МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Мониторинг реализации национальных проектов

Мониторинг реализации национальных проектов

Подборка наиболее важных документов по запросу Мониторинг реализации национальных проектов
(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проектный офис

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)

1) участвует в мониторинге реализации национальных проектов, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, в том числе с учетом реализации плана, указанного в п. 78 Положения, а также осуществляет мониторинг реализации ведомственных проектов;

Статья: Реализация национальных проектов: правовые проблемы и пути их решения

(Вершило Т. А.)

(“Финансовое право”, 2020, N 8)

Кроме того, важной проблемой управления национальными проектами является выстраивание мониторинга и контроля за национальными проектами. В настоящее время контроль и мониторинг осуществляет Правительство РФ. При этом представляется, что невозможно одновременно и исполнять, и контролировать. Представляется, что правильнее было бы, чтобы акцент по мониторингу и контролю был бы смещен в сторону специализированных органов, например Счетной палаты РФ. И когда сейчас звучат предложения при аналитическом центре Правительства РФ создать центр мониторинга, как видится, это тоже не совсем правильно, поскольку в этих условиях требуется иная архитектура контроля и мониторинга за реализацией национальных проектов.

Нормативные акты

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Мониторинг реализации национальных проектов и федеральных проектов

Мониторинг реализации национальных проектов и федеральных проектов

Подборка наиболее важных документов по запросу Мониторинг реализации национальных проектов и федеральных проектов
(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проектный офис

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)

1) участвует в мониторинге реализации национальных проектов, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, в том числе с учетом реализации плана, указанного в п. 78 Положения, а также осуществляет мониторинг реализации ведомственных проектов;

Статья: Цели и задачи оценки эффективности публичной власти

(Ульянов А. Ю.)

(“Государственная власть и местное самоуправление”, 2023, N 4)

С этой задачей тесно связана другая задача – мониторинг качества и эффективности реализации мероприятий национальных проектов, федеральных проектов и программ. В соответствии с национальными целями утверждены 13 национальных проектов, в их числе: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги и другие <11>. В рамках национальных целей также реализуются: комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры <12> и комплексная программа “Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации” <13>. Принципиально важное значение, особенно в контексте реализации национальных целей развития, имеет адаптация к ним базовых показателей, критериев и индикаторов оценки. По этим причинам к выработке критериев должны быть привлечены не только органы публичной власти федерального уровня, но и субъекты Российской Федерации.

Нормативные акты

Цитировать:

Борисов С. А., Соменкова Н. С. Повышение эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга как инструмент экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 2. – С. 611-626. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117684
.

Аннотация:

Сегодня одним из ключевых управленческих инструментов выступает методология управления проектами. Проектный подход находит широкое применение не только в деятельности предприятий и корпораций, но и в государственном и муниципальном управлении для повышения качества жизни населения. Авторами статьи рассматривается процедура мониторинга как важнейшего этапа контроля реализации и оценки эффективности приоритетных национальных проектов, обосновывается необходимость мониторинговых процедур как элемента обеспечения экономической безопасности отдельных регионов и страны в целом. Процедура мониторинга позволяет определять целесообразность расходования средств, отслеживать направления их использования, выявлять нецелевые расходы, тем самым, препятствуя некорректному использованию выделяемых на национальные проекты фондов, способствуя повышению эффективности реализации национальных проектов на региональном и федеральном уровнях. В статье на примере национального проекта «Безопасные качественные дороги» рассмотрены показатели национальных проектов, показана процедура сравнения данных показателей с целевыми значениями как инструмент мониторинга, представлены обоснованные выводы по направлениям совершенствования работ по реализации национальных проектов на основе мониторинга.

Ключевые слова: мониторинг, приоритетные национальные проекты, проектное управление, экономическая безопасность

Введение.

В последние годы в Российской Федерации
национальные проекты занимают ключевое место в системе
государственного управления. Ключевой задачей проектного управления выступает повышение
качества государственных управленческих решений на основе эффективного
использования ресурсов: административных, организационных и финансовых в
соответствии с приоритетами социально-экономического развития РФ.

В связи с этим, возрастает актуальность и практическое значение
исследования возможностей повышения эффективности реализации приоритетных
национальных проектов на основе мониторинга.

Целью исследования является анализ процедуры мониторинга
как важнейшего этапа контроля реализации и оценки эффективности приоритетных
национальных проектов в системе вызовов и угроз экономической безопасности РФ.

Научная новизна исследования заключается в том, что
проанализированы перспективы повышения эффективности реализации приоритетных
национальных проектов на основе мониторинга, представлены направления
совершенствования работ по реализации национальных проектов.

Гипотеза исследования предполагает наличие зависимости между
эффективностью реализации приоритетных национальных проектов и процедурой
проведения мониторинга.

В качестве инструментария исследования использовались: системный,
логико-структурный и сравнительный анализ.

Материалами для исследования послужили: материалы Министерства
финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Счетной палаты РФ, портала
«Национальные проекты России», а также Единой
межведомственной информационно-статистической системы.

– повышение качества результатов, запланированных в проекте;

– повышение эффективности межведомственного взаимодействия.

Для того чтобы осуществлять
управление национальными проектами с использованием
«дорожных карт», требуется применение двух взаимосвязанных инструментов:
разработка критериев эффективности приоритетных национальных проектов и
осуществление мониторинга реализации проектов.

Национальные проекты как объекты
мониторинга.

На сегодняшний день реализуется
15 национальных проектов, цели которых охватывают все важнейшие
социально-экономические сферы: повышение качества жизни населения,
совершенствование управления и развитие человеческих ресурсов, а также
обеспечение устойчивого экономического роста.

Объектами мониторинга национальных проектов являются:

– целевые показатели;

– перечень федеральных проектов, реализуемых для достижения целей
нацпроекта;

– задачи каждого федерального проекта;

– проверка соответствия объемов предоставленных бюджетных средств
запланированным средствам.

Рассмотрим процедуру мониторинга, как важнейшего этапа контроля
реализации и оценки эффективности приоритетных национальных проектов, на
примере национального
проекта «Безопасные качественные дороги», который реализуется в 84 субъектах
РФ.

После
переформатирования в 2021 г., национальный проект «Безопасные качественные
дороги» включает в себя 6 федеральных проектов:

1.
Региональная
и местная дорожная сеть;

2.
Общесистемные
меры развития дорожного хозяйства;

3.
Безопасность
дорожного движения;

4.
Автомобильные
дороги Минобороны России;

5.
Модернизация
пассажирского транспорта в городских агломерациях;

6.
Развитие
федеральной магистральной сети.

Основными
целями национального проекта «Безопасные качественные дороги» в разрезе
федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» и «Безопасность
дорожного движения» за период с 2020 года по 2030 год являются:

– повышение доли дорожной сети городских
агломераций в нормативном состоянии с 69% до 85%;

– увеличение доли дорог регионального и
межмуниципального значения в нормативном состоянии с 44,9% до
60%;

Основным
источником финансирования нацпроекта являются консолидированные бюджеты
субъектов РФ, на их долю приходится 65,6% от общего объема
финансирования.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Рисунок 1.
Финансовое
обеспечение национального проекта

«Безопасные качественные дороги» в
2021-2024 гг., млрд. руб.

На
рисунке 2 представлен объем перечисленных бюджетных средств в федеральные проекты, в составе
нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году. Наибольший
объем федеральных средств был выделен на два федеральных
проекта: «Развитие федеральной магистральной сети» (301,3 млрд. руб.) и
«Региональная и местная дорожная сеть» (173,9 млрд. руб.).

Бюджетное
исполнение в 2022 году федеральных
проектов «Развитие федеральной магистральной сети» и
«Автомобильные дороги Минобороны России» составило 100%.

У
трех проектов уровни бюджетного исполнения были выше 99%: «Региональная и
местная дорожная сеть» (99,9%), «Общесистемные меры развития дорожного
хозяйства» (99,7%) и «Модернизация пассажирского транспорта в городских
агломерациях» (99,2%).

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Рисунок
2.

Исполнение федеральных проектов в составе национального проекта
«Безопасные качественные дороги» в 2022 году, млрд. руб.

Для
проведения своевременного отслеживания хода реализации и качества проведенных
мероприятий проекта используется информационная система «Эталон». Данная
система позволяет осуществлять просмотр сведений о заключенных контрактах, их
исполнении, фактическом состоянии выполнения дорожных работ.

Рассмотрим
результаты реализации данного нацпроекта в разрезе субъектов Приволжского
федерального округа (ПФО) по двум ключевым индикаторам:


число погибших в дорожно-транспортных происшествиях (на 100 тыс.
чел.);


доля
автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих
нормативным требованиям, %.

Как
видно из данных, представленных на рис.3, целевого показателя в
2022 году достигли только три региона ПФО: Республика Татарстан (7,9 чел.),
Пермский край (8,9 чел.) и Удмуртская Республика (9,5 чел.).

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Рисунок 3.
Количество
погибших в ДТП в регионах ПФО в 2022 году,

чел. на 100 тыс. населения

По
исполнению показателя «Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального
значения, соответствующих нормативным требованиям», наблюдается существенная
дифференциация субъектов ПФО (рис. 4).

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Рисунок 4.
Доля
автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих
нормативным требованиям по субъектам ПФО в 2022 году, %

Однако
значительная часть регионов ПФО имеют очень низкую долю дорог, соответствующую
нормативным требованиям (Республика Марий Эл – 29,36%; Саратовская область –
30,11%), и вряд ли смогут достичь требуемого уровня 50,9% и к 2024 году.

На
наш взгляд, основополагающей проблемой реализации национального проекта
является некачественная проработка концепции реализации национального проекта в
силу того, что проекты разрабатывались в кратчайшие сроки. Уже тот факт, что в
2020 году поступило предложение о
переформатировании проекта, даёт возможность судить о низких темпах его
реализации.

Проведенное
исследование показало, что при реализации мониторинга возникают проблемы, как
относящиеся непосредственно к механизму и процедуре мониторинга, так и
проблемы, связанные с реализацией национальных проектов. На практике, данные
области пересекаются и могут усиливать негативное влияние и приводить к тому,
что проекты будут реализовываться с нарушением установленных сроков или сметы
затрат.

1.
Неисполнение целевых показателей проекта (реализация национальных проектов в меньшем
объеме по сравнению с планом; с нарушением сроков или вообще срыв реализации
проекта);

2.
Неритмичный характер казначейского выполнения национальных проектов.

2.
Низкое качество планирования при формировании системы показателей проектов.

3.
Мотивационные проблемы.
Сущность данных проблем заключается в том,
что успешность реализации национальных проектов в существенной степени зависит
от того, как они воспринимаются среди основных акторов данных проектов. В
качестве акторов при этом, главным образом, рассматривается три группы
населения страны: национальные элиты, население и бизнес. К сожалению, в России
имеет доминирующее значение не научная (нетократия), а бизнес-элита, которая
зачастую не ассоциирует себя и свои интересы с развитием страны. Это приводит
к утечке «человеческого капитала» и мозгов за рубеж. Соответственно,
практически единственным способ решения данной группы проблем является поиск
способов мотивации бизнеса, которая в наибольшей степени связана с
инвестиционной привлекательностью национальных проектов и программ. При этом в
качестве основных факторов, которые снижают их инвестиционную
привлекательность, следует отметить: проблемы негативной геополитической
обстановки, проблемы в области государственного влияния на бизнес, проблемы с
влиянием государства на малое предпринимательство, проблемы подготовки и
запуска проектов, а также проблемы, связанные с законодательством.

К
проблемам, связанным непосредственно с процедурой и механизмом самого
мониторинга, на наш взгляд, следует отнести:

1.
Недостаточную регулярность предоставления сведений о ходе реализации отдельных
национальных проектов;

2.
Отсутствие результатов мониторинга в общем доступе по некоторым национальным проектам
и федеральным проектам, входящим в структуру национальных проектов;

3.
Нереалистичный уровень целевых, эталонных показателей, которых требуется
достичь.

Как
мы можем видеть, рассмотренные две группы причин, снижающих эффективность
реализации национальных проектов, тесно взаимосвязаны. Так, проблема
организации мониторинга, состоящая в поиске соответствия реальных данных,
полученных на практике, с ориентирами, заложенными в
национальных и федеральных проектах, тесно взаимосвязана с проблемой низкого
качества планирования при формировании системы показателей эффективности
проектов.

Эффективность
реализации любого проекта основывается на трёх факторах:

1.
Организация управления

проектом.
Система
управления реализацией нацпроектов базируется на взаимодействии всех уровней
власти, скоординированности их действий, контроле и мониторинге. Для успешной
реализации национальных проектов создан проектный офис Правительства РФ,
который оказывает различную методическую,
организационную, консультационную поддержку задействованным в реализации
проекта участникам, а также осуществляет мониторинг реализации нацпроекта.
Необходимо наладить систему адекватной обратной связи с исполнителями работ, а
также теми, для кого предназначены результаты реализации проекта.

2.
Финансирование.

Финансирование национальных проектов
осуществляется в основном за счет средств Федерального бюджета и
консолидированного бюджета субъекта РФ. При дефиците бюджета становится очень
сложно найти дополнительные средства на финансирование. Необходимо расширять практику реализации проектов
по строительству автомобильных дорог с привлечением внебюджетных
источников финансирования.

3.
Информационное обеспечение.

Информированность
населения о ходе реализации национальных проектов в нашей стране оставляет
желать лучшего. Необходимо усилить
обратную связь с гражданами и общественный контроль реализации
национальных проектов. Кроме вышеперечисленных проблем,
следует также отметить неподготовленность управленческих кадров всех уровней к
работе над разработкой, внедрением и реализацией национальных проектов,
непроработанное распределение полномочий между уровнями власти,
несогласованность их действий.

К
основным предложениям, способствующим повышению эффективности реализации
национальных проектов на основе мониторинга, на наш взгляд, следует отнести:


создание комплексной системы мониторинга национальных проектов, которая
позволит в оперативном режиме получать информацию о ходе реализации проектов,
достижении их контрольных точек, результатов и показателей;


необходимость отдельного отражения расходов субъектов РФ и
государственных внебюджетных фондов РФ, без учета межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета;


необходимость расширять практику привлечения в проекты источников внебюджетного
финансирования на основе развития и укрепления государственно-частного
партнерства;


необходимость координации деятельности
федеральных органов по вопросам достижения национальных
целей;


создание новых инструментов для поддержки проектных инициатив, в том числе,
открытие новых «посевных» фондов для содействия развитию инновационной
деятельности.

При
этом нужно отметить, что многие из данных предложений связаны с
тем, что для повышения эффективности национальных проектов, как с точки зрения
их организации и ведения, так и проведения мониторинга их реализации, требуется
совершенствовать систему государственно-частного партнерства. Необходимо
создавать условия для бизнеса, который должен стать полноправным партнером
государства в реализации национальных проектов в некоторых их
аспектах и на некоторых их этапах.

На
основании всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: несмотря на
выявленные проблемы, национальный проект в нашей стране реализуется с некоторым
успехом: дороги ремонтируются, договоры заключаются, безопасность повышается.
Для улучшения достигнутых результатов необходимо системно подходить к решению
поставленных задач, распределив между каждым конкретным участником конкретный
набор функций и задач, осуществлять постоянный мониторинг хода реализации,
получать обратную связь и уже, основываясь на этом, принимать
решение об успешности и удовлетворённости результатом. Кроме
того, для повышения эффективности национальных проектов необходимо расширять
практику привлечения в проекты источников внебюджетного финансирования на
основе развития и укрепления государственно-частного партнерства с созданием
выгодных условий для бизнеса. Это позволит привлечь представителей бизнеса для
реализации проектов данного типа на постоянной, регулярной и системной основе.

Мониторинг реализации национальных и федеральных проектов


30. В целях осуществления мониторинга реализации национальных проектов и федеральных проектов используется информация, содержащаяся (формируемая) в системе “Электронный бюджет”.


Подтверждение достоверности информации о реализации национальных проектов, федеральных проектов осуществляется на основании информации и данных, получаемых и обрабатываемых в информационной аналитической системе реализации национальных проектов, после ее интеграции (передачи данных) с государственными информационными системами и иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, осуществляющих функции по выдаче и (или) регистрации соответствующих документов (прав, действий, фактов хозяйственной деятельности) либо функции по контролю (надзору) в соответствующей сфере деятельности, а также данных системы “Электронный бюджет” в соответствии с регламентом, который разрабатывается проектным офисом Правительства Российской Федерации и утверждается президиумом Совета.


До интеграции соответствующих информационных систем подтверждение достоверности информации о реализации национальных проектов, федеральных проектов осуществляется на основании информации и данных, предоставляемых указанными федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями.



31. Структурные подразделения Министерства, закрепленные в качестве ответственных за достижение результата в паспорте федерального проекта (далее – Ответственный исполнитель), не позднее чем за 1 рабочий день до наступления плановой даты достижения результата и (или) контрольной точки к результату представляют в проектный офис информацию о реализации федерального проекта, содержащую сведения о достижении соответствующего результата и (или) контрольных точек к результату федерального проекта, с приложением закрывающих документов.

(в ред. Приказа
Минобрнауки России от 30.08.2022 N 830)

(см. текст в предыдущей редакции
)


Проектный офис проводит оценку актуальности, полноты и корректности представленной информации о реализации федерального проекта и обеспечивает ее внесение в систему “Электронный бюджет”.


32. Ответственные исполнители ежемесячно, не позднее 2-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляют в проектный офис информацию о реализации федерального проекта, включая информацию о:


ключевых рисках с описанием рисков, не позволяющих достичь параметров федерального проекта, и комментариев к ним;


информацию о достижениях общественно значимых результатов;

(абзац введен Приказом
Минобрнауки России от 01.02.2022 N 94)


динамике достижения результатов, контрольных точек и выполнении мероприятий с приложением подтверждающих документов;


информацию о фактических, оперативных и прогнозных значениях показателей федерального проекта.


33. Информация об оперативных (оценочных) и прогнозных значениях показателей верхнего уровня федеральных проектов в сфере науки представляется Департаментом стратегического развития в срок не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным.


Информация о фактических значениях показателей верхнего уровня федеральных проектов в сфере науки представляется Департаментом стратегического развития в срок не позднее 3-го рабочего дня после официального опубликования статистической информации.


Информация об оперативных (оценочных) и прогнозных значениях показателей верхнего уровня национального проекта в сфере науки представляется Департаментом стратегического развития в срок не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным.


Информация о фактических значениях показателей верхнего уровня национального проекта в сфере науки представляется Департаментом стратегического развития в срок не позднее 3-го рабочего дня после официального опубликования статистической информации.


34. Проектный офис ежемесячно осуществляет свод и проверку информации о реализации федеральных проектов, необходимой для формирования отчетов и представленной Ответственными исполнителями, и не позднее 4-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, формирует отчеты о ходе реализации федерального проекта (далее – отчет по федеральному проекту).


35. Руководитель федерального проекта подписывает отчет по федеральному проекту, сформированный в системе “Электронный бюджет”. Проектный офис обеспечивает направление подписанного отчета по федеральному проекту в проектный офис Правительства Российской Федерации и в Министерство экономического развития Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные Положением
об организации проектной деятельности в Правительстве.


36. Руководитель федерального проекта в срок не позднее 2-го рабочего дня со дня получения направляет заключение Министерства экономического развития Российской Федерации в проектный офис.


Проектный офис анализирует информацию, содержащуюся в отчете по федеральному проекту, на предмет ее актуальности, полноты и корректности, осуществляет анализ замечаний и предложений, содержащихся в заключении Министерства экономического развития Российской Федерации.


37. Проектный офис не позднее 9-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, на основании сформированных ранее отчетов по федеральным проектам, входящим в состав национального проекта, формирует отчет о ходе реализации национального проекта (далее – отчет по национальному проекту) и направляет его руководителю национального проекта.


38. Руководитель национального проекта подписывает отчет по национальному проекту, сформированный в системе “Электронный бюджет”. Проектный офис обеспечивает направление подписанного отчета по национальному проекту в проектный комитет, проектный офис Правительства Российской Федерации и в Министерство экономического развития Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные Положением
об организации проектной деятельности в Правительстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *