Поступление на архитектуру вСПбГАСУ
Поступление на архитектуру в СПбГАСУ
Тест: Какие у меня шансы на поступление?
В СПбГАСУ 4 смежных специальности: архитектура, реконструкция и реставрация, дизайн архитектурной среды и градостроительство. Количество мест указано в сумме по 4 направлениям.
300 тыс. руб
Стоимость обучения в год
Экзамен по объемно-пространственной композиции ГАСУ
Задание:Каждому абитуриенту дается билет, который необходимо использовать в качестве исходных данных для экзаменационной работы. Примеры билетов расположены в блоке с картинками.
Формат экзамена: Онлайн в программе MS TeamsДлительность: 1 час. Формат листа: А3Максимальный балл за экзамен: 100Минимальный проходной балл: 50
Ниже даем полную расшифровку задания по композиции в СПбГАСУ.
Экзамены в Архитектурно-строительный университет
Необходимо продемонстрировать свою подготовку, составив объемно-пространственную композицию из геометрических тел.
Требуется нарисовать с заданного ракурса один из интерьеров, которые находятся в здании СПбГАСУ.
Горизонтальное развитие композиции
Пример горизонтального развития композиции
Понять, что представляет из себя горизонтальное развитие композиции, можно, посмотрев на один из образов Якова Чернихова. Видим, что здание является малоэтажным и вытянутым в длину. Есть элементы, которые устремлены вверх, но основной акцент на этом не делается. Если хотите изучить остальные образы великого архитектора, то можете это сделать в нашей группе ВКонтакте. Там есть ряд полезной литературы, которая пригодится абитуриентам.
Вертикальное развитие композиции
Пример вертикального развития композиции
Вертикальное развитие композиции можно встретить в высотных зданиях, чьи конструктивные элементы устремлены вверх. Ярким примером являются небоскребы разной этажности. Важно сохранить баланс в композиции, так как на это в том числе смотрят экзаменаторы. Сложность не в том, чтобы сделать врезки геометрических тел, расположенных вертикально или горизонтально, а в том, чтобы сделать гармонично развивающуюся композицию. Это как раз и помогают почувствовать преподаватели на подготовительных курсах.
Верхний и нижний горизонты в композиции
Пример композиции с верхним горизонтом
На экзамене всегда будет уточнение горизонта, которое следует соблюсти:
- Верхний горизонт “Птичка”
- Нижний горизонт
Отличаются они просто. “Птичка” – это вид на композицию сверху. (Как будто с высоты птичьего полета).
Нижний горизонт – просмотр на композицию снизу. Поэтому тем, кому попадется этот вариант, должен будет нарисовать композицию с высоты человеческого роста
Примеры работ по композиции СПбГАСУ
На изображениях можно посмотреть хорошие работы, которые сделали абитуриенты в течение подготовки к экзаменам на курсах. Авторы данных композиций впоследствии набрали от 90 до 100 баллов.
Полезности для абитуриентов России и СНГ
До 10 августа бесплатно делимся лекциями и видеоуроками с теми, кто из России и СНГ! Зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть!
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку
Экзамен по рисунку интерьера СПбГАСУ
Задание:Каждому абитуриенту дается фотография и план помещения с указанием ракурса, откуда следует рисовать интерьер.
Ниже даем полную расшифровку задания по рисунку интерьера в СПбГАСУ.
Особенности экзамена по рисунку интерьера
Пример работы по рисунку интерьера
Есть несколько основных сложностей, которые требуется знать перед началом подготовки:
- Так как экзамены проходят онлайн, необходимо рисовать по фотографии. Но в экзаменационном билете будет находиться план комнаты и точка, с которой необходимо нарисовать интерьер.
- Каждый предмет в интерьере нужно рисовать не по представлению, а строить по специальной схеме. В противном случае экзаменаторы сильно снизят баллы.
- Так как рисунок интерьера должен быть нарисован всего за 1 час, то сделать детальную проработку каждого предмета невозможно. Поэтому нужно найти баланс между качеством и скоростью, чтобы хорошо сдать.
Подготовка
Более 9 лет успешно готовим к поступлению в СПбГАСУ. Предлагаем Вам присоединиться к ученикам нашей школы.
Для кого этот курс?Курс для тех, кто:учится в средней и старшей школе;думает о поступлении на архитектуру в России;выбирает факультет: архитектура / градостроительство / реставрация;имеет или не имеет художественное образование;серьезно и ответственно подходит к выбору будущей профессии.
Просторные интерьеры комфортны для занятий в любое время. Дистанционные же занятия ведутся в спец. оборудованных классах
Мы ответим на все Ваши вопросы!
Некоторые из преподавателей курса
Вас будут обучать преподаватели с многолетним опытом работы в лучших ВУЗах и колледжах России
Степанов И.
Архитектор-инженер из Испании
Федоров А.
Художник, преподаватель Академии им. Репина
Кабанин А.
Стоимость подготовки в СПбГАСУ
Интенсивы для поступающих
Интенсивы – это занятия во время школьных каникул. Для тех, кто заканчивает 9 и 11 классы, это отличная возможность подготовиться за короткое время к творческим вступительным испытаниям!
Мы понимаем, что не у всех есть финансовая возможность оплачивать дорогостоящую подготовку в творческие ВУЗы и колледжи, а связать свою жизнь с творческой профессией хочется. Поэтому разработали программу обучения, которая позволит при должной самодисциплине подготовиться к творческим экзаменам, но при этом будет дешевле, чем стандартные занятия с педагогами.
Вот как строится подготовка по этой программе:
- Мы высылаем Вам записи занятий, на которых преподаватель разбирает работы абитуриентов, дает новый материал и отвечает на вопросы. То есть Вы получаете полноценную запись урока, которую можно просматривать и делать те же задания, что и ученики с занятия.
- На регулярных вебинарах, которые проходят не реже 1 раза в месяц, преподаватель сможет ответить на все Ваши вопросы и проконсультировать по работам, которые Вы сделали.
- Еженедельно Мы будем присылать по 1 лекции от наших преподавателей (история архитектуры, дизайн, проектирование и т.д.), чтобы Вы смогли получать еще и теоретическую информацию, которая позволит вдохновиться на творчество, а также дать основы, необходимые для успешной сдачи вступительных испытаний.
Данный вариант подготовки является наиболее подходящим для абитуриентов. Этот подход позволяет полноценно подготовиться к вступительным испытаниям и не волноваться, что какая-то часть материала недостаточно изучена. Тариф “Стандарт” рекомендуем использовать в большинстве случаев.
Основные преимущества перед “Базовым” тарифом и то, как строится подготовка:
- Вы занимаетесь с преподавателем (очно/онлайн). Есть возможность в режиме реального времени спросить что-то у преподавателя или попросить объяснить непонятную для Вас тему
- Проверка домашних работ каждое занятие
- Вы можете в любой момент написать нашим администраторам и задать вопросы касательно поступления, экзаменов и т.д.
- Еженедельно мы будем присылать Вам лекции от наших преподавателей. Помимо теоретической информации (архитектура, дизайн и т.д.) мы будем присылать доступ к дополнительным материалам (видеоуроки по сложным темам, профориентационные лекции и т.д.)
- Доступ к закрытым пробным экзаменам с подробным разбором каждой работы преподавателями университетов
Данный тариф подойдет тем, кто хочет подготовиться к творческим экзаменам и поступить в ВУЗ с минимальной затратой времени и нервных клеток.
Основные отличия от тарифа “Стандарт”:
- Полный цикл профориентации, где Вы сможете окончательно выбрать направление, по которому будете учиться. (Во многих ВУЗах есть похожие друг на друга направления, между которыми абитуриенты совсем не видят отличий. Например, архитектура, градостроительство и строительство).
- Вы получаете доступ ко всем видеокурсам школы, что позволит просматривать любые материалы, которые помогут в подготовке к экзаменам!
- Наши специалисты помогут Вам собрать документы в ВУЗы и колледжи, а также будут консультировать во время приемной кампании, чтобы увеличить шансы на поступление.
Сначала ходил целый год на официальные курсы от университета. Сейчас за 3 занятия в школе мне объяснили больше, чем на курсах в ВУЗе за весь год. Как я понял, в универах подготовка поставлена на поток. Качество их не интересует!!!
Абитуриент, прошедший курс в 2020 г.
Сначала попала к преподавателю мужчине. Он является преподавателем из университета. Для меня слишком сложно было у него заниматься. Попросилась в другую группу. Преподаватель Наталья Валерьевна мне нравится))
Абитуриентка, прошедшая курс в 2021 г.
Очень удобно, что есть возможность ежемесячной оплаты!! И налоговый вычет есть возможность сделать. Мелочь, а приятно)
Мама абитуриентки, прошедшей курс в 2020 г.
Сдал рисунок на 90, композицию на 95. Занимался 1. 5 года
Если Вы живете в Санкт-Петербурге, то можете приезжать на занятия в нашу школу очно. Мы находимся в самом центре города в 1-ой минуте от ст. Технологический институт прямо напротив главного входа в СПбГАСУ. Для тех, кто живет в других городах, мы предлагаем обучаться дистанционно через Zoom.
Занятия проходят в группе до 12 человек. Длительность каждого занятия 3 часа. Если говорить о стандартной подготовке, то ребята занимаются 1-2 раза в неделю.
Все ВУЗы различаются по уровню образования, поэтому чаще всего в сильных университетах сложные вступительные испытания, а в слабых простые. Если говорить про учебные заведения, которые находятся в небольших регионах России, требующие на вступительном испытании нарисовать натюрморт карандашом, то подготовиться самостоятельно можно. Но нужно понимать, что это смогут сделать только те, кто обучался в художественной школе.
Если же Вы рассматриваете к поступлению сильные ВУЗы (МАРХИ, СПбГАСУ, КГАСУ, УрГАХУ, Репина и т. ), то подготовиться самостоятельно невозможно.
Нужно понимать, что сложность подготовки в ВУЗы – это разные вступительные испытания, у которых свои тонкости. Поэтому преподаватели из художественной школы или обычные репетиторы по рисунку смогут дать только базу. Подготовить на высокий балл способны только узкоспециализированные преподаватели. Например, в нашей школе каждый преподаватель ведет только 1-2 предмета максимум. Это связано как раз с той самой спецификой того или иного вступительного испытания. Поэтому рекомендуем заниматься только у тех специалистов, которые знают все нюансы подготовки в конкретный ВУЗ.
Да, очень многие ребята, которые к нам обращаются, не имеют художественное образование. Но все зависит от того, сколько времени у Вас осталось до поступления. Если это 5 лет, то Вы успеваете подготовиться фактически в любой архитектурный ВУЗ. Если остался 1 год, а Вы еще не начинали подготовку, то тогда придется сильно постараться. И выбирать ВУЗ нужно тщательно, так как список сильно сужается из-за того, что в сильные университеты уже не успеете подготовиться. Не забывайте, что наши специалисты всегда помогут подобрать учебное заведение, которое максимально будет соответствовать Вашим ожиданиям.
Да, определенно. Когда началась пандемия, то все наши преподаватели скептически отнеслись к дистанционному формату ведения занятий. Первые 1. 5-2 месяца такое обучение, действительно, было менее эффективным, чем очное. Но после адаптации педагогов и самих абитуриентов результаты превзошли наши ожидания. Оказалось, что дистанционный формат обучения сильно уступает очному в плане социализации (общение между детьми и преподавателем), но превосходит в плане получаемых знаний.
- Это связано с тем, что дети находятся в комфортной обстановке (у себя дома)
- Не требуется после школы ехать на другой конец города на курсы
- Преподаватель разбирает работы всех учеников по очереди, что позволяет каждому увидеть ошибки своих одногруппников и послушать полезную информацию много раз подряд. Поэтому благодаря такой коллективной работе ребята в конечном итоге имеют знания не хуже, чем те, кто занимается очно.
Дистанционные курсы проходят в нашей школе следующим образом:Преподаватель перед началом занятия присылает ссылку на видеоконференцию (Скайп, zoom и т. )Все ученики подключаются к конференции, после чего педагог объясняет материал, дает задание на урок, а также делает разбор домашних заданий. Если у студента курса возник вопрос, то он фотографирует свою работу, после чего отправляет в общий чат. Далее преподаватель открывает фотографию и рисует поверх работы, исправляя ошибки и объясняя материал. (У каждого преподавателя сенсорный монитор)
Интенсивы – это занятия во время школьных каникул. Многие ребята, которые хотят выжать максимум из подготовки за то время, что у них осталось, ходят на подготовительные курсы и в каникулы. Это позволяет им “разрисоваться”, что в положительную сторону влияет на уровень подготовки.
Но требуется понимать, что интенсивы – это дополнение к подготовке в течение года, а не замена ее. Если нет возможности заниматься на годовых курсах и интенсивах одновременно, то стоит выбирать подготовку в течение года, так как она более эффективна при всех равных.
Россия, Санкт-Петербург,Московский пр. , д. 25/1
10:00–20:00 (без выходных)
Сайт не является публичной офертойПолитика конфиденциальности
Телефон: 8 (800) 550-32-31
ТОП лучших архитектурных и дизайнерских вузов
Академия
в Москве работает более 250 лет, готовит специалистов по трем направлениям:
«Архитектура», «Дизайн архитектурной среды» и «Градостроительство», а преподавательской
состав насчитывает более 400 человек. С 1994 года МАРХИ получает аккредитацию
Королевского института Британских архитекторов (RIBA) и развивает отношения с
зарубежными вузами. Среди них – Венецианский университет, Варшавский
политехнический институт и другие.
Средняя
стоимость обучения на очной форме – 266 739 рублей. К приему в 2022 году открыто
158 бюджетных и 222 платных мест. Средний балл, чтобы пройти на бюджет – 293. Он включает обязательные предметы: русский язык и профильную математику, а
также вступительные экзамены: рисунок и черчение на базе академии. Дополнительные баллы в МАРХИ, которые помогут при поступлении, дают за золотой
значок ГТО, СПО с отличием и золотую медаль.
Московский государственный
строительный университет (МГСУ)
Абитуриенты,
которые поступают в НИУ МГСУ на архитектора, выбирают одно направлений:
«Архитектура», «Реконструкция» или «Градостроительство». Чтобы поступить в университет, нужно сдать русский язык и математику, а плюсом к ним – пройти дополнительные испытания: рисунок и графику. Учитывайте, что вступительные экзамены требуют
обязательной подготовки. Средний балл, по которому проходят на архитектуру – 322, на реконструкцию немного ниже – 291.
Казанский государственный
архитектурно-строительный университет (КГАСУ)
Одно из
преимуществ КГАСУ – большое количество направлений в сфере архитектуры и
дизайна. Среди них – «Реставрация объектов культурного наследия», «Графический
дизайн», «Градостроительное проектирование», «Ландшафтное проектирование» и
даже «Проектирование интерьеров». Все направления отличаются по баллам и
количеству мест на бюджет, поэтому рекомендуем проверять отдельно – по
выбранной программе.
Абитуриенты
КГАСУ сдают русский язык, математику и дополнительные испытания: рисунок,
композицию, черчение. Минимальный балл на бюджет по архитектуре – 392. Если
баллов недостаточно, то стоимость обучения составит от 120 000 рублей в
год. Немного об университете: отзывы от студентов положительные, название вуза
«на слуху» и его выпускники ценятся как в Татарстане, так и в остальных
регионах России, поэтому с поиском работы проблем обычно не возникает.
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-строительный университет (СпбГАСУ)
В
СпбГАСУ на дизайнера или архитектора учатся по одному из направлений:
«Архитектура», «Реконструкция и реставрация», «Дизайн архитектурной среды»,
«Градостроительство» и «Ландшафтная архитектура». Обучение на бакалавра длится
5 лет. Чтобы попасть в вуз, нужно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку, а
также пройти испытания в самом университете. При приеме абитуриентов проверяют
по композиции и рисунку.
Одно из
преимуществ СпбГАСУ – проектная работа. Например, только за первый год обучения
на архитектурном факультете студенты сдают 6 разных проектов – это отличный
старт для будущих специалистов. Из других плюсов: мало непрофильных («лишних»)
предметов, частые конкурсы и мастер-классы для студентов, современные
аудитории. На последнем курсе обучения студенты могут обратиться в отдел
трудоустройства.
Южный федеральный университет
(ЮФУ)
Тем, кто
хочет учиться архитектуре или дизайну на юге страны, рекомендуем рассмотреть
ЮФУ. Он работает с 2006 года, находится в Ростове-на-Дону, имеет высокий
уровень образования. Из основных направлений, по которым ведется подготовка:
«Архитектура» и «Дизайн», отдельно на факультете действуют направления,
посвященные народным промыслам и реконструкции. Средний балл на бесплатное
обучение в 2021/2022 году составит 282 балла.
Как и в
других архитектурных вузах, для поступления в ЮФУ придется сдать не только
математику и русский язык, но и вступительные экзамены. Абитуриенты проходят
испытания по рисунку (гипсовая голова, композиция) и черчению. Минимальный балл
– 70. Выпускники ЮФУ особенно ценятся на юге страны, потому что во время
обучения особое внимание уделяется проблемам архитектуры и градостроительства
этого региона.
Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)
В числе
образовательных программ, реализуемых в ННГАСУ: «Архитектура», «Дизайн» и
«Ландшафтная архитектура». Что касается специальностей, то на архитектурном
направлении можно дополнительно выбрать градостроительное или реставрационное
проектирование. В этом вузе действуют собственные минимальные баллы по ЕГЭ:
математика – 39, русский язык – 40. Плюсом к ним нужно пройти испытание по
рисунку и черчению.
Отзывы
об университете хорошие. Если коротко, то из плюсов отмечают преподавателей, комфортное
расположение корпусов, программу обмена с зарубежными вузами. Обучение в ННГАСУ
– это тот самый случай, когда говорят: «сложно, но интересно», поэтому число мест
на бюджет сравнительно небольшое: в 2021 году – всего 41. Стоимость обучения
составляет от 185 000 рублей в год.
Государственный университет по
землеустройству
В
рейтинг лучших архитектурных и дизайнерских вузов однозначно входит ГУЗ. Образовательная программа во многом совпадает с МАРХИ, факультет архитектуры состоит из трех кафедр: «Основы архитектуры», «Строительство» и «Архитектура». Первый год обучения – подготовительный, на котором будущие архитекторы знакомятся с архитектурной грамотой, композициями и макетированием. Самостоятельная проектная работа начинается со второго года.
Чтобы
поступить, нужно сдать ЕГЭ по профильной математике и русскому языку, а также
пройти творческий конкурс. Если сравнивать с МАРХИ, то испытания оцениваются
лояльнее. Бюджетных мест на архитектуру – 42, на дизайне только платное
обучение – от 492 700 рублей в год. Из плюсов обучения в ГУЗ: частые
выставки, конференции и другие интересные мероприятия, благодаря которым уже с
первого курса вливаешься в студенческую жизнь.
Санкт-Петербургский
государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени
И. Репина (СпбГАИЖСА)
Факультет
архитектуры в СпбГАИЖСА берет свое начало с 1757 года, поэтому уровень обучения
действительно высокий и бюджетных мест мало – например, по направлению
«Архитектура» их всего 28. Чтобы поступить, нужно сдать профильную математику,
русский язык и вступительные экзамены. Один – творческий: рисунок-композиция,
который длится 7 часов и выполняется карандашом, второй – профессиональный:
рисунок, живопись.
Из-за
небольшого количества мест пройти испытания могут только те абитуриенты,
которые получили допуск. Для этого нужно принести собственные работы по
рисунку, живописи и композиции – учитывайте, что составление портфолио в идеале
нужно около 1-2 лет. Если комиссия убедится, что абитуриент справится с
заданием, то выдаст допуск. При университете действуют подготовительные курсы,
но отзывы о них не самые положительные – их прохождение не дает гарантии поступления.
Сибирский федеральный университет
(СФУ)
Если вы
планируете учиться на архитектора или дизайнера в Восточной Сибири, рассмотрите
для поступления СФУ. Университет открыт в Красноярске, имеет отличную материальную базу и сильных преподавателей. Студенты из других городов могут рассчитывать на общежития, очереди в них практически нет.
Чтобы
поступить на дизайнера, нужно пройти испытание из двух частей: составить
рисунок гипсовой головы и подготовить композицию из геометрических тел. Если
поступаете по направлению «Архитектура» или «Дизайн архитектурной среды», то экзамен усложняется – к нему прибавляется черчение. Что касается мест на бюджет, то в 2022 году на архитектуре их 38, а стоимость платного обучения составляет 176 934
рублей в год.
Архитектура и дизайн.
- Всё об архитектурном образовании
Какие бывают архитектурные специальности?
Какие экзамены сдавать для поступления на архитектурное?
Достоинства профессии архитектора - Какие бывают архитектурные специальности?
- Какие экзамены сдавать для поступления на архитектурное?
- Достоинства профессии архитектора
- Рейтинг лучших архитектурных вузов
Как бы это странно не прозвучало, но профессии дизайнера и архитектора, на самом деле, тесно связаны и даже обучают им в одних учебных заведениях. Студенты обеих специальностей занимаются созданием чего-то нового на основе тех знаний, которые уже имеются в обществе. Они придумывают своё, оригинальное, которое в то же время, имеет огромную значимость либо для общества, либо для каких-либо личностей конкретно. Оба направления сложные, но безумно интересные, яркие и требуют многогранного ума, готового работать не только в плоскости, но и в объёмном пространстве. Эта статья является частью диптиха, посвященного обучению в архитектурном вузе, и речь сегодня пойдет о том, как стать архитектором. Мы расскажем, какие специальности бывают, какие экзамены лучше всего сдавать, какие достоинства у этой специальности и в какие вузы лучше поступать. Во второй части вас будет ждать рассказ о дизайнерском направлении, а также интервью со студенткой МАрхИ, которая решила соблюсти золотую середину между архитектурой и дизайном.
Всё об архитектурном образовании
Перед тем как рассуждать о поступлении на архитектурную отрасль высшего образования, сначала стоит разобраться в специальностях, которые там существуют, а их не мало.
Какие бывают архитектурные специальности?
Часто бывает так, что обучаюсь на одну специальность, архитектор со временем уходит в другой профиль, так что не думайте, что если вы выбрали одно направление, то только с ним и свяжется ваша жизнь. Всё зависит лишь от вашего желания. Итак, каким архитектором можно стать, окончив вуз?
- Архитектор-проектировщик. Человек, занимающийся детальным построением плана и проработкой большинства аспектов будущего здания. На его плечах лежит выбор материалов, технологий строительств и какими должны быть несущие конструкции. В редких случаях может участвовать в планировании внутренней отделки.
- Архитектор-генпланист. На его плечах будет лежать построение общего (генерального) плана, застройка территории, что будет на прилегающих территориях, а также учитывает тонкости в виде транспортной нагрузки, социальные и экономические нюансы и, конечно же, он не имеет права забывать про инфраструктуру.
- Ландшафтный архитектор. Специалист работает не со зданиями, как большинство его коллег, а концентрирует свои профессиональные навыки на обустройстве территорий, которые прилегают к различным зданиям. Помимо этого ландшафтники занимаются обустройством парков, набережных, садов и других общественных и частных зон. Но в отличии от ландшафтного дизайнера, архитектор скорее ответственен за генеральное планирование, а не за подбор растений и цветовых решений.
- Архитектор-дизайнер. И вот она смежная специальность, которая сочетает в себе труды, как архитекторов, так и дизайнеров.Такой специалист отвечает за планировку, инженерные решения, объемно-пространственные решения, связанные, в большей степени, со внутренним интерьером постройки, а не с ее генеральным строительством.
Если же избежать углублений в ту или иную специальность, то можно сказать так: архитектор занимается разработкой эскизного проекта, со всеми расчётами, чертежами и документацией, а также ведёт авторский контроль над процессом строительства.
Какие экзамены сдавать для поступления на архитектурное?
Не каждый сможет спокойно поступить на архитектурную специальность, для этого необходимо обладать определенным набором навыков и способностей, слишком уж важное и ответственное направление. Поэтому для поступления в такой вуз недостаточно сдать ЕГЭ, придется ещё и пройти дополнительные вступительные испытания.
Для поступления в вуз после 11 класса вам потребуется сдать единый государственный экзамен по русскому языку, профильной математике и истории, в некоторых вузах могут историю заменить или дополнить информатикой и ИКТ или же литературой.
Это важно!Для того, чтобы узнать точный набор ЕГЭ для поступления, изучайте сайты выбранных вами учебных заведений и конкретных специальностей.
После сдачи экзаменов и подачи документов для вас откроется второй этап поступления – прохождение вступительных экзаменов. Творческий конкурс или ДВИ на базе высшего учебного заведения включает в себя экзамены по черчению, композиции, живописи, рисунку, а также истории мировой художественной культуры. Опять же, какие именно вступительные экзамены вас ожидают, вы сможете узнать на сайте учебного заведения.
Если же вы решили стать архитектором после 9 класса, то для вас открыта дорога в ссузы. Для поступления туда хватит и аттестата о получении среднего образования и сдачи ОГЭ. На базе самого образовательного учреждения может быть проведено вступительное испытание по рисунку, геометрии и черчению. Точный перечень таких испытаний и особенности их организации зависят от ссуза.
Достоинства профессии архитектора
Если в вас ещё остались сомнения в том, что эта профессия для вас, хоть все задатки к ней есть, то мы попробуем вас убедить, что 5 лет тяжелого обучения того стоят!
Помимо того, что архитектурное дело – одна из старейших и интереснейших профессий, с возможностью создавать настоящие строительные чудеса, вы сможете совершенствовать жизнь в отдельно взятом городе, улучшать уровень урбанизации, делать города куда более пригодными для жизни, чем есть они сейчас. Но если вас не радуют гуманистические перспективы, то есть и более практические:
- Высокая востребованность на рынке труда.
- Отличный уровень дохода.
- Престиж и уважение среди ровесников.
- Широкий простор для переквалификаций и повышения навыков.
- Интересная не рутинная работа с большим творческим элементом.
Рейтинг лучших архитектурных вузов
Если вы тверды в своём решении обучаться в архитектурно-строительном вузе, то для вас откроются двери 76 высших учебных заведений по всей стране. И до сих пор, даже после распада Советского Союза, существует структура, объединяющая в единую сеть все такие вузы не только РФ, но и СНГ, а имя ей «Международная ассоциация строительных вузов». В неё входит 142 высших учебных заведения.
Но вряд ли вам захочется ехать в ближнее зарубежье для обучения на архитектора или дизайнера, ведь лучшие вузы всё равно находятся в пределах нашей страны. Итак, топ-6 лучших архитектурно-строительных вузов России. Почему 6? Потому что 5 – это преступно мало, а 7 – уже слишком много!
- Московский архитектурный институт (МАрхИ).
- Санкт-Петербургский архитектурно-строительный государственный университет (СПбГАСУ).
- НИУ «Московский государственный строительный университет» (МГСУ).
- Петербургский государственный университет путей сообщения. (ПГУПС).
- Институт бизнеса и дизайна. Москва.
- Южный федеральный университет или Ростовский государственный университет. (ЮФУ или РГУ).
Работа архитектора очнеь сложна, но и безумно интересна
До этого рейтинга вы наверняка догадывались, что лучшие вузы, посвященные архитектуре, дизайну и строительству находятся в Москве или Санкт-Петербурге. Теперь вы об этом знаете наверняка! Но если же у вас нет возможности поступать в одну из наших столиц, то всегда можно попробовать силы в Ростове-на-Дону или же в своём регионе. Благо высшее образование в этой сфере у нас на довольно высоком уровне даже в регионах, но, что логично: чем ближе к центру, тем лучше.
Если в вас кроются задатки художника, вы любите рисовать, творить или даже окончили художественную школу, то архитектурное образование – это то, что вам нужно, особенно, если в вас ещё имеются задатки для аналитического мышления и умение работать с цифрами. Если всё вышеописанное про вас, то профессия архитектора просто создана для вас. А компания «ПроСтудента» поможет вам в случае возникновения каких-либо проблем со студенческими работа. Всё будет выполнено в лучшем виде, быстро, качественно и недорого!
Если же вам интересно узнать про дизайнерское образование, а также хотите прочесть интервью выпускницы МАрхИ, то милости простим во вторую часть нашего диптиха посвященного архитектуре и дизайну.
Институт архитектуры и дизайна
Ученый секретарь: Денисенко Е.
Состав: Аитов Р. , Айдарова Г. , Дембич А. , Попов А. , Кулеева Л. , Исмагилова С. , Куприянов В. , Михайлов С. , Надырова Х. , Прокофьев Е. , Страхов Д. , Белов М. , Мухитов Р. , Сайфуллина Л.
На протяжении всей истории развития архитектурного образования в Казани, начиная с 1918 года, подготовка квалифицированных специалистов-архитекторов осуществлялась двумя вузами: Казанским художественно-техническим институтом, выпускникам которого присваивалась квалификация архитектора-художника, и Казанским политехническим институтом, выпускавшим инженеров-архитекторов. В последующие годы архитектурная специальность не получила права на автономное существование.
В 1930 году в Казанском институте коммунального строительства создается кафедра архитектуры, которая проводит лекционные и практические занятия на всех факультетах.
14 января 1933 года организуется архитектурно-планировочное отделение и открывается кафедра архитектурного проектирования. На кафедру приглашаются преподавать видные ленинградские архитекторы, имеющие большой опыт проектной и преподавательской работы: Крестин А. , Заварзин А. , Макаров С. , Шилков В. ; к преподавательской деятельности также привлекаются и местные архитекторы – Сперанский П. , заслуженный деятель искусств РСФСР и народный художник ТАССР, доценты Попов В. , Власов А. и др.
31 декабря 1933 года обучение по архитектурно-планировочной специальности в институте было закрыто, студенты переводятся на строительное отделение.
Однако, сохраняя традиции казанской архитектурной школы, методику преподавания курса архитектуры и проведения занятий по архитектурному проектированию по специальности Промышленное и гражданское строительство , институт выпускает квалифицированных специалистов широкого профиля. Ведущие преподаватели и ученые кафедры архитектуры, графики, рисования и черчения доценты Егерев В. , Дульский П. , архитектор Сперанский П. и несколько позднее пришедшие на кафедру архитекторы Густов A. , Григорьев М. , Гайнутдинов И. , Баталов Н. , Трофимов А. , Игламов М. , Муртазин Р. , Бикчентаев А. прививали студентам любовь к архитектуре, передавали им богатый практический опыт. Большинство преподавателей кафедры архитектуры были ведущими специалистами в проектных организациях, привлекали студентов к проектированию крупных объектов и руководили их работой.
На кафедре архитектуры для студентов ПГС, проявивших во время учебы способности к архитектуре, при дипломном проектировании ввели специализацию, что дало возможность многим выпускникам, получившим профессию инженера-строителя, работать в качестве архитекторов-проектировщиков.
Многие выпускники института стали руководителями крупных строительных и проектных организаций, специалистами высокой квалификации. Достаточно назвать фамилии некоторых из них: Саначин П. , начальник управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров ТАССР; Солдатов Г. , главный архитектор г. Казани; Алпаров У. , директор института Татгражданпроект ; Берим Р. , главный конструктор института Татгражданпроект ; Зубайдуллин Ш. , главный инженер проектов института Татгражданпроект ; Семелькин А. , директор института Татграждан проект ; Брудный Е. , главный инженер проектного института Татгражданпроект ; Спориус А. , главный художник г. Казани; Рязанов Е. , главный инженер института Татсельстрой.
12 июля 1966 г. был издан приказ N 407 Mинистерства высшего и среднего специального образования РСФСР Об организации подготовки архитекторов в Казанском инженерно-строительном институте. Уже в августе этого года на первый курс архитектурной специальности были зачислены 35 человек (одна группа).
В 1967 году открывается подготовка архитекторов на вечернем отделении. В 1968 году на дневное и вечернее отделение были приняты 82 человека.
23 августа 1968 г. приказом N 392 Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР была организована кафедра архитектурного проектирования. 9 ноября 1968 г. издан приказ по Казанскому инженерно-строительному институту о разделении кафедры архитектуры, в соответствии с которым на кафедру архитектурного проектирования были переведены 12 преподавателей, 2 лаборанта и учебный мастер. Основателем кафедры и ее заведующим становится архитектор, доцент Бикчентаев Ахмет Гадеевич.
Приказом N 407 от 12 июля 1969 г. создается архитектурно-строительный факультет (АСФ). Первым деканом стал по праву один из основателей факультета – Всеволод Петрович Остроумов. К тому времени в институте уже обучались на строительном факультете три курса студентов по архитектурной специальности. И уже год функционировала первая специализированная кафедра.
Уже на второй год своего существования, в 1971 году, факультет выпустил первых в истории вуза и города 28 специалистов-архитекторов.
В 1975 году на факультете была организована новая специализированная кафедра. Она вошла в историю как кафедра теории и истории архитектуры. Первым ее заведующим стал Сайяр Ситдикович Айдаров, в то время кандидат архитектуры, доцент, впоследствии – член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры, профессор.
В тот же год сменяется руководство факультета. Деканом факультета назначается Куприянов Валерий Николаевич, тогда кандидат технических наук, доцент, впоследствии ректор КГАСУ, член-корреспондент РААСН, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой архитектуры. Кстати, именно эта кафедра является родоначальницей факультета. Здесь 1 сентября 1966 года начала обучение первая группа студентов-архитекторов в нашем вузе. Среди первых преподавателей, кроме названных выше, были: Исмагил Галеевич Гайнутдинов, профессор Московского архитектурного института, Хабил Хадеевич Ихсанов, Тарик Тагирович Зиннуров, Борис Сергеевич Калыгин, Искандер Валиуллович Рафиков, Закир Султанович Батраев, Леонид Яковлевич Елькович и другие архитекторы и художники.
В 1977 году факультет реорганизуется в архитектурный и концентрирует свои усилия на подготовке только архитекторов. К этому времени факультет уже был известен в среде архитектурной общественности страны как Казанская архитектурная школа. Большая заслуга в становлении этой школы принадлежит Московскому архитектурному институту, активно участвовавшему в подготовке не только специалистов-архитекторов, но и научно-педагогических кадров.
Около 30 выпускников факультета закончили аспирантуру в МАРХИ и, защитив диссертации, получили ученую степень кандидата архитектуры. Среди них: Дембич А. , Михайлов С. , Притыкин В. , Новиков Н. , Аитов P. , Куликов А. , Прокофьев Е. , Забрускова М. , Мамаков Н. и др. , являющиеся сегодня ведущими преподавателями, заведующими кафедрами на факультете.
В 1989-1990 годах на факультете открылись 4 новые выпускающие кафедры: автоматизированного проектирования, градостроительства и планировки сельских населенных мест, дизайна архитектурной среды и интерьера, национальных проблем архитектуры. Это позволило начать специализированную подготовку студентов старших курсов.
В 1990 году деканом факультета избирается Удлер Евгений Михайлович, заведующий кафедрой САПР, профессор. Факультет развивается и расширяется. С 1993 года факультет перешел на 6-летнюю программу подготовки архитекторов, что потребовало большой кропотливой работы всего педагогического состава.
В 1994 году открыта новая специальность Дизайн архитектурной среды и было положено начало выпуску архитекторов-дизайнеров.
В 1999 году начата подготовка инженеров-архитекторов по специальности Проектирование зданий. Первый выпуск инженеров-архитекторов состоялся в декабре 2004 года. Выпускающей является кафедра проектирования зданий, руководимая профессором Куприяновым В.
К началу нового тысячелетия в состав архитектурного факультета входит 9 кафедр, на которых преподают более 70 преподавателей, около 40 имеют ученые степени и звания, в том числе доктора архитектуры: С. Айдаров и Г. Айдарова. На факультете ведется подготовка 450 студентов по 3 специальностям. За 30 лет существования архитектурной специальности в вузе состоялось 27 выпусков архитекторов, факультет подготовил около 2000 дипломированных специалистов.
В 2000 году решением Ученого совета вуза архитектурный факультет реорганизован в Институт архитектуры и дизайна (ИАиД) как структурное подразделение академии (приказ N 172 от 28. 2000 г. Директором института избран профессор Удлер Е. В состав института на момент его создания входили два факультета – факультет архитектуры и факультет дизайна. В 2002 году открыт факультет общей архитектурно-художественной подготовки (приказ N 265 от 19. 2002 г. ), позволивший усовершенствовать структуру процесса подготовки архитекторов и дизайнеров. Факультет архитектуры (ФА) возглавляет профессор Айдарова Г. , факультет дизайна (ФД) – профессор Михайлов С. , факультет общей архитектурно-художественной подготовки (ФОАХП) – доцент Надырова Х.
В 2003 году создана кафедра архитектурной композиции. В этом же году началась подготовка специалистов в рамках второго высшего образования по специальностям дизайн и проектирование зданий.
В 2004 году кафедра теории, истории и национальных проблем архитектуры (ТИНПА) разделилась на две: кафедру реставрации и реконструкции архитектурного наследия и кафедру теории и истории архитектуры. С этого года начата подготовка бакалавров архитектуры.
Совершенствуется научно-методическая и практическая деятельность сотрудников кафедр, открываются новые интересные перспективы образования, расширяется материально-техническая база. Институт имеет три учебных класса, оборудованных современными персональными компьютерами. Преподаватели института занимаются практической проектной деятельностью, возглавляют персональные творческие архитектурно-проектные мастерские. Среди них: профессора Прокофьев Е. , Дембич А. , Михайлов С. , доценты Аитов Р. , Новиков Н. , Евсеев Е. , Токарева Г. , Cаттаров А. По разработанным ими проектам или с их участием построено много известных в Казани, Лениногорске, Альметьевске и других городах Республики Татарстан и России объектов: Государственный концертный зал РТ, Баскет-холл , Пирамида , мечеть Кул-Шариф и т.
С 2018 года в связи со структурными изменениями в КГАСУ в составе Института архитектуры и дизайна 6 кафедр. Институт готовит выпускников (бакалавров и магистров) по пяти направлениям: АРХИТЕКТУРА, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ДИЗАЙН.
Архитектура и Строительство
Архитектура – это направление на стыке искусства и науки. Архитектор должен быть талантливым «креативщиком» и опытным инженером-проектировщиком. В России получить специальность архитектора можно по следующим специализациям:
- архитектор;
- дизайн архитектурной среды;
- реставрация и реконструкция архитектурного наследия.
История архитектуры началась тысячи лет назад, когда первые люди стали строить примитивные хижины для защиты от природных катаклизмов. Архитектурные стили значительно менялись на протяжении веков; многие культуры имеют сегодня свои, ярко выраженные архитектурные традиции. В задачу современных архитекторов входит проектирование не только внешнего вида зданий, но и их функциональной и практической «начинки». Хорошие строительные объекты должны долго служить, быть безопасными, а в некоторых случаях также сейсмоустойчивыми. Особым направлением в современной архитектуре является так называемая «зеленая» архитектура – такое проектирование строений, которое минимизировало бы их нагрузку на окружающую среду.
Студенты – будущие архитекторы изучают историю архитектуры, дизайн, черчение, AutoCAD, геометрию, материаловедение. Большая часть курса посвящена непосредственно проектированию, эстетике архитектуры и изучению современных строительных конструкций. Обучение всегда сопровождается и заканчивается практикой, во время которой студенты выполняют реальные проекты. Сюда же входит геодезическая практика и практика по живописи. Будущие архитекторы учатся в МАРХИ, МГУГК, МГАХИ имени Сурикова, РУДН, ГУЗ, МГСУ и других вузах.
Направление «Строительство» включает в себя множество самых разных специальностей, от собственно гражданского, промышленного, гидротехнического и других видов строительства и производства строительных материалов до строительства крупных транспортных объектов.
Строительство включает в себя организацию поставок материалов и оборудования, подготовку строительной площадки, само строительство. Над строительным объектом, будь то промышленный объект, жилой дом или крупный транспортный узел, работают самые разные специалисты – архитекторы, инженеры, землемеры, сметчики, электрики, инженеры систем водоснабжения, вентиляции, теплоснабжения, ландшафтные дизайнеры, экономисты, специалисты по ЖКХ и, конечно, руководители проектов. Координация крупного строительства считается одним из сложнейших видов управленческой (организационной) работы.
В этой статье мы не будем говорить о строительных рабочих, так как для овладения каким-либо строительным ремеслом не обязательно оканчивать высшее учебное заведение.
А вот для инженеров-проектировщиков и инженеров-строителей «корочка» вуза обязательна. Подготовка подробных планов строительства входит в задачу инженеров-проектировщиков – именно этому и учат данных специалистов в вузах. В число инженеров-проектировщиков входят геодезисты (их работа необходима для правильного выбора типа фундамента и в целом разрешения на строительство исходя из природных условий местности). Технико-экономическим обоснованием затрат на строительство занимается инженер-экономист или сметчик.
Главного инженера-строителя еще называют прораб. Кстати, огромным спросом пользуются на рынке прорабы, имеющие не только образование в области строительства, но и в области менеджмента, ведь он должен быть настоящим управленцем, понимающим разные процессы, происходящие на стройке. Другие “виды” инженеров-строителей включают в себя специалистов в разных функциональных областях, например, в теплоснабжении и вентиляции, водоснабжении и водоотведении и т.
В российских вузах готовят строителей разных направлений. Хотя наиболее востребованными являются специалисты в области гражданского или промышленного строительства, важным направлением служит также транспортное строительство (дороги, железные дороги, мосты, тоннели, аэродромы и т. ), гидротехническое строительство, городское хозяйство. Отдельной специализацией является экспертиза и управление недвижимостью.
Будущие строители изучают архитектуру, материаловедение, науки о конструкциях, менеджмент и маркетинг в строительстве. Главные вузы, в которых готовят востребованных строителей, проектировщиков и архитекторов, – МГСУ, МАДИ, МИИТ (МГУПС), МИКХиС, МГАВТ, МАМИ, РУДН, МАРХИ.
Общайтесь с представителями вузов лично
Как видно, и вузов, и программ по данной специальности великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в Москве или Санкт-Петербурге.
К остальным специальностям >>
Профессия Архитектор, вакансии и компании на РаботаПоиск
С древних времен профессия архитектора пользовалась уважением. Специалисты занимаются проектировкой зданий различных назначений, разработкой объемно-планировочных решений и городской среды. От них зависит, каким станет облик города через много лет. Архитектура требует не только профессионального знания физики и механики, но и творческого подхода к работе. Рассмотрим, где получить эту специальность, куда возможно трудоустроиться после обучения, что делает работник, какими навыками важно обладать и каков карьерный рост.
Как получить профессию
Кто таковой конструктор
Принципиально настроить себя на то место в сфере архитектуры, где вы будете ощущать себя более гармонически. Избрать свою нишу. Совсем необязательно стремиться стать удачным и пользующимся популярностью архитектором и гнаться за большенными объектами. В этой области можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми строительными формами – всем чем угодно, если это ваше призвание, – быть удачным и зарабатывать довольно много. На данный момент в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и большой спец получает высшую заработную плату. Скажем, неплохой макетчик может зарабатывать намного больше головного конструктора.
Но в то же время, занимаясь только архитектурой, очень трудно «заработать целое состояние».
Качества полезные и вредные
В каком случае стоит идти в архитектуру, а в каком – всё-таки нет?
Конечно, без творческих амбиций делать в архитектуре нечего. Должно присутствовать стремление постоянно создавать что-нибудь новое – причем самое лучшее.
Также важно намерение быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Нормана Фостера, Сантьяго Калатраву, Фрэнка Гери – то окажется, что все они публичные люди. Так что приветствуется порыв не только создать что-либо, но и рассказать об этом всему миру.
Профессия архитектора находится на стыке профессий инженера и художника. Желание знать всё и быть разносторонне развитым человеком окажется отличным подспорьем будущему специалисту.
Теперь стоит сказать о том, что может вам помешать.
- Во-первых, это поиск «легкого пути». В архитектуре 5% – талант, а остальное – очень тяжелая работа. На моих глазах люди падали в обмороки от переутомления, зарабатывали хронические заболевания во время учебы. Были, увы, даже смертельные случаи. Надо укреплять здоровье и быть готовым к трудностям – тогда вы сможете обоснованно их не бояться.
- Во-вторых, вредно мечтать заработать сразу много денег. Хороший архитектор созревает медленно, как вино. Вначале он стоит очень дешево, но спустя годы работы – становится дорогим. Это тоже надо осознавать. Большие заработки появятся, просто путь к ним достаточно долгий.
- В-третьих, в профессии будет сильно мешать излишняя ранимость. Количество критики всегда превышает количество похвалы, особенно в начале пути. Каждый хороший архитектор много раз слышал о том, какая у него солома в голове и что он никогда не станет архитектором. Нельзя подобные высказывания принимать близко к сердцу. Надо уметь воспринимать всё спокойно.
Теперь, думаю, будет не сложно, исходя из вышесказанного, создать портрет человека, которому подходит эта профессия, и примерить его на себя.
Поступление в вуз
Выбор вуза для получения профессии архитектора, конечно, важен, но не принципиален. Специфика обучения этой специальности такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное – преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы профильных вузов и архитектурных факультетов примерно похожи друг на друга. Больше шансов встретить отличного преподавателя – вот в чем плюс престижных вузов, подобных МАрхИ.
Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Оптимальный вариант – подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека с нулевым исходным уровнем к сдаче экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если прежде абитуриент нигде не учился рисунку. Педагогу проще изначально поставить ему правильную технику, чем исправлять ошибки другой школы. Излишне заблаговременно готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы вы были в хорошей форме к экзамену и не сильно утомились от многолетней подготовки.
На мой взгляд, самая большая ошибка – попытка поступить в один вуз в течение нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз России не дадут никаких знаний об архитектуре. Надо всегда помнить, что цель – стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать и вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению – это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении – это путь, который может оказаться более тернистым, чем ожидается.
Учеба на архитектора
Получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того, кто вы по складу, физик или лирик. Дело всё в том же единстве инженерного и художественного начал в профессии. Все предметы можно условно разделить на 3 вида:
Традиционно студенты уделяют основное внимание творческим предметам – проекту, рисунку. Менее сосредоточенно относятся к предметам инженерным – конструкции, сопромату, архитектурной физике. И досадно редко вспоминают про общеобразовательные предметы – философию, социологию. Это плохая традиция, ибо в программе нет случайных дисциплин. Все знания, которые дает вуз, пригодятся в профессии, но в одних случаях это очевидно (проект, конструкции, материаловедение), а в других – нет.
Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал несколько раз за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодится в архитектурной практике. Спустя годы в аспирантуре я стал проходить курс философии науки. Только тогда я понял, что философские корни архитектуры глубоки и что работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение философских текстов и переживать, что не посещал занятия в институте.
Но, конечно, самый главный предмет – архитектурное проектирование. По сути, всё остальное содержание программы служит продвижению студента в этом предмете.
Многие мои коллеги вспоминают работу над институтским проектом как золотое время – потому что фантазия архитектора в это время ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, докучливых заказчиков, неуступчивых смежников. Выполнение такого проекта – это возможность проявить свой творческий потенциал в идеальных условиях. Неслучайно при приеме на работу часто просят показать институтские проекты. Работая над проектом клуба, музея или пожарного депо, надо понимать, что они останутся для вас, скорее всего, единственными проектами на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на подобный труд. Именно в его процессе закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и звёзды архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.
Для успешного развития карьеры и студенту, и дипломированному архитектору необходимо также постоянное самообразование, активное участие в общественной архитектурной жизни — посещение лекций, семинаров, выставок.
Сегодня подавляющее большинство студентов начинает работать уже на втором-третьем курсах. Это хорошо – но только в меру. Подработка помогает в освоении архитектурных программ, дает первое представление об архитектурной практике и психологически готовит к будущей карьере. Однако не стоит забывать, что главное – всё равно учеба. К работе в этот период лучше относиться не очень серьезно, а просто как к возможности попрактиковаться. Заниматься исключительно учебой тоже можно – хотя судя по практике, у таких архитекторов карьерный рост если и начинается, то с большим опозданием.
Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов – инженеров, конструкторов. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ – индивидуальный жилой дом (коттедж). Архитектор получает такой заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады – и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект – чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации (параметры и требования).
На этом работа архитектора, казалось бы, заканчивается – но по одному только архитектурному проекту построить дом нельзя. Нужны еще строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего изначально работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами или, по крайней мере, консультироваться с ними на этапе архитектурного проектирования.
Даже после выполнения всех смежных проектов работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольшие – лично приезжает человек с чертежами и рулеткой и с умным видом ходит по стройплощадке. Часто окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства – когда архитектура не только на бумаге, а ее уже можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки чрезвычайно полезно для понимания всего процесса создания архитектуры.
При проектировании и строительстве крупных объектов всё усложняется, но суть остается той же самой.
Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть в офисе с девяти до шести; можно приходить туда по свободному графику; ездить по объектам, согласующим организациям, встречаться со смежниками; работать дома как частный архитектор – кому как больше нравится. В архитектурной деятельности самое главное – результат, хорошая архитектура; а как она получилась, не так важно. Кто-то за 5 минут рисует «на коленке» гениальный эскиз – а кто-то месяцами безрезультатно просиживает у монитора.
Сегодня российская архитектура переживает серьезный кризис. Это признают и профессионалы, и обычные люди, которым небезразлично то, что происходит в стране. Архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразна (достаточно сравнить, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, тяжело идет смена поколений.
Профессиональная среда тоже находится в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточны. Хорошие должности в больших организациях достаются сложно даже классным архитекторам. За место в частной архитектурной мастерской тоже идет большая конкуренция. К тому же рынок частных архитекторов сильно наводнен непрофессионалами.
К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, поднять российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировок за рубежом. Я верю: из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный, вырастут наши Кэндзо Тангэ и Ричард Роджерс.