КОНЦЕДЕНТОМ В РАМКАХ ГЧП ЯВЛЯЕТСЯ

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества;

2) проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства (далее также – проект) – проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;

3) соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве (далее также – соглашение) – гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

4) публичный партнер – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) частный партнер – российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение;

6) финансирующее лицо – юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору о совместной деятельности объединение двух и более юридических лиц, предоставляющие заемные средства частному партнеру для реализации соглашения на условиях возвратности, платности, срочности;

7) прямое соглашение – гражданско-правовой договор, заключенный между публичным партнером, частным партнером и финансирующим лицом или финансирующими лицами (далее также – финансирующее лицо) в целях регулирования условий и порядка их взаимодействия в течение срока реализации соглашения, а также при изменении и прекращении соглашения;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

8) сравнительное преимущество – преимущество в использовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации проекта, перед использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации государственного контракта, муниципального контракта, при условии, что цена товара, работы, услуги, количество товара, объем работы или услуги, качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иные характеристики товара, работы, услуги при реализации проекта равны цене товара, работы, услуги, количеству товара, объему работы или услуги, качеству поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иным характеристикам товара, работы, услуги при реализации государственного контракта, муниципального контракта;

9) эксплуатация объекта соглашения – использование объекта соглашения в целях осуществления деятельности, предусмотренной таким соглашением, по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в порядке и на условиях, которые определены соглашением;

10) техническое обслуживание объекта соглашения (далее также – техническое обслуживание) – мероприятия, направленные на поддержание объекта соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего или капитального ремонта;

11) уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 18 настоящего Федерального закона;

12) совместный конкурс – конкурс, который проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, двумя и более публичными партнерами в целях реализации проекта и по итогам которого каждый публичный партнер заключает соглашение с победителем совместного конкурса или иным лицом, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом на заключение такого соглашения.

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3

1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 29.06.2018 N 173-ФЗ)

1.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

1.2. В случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4.1 настоящего Федерального закона.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 29.06.2018 N 173-ФЗ)

2. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

3. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

3.1. В целях настоящего Федерального закона к техническому обслуживанию объекта концессионного соглашения относятся мероприятия, направленные на поддержание объекта концессионного соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего и (или) капитального ремонта. Перечень таких мероприятий устанавливается концессионным соглашением.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

4.1. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

5. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения, определенного решением о заключении концессионного соглашения, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

6. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается.

7. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное.

8. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

9. Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее – иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения. Такое имущество на момент передачи его концессионеру должно быть свободно от прав третьих лиц, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ, от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

9.1. Концессионным соглашением может предусматриваться передача концедентом во владение и в пользование концессионеру объекта незавершенного строительства, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, для создания на его основе объекта концессионного соглашения (за исключением случая, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона).

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 11.06.2022 N 154-ФЗ; в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

10. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

11. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением.

12. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.

13. Концедент вправе принимать финансовое участие в создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использовании (эксплуатации) объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (далее – финансовое участие концедента) в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

13.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 275-ФЗ.

14. Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частями 9 и 9.1 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество. Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать один месяц с даты ввода данного объекта в эксплуатацию. Ответственность концессионера за нарушение этого срока определяется концессионным соглашением.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 25.04.2012 N 38-ФЗ, от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

16. Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.

(часть 16 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

17. Обращение взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества не допускается.

(часть 17 введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

С 01.01.2024 ст. 4 дополняется ч. 7 (ФЗ от 10.07.2023 N 296-ФЗ). См. будущую редакцию.

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5

1. Сторонами концессионного соглашения являются:

1) концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, государственная корпорация, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

2) концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

1.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 10, 11 и 17 – 20 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 25.04.2012 N 38-ФЗ, от 03.07.2016 N 275-ФЗ, от 08.12.2020 N 401-ФЗ)

1.2. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 10, 11 и 17 – 20 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые таким учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 25.04.2012 N 38-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 275-ФЗ, от 08.12.2020 N 401-ФЗ)

1.3. В случае, если при заключении концессионного соглашения планируются создание и (или) реконструкция объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований, указанными публично-правовыми образованиями до объявления о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения заключается соглашение о проведении совместного конкурса, которое включает в себя:

1) информацию о лице, являющемся организатором совместного конкурса, а также о сторонах соглашения о проведении совместного конкурса;

2) права, обязанности и ответственность сторон соглашения о проведении совместного конкурса, в том числе перечень полномочий, переданных организатору сторонами этого соглашения;

3) информацию о предмете и об объекте концессионного соглашения, в отношении которых проводится совместный конкурс;

4) порядок и сроки подготовки и утверждения конкурсной документации о заключении концессионного соглашения, примерный срок проведения совместного конкурса;

5) порядок рассмотрения споров;

6) срок действия концессионного соглашения;

7) порядок размещения информации на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов и на официальном сайте концедента;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

8) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения о проведении совместного конкурса.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

1.4. В случае, если объектами концессионных соглашений являются здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений, концессионерами по таким концессионным соглашениям не могут являться иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица), организации, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации.

(часть 1.4 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 460-ФЗ)

1.5. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 13 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения федеральному государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента, за исключением полномочий по заключению, изменению и расторжению концессионного соглашения, а также контролю за исполнением концессионером обязательств по концессионному соглашению, наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Осуществляемые федеральным государственным бюджетным учреждением полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения.

(часть 1.5 введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 63-ФЗ)

1.6. В случае, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, концессионером по такому концессионному соглашению не могут являться иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица), российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации.

(часть 1.6 введена Федеральным законом от 29.06.2018 N 173-ФЗ)

1.7. По концессионному соглашению, объектом которого является имущество, предусмотренное пунктом 12 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и концедентом по которому выступает муниципальное образование, в качестве самостоятельной стороны такого концессионного соглашения может участвовать субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится или будет находиться имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, от имени которого выступает высшее должностное лицо указанного субъекта Российской Федерации, в случаях, если реализация такого концессионного соглашения осуществляется за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету указанного субъекта Российской Федерации, и (или) за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования, и (или) в случае, если таким концессионным соглашением предусматриваются выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, оказание услуг концессионером по регулируемым тарифам, установленным указанным субъектом Российской Федерации. Права и обязанности субъекта Российской Федерации, участвующего в таком концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этих случаях указанный субъект Российской Федерации также может выступать в качестве самостоятельной стороны по соглашению между концедентом, концессионером и кредиторами, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 1.7 введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 126-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 604-ФЗ)

1.8. В случае, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 12 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, концессионером по такому концессионному соглашению не могут являться иностранные инвесторы, российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица, иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, иные иностранные инвесторы, за исключением случаев, определенных федеральным законом, решением Президента Российской Федерации. Действие настоящей части не распространяется на государства, являющиеся членами Евразийского экономического союза. Для целей настоящей части понятие “иностранный инвестор” используется в значении, указанном в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”.

(часть 1.8 введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 126-ФЗ)

1.9. Концессионер должен соответствовать следующим требованиям:

1) непроведение ликвидации юридического лица или отсутствие решения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) неприостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие регистрации юридического лица в государстве или на территории, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и не предусматривают раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

(часть 1.9 введена Федеральным законом от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

2. Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения.

(в ред. Федеральных законов от 25.04.2012 N 38-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

3. Переход прав и обязанностей концессионера – юридического лица в случае его реорганизации к другому юридическому лицу должен осуществляться при условии соответствия реорганизованного или возникшего в результате реорганизации юридического лица требованиям к концессионеру, установленным настоящим Федеральным законом, а в случае заключения концессионного соглашения по итогам конкурса также требованиям к участникам конкурса, установленным настоящим Федеральным законом и конкурсной документацией.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 10.07.2023 N 296-ФЗ)

4. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное статьей 4 настоящего Федерального закона, и для исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению концессионер привлекает средства кредиторов, права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредиторами в порядке и на условиях, которые определяются концессионным соглашением в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае между концедентом, концессионером и кредиторами заключается соглашение, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед концедентом и кредиторами). В случае, предусмотренном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, в качестве четвертой стороны по соглашению, заключаемому в соответствии с настоящей частью между концессионером, концедентом и кредиторами, также выступает субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, при условии определения прав и обязанностей такого субъекта Российской Федерации в указанном в настоящей части соглашении и соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации. Замена концессионера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов на основании решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении концессионного соглашения, при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой нарушение существенных условий концессионного соглашения и (или) причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда. Новый концессионер, к которому переходят права и обязанности по концессионному соглашению, должен соответствовать требованиям к концессионеру, установленным настоящим Федеральным законом, а в случае заключения концессионного соглашения по итогам конкурса также требованиям к участникам конкурса, установленным настоящим Федеральным законом и конкурсной документацией.

5. Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению (если иное не предусмотрено концессионным соглашением или заключенным в соответствии с частью 4 настоящей статьи соглашением между концессионером, концедентом и кредиторами) с соблюдением следующих требований к этому конкурсу:

(в ред. Федерального закона от 25.04.2012 N 38-ФЗ)

1) вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс), условия и критерии конкурса, проводимого в целях замены лица по концессионному соглашению, устанавливаются в соответствии с решением концедента о заключении концессионного соглашения, на основании которого был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения;

2) положения конкурсной документации, на основании которой проводится конкурс в целях замены лица по концессионному соглашению, должны соответствовать положениям конкурсной документации, на основании которой был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения, за исключением положений, в том числе параметров критериев такого конкурса, которые изменяются с учетом фактически исполненных концессионером к моменту проведения такого конкурса обязательств по концессионному соглашению;

3) условием конкурса, проводимого в целях замены лица по концессионному соглашению, наряду с условиями конкурса, указанными в пункте 1 настоящей части, является обязательство победителя конкурса по исполнению обязательств концессионера перед кредитором в порядке и на условиях, которые согласованы с кредитором и предусмотрены конкурсной документацией на проведение конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению.

(часть 5 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

5.1. При замене лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредиторами без проведения конкурса применяются правила, установленные частью 7 настоящей статьи.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 25.04.2012 N 38-ФЗ)

6. Проведение конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и определение победителя такого конкурса осуществляются в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона. Между концедентом и победителем конкурса заключается соглашение о замене лица по концессионному соглашению. Права и обязанности концессионера по концессионному соглашению прекращаются с момента заключения соглашения о замене лица по концессионному соглашению.

(часть 6 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

7. В случае замены лица по концессионному соглашению условия концессионного соглашения изменяются на основании данных о фактически исполненных концессионером к моменту проведения конкурса обязательствах по концессионному соглашению, а также с учетом предложений, представленных победителем конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и содержащих лучшие условия по сравнению с условиями концессионного соглашения. Изменения, вносимые в концессионное соглашение и связанные с изменением условий этого соглашения, оформляются дополнительным соглашением к концессионному соглашению.

(часть 7 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

Концессия как форма ГЧП

Концессия — единственная форма государственно-частного партнерства, которая отрегулирована Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот нормативный документ создал юридическую основу для проектов государственно-частного партнерства в четырех крупных сферах экономики: дорожном строительстве и транспортных коммуникациях, энергетике, коммунальном хозяйстве, а также в социальной сфере.

Концессия — форма государственно-частного партнерства, в рамках которого заключается концессионное соглашение между государством (концедентом) и частным инвестором (концессионером), в рамках которого концессионер осуществляет финансирование, проектирование, строительство, а также эксплуатацию объекта концессионного соглашения в течение установленного срока. При этом объект концессионного соглашения принадлежит государству и передается на период действия договора в эксплуатацию.

Концессия в ГЧП


КОНЦЕДЕНТОМ В РАМКАХ ГЧП ЯВЛЯЕТСЯ

Концессионное соглашение — это особый вид договора. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления.

Концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании „Российские автомобильные дороги“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества.

Объект концессионного соглашения — определенное концессионным соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), которое концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать.

Концессионные облигации — ценные бумаги, эмитентом которых выступает сторона концессионного соглашения (концессионер), и которые выпускаются с целью обеспечения финансирования реализации концессионного соглашения.

Способы финансирования концессионных проектов

Проектное общество (SPV, special project vehicle — компания, специально созданная для реализации концессионного проекта) может взаимодействовать с несколькими организациями для получения финансирования.

При взаимодействии с коммерческими банками концессионер может взять кредит для финансирования проектирования или строительства.

Организатор консорциума / организатор финансирования


КОНЦЕДЕНТОМ В РАМКАХ ГЧП ЯВЛЯЕТСЯ

Инфраструктурные проекты требуют долгосрочных инвестиций, которые в большинстве своем неинтересны бизнесу. Однако институциональные инвесторы заинтересованы в «длинных» вложениях, поэтому ГЧП может стать самым важным инструментом развития инфраструктурных проектов.

Привлечь институциональных инвесторов к инфраструктурным проектам можно с помощью специальных ценных бумаг — концессионных облигаций. Концессионные облигации — это ценные бумаги, которые выпускаются проектной компанией для финансирования объекта концессионного соглашения. Облигационные купоны погашаются в соответствии с условиями облигационного выпуска.


КОНЦЕДЕНТОМ В РАМКАХ ГЧП ЯВЛЯЕТСЯ

Способы возврата средств инвесторов концессионных проектов

Возврат средств инвесторов концессионных проектов на основе платы концедента. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса и т.д.) за счет привлеченных средств, а концедент в течении срока концессионного соглашения уплачивает концессионеру плату, исходя из финансовой модели концессионного соглашения.


КОНЦЕДЕНТОМ В РАМКАХ ГЧП ЯВЛЯЕТСЯ

Плата концедента — это плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Внесение платы концедента может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении соглашения.

Возврат средств инвесторов концессионных проектов на основе тарифов. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. Уполномоченный орган утверждает долгосрочные параметры тарифного регулирования и тариф по виду деятельности концессионера. Возврат инвестиций осуществляется путем предоставления услуг/реализации продукции потребителям в рамках утвержденного тарифа.


КОНЦЕДЕНТОМ В РАМКАХ ГЧП ЯВЛЯЕТСЯ

Возврат средств инвесторов концессионных проектов на основе оплаты услуг конечными потребителями (не регулируемых тарифами). При использовании данного варианта концессионер создает новое или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. В течение срока действия концессионного соглашения концессионер эксплуатирует объект концессии по назначению, указанному в концессионном соглашении. Возврат инвестиций производится путем получения дохода от коммерческой эксплуатации объекта концессии (реализации продукции и /или оказания услуг потребителям).


КОНЦЕДЕНТОМ В РАМКАХ ГЧП ЯВЛЯЕТСЯ

Возврат средств инвесторов на основе смешанных источников. В рамках этого варианта возможно сочетание типов обеспечения возвратности средств инвесторов в рамках концессионного проекта, так как получение платы концедента не запрещает концессионеру взимать плату с потребителей за продукцию, полученную от использования объекта концессии.


КОНЦЕДЕНТОМ В РАМКАХ ГЧП ЯВЛЯЕТСЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *