Конкурс бим гасу

Денис Валерьевич, в чем заключалось состязание?

Денис Нижегородцев: В чемпионате участвовали команды по девять человек, состоящие из студентов и магистрантов. В состав каждой команды входили архитектор, инженер-конструктор, инженер отопления, инженер вентиляции, инженер водоснабжения и водоотведения, BIM-координатор, инженер организации строительства, сметчик. В течение трех недель совместными усилиями участники каждой команды создавали цифровую информационную модель здания и проектную документацию. Следовало продумать все, начиная от этапа архитектурной концепции и заканчивая расчетом сметной стоимости и календарным планированием процесса строительства. Это была титаническая работа. В частности, участники чемпионата представляли расчеты и проекты несущих элементов, инженерных сетей, отопления, вентиляции, водоснабжения, электросетей. Финалом стала презентация проектов и их защита.

Создавались какие-то абстрактные объекты?

Денис Нижегородцев: У всех команд было одно задание – разработать модель транспортно-пересадочного узла в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. За ходом чемпионата следили представители строительных и проектных организаций, городской администрации, им показались перспективными некоторые решения, предложенные студентами. Изначально у нас не было цели практически реализовывать проекты команд. Но если цифровыми моделями ребят заинтересуются какие-то организации, то есть шанс, что их реализуют.

В СПбГАСУ созданию цифровых моделей в строительстве обучают только архитекторов или других специалистов тоже?

Денис Нижегородцев: Такая подготовка идет почти на всех специальностях. С BIM-технологиями знакомят студентов, обучающихся не только архитектурному или строительному проектированию, но и проектированию инженерных систем, электрических сетей. Изучают работу с цифровыми моделями зданий будущие сметчики, специалисты по календарному планированию строительства. Есть это направление в учебной программе студентов, изучающих техносферную безопасность и проектирование автомобильных дорог, мостов, тоннелей.

Практически все ведущие строительные компании уже используют BIM для проектирования объектов, но при эксплуатации готовых домов эта технология почти не применяется. Учат ли студентов СПбГАСУ использованию BIM на протяжении всего жизненного цикла зданий?

Денис Нижегородцев: Да, конечно. Глубже всего применение BIM-технологий на готовых объектах развито на направлениях, связанных с проектированием инженерных систем, вентиляции, водоснабжения. Это управление индивидуальными тепловыми пунктами, водомерными узлами, то есть то, с чем каждый день сталкиваются ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также поставщики ресурсов. Эксплуатация готовых объектов активно изучается и на направлениях подготовки, связанных с дорожным строительством.

В меньшем объеме применение BIM при эксплуатации объектов капитального строительства изучают студенты на архитектурном и на строительном проектировании. Кроме того, у нас есть отдельная специальность “38. 10 – Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура”, которая связана с управлением недвижимостью, там также эти вопросы поднимаются.

BIM-технологии со следующего года будут обязательны при строительстве объектов госзаказа. В связи с изменениями законодательства меняется ли учебная программа?

Денис Нижегородцев: У нас каждый год происходят изменения, мы актуализируем учебную программу, преподавательский состав проходит повышение квалификации по BIM, знакомится с обновлением программных продуктов.

BIM подразумевает использование разнообразного программного обеспечения. У вас есть какой-то золотой стандарт или вы знакомите студентов со всем спектром программ?

Денис Нижегородцев: Мы рассказываем учащимся обо всем ПО, в том числе и об отечественных продуктах, таких как Renga, Nanocad, SmetaWIZARD. У нас нет ограничений по количеству программного обеспечения. Некоторые учебные дисциплины специально направлены на то, чтобы студенты знакомились с разнообразным софтом. Есть предметы, на которых учащиеся сами выбирают, в какой программе работать. К примеру, при проектировании несущих конструкций студенты на свое усмотрение могут использовать Revit, Renga или Tekla. В вузе всячески поддерживается тренд на то, чтобы студенты ознакомились с максимумом программных продуктов. BIM-технологии стремительно развиваются. Чтобы быть высококлассным специалистом в этой области, необходимо следить за обновлениями и выбирать те инструменты для работы, которые дают больше всего возможностей и эффективности в решении конкретных задач.

– Переход к цифровой экономике предполагает переход к информационному моделированию зданий и сооружений, или, как принято называть их во всем мире, к BIM-технологиям. Технология BIM неуклонно входит в нашу жизнь. Это принципиально иной подход к проектированию, возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания, к управлению жизненным циклом объекта, включая его экономическую составляющую. Для реализации внедрения BIM требуются высококвалифицированные специалисты, владеющие соответствующим программным обеспечением. СПбГАСУ в числе вузов, осуществляющих подготовку таких специалистов.

Внедрение BIМ-технологий позволяет сократить издержки на строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, а также сократить время проектирования, – отметил ректор СПбГАСУ Евгений Рыбнов на открытии конференции.

В течение трех дней участники конференции обсуждали новейшее программное обеспечение, проекты, которые создаются с применением BIM-технологий, и законодательное регулирование отрасли. Вопросов для обсуждения оказалось много, ведь сами BIM-технологии начали применяться в проектировании относительно недавно, но уже сейчас специалисты с уверенностью говорят: за этим направлением будущее.

– Когда я говорю о BIM, меня интересуют три аспекта. Первый – как построить правильную модель. Второй – как передать модель тем, кто будет ее строить и заниматься ею дальше. Третий – как эта модель будет использоваться, – признался старший преподаватель Сайменского университета прикладных наук Тимо Тапани Лехтовиита.

Мария Калашникова, специалист по образовательным программам разработчика ПО Graphisoft, говорит, что BIM – это закономерный этап в развитии проектирования. Новые технологии позволяют просчитать все нюансы при строительстве и даже эксплуатации зданий, что дает возможность создавать уникальные объекты.

Алексей Семенов, заведующий кафедрой информационных технологий СПбГАСУ, говорит, что одно из главных преимуществ BIM – это открытость системы. Сейчас, как отмечает эксперт, проектировщики не просто ушли от чертежей и стали выполнять проекты в специализированных программах, а еще и перешли на работу с облачными технологиями: теперь весь процесс происходит в едином информационном пространстве. Современное ПО позволяет каждому участнику видеть объект только в зоне своей ответственности. Например, архитектор, ответственный за внешний вид фасадов, не получит данных о проложенных коммуникациях.

При строительстве любого объекта на всех этапах неизбежно возникают корректировки, и если они вносятся вручную, то нередко часть данных теряется. Кроме того, при проектировании специалисты зачастую не могут точно сказать, в какую сумму обойдется предложенное ими решение. BIM решает все эти вопросы. Архитекторы, конструкторы, специалисты по инженерным сетям и сметчики в реальном времени могут увидеть все изменения. Также проекты синхронизируются с календарным графиком, что позволяет не только поставить реальные сроки выполнения проекта, но и предотвратить нарушение технологий в строительстве, например, если работа башенных кранов накладывается по времени на прокладку подземных коммуникаций. Таким образом, BIM-моделирование позволяет сделать саму систему строительства максимально прозрачной.

Использование BIM-технологий требует от специалистов очень высокой квалификации. В ряде вузов уже готовят специалистов, которые могут работать в таких системах. На конференции красной нитью звучал тезис: отрасль еще в самом начале пути и уже через несколько лет появится необходимость в BIM-менеджерах, координаторах, программистах.

Внедрение BIM-технологий – это один из шагов в цифровизации. К 2030 году российские компании должны перейти на управление жизненным циклом объектов капитального строительства. И использоваться при этом будут как раз BIM-технологии. Официальный старт первого этапа внедрения информационного моделирования намечен на июль 2019 года.

Сейчас использование BIM-технологий не является обязательным, и компании внедряют именно те элементы, которые считают для себя наиболее важными. Конференция в СПбГАСУ позволила специалистам, что называется, “сверить часы”.

Специалисты отмечают, что использование BIM-моделирования в конечном счете способно значительно изменить облик городов, ведь такие технологии позволяют создавать уникальные здания и сооружения, реализовывать самые смелые замыслы архитекторов. Немаловажным является и то обстоятельство, что благодаря автоматизации проектирования и повышению прозрачности сводится к минимуму вероятность строительных ошибок. Также в перспективе BIM-технологии способны снизить себестоимость строительства и сделать жилье доступнее.

Технология предусматривает возможность выгрузки данных в универсальных форматах для представления информационной модели на экспертизу, выдачи разрешения на строительство, ввода сооружений в эксплуатацию, а также для проведения строительного надзора.

“Масштабные задачи и их достижение невозможно без внедрения инновационных методов, и, конечно, приоритетное значение здесь имеет в том числе цифровизация”, – отмечает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Козлов.

С января 2022 года формирование и ведение информационной модели объекта становится обязательным для заказчика, застройщика, технического заказчика и эксплуатирующей организации. Это ставит перед профессиональным сообществом целый ряд задач, которые предстоит выполнить в сжатые сроки. Сегодня по всей стране происходит обучение проектировщиков, обновление технического оборудования и внедрение соответствующего программного обеспечения. А для оптимизации экспертных процедур формируется единая система Главгосэкспертизы на базе единой цифровой платформы. К концу года она заработает почти для всех государственных экспертных организаций. Кроме того, весь прошлый год шла подготовка необходимой нормативной правовой базы.

В частности, были утверждены понятия цифровой модели объекта капитального строительства, выпущено очередное обновление классификатора строительной информации (КСИ). В его создании активное участие принимают представители профессионального сообщества. Как рассказал председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин, внесение поправок и изменений в КСИ стало важным этапом на пути развития BIM-проектирования в России.

В строительном сообществе существуют и опасения, связанные с тем, что переход на BIM-моделирование не удастся осуществить в положенные сроки

“В 2021 году проводится работа по применению классификатора на пилотных моделях в строительстве жилого, промышленного, дорожного назначения, – рассказал он. – Также Общественный совет принял активное участие в формировании нормативного поля для внедрения BIM-поправок в Градостроительной кодекс РФ, ряда постановлений правительства РФ и методических рекомендаций, которые заложили основы применения BIM”.

Уже сейчас эту технологию активно используют ведущие строительные компании страны. В портфеле инвестиционно-строительных проектов таких крупнейших компаний, как “Мостотрест”, “Газпром нефть”, Росавтодор, “РЖД”, Госкорпорация “Росатом”, технологии BIM представлены в полном объеме. Крупнейшими реализованными проектами в России с их использованием стали олимпийские объекты в Сочи, футбольные стадионы к ЧМ по футболу 2018 года, космодром Восточный и другие. С помощью BIM российской компании “Горпроект” удалось спроектировать самое высокое здание в Европе – башню “Лахта-Центр” в Санкт-Петербурге. Разработка проектных решений в информационной модели с последующим автоматизированным выпуском необходимых чертежей началась в 2019 году и в рамках программы реновации Москвы. Согласно сообщениям представителей столичных властей, первый такой дом по реновации сдадут в Москве в начале 2023 года.

Однако в строительном сообществе существуют и опасения, связанные с тем, что переход на BIM-моделирование для бюджетного строительства едва ли удастся осуществить в положенные сроки. Так, в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) по итогам тематических “круглых столов” и встреч с членами СРО отмечают, что в профессиональном сообществе сформировалось два основных взгляда на перспективы внедрения ТИМ. Представители одной точки зрения полагают, что поставленная задача по переходу гособъектов на BIM с января 2022 года практически невыполнима: крайне мало времени для обучения людей, а программное обеспечение не приведено к единому стандарту. При этом дороговизна оборудования и ПО делает BIM труднодоступным для значительной части небогатых региональных компаний. Представители второй позиции считают, что задача отчасти уже решена – отдельные проектировщики и строители уже используют элементы информационного моделирования, нужно лишь активизировать темпы работы.

По оценкам НОСТРОЙ, в числе потенциальных участников этого единого информационного пространства – около 460 тысяч исполнителей работ – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, по словам президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, процессу создания единого информационного пространства мешает ряд системных проблем.

“Среди них – отсутствие взаимодействия различных информационных систем в строительстве, законодательно определенного порядка взаимодействия участников в цифровой среде на всех этапах жизненного цикла объектов капстроительства, дефицит необходимых компетенций у ключевых участников процесса”, – отмечает он.

Впрочем, подобные лакуны во взаимодействии участников рынка существовали задолго до появления самой идеи цифровизации. Решению застарелых проблем призвано помочь широкое освоение новых компетенций. Обучение специалистов идет практически во всех профильных ведомствах, компаниях и организациях. К концу года по программе повышения квалификации “Осуществление функций государственного заказчика при реализации инвестиционно-строительных проектов с использованием технологий информационного моделирования” обучение пройдут более 360 государственных и муниципальных служащих и других участников госзаказа.

Обучение проводится на площадке Университета Минстроя НИИ строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук. Очередной этап программы обучения экспертизе проектной документации, подготовленной в форме информационной модели, пройдет и на площадке Главгосэкспертизы в августе-сентябре этого года. Планируется участие более 450 работников и представителей 74 региональных организаций госэкспертизы. Первый этап этой программы уже завершили 193 сотрудника Главгосэкспертизы, при этом для обмена опытом привлекались 124 работника из 11 региональных организаций государственной экспертизы Сахалинской, Пензенской, Тверской областей, Республики Марий Эл, Омска, Новосибирска и других субъектов РФ. Это особенно важно при той нехватке специалистов, которая есть на местах. Как отмечает депутат Законодательной Думы Томской области, генеральный директор ГК “Карьероуправление”, президент СРО “Томские строители” Екатерина Собканюк: “Томской области нужны сотни специалистов в сфере BIM. Мы полагаем, что в регионе будет разработана соответствующая “дорожная карта”, где будут прописаны все вопросы, в том числе вопросы финансирования обучающих программ”.

Повышенный спрос не остается без ответа со стороны академического сообщества. Так, например, Томский государственный архитектурно-строительный университет разрабатывает программы обучения для работы с информационными моделями. Часть программ уже работают, выпущены соответствующие специалисты. А на площадке Новосибирского ГАСУ (Сибстрин) недавно создан научно-образовательный консорциум, который должен способствовать комплексному внедрению в отрасли инноваций, в том числе и технологий информационного моделирования.

Таким образом, широкое внедрение технологий информационного моделирования уже вызвало активную перестройку отрасли. Сегодня такая работа ведется при участии профильных ведомств, профессиональных объединений, отраслевых вузов.

Подготовка высококвалифицированных кадров для цифровой экономики – одна из актуальных задач нашего времени. Она отражена в национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с современными трендами с 11 октября по 8 ноября Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет провел очередной Всероссийский BIM-чемпионат.

Генеральным партнером мероприятия выступило Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Партерами BIM-чемпионата стали: Ассоциация деревянного домостроения, AMCAD, Graphisoft, «Лира Софт», «Визардсофт», «Большепролёт»; в состав жюри входили представители NNDevelopment, Renaissance Construction, «Газпромнефть-Цифровые решения», ГК ФСК, «ПНК-Девелопмент» и других компаний.

В состязании участвовали 7 команд из СПбГАСУ, Национального исследовательского московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), Самарского государственного технического университета (СамГТУ), Ивановского государственного политехнического университета (ИвГПУ), Тюменского индустриального университета (ТИУ) и Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ).

В состав каждой команды входили архитектор, инженер-конструктор, инженер отопления, инженер вентиляции, инженер водоснабжения и водоотведения, BIM-координатор, инженер организации строительства, сметчик. Команды проектировали здание транспортно-пересадочного узла и, в том числе, создавали его информационную модель. Победу одержала команда СПбГАСУ.

По мнению координатора BIM-чемпионата, директора лаборатории цифровых информационных моделей в строительстве СПбГАСУ Дениса Нижегородцева, для перехода строительной отрасли к полноценному взаимодействию в цифровом формате необходимо решить множество задач. Наиболее приоритетная из них – подготовка кадров, которые знакомы не только с инструментами или программными комплексами, но и с идеологией их применения. Организация таких мероприятий, как BIM-Чемпионат, позволяет дать обучающимся уникальный опыт командного проектирования с применением самых передовых разработок в сфере информационного моделирования зданий.

«Важно погружать студентов в среду, которая наиболее способствует их развитию. Для организации такой BIM-лояльной среды в СПбГАСУ создана Лаборатория цифровых информационных моделей в строительстве, техническое и программное оснащение которой позволяет изучать российские и зарубежные решения в части применения технологий BIM, виртуальной и дополненной реальности», – рассказал Денис Нижегородцев.

«Цифровизация уверенно входит в разные сферы жизни, и наш вуз не может остаться в стороне от этого процесса. Проводимые в СПбГАСУ с 2018 года BIM-чемпионаты пользуются большой популярностью у студентов и доказали свою эффективность. Мы делаем все возможное, чтобы из стен СПбГАСУ выходили обладающие необходимыми компетенциями специалисты», – поделился ректор СПбГАСУ Евгений Рыбнов.

Соединительная ветвь Киевского направления позволит реализовать направление МЦД-4. Утвержден проект развития территории между Киевским и Смоленским направлениями железной дороги, в рамках которого появится соединительная ветвь. Об этом сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. «Киевское направление МЖД на сегодняшний день – единственное из десяти направлений железной дороги тупиковое. Благодаря появлению соединительного участка, который в будущем войдет в состав МЦД-4 «Апрелевка – Железнодорожный», жителям станет значительно проще и удобнее передвигаться по городу. Соединительная ветвь начнется в районе Поклонной горы, пройдет через территорию Сити и выйдет к Белорусскому вокзалу. В рамках реализации проекта предусмотрено 4 новые станции: Кутузово, Камушки, Поклонная и Ермакова Роща, две из них, Кутузово и Камушки, – с пересадкой на МЦК. Важно, что вдоль соединительной ветви, находятся районы интенсивного развития, такие как Сити. После реализации проекта пассажиры смогут не только пересесть на новый диаметр, а воспользоваться большой кольцевой линией и радиальными направлениями, а также комфортно, без пересадок доехать до Белорусского вокзала», – рассказала Юлиана Княжевская. Также для удобства горожан, работающих в деловом квартале, подразумевается строительство подземной пешеходной галереи между станцией Тестовская и территорией СИТИ. Благодаря этому, пассажиры получат возможность пересадки через крытые галереи между различными видами транспорта: железная дорога, метро, МЦК, МЦД. Протяженность соединительной ветви составит порядка 8 км. Данный проект позволит предоставить альтернативные маршруты по городу, оптимизировать загрузку МЦК, метро в этом секторе, и сократит время поездки пассажиров.

КГИОП потребовал снести катальную горку и смотровую вышку во дворе Никольских рядов на Садовой ул. , 62. Сейчас эти объекты пытаются легализовать, но полностью сохранить их не получится. Комитет Смольного по охране памятников подал в суд на АО “Никольские ряды” (собственник участка). Чиновники требуют в течение месяца демонтировать сооружения, зафиксированные актом КГИОП на дворовой территории федерального памятника архитектуры — Никольского рынка. “Конструкции монтированы в виде деревянной горки и высотной вышки, верхняя часть которой возвышается над объектом и наблюдается со стороны набережной Крюкова канала и Садовой улицы. Данное обстоятельство оказывает влияние на восприятие исторически сложившегося облика объекта”, — сообщила пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова. В случае неисполнения решения в срок комитет просит оштрафовать “Никольские ряды” на 100 тыс. рублей, а при дальнейшем уклонении от меча правосудия — выписывать ещё по 200 тыс. рублей штрафа в месяц. Никольский рынок к лету 2018 года был реконструирован под гостиницу при участии фонда VIYM Андрея Якунина. В ходе этих работ, по оценке градозащитника Павла Шапчица, демонтажу подверглось ⅔ исторической кладки (конструкции признали аварийными). Под двором хотели организовать паркинг, но Минкульт сделать это не позволил. Впрочем, полностью от использования двора не отказались. В декабре здесь построили катальную горку высотой 12 метров и длиной 70 (за катание брали 400 рублей). Рядом была возведена ещё более высокая смотровая башня. Разрешения на эти работы КГИОП не выдавал. В июне этого года комитет выдал “Никольским рядам” задание на разработку проекта (а позднее согласовал документацию) на “объект для проведения всесезонных мероприятий с установкой временных сооружений”. Смотровой вышки этим проектом не предусмотрено. Планируется, что во дворе останется горка, которую летом будут превращать в амфитеатр. А также, в зависимости от сезона, там появятся дорога для ватрушек, ёлки, “дома для фуд–корта”, “гольф–поле”, “мост через “зелёную реку”” и другие сооружения. Впрочем, разрешение на работы не выдавалось. “Изначально “Никольский двор” задумывался как pop up проект, что означало, что каждый сезон мы придумываем новую концепцию. В этом контексте АО “Никольские ряды” в декабре 2020 года подало документы по согласованию временных конструкций во дворе в рамках зимнего проекта — 2020–2021”, — сообщили в компании Ales Capital Group, которая управляет активами VIYM в России. Однако в процессе обсуждения “приняли решение оставить данные конструкции и трансформировать их функционал для всесезонного использования”. В связи с чем “Никольские ряды” заново инициировали согласование “проектной документации на застройку двора” в КГИОП и получения разрешений. “В настоящий момент КГИОП уже согласовал проектную документацию (то есть концепцию застройки двора), и мы ожидаем того, что все этапы по оформлению разрешения на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия будут завершены в ближайшее время”, — добавили в компании.

18 апреля в Санкт-Петербурге состоится очередной бесплатный семинар, организуемый Экспертным Строительным Клубом (МОО «ЭСК»).

На семинаре будут раскрыты основы деятельности и функции Технического заказчика, одного из ключевых участников строительного цикла, отвечающего за качество работ на объекте на всех этапах строительства.

В ходе семинара будет подробно рассмотрена процедура независимого строительного контроля как важной составляющая деятельности Технического заказчика,  дано представление о нормативно-правовых аспектах деятельности Технического заказчика в соответствии с действующим законодательством; на примерах показана роль Технического заказчика в качестве ответственного исполнителя в части подготовки разрешительной документации, разработки проектной документации, прохождения процедуры всех согласований, а также в организации строительной площадки, получения технических условий на подключение к инженерным сетям, строительного и финансового контроля и не только.

Семинар предназначен для руководителей строительных, проектных организаций, главных инженеров проекта, руководителей и специалистов служб контроля качества строительных предприятий, и всех заинтересованных лиц.

Модератор и ведущий эксперт: Зозуля Виктор Алексеевич – Президент Экспертного Строительного Клуба («ЭСК»); Президент группы компаний «Н. »; Почетный строитель России; Строительный эксперт России 2 степени; Международный Эксперт-строитель; Член Совета Национального объединения экспертизы в строительстве (НОЭКС).

Это очередное мероприятие из цикла бесплатных семинаров, посвященных острым вопросам реформирования строительной отрасли и организации строительных, проектных, изыскательских работ в условиях происходящих преобразований. Инициатором и организатором выступает Межрегиональная общественная организация «Экспертный Строительный Клуб». Участники Клуба имеют возможность формировать тематику семинаров цикла и первыми получать информацию об их проведении.

Участие в семинаре бесплатное!

Количество мест ограничено! Предварительная регистрация обязательна!

Начало семинара: 18 апреля 2019г. в 13

Продолжительность: 3,5 часа, с перерывом на кофе-брейк.

Место проведения: Санкт-Петербург, ст. «Кировский завод», пр. Стачек, д. 47а, БЦ «Шереметев», 1 этаж, вход с ул. Кронштадтской, конференц-зал Института «ИПАП».

Контактное лицо: главный специалист по внешним коммуникациям «Экспертного Строительного Клуба» Сабанина Анна Сергеевна

Телефоны для справок: +7 (812) 900-60-20, +7 (981) 755-01-60

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) активно внедряет BIM-технологии в учебный и научный процесс. По словам заведующего кафедрой ИТ СПбГАСУ к. Алексея Семёнова, сегодня изучение BIM-технологии – неотъемлемая часть подготовки высококвалифицированных специалистов.

– Алексей Александрович, Президент РФ Владимир Путин в июле этого года дал поручение Правительству обеспечить развитие BIM-технологий. Придаст ли это осязаемый толчок развитию отрасли?

– Согласно данному поручению, к 1 июля 2019 года должен быть выполнен целый ряд важных действий, которые станут существенным стимулом для перехода строительной отрасли на BIM-технологии. Документ четко ставит конкретные задачи, что говорит о действительно серьезном внимании руководства страны к проблеме.

Следует отметить, что важным пунк­том данного поручения является вопрос обеспечения подготовки специалистов в сфере информационного моделирования в строи­тельстве. Зачастую при решении каких-либо глобальных проблем забывают о необходимости развития соответствующей области образования, но здесь как раз наоборот: фактически, этот документ является сигналом к активным действиям для строительных вузов.

Уверен, что благодаря поручению Президента России и вниманию к этой теме процесс внедрения BIM-технологий получил серьезную поддержку и его темпы будут только возрастать.

– Как внедряются BIM-технологии в СПбГАСУ?

– В СПбГАСУ внедрение BIM-технологий в учебный и научный процесс началось несколько лет назад. Процесс этот не очень быстрый, поскольку связан с переходом на непривычную для многих российских вузов систему – междисциплинарное проектное обучение, когда студенты разных специальностей должны учиться работать вместе, выполняя общий проект. Только обучая студентов такой совместной работе, можно подготовить высококвалифицированного специалиста, который сразу после окончания университета сможет влиться в коллектив, работающий в рамках концепции BIM. Должен сказать, что возможность получить такой опыт вызывает у студентов колоссальный интерес.

Включение в образовательный процесс междисциплинарного совместного обучения, как и переход на все новое и современное, требует не только большой организационной работы, но и опытных преподавателей, готовых к такому переходу. К счастью, в настоящий момент в СПбГАСУ такие специалисты есть – многие имеют опыт работы в проектных организациях, где BIM-технологии уже активно применяются. Кроме того, все больше преподавателей проходят повышение квалификации по этому направлению и стремятся внедрить полученные знания в учебный процесс.

Также важным для использования возможностей современных BIM-технологий является наличие современных мощных компьютеров.

Существенным преимуществом BIM-моделирования является и то, что полученная информационная модель совместима с технологиями виртуальной и дополненной реальности и техноло­гиями печати на 3D-принтерах.

– В поручении Президента по BIM-технологиям говорилось и о стимулировании разработки и использования отечественного ПО. Готов ли к этому рынок?

– К сожалению, в России внедрение BIM-технологий началось на годы позднее, чем в ряде других стран. Разработка своего программного обеспечения была инициирована давно, но не получала должного внимания и поддержки, поскольку отрасль не была готова к переходу на BIM и новые возможности интересовали только отдельные строительные компании. За это время зарубежное программное обеспечение очень активно развивалось, поэтому сейчас мы чувствуем разницу и необходимость наверстывания упущенного.

В настоящее время это отставание стремительно сокращается, поскольку разработку отечественного ПО во многом стимулирует возросший интерес строительных компаний.

В связи с этим возрос интерес и к подготовке специалистов-разработчиков программного обеспечения, то есть программистов. Одним из существенных конкурентных преимуществ в настоящее время становится знание предметной области – понимание того, как происходит процесс проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации строительного объекта. Кстати, наш университет уже начал подготовку таких специалистов в рамках направлений подготовки бакалавриата и магистратуры «Прикладная математика и информатика». Помимо программирования и необходимых знаний из области строительства, студенты знакомятся с зарубежным и отечественным программным обеспечением. Многие из них потом проходят производственную практику в крупной компании-разработчике отечественного ПО для BIM «АСКОН».

– Имеет ли отечественное ПО конкурентные преимущества перед западными аналогами?

– Одними из основных преимуществ в данном случае являются сравнительно низкая стоимость, а также «заточенность» российского ПО под те ГОСТы и стандарты, которые приняты у нас в стране. Зачастую бывает очень сложно соблюсти все требования при подготовке проектной документации, используя зарубежное программное обеспечение. Некоторые вещи там просто не поменять, или же они вообще не предусмотрены.

– Что сегодня можно сказать о внедрении технологии BIM в проектирование и строительство?

– С каждым днем все больше строительных компаний решаются на этот шаг, ведь помимо всех очевидных преимуществ новых технологий это для них, в первую очередь, возможность удержаться на рынке, а если поторопиться – то еще и улучшить свои позиции.

Важно понимать, что здесь нельзя все четко делить на две категории – есть в организации BIM или его нет. Информационное моделирование включает в себя очень много разделов и стадий, единовременно внедрить которые точно не получится. Этот процесс происходит постепенно.

– Может ли BIM повлиять на оптимизацию численности персонала в компаниях?

– Внедрение BIM, конечно же, влечет за собой некоторые изменения, но каждый случай индивидуален. Помимо возможного сокращения числа сотрудников, выполняющих схожую работу, появляются новые обязанности и, соответственно, новые должности, такие как BIM-менеджер, BIM-координатор и т.

РУБРИКА:
Технологии и материалы

Конкурс бим гасу

Заместитель генерального директора строительной корпорации «ЛенРусСтрой» Максим Жабин рассказал «Строительному Еженедельнику» о модернизации Киришского домостроительного комбината, входящего в холдинг. По словам девелопера, техническое перевооружение предприятия сделает его продукцию весьма востребованной на строительном рынке и удовлетворит все запросы заказчиков. – Максим Владимирович, в связи с чем было принято решение о модернизации Киришского ДСК?– Любое производственное предприя­тие требует регулярной модернизации и технического обновления. Особенно это касается строительной сферы, прогресс которой не стоит на месте. Для корпорации «ЛенРусСтрой», в которую входит Киришский ДСК, модернизация пред­приятия носит и стратегический характер. Она позволит снизить себестоимость выпускае­мой продукции, повысить ее маржинальность и сделать весьма востребованной у других игроков строительного рынка.

Конкурс бим гасу

Конкурс бим гасу

Парковочные пространства – это один из немногих сегментов рынка недвижимости, не обласканных инвесторами. Исполнительный директор Ассоциации развития парковочного пространства Андрей Коротков призывает не обходить парковки стороной, ведь вложения в них окупаются зачастую быстрее, чем в другие виды недвижимости. – Парковочные пространства не воспринимаются в России как объект инвестирования, почему?– В России парковки – это самый недооцененный вид недвижимости, в то время как в Европе это полноценный самостоя­тельный рынок, который работает по своим законам. У нас эти законы тоже прекрасно действуют, однако российские инвесторы просто не знают, как вкладываться в такие объекты. При этом у этого сегмента множество плюсов. – Расскажите об этих плюсах. – Разберем на реальном примере. Очень многие готовы стать рантье, т. купить квартиру, сдавать ее и таким образом зарабатывать. Сегодня нормальная одно-двухкомнатная квартира эконом-класса в спальном районе стоит около 3–4 млн рублей в зависимости от локации и стадии готовности дома. При этом в квартире нужно сделать ремонт, купить хотя бы необходимый минимум мебели и техники. Сдаются такие квартиры примерно за 19–30 тыс. рублей. Плюс коммунальные платежи примерно 3–5 тыс. рублей. Ну вот и посчитайте срок окупаемости. За эти же 3–4 млн можно купить около 10 машино-мест в многоэтажном паркинге. Стоимость аренды парковки в Петербурге сейчас колеблется от 3,5 тыс. до 6 тыс. рублей в зависимости от локации. Коммунальные платежи в среднем составляют 1,2–1,5 тыс. рублей в месяц. В общем, срок окупаемости очевидно меньше. При этом парковок в городе не хватает, поэтому на каждое машино-место в наших объектах выстраивается очередь из потенциальных арендаторов. Снимая квартиру, арендатор обращает внимание на множество нюансов, на которые владелец жилья просто не может повлиять. Очень важна транспортная инфраструктура, обеспеченность социальными объектами. Соседи могут оказаться шумными дебоширами. В случае с парковками все это вообще не важно. – Все ли парковки так востребованы?– Конечно, нет. Востребованность парковок во многом зависит от локации. Естественно, что паркинг, расположенный вдали от коммерческой и жилой недвижимости, востребован не будет. Впрочем, опять же – для квартир локация гораздо важнее. В Петербурге такой дефицит парковок, что ошибиться практически невозможно. Кроме того, у владельца паркинга всегда есть возможность повысить его доходность. – Как можно повысить доходность паркинга?– Парковки должны быть многофункциональными. С советских времен гараж – это не только место, где хранится автомобиль, а клуб по интересам, где люди собирались, чтобы пообщаться, что-то отремонтировать. В современных паркингах можно разместить автомойку, шиномонтаж, небольшой автосервис, камеру хранения, магазин сопутствующих товаров, кафе быстрого питания и т. В отдельных случаях при строительстве многоэтажного паркинга можно один этаж отдать под обычный супермаркет. В городе уже есть многочисленные примеры, когда строительство 5–7-этажного неотапливаемого проветриваемого паркинга обошлось в сумму меньшую, чем выручка от продажи его первого этажа под супермаркет. – Возможно, инвесторы не обращают внимание на парковки потому, что в городе мало мест для строительства больших объектов?– В Петербурге огромный дефицит парковок. Еще Валентина Ивановна Матвиенко в свою бытность губернатором говорила, что в городе должно быть построено 500 паркингов, чтобы просто снять напряженность. С того момента было построено только 11 современных объектов. Рынок абсолютно не насыщен. Сейчас известно 400-500 адресов, где строительство паркингов можно начинать уже сейчас, но, конечно, в центре города многоуровневые объекты не нужны. Большие паркинги логично строить в спальных районах. В центре, где места меньше, а также крайне важен внешний вид жилой среды, можно сделать ставку на роторные парковки. Их можно разместить, например, во дворах-колодцах не первой жилой линии, а подальше, чтобы они не бросались в глаза. Места под заглубленные парковки можно найти как в центре, так и на окраинах города. Кроме того, в Европе существует практика, когда аварийное здание превращают в парковку: фасад сохраняется, а начинка перестраивается. Конечно, к этому вопросу надо подходить осторожно, так можно поступать только с действительно разрушающимися зданиями, которые не являются историческим и культурным достоянием, которые расположены не на виду у туристов, а на отдалении, где их, по сути, никто не видит. Объектов, подходящих под эти критерии, в Петербурге предостаточно. Есть технологии, позволяющие увеличить вместимость паркингов. В Европе сделана ставка на механизированную или полностью автоматизированную парковку автомобиля. В таком случае водитель не сам заезжает в паркинг по специальным рампам, которые занимают драгоценную площадь, а поднимается на нужный этаж на автомобильных подъемниках или лифтах. В результате в паркинге, где мы размещаем 300 машино-мест, немцы могут вместить 500 автомобилей. Однако тут стоит учитывать, что паркинг с лифтом обходится дороже, а значит, вырастет и стоимость машино-места. Даже для уже построенных паркингов есть решения по увеличению их парковочной емкости. Например, двухуровневые механизированные системы можно установить на одно машино-место, а парковать две машины одновременно. – Кто может инвестировать в парковки?– Благодаря низкому порогу вхождения инвестором может стать как физическое, так и юридическое лицо. Это рынок для рядовых горожан, которые хотят защитить свои сбережения от инфляции. Это рынок для рантье, у которых уже есть несколько квартир и покупка новой значительно не повысит доходы. Это рынок для компаний, которые готовы арендовать и обслуживать городские парковки (в том числе – перехватывающие) и которые знают, как повысить доходность таких объектов, снизив нагрузку на городской бюджет. Это рынок для крупных компаний, которые готовы строить современные паркинги. Приглашаем все заинтересованные организации к сотрудничеству с нашей Ассоциацией!РУБРИКА:
Инвестиции

Конкурс бим гасу

Несколько лет подряд Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет проводит BIM-чемпионат, в котором молодым специалистам стараются привить навыки работы с BIM-инструментами. Во время Чемпионата студенты могут проверить свои компетенции в условиях, максимально приближенных к реальным: ведь им предстоит не только решить задачу в рамках своей компетенции, но и работать в команде и осуществлять координацию с другими дисциплинами. В рамках BIM-Чемпионата СПбГАСУ соорганизатором выступает Ассоциация «Национальное объединение проектировщиков и изыскателей». О заданииВ короткие сроки участникам Чемпионата необходимо выполнить конкурсное задание*: создать проект объекта дошкольного образования на 160 мест на основании исходных данных (представленных в Техническом задании по разделам). Задание рассчитано на 2 этапа работы:

  • Заочный этап – полностью самостоятельная работа команд по разработке эскизной модели.
  • Онлайн этап – работа команд в соответствии со строго установленным расписанием.

* — Конкурсное задание подготовлено экспертным сообществом BIM-Чемпионата СПбГАСУ и ООО «ЭталонПроект». Об участникахВ качестве Участников выступают команды студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета (3 курс и старше) и магистратуры (1 и 2 курс). Команда состоит из шести участников, каждый из которых занимает роль, соответствующую только одной из Компетенций. Чемпионат является открытым и принять в нем участие может команда студентов из любого вуза. Задание включает несколько разделов, выполняемых специалистами следующих Компетенций:

  • Архитектор
  • Конструктор
  • Инженер отопления
  • Инженер вентиляции
  • Инженер водоснабжения и водоотведения
  • Сметчик

Оценка работОценка выполненных работ производится членами жюри Чемпионата. Жюри производит проверку обезличенных работ в порядке, определенным жеребьевкой. Это обеспечивает отсутствие аффилированности участников и экспертов от одной организации. Работы Участников оцениваются по объективным и субъективным критериям. ПризыПобедители и призеры чемпионата определяются как в командном зачете, так и в личном зачете. В личном зачете по номинациям:

  • Лучший архитектор
  • Лучший конструктор
  • Лучший инженер отопления
  • Лучший инженер вентиляции
  • Лучший инженер водоснабжения и водоотведения
  • Лучший BIM-сметчик

Победители и призеры чемпионата награждаются дипломами, Очками виртуальной реальности Google Cardboard и памятными сувенирами от партнера Чемпионата – компании GRAPHISOFT. Дипломы победителей и призеров чемпионата подписывает председатель оргкомитета чемпионата. Все участники чемпионата получают сертификаты участника и памятные сувениры от партнера Чемпионата – компании GRAPHISOFT. После завершения процедуры награждения списки победителей и призеров чемпионата размещаются на официальном сайте СПбГАСУ. Важные даты

  • Регистрация участников – до 6 ноября 2020 г.
  • Заочный этап – 2 ноября – 16 ноября 2020 г.
  • Онлайн этап – 23 ноября — 28 ноября 2020 г.
  • Подведение итогов. Торжественная церемония объявления итогов, награждение победителей, закрытие BIM-Чемпионата – 30 ноября 2020 г.

Как подать заявкуДополнительная информация: Получите бесплатную учебную версию Archicad для участия в BIM-Чемпионате прямо сейчас на сайте myarchicad. com. При регистрации в качестве студента или учебного заведения, необходимо указать название учебного заведения. Видеоролик по установке Archicad можно посмотреть по ссылке. О GRAPHISOFTО СПбГАСУФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ) сегодня — крупный учебный и научный центр, единственный в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации вуз, осуществляющий комплексную подготовку специалистов в области строительства, архитектуры, транспорта и инженерно-экологических систем. СПбГАСУ имеет давние профессиональные и педагогические традиции и постоянно обновляет технологии обучения, тематику и методику научных исследований. Миссия СПбГАСУ состоит в сохранении и приумножении традиций школы российских гражданских инженеров и уникальной градостроительной и архитектурной среды Санкт-Петербурга и Российской Федерации, в обеспечении инновационного развития страны в области архитектуры, строительства, транспорта и повышении качества жизни населения посредством подготовки высококвалифицированных, социально-ответственных специалистов на основе современных научных методов и образовательных технологий. О Национальном объединении изыскателей и проектировщиковАссоциация саморегулируемых организаций Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» образована в связи с принятием Федерального закона № 320 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» путем реорганизации в форме слияния Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» (Национальное объединение проектировщиков, НОП) и Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания» (Национальное объединение изыскателей, НОИЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *