ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНЖЕНЕРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Ленинградский инженерно-строительный институт

Ленинградский инженерно-строительный институт

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) — старейшее в России высшее учебное заведение архитектурно-строительного профиля.

СПбГАСУ был основан 9 мая (27 апреля) 1832 году по указу императора Николая I как Училище гражданских инженеров. На протяжении многолетней истории название СПбГАСУ несколько раз менялось.

Первым директором был Фёдор Андреевич Козен.
В 1840 году директором училища стал инженер-генерал-майор Корпуса инженеров путей сообщения барон Фёдор Карлович Притвиц. Он оставался на посту до 1842 года.

В 1849 году директором стал генерал-лейтенант лейб-гвардии Литовского полка Андрей Фёдорович Лишин

Последним директором училища и первым директором Института гражданских инженеров был профессор Рудольф Богданович Бернгард (годы директорства с 1873 по 1886 год)
Его сменил профессор Доримедонт Доримедонтович Соколов, руководивший институтом с 1886 года до своей смерти в 1896 году
С 1896 по 1903 год — профессор Николай Владимирович Султанов
С 1904 по 1905 — профессор Владимир Викторович Эвальд
С 1905 по 1921 — профессор Василий Антонович Косяков
С 1921 по 1922 — профессор Бронислав Казимирович Правдзик
С 1922 по 1926 — профессор Григорий Петрович Передарий
С 1926 по 1930 — профессор Адам Иосифович Дитрих

первым руководителем ЛИКСа стал с 1930-1931 – Станислав Иванович Краузе
В 1931- Михаил Гаврилович Воробьев
С 1932 по 1935 – Дмитрий Георгиевич Перминов

Настоящее название университет носит с 21 июня 1993 года.

Направление:
Эксплуатация транспортных средств (ЭТС)
Специальности:
Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование (ПТМ)
Автомобили и автомобильное хозяйство (АХ)
Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт) (СТ)
Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт) (ОП)
Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт) (ОБД)
Механизация и автоматизация строительства (МАС)
Мосты и транспортные тоннели (МТ)
Автомобильные дороги и аэродромы (АД)

Направление:
Архитектура (А)
Специальности:
Дизайн архитектурной среды (ДАС)
Реставрация и реконструкция архитектурного наследия (РРАН)

Направление:
Теплоэнергетика (ТЭ)
Специальности:
Теплогазоснабжение и вентиляция (ТГВ)
Водоснабжение и водоотведение (ВВ)
Безопасность жизнедеятельности в техносфере (БЖТ)

Направление:
Строительство (С)
Метрология, стандартизация и сертификация (МСС)
Специальности:
Промышленное и гражданское строительство (ПГС)
Производство строительных материалов, изделий и конструкций (СД)
Проектирование зданий (ПЗ)

Направление:
Менеджмент (М)
Специальности:
Экономика и управление на предприятии по отраслям (ЭУП)
Менеджмент организации (МО)

Специальности:
Городской кадастр (ГК)
Прикладная математика (ПМ)
Городское строительство и хозяйство (ГСХ)
Экспертиза и управление недвижимостью (ЭН)

Специальности:
Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование (ПТМ)
Промышленное и гражданское строительство (ПГС)
Теплогазоснабжение и вентиляция (ТГВ)
Водоснабжение и водоотведение (ВВ)
Автомобильные дороги и аэродромы (АД)
Экономика и управление на предприятии строительства (ЭУП)
Автомобили и автомобильное хозяйство (АХ)
Экспертиза и управление недвижимостью (ЭН)

.
.

Полезное

Места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
Места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ
Места проведения практики
Места проведения практической подготовки обучающихся
Места проведения государственной итоговой аттестации
Места осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам
Места осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
Места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программамМеста осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ
Места осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
Места проведения практики
Места проведения практической подготовки обучающихся
Места проведения государственной итоговой аттестации
Места осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам
Места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программамМеста осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ
Места проведения практики
Места проведения практической подготовки обучающихся
Места проведения государственной итоговой аттестации
Места осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам
Места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программамМеста осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ
Места осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
Места проведения практики
Места проведения практической подготовки обучающихся
Места проведения государственной итоговой аттестации
Места осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам
Места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программамМеста осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ
Места осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
Места проведения практики
Места проведения практической подготовки обучающихся
Места проведения государственной итоговой аттестации
Места осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам
Места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программамМеста осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ
Места осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
Места проведения практики
Места проведения практической подготовки обучающихся
Места проведения государственной итоговой аттестации
Места осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам
Места проведения практической подготовки обучающихся
Места проведения государственной итоговой аттестации
Места осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам
Места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ

Информация о местах проведения практик (организации, с которыми заключены
долгосрочные договоры о практической подготовке)

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (Воронежский ГАСУ) — существовавшее самостоятельно до лета 2016 года высшее учебное заведение города Воронежа. В настоящее время объединён с Воронежским государственным техническим университетом.

Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура

Учеными университета было предложено несколько инновационных решений для усовершенствования систем железных дорог, разработан проект реновации Воронежского водохранилища.

История развития Санкт-Петербургского Государственного
Архитектурно-Строительного Университета

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия

В статье описывается история развития Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Подчеркнуто, что современные архитекторы и инженеры должны хорошо представлять те возможности, которыми располагали зодчие и строители разных эпох. Показано, каких результатов можно достичь в области подготовки архитекторов и строителей, если не будет нарушена связь времен. Отмечено, что бесценный опыт прошлого, безусловно, играет решающую роль при подготовке современных архитекторов и строителей. В статье описан опыт строительной школы прошлых лет, без знания которого немыслимо развитие современного строительного дела.

Ключевые слова: российское строительное образование, архитектурное образование, инженерно-строительное образование, роль традиции в строительном образовании, опыт российской строительной школы.

On theDevelopment History of the St. Petersburg State University
of Architecture and Civil Engineering

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia

The article describes the history of the development of the St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering.  It is emphasized that modern architects and engineers should be well aware of the opportunities available to architects and builders of different eras. The study shows what results can be achieved in the field of training architects and builders if the connection between time periods is not broken. It is noted that the invaluable experience of the past, of course, plays a crucial role in the training of modern architects and builders.  The article describes the experience of the construction school of the past years, without the knowledge of which the development of modern construction is unthinkable.

Keywords:russian construction education, architectural education, civil engineering education, the role of tradition in construction education, the experience of the Russian construction school.

В истории Российского профессионального образования первый строительный вуз – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) – занимает особое место. Труды многих поколений ученых и педагогов не пропали даром. Сегодня СПбГАСУ по научно-педагогическому потенциалу, возможностям учебной и материальной базы является одним из ведущих вузов, готовящим кадры для всей строительной отрасли России.

В своем развитии старейший строительный вуз пережил несколько периодов «смены вех» и к своему 190-летию подошел с мировой известностью и устойчивым авторитетом передовой, успешной архитектурно-строительной школы.

Статья написана на основе архивных материалов Центрального Государственного Исторического Архива Санкт-Петербурга. Фонд 184. Институт гражданских инженеров Императора Николая 1 (1842-1918г.г.).


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНЖЕНЕРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Рис. 1 – Училище гражданских инженеров – Санкт-Петербургский Государственный
Архитектурно-Строительный Университет. Исторический фасад

На первых двух курсах в систему обучения были введены общеобразовательные предметы: Закон Божий, русский и французский языки, чистописание, география и история. Изучение специальных дисциплин велось в такой последовательности: первый курс-арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия; второй – аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, начертательная геометрия; третий – теоретическая механика, физика, теория сводов, архитектура; четвертый – прикладная механика, химия, архитектура, составление проектов и отчетности. Первым директором с 1832 по 1840 г. был генерал-майор Ф. А. Козен. С 1840 по 1842г. училищем руководил инженер-генерал-майор барон Притвиц. К преподаванию были приглашены профессора Института корпуса инженеров путей сообщения М. С. Волков, Я. А. Севастьянов, Н. Ф. Ястржембский, П. П. Мельников.

В 1836г. состоялся первый выпуск специалистов – 11 гражданских инженеров.

Архитекторское училище просуществовало менее двух лет, т.к. раздельная подготовка инженеров-строителей и архитекторов противоречила российской практике: губернские, уездные и городские архитекторы и их помощники должны были уметь решать весь комплекс проблем и вопросов, связанных с текущим строительством.

Новое учебное заведение – Строительное училище (СУ) (1842-1862г.г.) было организовано по типу военных училищ. Целью Строительного училища была подготовка строителей:

а) всякого рода архитектурных гражданских зданий;

б) дорог, мостов и плотин, водопроводов, артезианских колодцев;

Общее число воспитанников составляло 150 человек. Учебный курс состоял из шести классов. В первых пяти (от шестого до второго) преподавались теоретические науки, а в высшем (первом) повторяли теорию и занимались практическим изучением строительного искусства, включая составление проектов и смет.

В течение первых семи лет руководителем был все тот же Ф. К. Притвиц. Аналогом института проректоров по учебной работе и учебно-методических управлений был особый учебный комитет (полковник лейб-гвардии Литовского полка, барон Седеркрейц, инженер-полковник П. А. Языков, инженер-капитан К. И. Марченко).

В 1865 г. вся гражданская строительная часть страны была передана Министерству внутренних дел. Преобразования естественным образом затронули и систему подготовки кадров инженеров и архитекторов. 23 июля 1865 г. Строительное училище было передано в ведение МВД. Положенные по штату сотрудники военного звания замещались гражданскими, по преимуществу бывшими воспитанниками Строительного училища. Отменили вступительные экзамены по рисунку и черчению, что расширило возможности поступления, но отчасти снизило уровень выпускников. Преобразования в Строительном училище начал проводить в жизнь генерал-лейтенант А. Ф. Лишин, который был назначен директором училища в 1849 г. после кончины Ф. К. Притвица.

Директором ИГИ с 1886 по 1896 г. был выпускник строительного училища 1859г. профессор Д. Д. Соколов.

С 1895 года должность директора ИГИ занял Н. В. Султанов, выпускник Строительного училища 1873г., строил для графа С. Д. Шереметьева, для Юсуповых, Воронцовых-Дашковых, Черкасских и других известных семей, выполнял императорские заказы, построил много храмов, монументов (самый значительный – памятник Александру 11 в Московском Кремле), написал несколько учебников по архитектуре.

Директором ИГИ с 1904 по 1905г. был крупный специалист по строительным материалам и строительной технологии, автор большого количества научных трудов и учебников, профессор В. В. Эвальд.

Программа на 1906-1907 учебный год включала следующие предметы: рисование, архитектурное черчение, архитектурные формы, гражданская архитектура, архитектурные проекты, история архитектуры, строительные материалы и работы, мосты, дороги, математика, теоретическая механика, статика сооружений, сопротивление материалов, гидравлика, канализация, водоснабжение, отопление, вентиляция, электротехника, метрология, геодезия, физика, химия, языки, статистика, общее законоведение, богословие.

В 1906 г. в ИГИ работало 10 профессоров (рис.2), каждый из которых отвечал за конкретное учебное направление. Директором ИГИ в 1905 – 1921 гг. был выпускник ИГИ 1885г. профессор В. А. Косяков. Наряду с преподавательской деятельностью строил самостоятельно и в соавторстве с братьями – гражданским инженером Вл. А. Косяковым и архитектором-художником Г. А. Косяковым. В Петербурге по его проектам сооружено около 20 объектов, также его перу принадлежат многочисленные научные труды и учебные пособия.

С 1882 по 1917 г. институт подготовил 1500 гражданских инженеров, работавших по всей России.

Наиболее известными зодчими – выпускниками СУ и ИГИ являлись: К. С. Афанасьев, К. Я. Маевский, П. О. Сальмонович, И. А. Мерц, А. Ю. Новицкий, П. С. Купинский, А. А. Бертельс, Н. В. Дмитриев, В. В. Николя, С. А. Баранкеев, А. П. Максимов, С. С. Козлов, Л. В. Шмеллинг, Г. В. Барановский, А. А. Гимпель, С. П. Кондратьев, С. В. Баниге, Л. П. Шишко, С. С. Кричинский, П. Н. Батуев, А. И. Дмитриев, А. И. Клейн, Н. В. Васильев, М. М. Перетяткович, А. Ф. Бубырь, А. И. Зазерский, С. И. Минаш, П. Ф. Алешин, К. И. Розенштейн, Н. Д. Каценеленбоген, В. А. Веснин, А. А. Веснин.

В 1921 г. И ГИ перешел в ведение Главного управления профессионального образования. Система выборности директоров была отменена. Вместо скончавшегося В. А. Косякова на должность директора был назначен профессор Б. К. Правдзик. В 1922 г. общее количество учащихся достигло 550 человек. Впервые весьма существенной оказалась «пролетарская прослойка» (80 человек).

С 1922 по 1926 г. директором ИГИ был крупнейший специалист – мостовик, основатель передовой школы мостостроения Г. П. Передерий.

В 1923 г. к названию Института гражданских инженеров добавлено слово Петроградский. Факультеты были реорганизованы в отделения, каждое отделение имело свои учебные планы, Специализация начиналась с 3 курса. Учебный процесс был крайне нестабильным, что было обусловлено многочисленными экспериментами.

После переименования Петрограда в Ленинград и после переименования Института по инициативе директора Г. П. Передерия была введена новая учебная система, согласно которой семестр делился на три «пятинедельника». Во время первой недели читались установочные лекции и выдавались задания. В течение следующих трех недель студенты занимались самостоятельно. В последнюю неделю читались заключительные лекции. Экзаменационные сессии и дипломные проектирование исключались.

От системы «пятинедельников» из-за ее сложности и малой эффективности в итоге отказались. Отказались также и от «бригадно-лабораторного» метода, утвержденного Главпрофобром для всех вузов страны. Не выдержала испытания временем и система подекадного расписания.

1925 год стал началом реального преодоления десятилетнего кризиса института, вызванного обвалом экономики. В этом году диплом гражданского инженера получили 128 человек.

Общее количество студентов в начале 1926 г. составляло 867 человек, из них 97 женщин.

В начале 1929 г. открылось отделение фабрично-заводского строительства. Новая специальность формировалась сразу на четырех курсах, вначале обучение проводилось по общему плану, а на специализацию отводилось 650 часов.

Применялись лабораторно-бригадный и бригадно-групповой методы учебы, была отменена защита дипломных проектов, диплом заменялся выпускной работой, выполнявшейся бригадами, каждый член которой отвечал за свою часть работы.

15 апреля 1930 года ЛИГИ был передан в ведение Наркомата внутренних дел РСФСР, а 20 мая 1930 года институт получил новое название – Ленинградский институт коммунального строительства (ЛИКС). Новым директором был назначен 43-летний коммунист С. И. Краузе, имеющий начальное образование и специальность – слесарь-металлист.

Откликаясь на потребности народного хозяйства, институт в 1930г. провел первый массовый прием – 660 человек. Общее число студентов почти утроилось.

В 1931 г. на первый курс приняли 700 человек и провели очередную реорганизацию: вместо факультетов сформировали 8 отделений (инженерно-конструкторское, архитектурно-конструкторское, архитектурно-проектировочное, отопления и вентиляции, жилищное, организационно-плановое, организации и механизации строительных работ, эксплуатации коммунальных предприятий). Через год к этим специальностям добавились «Эксплуатация водопровода и канализации», «Банно-прачечные предприятия», «Очистка населенных мест».

С 3 января 1932 г. директором института стал Д. Г. Перминов – «выдвиженец» партии, вятский крестьянин, закончивший ЛИКС в 1930г. В сентябре 1932г. отделения укрупнили и превратили в факультеты во главе с деканами. Общее количество специальностей стало равно семи: «Архитектура жилых и общественных зданий», «Планировка и застройка населенных мест», «Организация и производство строительных работ, «Строительные конструкции», «Теплофикация, отопление и вентиляция», «Водоснабжение и канализация, «Планирование коммунального хозяйства и строительства». Восстановили зачетные сессии (дважды в год), дифференцированные оценки, дипломное проектирование с публичной защитой.

В 1935г., в связи с переводом на другую работу Перминова Д. Г., пост директора ЛИКС занял Упман Э. Э., который провел очередную реорганизацию. Были образованы 4 факультета: архитектурный, инженерно-строительный, инженерно-экономический и вечерний инженерно-строительный. В апреле 1936 года при институте была создана школа мастеров по художественной отделке зданий (просуществовала до 1941 г., выпустив сотни специалистов по штукатурно-лепному делу, малярно-декоративным работам, художественной обработке дерева и камня).

С 1936г. по 1937г. институт пользовался правом приема докторских диссертаций по всем специальностям, кроме экономических, т.к. в связи с унификацией экономического образования в стране осенью 1937г. был упразднен экономический факультет.

В 1938 г. институт возглавил Г. А. Чухманов, закончивший ЛИКС в 1931г., кандидат технических наук.

В 1939г. Л ИКС был передан в ведение Народного комиссариата по строительству.

К началу 1940-1941 учебного года на 22 кафедрах института работали 29 профессоров, 66 доцентов и старших преподавателей, 70 ассистентов, 29 преподавателей. Общее число работавших в институте достигало 400 человек. Численность студентов к концу этого учебного года составила 345 человек. Еще 350 человек занимались на рабфаке и в Училище художественной отделки зданий.

С 1931 по 1941гг. успешно защитили отделение аспирантуры и защитили кандидатские диссертации 62 человека. Учебный процесс обеспечивали 11 лабораторий и 17 кабинетов по всем основным специальностям. Фундаментальная библиотека насчитывала почти 36 тыс. томов, включая ценные книги и альбомы по архитектуре и строительному искусству.

Весной 1941 г. в структуру института входили четыре факультета: архитектурный, строительный, санитарно-технический и инженеров противопожарной обороны. Кроме факультетов работало отделение заочного обучения.

В марте 1941 г. было утверждено новое, более универсальное название вуза, вплоть до 1992 года он имел название – Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ).

В первые дни войны начались защиты дипломов. 196 человек закончили институт и ушли воевать. В конце июня были мобилизованы 80 сотрудников и аспирантов, а также ряд студентов. Из числа сотрудников и студентов 130 человек записались в народное ополчение, 200 воспитанников ЛИСИ стали курсантами военных училищ или сразу были направлены в действующую армию. Всего в рядах армии и флота служили во время войны 950 студентов, сотрудников и выпускников ЛИСИ 1941г. Среди них – 150 девушек.

Ученые института выполнили 24 исследовательские темы по заказам военных.

14 мая 1942 года значительная часть профессоров, преподавателей и студентов института вместе с другими вузами города тремя эшелонами была эвакуирована в Ессентуки. Но в связи с оккупацией Ставрополья 6 августа пришлось всех переправить на Алтай, в Барнаул, где в тяжелых условиях Чухманову Г. А. удалось наладить учебный процесс, научно-исследовательскую работу и даже открыть механический факультет.

В Ленинграде осталась небольшая группа (около 15 человек) служащих, которым было поручено сберечь институт, сохранить его имущество и библиотеку.

18 января 1943 г. была прорвана блокада Ленинграда, а уже в октябре одним из первых городских вузов ЛИСИ возобновил свою деятельность на строительном, архитектурном и сантехническом факультетах. К январю 1944г. общее количество учащихся достигло 300 студентов.

В июне 1945 г.директором ЛИСИ стал профессор Г. В. Никитин, выпускник ИГИ 1921 г., крупный специалист по строительству гидроэлектростанций и заводов. В то время в институте работали 7 академиков, 27 докторов наук и профессоров, 43 доцента и кандидата наук, 79 ассистентов и преподавателей. Научные темы разрабатывали около 50 аспирантов. Были полностью восстановлены лаборатории и кабинеты. Появились новые лаборатории: металловедения, теплотехники, электротехники. Были созданы кабинеты инженерной геологии, иностранных языков, обработки металлов резанием, деталей машин и механизмов, военной подготовки, физкультуры и спорта. В 1946 году ЛИСИ перешел в ведение Министерства высшего образования СССР.

К началу 1948 г. все восстановительные работы в институте завершились.

В июне 1948 г. в должности директора института был утвержден Хомутецкий Н. Ф., который в период с 1927 по 1935 г. возглавлял молодежную группу Всероссийского объединения пролетарских архитекторов. Разработанный этой группой проект дома-коммуны на 2 тыс.человек получил вторую премию на городском конкурсе. Участник Великой Отечественной войны. После войны до 1972г. заведовал кафедрой истории архитектуры и читал курс советской архитектуры.

В 1949 г. по предписанию Министерства высшего образования СССР была открыта специальность «Городское строительство и хозяйство (ГСХ)». К 1950 г. на пяти факультетах было 8 специальностей. На 34 кафедрах работали 180 преподавателей. Число студентов достигало 1300 человек.

В августе 1952 г. в должности ректора был утвержден профессор П. И. Боженов, выпускник Политехнического института 1929 г. Крупный специалист по силикатам и автоклавным технологиям. С конца 30-х занимал руководящие посты в правительственных структурах СССР. С 1941 по 1944г. участвовал в строительстве военно-промышленных объектов в Стерлитамаке. Лауреат Ленинской премии. При нем кафедра ГСХ превратилась в самостоятельный факультет, просуществовавший до 1959 г. Были созданы военно-морской строительный факультет, просуществовавший до 1958 г., и курсы ускоренного обучения на строительном и автодорожном факультете.

Во второй половине 50-х годов в архитектурно-строительной сфере произошел глобальный переход к индустриальному домостроению, запрещались любые проявления стилевого ретроспективизма («борьба с излишествами»). Это сопровождалось весьма болезненной перестройкой методики и программ обучения. Тем не менее, благодаря культурному заделу прошлого, преподаватели и выпускники проявили себя, как авторитетные зодчие и строители, и в новых условиях. Преподаватели, прошедшие школу архитектуры модерна, конструктивизма и ретроспективизма, всегда сохраняли реалистичный взгляд на архитектурную форму, ее связи с функцией, технологией, конструкцией. В педагогической деятельности утверждался взгляд на архитектора как на всесторонне образованного специалиста. Программы обучения предусматривали ликвидацию разобщенности в преподавании архитектуры и инженерных дисциплин, углубленное изучение истории архитектуры, освоение культурного наследия Петербурга.

В 1957 году произошла смена ректоров – руководить институтом стал профессор Е. И. Квасников, выпускник ЛИКСА 1931 г. Ранее работал на Горьковском автозаводе, в 1931-1934 г.г. проходил службу в рядах Красной армии. В 1934 г. он стал преподавателем кафедры деревянных конструкций.

После сдачи в эксплуатацию корпуса в переулке Бойцова, в этом здании разместились архитектурный факультет, лаборатория кафедры городского строительства, макетная мастерская, лепной класс и фотолаборатория.

В 1985 г. руководство институтом перешло профессору Г. Н. Шоршневу (ректор ЛИСИ в 1985 – 1990 гг.), который создал новые направления в области конструкций и расчетов специальных железобетонных сооружений, характеризующихся повышенным содержанием расчетной арматуры.

Начавшийся в стране период перестройки непосредственным образом отразился на работе вуза. Теряли свою незыблемость некоторые идеологические и профессиональные приоритеты. Начался процесс уменьшения бюджетного финансирования.

Сложная задача руководить институтом в условиях смены общественно-экономической формации в стране выпала на долю профессора Ю. П. Панибратова.

Статус университета вуз получил в 1993 г. Четыре его основных факультета: автодорожный, архитектурный, строительный и санитарно-технический – стали институтами, а их деканы – директорами. Соответственно были скорректированы учебные планы. Вырос объем дисциплин гуманитарного цикла. Среди других структурных преобразований – создание кафедры управления, факультета экономики и управления, кафедры организации строительства, кафедры охраны труда, факультета безотрывных форм обучения, факультета военного обучения.

В связи с переходом на новый расчетный норматив (10 студентов на преподавателя, вместо 8) в 1998-1999 учебном году произошло уменьшение штата на 13 % при одновременном увеличении учебной нагрузки на преподавателя с 720 до 760 часов на выпускающих и с 800 – 840 часов – остальных кафедрах. Экономический кризис сократил приток молодых специалистов.

Постоянно увеличивалось количество специальностей вуза. В 1994 г. на 1 курс принимали по 12 специальностям, а в 1999 г. – по 21 специальности и 4 магистерским программам. В 2000 г. была открыта подготовка еще по трем специальностям: «Проектирование зданий», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Прикладная математика».

К 2021 г. работало более 20 учебных компьютерных классов и 11 учебных компьютерных центров. Фундаментальные и прикладные научные исследования, проводимые в университете, были представлены следующими:

В 2000 г. действовали 5 докторских и 6 кандидатских советов. С 2002 г. работали 6 докторских советов. Их полномочия охватывали 15 «докторских» специальностей и 17 «кандидатских» – по 5 отраслям.

Трудный десятилетний период работы вуза явился настоящей «школой выживания». Однако удалось сохранить и даже повысить уровень научно-педагогической деятельности. Неизменным остался основной контингент преподавателей и профессоров.

Сегодня Университет достойно продолжает лучшие традиции высшей школы гражданских инженеров. Шедевры архитектурного искусства 18-19 веков были созданы выпускниками строительного училища и Института Гражданских Инженеров, на этих примерах обучались в СПбГАСУ и превратились в признанных мастеров архитектуры, наши современники, поддерживающие традиции российской школы гражданских инженеров: Полторацкий Е. М. Рейнберг М. А., Земцов Ю. И., Явейн Н. И., Романов О. С., Лукин В. П., Кондиайн М. О., Герасимов Е. Л., Мамошин М. А., Подгорнов Е. В., Ловкачев Д. В. (рис. 2, 3).

В состав вуза входят семь факультетов: архитектурный, строительный, автомобильно-дорожный, инженерной экологии и городского хозяйства, экономики и управления, судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте, безотрывных форм обучения, а также Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, Институт безопасности дорожного движения, Институт проектирования и обследований строительных конструкций, зданий и сооружений, Институт строительно-технической экспертизы, Малый архитектурный факультет, подготовительные курсы, 40 кафедр, учебно-компьютерный центр, научно-техническая библиотека, Музей истории Университета, Музей петербургского кирпича и другие подразделения, обеспечивающие учебный процесс и научную деятельность.

Университет готовит специалистов по 47 программам бакалавриата, 13 программам специалитета, 41 программе магистратуры.

СПбГАСУ проводит исследования по основным научным направлениям в своей области, осуществляет межвузовское сотрудничество и имеет творческие связи с вузами Германии, Италии, Франции, Австрии, Польши, Финляндии, США, Китая и др., осуществляет издательскую деятельность по выпуску учебной, учебно-методической и научной литературы. Издаются научно-технический журнал «Вестник гражданских инженеров», журналы «ArchitectureandEngineering», «МастерОК», «Архитектурный альманах», многотиражная газета «За строительные кадры».


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНЖЕНЕРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Рис.2 – Шедевры архитектуры выпускников института гражданских инженеров:

а – архитектор Косяков В. А. Военно-морской собор в Кронштадте; б – архитектор Кричинский С. С. Соборная мечеть в СПб; в – архитектор Барановский Г. В. Доходный дом Елисеевых в СПб; г – архитектор Сальмонович П. О. Варшавский вокзал в СПб


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНЖЕНЕРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Рис. 3 – Постройки современных архитекторов- выпускников СПбГАСУ:

а– архитектор Груздев Ю. П. Успенская церковь в СПБ; б – архитекторы Земцов Ю. И., Кондиайн М. О. Торговый комплекс «Невский центр» в СПб;в – архитектор Ахметханов Р. Коломяжская мечеть в СПб;
г – архитектор Мамошин М. А. Бизнес-центр

В Университете трудятся свыше шестисот преподавателей, более 70 % из них имеют ученые степени и звания. Используются лицензионное программно-информационное компьютерное обеспечение учебного процесса, научно-инновационной и управленческой деятельности, аудиовизуальные технические средства обучения.

СПбГАСУ занял первое место в предметном рейтинге RAEX по направлению «Архитектура», 35 место в естественных науках в рейтинге RUR, 42 место среди вузов России в технических науках в рейтинге RUR, 51 место в сотне лучших вузов России по версии международного рейтингового агентства «Эксперт РА».

СПбГАСУ обладает необходимым и достаточным учебно-аудиторным фондом и учебно-спортивной базой, столовой, буфетами, общежитием, медико-профилактическим центром, имеет базу отдыха на берегу Ладожского озера. Действуют Студенческий совет, Центр студенческого досуга и творчества, Служба содействия трудоустройству, Ассоциация выпускников СПбГАСУ.

Воспитательные задачи реализуются в научно-образовательной деятельности Университета с учетом его исторических традиций.

Вуз активно помогает Правительству Санкт-Петербурга в принятии научно обоснованных градостроительных решений, реконструкции центра города и его пригородов. Профессора и выпускники Университета внесли и продолжают вносить значительный вклад в строительство и реставрацию зданий Петербурга и других городов России. Выпускники вуза востребованы на строительном рынке, их ждут проектные организации и компании-застройщики Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.

Ректор – доктор экономических наук, профессор Евгений Иванович Рыбнов, вице-президент Международной общественной организации содействия строительному образованию, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук.

В статье представлен исторический анализ процесса подготовки архитекторов и инженеров-строителей в Санкт-Петербургском Архитектурно – Строительном Университете на протяжении веков с момента его основания. В России во все времена уделялось очень большое внимание обучению специалистов данного профиля, т.к. строительство — это один из самых современных видов деятельности, отвечающий социальным задачам «сегодняшнего» дня, базирующийся на «сегодняшних» теоретических знаниях и практических методах. В то же время современное строительство предназначено будущим векам и при этом не только и не столько в качестве материального воплощения замыслов архитектора и строителя, сколько в качестве идеи и эксперимента, которые в будущем могут стать нормой, открывая пути новым техническим и художественным идеям.

Миссия СПбГАСУ состоит в сохранении и приумножении традиций школы российских гражданских инженеров и уникальной градостроительной архитектурной среды Санкт-Петербурга и Российской Федерации; обеспечении инновационного развития страны в области архитектуры, строительства, транспорта и повышении качества жизни населения посредством подготовки высококвалифицированных, социально ответственных специалистов.

Сегодня Санкт-Петербургский Архитектурно-Строительный Университет является признанным лидером подготовки строительных кадров России и представляет собой истинное воплощение Российского Университета Созидания.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *