В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ “О безопасности” и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации” постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
8 ноября 2021 года
Российской Федерацииот 8 ноября 2021 г. N 633
Основыгосударственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации
1. Стратегическое планирование в Российской Федерации (далее – стратегическое планирование) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”. За время его действия утверждено (одобрено) значительное количество документов стратегического планирования, разработаны различные методики и регламенты формирования документов стратегического планирования. Но вместе с тем система стратегического планирования нуждается в совершенствовании. Требуется принятие мер правового и организационного характера, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования, его научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, что позволит создать условия для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации (далее – социально-экономическое развитие) и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее – национальная безопасность).
2. Настоящими Основами определяются цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере стратегического планирования, а также механизмы реализации этой политики и обеспечения стратегического планирования исходя из неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости социально-экономического развития и национальной безопасности.
3. Государственная политика в сфере стратегического планирования представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на определение с учетом национальных интересов Российской Федерации долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения, на прогнозирование рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности, на совершенствование системы стратегического планирования.
4. Общее руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования осуществляет Президент Российской Федерации. Настоящие Основы обеспечивают реализацию полномочий Президента Российской Федерации по руководству государственной политикой в сфере стратегического планирования и определению целей и задач стратегического управления в Российской Федерации.
5. Правовую основу стратегического планирования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ “О безопасности”, от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”, другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере стратегического планирования.
6. Настоящие Основы направлены на совершенствование:
а) взаимодействия участников стратегического планирования под руководством Президента Российской Федерации, координации стратегического управления и мер бюджетной политики;
б) организации разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой;
в) координации и контроля в сфере стратегического планирования;
г) организации научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования.
Цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере стратегического планирования
7. Целями государственной политики в сфере стратегического планирования являются:
а) создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности и эффективного стратегического управления на основе стратегического планирования;
б) организация взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, осуществляемого под руководством Президента Российской Федерации;
в) формирование эффективной системы стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования;
г) обеспечение эффективного использования ресурсов для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
д) повышение эффективности государственной макроэкономической политики, формирование ориентиров для инвесторов при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
8. Задачами государственной политики в сфере стратегического планирования являются:
а) определение направлений государственной политики в сфере стратегического планирования;
б) формирование механизмов реализации государственной политики в сфере стратегического планирования;
в) установление порядка организации и функционирования системы стратегического планирования;
г) формирование механизмов координации стратегического управления и мер бюджетной политики;
д) обеспечение обязательной и своевременной корректировки документов стратегического планирования, в том числе в связи с выявлением новых внутренних и внешних угроз;
е) организация научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования.
9. Основными направлениями государственной политики в сфере стратегического планирования являются:
а) обеспечение непрерывности цикла разработки, реализации и корректировки документов стратегического планирования;
б) внедрение современных методов прогнозирования, моделирования, индикативного планирования, балансовых расчетов и информационных технологий;
в) формирование архитектуры документов стратегического планирования (иерархическая система последовательно связанных документов стратегического планирования, обеспечивающая преемственность целей, сбалансированная по задачам и их ресурсному обеспечению);
г) развитие системы мониторинга и контроля процессов стратегического планирования и реализации документов стратегического планирования;
д) совершенствование нормативно-правовой базы стратегического планирования, научно-методологическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
е) осуществление на системной основе научных исследований в сфере стратегического планирования;
ж) установление требований к участникам стратегического планирования и их ответственности при реализации полномочий в сфере стратегического планирования.
III. Механизмы реализации государственной политики в сфере стратегического планирования
10. Реализация государственной политики в сфере стратегического планирования осуществляется путем взаимодействия органов публичной власти под руководством Президента Российской Федерации на основе принципов стратегического планирования, определенных законодательством Российской Федерации.
12. Механизмами реализации государственной политики в сфере стратегического планирования являются организация и функционирование системы стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования, выполняемые путем:
а) обеспечения последовательности разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой;
б) обеспечения согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам;
в) определения ресурсов для достижения целей и реализации задач социально-экономической политики, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности (в том числе с применением балансовых расчетов), координации стратегического управления и мер бюджетной политики;
г) установления циклов стратегического планирования;
д) организации мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, их корректировки.
Обеспечение последовательности разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой
13. В целях реализации принципов единства и целостности, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования формируется архитектура документов стратегического планирования, в соответствии с которой определяются характер подчиненности, очередность разработки и утверждения документов стратегического планирования исходя из их места в системе стратегического планирования, периода (продолжительности) действия, а также этапа цикла стратегического планирования, в рамках которого разрабатывается документ.
14. Согласованность документов стратегического планирования в рамках их архитектуры обеспечивается за счет соблюдения единого порядка и автоматизации процессов разработки и корректировки документов стратегического планирования.
15. В рамках цикла стратегического планирования обеспечивается строгое соблюдение последовательности разработки и утверждения документов стратегического планирования.
16. В документах стратегического планирования на долгосрочный период определяются цели, задачи, показатели, их целевые и при необходимости предельно допустимые (критические) значения, в соответствии с которыми разрабатываются документы стратегического планирования на среднесрочный период.
17. В документах стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне, определяются направления и приоритеты государственной политики в установленной сфере деятельности, цели, задачи, показатели, в соответствии с которыми разрабатываются документы стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации, а также плановые и программно-целевые документы государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.
18. В документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, уточняются с учетом территориальных, социально-экономических и иных особенностей этого субъекта цели, задачи, показатели, содержащиеся в документах стратегического планирования на федеральном уровне.
19. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках прогнозирования на федеральном уровне на долгосрочный период, относятся:
а) стратегический прогноз Российской Федерации;
б) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
в) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.
20. Документы, указанные в пункте 19 настоящих Основ, содержат исходные данные и учитываются при формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.
21. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания на федеральном уровне, относятся:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
б) стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основы государственной политики, доктрины, стратегии, концепции в сфере обеспечения национальной безопасности;
в) документы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, определяющие национальные цели развития Российской Федерации, систему долгосрочных приоритетов и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития, утверждаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;
г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
22. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне, относятся:
а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;
б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;
в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов.
23. В документах, указанных в пункте 21 настоящих Основ, определяются цели, задачи и показатели для документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципам на федеральном уровне.
24. К документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках планирования и программирования на федеральном уровне, относятся:
а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации;
б) государственные программы Российской Федерации, государственная программа вооружения и национальные проекты.
25. Документы, указанные в пункте 24 настоящих Основ, направлены на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Предусмотренные в них цели, задачи и показатели должны быть согласованы с целями, задачами и показателями, определяемыми в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, в том числе по отраслевому и территориальному принципам, а также учитывать содержание документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования на среднесрочный период.
26. Перечень документов стратегического планирования, подлежащих разработке (корректировке) в рамках прогнозирования и целеполагания на федеральном уровне, утверждается Президентом Российской Федерации.
27. Документ стратегического планирования утверждается при наличии документа (документов) стратегического планирования, на основе которого (которых) он должен разрабатываться.
Обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам. Обеспечение координации стратегического управления и мер бюджетной политики
28. Обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям (количественным и (или) качественным характеристикам целей и (или) задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, применяемым для мониторинга, контроля и индикативного планирования в сфере стратегического планирования), финансовым и иным ресурсам осуществляется за счет взаимоувязки целей и задач, предусмотренных в документах стратегического планирования, их показателей и ресурсного обеспечения.
29. Основными инструментами системы стратегического планирования являются индикативное планирование, предусматривающее формирование комплекса согласованных показателей, характеризующих состояние и цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, а также проведение балансовых расчетов и разработка на их основе мер для достижения поставленных целей и их ресурсной обеспеченности.
30. Показатели, используемые в процессе стратегического планирования, определяются на основе принципов измеримости целей и соответствия показателей целям, характеризуют степень и динамику достижения целей и реализации задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.
31. Система показателей, используемых в процессе стратегического планирования, формируется в соответствии с архитектурой документов стратегического планирования и обеспечивает согласованность документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования, а также на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации. Актуализация показателей проводится с учетом определения новых целей, достижения (недостижения) целевых значений показателей, а также оценки необходимости и достаточности ресурсов, осуществляемой в том числе с использованием балансовых расчетов.
32. В целях формирования единых исходных данных, обеспечения преемственности, сопоставимости и непротиворечивости показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, их расчет, расчет целевых и предельно допустимых (критических) значений показателей осуществляются по унифицированной методологии, используются общие подходы и методики проведения оценки, прогнозирования, моделирования состояния социально-экономического развития и национальной безопасности.
33. При разработке документов стратегического планирования для обеспечения наибольшей эффективности использования ресурсов при достижении поставленных целей, как правило, применяются балансовые расчеты. В случае выявления недостаточной ресурсной обеспеченности документа стратегического планирования принимается решение о корректировке этого документа или других документов стратегического планирования.
Установление циклов стратегического планирования
34. В целях обеспечения принципа преемственности и непрерывности стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности устанавливаются циклы стратегического планирования.
35. Цикл стратегического планирования определяется сроком полномочий Президента Российской Федерации, является единым для всех участников стратегического планирования и предусматривает следующие этапы:
а) прогнозирование, в ходе которого осуществляется разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности, уточняются прогнозные оценки социально-экономического развития и состояния национальной безопасности на долгосрочный период;
б) целеполагание, в ходе которого с учетом результатов прогнозирования разрабатываются и (или) корректируются документы стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, разрабатываемые в рамках этого этапа;
в) планирование и программирование, в ходе которого органы государственной власти в соответствии со своими полномочиями разрабатывают в установленном порядке программно-плановые документы в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности на шесть лет;
г) реализация документов стратегического планирования, мониторинг и контроль степени достижения предусмотренных в них целей, выработка мер по достижению целевых значений показателей, ресурсное обеспечение и корректировка документов стратегического планирования, разработанных на шесть лет.
Организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, их корректировки
36. Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования осуществляются в целях повышения эффективности стратегического планирования, а также деятельности участников стратегического планирования, направленной на достижение в установленные сроки запланированных показателей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.
37. Основаниями для принятия решения о корректировке документов стратегического планирования являются:
а) возникновение новых угроз национальной безопасности, выявление рисков недостижения стратегических целей;
б) завершение шестилетнего срока реализации документов стратегического планирования и (или) управленческого цикла;
в) положения ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
г) результаты мониторинга и оценки реализации документов стратегического планирования;
д) достижение целевых и (или) предельно допустимых (критических) значений показателей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
е) несоответствие целей, задач, показателей, предусмотренных документом стратегического планирования, и их ресурсного обеспечения.
38. Корректировка документа стратегического планирования (документ вышестоящего уровня), на основе которого разрабатываются другие документы стратегического планирования (документы нижестоящего уровня), является обязательным основанием для принятия решения о корректировке документов нижестоящего уровня.
39. Не допускается корректировка документов стратегического планирования, приводящая к несоответствию целей документов нижестоящего уровня целям документов вышестоящего уровня.
40. Корректировка документов стратегического планирования осуществляется с обоснованием ресурсной обеспеченности, как правило, на основе балансовых расчетов.
Научно-методологическое, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение стратегического планирования
41. Научно-методологическое обеспечение стратегического планирования направлено на формирование научно обоснованных подходов к развитию стратегического планирования, совершенствование методологии его организации и реализации, разработку и внедрение в практику стратегического планирования методов моделирования, балансовых расчетов, обработки больших объемов данных.
42. Основными задачами научно-методологического обеспечения стратегического планирования являются:
а) формирование методологического и методического обеспечения процессов стратегического планирования, включая обоснование методологии прогнозирования, декомпозиции целей и задач, научных подходов к разработке системы показателей, используемых в процессе стратегического планирования;
б) разработка и представление научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы стратегического планирования;
в) формирование инструментария реализации принципов организации и функционирования системы стратегического планирования;
г) развитие методологии индикативного планирования, мониторинга реализации документов стратегического планирования;
д) разработка методик и алгоритмов, обеспечивающих синхронизацию процессов стратегического планирования, структурирование информации, непротиворечивость целей, задач и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, сроков их реализации, показателей и объемов необходимых ресурсов;
е) формирование методик проведения балансовых расчетов и расчетов ресурсного обеспечения, необходимых для разработки и реализации документов стратегического планирования;
ж) формирование методического обоснования приоритетности реализации документов и мероприятий стратегического планирования;
з) развитие методов и средств прогнозирования и выявления рисков и угроз недостижения целей, предусмотренных документами стратегического планирования;
и) методическое обеспечение формирования и функционирования единого цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления в Российской Федерации.
43. Научно-методологическое обеспечение стратегического планирования осуществляется специализированным научным центром с участием научных организаций и федерального государственного бюджетного учреждения “Российская академия наук”.
Информационно-аналитическое обеспечение стратегического планирования
44. Информационно-аналитическое обеспечение стратегического планирования направлено на повышение качества стратегического управления, поддержку процессов выработки и принятия управленческих решений на вариативной основе, осуществление комплексного анализа и прогнозирования перспектив социально-экономического развития и состояния национальной безопасности, организацию мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
45. Информационно-аналитическое обеспечение стратегического планирования осуществляется путем:
а) формирования единого цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления в Российской Федерации, совершенствования управления информационными потоками, повышения эффективности использования распределенной информации, содержащейся в государственных информационных системах, информационных ресурсах государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием;
б) обеспечения совместимости информационных ресурсов и систем участников стратегического планирования и непротиворечивости содержащихся в них сведений;
в) формирования единых исходных данных, используемых участниками стратегического планирования, а также унификации методологии расчетов показателей, их целевых и предельно допустимых (критических) значений;
г) использования общих подходов к оценке, прогнозированию, моделированию ситуации в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности и к методикам их проведения;
д) информационного обеспечения координации процессов стратегического планирования и мер бюджетной политики;
е) развития технологических возможностей обработки больших объемов данных и подготовки на их основе обобщенных информационных и аналитических материалов, необходимых для выработки управленческих решений;
ж) моделирования последствий принятия управленческих решений.
46. Сбор, комплексная аналитическая обработка данных, оценка динамики реализации стратегических национальных приоритетов и документов стратегического планирования, информационная поддержка участников стратегического планирования при принятии управленческих решений обеспечиваются посредством единой цифровой информационно-аналитической платформы стратегического управления в Российской Федерации, формирование которой направлено на решение следующих задач:
а) своевременное предоставление участникам стратегического планирования в полном объеме конкретных, актуальных, достоверных и непротиворечивых сведений, необходимых для прогнозирования, целеполагания, планирования, программирования, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
б) подготовка информационных и информационно-аналитических материалов для выработки вариантов управленческих решений на различных уровнях государственного управления, а также для обеспечения функционирования системы стратегического планирования;
в) оперативное информационное сопровождение стратегического управления, в том числе в режиме реального времени;
г) синхронизация процессов стратегического планирования, в том числе согласованность документов стратегического планирования по целям, задачам, срокам реализации мероприятий и объемам ресурсного обеспечения;
д) оценка ресурсной обеспеченности документов стратегического планирования;
е) анализ значений показателей, выявление угроз и причин недостижения целей, определенных документами стратегического планирования;
ж) моделирование последствий принятия управленческих решений с использованием технологий искусственного интеллекта и методов математического моделирования;
з) обеспечение информационной безопасности на уровне, предусматривающем возможность обмена информацией, в том числе информацией ограниченного доступа.
47. Единое цифровое информационное пространство в интересах стратегического управления в Российской Федерации формируется с использованием существующих государственных информационных систем и информационных ресурсов органов публичной власти, а также инфраструктуры, обеспечивающей их информационно-технологическое взаимодействие, включая систему распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.
48. Кадровое обеспечение стратегического планирования направлено на формирование и развитие компетенций в сфере стратегического планирования.
49. Основными задачами кадрового обеспечения стратегического планирования являются:
а) подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере стратегического планирования органов публичной власти, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием;
б) формирование кадрового резерва в сфере стратегического планирования;
в) внедрение в образовательные программы высшего образования учебных курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих формирование компетенций в сфере стратегического планирования.
Обеспечение реализации настоящих Основ
50. Реализация настоящих Основ обеспечивается за счет скоординированных действий участников стратегического планирования, направленных на достижение целей государственной политики в сфере стратегического планирования, под руководством Президента Российской Федерации.
51. Основными задачами координации и контроля реализации государственной политики в сфере стратегического планирования являются:
а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам реализации государственной политики в сфере стратегического планирования;
б) выработка предложений в части, касающейся определения и уточнения направлений, целей и приоритетов социально-экономической политики, целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, направлений достижения стратегических целей и важнейших задач, подлежащих решению, определения целей и задач стратегического управления в Российской Федерации;
в) выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы стратегического планирования, общих принципов организации и функционирования системы стратегического планирования;
г) организация взаимодействия участников стратегического планирования в целях реализации государственной политики в сфере стратегического планирования;
д) межведомственная координация деятельности по формированию комплекса мер, направленных на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
е) координация деятельности специализированного научного центра и участников стратегического планирования;
ж) координация деятельности участников стратегического планирования по формированию и обеспечению функционирования единого цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления в Российской Федерации;
з) внедрение балансовых расчетов и расчетов ресурсной обеспеченности документов стратегического планирования, программно-технологического обеспечения стратегического планирования;
и) рассмотрение проектов документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне;
к) организация корректировки документов стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
л) оценка эффективности реализации государственной политики в сфере стратегического планирования;
м) контроль деятельности участников стратегического планирования.
52. Координация деятельности органов публичной власти и организаций по реализации государственной политики в сфере стратегического планирования и контроль ее реализации осуществляются в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.
Утверждены Основы госполитики в сфере стратегического планирования в России. Определены ее цели, задачи, основные направления и механизмы реализации. Общее руководство госполитикой в данной сфере осуществляет Президент.
Целями госполитики являются, в частности, создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития страны; организация взаимодействия органов публичной власти в данной сфере; формирование эффективной системы стратегического планирования; повышение эффективности макроэкономической политики и формирование ориентиров для инвесторов.
К основным направлениям госполитики отнесено в т. ч. внедрение современных методов прогнозирования; развитие системы мониторинга и контроля стратегического планирования; формирование иерархической системы последовательно связанных документов стратегического планирования.
Для обеспечения принципа преемственности и непрерывности стратегического планирования устанавливаются его циклы. Цикл определяется сроком полномочий Президента и предусматривает этапы прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования, а также реализацию, мониторинг и контроль. Порядок взаимодействия органов власти, общие требования к документам и их корректировке, а также другие вопросы организационного характера определяет Президент.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Общая информация о планах стратегического развития Ленинградской области
В Ленинградской области действует областной закон от 27 июля 2015 года № 82-оз «О стратегическом планировании в Ленинградской области
В соответствии с ним разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (закон Ленинградской области от 08.08.2016 №76-оз).
Решение о подготовке Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (далее – Стратегия) было принято в силу сложившихся политических и экономических условий развития и необходимости обновления имеющихся ориентиров развития Ленинградской области в соответствии с изменившимися приоритетами федерального уровня.
Стратегия разработана Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области с привлечением органов исполнительной власти Ленинградской области, широкого круга экспертов, хозяйствующих субъектов и заинтересованных лиц, что позволило сформулировать четкие приоритеты развития региона на долгосрочный период.
Анализ целевых показателей реализации первого этапа Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года (2013-2015 годы) (далее – Концепция) выявил, что частично они были не достигнуты. На степень достижения показателей Концепции существенно повлиял фактор высоких ожиданий по общеэкономическому росту в стране, масштабу импортно-экспортных операций, инвестиционного потока и, соответственно, состоянию отраслей экономики и социальной сферы в России.
Выводы и предложения о текущем социально-экономическом положение Ленинградской области, а также внешних условиях перспективного развития основаны на результатах мониторинга социально-экономического развития Ленинградской области, данных Федеральной государственной службы статистики, отчетной информации, представляемой в федеральные органы власти, официальных ответах органов исполнительной власти Ленинградской области, прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации и Ленинградской области.
На основе полученных результатов анализа текущего социально-экономического положения Ленинградской области и внешних условий выбран целевой сценарий развития – реалистичный, который предполагает самостоятельное развитие региона на основе равноправного партнерства с Санкт-Петербургом. Основой реалистичного сценария является модернизация традиционных секторов промышленности, увеличение добавленной стоимости, кластерное развитие, использование экспортного и транзитного потенциала, развитие переработки грузов, выход продукции Ленинградской области на макрорегиональные и национальный рынки, реализация совместных проектов с Санкт-Петербургом.
Стратегическая цель и задачи Стратегии направлены на реализацию целевого сценария развития Ленинградской области. Согласно Стратегии, основная стратегическая цель социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года – достижение нового экономического роста для устойчивого развития региона и улучшение качества жизни.
Стратегия направлена на каждого конкретного жителя Ленинградской области. Миссия органов власти – предоставить жителям широкие возможности для работы (в качестве наемного работника или предпринимателя), получая высокий уровень дохода, и обеспечить современные потребности каждого конкретного человека в комфортном проживании.
Достижение стратегической цели, исполнение миссии подразумевает реализацию трех взаимосвязанных направлений:
1. Создание условий для эффективной занятости.
2. Развитие человеческого капитала региона.
3. Повышение эффективности государственного управления.
В Стратегии зафиксированы векторы развития Ленинградской области до 2030 года — перспективы реализации шести стратегических проектных инициатив, являющихся основой стратегии. Под стратегическими проектными инициативами в Стратегии определены комплексы конкретных организационных, поддерживающих, инвестиционных проектов развития в системообразующих сферах региона.
Цели и задачи Стратегии согласуются и учитывают долгосрочные приоритеты Российской Федерации, закрепленные в ряде ключевых документов. Стратегические проектные инициативы в том числе базируются на анализе тенденций развития, проблем, рисков и ключевых документов федерального уровня, определяющих государственную политику в приоритетных сферах социально-экономического развития Ленинградской области.
В качестве стратегических проектных инициатив в Стратегии выделены: «Индустриальное лидерство» (промышленность), «Продовольственная безопасность» (агропромышленный комплекс), «Современный транспортный комплекс» (транспортное обслуживание населения и развитие транспортной инфраструктуры), «Комфортные поселения» (пространственное развитие), «Профессиональное образования» (образование), «Здоровье населения» (здравоохранение).
По каждой проектной инициативе определены стратегические цели, задачи, основные направления и проекты, ожидаемые результаты, предусмотрены изменения в системе управления сферой и инструменты реализации. Важным является, что реализация стратегических проектных инициатив даст сложный синергетический эффект.
В стратегии также зафиксированы дополняющие и связующие сферы, развитие которых непосредственно влияет на реализацию стратегических проектных инициатив. Реализация направлений, не вошедших в состав стратегических проектных инициатив или дополняющих и связующих сфер, будет осуществляться в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области.
Значительное внимание в Стратегии уделено территориальному разрезу, что позволяет спроецировать реализацию приоритетов региона (стратегических проектных инициатив) на конкретные территории. При этом успех разворачиваемых проектов будет во многом зависеть от деятельности соответствующих органов местного самоуправления, их возможностей и социально-экономической стабильности.
В связи с этим стратегической целью территориального развития Ленинградской области является сокращение дисбалансов в развитии отдельных территорий с учетом существующих и возможных специализаций. Цель распадается на четыре задачи, каждая из которых содержит свой комплекс мероприятий:
1. Сбалансированное развитие муниципальных образований.
2. Эффективное использование земельных ресурсов, в первую очередь для нужд экономики.
3. Координация взаимодействия с Санкт-Петербургом.
4. Оптимизация работы органов местного самоуправления.
Решение региональных задач может не ограничиваться экстраполяцией на отдельные муниципальные образования. При этом все муниципальные образования второго уровня участвуют в решении одной или нескольких стратегических задач.
Для эффективной интеграции Стратегии в деятельность органов исполнительной власти Ленинградской области в целях последующей актуализации и разработки государственных программ, проведения сбалансированной бюджетной политики, выполнения социальных обязательств в документе заложены механизмы реализации, которые обеспечат повышение эффективности государственного управления в целом.
В стратегии предусмотрено несколько направлений реформирования существующей системы управления регионом:
1. Повышение внутренней эффективности государственного управления регионом. В рамках данного направления решается задача повышения эффективности принимаемых управленческих решений исполнительными органами власти Ленинградской области. При этом наибольшая эффективность будет достигнута за счет сочетания проектного подхода с лучшими программно-целевыми методами управления. Внедрение проектного управления будет способствовать повышению инвестиционной открытости и привлекательности Ленинградской области, созданию благоприятной административной среды через снижение инфраструктурных рисков для инвесторов, оптимизации и повышению качества предоставляемых государственных услуг.
2. Повышение внешней эффективности государственного управления. Для этого должна быть решена задача по вовлечению в процесс управления развитием региона широкого круга интересантов в том числе за счет:
• перехода от прямого субсидирования к организационным формам поддержки;
• расширения участия граждан Ленинградской области в управлении регионом;
• развития института государственно-частного партнерства;
• расширения использования информационных технологий;
• взаимодействие с отраслевыми ассоциациями и институтами развития, естественными монополиями и государственными корпорациями;
• поддержки ключевых региональных комплексных проектов развития и их сопровождение.
Указанные направления реформирования региональной системы управления в сочетании с предложениями по изменению системы управления отдельных сфер позволит в перспективе максимизировать результат, ожидаемый от реализации Стратегии.
В Стратегии учтены изменения в инвестиционной политики, которые обусловлены как ситуацией «инвестиционной ямы» в России, так и изменившимися требованиями и поведением инвесторов. С одной стороны инвестиционная политика будет и далее заключаться в режиме наибольшего благоприятствования инвестору, а с другой – ее инструменты должны быть технологизированы, в том числе и на муниципальном уровне.
Основными результатами реализации Стратегии станут:
• стабилизация темпов социально-экономического развития;
• создание инфраструктурно подготовленных площадок под развитие производств;
• формирование эффективной институциональной среды;
• создание новых рабочих мест привлекательных для жителей Ленинградской области, Санкт-Петербурга и других регионов РФ;
• снижение административных барьеров для развития бизнеса;
• формирование институтов гражданского общества;
• сбалансированная система органов государственной власти;
• оптимизация расходов бюджета;
• повышение уровня благоустроенности населенных пунктов региона.
• внедрение технологических инноваций в традиционных секторах промышленности;
• повышение научно-технологических компетенций;
• рост производительности труда во всех приоритетных сферах;
• повышение конкурентоспособности промышленного сектора и АПК;
• расширение транспортно-логистической функции региона;
• расширение общественного участия;
• повышение инвестиционной привлекательности населенных пунктов.
• повышение инновационной конкурентоспособности области;
• создание рабочих мест в высокотехнологичных отраслях;
• снижение дисбалансов развития отдельных территорий области;
• снижение негативных тенденций демографии.
На основе Стратегии с учетом приоритетов государственной политики, определенных в стратегических документах, утвержденных (одобренных) федеральными органами государственной власти, приоритетных проектах (программах) Российской Федерации, документах стратегического планирования Ленинградской области, утвержденных (одобренных) органами государственной власти Ленинградской области, разработан План мероприятий по ее реализации, утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 сентября 2017 года N 388 “Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года” (далее – План мероприятий).
План мероприятий представляет собой набор «стратегических карт целей» на основе сбалансированной системы показателей, а также комплексы мероприятий (подпрограммы) государственных программ Ленинградской области, обеспечивающих достижение целей проектных инициатив или сфер Ленинградской области.
Каждая стратегическая карта описывает одну проектную инициативу или ключевую сферу развития Ленинградской области, зафиксированную в Стратегии и содержит сбалансированные и увязанные причинно-следственными связями цели и показатели (индикаторы) развития соответствующей проектной инициативы (сферы) в разрезе четырех перспектив: «Результаты для конечного клиента», «Внутренние изменения», «Ресурсы», «Управление». Причинно-следственные связи отражают, каким образом реализация одной цели будет способствовать достижению других целей в сбалансированной системе показателей и в конченом итоге достижению стратегической цели развития сферы, установленной в Стратегии. Значения показателей (индикаторов) для каждой цели установлены в соответствии с этапами реализации Стратегии на 2018, 2024, 2030 годы.
Функциональным назначением Плана мероприятий является детализация и взаимоувязка Стратегии с 17 государственными программами Ленинградской области, которые призваны обеспечить достижение целей социально-экономической политики Ленинградской области. Государственные программы представляют собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, формируемых на основе целей и задач развития Ленинградской области в долгосрочной перспективе.
Государственные программы Ленинградской области основываются на ключевых положениях и приоритетах развития, отраженных в Стратегии, включают мероприятия по реализации направлений социально-экономического развития Ленинградской области и достижению ключевых показателей.