Реестры незавершенных объектов капитального строительства
1. Незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежат включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
2. Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено ведение регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства, в который включаются незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
3. Порядок формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состав включаемых в него сведений, порядок предоставления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Порядок формирования и ведения регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состав включаемых в него сведений, порядок предоставления таких сведений устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Последствия включения объекта незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований гражданского и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений.
2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить:
методические рекомендации по заполнению формы сведений о незавершенных объектах капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета, предусмотренной приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением;
состав Межведомственной комиссии по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства, подлежащих включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства;
положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства, подлежащих включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 июля 2022 г. N 1295
Положениео порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений
1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства (далее – реестр), состав включаемых в него сведений и порядок предоставления таких сведений.
2. В реестр подлежат включению находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета (далее – объекты), в том числе до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 1295 “Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений”.
3. Формирование реестра осуществляется путем включения в него сведений об объектах по форме согласно приложению.
4. Методические рекомендации по заполнению формы сведений об объектах, предусмотренной приложением к настоящему Положению, утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
5. Объект включается в реестр по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
6. Сведения об объектах включаются в реестр в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства, подлежащих включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства (далее – Комиссия), о включении объектов в реестр, принятыми по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящего Положения, по итогам рассмотрения Комиссией сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения.
7. Комиссия создается в составе представителей следующих федеральных органов исполнительной власти:
а) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
б) Министерство финансов Российской Федерации;
в) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
г) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
д) Федеральное казначейство.
8. Председатель Комиссии и ответственный секретарь Комиссии назначаются из числа федеральных государственных гражданских служащих Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
9. Состав Комиссии и положение о Комиссии утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
10. Решения Комиссии о включении объектов в реестр или об отказе во включении объектов в реестр принимаются по итогам рассмотрения следующих сведений, представляемых Комиссии ежегодно в электронном виде, в том числе с учетом требований законодательства Российской Федерации к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, в отношении объектов, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну:
а) Федеральным казначейством по формам бюджетной (бухгалтерской) отчетности ОКУД 0503190 “Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства” и ОКУД 0503790 “Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения”, утвержденным приказами Министерства финансов Российской Федерации, по состоянию на 1 января текущего года – не позднее 1 мая текущего года;
б) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в форме перечня объектов незавершенного строительства по состоянию на 1 января текущего года – не позднее 1 апреля текущего года;
в) главными распорядителями средств федерального бюджета по форме, предусмотренной приложением к настоящему Положению, – не позднее 10 рабочих дней со дня представления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
11. В случае изменения сведений, представляемых в соответствии с подпунктом “в” пункта 10 настоящего Положения, до принятия Комиссией решений о включении объектов в реестр или решений об отказе во включении объектов в реестр главные распорядители средств федерального бюджета направляют в Комиссию уточненные сведения не позднее 30 дней со дня изменения указанных сведений.
12. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в год согласно годовому плану работы Комиссии, который утверждается Комиссией.
По решению председателя Комиссии могут проводиться внеочередные заседания Комиссии.
13. Комиссия принимает решения о включении объектов в реестр, если Комиссией по итогам рассмотрения сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
14. Комиссия принимает решения об отказе во включении объектов в реестр, если Комиссией по итогам рассмотрения сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, не установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
15. Решения Комиссии принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Комиссии по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего.
16. Председателем Комиссии может быть принято решение о проведении заочного голосования членов Комиссии. В этом случае члены Комиссии уведомляются о проведении заочного голосования членов Комиссии с указанием срока, до которого они могут представить мнение в письменной форме по вопросу, вынесенному на заочное голосование.
17. При проведении заочного голосования в рамках Комиссии решения принимаются большинством голосов участвующих в голосовании членов Комиссии.
18. Решения Комиссии о включении объектов в реестр или об отказе во включении объектов в реестр оформляются протоколами и доводятся до сведения главных распорядителей средств федерального бюджета в течение 15 рабочих дней со дня принятия указанных решений.
19. Включение сведений об объектах в реестр в отношении объектов, информация о которых не содержит сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета с использованием компонента управления капитальными вложениями в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами “Электронный бюджет” (далее – компонент системы “Электронный бюджет”) в соответствии с решениями Комиссии о включении объектов в реестр в течение 20 рабочих дней со дня доведения указанных решений до сведения главных распорядителей средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения.
20. Включение сведений об объектах в реестр в отношении объектов, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну (далее – реестр закрытой части), осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на электронном носителе информации, определенном для ведения реестра закрытой части, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, на основании сведений, представляемых главными распорядителями средств федерального бюджета по форме, предусмотренной приложением к настоящему Положению, в соответствии с решениями Комиссии о включении объектов в реестр в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня доведения указанных решений до сведения главных распорядителей средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения.
21. Ведение реестра осуществляется:
а) путем внесения изменений в сведения об объекте, включенные в реестр;
б) путем исключения из реестра сведений об объекте.
22. Внесение изменений в сведения об объекте, включенные в реестр, в отношении объектов, информация о которых не содержит сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета с использованием компонента системы “Электронный бюджет” в течение 20 рабочих дней со дня изменения сведений об объекте, указанных в приложении к настоящему Положению.
23. Внесение изменений в сведения об объекте, включенные в реестр закрытой части, осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на электронном носителе информации, определенном для ведения реестра закрытой части, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, на основании сведений, представляемых главными распорядителями средств федерального бюджета по форме, предусмотренной приложением к настоящему Положению, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня изменения сведений об объекте, указанных в приложении к настоящему Положению.
24. Объект исключается из реестра по следующим основаниям:
а) завершение строительства (реконструкции) объекта и ввод объекта в эксплуатацию;
б) приватизация (отчуждение) объекта;
в) снос объекта в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
25. Сведения об объектах исключаются из реестра в соответствии с решениями Комиссии об исключении объектов из реестра, принятыми по основаниям, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения.
26. Решения Комиссии об исключении объектов из реестра доводятся до сведения главных распорядителей средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня принятия таких решений.
27. Исключение из реестра сведений об объектах в отношении объектов, информация о которых не содержит сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета с использованием компонента системы “Электронный бюджет” в соответствии с решениями Комиссии об исключении объектов из реестра в течение 5 рабочих дней со дня доведения указанных решений до сведения главных распорядителей средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 26 настоящего Положения.
28. Исключение из реестра закрытой части сведений об объектах осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на электронном носителе информации, определенном для ведения реестра закрытой части, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, по результатам рассмотрения обращений главных распорядителей средств федерального бюджета, направляемых в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с решениями Комиссии об исключении объектов из реестра в течение 5 рабочих дней со дня доведения указанных решений до сведения главных распорядителей средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 26 настоящего Положения.
29. Объектам автоматически присваивается уникальный идентификационный код в компоненте системы “Электронный бюджет”.
30. Сведения об объектах, включенные в реестр (за исключением реестра закрытой части), предоставляются заинтересованным главным распорядителям средств федерального бюджета, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам, которым принадлежат объекты:
а) посредством предоставления доступа к компоненту системы “Электронный бюджет”;
б) посредством предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выписки из реестра по форме, предусмотренной приложением к настоящему Положению (информации об отсутствии в реестре сведений об объекте), заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица с использованием системы межведомственного электронного документооборота (при отсутствии технической возможности – заверенной подписью уполномоченного должностного лица), на основании направленного запроса.
31. Сведения об объектах, включенные в реестр закрытой части, предоставляются заинтересованным главным распорядителям средств федерального бюджета, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам, которым принадлежат объекты, посредством предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выписки из реестра по форме, предусмотренной приложением к настоящему Положению (информации об отсутствии в реестре закрытой части сведений об объекте), заверенной подписью уполномоченного должностного лица, с учетом требований законодательства Российской Федерации к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, на основании направленного запроса.
32. Сведения об объектах, в отношении которых приняты решения Комиссии, при необходимости могут представляться Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на рассмотрение президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕк Положению о порядке формированияи ведения федерального реестра незавершенныхобъектов капитального строительства, составевключаемых в него сведений и порядкепредоставления таких сведений
Сведенияо незавершенных объектах капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета
от 18 июля 2022 г. N 1295
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕЕСТРА
НЕЗАВЕРШЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СОСТАВЕ
ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕГО СВЕДЕНИЙ И ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
2. В реестр подлежат включению находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц незавершенные объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета (далее – объекты), в том числе до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 1295 “Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений”.
5. Объект включается в реестр по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 55.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 55.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В августе 2023 года число регионов России с высокой средней ставкой по жилищным кредитам сократилось до четырех. В июле кредиты со ставкой выше 9% были доступны в восьми регионах, подсчитали в агентстве РИА Недвижимость со ссылкой на данные Банка России.
Соответственно увеличилось число регионов, где средняя ставка ИЖК ниже 7,5% — с восьми до 12.
Самая высокая средняя ставка по ипотеке в августе, по данным ЦБ РФ, зарегистрирована в Чечне с незначительным ростом за август в 0,01% (10,6% против 10,59% годовых).
В ТОП регионов с самой высокой стоимостью жилищных кредитов входят республики Ингушетия (9,44%), Дагестан (9,26%) и Алтай (9%). Этот рейтинг с ипотекой выше 9% годовых в августе покинули Ненецкий АО, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Саратовская область и Республика Северная Осетия — Алания.
Тем не менее в этих регионах не отмечено большого снижения процента по ипотеке: значения остались на уровне выше 8,5% годовых. В Кабардино-Балкарской Республике средний процент по ипотеке составил 8,96%, в Саратовской области — 8,92%, в Республике Северная Осетия — Алания — 8,58%, в Карачаево-Черкесской Республике — 8,86%.
Средняя ипотечная ставка выше 8,5% годовых зафиксирована еще в 13 регионах: в Чукотском АО (8,88%), Омской (8,84%), Тамбовской (8,77%) и Кемеровской (8,7%) областях, Ямало-Ненецком АО (8,67%), Иркутской (8,56%), Оренбургской (8,65%), Мурманской (8,63%) областях, Республике Калмыкия (8,6%), Республике Коми (8,58%), Самарской (8,54%), Владимирской (8,52%) и Смоленской (8,52%) областях.
Дешевле 7,5% можно было взять ипотечный кредит в Краснодарском (7,48%) и Хабаровском (7,37%) краях, в Республике Адыгея (7,36%), Республике Крым (7,34%), Еврейской АО (7,34%), Магаданской области (7,21%), в Забайкальском крае (7,04%), Республике Бурятия (6,94%), в Сахалинской (6,86%), Амурской (6,72%) областях, Приморском крае (6,6%) и в Республике Саха (Якутия) (6,24%).
Как ранее отмечал портал ЕРЗ. РФ, в целом по всем видам ипотечных жилищных кредитов (ИЖК), выданных в августе 2023 года, средневзвешенная ставка составила 8,04%. По сравнению с августом 2022 года ставка выросла на 1,37 п. п. (с 6,67% до 8,04%), а по сравнению с июлем текущего — опустилась на 0,21 п. п.
Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ. РФ НОВОСТИ.
Присоединяйтесь к нам!
Другие публикации по теме:
ЦБ: ставка ипотеки для долевого строительства в августе составила 5,92% (графики)
Эксперты: ставки по ипотеке продолжат расти, но спрос все равно останется высоким
Рекордный объем ипотеки выдал ВТБ до повышения ставок
Вслед за Сбером другие крупные банки повысили ставки по ипотеке
Марат Хуснуллин: в ДНР заключен первый ДДУ по программе льготной ипотеки под 2%
Эксперты назвали причины ажиотажного спроса на недвижимость
ЦБ: ставка ипотеки для долевого строительства в июле составила 6,06% (графики)
ЦБ: ставка ипотеки для долевого строительства в июне составила 6,12% (графики)
ЦБ: ставка ипотеки для долевого строительства в мае составила 6,06% (графики)
ЦБ: ставка ипотеки для долевого строительства в апреле выросла до 6,04% (графики)
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ)
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, состава включаемых в него сведений и порядка предоставления сведений из такого реестра» (Правила).
447-ФЗ от 30.12.2021 в Градостроительный кодекс РФ введена норма, согласно которой незавершенные объекты капитального строительства (ОКС), строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежат включению в федеральный реестр незавершенных ОКС.
Разработанные Минстроем России Правила определяют:
состав включаемых в федеральный реестр незавершенных ОКС (Реестр) сведений и порядок предоставления сведений из такого Реестра;
порядок формирования уникального реестрового номера незавершенного ОКС;
порядок представления сведений из Реестра.
Реестр содержит открытую и закрытую части.
Внесение первичной информации в Реестр по ОКС, информация о которых не содержит сведений, составляющих государственную тайну, осуществляют главные распорядители средств федерального бюджета (ГРБС).
Внесение первичной информации в Реестр по ОКС, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну (закрытая часть), осуществляется Минстроем России.
Основанием для внесения сведений в Реестр является решение, принятое ГРБС.
Согласно Правилам, ГРБС дополнительно к основаниям, установленным п.1–7 ч. 1 ст. 55.34 Градостроительного кодекса РФ, могут самостоятельно устанавливать основания отнесения ОКС к незавершенным.
Для внесения сведений в Реестр ГРБС заполняют сведения по установленной форме (84 раздела). Методические рекомендации по заполнению формы Реестра должны быть разработаны и утверждены Минстроем России.
При заполнении данной формы в числе прочего ГРБС указывают:
Информацию о включении мероприятия в план поэтапного сокращения объемов и количества объектов незавершенного строительства (ОНС) (реквизиты приказа);
Наименование и характеристики ОНС, включая фактическое расположение ОНС или планируемое расположение (полностью); наименование заказчика (правообладателя, учреждение, балансодержателя); данные застройщика, мощность объекта;
Статус проектной документации, включая актуальность проектной документации (ПСД), инженерных изысканий; дата и номер положительного заключения государственной экспертизы ПСД; документ, которым установлены расходные обязательства (для начала проектирования/строительства);
Статус исходно-разрешительной документации;
Статус исполнительной документации;
Сведения о проведении обследования;
Сведения о приостановлении (прекращении) строительства;
Проблемные моменты, включая Наличие уголовных дел (№, дата, статус); Статус постановки на учет; Наличие претензий от Заказчика/Подрядчика (значимой информации, необходимой для принятия решения о достройке или списания объекта);
Финансовые характеристики, включая Общую сметную стоимость объекта на дату начала строительства; Сумма капитальных вложений в объект за время строительства (в ценах соответствующих лет), тыс. руб.; Фактические расходы по счету 010611000; кассовые расходы с начала реализации инвестиционного проекта; Объём средств, предусмотренный в плане поэтапного сокращения объемов и количества объектов незавершенного строительства, тыс. руб.; Сумма дополнительного финансирования необходимая для завершения строительства на 01.01.2022, тыс. руб.;
Целевая функция («проблемные объекты»), включая Фактические расходы на реализацию целевой функции; Стоимость реализации целевой функции (с учетом всех расходов необходимых для выполнения целевой функции); Плановые сроки реализации инвестиционного проекта (срок завершения мероприятий по реализации целевой функции), год, месяц; Предполагаемый получатель объекта капитального строительства;
Источник финансирования, необходимого для завершения строительства (примечание) и иные проблемные моменты;
Ссылка на фото объекта;
Контактное лицо для связи, телефон.
Каждому ОКС, внесенному в Реестр, присваивается уникальный реестровый номер, в формате:
AAA — код ГРБС;
BB — код субъекта Российской Федерации, в котором находится ОКС;
CCC — порядковый номер ОКС, находящегося в ведении ГРБС в конкретном в субъекте РФ.
Сведения из Реестра представляются уполномоченным заинтересованным пользователям:
посредством предоставления доступа для работы в Модуле;
посредством представления Минстроем России выписки по форме Реестра (информации об отсутствии сведений), заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица с использованием Системы межведомственного электронного документооборота, на основании направляемого в установленном порядке запроса.
Сведения из Реестра закрытой части представляются уполномоченным заинтересованным пользователям посредством представления Минстроем России выписки по форме Реестра (информации об отсутствии сведений), заверенной подписью уполномоченного должностного лица.
Общественное обсуждение проекта Постановления продлится до 3 мая текущего года.
Застройщикам, достраивающим проблемные объекты, смежные земельные участки будут предоставляться в аренду без торгов
Как при прекращении срока аренды земельного участка изменится порядок реализации объектов незавершенного строительства
ФНС разъяснила правила налогообложения в отношении объекта незавершенного строительства
Как изменятся Правила проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства
Достройка незавершенных объектов в ряде случаев будет отменена
Сумма ущерба, причиненного дольщикам незавершенных корпусов ЖК «Новокосино», превысила 4,5 млрд руб.
Депутаты инвесторам и застройщикам: Хотите получить земельный участок под застройку без торгов — возьмите на себя незавершенку