Наталья Ивановна Тютюнник
Эксперт по предмету «Экономика»
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации – это нормативно закрепленная система бюджетных правоотношений, опосредующих процессы разграничения и распределения налоговых и неналоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями бюджетной системы для эффективного обеспечения публичного управления и социально-экономического развития.
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»
преподавательский стаж — 4 года
Доход государства – это совокупность денежных средств и иного имущества, полученных от различной деятельности, ориентированная на реализацию расходных полномочий для выполнения государством своих основных функций.
Расходы государства – это бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию государством различных направлений деятельности, ориентированных на решение социальных, экономических, политических и иных задач.
Если провести анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета, то можно прийти к выводу о том, что они формируются на основании экономических отношений субъектов национального хозяйства и их взаимодействия с государством в направлении распределения денежных средств.
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». А О «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
📊 Налоги: как они распределяются по бюджетам?
Налоговые доходы – наиболее важный источник поступлений в консолидированный бюджет РФ. В 2022 году налоговые доходы составили 45,6 трлн руб. – это 86% доходов консолидированного бюджета в целом, которые в 2022 году закрепились на уровне 53,1 трлн руб. Но как мы знаем, консолидированный бюджет – это совокупность бюджетов всех уровней. А как налоги распределяются по уровням бюджетной системы?
Классификация налогов
📍Федеральные налоги: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, госпошлины, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
📍Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
📍Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Казалось бы, все просто – федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, и далее – по той же логике. Но все не так просто. Классификация отражает, на каком уровне налоги регулируются, а не в какой бюджет поступают. Федеральные налоги устанавливаются на уровне страны, а региональные – еще и законами субъектов РФ, поэтому в разных регионах могут быть разные налоговые ставки.
Как налоги распределяются по бюджетам?
▪️НДФЛ: 85% – в региональные бюджеты, 15% – в местные бюджеты. Несмотря на то, что это – федеральный налог. Правда, НДФЛ по повышенной ставке 15% идет в федеральный бюджет как целевой налог – на дополнительное финансирование для лечения детей с редкими и опасными заболеваниями.
▪️НДС и акцизы: 100% – в федеральный бюджет.
▪️НДПИ: 100% – в федеральный бюджет.
▪️Налог на прибыль организаций: напомним, ставка составляет 20%. Она делится на 3% – поступают в федеральный бюджет, 17% – в региональные бюджеты.
Налог на профессиональный доход (самозанятые): 63% – в региональные бюджеты. А вот оставшиеся 37% идут не в бюджеты, а в ФОМС.
▪️Госпошлины: 100% – в региональные бюджеты.
▪️Транспортный налог: 100% – в региональные бюджеты.
▪️Земельный налог: 100% – в местные бюджеты.
▪️Налог на имущество физических лиц: 100% – в местные бюджеты.
Получается, федеральный бюджет «кормят» НДС, акцизы и НДПИ. Большая часть оставшихся налогов наполняет региональные и местные бюджеты. Кстати, здесь как нельзя кстати миф о том, что вся Россия кормит Москву. Москва – город федерального значения, т.е. у Москвы бюджет регионального уровня (несмотря на то, что это город). Фактически Москва обычно отдает в федеральный бюджет больше, чем оттуда получает.
Спасибо. Очень познавательная статья. И про миф про Москву занимательно и полезно. 👍
Сами же пишите, налог на прибыль организаций идет в основном в регион и чутка в федерацию. Есть куча организаций, которые юридически в Москве, а бизнес ведут в регионах. Но налог на прибыль оседает в Москве!
Пульсяне с самыми смешными и оригинальными мемами
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
4. Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2022 – 2024 годах, распределяются в следующем порядке:
77,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, – по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Федеральному закону;
22,3 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, – по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 3 к настоящему Федеральному закону.
5. Доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, направляются территориальными органами Федерального казначейства в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для их последующего распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетом города Байконура в следующем порядке:
1) в 2022 году:
59,5 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части:
до дня (включительно) достижения доходами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, величины, указанной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону:
10 процентов – по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 5 к настоящему Федеральному закону;
90 процентов – пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
со дня, следующего за днем превышения доходами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, величины, указанной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону, – пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
35,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, – по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 5 к настоящему Федеральному закону;
4,8 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, – по нормативам, установленным в таблице 3 приложения 5 к настоящему Федеральному закону;
2) в 2023 и 2024 годах:
59,5 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, – пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
4,8 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, – по нормативам, установленным в таблице 3 приложения 5 к настоящему Федеральному закону.
6. Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
7. Доходы от уплаты акцизов на спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья на территории Российской Федерации, акцизов на спиртосодержащую продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 50 процентов объема указанных доходов, направляются территориальными органами Федерального казначейства в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для их последующего распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
8. Доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, в соответствии со статьей 242.13 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределенные в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
9. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2022 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2021 году.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
4. Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2023 – 2025 годах, распределяются в следующем порядке:
5. Доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетом города Байконура в 2023 – 2025 годах в следующем порядке:
35,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, – по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 4 к настоящему Федеральному закону;
4,8 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, – по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 4 к настоящему Федеральному закону.
6. Доходы от налога на прибыль организаций, уплаченные налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, установленным приложением 5 к настоящему Федеральному закону.
7. Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
8. Доходы от уплаты акцизов на спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья на территории Российской Федерации, акцизов на спиртосодержащую продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 50 процентов объема указанных доходов, распределяются уполномоченным органом Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
9. Доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, в соответствии со статьей 242.13 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределенные в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
10. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2023 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2022 году.
11. Доходы от сумм пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, распределяются Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам согласно приложению 7 к настоящему Федеральному закону.
12. Доходы от платы за предоставление исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах, за исключением случая, если предоставление указанных документов осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежат зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 100 процентов.
13. Доходы от платы за предоставление исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах, в случае, если предоставление указанных документов осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежат зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 50 процентов и в доходы бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 50 процентов.
Структура расходов бюджетов
Расходы бюджета включают в себя разные направления финансирования. В бюджетах разных уровней предусматривается определенная структура расходов, ориентированная на финансирование систем образования, здравоохранения, социальных нужд, культурное развитие и иные направления социально-экономического развития государства и его отдельных регионов.
Расходы бюджетов могут быть разделены по:
Деление расходов по разделам и подразделам бюджетной классификации включает в себя следующие группы расходов:
По каждому направлению расходования средств формируются государственные программы. Они могут быть реализованы на уровне всей страны или ее отдельных субъектов. Также, по одному направлению расходования средств может быть разработано несколько программ. Например, в федеральном бюджета предусмотрена реализация программы инновационного экономического развития и сбалансированного регионального развития.
Рисунок 1. Расходы на национальные проекты в 2021 году. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кроме того, расходы распределяются по ведомствам, т. е. каждое ведомство отвечает за осуществление конкретных государственных программ и получает в свое распоряжение средства на реализацию расходов по данным программам и отчитывается по исполнению расходов конкретного направления.
Финансовые средства, поступающие в государственный бюджет, прежде всего, ориентированы на подержание социальной сферы, обеспечение государственной безопасности и стабилизацию экономических процессов. Вторы по значимости направлением финансирования является система здравоохранения и образования, жилищно-коммунальное хозяйство, а также финансирование бюджетного дефицита регионов. Далее, расходование средств предполагает финансирование культурных мероприятий и выделение средств на обеспечение деятельности средств массовой информации.
Распределение межбюджетных трансфертов определяется бюджетной политикой государства и ее приоритетными направлениями. В региональные статьи расходов бюджета главным образом включаются ассигнования на поддержание работы жилищно-коммунального комплекса, то есть содержание жилья, благоустройство городов и других населенных пунктов, транспортных магистралей, дорог, водоканалов. Также, средства распределяются на поддержание ряда экономических отраслей – сельское хозяйство, пищевая, легкая промышленность, а также на развитие и повышение качества экономической инфраструктуры региона.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Механизм разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Современная практика формирования бюджетов отечественной бюджетной системы демонстрирует, что значительную часть от налоговых поступлений в качестве доходов в бюджет составляют такие налоговые поступления, как:
Следуя положениям действующего бюджетного законодательства, первая категория названных поступлений в полном объеме переходит в доходы федерального бюджета, поступления второй категории переходят в размере двенадцати, пятидесяти или ста процентов (в зависимости от вида акцизного налогового поступления) в доходы федерального бюджета, поступления третьей категории переходят в доходы федерального бюджета в размере трех процентов, четвертой – в зависимости от конкретного вида налогового поступления.
Более половины налоговых поступлений в бюджет Федерации составляют поступления от налога на добавленную стоимость. Это почти половина доходной части бюджета Федерации. Поступления от добычи нефти и газа также выступает важнейшим источником формирования доходной части федерального бюджета, однако их доля в общем объеме доходов нестабильна и тесно связана с обстановкой на мировом рынке.
Денежные поступления, отчисляемые с доходов физических лиц, выступают основным ресурсом формирования бюджетов субъектов Федерации.
Формирование доходной части бюджетов муниципальных образований происходит неоднородно – в зависимости от сложности организации самого муниципального образования. Так, нормативы зачисления налоговых поступления, исчисляемых от дохода физического лица, неодинаковы для разных типов организации муниципалитетов.
Специальное налоговое законодательство обозначает лишь ориентиры установления и взимания налогов органами публичного управления субъекта Федерации и органами публичного управления муниципалитета. Отсутствие исчерпывающего федерального правового регулирования полномочий по установлению и взиманию налоговых платежей справедливо критикуется в науке.
Неналоговые денежные поступления, отнесенные к категории доходов бюджета Федерации, в большей части зачисляются в бюджет Федерации. Так, в частности, в бюджет Федерации в полном объеме поступают денежные средства, вносимые в качестве платы за пользование природными ресурсами, уплаты штрафов и др.
Сегодня в качестве основной проблемы организации бюджетной системы страны механизм разграничения и распределения доходов между бюджетами должен решить задачу обеспечения органов публичного управления местного уровня средствами для осуществления полномочий по вопросам, имеющим значение для местного сообщества. Так, например, одна из мер, направленных на решение указанной проблемы, которая применяется сегодня, – это замена дотационной поддержки повышением норматива зачисления в местный бюджет поступлений от доходов физических лиц.
Доходы бюджетов разных уровней
Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
В качестве доходов государственного бюджета Бюджетный кодекс выделяет налоговые доходы, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления в бюджет.
Поскольку налоговые доходы составляют большую часть доходов государственного бюджета, остановимся подробнее на рассмотрении этого вопроса.
Система взимаемых в РФ налогов также имеет трехуровневую структуру. В бюджет каждого уровня отчисляются закрепленные за ним налоги.
Федеральные налоги обязательны к выплате на всей территории России и имеют одинаковые правила расчета и выплаты.
Региональные налоги могут варьироваться по условиям и налоговым ставкам в зависимости от региона России в допустимых Налоговым Кодексом пределах. Все условия и ставки закрепляются региональными законодательными ставками.
«Доходы и расходы бюджетов разных уровней» 👇
Местные налоги утверждаются и собираются местными органами власти. Местные органы власти вправе вносить в налоги изменения и дополнения в рамках Налогового кодекса РФ.
Система налогов РФ представлена в обобщенном виде на рисунке 2:
Структура доходов бюджетов различных уровней
Состав бюджетных поступлений состоит из следующих групп доходов:
Следует отметить, что в состав доходов бюджета входят капитальные доходы, связанные с выполнением различных операций с капиталом, а также доходы от использования земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, прибыль от деятельности государственных компаний.
«Структура доходов и расходов России» 👇
Налоговые доходы бюджетов делятся на три большие группы, соответствующие уровню бюджетной системы – федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Исходя из данного разделения налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и акцизы являются федеральными налогами, т. е. они в полном объеме поступают в федеральный бюджет. Налог на имущество организаций, на землю, транспортный налог и лицензионные сборы относятся к региональным доходам и поступают в бюджеты субъектов РФ по месту регистрации налоговых агентов. К налоговым доходам муниципального уровня относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и содержание жилищного фонда.
Кроме того, налоговые поступления могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги поступают в бюджеты непосредственно от субъекта налогообложения, а косвенные – через посредников. Например, плательщиками НДС являются покупатели продукции разного рода, а в бюджет этот налог уплачивается продавцами.
Расходы бюджетов разных уровней
Расходами бюджета являются выплачиваемые из него денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
За счет средств бюджета первого уровня финансируются все расходы, связанные с централизованным управлением функциями государства. Средства бюджетов второго уровня необходимы для обеспечения задач и функций субъектов РФ. Как правило, бюджеты субъектов РФ используются для развития отраслей производственной сферы, сферы ЖКХ, транспорта, связи и т.д. Средства местных бюджетов используются для финансирования деятельности муниципальных образований (предоставление общественных услуг, решение вопросов в сфере ЖКХ и т.д.).
Основными направлениями расходования средств государственного бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ являются:
Единый перечень статей и подстатей доходов и расходов государственного бюджета утверждается Министерством финансов РФ.
С образованием доходов государственного бюджета и расходованием бюджетных средств тесно связана такая функция государственного бюджета как перераспределительная.
Иерархичность бюджета России
Бюджет России имеет иерархичную структуру, что обусловлено федеративным устройством государства, а также принципами самостоятельности местного самоуправления. Бюджетная система России является трехуровневой (рис. 1):
По причине иерархичности бюджета России, совокупные доходы и расходы государственного бюджета подлежат распределению по вышеназванным уровням. Доходы и расходы каждого отдельного уровня также перераспределяются по различным направлениям использования.
Понятие доходов бюджета
Доходы бюджетов бюджетной системы, являясь отражением социально-экономической обстановки и уровня благосостояния населения страны, одновременно определяют эффективность публичного управления, перспективы социального и экономического развития и пр. При этом бюджетное законодательство определение категории доходов бюджета не содержит, ограничиваясь лишь перечислением видов доходов бюджета соответствующего уровня и указанием на полномочия органов публичного управления по формированию доходной части бюджета соответствующего уровня.
Доходы бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней составляют базу функционирования финансовой и экономической систем страны, обеспечивая решение тех политических, социальных, экологических, экономических и иных проблем, для решения которых учреждается система публичного управления.
Бюджет – это организация и упорядочение тех финансовых потоков, которые циркулируют в сфере управления, экономической и социальной сферах для решения задач публичного управления.
Бюджетными доходами именуются те денежные ресурсы, которые поступают в бюджет (исключая те денежные ресурсы, которые привлекаются в бюджет для финансирования его дефицита). Доходные статьи бюджета демонстрируют источники привлечения денежных ресурсов – те социальные слои и те виды деятельности, которые определяют объем доходов и, соответственно, уровень благосостояния населения.
Основный ресурс доходной части бюджета всякого государства – это доход его населения. Так, бюджет любого уровня отечественной системы формируют в доходной части поступления от двух видов субъектов:
«Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» 👇
Сегодня большую часть денежных ресурсов, привлекаемых в бюджеты бюджетной системы государства, составляют поступления от субъектов хозяйственной деятельности.
При этом необходимо отличать бюджетные доходы от государственных: приведенные категории соотносятся как часть и целое. Категория государственных доходов объединяет, помимо бюджетных, также доходы от функционирования государственных учреждений и предприятий.
gasu.gov.ru – ГАСУ Управление