В науке и математика, открытая проблема или открытый вопрос – это известная проблема, которую можно точно сформулировать и которая, как предполагается, имеет цель и поддающееся проверке решение, но которое еще не решено (т.е., решение не известно).
В истории науки некоторые из этих предполагаемых открытых проблем были «решены» посредством демонстрации того, что они не были четко определены. В математике многие открытые проблемы связаны с вопросом о том, является ли определенное определение непротиворечивым.
Два ярких примера в математике, которые были решены и закрыты исследователями в конце двадцатого века, – это Великая теорема Ферма и теорема о четырех цветах. Важной проблемой открытой математики, решенной в начале 21 века, является гипотеза Пуанкаре.
Открытые проблемы существуют во всех областях науки. Например, одной из наиболее важных открытых проблем в биохимии является проблема предсказания структуры белка – как предсказать структуру белка по его последовательности.
Внешние ссылки
Гипо́теза (от др.-греч. — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Математический институт Клэя предложил по миллиону долларов США за решение каждой из следующих математических проблем:
.
.
Полезное
Откры́тые (нерешённые) математи́ческие пробле́мы — задачи, которые рассматривались математиками, но до сих пор не решены. Часто имеют форму гипотез, которые предположительно верны, но нуждаются в доказательстве.
В научном мире популярна практика составления известными учёными или организациями списков открытых проблем, актуальных на текущий момент. В частности, известными списками математических проблем являются:
Со временем опубликованные проблемы из такого списка могут быть решены и, таким образом, потерять статус открытых. Например, большая часть проблем Гильберта, представленных им в 1900 году, на данный момент так или иначе решены.
Вопросы алгоритмической разрешимости
называемая
«открытая проблема», которая требует
своего
анализа. Второй этап — конкретизация
проблемы,
в процессе которого проясняется иерархия
конкретных задач, решение которых
необходимо для ее преодоления или, по
крайней мере, понимания. Исследоватеkь
понимает проблему, если он понимает
парадигму проблемы, то есть ее
фундаментальные
теоретические допущения и идеализации;
принимает логическую аргументацию
формулировки
и обоснования проблемной ситуации;
видит цель, преследуемую при решении
проблемы; выбирает или оценивает
возможные гипотезы такого решения;
понимает основания неразрешимости
проблемы.
8.3.
Логические принципы построения гипотезы
Гипотезой
называется методологическая форма
научного познания и социокуkьтурного
интеллектуального взаимодействия,
представляющая собой вероятностное
предположение относитеkьно объяснения
или решения исследуемой проблемы.
Гипотеза в юридической практике
обычно называется версией.
В
процессе обсуждения проблемы гипотеза
должна
быть либо доказана, либо опровергнута,
либо просто
подтверждена фактами. Если гипотеза
доказана, она
теряет вероятностные, предположительные
характеристики.
Значит, проблема не является нестандартной
задачей. Опровергнутая гипотеза должна
быть, конечно,
отброшена. Подтвержденная фактами, но
недоказуемая
гипотеза может стать новым постулатом
теории, концепции, обогащая их содержание.
Построение
гипотезы представляет собой достаточно
объемный исследоватеkьский процесс, в
котором
наряду с методами некоторой конкретной
области
знания испоkьзуются и общеметодологические
средства
анализа. Нельзя принимать за решение
проблемы
любую, первую подвернувшуюся под руки
гипотезу
— это обычно приводит к ошибкам. Такие
ошибки
имеют особенно тяжелые последствия при
решении
гуманитарных, социальных, политических,
правовых
проблем. Судебные ошибки, основанные
на
одноверсионности рассмотрения, очеmь
больно бьют по судьбе человека.
Поверхностная гипотеза быстрого
разрешения национального конфликта
военными
средствами в Чечне привела к национальной
трагедии.
Основные
этапы построения гипотезы сводятся к
следующим.
Исходная
формулировка гипотезы. Гипотетическое
предположение выдвигается, как правило,
в форме
индуктивного обобщения изученных
фактов, поэтому имеет лишь вероятностный
статус. Индуктивное
обобщение — это логическая операция,
в результате
которой на основе характеристик, общих
для некоторых уже изученных фактов,
делается вывод
о принадлежности данных характеристик
всем фактам
области обсуждения в целом. Примером
индуктивного
обобщения является социологический
опрос.
Ясно, что результаты его не абсолютны,
а тоkько правдоподобны.
На
первом этапе формулировки гипотеза,
объясняющая проблему или указывающая
на путь ее решения, формулируется
в абстрактной, общей постановке. Это
Глава 8. Проблема, гипотеза, теория
может
быть связано с недостаточностью известных
фактов
об изучаемом предмете, необходимых для
индуктивного обобщения гипотетического
предположения;
с неразработанностью самой теории или
концепции,
их методов анализа; с неясностью
направленности научного или социального
поиска. Исходную формулировку обычно
называют рабочей гипотезой.
Конкретизация
гипотезы. Исходная
формулировка гипотезы — это, скорее,
эвристическая, догадка, проявление
творческой интуиции, нежели логически
последовательно
выведенный резуkьтат, объясняющий связи
изучаемой проблемной ситуации, а также
фактов,
событий и обстоятельств, характеризующих
предмет
обсуждения. Более глубокое исследование
информации
об изучаемой системе фактов может
обнаружить ее неупорядоченный,
многоплановый характер относитеkьно
гипотетического предположения в его
исходной
абстрактной формулировке.
Этап
конкретизации исходной гипотезы связан,
прежде
всего, с использованием дедуктивных
методов
и средств вывода следствий, вытекающих
из гипотетического
предположения. Дедуктивным выводом
называется логическая операция, в
резуkьтате которой из допущенных посылок,
предположения, гипотез по определенным
логическим правилам вывода
с необходимостью обосновывается
некоторое заключение
или следствие. Итак, резуkьтат индуктивного
вывода вероятностен, дедуктивного —
необходим.
Скажем, доказатеkьно установленное
алиби подозреваемого
с необходимостью, дедуктивно влечет
вывод
о его невиновности. Эффективность
дедуктивной
конкретизации гипотезы заключается в
том, что с
ее помощью можно получить систему
следствий из
____________
Логика_________
гипотетического
предположения, которые гораздо проще
подвергаются проверке.
Доказательство
гипотезы. Гипотеза
является доказанной,
если она оказывается дедуктивным
следствием
из исходных положений рассматриваемой
теории, концепции
и ранее доказанных в них утверждений.
Доказанная научная гипотеза приобретает
характер закона
теории и теряет свой вероятностный
статус.
Опровержение
гипотезы. Для
опровержения гипотезы
используется метод фальсификации ее
следствий.
Кратко метод фальсификации состоит в
следующем.
Проверяемая гипотеза присоединяется
к положеним
предметной теории и из резуkьтирующей
расширенной теории дедуктивно выводятся
ее следствия. Если следствия окажутся
вдруг противоречивыми
утверждениями, то теория считается
фальсифицированной,
а гипотеза — опровергнутой. Другой,
более простой способ опровержения
гипотезы
— это демонстрация несоответствия
конкретизирующих
следствий из проверяемой гипотезы
наблюдаемым фактам реальности. Этот
способ в основном
применяется в гуманитарных науках и
социальной
практике проблематических обсуждений,
диалогов,
споров.
Подтверждение
гипотезы. Если
гипотеза не доказуема, но и не
опровержима, то для того, чтобы ее
принять, ее следует подтвердить фактами.
Особенно в правовом познании, нельзя
гипотезу просто принимать на веру,
даже если она и никем не была опровергнута.
Для подтверждения гипотезы используется
метод верификации конкретизирующих ее
следствий.
Этот метод заключается в проверке
логической совместимости
следствий и системы фактов об изучаемом
предмете.