Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.
В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС. Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету поступления ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Основные средства в бюджетном учете — 2022-2023
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2022 – 2023 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно изучите материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом “Основные средства”, утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте здесь.
127. Счет предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, а также сумм произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.
Вложения в нефинансовые активы, осуществляемые учреждениями в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования, осуществления иных расходов, формирующих капитальные вложения) нефинансовых активов, учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета, согласно пункту 37 настоящей Инструкции (10, 20, 30, 40, 60) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:
1 “Вложения в основные средства”;
N “Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки”);
R “Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки”;
I “Вложения в программное обеспечение и базы данных”;
D “Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности”;
3 “Вложения в непроизведенные активы”;
4 “Вложения в материальные запасы”;
7 “Вложения в биологические активы”.
Вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 50 “Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны” и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
1 “Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны”;
2 “Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны”;
3 “Вложения в ценности государственных фондов России”;
4 “Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны”;
5 “Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны”;
6 “Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны”.
Произведенные согласно концессионному соглашению суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями, в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления, по аналитическому коду группы синтетического счета 90 “Вложения в имущество концедента” и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
1 “Вложения в недвижимое имущество концедента”;
2 “Вложения в движимое имущество концедента”;
I “Вложения в нематериальные активы концедента”;
5 “Вложения в непроизведенные активы концедента”.
(п. 127 в ред. Приказа Минфина России от 21.12.2022 N 192н)
(см. текст в предыдущей редакции)
128. Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке, либо в ином регистре бухгалтерского учета, предусмотренном согласно учетной политике для систематизации информации по соответствующей аналитической группе синтетического счета, в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов вложений в нефинансовые активы, их идентификационных номеров (кадастровых (при наличии), реестровых, учетных номеров или номеров (кодов) Федеральной адресной инвестиционной программы, ответственных лиц, с указанием при учете вложений в имущество концедента (на соответствующих счетах аналитического учета счета 010690000 “Вложения в имущество концедента”) дополнительных аналитических признаков: контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения).
(п. 128 в ред. Приказа Минфина России от 14.09.2020 N 198н)
129. Учет операций по принятию к учету нефинансовых активов (увеличению первоначальной (балансовой) стоимости нефинансовых активов) в сумме произведенных фактических вложений ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Учет операций по формированию фактических вложений ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни: в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо Журнале операций расчетов с подотчетными лицами; Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям, в Журнале по прочим операциям.
(в ред. Приказов Минфина России от 12.10.2012 N 134н, от 16.11.2016 N 209н, от 21.12.2022 N 192н)
Документальное оформление признания объектов НФА
Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н утверждена унифицированная форма электронного первичного документа бухгалтерского учета Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) и Методические указания по ее формированию и применению.
Согласно пункту 40.1 Методических указаний Решение комиссии (ф. 0510441), применяется для оформления решения о признании объектов нефинансовых активов и служит для принятия к бухгалтерскому учету объектов:
В связи с их:
Решение комиссии (ф. 0510441) формируется на каждый объект недвижимого имущества, на объекты движимого имущества Решение комиссии (ф. 0510441) может формироваться как на каждый объект нефинансовых активов, так и на группу объектов, за исключением объектов движимого имущества, по которым проводились работы по реконструкции, модернизации, дооборудованию.
По объектам недвижимого имущества, по которым сформированы капитальные вложения, Решение комиссии (ф. 0510441) формируется после оформления права оперативного управления.
В зависимости от типа решения Комиссии о признании объектов нефинансовых активов Решение комиссии (ф. 0510441) формируется не позднее рабочего дня, следующего за днем:
По каждому объекту в Решении комиссии (ф. 0510441) указывается срок полезного использования, определенный комиссией по поступлению и выбытию активов.
Таким образом, Решение комиссии (ф. 0510441) оформляется в случае, когда по объекту НФА производятся капитальные вложения, то есть фактическая стоимость объекта нефинансовых активов формируется на счете 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», и констатирует факт, что все необходимые капитальные вложения завершены, и объект готов к эксплуатации.
Также Решение комиссии (ф. 0510441) оформляется для принятия к учету внеоборотных, не потребляемых материальных запасов, в отношении которых устанавливается срок эксплуатации.
Формирование Решения комиссии (ф. 0510441) в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»
В заголовочной части Решения комиссии (ф. 0510441) в реквизите «Тип решения комиссии о признании объектов нефинансовых активов» указывается соответствующее наименование типа решения Комиссии о признании объектов нефинансовых активов:
В связи с этим формирование проводок по принятию к учету ОС, НМА и НПА при проведении документа Решение о признании объектов нефинансовых активов предусмотрено для типов решения Комиссии:
Для указанных операций документ Решение о признании объектов нефинансовых активов отражается в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в качестве первичного документа.
Основанием для формирования бухгалтерских записей по данным типам решения являются следующие формы первичных документов:
Рассмотрим пример по заполнению документа «Решение о признании объектов нефинансовых активов» (в случае их приобретения)
Оформляем документ «Поступление ОС, НМА, НПА» в обычном порядке:
Проверим, что в ОСВ по счету 106.хх отразилась эта операция;
Далее создаем документ «Решение о признании объектов нефинансовых активов»:
Заполняем общие реквизиты и реквизиты закладки «Стоимость вложений»:
Заполняем комиссию и табличную часть «Основные средства»:
После голосования всех членов комиссии и выбора соответствующей типовой операции при проведении документа формируются проводки по принятию к учету объектов основных средств, НМА или НПА:
После проведения документа доступна печатные формы: «Справка ф.0504833», «Решение о признании объектов НФА» и «Лист голосования»:
Документ Решение о признании объектов нефинансовыми активами с другими видами операций заполняется аналогично виду операции Признание объектов нефинансовых активов в связи с приобретением.
В случае принятия комиссией предложения (резолюции), утвержденного(-ой) руководителем учреждения (уполномоченным им лицом), о принятии объекта нефинансовых активов к бухгалтерскому учету и передаче в эксплуатацию или об удорожании объекта в результате реконструкции, модернизации, дооборудования объекта формируются документы о передаче (выдаче) объектов нефинансовых активов в эксплуатаци:
В описании бизнес-процесса формирования решения (ф. 0510441) можно увидеть, что этап 4 – ввод в эксплуатацию оформляется либо ведомостью (ф. 0504210), если объект имеет стоимость до 10 000 руб., либо накладной (ф. 0504102).
Таким образом, в решении (ф. 0510441) дата ввода в эксплуатацию ставится согласно Методическим рекомендациям к Приказу № 61н в случае формирования решения (ф. 0510441) с типом «Признание (удорожание) объектов нефинансовых активов при реконструкции (модернизации), дооборудовании», во всех остальных случаях дата ввода в эксплуатацию не отражается. В программе ввод в эксплуатацию при покупке основных средств оформляется отдельными документами.
Для ввода в эксплуатацию (в данном случае стоимость ОС более 10 000 рублей) создаем документ «Требование-накладная (Основные средства)»:
Заполняем общие реквизиты и выбираем вид операции «Ввод в эксплуатацию», подбираем ОС в табличную часть «Основные средства»:
Выбираем типовую операцию «Ввод в эксплуатацию» и проводим документ:
После проведения документа доступна печатная форма «Требование-накладная (0510451)»:
Аналогично создается документ «Ведомость на выдачу ОС на нужды учреждения» для ОС стоимостью до 10 000 рублей.
Применение Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101 или ф.0510448)
В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н при закреплении права оперативного управления основными средствами составляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Он служит основанием для принятия объекта к учету.
Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н в Приказ № 61н были внесены изменения. Перечень унифицированных форм электронных документов дополнен актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448).
Приказ № 100н применяется при ведении бухгалтерского учета учреждений с 1 января 2024 года либо ранее, если это предусмотрено учетной политикой учреждения (единой учетной политикой при централизации учета). Приказ № 100н применяется с 1 января 2023 года Федеральным казначейством при ведении бюджетного учета в рамках переданных полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений.
В действующем на текущий момент приказе Минфина России от 30.03.2015 № 52н для формы ф. 0510448 есть аналог – акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
Однако сфера применения акта о приеме-передаче (ф. 0510448) шире, чем акта (ф. 0504101). Электронная форма акта используется не только при изменении правообладателя государственного (муниципального) имущества, но и для оформления таких операций, как:
Согласно разъяснениям Минфина России, если Приказ № 61н содержит формы электронных первичных документов или регистров, аналогов которых нет в Приказе № 52н, при отсутствии технической возможности формировать и хранить документы в электронном виде учреждение должно их составлять на бумажном носителе при совершении соответствующих операций. Такое применение унифицированных форм электронных первичных документов и регистров закрепляется в учетной политике.
Если Приказ № 52н содержит форму, аналогичную по содержанию электронной форме, установленной Приказом № 61н, учреждение вправе предусмотреть в учетной политике составление на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам электронных документов.
В ближайших планах Минфина России разработка и включение в Приказ № 61н форм электронных первичных учетных документов по списанию объектов нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов), БСО, а также форм инвентарных карточек учета нефинансовых активов. Аналоги всех этих документов сейчас есть в Приказе № 52н. В рамках перехода на электронный документооборот унифицированные формы на бумажном носителе будут постепенно заменяться электронными формами. В конечном итоге Приказ № 52н утратит силу.
Формирование Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»
Рассмотрим пример с безвозмездным поступлением ОС на счет 101.хх
Создадим документ «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» и заполним общие сведения:
На закладке «Основные средства, НМА, НПА» добавим информацию о полученном объекте:
Укажем комиссию и типовую операцию:
После проведения документа доступны печатные формы как «Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов ф. 0510448», так и ф. 0504101:
И как “резюме”: ф. 0510448 Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов формируется документом “Принятие к учету ОС, НМА, НПА” для признания объектов нефинансовых активов в связи с безвозмездным поступлением (при получении объектов по сформированной стоимости согласно документам передающего учреждения, без использования счета 106 00) и признания объектов нефинансовых активов при возмещении ущерба в натуральной форме. Поэтому в данных случаях документ “Принятие к учету ОС, НМА, НПА” формирует проводки по принятию к учету и акт 0510448/0504101.
Согласно бизнес-процессу Решения о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441), доведенному письмом Минфина России от 01.12.2022 № 02-07-07/117981, проводки документом делаются только в 2-ух случаях: -Признание объектов нефинансовых активов в связи с приобретением; -Признание объектов нефинансовых активов в связи с созданием хозяйственным способом. В остальных случаях, описанных в приказе 61н Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441), служит для установки комиссией учреждения сроков полезного использования, а проводки делаются обычными документами, как и раньше.
На текущий момент есть проект приказа 61н, размещенный на сайте regulation.gov.ru, исходя из которого применение документа “Решение о признании объектов нефинансовых активов” сокращается, а именно формирование при безвозмездном поступлении из документа убирается. Согласно проекту, предполагается следующее применение формы: “Решение комиссии (ф. 0510441) формируется при признании объектов нефинансовых активов в связи с их приобретением, с созданием хозяйственным способом, при реконструкции (модернизации), дооборудовании”. Поэтому, ждем регистрации данного проекта, затем перечень типовых операций для документа «Решение о признании объектов нефинансовых активов» в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» будет приведен в соответствие приказу 61н.
Решение о прекращении признания активов. Документальное оформление прекращения признания активов
Согласно пункту 36 Методических указаний по формированию и применению Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440), «Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) (далее – Решение комиссии (ф. 0510440) применяется для оформления Комиссией субъекта учета решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (в том числе основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов), принимаемого по результатам инвентаризации нефинансовых активов
в отношении соответствующего ответственного лица и места хранения.
Решение комиссии (ф. 0510440) формируется на основании данных Инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) по объектам учета нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, непроизведенных активов), в отношении которых по результатам инвентаризации установлено несоответствие их фактического состояния критериям актива. Решение комиссии (ф. 0510440) формируется ответственным исполнителем из состава Комиссии, уполномоченным на его формирование.»
Если в ходе инвентаризации объект признан не отвечающим критериям актива, об этом есть запись в Инвентаризационной описи (ф. 0504087), – формируется Решение (ф. 0510440).
То есть, если физически объект есть, меняется счет его учета, применяется документ Решение о прекращении признания активом. Если объекта нет – в случае гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения, в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, производится только списание с баланса отсутствующего объекта, в этих случаях оформляется Акт о списании.
Формирование «Решения о прекращении признания активом» в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»
Сначала оформляется решение о проведении инвентаризации:
Заполняем общие реквизиты, табличную часть «Объекты инвентаризации»:
Указываем комиссию на соответствующей закладке:
Для каждого из участников комиссии проставляем признак и дату ознакомления в соответствующем поле «Ознакомление» и сохраняем результаты:
Затем следует создать документ «Инвентаризация ОС, НМА, НПА» и выбрать решение о проведении инвентаризации
Заполнить по данным бух.учета:
При обнаружении недостач или излишков следует заполнить одноименные закладки Недостачи/ Излишки и отразить результаты инвентаризации в учете.
На закладке Заключение комиссии следует вручную заполнить реквизит Заключение комиссии для отражения в печатной форме инвентаризационной описи. Далее на закладке Комиссия, в группе реквизитов Дата подписания описи следует указать даты подписания инвентаризационной описи ответственным лицом и комиссией.
Заполнение документа «Решение о прекращении признания активом»
Создаем документ: ОС, НМА, НПА/Выбытие/Решение о прекращении признания активом. Далее заполняем общме реквизиты и подбираем документ «Инвентаризация ОС, НМА, НПА»:
Указываем типовую операцию и счет с КПС:
После проведения документа будут сформированы проводки и доступна форма рещения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов ф.0510440:
Внимание! Бухгалтерские записи формируются только по строкам документа, по которым резолюция комиссии была одобрена в результате голосования.
Документальное оформление Акта о списании НФА
В соответствии с Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов (Приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н) в случае списания объектов НФА в результате гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных и иных бедствий, чрезвычайных ситуаций, опасного природного явления, катастрофы оформляются документы:
Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н в редакции приказа от 07.11.2022 № 157н утверждены новые унифицированные документы:
Для оформления списания НФА в указанных случаях применяются следующие документы БГУ2:
Рассмотрим пример по заполнению документа «Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта)» с типовой операцией Списание ОС, НМА, НПА вследствие стихийных бедствий (401.20.273)
В этом случае, как и в предыдущем, оформляется:
Создаем документ «Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта)» и заполняем общие реквизиты и комиссию:
После проведения документа будут сформированы проводки и доступны формы о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) ф.0504104(приказ 52н) / ф. 0510454(приказ 61н):
Создаем документ «Акт об утилизации ОС» и заполняем его общие реквизиты:
Затем подбираем по остаткам ОС для утилизации:
Выбираем типовую операцию и проводим документ. После чего будут сформированы проводки по списанию ОС со счета 02 и доступна форма акта утилизации ОС 0510435:
И как “резюме”: если объект признан не отвечающим критериям актива, то сначала оформляется Решение о прекращении признания активом (ф. 0510440), объект списывается с баланса и принимается на забалансовый счет 02, далее после выполнения всех мероприятий по утилизации формируется Акт об утилизации (ф. 0510435), на основании которого делаются бухгалтерские записи по списанию с забалансового счета 02.
Если утилизация не требуется, и Решения (ф. 0510440) не было, то бухгалтерские записи формируются на основании Акта о списании (например, при недостачах).
Если требуется согласование списания объекта НФА с Учредителем или органом по управлению имуществом, одновременно с Решением (ф. 0510440) формируется соответствующий Акт о списании. Акт о списании в этом случае не должен формировать проводки, поскольку объект уже списан.
Практика учета нефинансовых активов в казенном учреждении
Предположим, что наше учреждение покупает за счет лимита бюджетных обязательств материальные ценности — мягкий инвентарь.
Поступление соответствующих материальных ценностей на склад организации удостоверяется оправдательным документом — приходным ордером по форме 0504207 (утвержденной Приказом № 52н) и регистрируется проводкой:
Во втором случае до принятия инвентаря к учету в регистрах нужно дифференцировать расходы на покупку, собственно, инвентаря и расходы, сопутствующие его приобретению (при этом оба вида расходов формируют фактическую стоимость соответствующего нефинансового актива):
Разные варианты проводки применяются и при регистрации оплаты за инвентарь и сопутствующих расходов:
Для того чтобы оформить передачу мягкого инвентаря со склада в эксплуатацию, учреждение использует требование-накладную (по форме 0504204), а также фиксирует в регистрах бухгалтерского учета проводку: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340.
Списать мягкий инвентарь можно будет, используя акт по форме 0504143, а зарегистрировать данную операцию — используя корреспонденцию:
В числе иных возможных хозяйственных операций с мягким инвентарем — внутреннее перемещение соответствующих материальных ценностей от одного материально ответственного лица к другому. При учете данной операции используется требование-накладная (форма 0504204), при отражении в регистрах бухгалтерского учета — проводка: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340 в аналитике по подразделениям и материально ответственным лицам.
Капитальные вложения в нефинансовые активы
Подборка наиболее важных документов по запросу Капитальные вложения в нефинансовые активы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статья: Рекомендация Р-145/2022-КпР “Использование данных МСФО при переходе на ФСБУ”(Фонд “Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета “Бухгалтерский методологический центр” (Фонд “НРБУ “БМЦ”), Комитет по рекомендациям (КпР) 13.10.2022)(“Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра”, 2022)В частности, возникает вопрос уместности использования данных МСФО для целей перехода на новые ФСБУ в условиях применения организацией ранее отдельных отступлений от ретроспективного применения МСФО, предусмотренных МСФО (IFRS) 1 “Первое применение международных стандартов финансовой отчетности”. Так, руководствуясь положениями IFRS 1, многие организации при переходе на МСФО, как правило, принимали решение об оценке внеоборотных нефинансовых активов (основных средств и нематериальных активов, включая капвложения в них) по состоянию на дату перехода на МСФО по справедливой стоимости и об использовании справедливой стоимости этих активов в качестве их условной первоначальной стоимости на указанную дату. Переходными положениями ФСБУ 26/2020 “Капитальные вложения”, ФСБУ 6/2020 “Основные средства”, ФСБУ 14/2022 “Нематериальные активы” напрямую не предусмотрено использование условной первоначальной стоимости, так, как она определена в IFRS 1, в качестве первоначальной стоимости активов при первом применении ФСБУ.
Нормативные акты
Учет рассматриваемых вложений в частной фирме характеризуется:
1. Регистрацией хозяйственных операций с использованием проводок по плану счетов учета и инструкции, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Так, например, покупка НФА, представленных материально-производственными запасами, у сторонней организации-поставщика может отражаться проводками:
Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым ФСБУ “Запасы”. Некоторые учетные правила изменились существенно. Перейти на новый порядок вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
2. Возможностью использовать в качестве оправдательных, распорядительных документов, а также документов оформления любые бланки, удобные для организации (если иное прямо не предписано законодательством).
Например, оправдательным документом для регистрации проводки по поступлению МПЗ на склад может быть как унифицированная форма № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), так и любая другая, в том числе разработанная самой организацией.
3. Наличием возможности осуществлять свободную переоценку (увеличение или снижение балансовой стоимости) основных фондов, материальных запасов.
О переоценке МПЗ по правилам ФСБУ 5/2019 читайте здесь.
Важно! С 2022 года утратит силу ПБУ 6/01, его заменят два новых ФСБУ: 6/2020 по основным средствам и 26/2020 по капитальным вложениям. Начать применять новые ФСБУ, можно досрочно. Подготовиться к изменениям в учете вам помогут разъяснения экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Обзор.
Амортизация ОС
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».
Срок полезного использования определяется исходя из:
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).
Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».
Что представляют собой вложения в нефинансовые активы
Вложения в нефинансовые активы, или НФА — это закупки (или осуществление расходов, связанных с выпуском, разработкой):
Вложения в НФА — важнейшая часть хозяйственной деятельности организации. Соответственно, самое большое внимание руководству и ответственным сотрудникам хозяйствующего субъекта следует уделять организации учета соответствующих активов.
Указанная классификация нефинансовых активов в целом понимается одинаково и в коммерческом, и в бюджетном учете. Однако организация учета НФА в частных фирмах и учреждениях бюджетной системы на практике характеризуется рядом особенностей, обусловленных правовым статусом соответствующих организаций.
Изучим данные особенности подробнее.
Внутриведомственная передача капитальных вложений
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутриведомственная передача капитальных вложений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статья: Применение кодов КОСГУ, включенных в группу 300 “Поступление нефинансовых активов”(Алексеева М.)(“Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2021, N 3)Обратите внимание! Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, иные работы (услуги), относящиеся к затратам на приобретение, создание основных средств, в случае если данные работы (услуги) не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, отражаются по подстатье 228 “Услуги, работы для целей капитальных вложений” КОСГУ. При этом расходы на приобретение оборудования, требующего монтажа, без его установки относятся на подстатью 347 “Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений” КОСГУ.
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н(ред. от 29.03.2023)”Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению”(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2011 N 19593)Учет операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в объекты имущества казны, в объекты учета прав пользования нематериальными активами, в объекты биологических активов при их безвозмездном получении произведенных сумм капитальных вложений, в том числе в целях формирования сумм фактически произведенных капитальных вложений в объекты нефинансовых активов (формирования стоимости объектов нефинансовых активов) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 “Вложения в нефинансовые активы” и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 “Внутриведомственные расчеты” (030404310, 030404320, 030404330, 030404340, 030404350, 030404360), соответствующих счетов аналитического учета счета 040110190 “Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления”. Положения настоящего абзаца применяются, в том числе при отражении операций по передаче фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме произведенных затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.
Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы
В свою очередь в учреждениях и организациях бюджетной системы операции по учету вложений в нефинансовые активы характеризуются:
1. Регистрацией хозяйственных операций с применением бюджетных счетов бухучета:
2. Во многих случаях обязательным использованием унифицированных форм бухгалтерских документов.
Большинство из соответствующих форм введено в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Так, оправдательным документом для хозяйственной операции по поступлению актива будет Акт о приеме-передаче НФА (форма 0504101), утвержденный приказом Минфина № 52н. Сведения о приобретенных основных фондах будут отражаться в инвентарной карточке (форма 0504031), а о хозяйственной операции — в журнале операций (форма 0504071).
Если для тех или иных правоотношений не утверждена унифицированная форма, то организация вправе применить неунифицированную — если она будет соответствовать критериям, зафиксированным в п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом № 157н.
3. Осуществлением переоценки всех типов НФА в соответствии с федеральными нормативными актами.
Переоценка соответствующих активов осуществляется учреждением в целях определения их стоимости по состоянию на начало текущего года (п. 28 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России № 157н). Но на практике данная процедура может быть осуществлена только в соответствии с отдельными распорядительными документами федеральных органов власти.
Фактически последняя переоценка, регламентированная компетентными органами, была проведена учреждениями в 2007 году — в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 25, Минфина РФ № 6н, Минимущества РФ № 14, Госкомстата РФ № 7 от 25.01.2003.
Кроме того, переоценка драгоценных металлов и камней осуществляется учреждениями в особом порядке, который регулируется положениями письма Минфина РФ от 29.09.1995 № 107.
Учет выбытия ОС
Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.
Образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении смотрите в КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету выбытия ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Итоги
Организация учета вложений в нефинансовые активы в частных фирмах и организациях бюджетной системы имеет особенности. Они выражаются прежде всего в необходимости применения отдельных перечней счетов бухучета, в разных подходах законодателя к регламентации использования унифицированных форм и проведения переоценки нефинансовых активов.
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.