МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ОЦЕНИВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТИВОВ

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://hdl.handle.net/10995/34366

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

Эффективность использования государственного и муниципального имущества – это показатель, характеризующий уровень решения задач публичного управления имуществом, составляющим муниципальную, региональную, федеральную собственность, органами власти конкретного уровня, выражающийся в достижения поставленных целей и задач использования имущества в кратчайшие сроки при наименьшей затрате ресурсов.

Артемова И. В. Имущество, переданное в концессию. Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2016;

:12–22.

Гимадрисламова О. Р., Кузьмин Е. В. Правомочия собственника в отношении имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения. Гражданский кодекс Российской Федерации: 25 лет действия. Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. ( Екатеринбург, 4–5 июня 2019 г.). Екатеринбург: УрГЮУ; 2019:104–112.

Якименко П. И. Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования в условиях реформирования законодательства РФ. Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительно-правовой аспект. Мат. I II Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием професс.-препод. состава, аспирантов и студентов (Симферополь, 19–20 апреля 2018 г.). Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского; 2018:328–334.

Мишанина М. Разбираемся в особенностях учета имущества казны. Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018;

:25–31.

Воронкова О. В. Особенности управления государственной собственностью. Components of Scientific and Technological Progress. 2020;

:24–27.

Давлетова З. Э. Оценка эффективности использования имущества предприятия. Актуальные вопросы современной экономики. 2018;

:235–238.

Моттаева А. Б., Лукинов В. А., Моттаева Ас. Б. Стратегия управления государственной и муниципальной собственностью: теория и практика. М.: НИУ МГСУ; 2015. 360 с.

Гаврилин Е. В., Азанова Ж. Г. Перспективы развития реестра федерального имущества в целях повышения эффективности управления в промышленности. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019;

:13–18. D OI: 10.24411/2072–4098–2019–11201

Tchilimova T., Sofronova I. On the management efficiency of the state property in state companies. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016;14

:100–103.

Козельская И. Н., Козельский А. В. Управление государственным и муниципальным имуществом. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова; 2017. 136 с.

Shevchuk O. A., Shevchuk O. V. Three-level model of organizing state financial control. Науковий вісник Полісся. 2017;(3–1):68–75.

Ovchinnikova N., Burdova D., Garanova M. Land resources management through maintaining unified state register of immovable property in Russia. E 3S Web of Conferences. 2019;91. D OI: 10.1051/e3sconf/20199108023

Smirnov A. A. Effective management of property of enterprises and organizations of agro-industrial complex. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015;6

:193–198. D OI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s7p193

Grytsyshen D., Nazarenko T. Investigation of efficiency audit in the system of state financial control in Ukraine. Technology Audit and Production Reserves. 2018;4

:25–30. D OI: 10.15587/2312–8372.2018.141143

Chernopiatov A. M., Akhmetov L. A., Djuraev D. M. Peculiarities of state property in the economy of Russia. Regional and Sectoral Economic Studies. 2018;18

:43–52.

Зубарев С. М. К вопросу о сущности контрольных процедур в государственном управлении. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016;

:118–127.

Izmodenov A., Shaybakova L. The external state financial control formation in the Russian Federation: Trends and challenges. In: Proc. 5th Int. multidiscipl. sci. conf. on social sciences and arts SGEM 2018 (26 Aug.— 01 Sept., 2018). Sofia: Bulgarian Academy of Sciences; 2018:379–386. D OI: 10.5593/sgemsocial2018/1.3/S 03.046

Komarynska Y., Kryshevych O., Kofanova O., Linnyk N., Karelin V. Public-private partnership as an effective mechanism for attracting private investment in achieving the aims the socio-economic development of Ukraine. Problems and Perspectives in Management. 2020;17

:469–479. D OI: 10.21511/PPM.17

.2019.38

Еремин С. Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью. М.: Юстицинформ; 2014. 236 с.

Перспективы использования государственного имущества на примере города Москвы

Использование государственного имущества – это урегулированная нормами законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов целенаправленная деятельность федеральных и региональных органов публичного управления и государственных организаций по эксплуатации государственного имущества и иному пользованию таким имуществом для обеспечения функционирования государственного механизма и решения иных социально-экономических задач.

Использование государственного имущества

Государственное имущество на примере города Москвы можно охарактеризовать как составляющие собственность города федерального значения вещи, другое имущество, имущественные права.

Органы публичного управления города Москвы организуют процесс управления государственным имуществом, в том числе принимают и реализуют решения в сфере учета имущества, составляющего государственную собственность, содержания такого имущества, владения, пользования и распоряжения таким имуществом, а также осуществления контрольных мероприятий в отношении обеспечения сохранности такого имущества и использования его в соответствии с назначением.

Использование государственного имущества – это целенаправленный управленческий процесс. Цели использования имущества государства московскими органами публичного управления можно охарактеризовать следующим образом:

Полномочия по использованию государственного имущества на примере города Москвы

Высший исполнительный орган города Москвы реализует следующие полномочия по использованию государственным имуществом:

«Перспективы использования государственного имущества на примере города Москвы» 👇

Основные направления совершенствования и перспективы использования государственного имущества на примере города Москвы

Последние десятилетия усилия государства направлены на оптимизацию процессов управления имуществом, составляющим государственную собственность. Указанное в полной мере распространяется и на управление государственной собственностью в городе Москве.

В качестве перспективных направлений совершенствования и оптимизации использования государственного имущества на примере города Москвы можно выделить следующие:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 21.05.2023

Значение эффективности использования государственного и муниципального имущества и критерии ее оценки

Эффективное функционирование публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях возможно только посредством создания необходимой социально-экономической и институциональной базы. Для этого государственным органам и органам муниципального управления как социальным институтам, способным эффективно решать вопросы, имеющие значение для всего населения, проживающего на конкретной территории, предоставляются определенные ресурсы.

В состав ресурсов, обеспечивающих решение задач публичного управления, входят:

Фактически от эффективности использования названных ресурсов органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней зависит благосостояние населения конкретной территории и страны в целом.

Сегодня эффективность использования государственного и муниципального имущества оценивается в основном путем применения количественных показателей, например:

«Анализ эффективности использования государственного и муниципального имущества» 👇

Представляются, что исключительно количественные показатели не дают необходимой информации относительно эффективности использования имущества, составляющего муниципальную и государственную собственность. Необходимо также анализировать качественные характеристики процессов и результатов использования такого имущества.

К числу качественных характеристик, позволяющих проанализировать эффективность использования государственного и муниципального имущества органами публичного управления можно отнести следующие:

Критериями для анализа эффективности государственного и муниципального управления собственностью могут также выступать такие характеристики публичного управления, как эффективность деятельности государственных и муниципальных служащих по управлению имуществом, эффективность применения информационных технологий в процессе организации управления государственным и муниципальным имуществом.

Контроль государственной собственности

Эффективность публичного права управления можно определить как соотношение достигнутых итогов публично-правового управления с теми ресурсами, которые были затрачены. Таким образом, эффективность деятельности органов публичного управления государственного уровня по управлению имуществом, составляющим государственную собственность, можно охарактеризовать как соотношение ресурсов, которые привлекаются для содержания таких органов, и доходов, поступающих в бюджет от использования имущества, составляющего государственную собственность.

«Контроль государственной и муниципальной собственности» 👇

Соответственно, целью контроля государственной собственности является обеспечение управленческих отношений в сфере государственной собственности задачам экономической, финансовой и бюджетной политики государства. Сегодня государство должно контролировать не только те расходы, которые были понесены органами публичного управления, но эффективность решения возложенных на них задач, в том числе эффективность использования государственного имущества.

Контроль в области государственной собственности призван решать следующие управленческие задачи:

Значение контроля государственной и муниципальной собственности

Контроль государственной и муниципальной собственности – это функция публичного управления, опосредующая контрольную деятельность органов государства или муниципалитета, наделенных полномочиями, реализуемыми на основании федерального законодательства и актов местного нормотворчества путем применения специальных инструментов с целью обеспечения эффективности, рациональности и законности формирования и использования государственной или муниципальной собственности.

В современных условиях контроль государственной и муниципальной собственности приобретает важнейшее значение для обеспечения благосостояния общества, прогрессивного социально-экономического развития государства и муниципалитетов по следующим причинам:

Центр повышения эффективности использования государственного имущества

Подборка наиболее важных документов по запросу Центр повышения эффективности использования государственного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 N 13АП-6687/2021 по делу N А56-94046/2020Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности. Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге” за самовольное размещение (установку) элемента благоустройства. Обстоятельства: Заявитель самовольно разместил элемент благоустройства – нестационарный торговый объект на земельном участке из состава земель, государственная собственность в отношении которых не разграничена. Решение: Удовлетворено в части. Ссылки Общества на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2019 по делу N А56-117315/2019, которым приняты обеспечительные меры в виде запрета Комитету, СПб ГКУ “Имущество Санкт-Петербурга” и СПб ГКУ “Центр повышения эффективности использования государственного имущества” осуществлять любые действия, направленные на принудительное освобождение земельного участка с кадастровым номером N 78:36:0511803:1044, находящегося по адресу Санкт-Петербург, Парголовская улица, участок 39 (западнее дома 27, литера М по Кантемировской улице, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 N 13АП-4476/2021 по делу N А56-94035/2020Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности. Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге” за самовольное размещение (установку) элемента благоустройства. Обстоятельства: Заявитель в отсутствие оформленных в установленном порядке документов самовольно разместил на земельном участке нестационарный торговый объект – павильон по реализации продуктов питания. Решение: Отказано. Ссылки Общества на принятие Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 17.09.2020 обеспечительных мер по делу N А56-69022/2020 в виде запрета СПб ГКУ “Имущество Санкт-Петербурга” и СПб ГКУ “Центр повышения эффективности использования государственного имущества” осуществлять любые действия, направленные на принудительное освобождение земельного участка с кадастровым номером N 78:13:7408:1024, находящегося по адресу Санкт-Петербург, ул. Будапештская, уч. 65 (у дома 5, корп. 1), площадью 120 кв. м, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, так как факт правонарушения (самовольное размещение элемента благоустройства) был выявлен 28.07.2020, то есть до принятия обеспечительных мер.

Статья: К вопросу о методах и формах административно-правового регулирования современной российской экономики(Саидов З. А.)(“Административное и муниципальное право”, 2016, N 1)Наиболее характерным примером таких актов как на федеральном, так и не на федеральном уровне являются акты, касающиеся создания, реорганизации и прекращения действия конкретных предприятий, хотя корректнее их бы было отнести к актам смешанного (нормативно-индивидуального) характера. В качестве примера федерального правоприменительного акта в сфере экономики мы можем назвать Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. ” Об утверждении устава открытого акционерного общества “РОСНАНО”. На уровне субъектов Федерации, а тем более на муниципальном уровне примеров таких актов значительно больше. Таковым, например, является Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 января 2011 г. ” О создании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения “Центр повышения эффективности использования государственного имущества”.

Нормативные акты

Подборка наиболее важных документов по запросу Методика оценки эффективности использования государственного имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Стратегия развития государственного аудита в цифровой экономике России(Чхутиашвили Л. В.)(“Право и цифровая экономика”, 2022, N 4)4) взаимодействовать с правоохранительными и другими органами, осуществляющими контроль при осуществлении проверок размещения и исполнения государственных (муниципальных) заказов и использования государственной (муниципальной) собственности;

Статья: Оценка эффективности бюджетного контроля в условиях цифровой экономики(Чхутиашвили Л. В.)(“Право и цифровая экономика”, 2021, N 3)4) взаимодействовать с правоохранительными и другими органами, осуществляющими контроль при осуществлении проверок, размещение и исполнение государственных (муниципальных) заказов и использование государственной (муниципальной) собственности;

Направления совершенствования контроля государственной и муниципальной собственности

В число приоритетных направлений дальнейшего совершенствования контроля государственной и муниципальной собственности следует отнести:

Анализ эффективности использования государственного и муниципального имущества как инструмент оптимизации управления имуществом

Прежде всего, анализ эффективности использования государственного и муниципального имущества позволяет выявить следующие проблемные аспекты в рассматриваемой области публичного управления:

Отдельные направления использования государственного и муниципального имущества, реализуемые органами публичного управления несмотря на высокую доходность, не позволяет однозначно оценить их как эффективные. Так, например, широко проводящаяся приватизация государственного и муниципального имущества принесла значительный объем финансовых ресурсов в бюджет соответствующих территорий, однако передача отдельных видов имущества не всегда была целесообразной. Использование такого имущества иными путями могло бы привести к гораздо более значительному социально полезному эффекту.

Сегодня в качестве основного направления оптимизации использования государственного и муниципального имущества следует выделить включение в экономический оборот имущества, которое не используется или используется по назначению (это, прежде всего, касается значительного объема объектов недвижимости), установление контроля эффективности использования такого имущества. Контрольные мероприятия здесь могут быть реализованы по следующим направлениям:

Контроль муниципальной собственности

Организация контроля имущества, составляющего муниципальную собственность, регламентируется актами местного нормотворчества на основании положений государственного законодательства.

Контрольные процедуры в отношении муниципальной собственности могут реализовываться в плановом и внеплановом порядке.

Так, органами публичного управления муниципального уровня могут проводиться аудиторские проверки в отношении организаций, использующих имущество, составляющее муниципальную собственность. Кроме того, при заключении договоров, предполагающих передачу имущества, составляющего муниципальную собственность, в пользование третьих лиц на условиях аренды или залога и по другим основаниям, в их содержание обязательно включаются условия, регламентирующие обязательность проверок наличия, сохранности, эффективности использования переданного имущества, а также процедуру проведения таких проверок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *