Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России, субъект РФ — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Федеральные субъекты России Правительство России Герб России, Россия, симметрия, мир, россия png
Теги
Области России Министерство здравоохранения Саратовской области Герб Федеральные субъекты России Трава obwodu saratowskiego, США герб, Разное, синий, другие png
Эта статья — о территориальных единицах верхнего уровня в России. Об истории российского федерализма с 1918 года см. Федеративное устройство России; о других типах территориального деления, включая муниципальное, военное и экономическое, см. Территориальное деление России.
Субъе́кты Росси́йской Федера́ции (субъекты федерации) — название территориальных единиц верхнего уровня — регионов в Российской Федерации.
Основное правовое существо субъекта Российской Федерации
Согласно Конституции России, Российская Федерация является федеративным государством и состоит из 89 равноправных субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации есть главный руководитель, избранный в соответствии с уставом или конституцией субъекта Российской Федерации и являющийся руководителем высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации — губернатор, мэр, глава субъекта или глава администрации субъекта, но не «президент», так как согласно федеральному закону «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации (статья 20, часть 5) есть прямой запрет на использование в названии должностей глав российских регионов слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства, то есть слова «президент».
Каждый регион имеет свой устав или конституцию, систему исполнительных органов власти, парламент, а также собственное законодательство, принимаемое им и действующее на территории данного субъекта Российской Федерации. Кроме того, субъекты Российской Федерации делегируют по два представителя в верхнюю палату российского парламента — Совет Федерации.
Муниципальные образования и прочее: А
› Абдулино – Оренбургская область
› Абинск – Краснодарский край
› Агириш – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
› Адагум – Краснодарский край
› Аделино – Рязанская область
› Ажинов – Ростовская область
› Азов – Ростовская область
› Азовы – Ямало-Ненецкий автономный округ
› Аксай – Волгоградская область
› Аксай – Ростовская область
› Алагир – Северная Осетия-Алания
› Алейск – Алтайский край
› Алехино – Иркутская область
› Алёшино – Рязанская область
› Алешки – Херсонская область
› Алёшкин – Волгоградская область
› Алешники – Волгоградская область
› Алешня – Рязанская область
› Алзамай – Иркутская область
› Алия – Забайкальский край
› Алханай – Забайкальский край
› Алчевск – Луганская Народная Республика
› Алькино – Самарская область
› Алябьевский – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
› Амдерма – Ненецкий автономный округ
› Амурск – Хабаровский край
› Анадырь – Чукотский автономный округ
› Анапа – Краснодарский край
› Ангарск – Иркутская область
› Андегский – Ненецкий автономный округ
› Андра – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
› Андрюки – Краснодарский край
› Анива – Сахалинская область
› Анна – Воронежская область
› Аннино – Ленинградская область
› Анопино – Владимирская область
› Антипаюта – Ямало-Ненецкий автономный округ
› Антонов – Волгоградская область
› Антрацит – Луганская Народная Республика
› Апатиты – Мурманская область
› Арамиль – Свердловская область
› Аргаяш – Челябинская область
› Ардатов – Нижегородская область
› Ардон – Северная Осетия-Алания
› Арзамас – Нижегородская область
› Аркино – Брянская область
› Армавир – Краснодарский край
› Артем – Приморский край
› Артемовск – Донецкая Народная Республика
› Артёмовск – Луганская Народная Республика
› Асбест – Свердловская область
› Асерхово – Владимирская область
› Аспа – Пермский край
› Атиг – Свердловская область
› Аткарск – Саратовская область
› Ачаир – Омская область
› Ачинск – Красноярский край
› Ачуево – Краснодарский край
› Аша – Челябинская область
› Ашукино – Московская область
В графе «дата утверждения» указывается дата первого утверждения существующего герба в соответствующем субъекте. В случае, если в блазон герба вносились изменения, не носящие концептуального характера, помимо даты первоначального утверждения указывается дата утверждения актуальной версии; даты утверждения промежуточных версий не указываются. Изображение и описание герба приводятся только в актуальном варианте; если законом о гербе наряду с полной формой допускается использование сокращённых форм герба, данный факт отмечается в графе «Краткое описание», но в графе «Изображение» приводится только полная форма.
2206 (версия 2006 года)
4024 (версия 2008 года)
Герб Ярославской областиЯрославская область27 февраля 2001
6952 (актуальная версия)
Города федерального значения
Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого автономного округа в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако процессы по объединению были заморожены. Обсуждались также варианты ликвидации Еврейской автономной области с присоединением её территории к соседним Хабаровскому краю или Амурской области.
Порядок расширения Российской Федерации
Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.
Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименование и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.
Современное федеративное устройство России
Ниже, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, приводятся сведения о федеративном устройстве России.
Перечень субъектов Российской Федерации
Ниже, в соответствии с Конституцией России, приведён перечень субъектов Российской Федерации. Типы субъектов федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту.
отмечены административные единицы на территориях Украины, аннексия которых Российской Федерацией в 2014 и 2022 годах не получила международного признания. Часть территорий была деоккупирована Украиной, либо никогда не находилась под российской оккупацией.
Разновидности субъектов Российской Федерации
В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.
Коды субъектов федерации
Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.
Другие особенности территориального устройства России
Кроме того, субъекты Российской Федерации группируются в:
История российского федерализма
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.
Присоединение Крыма к Российской Федерации, в результате которого были образованы 2 новых субъекта Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь, не получило международного признания.
Распределение субъектов федерации по типам
Ниже приводятся о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.
Ниже приведен перечень существующих субъектов Российской Федерации. В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.
Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.
Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.
В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который тогда же был включён в текст Конституции России, принятой в 1978 году.
В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации.
Изменения в федеративном устройстве или в границах субъектов России после прекращения существования СССР
Обобщающий термин субъект федерации впервые появился в 1990 году, до этого же времени именования комплекса образующих РСФСР территориальных единиц не существовало:
Понятие субъект федерации было введено Законом СССР № 1457-I от 6 апреля 1990 года «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», который впервые назвал СССР федеративным государством, хотя Конституция СССР (статья 70) вплоть до конца 1990 года провозглашала СССР не непосредственно федерацией, а единым союзным многонациональным государством, образованным на основе принципа социалистического федерализма. Субъектами федерации СССР были названы союзные республики и автономные республики (автономные образования) в их составе.
Кроме того, в 1990 году внесённые в Конституцию СССР изменения предусматривали функционирование Совета Федерации СССР, возглавляемого Президентом СССР, в состав которого входили вице-президент СССР и главы союзных республик. В заседаниях Совета Федерации также были вправе участвовать высшие должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.
Конституция России 1993 года
Новая Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году и заменившая собой российскую конституцию 1978 года, закрепила (статья 65) современное понятие субъекта федерации. Так, она установила, что все регионы находятся в составе Российской Федерации. Также Конституцией определены шесть разновидностей субъектов в государстве:
В современной России образована одна автономная область — Еврейская, являющаяся единственным субъектом Российской Федерации такого типа, поскольку все существовавшие на момент образования государства автономные области, кроме неё, были преобразованы в автономные республики, а их новые наименования были закреплены Конституцией РСФСР в редакции от 1990 года.
В отличие от территориального устройства РСФСР к моменту прекращения её существования, автономные округа также стали субъектами Российской Федерации, оставшись в различной степени зависимыми от регионов, в состав которых они входили. Позднее большая часть автономных округов России были включены в состав этих регионов. Исключения составили лишь следующие автономные округа (АО): Чукотский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий. При этом федеральное российское законодательство позволяет автономному округу быть одновременно и субъектом Российской Федерации, и составной частью более крупного субъекта Российской Федерации, в состав которого он территориально входит в соответствии с уставом (конституцией) последнего. Чукотский АО — единственный автономный округ, не входящий в состав какого-либо иного субъекта Российской Федерации.
Бывшие города республиканского подчинения РСФСР — Москва и Санкт-Петербург — были преобразованы в города федерального значения и подтвердили свой статус самостоятельных субъектов федерации, закреплённый Конституцией РСФСР от 1978 года, в которой они были выделены из состава Московской и Ленинградской областей.
В дальнейшем в перечень регионов в статье 65 Конституции Российской Федерации вносились ряд изменений, в том числе в связи с объединением регионов России в 2000-х годах.
Аннексия украинских территорий
Субъекты федерации группируются в:
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения.
Присоединение Крыма к Российской Федерации, в результате которого были образованы 2 новых субъекта Российской Федерации (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), не получило международного признания.
Ниже приведен перечень существующих в настоящее время субъектов Российской Федерации. В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.