МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Анализ входов/выходов

Анализ потребности во входах/анализ потребности в выходах

Анализ неиспользуемых выходов

Последовательно рассматривается каждая функция процесса, определяется состав необходимой для ее выполнения информации. Проверяется, содержится ли необходимая информация в документации. Аналогично – по материальным входам, персоналу, инфраструктуре. Выяснить, почему отсутствуют входные потоки.

Поиск тех выходов процесса, которые в дальнейшем либо не используются, либо используются формально

Анализ функций процесса

Цель – выявить:

Отсутствие необходимых функций

Наличие излишних функций

Проводят на основе знаний эксперта о том, как должен быть организован процесс

Обязательно должны присутствовать: функции контроля, выполняемые в нештатных ситуациях, по обработке несоответствующей продукции

Ставиться вопрос: «Что будет, если исключить данную функцию из процесса?»

По анализу выходов процесса: информация, потребитель, принимаемые решения

Анализ по отношению к типовым требованиям

Требования к владельцу процесса


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Оценка процессов


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Владелец приступил к работе. Перед началом проекта реорганизации процесса было зафиксировано среднее время выполнение процесса. Далее владелец процесса установил контрольные точки: на входе и выходе процесса, а так же после выполнения достаточно крупных сегментов деятельности внутри процесса


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

На основе информации, получаемой при помощи контрольных точек, владелец процесс смог померить среднюю длительность выполнения процесса более точно и построить график изменения этой длительности. Стало понятно, что средняя длительность выполнения процесса случайным образом варьируется между максимальным и минимальным значением.

Владелец процесс сформировал инициативную рабочую группу, которая за короткий срок (4 недели) провела анализ процесса и разработала мероприятия по сокращению среднего времени его выполнения. Владелец процесса провел анализ предложенных мероприятий и счел их целесообразными. Генеральный директор рассмотрел указанные мероприятия и дал указание к их выполнению.

Через некоторое время владелец процесса с радостью заметил, что показатель среднего времени выполнения процесса стал сокращаться. Он отрапортовал Генеральному директору об успешной реорганизации процесса и получил обещанные премии себе и своим сотрудникам.


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Через некоторое время (когда была получена квартальная отчетность) как владелец процесса, так и Генеральный директор с удивлением обнаружили, что два других важнейших показателя (затраты и % дефектов) по рассматриваемому процессу существенно возросли

Проблема заключалась в том, что владелец процесса пытался оптимизировать, а Генеральный директор – мотивировать улучшение деятельности по одному показателю (время выполнения). Для процесса не была создана комплексная система показателей оценки. Односторонний подход привел к тому, что при улучшении одного показателя, два других существенно ухудшились.

Для анализа и оценки процесса важно:

создавать комплексную, непротиворечивую систему показателей оценки процесса;

измерять как результативность, так и эффективность процесса;

определить критерии нормального хода процесса;

выполнять мониторинг изменения состояния процесса на основе

системы показателей; 5) исключить мотивацию руководства и персонала на основе одного

выделенного показателя в ущерб остальным.


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Кроме показателей процесса, должны измеряться показатели продукта процесса и показатели удовлетворенности клиентов процесса.

Для разработки системы показателей удобно пользоваться следующей таблицей

Соседние файлы в папке Управление процессами1

По
определению процесс предназначен для
преобразования входов в выхо­ды.
Первоначально необходимо определить
назначение процесса, т.е. главную цель
(функцию), которую он выполняет. В
принципе процесс можно рассмат­ривать
как маленькую организацию. Описывать
систему менеджмента для ра­бот,
полностью выполняемых одним человеком,
нецелесообразно. Процесс — эта та
первичная ячейка «совокупности видов
деятельности», с которой начина­ется
понятие менеджмент. Поэтому для процесса
действуют те же законы и пра­вила,
что и для организации. Понятие «Миссия
организации» для процесса адек­ватно
понятию «Назначение процесса». Назначение
процесса определяется тем результатом,
который мы планируем получить на выходе,
поэтому рассмотрение процесса следует
начинать с определения его выходов.

Выходы процесса

После
того как владелец процесса вместе с
руководителем определят на­значение
процесса, необходимо установить, что
является выходами процесса, а также
определить их потребителей. Как правило,
у процесса бывает несколь­ко выходов.
У каждого из этих выходов должен быть
один или несколько потребителей.

Выход
процесса не может существовать сам по
себе, кто-то должен потреб­лять продукт
процесса, а иначе он будет работать
вхолостую, затрачивая ресур­сы и не
давая отдачи в виде прибыли. Выходы
процесса могут быть материаль­ные —
в виде продукта и нематериальные — в
виде информации, решения или услуги. В
любом случае каждый из выходов должен
представлять для потребите­ля
определенную ценность, т.е. иметь цену,
которую потребитель готов за него
заплатить. Первый заинтересованный в
результатах процесса — потребитель.
Он определяет спецификацию (требования)
на выход (продукт), который хочет
получить, ценность продукта и,
соответственно, его цену.

Потребитель
данного выхода (продукта) обладает
приоритетом на установ­ление
спецификации на выход, в том числе
внутренний.

Что
можно назвать выходами процесса?

Для
промышленного предприятия выход
процесса — это материальная про­дукция:
тракторы и компьютеры, здание, мост,
железная дорога, ракета или другая
продукция. Требования к ней содержатся
в государственных стандартах, технических
условиях, чертежах, контрактах или
технических заданиях. Внеш­ние
потребители получают готовый продукт,
а внутренние — промежуточные изделия
(узлы, детали), тару, упаковку и т. д.

Для
непромышленного предприятия на первый
взгляд все выглядит несколько сложнее.
Что производит адвокатская контора?
Услугу по оказанию юридиче­ской
помощи клиенту. Например, проверка
документов квалифицированными юристами,
оказание консультаций в трудной ситуации
или защита интересов клиента при
судебном разбирательстве. В любом
случае клиент может достаточ­но точно
сказать, что он хочет получить или что
ожидает от услуги. Это и будет спецификация
на выход (продукт) процесса оказания
юридической помощи.

IT-компания
производит услуги на рынке информации
и коммуникаций. Стоимость услуг по
связи или программного обеспечения,
спецификацию на них также можно
установить.

Транспортные
и дилерские компании оказывают услуги
по перемещению товаров по логистической
цепочке, доставке их от продавца до
покупателя или в торговую сеть. Сроки,
потери при транспортировании, цены на
услуги тоже возможно оценить.

Внутри
организации каждый процесс имеет свой
выход (назначение) и по­требителей.
Например, «Процесс подготовка кадров»
поставляет всем подраз­делениям
организации квалифицированный и
аттестованный персонал. Дея­тельность
«Процесса обслуживания оборудования»
не касается основной про­дукции, но
предоставляет для производства услугу
под названием «Поддержа­ние оборудования
в работоспособном состоянии».

Для
того чтобы легче было определить, что
является выходом процесса, можно
представить себе следующую ситуацию.
Например, вы — владелец процесса и
закрыли себя и всех ваших сотрудников,
занятых в процессе, в комнате с двумя
дверями. Все, что входит в процесс,
передается через дверь слева, все, что
выходит — через дверь справа (рис. 4.9).
Все, что выходит из комнаты «Про­цесс»
к потребителю, называется выход. Это
может быть продукт процесса или
информация о процессе.

Примечание.
Выходом процесса является также
промежуточный продукт, ко­торый не
предназначен для клиента или смежника.
Например, в соседнее под­разделение
направляется на согласование разработанный
документ. В этом слу­чае называть его
выходом и создавать для него спецификацию
не всегда целесо­образно. Но если
согласующее подразделение предъявляет
требования к срокам и форме документа,
то он должен быть зафиксирован как
выход. Аналогичная ситуация может
складываться на промышленном производстве
с обработкой (переработкой) продукции
на отдельных этапах у субподрядчика.
Если отправ­ляемый полуфабрикат и
получаемый продукт сопровождаются
спецификацией, то полуфабрикат должен
рассматриваться как выход процесса, а
спецификацию на него необходимо
согласовать с субподрядчиком.

Зона
ответственности владельца процесса

Рис.
4.9. Входы, выходы и ресурсы процесса.

Первая
группа выходов носит название «Продукт
процесса». Эта группа имеет спецификации
в виде документов, технических условий,
чертежей, требований контракта к
оказываемой услуге и т.д. Ответственность
за процедуру проверки соответствия
продукта установленным требованиям
должен нести владелец про­цесса
(заметим, что это не отменяет контроль
продукции ОТК). Таким образом, в
документацию, регламентирующую выполнение
процесса и его отдельных работ и функций
(см. § 4.4), должны быть внесены контрольные
операции по провер­ке соответствия
продукта установленной спецификации.
Назначение контроля состоит не только
в том, чтобы не пропустить к потребителю
продукт или услу­гу, не соответствующую
установленной спецификации, но и чтобы
получить информацию о качестве продукта
для ведения его мониторинга. На рис.
4.10 проиллюстрирована процедура проверки
соответствия продукта требованиям
спецификации и приведена декомпозиция
процедуры контроля соответствия
продукта, изображенная на рис. 4.2 в виде
ромба на выходе процесса.


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Для
того чтобы провести контроль соответствия
продукта требованиям спе­цификации,
необходимо установить:

Очень
часто, особенно для небольшого процесса,
эти требования объединя­ют в
документированной процедуре контроля.
Например, для большого «Про­цесса
контроля качества продукции» в ОТК
завода эта процедура может быть оформлена
как самостоятельный процесс с применением
схемы «5М» (см. рис. 4.1). То есть для
проведения контрольных операций
необходимы:

В
спецификации на параметры продукта
должны быть указаны не только номинальные
величины параметров, но и допуски на
них и критерии соответ­ствия продукта
требованиям спецификации.

Информация,
которая появляется в результате контроля
соответствия про­дукта, должна быть
записана и сохранена. Для этого необходимо
установить срок, место и назначить
ответственного за хранение. Критерии
для определе­ния, что записывать и
сколько времени хранить данную
информацию, опреде­ляют исходя из
целей, назначения и ценности данной
информации. Основных целей может быть
несколько:

Таким
образом, одной из контрольных точек
процесса (см. рис. 4.2), позво­ляющей
получить информацию о результате,
обычно является операция конт­роля
соответствия готового продукта
спецификации.

Вторая
группа выходов носит информационный
характер и представляет со­бой отчеты
о ходе процесса и его эффективности.
Спецификации на эту группу выходов
составляют в виде форм сбора информации,
заполняемых при прове­дении процесса.
Порядок заполнения форм приводится в
документах, регла­ментирующих
выполнение работ, входящих в процесс.

Данную
группу выходов можно разделить на три
основных информацион­ных потока:

Подходы
к выбору показателей процесса были
изложены в § 3.7.6. Более подробно об
информации, возникающей в ходе
деятельности процесса, будет рассказано
в §§ 4.4.4 и 4.4.5.

В
завершение следует отметить, что для
создания непрерывной сети процес­сов
в организации к числу общих принципов
управления следует отнести также
принцип «Зоны ответственности владельца
процесса».

Каждый
владелец процесса несет ответственность
не только за ход и результат процесса,
но и за доставку продукта (выхода) к
потребителю (см.
рис. 4.9).

Как
почти из любого правила, здесь тоже
могут быть исключения. Напри­мер,
договор на поставку материалов методом
«самовывоза». Чем реже встре­чаются
исключения из этих правил, тем тщательнее
нужно их оговаривать. Иначе мы можем
попасть в стандартную ситуацию диалога
на планерке совет­ской эпохи.

Спор
о том, кто должен обратиться первым —
потребитель или поставщик, при нормальном
менеджменте возникать не должен.
Необходимо раз и навсегда жестко
установить: ответственность за передачу
продукта несет тот, кто его из­готовил.
Это правило достаточно активно действует
в отношениях между орга­низациями.
Поставщик должен заботиться о клиенте
и доставлять ему свой про­дукт. Почему
же оно не действует внутри организации?

Соседние файлы в папке литература

Модель
соответствия нормам и стандартам.
Наиболее
простая модель мониторинга нацелена
на сбор данных о процессе и ре­зультатах
образовательной деятельности, включая
их анализ пу­тем сопоставления с
установленными нормами и стандартами.
До­стоинство модели соответствия
нормам и стандартам — в просто­те и
оперативности реализации. Недостатки
модели — ограничен­ные возможности
интерпретации результатов мониторинга,
свя­занные с отсутствием достаточного
числа характеристик образо­вательной
деятельности школ, процессов ее протекания
и вход­ных данных об учащихся. В силу
отсутствия важной информации модель
соответствия нормам и стандартам не
позволяет коррект­но сопоставить
результаты обучения и сделать обоснованные
вы­воды для управления качеством
образования.

Модель
«вход—выход». Классическая
модель «вход —выход», используемая в
большинстве стран в системах информационного
и сравнительного мониторинга, основана
на предположении о том, что входные
данные учащихся существенно влияют на
ре­зультаты их обучения в школе. К
входным данным относят совокупность
показателей, характеризующую начальные
способности учащегося, социально-экономический
статус семей учащихся, ресурсы школы
(профессиональный уровень преподавателей
школ, размеры финансирования на одного
учащегося и т.д.). Выходные данные включают
экзаменационные оценки учебных достижений
учащихся и выпускников школ и полный
перечень освоенных ими знаний и умений.

Учет
входных данных позволяет выделить
однородные группы школ, начинающих
работу в одинаковых условиях, что
гаранти­рует корректность внутригрупповых
сравнений по конечным ре­зультатам
образовательной деятельности. Сравнение
школ с раз­личными входными данными
проводится с помощью уравнений
множественной регрессии. Таким образом,
модель «вход —выход» расширяет
возможности мониторинга и позволяет
проводить внутригрупповые и межгрупповые
сравнения образовательных учреж­дений.

Модель
«вход—процесс — выход». В настоящее
время большое распространение получила
так называемая модель с пятью факто­рами
(модель «вход — процесс — выход»). Она
включает в себя ком­бинацию характеристик
не только результатов, но и процесса
обу­чения. К факторам этой модели
относятся:

1) сильное
административное руководство;

2) наличие стабильного
и хорошо организованного внутрен­него
микроклимата в классе и в школе;

3) преимущественная
ориентация в обучении на формирова­ние
у учащихся базовых академических
навыков;

4) повышенные
требования к учащимся со стороны
препода­вателей, ориентирующие
учащихся на постоянный прирост учеб­ных
достижений;

5) наличие системы
внутришкольного мониторинга,
обеспе­чивающей достоверную информацию
о качестве образования.

Таким
образом, улучшенная модель системы
мониторинга обра­зовательной
деятельности — модель «вход—процесс
— выход» — включает информацию
относительно процессов, протекающих в
школе при обучении и воспитании учащихся.
В основе расширен­ной модели лежит
предположение о том, что совершенствование
процесса обучения запланированным
образом неизбежно должно привести к
более высоким учебным достижениям, что
вполне отвечает реалиям в практике
образования.

Динамическая
модель мониторинга. Большинство
сравнитель­ных оценок деятельности
школ основывается на межгрупповом
анализе и сопоставлении средних оценок
учебных достижений, существенно зависящих
от контингента учащихся школы и
соци­ально-экономической характеристики
района, в котором распо­ложена школа.
В силу социальной неоднородности
заселения раз­личных районов некоторые
школы из года в год получают значи­тельную
долю неблагополучного контингента
учащихся. Поэтому достижения таких школ
при сравнении по конечным результатам
обучения могут оставаться незамеченными
годами, несмотря на эффективную
образовательную деятельность и усилия
педагоги­ческого коллектива. Преодолеть
этот недостаток можно, исполь­зуя
динамическую модель мониторинга,
основанную на анатизе динамики изменений
в образовательной деятельности школы,
вы­явлении их позитивного или
негативного характера и степени вли­яния
школы на происходящие изменения.

Наиболее эффективная
динамическая модель мониторинга
стро­ится на измерениях скорости
прироста учебных достижений уча­щихся
в течение некоторого временного периода.
Поскольку на темп развития учащихся
существенно влияют начальные способ­ности
и характеристики семьи, то учет этих
показателей обеспе­чивается без
дополнительных усилий при измерениях
скорости прироста учебных достижений.
В этой связи многие специалисты
настоятельно советуют использовать
динамическую модель мони­торинга,
основанную на измерениях изменений в
учебных дости­жениях.

Наработки
в статистике, теории педагогических
измерений и дизайне тестов в последние
десятилетия значительно усиливают
преимущества динамического мониторинга.
Благодаря теории IRT
у создателей тестов появилась возможность
построения батарей тестов учебных
достижений, включающих отдельные
субтесты для учащихся на различных
образовательных уровнях без потери
со­поставимости результатов
тестирования. С этой целью в тесты для
двух смежных классов обычно включают
блок якорных заданий, одинаковых для
обоих тестов. Таким образом достигается
связка при построении шкал учебных
достижений предыдущих и после­дующих
образовательных уровней. Благодаря
этой связке резуль­таты мониторинга
размещаются на одной непрерывной шкале,
ко­торая охватывает длительный период
обучения в школе.

Что это такое? Мониторинг качества образования – мероприятие, в ходе которого собирают и оценивают основные параметры данного процесса. С его помощью можно отследить изменения в образовании и их влияние на всех участников.

Как организовать? Мониторинг может быть организован разными способами. Применяют три модели: динамический, «вход – выход» и «вход – процесс – выход». Также не менее значимы этапы данного процесса.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой

Суть мониторинга качества образования

Давайте попробуем разобраться, что же такое мониторинг качества образования. Это понятие подразумевает собой постоянный сбор, обработку, изучение и оценку более значимых и весомых показателей качества образования.

Основная цель этого исследования – обеспечение системы обучения и общества в целом достоверной и полной информацией о соответствии полученных показателей образовательной деятельности установленным нормативам и требованиям, о переменах, которые происходят, и о направлениях развития, ожидаемых в прогнозируемый период.

Сведения, полученные в результате мониторинга, предоставляются в дифференцированном виде, по уровням использования информации.


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Говоря иными словами, мониторинг – это своего рода контроль образовательного процесса, а также его результатов согласно определенным стандартам. Постепенно информация накапливается, позволяя проанализировать изменения во времени, оценить количественные показатели, произвести оценку изменений в образовательной системе, строить прогнозы, рассматривать альтернативные пути развития.

Зачем же нужны центры мониторинга качества образования? Все просто. Основной целью работы этих организаций является повышение качественных данных об образовательной системе.

Среди основных составляющих мониторинга можно выделить:

Объектом мониторинга выступают непосредственно учащиеся исследуемого образовательного учреждения. Среди показателей оценки этого объекта выделим:

Объектом мониторинга выступают и педагоги. Основными показателями в этой группе будут:

И еще один объект исследований – руководство школы. Здесь важно оценить:

Модели проведения мониторинга

При организации проведения мониторинга качества образования в большинстве стран мира предпочтение отдается классической модели «вход – выход». Ее принято считать оптимальной для проведения сравнительного и информационного анализа учебного процесса, деятельности организации. Основана она на мысли, что входные данные учащихся в значительной степени влияют на результаты их обучения в образовательном учреждении.


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Входные данные представляют собой перечень показателей, характеризующих начальный уровень способностей учащихся, социальный и экономический статус семьи, ресурс образовательного учреждения, например, размеры бюджета на одного ученика, уровень профессиональной подготовки преподавательского состава и многие другие.

Кроме того, сюда относят экзаменационные итоговые оценки достижений в учебе (полный перечень школьных знаний и умений), а также успехи ребят, окончивших это учебное учреждение.

Входные данные дают возможность отобрать однородные группы школ, начавших работу в равных условиях, что служит гарантом справедливости внутригрупповых сравнений конечных результатов образовательной деятельности. Мониторинг качества образования в школах с отличными друг от друга входными данными проводят, как правило, при помощи уравнений множественной регрессии.

Модель «вход – выход» существенно расширяет возможности системы оценивания, позволяя проводить сравнения как внутри группы, так и межгрупповые сопоставления учреждений образования.

Модель «вход – процесс – выход»

Сегодня все большую популярность набирает так называемая модель с пятью факторами («вход – процесс – выход»), которая объединила в себе комбинацию показателей не только результатов, но и самого процесса обучения.


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Факторы данной модели:

Улучшенная модель мониторинга деятельности образовательных учреждений «вход – процесс – выход» позволяет оценить деятельность непосредственно по обучению и воспитанию учащихся. За основу этого стандарта взято предположение, что совершенствование процесса обучения по запланированному пути неизбежно приведет к более высоким показателям и достижениям в учебе, ведь это и является показателем эффективной работы системы образования.

Динамическая модель мониторинга

Основные показатели деятельности учебного учреждения базируются на межгрупповом анализе и дальнейшем сопоставлении средних оценок, существенно зависящих от разных факторов, например, от социально-экономических характеристик района, где расположена школа, или же от контингента учащихся.

По причине неоднородного заселения различных районов населенного пункта на долю некоторых школ на протяжении длительного промежутка времени выпадает большой процент «неблагоприятных» учеников. Именно поэтому по результатам мониторинга качества образования достижения в таких образовательных учреждениях годами остаются незамеченными, несмотря на бесконечные усилия и эффективную образовательную деятельность педагогического состава.

Помочь решить эту проблему может динамическая модель мониторинга. Она основывается на анализе динамичных изменений в образовательной деятельности школы, обнаружении их положительного и отрицательного характера и степени влияния на происходящие перемены.


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Эффективная динамическая модель основывается на измерениях скорости прироста достижений школьников на протяжении некоторого периода времени. Большое влияние на темп развития учащихся оказывают базовые способности и характеристики семьи, по этой причине учет этих показателей обеспечивается при изменениях в скорости прироста учебных достижений. Мониторинг по данной схеме позволяет получить реальные результаты оценки эффективности системы образования, поскольку основывается именно на определении изменений в учебных достижениях.

В последние десятилетия этот метод стал заметно выделяться среди других благодаря наработкам в статистических данных, в теории измерений, а также в дизайне тестов для проведения исследований. Благодаря теории IRT у разработчиков тестов есть возможность выстраивать батареи тестов для анализа учебных достижений с разделением их на субтесты согласно различным образовательным уровням.


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Для этого, создавая тесты для двух смежных классов, включается блок одинаковых якорных заданий. Таким способом удается связать шкалы учебных достижений предыдущих и последующих образовательных уровней. В дальнейшем благодаря именно этой связке есть возможность размещения результатов мониторинга на единой непрерывной шкале, которая включает в себя длительный период обучения в данной школе.

Направления мониторинга качества образования

Федеральный мониторинг качества образования проводится по трем основным направлениям, включающим следующие перечисленные объекты мониторинга.

Качество образовательных результатов:


МОНИТОРИНГ ВХОД ПРОЦЕСС ВЫХОД

Качество реализации образовательного процесса:

Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

Этапы проведения мониторинга качества образования

План проведения мониторинга:

На начальном этапе рекомендуется провести разработку последовательности исследования, определить основные подходы, составляющие, объекты и субъекты мониторинга. Далее проводится сбор необходимой информации согласно обозначенным направлениям образовательного процесса.

На следующем этапе отрабатывается выбранная технология, а также методика сбора информационной базы. Далее следует обобщение, классификация и анализ полученных данных, определяются признаки успешной деятельности и существенные недостатки в управленческой и педагогической деятельности. На основе всего этого можно определить основные направления развития учеников. Формирование базы данных этим этапом не ограничивается.

Заключительный этап – обобщение и соотнесение результатов исследований с ранее поставленными целями, их систематизация, качественная и количественная оценка полученных результатов, социализация. Также на этой ступени проводится анализ применяемых форм работы и технологий, определяются проблемы и предлагаются пути их решения, оценивается уровень реализации поставленных целей и задач, оформляются результаты мониторинга.

Польза грамотно организованного процесса мониторинга качества образования бесспорна – он помогает получить достаточно объективную и полную картину о результатах учебного процесса в динамике, а также позволяет на ранней стадии обнаружить недостатки в организации педагогического процесса, недочеты в знаниях обучающихся, сильные стороны педагогического состава и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *