемых СПбГАСУ.

На профессионально-общественную и международную аккредитацию университетом были заявлены 7 основных профессиональных образовательных программ и 2 дополнительные профессиональные программы:

Все образовательные программы получили высокую оценку экспертов и в полном объеме подтвердили соответствие национальным и европейским стандартам качества образования.

  • ↑ Тайну вызвали в НСУД
  • ↑ Ростелеком получил госконтракты на эксплуатацию Национальной системы управления данными
  • ↑ Минцифры подготовило документы, регламентирующие работу с единой информационной платформой
  • ↑ Заключён контракт на развитие НСУД на 390 млн руб
  • ↑ Закупка №0173100007519000120
  • ↑ Госданным прописали архитектуру

Хроника информатизации

В конце января 2022 года Федеральное казначейство объявило тендер на закупку серверов с процессорами на архитектуре RISC (reduced instruction set computer, сокращенное число команд) за 780 млн рублей. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы госзакупки, поставляемое оборудование должно поддерживать миграцию программно-независимых разделов, функционирующих на существующих серверах RISC Yadro P1-70A, и быть совместим с консолью управления установленных у заказчиков серверов RISC Yadro P1-70A. Подробнее здесь.

2021

Заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев, выступая на конференции TAdviser SummIT 23 ноября, рассказал о стратегических направлениях цифровой трансформации госфинтеха. Первая основная большая задача – это управление данными. Казначейство исторически уже давно обладает большим объемом оцифрованных процессов и в силу этого перешло на такой уровень, когда стоит задача анализировать этот объем данных. Если складывать все информационные системы ведомства – 9 крупных ГИС, объем их баз данных превышает 5 ПБ. И они постоянно пополняются, растут примерно на 0,5 ПБ в год. В связи с этим наращивается и инфраструктура, «железо» и компетенции в управлении данными.

Система гасу что это такое

Александр Албычев на TAdviser SummIT 23 ноября

За последние годы Казначейство сформировало понимание, какие компоненты и инструменты нужно использовать в управлении данными, и подходит к тому, что в ведомстве появляется специальное подразделение с этой компетенцией. В числе систем, которые сейчас развиваются и где используются инструменты управления данными, «Электронный бюджет» и ГАС «Управление». Причем, если «Электронный бюджет» – это давняя функция, то ГАС «Управление» – это новые системы, которые появились у Казначейства примерно год назад: на базе ГАС «Управление» развиваются системы мониторинга нацпроектов, госпрограмм, национальных целей. Последние требуют большого внимания к анализу данных, их обработке и активного взаимодействия с другими ведомствами.

Система гасу что это такое

Слайд из презентации Александра Албычева

Так, например, не обойтись без НСУД (Национальная система управления данными), которую готовит Минцифры.

Мы сталкиваемся с тем, что нам не хватает уже своих источников для реализации контроля над нацпроектами, нам требуются внешние источники. Внешние источники – это интеграции, и здесь мы тоже двигаемся совместно с Минцифры. Мы уже развернули компоненты НСУД в своих системах и начинаем обмен дата-сетами между различными министерствами. Какой-то объем финансовой информации, важной для оперативного мониторинга финансирования, они забирают у нас, а мы со своей стороны берем у них отраслевую информацию для реализации контроля национальных проектов, – пояснил Александр Албычев.

Система гасу что это такое

Управление данными в Федеральном казначействе, из презентации Александра Албычева

В пример замруководителя Казначейства привел нацпроект «Экспорт», самый маленький из нацпроектов, который был разложен по контрольным точкам. В нацпроекте «Образование» или нацпрограмме «Цифровая экономика» будет примерно в четыре раза больше контрольных точек, изложенных на графе.

Система гасу что это такое

Графы делаются для того, чтобы моделировать различные ситуации исполнения контрольных точек и уровни достижения.

Можно, не запуская процесс программирования, смоделировать, допустим, изменения каких-то контрольных точек и в системе просчитать этот процесс. Если этот процесс, соответственно, даёт улучшение, тогда приступать к автоматизации. Система позволяет на этапе проработки функциональных требований экономить достаточно много ресурса по разработке: не идти «вслепую» в разработку, а заниматься моделированием, – говорит Александр Албычев.

Еще один большой проект, который ведет Казначейство, связан с централизацией бухучета. Была поставлена задача завести в периметр порядка 5 тыс. организаций, подведомственных правительству, и в них обеспечить централизацию учёта. Этот процесс должен завершиться в 2021 году, и он уже реализован. Для 52 министерств, их подведов и территориальных органов Казначейство уже оказывает сервис централизованного бухучета на основе единого программного продукта в облаке.

Стратегия на ближайшие 6 лет по централизации учета предполагает дальнейшее развитие: количество органов власти в России, в том числе муниципальных, достаточно велико, и в Казначействе разработали различные варианты подходов предоставления сервиса. В частности, вариант сервиса «под ключ» – ведение полностью учета и расчета заработной платы за организацию, вариант предоставления сервиса, как продукта, в котором организация может работать. А третий – если у организации есть своя зрелая система, предлагать ей интеграцию с системой учета Казначейства.

Система гасу что это такое

Другой интересный проект – «Социальный процессинг». Это платежная функция большого проекта по созданию «Социального казначейства», который сейчас идёт. Казначейство выступает в нем платёжным шлюзом и технологической системой, позволяющей гражданину-льготнику, не используя никакого пластика, кроме своей карточки «МИР» или мобильного приложения «МИР», получать практически любые виды социальных льгот.

Система гасу что это такое

Социальный процессинг, из презентации Александра Албычева

Получив специальный сертификат, можно без оплаты дополнительно деньгами оплачивать товары. Эта система, по словам Александра Албычева, Казначейством развернута, и сделано это было в кратчайшие сроки – за 6 месяцев подняли ГИС, и в сентябре прошли первые транзакции. Выполнена полная интеграция с системами лицевых счетов, с «Электронным бюджетом». Проект был выполнен успешно благодаря коллаборации с Центробанком и НСПК.

По состоянию на конец года идет набор участников проекта. По словам замруководителя Казначейства, недавно, например, были достигнуты договоренности с онлайн-ритейлером Ozon, и ведутся переговоры с крупными торговыми сетями о входе в этот проект. Также планируется расширить количество категорий товаров, на которые распространяется действие проекта. Сейчас это средства реабилитации, а в дальнейшем это будут и лекарства, и продукты питания, и др.

Система гасу что это такое

Финансовая прослеживаемость, из презентации Александра Албычева

Еще одна большая задача – это аналитика. Здесь необходимо вести анализ расходов и полностью отслеживать прохождение финансирования. Если раньше его можно было смотреть до уровня лицевого счета региона, то теперь задача – обеспечить прослеживаемость до каждого муниципалитета, до каждого получателя бюджетных средств.

Система гасу что это такое

Заключительный проект, на котором остановился Александр Албычев, это система казначейских платежей. Реализованный совместно с Центробанком, он позволил полностью все транзакции и платежные операции, которые ранее происходили с использованием систем Центробанка, завести в контур Казначейства и за счет этого повысить уровень ликвидности, управления остатками средств на счетах. По словам Албычева, Казначейство размещает на бирже остатки средств на лицевых счетах, что позволяет принести доход в федеральный бюджет. А с 2021 года аналогичные размещения на бирже делаются с ликвидностью субъектов РФ. Доходы от этих операций исчисляются десятками миллиардов рублей.

Система гасу что это такое

Дополнительные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от размещения средств ЕКС на 1 ноября 2021 года, из презентации Александра Албычева

Благодаря этому проекту мы стали пятым среди органов власти по объему доходов, приносимых в бюджет. И дополнительно мы начали приносить доходы в субъекты РФ, анализируя остатки на их лицевых счетах и размещая их через различные инструменты, – отметил Александр Албычев. – Полученные средства субъекты могут использовать для финансирования различных своих задач.

В рамках TAdviser SummIT ИТ-команде Казначейства была присуждена премия TAdviser IT Prize в номинации «Уникальный ИТ-проект года» за создание новой системы казначейских платежей.

Интервью Tadviser с заместителем руководителя Александром Албычевым

Казначейство России практически справилось с многолетней зависимостью от иностранных производителей программных продуктов, начав миграцию ключевых систем на отечественный стек решений. Новый вызов – обеспечить Правительство Российской Федерации решениями для управления на основе данных. Об этом в интервью главному редактору Александру Левашову рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев. Подробнее здесь.

Казначейство переведет все виды торгов по продаже госимущества в электронный формат

9 сентября 2021 года стало известно о новом проекте цифровизации Федерального казначейства (ФК). Ведомство построит экосистему отношений при реализации федерального и муниципального имущества.

Как пишет «Коммерсантъ», ФК планирует свести в единый контур все данные о продажах госимущества — от планирования таких сделок до процесса реализации и анализа реальных поступлений от них в бюджет. Для этого в 2022 году казначейство перевеет на собственную платформу torgi. gov. ru более 40 видов торгов, а в 2023-м ожидается внедрение электронного актирования сделок по аналогии со сферой государственных закупок.

Система гасу что это такое

Казначейство намерено перевести все виды торгов по продаже госимущества в электронный формат

Ранее функции оператора площадки торгов выполняло Минэкономразвития, платформа же де-факто была лишь витриной для размещения информации о проведении торгов, при этом порой такие сведения могли быть недостоверными, отмечает издание.

Предполагается, что с 2022 года все торги будут проводиться в электронном виде с использованием новой ГИС «Торги», при этом платформа будет интегрирована с электронными площадками, уже работающими в рамках закона о госзакупках. При этом ГИС «Торги» будет интегрирована с ИТ-системами Росимущества, Росреестра, а также региональными системами учета имущества для идентификации объектов и их стоимости. ФК планирует аккумулировать информацию о продажах госимущества на всем их цикле — от планирования (для этого в систему погрузят структурированные планы приватизации, пока же прикладываются сканы документов) до заключения сделок в электронном формате.

2018

29 ноября 2018 года Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства, на конференции TAdviser SummIT рассказал о цифровой трансформации систем бухгалтерского учета и отчетности в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ). Албычев отметил, что проект этот интересный, большой и сложный.

Система гасу что это такое

Подобные проекты уже прошли многие крупные корпорации, и многие органы власти внутри своих организаций похожим образом централизовали бухучет. Централизация означает получение прозрачной картины активов всего государства, бизнес-процессов и единую методологию. Это позволяет, используя аналитические инструменты, более эффективно управлять блоком государственных финансов, указал докладчик.

Система гасу что это такое

Новый сервис бухучета для ФОИВ реализован в облаке, доступ к нему госорганы получают через защищенные каналы. В проекте участвуют более 1,5 тыс. организаций: 52 органа исполнительной власти и их территориальные и подведомственные учреждения.

По состоянию на конец ноября в системе работают три пилотных ведомства. Первым стала Росаккредитация, на которой «обкатали» все бизнес-процессы, определили границы взаимодействия с органом власти, юридическую значимость и другие моменты. После этого к проекту присоединились еще два ведомства. Идет подготовка к переводу еще 15 органов власти на облачный сервис.

Система гасу что это такое

Отдельно Александр Албычев остановился на сервисе аналитики. Собирается информация напрямую из первичных данных и выдается в различных разрезах. Проведя обследование всех 52 органов власти, Казначейство определило, что есть пул отчетов, которыми пользуются все органы власти, несмотря на отраслевую специфику. Такая отчетность составляет порядка 90%, привел данные докладчик. Эта отчетность была сконцентрирована в аналитической платформе на единой BI-системе и стала сервисом для органов власти. Им пользуются и бухгалтеры, и руководители учреждений.

Облачная бухгалтерия развернута на инфраструктуре двух центров обработки данных Казначейства. В 2018 году была создана служба круглосуточной территориально-распределенной технической поддержки пользователей. Был развернут единый контактный центр в городе Владимир. Замруководителя Казначейства отметил, что размещать такую структуру за пределами Москвы экономически выгоднее.

Один из сервисов, которые предоставляет Казначейство, в том числе, в рамках централизованного бухучета, – это обучение.

Правильно проведенное обучение, думаю, обеспечивает 40% успешности проекта, – отметил Албычев.

До начала проекта в учреждениях, участвующих в проекте, использовались отдельные инсталляции для бухучета на базе разных программных продуктов. Теперь все делается на едином решении по единой отказоустойчивой модели с возможностью внесения изменений в бизнес-процессы в единой точке, отметил Албычев.

Система гасу что это такое

Немаловажный момент – импортозамещение. Он является одним из ключевых для Казначейства при развитии информационных систем. Для облачного бухучета используется полностью российский стек технологий. Платформа работает на базе решений «1С», используется СУБД PostgreSQL и ОС Linux для серверов.

Одним из преимуществ централизованного бухучета Александр Албычев назвал сокращение затрат на развитие и сопровождение.

По сравнению с затратами на развитие и сопровождение, которые совокупно тратились на децентрализованных систем в органах власти, затраты на единую информационную систему эффективны более чем на 34%, – сообщил докладчик.

О TAdviser SummIT

Система гасу что это такое

TAdviser SummIT 29 ноября 2018 года стал рекордным по посещаемости

TAdviser SummIT состоялся в Москве 29 ноября 2018 года и привлек более 700 участников – руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. В пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало более 70 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Казначейство переделают в платежную систему

По словам министра, в 2018 г. в Бюджетный кодекс будут внесены поправки, которые сделают возможной работу системы казначейских платежей. Затем в 2019 г. в Банке России будет открыт единый казначейский счет. С его помощью будет происходить обслуживание всех клиентов Казначейства. В 2020 г. все счета, которые будут на тот момент у Казначейства в Банке России, будут переведены в само Казначейство, после чего оно начнет функционировать как полноценная платежная система.

Как пояснил «Ведомостям» замглавы Федерального казначейства Станислав Прокофьев, это позволит централизовать многочисленные счета муниципальных образований и субъектов Федерации на одном счете в ЦБ и существенно ускорить процесс зачисления денег. В это время у муниципальных образований тысячи расходных счетов, тогда как в 2020 г. все операции будут вестись внутри одного счета, добавляет Прокофьев. Новая платежная система казначейских платежей также позволит существенно сократить сроки проведения расчетов из бюджета: текущий срок зачисления платежей из бюджета получателям из Федерального казначейства составляет три дня, а нужно, чтобы платежи проходили онлайн, говорит Силуанов.

Управление ликвидностью нового казначейского счета позволит начислять публично-правовым структурам проценты, которые будут переводиться на их счета — такая возможность должна появиться с 2021 г. , сообщил Силуанов.

2017

Рост ИТ-бюджета Казначейства в 2017 году по сравнению с 2016 годом составляет 10,8% (до 12,5 млрд рублей), что примерно вдвое превышает средние темпы роста ИТ-бюджетов по всем госорганам.

Наиболее крупными статьями расходов в ИТ-бюджете Казначейства по состоянию на 2017 год являются:

Александр Албычев – новый ИТ-директор

В августе 2017 года замруководителя ФК был назначен Александр Албычев. Он ранее работал директором ИТ-департамента Тюменской области.

Арест Сергея Гуральникова

В мае 2017 года три источника TAdviser, знакомые с Сергеем Гуральниковым, сообщили, что чиновник был арестован. В начале июня 2017 года он был уволен из Федерального Казначейства.

2016

27 июля Федеральное казначейство объявило открытый конкурс на оказание услуг по экспертизе объектов информационно-технологической инфраструктуры, требований к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах ведомства. Подробнее о проекте – по ссылке.

Создание ИТ-инфраструктуры на базе ЦОДов ФНС

В июле 2016 года структура ФНС России «Налог-Сервис» объявила аукцион на создание программно-аппаратного комплекса для Федерального Казначейства в резервном ЦОДе, расположенном в Городце в Нижегородской области (РЦОД №1). Подробнее о проекте – по ссылке.

“ОТР-2000” и “Ланит” – крупнейшие ИТ-поставщики года

Ежегодно Федеральное казначейство тратит на информатизацию по 7-8 млрд рублей, занимая по этому показателю одну из лидирующих позиций среди федеральных госструктур.

В сентябре 2015 года TAdviser проанализировал закупки Федерального казначейства с целью определить его крупнейших поставщиков ИТ-продуктов и услуг. Учитывались тендеры 2010-2015 годов, сумма которых превышает 50 млн рублей.

Топ-5 поставщиков ИТ-продуктов и услуг для Федерального казначейства

№ Компания Сумма контрактов в руб. Количество выигранных тендеров Годы побед в тендерах Виды работ

1 ОТР-2000 6,76 млрд 12 2010-2015 Услуги по разработке, сопровождение, поставка оборудования

2 Ланит (включая контракты Онланта) 5,25 млрд 21 2010-2015 Услуги по разработке, сопровождение, поставка оборудования

3 Ай-Теко (включая контракты Сервионика) 3,59 млрд 6 2010-2014 Услуги по разработке, сопровождение, поставка оборудования

4 НКК (Систематика, ТопC) 2,82 млрд 4 2011,2013-2014 Поставка оборудования

5 Компьютел 2,79 млрд 7 2011-2015 Постака оборудования и ПО, сопровождение

Главные ИТ-подрядчики Казначейства – компании ОТР и “Ланит” помимо поставки готового оборудования и ПО занимаются разработкой и сопровождением основной информационной системы АСФК.

“Ай-теко” занята преимущественно обслуживанием вычислительных комплексов Казначейства. Через компании, входящие в НКК, ведомство закупает серверы, через “Компьютел” – программное обеспечение.

Сергей Гуральников выступает на CNews FORUM

В ноябре 2012 года заместитель руководителя Казначейства Сергей Гуральников рассказал о развитии порталов ведомства (презентация к выступлению на CNews FORUM 2012)

2010

С октября 2010 года заместителем руководителя ФК, курирующим ИТ, работает Сергей Гуральников. До этого за информатизацию Казначейства отвечал Алексей Попов.

Система гасу что это такое

Сергей Гуральников руководит информатизацией Казначейства с 2010 года

“Ай-Теко” выполняет работы по госконтракту на 933 млн руб

В 2006-2011 годах общая заложенная Казначейством на ИТ сумма превысила 15 млрд руб. Примерно пятая часть из них приходится на долю «Ай-Теко», в абсолютном выражении это более 3 млрд руб.

В июле 2010 г. подведены итоги масштабного открытого электронного аукциона Федерального казначейства. Работы по этому госконтракту объемом почти 933 млн руб. выполнял «Ай-Теко». Победителю не пришлось состязаться с другими интеграторами, его заявка была единственной и компания получила контракт по максимальной цене.

«Ай-Теко» в течение 1,5 лет сопровождала всю технику, обеспечивающую работу Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК): серверы, системы хранения данных (СХД). Задача этой системы – бюджетирование в масштабе страны: сбор данных от участников бюджетного процесса, составление планов, план-фактный анализ и т. Кроме того, интегратор взял на аутсорсинг резервный вычислительный центр и официальный сайт ведомства, а также техобслуживание центрального аппарата. И, наконец, в тендерной документации говорилось, что подрядчик обследует региональные органы Казначейства и составит уточненные технические требования к АС ФК.

Десятки миллионов долларов от Всемирного банка на закупку ИТ. Подрядчик – “Ай-Теко”

На переоснащение Казначейства дает деньги Всемирный банк. В декабре 2007 г. по этой линии на поставляемую через «Ай-Теко» технику и услуги было выделено $15,4 млн (поставки оборудования АС ФК в пилотные регионы), $31,1 млн в ноябре 2008 г. (работы по АС ФК) и еще $24,5 млн в декабре 2009 г. (поставки оборудования АС ФК в регионы, на которые система масштабируется).

“Ай-Теко” поставляет ПО и оборудование на 428 млн руб

«Ай-Теко» в мае 2006 г. поставляла ведомству оборудование и ПО для центрального аппарата и территориальных органов более чем на 428 млн руб.

2019

Вопрос об организации обмена данными в государстве не просто актуальный, а, можно сказать, животрепещущий. Готового ответа на него пока нет нигде в мире. В чем главная «боль» госстуктур в отношении госданных? Как эта «боль» видится с точки зрения бизнеса? В материале – подробности о том, как на площадке TAdviser госсектор и бизнес пытались сложить единый «пазл» круговорота данных в цифровом государстве.

В дискуссии TAdviser IT Government DAY 2019, посвященной регулированию оборота данных, приняли участие:

  • Заместитель министра здравоохранения РФ Елена Бойко
  • Руководитель департамента информационных технологий Москвы Эдуард Лысенко
  • Директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты Михаил Петров
  • Заместитель руководителя управления информационных технологий ФНС России Федор Новиков
  • Руководитель центра цифрового развития АСИ Вера Адаева
  • Исполнительный директор Ассоциации участников рынка больших данных Алексей Нейман
  • Управляющий директор управления развития компетенций по исследованию данных Сбербанка Владимир Авербах
  • Начальник управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Малахов

Объявлен конкурс на разработку первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными

Система гасу что это такое

На создание первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными выделено почти 480 млн рублей

Создаваемая система предназначена для автоматизации процессов управления государственными данными. В рамках первой очереди проекта должны быть автоматизированы следующие процессы:

  • формирование модели государственных данных;
  • формирование поставщиком данных описаний поставляемых им данных;
  • формирование потребителем данных заявки на предоставление данных;
  • размещение данных, предоставляемых поставщиком данных, в соответствующих витринах данных;
  • получение потребителем данных, сформированных в результате агрегации данных из витрин данных нескольких поставщиков;
  • формирование инцидентов, связанных с качеством данных;
  • разбор инцидентов и их закрытие;
  • формирование правил автоматического создания инцидентов;
  • контроль и мониторинг устранения инцидентов;
  • регистрация пользователей в НСУД.

Весь проект должен быть выполнен до 31 марта 2020 года. На первом этапе должны быть разработаны предложения по развитию системы управления данными, ТЗ на систему защиты информации, частные технические задания на компоненты системы, а также действующий макет системы.

Второй этап предусматривает разработку и ввод в опытную эксплуатацию подсистем и компонента первой очереди системы, в т. подсистемы ведения метаданных и управления справочниками и реестрами, подсистемы контроля качества данных, подсистемы информационной безопасности, «Витрины данных» и др.

На третьем этапе должна быть проведена опытная эксплуатация первой очереди системы, проведены приемочные испытания. Кроме того, должна состояться загрузка данных для проведения государственного эксперимента по направлениям «Регистр избирателей», «Обогащение данных ФИАС», «Паспорта муниципальных образований».

Примерные объемы загружаемых данных по направлениям государственного эксперимента:

  • Регистр избирателей – 108 млн записей
  • Обогащение данных ФИАС – 50 млн записей
  • Паспорта муниципальных образований – 23 тыс. записей

Опытная эксплуатация первой очереди ФГИС должна проходить с участием регионов Российской Федерации, перечень которых будет определен Минкомсвязью.

Разработчик системы будет выбран в середине октября 2019 года.

Утверждена концепция и «дорожная карта» создания НСУД

3 июня 2019 года Правительство России утвердило концепцию создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД). Как отмечается, создание и функционирование системы приведёт к повышению эффективности принятия управленческих решений на основе использования государственных информационных ресурсов в целях улучшения качества и доступности для граждан государственных, муниципальных и коммерческих услуг.

Система гасу что это такое

Правительство утвердило концепцию и «дорожную карту» создания национальной системы управления данными

Концепцией определяются цели, задачи, принципы и порядок создания НСУД, описываются основные составляющие её элементы и участники. Утверждён также план мероприятий («дорожная карта») её создания, который предусматривает в первую очередь разработку соответствующей нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными. С полной версией документа можно ознакомиться здесь.

Ответственными за реализацию концепции и «дорожной карты» определены Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также автономной некоммерческой организацией “Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации”.

В целях минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД принято решение о проведении с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года эксперимента по апробации основных подходов к созданию НСУД на данных, предоставляемых органами государственной власти.

В эксперименте, в частности, будут участвовать Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минфин, МВД, Росреестр, Федеральное казначейство, ФНС, Пенсионный фонд России, Аналитический центр при Правительстве России, Центральная избирательная комиссия, Банк России, банки и страховые организации, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов федерации на добровольной основе.

Государственные данные – это грязная нефть. Глава Минцифры Носков представил Медведеву план работы с Big Data

29 мая 2019 года в ходе Заседания Правительства глава Минцифры Константин Носков рассказал о формировании национальной системы управления данными.

Система гасу что это такое

По мнению Константина Носкова, национальная система управления данными должна стать ключом к управлению информацией

Суть проблемы

По его словам, за последние годы государство сделало большие инвестиции в развитие информационных систем. Количество таких систем, массив государственных данных, интенсивность обмена ими постоянно растут. По состоянию на конец мая 2019 года в государственных информационных системах, по оценкам министерства, хранится более 80 Пб информации. При этом, в течение следующих пяти лет ожидается удвоение этого объёма.

На конец мая в стране работает более 800 информационных государственных ресурсов. Например, в одном только Едином государственном реестре недвижимости более 300 млн записей. Функционирует уже девять лет система межведомственного электронного взаимодействия, в 2018 году через эту систему прошло более 32 млрд транзакций. По словам министра, теоретически всё это позволяет принимать решения, основанные на данных, но на практике, к сожалению, не всё всегда так радужно.

Сведения, содержащиеся в важнейших государственных ресурсах зачастую недостоверны, устарели или просто некачественны. Права доступа к информации регулируются отдельными соглашениями и не объединены общими правилами. Мы фактически не обладаем достоверной информацией о составе и структуре этих данных, имеющихся в различных ведомствах. В этих условиях с ростом информационного обмена обостряются, конечно, и технологические проблемы, – отметил министр

Всё это, по словам Носкова, сказывается на качестве и эффективности работы с данными, а значит, создаёт риски для информационной безопасности, мешает принятию обоснованных решений, затрудняет предоставление качественных государственных услуг.

В последнее время эксперты часто называют данные новой нефтью. Так вот, как и традиционной, этой новой нефти у нас тоже много, – добавил министр

И она тоже, как и обычная нефть, может быть грязной, добавил премьер-министр Дмитрий Медведев.

По мнению Носкова, необходимо описать, структурировать эти данные, определить правила доступа к ним. Кроме того, нужно выстроить систему, которая позволила бы и властям, и бизнесу, и каждому гражданину страны “начать добывать эту новую нефть”.

Подходы к решению этой проблемы изложены в представленной сегодня к рассмотрению концепции создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД). Она позволит повысить доступность и качество государственных данных, обеспечить их полноту, актуальность, непротиворечивость и связанность, – добавил чиновник

Приоритетом номер один Носков назвал безопасность. Поэтому должна быть обеспечена защита как государственных, так и персональных данных.

НСУД предполагает контроль качества данных, единообразие требований к управлению ими, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного переиспользования. Кроме того, работа с госданными станет доступной широкому кругу пользователей, отметил Носков.

Предстоит определить ключевые, базовые информационные ресурсы, содержащие данные о важнейших сущностях: о человеке, о недвижимом имуществе, о транспортных средствах, о юридических лицах.

Поясню на примере, что я имею в виду. Сегодня конкретный человек в разных информсистемах идентифицируется по-разному. Например, в системе ГИБДД – по номеру водительского удостоверения, как налогоплательщик – по ИНН, для пенсионного учёта – по СНИЛС, во многих системах – по номеру общегражданского паспорта, который ещё и меняется несколько раз за жизнь. И качественно сшить всё это практически нереально. То же самое и с другими базовыми идентификаторами, – рассказал Носков

По его плану, необходимо определиться, в каких информационных системах или ключевых ресурсах будут находиться эталонные данные, и обеспечить провязку всех других систем с ними. Для этого Минкомсвязь совместно с Аналитическим центром при Правительстве, Минэкономразвития и Минфином проведёт аудит информационных систем госорганов, сформирует план их развития, обеспечит их модернизацию.

Следующая задача, заложенная в концепцию: НСУД должна определить формат хранения информации и данных, структуру и состав данных, кто хранит эталонные данные и кто имеет доступ к ним или к тем или иным данным. Всё вышеперечисленное должно быть реализовано в рамках единой информационной платформы НСУД. Эта информационная система должна стать своего рода ключом к управлению информацией.

Фактически мы строим, говоря техническим языком, MDM-платформу, то есть систему управления эталонными данными. Она в том числе отслеживает факт изменения эталона и сигнализирует другим системам о произошедших корректировках, – отметил глава Минцифры

Кроме распоряжения об утверждении концепции НСУД на заседании Правительства был рассмотрен проект постановления о проведении эксперимента по повышению качества связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Фактически это своего рода обкатка по созданию большой национальной системы управления данными.

При реализации программы «Умный город» Национальная система управления данных позволит:

  • Повысить эффективность управления городской инфраструктурой на основе больших данных, снижение аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях.
  • Повысить эффективность сбора муниципальных налогов, корректно осуществлять начисления и сбор фискальных сборов
  • Повысить эффективность городских транспортных систем, оперативно управлять городским трафиком, внедрить единый проездной на все виды общественного транспорта
  • Снизить число инцидентов нарушений общественного порядка, повысить уровень безопасности в городах
  • Обеспечить прозрачность и открытость данных городского хозяйства, актуальность, релевантность, анализируемость и управление информацией в разрезах городов, регионов
  • Снизить расходы муниципальных и региональных бюджетов на неэффективные разработки информационных систем

Пять направлений эксперимента

НСУД – это и организационно, и технически очень сложный проект. Поэтому в 2019 году мы с привлечением ключевых ведомств планируем провести эксперимент по пяти направлениям, чтобы подтвердить правильность выбора методологии управления различными данными и протестировать компоненты этой создаваемой единой платформы, – рассказал Носков

Одно из направлений эксперимента – это формирование федерального регистра избирателей. В стране существует 85 избирательных комиссий субъектов, почти 2,8 тыс. территориальных избирательных комиссий, более 92 тыс. участковых избиркомов. Зарегистрировано 108 млн избирателей на территории России, ещё 2 млн за её пределами.

Регистр избирателей ведётся путём физической передачи сведений на машиночитаемых или даже бумажных носителях от нескольких ведомств, после чего они сводятся органами местного самоуправления. На передачу и обобщение сведений отводится до 90 дней. Это обусловлено узким уровнем автоматизации всего процесса, что, конечно, значительно увеличивает сроки обновления данных и административную нагрузку. Результатом эксперимента станет автоматический сбор сведений для федерального регистра избирателей из имеющихся информационных ресурсов.

Другое направление эксперимента – это формирование цифрового профиля гражданина. Он позволит человеку передавать юридически значимую информацию о себе в государственные органы (и даже бизнесу – например, для целей получения ипотечного кредита).

Ещё одно направление – это эксперимент с Федеральной информационной адресной системой, так называемой ФИАС. Адресная информация содержится в Росреестре, ФНС, частично в Росстате, Росавтодоре, Минюсте, муниципалитетах. В рамках этого эксперимента будет обеспечена актуальность и однозначность адресных сведений.

В рамках следующего направления будут сформированы паспорта муниципальных образований на основе имеющихся информационных ресурсов Росстата, Федерального казначейства, ЦИК и Минэкономразвития. Эксперимент планируется осуществить не менее чем в трёх пилотных регионах.

Наконец, пятым направлением эксперимента станет создание цифровой аналитической платформы для снижения отчётной нагрузки и упрощения процесса сбора статистических данных бизнесом и населением. В рамках эксперимента планируется сформировать единое информационное пространство сбора статистической отчётности Росстата и Минсельхоза и исключить дублирование собираемой информации.

Первые результаты планируется получить уже к концу 2019 года, а весь эксперимент завершить до II квартала 2020 года. По результатам эксперимента Минцифры выйдет с предложениями по уточнению требований к защите информации и по необходимости скорректирует положения концепции о национальной системе управления данными.

Хотел бы сказать, что проделана очень большая работа по подготовке документов, которые мы сегодня рассматриваем. Проекты многократно обсуждались на различных площадках, в том числе с бизнесом, ведущими системными архитекторами. Мы получили согласование более 20 ведомств. На сегодняшний день позиции ведомств и ключевых архитекторов страны согласованы. Прошу поддержать принятие указанных актов, – завершил Константин Носков, обращаясь к премьер-министру.

По словам Дмитрия Медведева, полностью система должна заработать в 2022 году, а подготовительную работу необходимо завершить до конца 2019 года.

Нужно подготовить законодательные решения, провести специальный эксперимент, протестировать эту инфраструктуру. Совместно с ЦИК будет апробирован механизм электронного голосования. Есть планы провести подобный эксперимент в сентябре, в единый день голосования, оценить эффективность этих инструментов, для того чтобы их впоследствии использовать, – отметил премьер.

Контакты КВиЭ

Модель государственных данных (МГД) – описание государственных, муниципальных данных, связей между государственными, муниципальными данными в формате, пригодном для передачи, интерпретации и обработки с использованием средств автоматизации (ЗКП НСУД).

МГД создается с целью повышения эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации (Концепция НСУД – РПРФ 1189-р от 03. 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *