МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Продукты и услуги

Документы ленты ПРАЙМ

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 сентября 2022 г. № 36804-ПК/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года (далее – Прогноз), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. N 190 “Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”.

Прогноз на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2022 г. (протокол N 31).

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2023 – 2025 гг. (базовый вариант):

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года (Базовый)

– на продукцию, реализованную на внутренний рынок

– индексы-дефляторы, выделены курсивом – оценка

– в соответствии с Общероссийским классификаторои продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого (05.10.10.130)

– по виду деятельности “Транспортировка и хранение”

– индекс тарифов на грузовые перевозки

– за счет всех источников финансирования

7- с учетом НДС, косвенных налогов, торгово-транспортной наценки

Продукты и услуги

Документы ленты ПРАЙМ

Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 октября 2021 г. N 33918-ПК/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (далее – Прогноз), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. N 190 “Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”.

Прогноз на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2021 г. (протокол N 29).

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2022 – 2024 гг. (базовый вариант):

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (Базовый вариант)

– в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого (05.10.10.130)

С конца февраля 2022 г. внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные санкционные ограничения привели к ускорению инфляции (до 17,8% в апреле в годовом выражении).

Сценарные условия сформированы в двух вариантах – базовом и консервативном.

В рамках базового варианта до конца года ожидается постепенное снижение цены на нефть Юралс до уровня 73 – 74 долл. С ША за баррель. Экспорт товаров снизится на 14,2%. Импорт товаров сократится на 26,5%. ВВП по итогам года в рамках базового сценария снизится на 7,8%. В условиях снижения реальных доходов населения (на 6,8%) и увеличения безработицы (до 6,7%) ожидается сокращение оборота розничной торговли на 8,7%, объема платных услуг населению – на 7,9%. Снижение инвестиций в основной капитал составит 19,4%.

Консервативный вариант отличается от базового двумя предпосылками: предполагается более глубокий спад экономики в 2022 г. (-8,8%), а также более существенное снижение цен на товары российского экспорта. Мировые цены на нефть “Юралс” упадут до уровней около 57 долл. США за баррель. Ослабление валютного курса и более серьезные перебои с импортными поставками приведут к более глубокому спаду потребительского спроса. Выход инфляции на целевой уровень ожидается только к концу 2025 года.

В связи с повышенной неопределенностью траектория развития социально-экономического развития может быть скорректирована в августе 2022 года.

Дата публикации на сайте: 20.05.2022

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Продукты и услуги

Документы ленты ПРАЙМ

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 сентября 2023 г. N 35312-ПК/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2026 года (далее – Прогноз), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. N 190 “Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”.

Прогноз на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2023 г. (протокол N 28).

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2024 – 2026 гг. (базовый вариант):

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

Основные макроэкономические параметры среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2026 года(Базовый вариант)

* ВВП в 2022 году учитывает экономическую активность, связанную с новыми территориями

** Показатели будут уточнены по мере выхода официальной статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р

Прогноз показателей инфляции(Базовый вариант)

Минэкономразвития России разработало основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы (далее – сценарные условия, прогноз). Сценарные условия сформированы в двух вариантах – базовом и консервативном.

С момента подготовки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в сентябре 2021 года внешние и внутренние условия развития российской экономики существенно изменились. В связи с этим траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе в настоящий момент характеризуется повышенной степенью неопределенности и может быть скорректирована на этапе подготовки среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в августе 2022 года.

Тенденции развития российской экономики в январе-апреле 2022 года

1. В январе-феврале в российской экономике сохранялись позитивные тенденции второй половины 2021 года. Рост ВВП в первые два месяца текущего года, по оценке Минэкономразвития России, сохранился на уровне 4 кв. 2021 г (5,0% г/г). Промышленное производство в январе-феврале увеличилось на 7,5% г/г за счет роста как добывающих, так и обрабатывающих отраслей. Сохранение уровня безработицы на исторических минимумах (в среднем 4,3% за 2 месяца, как и в 4 кв. 2021 г.) и устойчивый рост реальных заработных плат (1,9% в январе после 2,8% г/г в 4 кв. 2021 г.) оказывали поддержку потребительскому спросу (так, оборот розничной торговли увеличился в январе-феврале на 4,4% г/г после роста на 4,7% г/г в 4 кв. 2021 года).

2. Вместе с тем с конца февраля 2022 г. внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора. Одновременно ажиотажный спрос населения на ряд продовольственных и непродовольственных товаров в совокупности с ослаблением рубля привели к ускорению инфляции (до 17,8% в апреле в годовом выражении).

3. На первом этапе после введения санкционных ограничений в отношении Российской Федерации Банком России и Правительством Российской Федерации был оперативно реализован комплекс мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, в том числе на внеочередном заседании Банка России 28 февраля 2022 г. повышена ключевая ставка до 20%, временно приостановлены торги в фондовой секции Московской биржи, а также введены ограничения на движение капитала и обязательная продажа 80% валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке.

4. Кроме того, Правительством Российской Федерации 15 марта 2022 г. принят План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее – План), который на регулярной основе дополняется новыми мероприятиями в зависимости от выявляемых рисков и потребностей.

Основной задачей Плана является облегчение и ускорение адаптации экономики к новым условиям. Были приняты решения по либерализации внутренней хозяйственной деятельности (радикально сокращена контрольно-надзорная деятельность, перенесено введение обязательных требований, автоматически продлены лицензии и разрешения, упрощены процедуры подтверждения соответствия). Сняты многие барьеры на пути импорта (обнуление пошлин на более чем 1000 позиций, ввоз по копиям документов, снятие ветеринарного и фитосанитарного контроля и другие). Для поступления денег в экономику упрощены и ускорены бюджетные процедуры, в том числе упрощены правила госзакупок (в том числе увеличен размер авансов, облегчены изменения в условия контрактов). Реализуются программы поддержки отдельных отраслей – сельского хозяйства, промышленности, транспорта, ИТ и других. Активно идут выдачи в рамках программ льготного кредитования (системообразующих организаций, субъектов МСП, сельхозтоваропроизводителей). Предоставлены отсрочки по страховым взносам на 2 и 3 кварталы широкому кругу отраслей.

5. Благодаря указанным мерам удалось сохранить устойчивость финансового и валютного рынков, стабилизировать ситуацию в экономике. Так, по итогам апреля курс рубля укрепился 71 рублей за долл. С ША (на пике в начале марта – более 130 рублей за доллар США), в начале мая курс рубля продолжил укрепление. Укрепление рубля и спад ажиотажного спроса также способствовали замедлению инфляции: до 0,2% еженедельно во второй половине апреля и до 0,12% на первой неделе мая (в начале марта 2022 г. цены повышались более чем на 2% в неделю). В годовом выражении инфляция стабилизировалась на уровне 17,7-17,8% г/г. В результате стабилизации по вышеперечисленным направлениям Банк России начал постепенно ослаблять введенные ранее ограничения на операции с иностранной валютой, а также 29 апреля 2022 г. понизил ключевую ставку до 14 процентов.

Основные параметры базового варианта

6. В ближайшие месяцы ситуация в реальном секторе экономики будет определяться, в первую очередь, внешнеторговым балансом.

В рамках базового варианта до конца года ожидается постепенное снижение цены на нефть Юралс до уровня 73-74 долл. С ША за баррель, что соответствует среднегодовой цене в 80,1 долл. С ША за баррель. Цены на другие сырьевые товары также сохраняются на повышенном уровне до конца года. Вместе с тем товары российского экспорта по-прежнему торгуются с дисконтом к мировым ценам.

В реальном выражении экспорт товаров снизится на 14,2% к 2021 году (в том числе нефтегазовый – на 8,4%, ненефтегазовый – на 19,9%). При этом в результате роста экспортных цен снижение в номинале будет более умеренным (-2,3%).

Импорт товаров сократится на 26,5% в реальном выражении за счет сжатия внутреннего спроса и перебоев в логистике. Номинальное снижение импорта меньше (-17,1%) с учетом высокого дефлятора: импортируемые товары приобретаются с наценкой из-за мировой инфляции, дополнительных транзакционных издержек.

Сальдо торгового баланса вырастет до 230,4 млрд долл. С ША в 2022 г. с 189,8 млрд долл. С ША в 2021 году. При этом резко сократится дефицит баланса услуг и баланса инвестиционных доходов (за счет опережающего снижения импорта услуг и выплат дивидендов за рубеж). В результате профицит счета текущих операций расширится до 190,8 млрд долл. С ША (2021 г.: 122,0 млрд долл. С ША, исторический максимум), по отношению к ВВП – до 10,4% с 6,9% соответственно.

7. До конца текущего года курс рубля ожидается на уровне в среднем 73,5 рублей за долл. С ША на фоне сохранения повышенных премий за риск и постепенной адаптации валютного рынка к новым условиям (среднегодовой курс – 76,7 рублей за долл. С ША).

8. Инфляция после ускорения в марте 2022 г. сохранится на повышенном уровне в условиях импортных ограничений и продолжающейся перестройки производственно-логистических цепочек и на конец года ожидается на уровне 17,5%.

9. В ВП по итогам года в рамках базового сценария снизится на 7,8%. Основной вклад в снижение ВВП внесет внутренний спрос – как потребительский, так и инвестиционный. В условиях снижения реальных располагаемых доходов населения (на 6,8%) и увеличения безработицы (до 6,7% от рабочей силы в среднем за год) ожидается сокращение оборота розничной торговли на 8,7%, объема платных услуг населению – на 7,9%. Снижение инвестиций в основной капитал составит 19,4% с учетом действующих импортных и экспортных ограничений и высокой неопределенности относительно среднесрочных тенденций в экономике.

Среднесрочный прогноз на 2023 – 2025 гг.

10. В базовом варианте среднесрочная траектория развития российской экономики определяется следующими факторами:

– сокращение импорта вследствие санкционных ограничений и “добровольного отказа” иностранных партнеров от сотрудничества с Россией;

– потеря ряда экспортных рынков и ограниченные возможности переориентации поставок;

– лаги в структурной перестройке производственно-логистических цепочек в российской экономике.

11. Цены на нефть “Юралс” в базовом варианте последовательно снижаются до 61,2 долл. С ША к 2025 году. Причины снижения цен на нефть – замедление роста мировой экономики и постепенная адаптация мирового энергетического рынка к новым условиям (замещение российских энергоносителей на рынках “недружественных” стран, с одной стороны, и перенаправление российского энергетического экспорта в “нейтральные” другие страны – с другой). Аналогичная динамика ожидается по газу и другим сырьевым товарам.

12. Реальные объемы экспорта товаров после падения на -14,2% в 2022 г. переходят к умеренному росту в 2023 – 2025 гг. (на 0,6%, 2,9% и 1,9% соответственно), однако к концу прогнозного периода полного восстановления не произойдет (2025 г. к 2021 г.: -9,5%).

Темпы роста экспорта товаров в целом сдерживаются динамикой нефтегазового экспорта, который после резкого падения в 2022 году (на -8,4% в реальном выражении) продолжает снижение средним темпом -0,7% в год и к концу прогнозного периода оказывается на 10,3% ниже уровня 2021 года.

Ненефтегазовый экспорт за 2023 – 2025 гг. отыгрывает примерно 60% падения 2022 г., но в конце прогнозного периода также не восстанавливается полностью (2025 г. к 2021 г.: -8,6%).

Импорт товаров к 2025 г. отыгрывает примерно треть падения 2022 г. (2025 г. к 2021 г.: -16,9% в реальном выражении). В результате доля импорта в ВВП находится в диапазоне 14-16% на всем прогнозном горизонте, что соответствует историческому диапазону (при этом необходимо учитывать, что в 2021 г. импорт находился на исторически максимальном уровне – более 17% ВВП). Это следствие структурной перестройки российской экономики – с одной стороны, ограничений на поставки товаров из недружественных стран, которые не будут полностью замещены вследствие отсутствия аналогов, с другой – процессов импортозамещения и роста доли в экономике менее импортоемких отраслей.

13. Расширение сальдо торгового баланса, в сочетании с сокращением отрицательного сальдо баланса услуг и “прочих” статей, дает структурное расширение профицита текущего счета – до 3-6% ВВП в 2023 – 2025 гг. после 10,4% в 2022 году (ранее равновесный уровень оценивался в 2-3% ВВП).

14. Курс рубля в рамках базового сценария ослабляется в номинальном выражении темпом ~2% в год, в реальном выражении – остается стабильным. В прогноз закладывается постепенное смягчение Банком России беспрецедентных ограничений на движение капитала, введенных в феврале-марте текущего года.

15. Инфляция после ускорения до 17,5% в текущем году сохраняется на повышенном уровне в 2023 г. (6,1% на конец года) в условиях завершения подстройки производственно-логистических цепочек. К концу 2024 г. инфляция выходит на целевой уровень Банка России 4%.

16. Начиная с 2023 г. ВВП в базовом варианте начинает медленно восстанавливаться, при этом по итогам 2023 г. ожидается падение (-0,7% в целом за год) с учетом высокой базы 1 квартала 2022 года. Основной восстановительный рост происходит в 2024 и 2025 гг. (3,2% и 2,6% соответственно), при этом к концу среднесрочного периода экономика не выходит на докризисный уровень.

17. В разбивке по компонентам спроса основной вклад в восстановление экономики вносит потребительский спрос (потребление товаров и услуг и реальные располагаемые доходы населения в 2025 г. на 1-2% выше уровней 2021 года). Инвестиции также демонстрируют восстановительный рост, но полностью не отыгрывают падение (2025 г. к 2021 г.: -7,3%), в том числе, из-за технологических ограничений и сворачивания крупных экспортно ориентированных проектов, что лишь отчасти компенсируется менее масштабными по объемам инвестициями в импортозамещающие производства. Вклад чистого экспорта в реальные темпы роста ВВП после резкого роста в 2022 г. становится умеренно отрицательным в 2023 – 2025 гг. на фоне опережающего восстановительного роста импорта.

18. В базовый вариант заложена проактивная экономическая политика. В частности, предполагается:

– эффективная реализация всего комплекса мер по поддержке экономики, включая программы льготного кредитования;

– активное снижение ключевой ставки Банком России вслед за инфляцией;

– достаточный для поддержания внутреннего спроса уровень бюджетных расходов.

Основные параметры консервативного варианта

19. Консервативный вариант отличается от базового двумя предпосылками. Во-первых, предполагается более глубокий спад российской экономики в 2022 г. (-8,8%) в условиях более жесткого применения санкционного режима и более медленной перестройки производственно-логистических цепочек. Во-вторых, в консервативном варианте более существенное снижение цен на товары российского экспорта.

20. В консервативном варианте мировые цены на нефть “Юралс” падают до уровней около 57 долл. С ША за баррель к 2025 году. В этих условиях курс рубля ослабляется до уровней около 86 рублей за долл. С ША к концу прогнозного горизонта (2025 г.: 85,3 руб. / долл. С ША в среднем за год). Ослабление валютного курса и более серьезные перебои с импортными поставками приведут к более глубокому спаду потребительского спроса, что скажется на более низкой (чем в базовом варианте) инфляции в 2022 – 2024 гг. (16,5%, 5,4%, 3,7% на конец года соответственно), выход инфляции на целевой уровень ожидается только к концу 2025 года.

21. В ВП в 2023 году падает сильнее, чем в базовом варианте (-2,9%), а восстановление в 2024 – 2025 гг. происходит меньшими темпами. В результате к концу прогнозного периода ВВП примерно на 7% ниже, чем в 2021 году. Основной фактор – структурное снижение доходов и потребительского спроса, а также более глубокое падение экспорта и инвестиций.

Исходные условия для формирования вариантов развития экономики

Приведены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2026 г., используемые для ценообразования на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. Также указан индекс изменения номинального обменного курса рубля за 1 доллар США.

Обзор документа

Приведены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2025 г. по базовому варианту, применяемые при формировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу.

В частности, это индексы изменения номинального обменного курса рубля за доллар, показатели инфляции, индексы цен производителей и индексы-дефляторы по видам экономической деятельности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приведены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2024 г. по базовому варианту, применяемые при формировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. Это в т. ч.:

– индексы изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США;

– индексы цен производителей и индексы-дефляторы по видам экономической деятельности.

На 2023-2025 гг. приведены основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития России. Оценена ситуация в 2022 г. Представлено 2 варианта развития – базовый и консервативный.

Так, цены на нефть “Юралс” в базовом варианте последовательно снижаются до 61,2 долл. США к 2025 г. Реальные объемы экспорта товаров после падения на 14,2% в 2022 г. переходят к умеренному росту в 2023-2025 гг. Инфляция после ускорения до 17,5% в текущем году сохраняется на повышенном уровне в 2023 г. (6,1% на конец года). К концу 2024 г. инфляция выходит на целевой уровень Банка России 4%. Начиная с 2023 г. В ВП в базовом варианте начинает медленно восстанавливаться, при этом по итогам 2023 г. ожидается падение с учетом высокой базы I квартала 2022 г. Основной восстановительный рост происходит в 2024 и 2025 гг. (3,2% и 2,6% соответственно).

Консервативный вариант предполагает более глубокий спад российской экономики в 2022 г., существенное снижение цен на товары российского экспорта. Мировые цены на нефть “Юралс” падают до уровней около 57 долл. США за баррель к 2025 г. В этих условиях курс рубля ослабляется до уровней около 86 руб. за долл. США к концу прогнозного горизонта. В ВП в 2023 г. падает сильнее, чем в базовом варианте, а восстановление в 2024-2025 гг. происходит меньшими темпами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *