МИНИСТЕРСТВО НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ УСЛУГИ ДЛЯ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ И В ЧЕМ ПРОБЛЕМА С ЦИФРОВЫМИ ГОСУСЛУГАМИ В РОССИИ И КАК ЕЕ ИСПРАВИТЬ

Получать госуслуги онлайн становится все удобнее — но не для каждого. Кто остается «за бортом» цифровизации, как с этим справиться, и что государство и бизнес должны предусматривать при разработке сервисов?

Об эксперте:
Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

Государство стремительно переводит услуги для граждан и бизнеса в цифровой формат. В исследовании
ООН «Электронное правительство 2020» Россия вошла в группу стран с очень высоким рейтингом электронного участия. Пандемия, самоизоляция и удаленка значительно ускорили внедрение цифровых услуг, и такая динамика сохранится в будущем. Например, в 2022 году функционал портала «Госуслуги» существенно расширится: в него включат
еще более 100 региональных сервисов для граждан и бизнеса. А к 2023 году все массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный формат.

Но не всегда быстро — это хорошо. Техническая возможность оказать услугу в электронном и дистанционном формате вроде бы будет, но не каждый человек сможет получить ее в полной мере — из-за особенностей своего здоровья, возраста, низкой цифровой грамотности, неудобного в использовании сервиса или неразвитой в его районе ИТ-инфраструктуры.

Цифровизация как неоднозначное благо

Важно понимать, что полный отказ от возможности предоставлять услуги в привычных офлайн-форматах грозит дискриминацией некоторых групп населения и ростом цифрового неравенства. В мире уже есть случаи, когда уязвимыми оказываются те, кто, наоборот, нуждается в большем внимании со стороны государства — пожилые, люди с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями, малоимущие, мигранты. Для многих из них «сходить ножками» в МФЦ не просто «надежнее» — это единственно возможная форма получения услуги. Для этих людей «цифра» должна не заменять, а скорее дополнять традиционный формат. До обеспечения стопроцентной доступности и инклюзивности госуслуг в цифровом виде у человека должно быть право выбора, в какой форме решить свой вопрос — дистанционно или очно.

Кроме того, понятно, что в эпоху цифровой экономики госсервисы — это лицо государства. Театр начинается с вешалки, а цифровое государство — с предоставления и получения госуслуг в электронном виде. Усилия государственных учреждений должны быть направлены на удобство получения госуслуг и их доступность для всех, независимо от физических, географических, технических и других ограничений. Ведь риски при цифровизации госсервисов очень велики. Ошибка или сбой в системе могут привести к серьезным последствиям для людей — вплоть до трагических.

Работая над исследованием о доступности государственных услуг, мы столкнулись с по-настоящему пугающим случаем: из выписного эпикриза, прикрепленного к электронной медицинской карте, исчезла запись об обнаруженном онкологическом заболевании и метастазах у пациента. Поскольку эта информация не была получена своевременно, человека лечили от другого. Из-за отсутствия данных об опухоли он страдал от болей и в конечном итоге умер в реанимации. Конечно, не факт, что если бы не было технического сбоя, человека спасли бы, но он по крайней мере провел бы свои последние дни дома с обезболиванием или в хосписе в присутствии близких.

Термин «инклюзивность» (доступность для всех категорий людей) в цифровых сервисах обещает стать ключевой темой 2022 года для госслужащих, ответственных за цифровую трансформацию и предоставление массовых социально-значимых услуг. Как и для команд разработки сервисов в бизнесе, которым повышение инклюзивности в госсекторе тоже нужно учитывать. Тренды в этой области всё больше будет задавать государство, и сигналы уже очевидны. Например, к 1 декабря 2021 года президент поручал
Минпросвещения и регионам разработать требования к образовательным организациям в части инклюзивного образования. На очереди — другие сферы, министерства и ведомства, у которых инклюзивность стоит в числе приоритетов уже на 2022 год. Накануне Нового года вице-премьер Дмитрий Григоренко открыл
первые лаборатории для тестирования госуслуг.

Фото:Алексей Зотов / ТАСС

Что не так с сервисами

Не к кому обратиться за помощью.
При получении госуслуг в электронном формате чувствуется недостаток клиентской поддержки и должного сопровождения. Если обратная связь есть, то вы вынуждены иметь дело либо с чат-ботами, либо с автоответчиками, либо с операторами, которые общаются строго по скрипту и не могут от него отклониться. А ответы на письменные вопросы сводятся к ссылке на нормативный акт, в котором конкретные жизненные ситуации пользователей не прописаны. Кроме того, как правило, предлагается только один путь получения услуги и только один вид обратной связи: позвонить, написать сообщение, использовать чат-бот, принести документы лично. В идеале же каждый сервис должен быть омниканальным — иметь несколько равноценных каналов, объединенных в единую систему.

Фото:Shutterstock

И последнее, что можно отметить при анализе цифровых сервисов, — то, что они недостаточно адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья — с точки зрения программной составляющей и дизайна. Например, зачастую отсутствует необходимый уровень контрастности
в дизайне. Для человека с хорошим зрением эта проблема не критична, а вот для слабовидящего пользователя это серьезное затруднение.

В чем причины недочетов?

  1. Требования законодательства и стандарты в области доступности и удобства электронных сервисов недостаточны и носят рекомендательный характер — поэтому на практике они зачастую не соблюдаются.
  2. Дефицит команд специалистов, умеющих делать простые, понятные и удобные для людей сервисы. Обеспечение доступности — это действительно командная работа, и для нее недостаточно компетенций только разработчика. Важную роль в команде для выполнения этой задачи занимают UX/UI-дизайнеры, которые создают удобные интерфейсы. Для остальной команды — разработчиков, тестировщиков, копирайтеров, продуктологов — понимание базовых принципов доступности и использование их в своей работе также необходимо.
  3. Как обозначалось выше, при создании цифровых сервисов разработчики подстраиваются под заказчиков, а не под клиента.
  4. Отсутствие подразделений и сотрудников, которые сопровождают пользователя и могут разъяснить порядок взаимодействия с сервисом.

Что делать?

Чтобы решить эти проблемы, важно уйти от стереотипа
, что делать сервисы доступными — это дорого и долго. Когда критерии доступности используются по умолчанию (и, в идеале, учитывают с самого начала проекта), а у разработчиков есть соответствующий опыт, то время разработки меняется, но не существенно.

Для системного решения проблемы недоступности российских цифровых сервисов нужен их более глубокий и основательный анализ
 — с указанием типичных ошибок, с рекомендациями руководителям и разработчикам, ответственным за предоставление услуг в электронном виде, с конкретными решениями, как создать доступный и удобный цифровой сервис.

Фото:РБК Тренды

Таким анализом решили заняться и мы (Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС) совместно с компанией Google. Мы подробно изучаем текущее состояние доступности госуслуг на 30 социально значимых сервисах (федерального, регионального и муниципального уровней) для обычного человека, которому нужно получить от государства услуги или информацию в его конкретной жизненной ситуации. В числе изучаемых сайтов — порталы «Госуслуги», «Работа России», бизнес-навигатор МСП, сайты МВД, ФНС, Росреестра, Росстата, Минздрава, ЦИК.

Весной 2022 года по итогам исследования мы выпустим подробное руководство (гайд) по созданию доступного и удобного для пользователя государственного сервиса.

По такому гайду будет удобно проверять соответствие сервисов госорганов требованиям инклюзивности и составлять рейтинги доступности министерств, ведомств, регионов, муниципалитетов. Рейтинги, в свою очередь, могут мотивировать госструктуры на совершенствование своих сервисов.

(в ред. Федерального закона
от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


1. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:


1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;



2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1
настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6
настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

(в ред. Федерального закона
от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9
настоящего Федерального закона;


4) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:


а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги;


б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;


в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги;


г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16
настоящего Федерального закона, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16
настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства;

(п. 4 введен Федеральным законом
от 19.07.2018 N 204-ФЗ)


5) предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16
настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.

(п. 5 введен Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.1. Заявители в целях получения государственных и муниципальных услуг обращаются в орган, предоставляющий государственные услуги, орган, предоставляющий муниципальные услуги, непосредственно или через многофункциональный центр. В электронной форме государственные и муниципальные услуги предоставляются способами, предусмотренными частью 2 статьи 19
настоящего Федерального закона, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг, официальных сайтов указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

(часть 1.1 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.2. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, которые могут быть предоставлены при обращении заявителей в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также случаи и порядок такого обращения. Указанным порядком также определяются требования к коммерческим и некоммерческим организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления государственных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), условия предоставления таких услуг и критерии отбора указанных организаций.

(часть 1.2 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе с учетом положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных частью 1.2
настоящей статьи, установить в отношении государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами на территории субъекта Российской Федерации, случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также требования к организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления государственных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), и критерии отбора указанных организаций.

(часть 1.3 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.4. Перечень муниципальных услуг, случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности), а также требования к организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления муниципальных услуг (в том числе дополнительные требования к защите персональных данных и иной информации), и критерии отбора указанных организаций определяются органами местного самоуправления с учетом требований, установленных в соответствии с частью 1.3
настоящей статьи.

(часть 1.4 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.5. Коммерческая и некоммерческая организация, участвующая в организации предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с частями 1.2
1.4
настоящей статьи, вправе использовать результаты предоставления соответствующих услуг и информацию, ставшую доступной в результате предоставления соответствующих услуг, только в целях предоставления государственной или муниципальной услуги заявителю, а также с согласия заявителя в целях оказания указанной коммерческой или некоммерческой организацией услуг заявителю в соответствии с требованиями, которые вправе установить Правительство Российской Федерации.

(часть 1.5 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.6. Информационные системы коммерческих и некоммерческих организаций, участвующих в организации предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с частями 1.2
1.4
настоящей статьи, должны соответствовать требованиям и особенностям, предусмотренным частями 2
и 4 статьи 19
настоящего Федерального закона, а также обеспечивать предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

(часть 1.6 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.7. При организации предоставления государственных и муниципальных услуг в коммерческих и некоммерческих организациях не допускается исключение иных форм обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1.1
настоящей статьи.

(часть 1.7 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.8. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в ходе личного приема в органе, предоставляющем государственную услугу, органе, предоставляющем муниципальную услугу, может не осуществляться при согласовании с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если предоставление таких услуг организовано в многофункциональном центре.

(часть 1.8 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


1.9. Контроль за деятельностью указанных в частях 1.2
1.4
настоящей статьи коммерческих и некоммерческих организаций по выполнению предусмотренных настоящим Федеральным законом требований осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

(часть 1.9 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)



2. Утратил силу. – Федеральный закон
от 03.12.2011 N 383-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции
)



3. В случае, если для предоставления государственной или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом
обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя
на обработку персональных данных указанного лица. Документы, подтверждающие получение согласия, могут быть представлены в том числе в форме электронного документа. Действие настоящей части не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими
, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 3 в ред. Федерального закона
от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)





4. Для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1
настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1
настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу о предоставлении государственной или муниципальной услуги, а также для обработки персональных данных при исполнении многофункциональным центром функций в соответствии со статьей 16
настоящего Федерального закона и при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6
Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ
, от 29.12.2017 N 479-ФЗ
, от 30.12.2020 N 509-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)





5. Органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1
настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры, организации, указанные в части 1.1 статьи 16
настоящего Федерального закона, организации и уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперты, предоставляющие услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также работники указанных органов и организаций обязаны соблюдать конфиденциальность ставшей известной им в связи с осуществлением деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг или услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, информации, которая связана с правами и законными интересами заявителя или третьих лиц. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представление информации, доступ к которой ограничен федеральными законами
, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, в подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию либо уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперту, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1
настоящего Федерального закона, на основании межведомственных запросов, в многофункциональный центр либо в организацию, указанную в части 1.1 статьи 16
настоящего Федерального закона, может осуществляться с согласия заявителя либо иного обладателя такой информации. Заявитель при обращении за предоставлением государственной или муниципальной услуги подтверждает факт получения указанного согласия в форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе путем представления документа, подтверждающего факт получения указанного согласия, на бумажном носителе или в форме электронного документа.

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ
, от 30.12.2020 N 509-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)


6. Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1
настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:


1) документы
, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы
, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;


2) документы воинского учета;





3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;

(п. 3 в ред. Федерального закона
от 19.12.2016 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


3.1) свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации;

(п. 3.1 введен Федеральным законом
от 19.12.2016 N 433-ФЗ)



4) утратил силу. – Федеральный закон
от 28.12.2013 N 387-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции
)




5) – 6) утратили силу. – Федеральный закон
от 30.12.2020 N 509-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции
)



7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе документы, необходимые для осуществления государственной регистрации транспортных средств;

(в ред. Федерального закона
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)





8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 года) гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ
, от 01.03.2020 N 35-ФЗ
, от 31.07.2020 N 268-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)




9) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;

(п. 9 в ред. Федерального закона
от 19.12.2016 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


9.1) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования, а также выданные в 1992 – 1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации;

(п. 9.1 введен Федеральным законом
от 19.12.2016 N 433-ФЗ)




10) утратил силу. – Федеральный закон
от 30.12.2020 N 509-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции
)


11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством
об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;




12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского или административного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ
, от 08.03.2015 N 23-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



13) учредительные документы юридического лица, за исключением представления таких документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости;

(п. 13 в ред. Федерального закона
от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



14) утратил силу с 1 января 2021 года. – Федеральный закон
от 01.03.2020 N 35-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции
)



15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. Федерального закона
от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



16) утратил силу с 1 июля 2020 года. – Федеральный закон
от 18.07.2019 N 184-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции
)

Положения п. 17 ч. 6 ст. 7 (в редакции ФЗ от 28.07.2012 N 133-ФЗ) не применяются
с 01.01.2014.



17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий;

(в ред. Федерального закона
от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;


19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

(п. 19 введен Федеральным законом
от 03.12.2011 N 383-ФЗ)


6.1. Законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо муниципальным правовым актом может быть предусмотрена реализация требований пункта 2 части 1
настоящей статьи в отношении документов, указанных в части 6
настоящей статьи и необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в случае, если такие документы находятся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта Российской Федерации, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

(часть 6.1 введена Федеральным законом
от 28.07.2012 N 133-ФЗ)



7. В целях предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг основанием для начала предоставления государственной или муниципальной услуги является направление заявителем с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг сведений из документов, указанных в части 6
настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательными актами при регламентации предоставления государственной или муниципальной услуги.

(в ред. Федерального закона
от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


8. Подача запросов, документов, информации, необходимых для получения государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или многофункциональном центре при наличии соглашения, указанного в статье 15
настоящего Федерального закона, в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц). Перечень
государственных услуг, предоставляемых в соответствии с настоящей частью, утверждается Правительством Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом
от 05.12.2017 N 384-ФЗ)


8.1. Подача запросов, документов, информации, необходимых для получения государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц). Перечни государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, и порядок их предоставления утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 8.1 введена Федеральным законом
от 30.12.2020 N 509-ФЗ)


9. Исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

(часть 9 введена Федеральным законом
от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

С 29.12.2022 ст. 14.1 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ утратила силу. См. Ф З от 29.12.2022 N 572-ФЗ
.


10. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг установление личности заявителя может осуществляться в ходе личного приема посредством предъявления паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством
Российской Федерации или посредством идентификации и аутентификации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, многофункциональных центрах с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1
Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

(часть 10 введена Федеральным законом
от 29.12.2020 N 479-ФЗ)


11. При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме идентификация и аутентификация могут осуществляться посредством:


1) единой системы идентификации и аутентификации или иных государственных информационных систем, если такие государственные информационные системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке обеспечивают взаимодействие с единой системой идентификации и аутентификации, при условии совпадения сведений о физическом лице в указанных информационных системах;


2) единой системы идентификации и аутентификации и единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица.

(часть 11 введена Федеральным законом
от 29.12.2020 N 479-ФЗ)


Почему могут отказать в предоставлении государственной услуги в электронном виде на сайте Единого портала государственных услуг? Досудебное обжалование.

    В связи с активным переходом страны на электронное (в том числе) оказание государственных услуг, тем не менее случае отказа гражданам в предоставлении этих самых услуг, не мало. Как быть в этом случае и можно ли оформить заявление на досудебное обжалование через сайт Единого портала государственных услуг? Давай рассмотрим подробнее.  

   Начнем прежде всего с того, что с 18 марта 2018 года органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги  не вправе требовать
 от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении услуги ( Федеральный закон от 19.07. 2018 г. № 204-ФЗ
).

Однако, данные запреты не распространяются на следующие случаи:

  • после первоначального обращения заявителя изменились требования нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги;
  • ошибки выявлены в документах, поданных заявителем после первоначального отказа и не включенных в ранее представленный комплект;
  • после первоначального отказа истек срок действия документов или изменилась информация;
  • выявлен факт противоправных или ошибочных действий должностного лица при первоначальном отказе в приеме документов или оказании услуги, о чем письменно уведомлен заявитель.

   В остальных случаях можно подать жалобу, в том числе, через сайт Единого портала государственных услуг. Любой заявитель имеет право на досудебное обжалование решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти, ответственных за предоставление услуг. При этом можно подать жалобу по услугам, полученным как в электронном виде на портале, так и в МФЦ. Процесс обжалования решений в суде занимает около  30 дней
 и зачастую в течение этого времени теряет свою актуальность для заявителя, и даже по итогам рассмотрения таких обращений не всегда принимаются конкретные меры по устранению допущенных нарушений.

 Так, в 2011 году были приняты поправки в  Федеральный закон от 27.07.10 г. № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
, закрепившие процедуру рассмотрения претензий заявителей, а также установлена административная ответственность чиновников за нарушение прав граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Поэтому у органов исполнительной власти и местного самоуправления появилась обязанность по рассмотрению жалоб на нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом такие жалобы рассматриваются чиновниками в течение 15 календарных дней с момента регистрации.

   Поводов для обжалования отказа, подачи досудебной претензии может быть много, вот некоторые из них:

  • Отказ в предоставлении услуги – если нет повода для отказа услуг. Например, отсутствие необходимых документов или неправильное заполнение формы.
  • Нарушенный срок исполнения услуги – у каждой услуги определенный срок ее выполнения.
  • Дополнительные требования, которые не прописаны в нормативах. Это случаи, когда сотрудники государственных инстанций требуют документы, не указанные в нормативах, либо навязывают платные услуги.

   Типичными ошибками со стороны граждан считаются:

  • обращение заявителя с просьбой о предоставлении государственной услуги при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
  • обращение заявителя с просьбой о предоставлении государственной услуги при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в государственный орган;
  • отсутствие информации о личных и контактных данных заявителя;
  • обращение по вопросам, не входящим в компетенцию ответственного органа исполнительной власти.

  Лидерами по количеству досудебных жалоб и обращений со стороны граждан являются – Миграционная служба (ГУ ФМС РФ); ПФР; ФНС; ФСБ; ГИБДД; Росреестр; МЧС России; ФССП; Роспотребнадзор; ФСС.

Досудебное обжалование отказа на портале Госуслуг.

  • На портале Госуслуг войти в личный кабинет;
  • В нижней части страницы войти в раздел «Досудебное обжалование»;

Открывается страница статистики со следующей информацией:

  • Наименование услуг, по которым имеется больше всего претензий;
  • Государственные инстанции, в адрес которых больше всего обвинительных жалоб;
  • Список регионов, в которых количество жалоб находится на лидирующих позициях.

   Заявка рассматривается на протяжении 15 суток. По истечении данного срока заявитель получает ответ в выбранной им форме.

   Досудебное обжалование нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг не является обязательным этапом, это всего лишь более оперативная альтернатива обращению обращению в суд. Гражданин вправе самостоятельно решать в каком порядке обращаться за восстановлением своих нарушенных прав.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *