Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 мая 2023 года; проверки требуют 3 правки.
Гас Грин Ван Сент-младший (англ. Gus Green Van Sant Jr.; род. 24 июля 1952) — американский режиссёр, писатель, художник, фотограф и музыкант.
Ван Сент начинал карьеру как представитель американского независимого и квир-кино, но затем снимал и крупнобюджетные голливудские ленты, рассчитанные на самую широкую публику. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Слон» (2003). Двукратный номинант на премию «Оскар» как лучший режиссёр за фильмы «Умница Уилл Хантинг» и «Харви Милк».
22:20 25.05.2003
(обновлено: 19:41 05.06.2008)
“Золотая пальмовая ветвь” досталась Гасу Ван Сенту
“Золотая пальмовая ветвь” – главный приз 56-го Международного кинофестиваля в Канне – вручена американскому режиссеру Гасу Ван Сенту за фильм “Слон”. Присуждение премий производило жюри во главе с известным французским кинорежиссером Патрисом Шеро.
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, в мире
Высшую награду 56-го Международного кинофестиваля в Канне – “Золотую пальмовую ветвь” – получил фильм “Слон” американского режиссера Гаса Ван Сента. Это решение под несколько нестройные аплодисменты публики было объявлено на торжественной церемонии, состоявшейся в воскресенье вечером во Дворце фестивалей на канской набережной Круазетт. Для большинства собравшихся в зале решение жюри, которое возглавлял известный французский кинорежиссер Патрис Шеро, оказалось неожиданностью.
На прошлой неделе отметил юбилей Гас Ван Сент ― американский режиссер и сценарист, творчество которого киноведы причисляют к «новому квир-кино», а зрители нашей полосы ― к ареалу непонятного, но однозначно заслуживающего внимания. Ван Сент начал кинематографическую карьеру в конце 80-х и с тех пор проделал путь от независимого малобюджетного кино до выжимающих слезы голливудских драм со звездным составом. В честь семидесятилетия режиссера вспоминаем фильмы, на которые стоит обратить внимание, если хочется по-настоящему распробовать его на вкус.
Мой личный штат Айдахо
My Own Private Idaho
, 1991
Ривер Феникс в роли Майка на кадре из фильма «Мой личный штата Айдахо»
Третий полный метр Гаса Ван Сента американские кинокритики стали объединять с другими открыто показывающими гомосексуальных персонажей картинами под термином New Queer Cinema — «новое квир-кино». « Айдахо» — история молодых и потерянных парней, мотающихся с места на место и зарабатывающих на жизнь проституцией: где-то между они ищут себя, дом, любовь и дружбу. Главные роли исполнили Киану Ривз и Ривер Феникс ― последний трагически погиб всего через пару лет после выхода фильма, что в чем-то созвучно неопределенной судьбе персонажа. В кино Ван Сент много размышляет о молодости и поиске дороги в жизни: как метафорически, так и буквально его герои постоянно оказываются в пути. Смотреть «Айдахо» стоит и ради того, чтобы наслаждаться эстетикой кадра и внешним видом героев: одежда и подбор костюмов точно заслуживают внимания.
Даже девушки-ковбои иногда грустят
Even Cowgirls Get the Blues
, 1993
Ума Турман в роли Сиси на кадре из фильма «Даже девушки-ковбои иногда грустят»
Эксцентричное кино посвящено девушке Сисси (Ума Турман), появившейся на свет с непомерно огромными большими пальцами на руках. Необычное свойство привело ее туда, где уже оказывались персонажи предыдущих фильмов Ван Сента: героиня передвигается по Штатам автостопом, потому что ни один проезжающий мимо владелец транспорта не может оставить барышню без внимания. Судьба заносит Сисси на ранчо «Резиновая роза», где делами заправляют девушки-ковбои, к неудовольствию окружающих, любящие пейотль и другие странные вещи (вроде кундалини-йоги). Фильм снят по одноименной книге Тома Роббинса и не был высоко оценен критиками, но смотреть ленту стоит (и не без удовольствия) опять-таки из-за костюмов и обилия характерных персонажей, например, уморительной Графини в исполнении Джона Херта.
Винс Вон в роли Нормана Бейтса на кадре из фильма «Психо»
Зачем Гас Ван Сент покадрово переснял в цвете классический фильм Альфреда Хичкока о маньяке-убийце с раздвоением личности? Ответ простой: Гас Ван Сент очень любит кино. В фильмах режиссера встречается огромное количество элементов и культурных отсылок, которые режиссер умело переплетает между собой. В «Психо», по собственным словам, он обратился к осознанному эксперименту, где взял за основу что-то уже существующее, чтобы посмотреть, получится ли из этого что-то новое. Критики опять не впечатлились, но пересматривать фильмы подряд и размышлять о них все равно интересно, а значит, свое дело картина Ван Сента все-таки делает. Просто результаты эксперимента не обязательно должны оказываться хорошими.
Джон Робинсон в роли Джона на кадре из фильма «Слон»
В 2003 году Ван Сент снял кино под тягостным впечатлением от школьного шутинга в Колумбайне: трагические события легли на его четко очерченный интерес к ощущению потерянности в молодости. Стилистически этот фильм сильно отличается от того, что режиссер делал раньше, и визуально напоминает документальное наблюдение. Герои ― подростки, но не романтичные красавцы из «Айдахо», а немного нескладные, несоразмерные, пока не чувствующие себя уверенно в собственных телах школьники. Они заняты повседневными делами и проблемами, которые каждый решает по-своему, а некоторые — через радикальное действие, лишая жизни других таких же людей. « Слона» Ван Сент назвал визуальной оперой, и, кроме прочего, во время просмотра интересно следить за тем, как режиссер работает со звуком, создавая напряжение калибровкой шума, голосов и тишины.
Не волнуйся, он далеко не уйдет
Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot
, 2018
Хоакин Феникс в роли Джона на кадре из фильма «Не волнуйся, он далеко не уйдет»
Ван Сент успел поработать с несколькими Фениксами — Ривером в «Айдахо», Рейн в «Девушках-ковбоях», Хоакин также появлялся в фильмах режиссера не один раз и из асоциального подростка в «Умереть во имя» превратился в карикатуриста, выбирающегося из алкогольной зависимости. Это не лучшая (хотя и симпатичная) роль Феникса, который предстает в привычном амплуа, экранной же партнершей стала спутница Хоакина и в жизни Руни Мара. Талант Ван Сента здесь в большей степени сосредоточен именно на работе с артистами: от множества разнообразных второстепенных характерных персонажей (что напоминает и раннее вансентовское кино) до удивительного Джоны Хилла — он сыграл лидера группы выздоравливающих алкоголиков.
The Sea of Trees
, 2015
Мэттью МакКонахи на кадре из фильма «Лес самоубийц»
И все же придется добавить ложку дегтя: говоря о творчестве Ван Сента, не стоит оставлять без внимания и ту его часть, которую не очень хочется называть хорошей. Пример вопиющей клюквы среди такого замечательного киноразнообразия, которое на протяжении сорока лет карьеры снимает Ван Сент, ― «Лес самоубийц». В драме о семейной паре недостаточно уделявший внимание жене герой Мэттью МакКонахи раскаивается после смерти супруги и планирует покончить жизнь самоубийством в японском лесу. По дороге вдовцу встречается призрак, который учит его жизни. Про гибель и людей на пороге смерти Ван Сент думает часто — вот только в «Лесу» вместо глубокого размышления получилась экзотизация японской культуры и плоская мелодрама с деревянными характерами.
Уильям Бэрроуз глазами Гаса Ван Сента
Бонус для ценителей: культовый писатель Уильям Бэрроуз оказал влияние на молодого Ван Сента (и даже появился в картине «Аптечный ковбой» в роли пожилого священника-наркопотребителя). Предлагаем посмотреть на снятого Ван Сентом Бэрроуза: он читает стихи, пропитанные отрицанием официальной культуры Дня Благодарения.
Текст:
Юлия Кузищина
Рейтинг фильмов и сериалов
Зачем Ван Сент решил снять ремейк классики?
Первый и главный вопрос, который приходит в голову, когда узнаёшь, что Гас Ван Сент снял покадровый ремейк классического хоррора Альфреда Хичкока «Психо»: зачем? Американский постановщик с детских лет был поклонником экранизации одноимённого романа Роберта Блоха. Ещё во время учёбы в киношколе в 1979 году Ван Сент снял длившуюся минуту рекламу несуществующего шампуня Psycho Shampoo, которая пародировала знаменитую сцену убийства Мэрион Крэйн в душе.
В интервью Entertainment Weekly постановщик признавался, что идея переснять «Психо» родилась как минимум в 1988 году. « Каждый раз, когда я приходил на студию Universal, обязательно видел какого-нибудь парня, который хотел сделать ремейк фильма категории B. В ответ на это я предложил выбрать хорошую картину и ничего в ней не менять. Я подумал, что получится интересное произведение поп-культуры, но продюсеров идея сбивала с толку». Кроме того, автор думал, что будет просто весело вернуться к хичкоковскому материалу.
Джанет Ли в роли Мэрион на кадре из фильма «Психо» (1960)
Много лет спустя Ван Сент по-другому отзывался о причинах сделать ремейк «Психо». В подкасте Марка Мэрона в 2018 году автор сказал, что, стараясь повторить кадр за кадром, хотел научиться у Хичкока режиссёрскому мастерству. Кроме того, в 1990-е среди постановщиков бытовала шутка: продюсеры, чтобы минимизировать риски, скорее сделают сиквел любого успешного фильма, чем оригинальную картину. Анекдот стал несколько абсурдной реальностью, особенно сегодня, в эпоху бесконечных повторений.
Энтони Перкинс в роли Нормана Бейтса на кадре из фильма «Психо» (1960)
Ван Сент начинал карьеру как автор маленьких независимых картин, которые не становились хитами проката. Но после «Дурной ночи», «Аптечного ковбоя», «Моего личного штата Айдахо» и «Даже девушки-ковбои иногда грустят» режиссёр сделал «Умницу Уилла Хантинга», свой самый известный и мейнстримный фильм. Драма с Мэттом Дэймоном, Робином Уильямсом и Беном Аффлеком завоевала два «Оскара» и заработала в прокате более 225 миллионов долларов. Тогда студия Universal дала Ван Сенту карт-бланш и выделила солидный бюджет в 60 млн на создание ремейка «Психо». Хотя глава Universal Кейси Сильвер уже тогда считал затею крайне рискованной.
Есть ли различия с оригинальным фильмом?
Ван Сент не хотел ничего менять в оригинальном фильме. Режиссёр даже говорил, что делает не ремейк, а копию. Но вскоре выяснилось, что у произведения Хичкока свой ритм и длительность каждого кадра повторить не удалось.
За 38 лет мир значительно изменился, а потому «Психо» стал другим на уровне предметов и одежды. Актёры привнесли в картину новые интонации. Играющий Нормана Бейтса Винс Вон делает персонажа более лукавым. Управляющий отелем едва сдерживает маниакальную улыбку в разговорах с постояльцами и гостями. У Хичкока Бейтс только подглядывал за Мэрион через отверстие в стене, у Ван Сента Норман расстёгивает штаны и мастурбирует. Безумие хозяина отеля проявляется отчётливее, и последующее убийство не становится сюрпризом, а кажется закономерным развитием событий.
В 1960 году, когда снимался «Психо» Хичкока, в Штатах ещё действовал кодекс Хейса. Режиссёру пришлось стыдливо отделять городскую панораму от постельной сцены с Мэрион и Сэмом монтажной склейкой. У Ван Сента и оператора Кристофера Дойла камера спокойно влетает в окно и бесцеремонно вторгается в комнату пары.
Винс Вон в роли Нормана Бейтса на кадре из фильма «Психо» (1998)
Классическая мелодия Бернарда Херрманна тоже претерпела изменения. Ван Сент позвал Дэнни Элфмана сделать новую аранжировку с учётом современных музыкальных инструментов и дополнить саундтрек.
Есть в фильме важное отличие, продиктованное инфляцией. В 1960 году Мэрион Крэйн украла у босса 40 тысяч долларов, в 1998-м — 400 тысяч.
Напугал ли ремейк заново?
Самое большое разочарование ремейка Ван Сента — неспособность напугать аудиторию. Для зрителей, видевших хоррор Хичкока, в картине 1998 года, конечно, нет ни единого сюрприза, а просмотр превращается разве что в поиск незначительных различий с оригиналом. Постановщик настолько увлёкся формальным экспериментом, что позабыл об аудитории.
Если же следить за развитием событий без ознакомления с фильмом 1960 года, парочка неожиданностей возможна, но не более того. Цветная картина потеряла фирменный хичкоковский саспенс. В монохромном «Психо» Хичкок нагнетал страх в том числе за счёт приёмов классических нуаров — кадр наполнялся игрой света и тени, фигуры чучел животных за спиной Нормана пугали не на шутку, а дом на холме, где живёт миссис Бейтс, казался мрачным готическим особняком. В оригинальном фильме Мэрион выглядела встревоженной, теперь же безмятежно улыбается. Норман производил впечатление странного, но любезного молодого человека, в ремейке Винс Вон без зазрения совести играет маньяка одной краской. В Бейтсе 1998 года отчётливо прослеживаются черты Буффало Билла из «Молчания ягнят».
Крах в прокате
Бюджет «Психо» Ван Сента составлял 60 миллионов долларов — даже сегодня сумма внушительная. В мировом прокате фильм провалился, собрав чуть более 37 млн. Критики картину также не приняли. Роджер Эберт писал, что выбор Винса Вона на роль Нормана Бейтса был ошибкой, поскольку актёру не удаётся передать скрытую сторону характера персонажа. Также Эберт считал, что исполнительница роли Мэрион Крэйн Энн Хеч страшно переигрывала. Подытоживая увиденное, критик писал: «Фильм является бесценным для теории кино экспериментом, наглядно доказывая, что покадровые ремейки бессмысленны». Леонард Малтин описал картину как «медленный, неестественный, совершенно бессмысленный покадровый ремейк классического фильма Хичкока».
Ремейк «Психо» удостоился двух антипремий «Золотая малина». Картина была признана худшим ремейком года, а Ван Сент — худшим режиссёром. Годом ранее за «Умницу Уилла Хантинга» постановщик номинировался на «Оскар».
Винс Вон в роли Нормана Бейтса на промо-кадре из фильма «Психо» (1998)
P. S. Мораль сказки о потерянном саспенсе
Сегодня трудно представить, что кто-то из продюсеров решится выдать даже заслуженному режиссёру 60 миллионов долларов, чтобы автор смог реализовать давнюю мечту и покадрово переснять любимый фильм. « Психо» Ван Сента вошел в историю как провальный эксперимент, ставший предупреждением. Всё-таки отсутствие значительных различий между оригиналом и ремейком лишает зрителей удовольствия увидеть хоть что-то новое. Игра, которую затеял Ван Сент, сегодня может быть интересна разве что исследователям кино и большим поклонникам творчества американского постановщика. « Психо» 1998 года доказывает и без того очевидную мысль: искусство субъективно, а потому ни одно произведение не может быть повторено в точности.
Делать ремейки фильмов Хичкока — в целом затея неблагодарная: неудачных примеров много больше успешных. После Ван Сента на те же грабли наступил Бен Уитли с «Ребеккой». Как сравнительно удачные ремейки Хичкока можно вспомнить «Паранойю» Д. Дж. Карузо, «Наваждение» Брайана Де Пальмы и «Идеальное убийство» Эндрю Дэвиса.
В разговоре о покадровых копиях гораздо чаще вспоминаются авторемейки. Михаэль Ханеке переносил «Забавные игры» из Австрии в Штаты. Чилиец Себастьян Лелио снял сначала на родине «Глорию», а потом в США — «Глорию Белл». Уле Борнедаль сделал в Дании «Ночного сторожа» с Николаем Костер-Вальдау и Кимом Бодниа, а в Америке главные роли в «Ночном дежурстве» исполнили Джош Бролин и Юэн МакГрегор. Тренд на авторемейки задал всё тот же Хичкок, сняв две версии триллера «Человек, который слишком много знал» — в 1934 и 1955 годах.
Но даже в контексте пересъемок «Психо» Ван Сента всё равно останется в истории кино странным особняком на холме, который всегда будет вызывать множество вопросов.
Энн Хеч в роли Мэрион на кадре из фильма «Психо» (1998)
Текст:
Максим Ершов
10 фильмов Гаса Ван Сента о смерти и запретной любви
24 июля исполняется 60 лет американскому режиссеру Гасу Ван Сенту. О сложных вещах – любви, которая у каждого своя, борьбе за права меньшинств, неприкаянной юности, одиночестве, смерти – он говорит отнюдь не простым языком. Длинные планы, нелинейная хронология повествования, замедленная съемка, бесконечные облака, плывущие по небу – все это излюбленные художественные приемы Ван Сента, который резюмирует: “Я работаю в направлении, которое называю “Иду-сам-не-знаю-куда”.
24 июля исполняется 60 лет американскому режиссеру Гасу Ван Сенту. О сложных вещах – любви, которая у каждого своя, борьбе за права меньшинств, неприкаянной юности, одиночестве, смерти – он говорит отнюдь не простым языком. Длинные планы, нелинейная хронология повествования, замедленная съемка, бесконечные облака, плывущие по небу – все это излюбленные художественные приемы Ван Сента, который резюмирует: “Я работаю в направлении, которое называю “Иду-сам-не-знаю-куда”. Предпочитаю такой подход “стандартизированной” режиссуре”.
“Дурная ночь”, 1986
Дебютный фильм режиссера, снятый по автобиографической повести Уолта Кертиса на черно-белую 16-миллиметровую пленку, рассказывает о трогательной безответной любви молодого продавца в крошечном магазине (Тим Стритер) к юному мексиканцу-нелегалу Джонни (Дуг Койот). Уолт за Джонни – как кошка за мышкой, не жалея для несговорчивого возлюбленного, а заодно для всех вокруг, своего тепла и не теряя духа. Режиссер снял картину на собственные деньги, заработанные в рекламном агентстве – бюджет составил всего 25 тысяч долларов, поэтому актерам за работу не платили. ” Дурная ночь” не принесла Ван Сенту значимых призов, но привлекла внимание к режиссеру и заслужила благодарность мирового гей-сообщества.
Впечатляющая сцена: Уолту кажется, что он видит на улице пропавшего Джонни. Он бежит за ним, то приближаясь, то удаляясь, и не сразу понимает, что никогда не догонит мексиканца.
Гас Ван Сент о фильме: “Дурная ночь” была для меня способом сделать что-то выходящее за рамки системы, потому что я и сам был вне этой системы. Я сознательно выбрал материал, которого Голливуд не касался бы еще миллионы лет”.
“Аптечный ковбой”, 1989
Герои картины, снятой по роману Джеймса Фогла, – четверка наркоманов, грабящих аптеки, чтобы добыть очередную дозу. Изолированные от общества, потерявшие контакт с родными, они все равно живут по законам семьи: лидер Боб (Мэтт Диллон) и его жена Диана (Келли Линч) принимают решения, распределяют награбленное, при необходимости несут ответственность за тех, кого приручили – беспечную парочку Рика (Джеймс ЛеГро) и Надин (Хизер Грэм). Фильм завоевал несколько престижных наград, включая специальную премию Берлинского кинофестиваля в1990 году и премию Spirit Awards, вручаемую создателям независимых фильмов.
Впечатляющие сцены – начальная и заключительная: исповедь в карете скорой помощи и сцена со шляпой, “приносящей неудачи”.
Роджер Иберт, Chicago Sun-Times: “В “Аптечном ковбое” есть та самая безумная логика, понятная любому наркоману: мне плохо, и наркотики мне помогут, в то же время, они – причина моих бед. Эта логика и делает этот фильм одним из самых захватывающих картин последних лет”.
“Мой личный штат Айдахо”, 1991
В этой картине юные Киану Ривз и Ривер Феникс сыграли нищих хастлеров в оборванных джинсах. Феникс, любимый актер Ван Сента, умер от передозировки наркотиков через два года после съемок. Его герой – гей Майк, страдает жесткой формой нарколепсии – засыпает мгновенно и в любом месте. Он влюблен в своего лучшего друга Скотта, который всегда выручает его из передряг. Скотт – сын мэра города, бунтарь, променявший сытую жизнь на уличные разборки, секс за деньги и друзей-маргиналов. При любом удобном случае он цитирует родственную душу – принца Хэла из шекспировского “Генриха IV”. Вместе они отправляются в “картофельный” штат на поиски матери Майка – давно пропавшей, но все еще так невыносимо нужной. Картина получила приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Торонто, а исполнитель главной роли Ривер Феникс был удостоен Кубка Вольпи Венецианского кинофестиваля.
Впечатляющие сцены: чинные похороны отца Скотта, проходящие одновременно с похоронами “короля улицы” Боба – с дикими песнями и танцами, и заключительная сцена, в которой Майк засыпает на дороге.
Гас Ван Сент о фильме: “Мой личный штат Айдахо”, возможно, – единственная моя собственная история, хотя, конечно, я добавил в нее достаточно Шекспира”.
“Умереть во имя”, 1995
Гас Ван Сент по праву считается “крестным отцом”, оформившим билет в профессию нескольким талантливым актерам. Среди них – Мэтт Деймон, Бен и Кейси Аффлеки, Киану Ривз, Хоакин Феникс и Николь Кидман, получившая за роль в “Умереть во имя” свой первый “Золотой глобус”. Ее героиня Сьюзен Стоун – амбициозная красавица, мечтающая о карьере телеведущей. Для достижения цели она сметает все на пути, включая собственного мужа (Мэтт Диллон), не вовремя заикнувшегося о детях и уютном домашнем очаге. ” Леди-танк” избавляется от супруга с помощью своего 16-летнего любовника (Хоакин Феникс) и его наивных друзей (Кейси Аффлек, Элисон Фолланд), ставших в ее игре разменной монетой. Помимо “Золотого глобуса” Николь Кидман собрала за роль Сьюзен Стоун целый ворох различных премий, в числе которых и приз лондонских критиков. Кроме того, “Умереть во имя” стал первым коммерчески успешным фильмом режиссера.
Впечатляющая сцена: сцена убийства Ларри Маретто, во время которой Сьюзен поздравляет супруга с годовщиной свадьбы.
Питер Треверс, Rolling Stone: “Сюжет звучит ужасно – как безвкусный пересказ истории Памелы Смарт (американская учительница, прославившаяся тем, что совращала своих учеников, а позже организовала с их помощью убийство собственного мужа – прим. ред.) Но фильм “Умереть во имя” просто искрится за счет сексуальности и комедийного таланта Николь Кидман и заслуживает быть примером социальной сатиры и возмутительного веселья”.
“Умница Уилл Хантинг”, 1997
Самый известный фильм Гаса Ван Сента снят по сценарию, написанному Беном Аффлеком и Мэттом Деймоном, они же сыграли в картине главные роли. 20-летний Уилл (Деймон) – вундеркинд из рабочего района Бостона. Он проводит время в барах со своими друзьями (Бен и Кейси Аффлек, Коул Хаузер), работает уборщиком в Массачусетском университете, где по ночам решает сложнейшие математические задачи. После ареста за очередную драку перед Уиллом встает выбор: тюрьма или занятия наукой с профессором (Стеллан Скарсгард) плюс курс психотерапии с доктором Шоном Магуайером (Робин Уильямс). Пока врач пытается пробиться сквозь стену недоверия и скепсиса, Уилл должен решить, как распорядиться своим даром и понять, сможет ли он когда-нибудь начать доверять людям. Из девяти номинаций на “Оскар” этот фильм выиграл две – за лучший сценарий и мужскую роль второго плана (Робин Уильямс), а также был удостоен множества других наград.
Впечатляющие сцены: каждая встреча Уилла с психотерапевтом.
Ричард Проупс, The Independent Critic: “Умница Уилл Хантинг” не совсем соответствует почерку Гаса Ван Сента, обычно работающего в стиле малобюджетных инди-картин. Тем не менее, его метод здесь работает отлично, позволяя выделить характеры персонажей рабочего класса, передать личные переживания героев. Чувствую, что под руководством других, более популярных режиссеров тон безнадежно изменился бы в сторону “ура-ура!”. Это было бы весьма трагично, ведь подход Ван Сента великолепно усиливает эмоциональное воздействие фильма”.
Драма открывает так называемую “трилогию о смерти”, в которую помимо нее вошли “Слон” и “Последние дни”. Джерри и Джерри (Мэтт Дэймон и Кейси Аффлек), потерявшие дорогу, бредут по пустыне. Накануне съемок режиссер и актеры сожгли весь сценарий, поэтому те немногие диалоги, которые есть в фильме – чистой воды импровизация. Бесконечные созерцательные, безмолвные сцены, крупные лица, плывущие облака – в “Джерри” содержится чуть больше 100 минут концентрированной эстетики Гаса Ван Сента.
Впечатляющие сцены: длинные крупные планы персонажей в конце пути; заключительная сцена, когда герой находит дорогу.
Нев Пирс, BBCi – Films: “Метафора духовного опустошения человека или безразличия природы к человеку; размышление о хрупкости жизни; гимн силе дружбы; претенциозное в своем удивительном занудстве произведение искусства – в каждом из этих определений есть своя правда. Вы или полюбите “Джерри” навсегда, или возненавидите”.
Второй фильм “трилогии смерти”, снятый Ван Сентом под впечатлением и на основе событий в школе Колумбайн – массового расстрела двумя школьниками учеников и персонала в 1999 году. На главные роли были приглашены непрофессионалы, старшеклассники из портлендских школ. Почти все диалоги, по задумке режиссера, придумывались подростками самостоятельно прямо на съемочной площадке. ” Слон” во многом продолжает стилистику “Джерри” – он построен на длинных кадрах, в которых камера отстраненно следит за действиями персонажей. Многие моменты повторяются с разных точек зрения – такую манеру съемки режиссер впоследствии не раз использовал в своей работе. Фильм стал абсолютным фаворитом 56-го Каннского кинофестиваля, завоевав Золотую пальмовую ветвь, приз за лучшую режиссуру и Приз Французской системы национального образования.
Впечатляющие сцены: Алекс у себя дома играет на фортепиано “К Элизе” Бетховена и сцена первого убийства в библиотеке.
Гас Ван Сент о фильме: “Современное кино принимает форму проповеди. Вы не должны думать – лишь получать информацию. Этот фильм не проповедь, его смысл не диктуется вам режиссером. Надеюсь, что интерпретаций столько же, сколько и зрителей”.
“Параноид парк”, 2007
Впечатляющая сцена: Алекс по дороге от железнодорожной станции делает самый мучительный выбор в своей жизни.
Гас Ван Сент о фильме: “Не подумайте, что я взялся за тему подростков и спекулирую на ней. Просто мне кажется, что на примере жизни юноши или девушки легче и нагляднее проследить все нелепости и ужасы нашей действительности”.
“Харви Милк”, 2008
Биографический фильм о борце за права сексуальных меньшинств Харви Милке, в его роли Шон Пенн. Милк – “мученик за права геев”, первый в США политик, публично заявивший о своей нетрадиционной ориентации и сумевший после нескольких неудачных попыток победить на выборах в городской совет. Спустя год, 27 ноября 1978 года, Милк и лояльный ему мэр Сан-Франциско Джордж Москоне были застрелены членом городского совета Дэном Уайтом. Премьера фильма была приурочена к 30-й годовщине трагедии. ” Харви Милк” номинировался на “Оскар” в восьми категориях и в итоге взял призы за лучшую мужскую роль (Шон Пенн) и за лучший оригинальный сценарий (Дастин Лэнс Блэк).
Впечатляющие сцены: каждое публичное выступление, начинающееся со слов “Меня зовут Харви Милк, я и хочу завербовать вас”, и сцена прощания с Харви Милком.
Джонатан Ромни, Independent.co.uk: “Нет сомнений в том, что этот фильм, как и его герой, хочет завербовать вас – в частности, в вопросах толерантности. В этом традиционном кино есть что-то от исторического памятника, но эта интеллектуальная пропаганда сделана с настоящей любовью: страстной, щедрой и великолепной”.
“Не сдавайся”, 2011
Фильм в 2011 году открывал параллельную конкурсную программу Каннского фестиваля “Особый взгляд”. По сюжету молодой человек, переживший клиническую смерть и потерявший в автокатастрофе родителей (сын Дэнниса Хоппера Генри) знакомится с неизлечимо больной девушкой (Миа Васиковска) и помогает ей подготовиться к неизбежному.
Впечатляющие сцены: репетиция смерти Аннабель и диалог Энока с воображаемым другом.
Гас Ван Сент о фильме: “Кто-то очень молодой оказался в ситуации смертельного заболевания. Очень часто люди в 14-15-17 лет в такой ситуации не знают, что такое смерть, не рефлексируют на эту тему. Они просто продолжают жить своей жизнью до самого конца”.
Подготовила Елена Костомарова
Новости о персоне
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.
Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Гас Ван Сент
Луисвилл, Кентукки, США
Гас Ван Сент мл., Гас Грин Ван Сент мл.
В центре внимания
Фильмография
Публикации
Новости
В центре внимания
детектив, драма, комедия, США
film.ru:
7
зрители:
5.9
IMDb:
4.6
зрители:
5.4
IMDb:
3.5
The Canyons, 2013
драма, триллер, США
film.ru:
5
зрители:
5.7
IMDb:
3.8
История кино: Одиссея
The Story of Film: An Odyssey, 2011
документальный, исторический, Великобритания
зрители:
6.4
IMDb:
8.4
зрители:
6.9
IMDb:
7.8
The Advocate for Fagdom, 2011
IMDb:
6.7
Наклоняясь к Дойлю
In the Mood for Doyle, 2007
IMDb:
7.2
Посмотри в мои глаза, Маленький
Schau mir in die Augen, Kleiner, 2007
документальный, исторический, Германия, Нидерланды, Финляндия, Австралия
зрители:
6.6
IMDb:
6.6
документальный, исторический, США
Last Days, 2005
драма, музыка, США
зрители:
7.3
IMDb:
5.7
зрители:
6.7
Finding Forrester, 2000
зрители:
7.2
IMDb:
7.3
детектив, триллер, ужасы, США
IMDb:
4.5
К сожалению, постер отсутствует
Mala Noche, 1986
IMDb:
6.8
биографический, драма, США
film.ru:
6
зрители:
6.2
The Sea of Trees, 2015
зрители:
6.3
IMDb:
6.1
Знакомый вам Дьявол
драма, исторический, США
IMDb:
5.1
Мой личный Ривер
My Own Private River, 2012
IMDb:
7.4
драма, мелодрама, США
film.ru:
8
зрители:
7.0
IMDb:
8.1
биографический, драма, триллер, США
IMDb:
7.5
драма, Франция, Швейцария, Германия
IMDb:
5.9
Paranoid Park, 2007
драма, Франция, США
У каждого свое кино
Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s’éteint et que le film commence, 2007
драма, комедия, Франция
Париж, я люблю тебя
Paris, je t’aime, 2006
драма, комедия, мелодрама, Франция, Лихтенштейн, Швейцария, Германия, США
IMDb:
7.1
Лучшее из Боуи
Best of Bowie, 2002
документальный, музыка, Великобритания
IMDb:
8.3
детектив, драма, приключения, США, Аргентина, Иордания
To Die For, 1995
драма, комедия, триллер, США, Великобритания, Канада
зрители:
7.5
Drugstore Cowboy, 1989
Меня зовут Майкл
I Am Michael, 2015
биографический, драма, мелодрама, США
зрители:
6.5
IMDb:
5.6
City of Gold, 2014
И все же Лоранс
Laurence Anyways, 2012
драма, мелодрама, Канада, Франция
зрители:
6.1
IMDb:
7.6
IMDb:
5.4
зрители:
5.6
Домашние видео Лайтфилда
Lightfield’s Home Videos, 2006
биографический, документальный, США
Публикации
ПАРИЖ, 25 мая / Корр. Р ИА “Новости” Андрей Низамутдинов/.
“Золотая пальмовая ветвь” – главный приз 56-го Международного
кинофестиваля в Канне – вручена американскому режиссеру Гасу Ван Сенту за фильм
“Слон”.
Присуждение премий производило жюри во главе с известным
французским кинорежиссером Патрисом Шеро.
Гас Ван Сент-младший — потомок состоятельных голландских эмигрантов, родился 24 июля 1952 года в городе Луисвилль, штат Кентукки, США. Образование получил в Род-Айлендской художественной школе, где обучался по специальности рисование и кино. Там же Ван Сент увлёкся сочинением музыки. Одноклассниками Ван Сента тогда являлись Дэвид Бирн, Тина Уэймут и Крис Франц, позднее образовавшие группу Talking Heads. В начале 1980-х годов Ван Сент переехал в Портленд, где познакомился с Уильямом Берроузом и создал недолго просуществовавшую группу Destroy All Blondes («Уничтожь всех блондинок»). Позднее, в 1990-х, Ван Сент снял несколько музыкальных видеоклипов для Дэвида Боуи и группы Red Hot Chili Peppers.
В начале своей кинокарьеры Ван Сент работал ассистентом у Роджера Кормана и увлекался творчеством Стэнли Кубрика. Как режиссёр и сценарист Гас Ван Сент дебютировал в 1985 году с чёрно-белой гей-драмой «Дурная ночь». Фильм был снят Ван Сентом на собственные деньги (всего около 25 тысяч долларов) и сделал его культовым режиссёром в гей-среде. Первый большой успех пришёл к Ван Сенту в 1989 году после фильма «Аптечный ковбой» с Мэттом Диллоном. Так что в 1991 году Ван Сент пожаловал на Венецианский кинофестиваль с фильмом «Мой личный штат Айдахо» уже в качестве знаменитости. « Мой личный штат Айдахо» — это пронзительный «роуд-муви», в котором свои лучшие роли сыграли Киану Ривз и Ривер Феникс. Этот фильм сделал Ван Сента почти что живым классиком. В 1993 году Феникс погиб от передозировки наркотиков, а с ним погиб и проект фильма об Энди Уорхоле, в котором Ван Сент отводил Фениксу главную роль. Памяти Феникса Ван Сент посвятил свой следующий фильм «Даже девушки-ковбои иногда грустят».
В 1998 году Ван Сент был номинирован в категории «Лучший режиссёр» на премию Американской киноакадемии «Оскар» за фильм «Умница Уилл Хантинг» (англ. «Good Will Hunting»). Продюсировал нашумевшую независимую киноленту «Детки» (англ. , 1995). Ван Сент написал ряд сценариев к фильмам и роман «Розовый» (англ. , 1997). Также в США был опубликован альбом его фотографий под названием «108 портретов» (англ. , 1993) и выпущены два музыкальных альбома: «Гас Ван Сент» (англ. «Gus Van Sant») и «18 песен о гольфе» (англ. «18 Songs about Golf», 1999).
В 2008 году вышел новый фильм Ван Сента — «Харви Милк» с Шоном Пенном в главной роли, рассказывающий реальную историю Харви Милка — одного из первых политиков нетрадиционной сексуальной ориентации. Фильм был номинирован на 8 премий «Оскар», в том числе и в категории «Лучший фильм», но получил только две — за «Лучшую мужскую роль» и «Лучший оригинальный сценарий».
ПАРИЖ, 25 мая. / Корр. Р ИА “Новости” Андрей Низамутдинов/.
Высшую награду 56-го Международного кинофестиваля в Канне – “Золотую пальмовую
ветвь” – получил фильм “Слон” американского режиссера Гаса Ван Сента. Это
решение под несколько нестройные аплодисменты публики было объявлено на
торжественной церемонии, состоявшейся в воскресенье вечером во Дворце фестивалей
на канской набережной Круазетт.
Для большинства собравшихся в зале решение жюри, которое возглавлял известный французский кинорежиссер Патрис Шеро, оказалось неожиданностью. Еще накануне в числе главных фаворитов искушенные критики упоминали картину “Догвиль” датского режиссера Ларса фон Триера, а симпатии публики склонялись к “Нашествию варваров”, поставленному канадцем Денисом Арканом.
По мнению наблюдателей, жюри, выбирая победителя, руководствовалось не столько творческими, сколько политическими мотивами. На фоне попыток Франции восстановить отношения с США, заметно охладевшие из-за разногласий по поводу войны в Ираке, присуждение главной награды американскому фильму стало своеобразным реверансом в сторону Соединенных Штатов.
Правда, те, кто предсказывал “политизированный” вариант, подразумевали совсем другого представителя американского кинематографа – Клинта Иствуда, чей фильм “Мистическая река” был в целом хорошо воспринят и критиками, и публикой. Что касается “Слона”, основанного на реальной трагедии, которая произошла в одной из американских школ, то эта картина после показа заслужила неплохие оценки, но затем как-то выпала из поля зрения на фоне других работ.
Не менее неожиданными оказались и решения по поводу других призов. Безусловным лидером в споре за звание лучшей актрисы считалась Николь Кидман, называли также имена француженок Эмманюэль Беар и Людивин Санье. Но в итоге награда досталась Мари-Жозе Кроз за роль в картине “Нашествие варваров”.
Среди актеров в главные фавориты все прочили американца Шона Пенна, сыгравшего одну из главных ролей в “Мистической реке”. Но жюри обошло его вниманием и присудило награды за лучшее исполнение мужской роли Музаферу Оздемиру и Мехмету Эмину Топраку /турецкий фильм “Далеко”/.
Эта же картина, поставленная режиссером Нури Джейланом, получила Гран-при – вторую по значению награду конкурса. Приз за лучшую режиссуру вручен Гасу Ван Сенту, а за лучший сценарий – “Нашествию варваров”.
Жюри конкурса обошло вниманием Александа Сокурова, чей фильм “Отец и сын” представлял Россию. Но все же российский режиссер не остался без награды: накануне ему была вручена престижная премия ФИПРЕССИ, присуждаемая Международной федерацией кинокритиков и считающаяся в кинематографических кругах одной из самых почетных.
В целом, по мнению специалистов, главная конкурсная
программа Каннского фестиваля оказалась в нынешнем году ровной и скучной, даже
разочаровывающей, и не подарила публике ни одного фильма, который мог быть стать
сколько-нибудь значительным событием в мировом кинематографе. Некоторые критики
уже успели окрестить его “фестивалем, который не останется в памяти”.