КОМПОНЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Екатерина Ткачева

Эксперт по предмету «Политология»

Национальной безопасностью России является защищённость Российской Федерации, её населения и территорий от разнообразных угроз и опасностей, а также обеспечение потенциала развития Российской Федерации на продолжительный срок. Национальная безопасность РФ является составным элементом системы её национальных интересов.

Основным документом, регулирующим обеспечение государственной безопасности, безопасности общества, безопасности в экологической сфере и личной безопасности является федеральный закон «О безопасности» от 2010 года, он заменил одноимённый закон от 1992 года.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации посредством совместной нацеленной деятельности общественных и государственных институтов, а также населения, принимающего участие в выявлении и превенции разнообразных угроз безопасности граждан, государства и общества и в деятельности по противодействию им, является непременным и обязательным условием эффективной защиты национальных интересов Российской Федерации.

Ключевой фигурой при формировании политики в области национальной безопасности в Российском государстве является президент, подчиняющий себе все вооруженные силы и силовые ведомства, при поддержке консультационного органа, называемого Советом безопасности.

Основные направления, цель и задачи национальной безопасности РФ

Основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России:

«Обеспечение национальной безопасности» 👇

Главная цель обеспечения национальной безопасности России заключается в создании и поддержании определенного политического, экономического, военно-стратегического и международного положения государства, которое бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества, государства и личности, а так же исключило бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать собственные национальные интересы на международной сцене.

Главнейшими задачами по обеспечению национальной безопасности РФ являются:

Принципы и система национальной безопасности РФ

Главными принципами по обеспечению национальной безопасности России являются:

Система обеспечения национальной безопасности России создается, получает развитие в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, распоряжениями и указами Президента РФ, решениями Совета Безопасности в РФ, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, федеральными программными документами в данной сфере.

Основа системы обеспечения национальной безопасности РФ состоит из органов, средств и сил по обеспечению национальной безопасности, которые осуществляют меры правового, политического, экономического, организационного, экономического, военного и другого характера, направляемые на обеспечение безопасности общества, государства, личности.

Полномочия сил и органовв обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их структурная схема и состав определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается формирование сил и органов обеспечения национальной безопасности РФ, которые не устанавливаются федеральными законами, а также использование противозаконных средств в обеспечении национальной безопасности.

Особенная значимость в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации состоит в организованности системы приготовления и утверждения упреждающих решений в области защиты в области национальных интересов государства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Тема. Национальная безопасность государства, её основные элементы

1. Сущность и содержание национальной безопасности

С момента своего появления на Земле человеческая цивилизация живёт в окружении постоянных угроз, исходящих извне и существующих внутри его сообщества. Поэтому безопасность имеет важное значение в жизнедеятельности человека и общества.

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам.

В толковом словаре В. Даля «безопасность – отсутствие опасности; сохранность, надёжность».

Категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Безопасность не существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого (общества) является самосохранение и развитие. Развитие предполагает увеличение возможностей и ресурсов человека, общества и государства в различных сферах бытия. Оно обеспечивается правовыми, политическими, экономическими и другими средствами, не нарушающих выработанных человечеством механизмов функционирования и воспроизведения жизни.

Важнейшей особенностью социальной формы развития является тесная взаимозависимость между развитием и безопасностью.

Фактически, развитие и безопасность — это две стороны общего процесса жизни общества.

Следовательно, первичным является развитие, безопасность — вторична и призвана обеспечить развитие, защитить его от различного вида угроз.

Однако вторичность безопасности ничуть не умаляет её роли и значения в объективной действительности.

Иными словами без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной. Поэтому изучение проблем национальной безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответствует и способствует пониманию общества как единого, неразрывного целостного организма.

В 1992 г., впервые в истории нашей страны был принят Закон РФ «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Данный закон закрепил принципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и защиты интересов личности и общества.

Данное определение фактически идентично определению «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.

К тому же основополагающий документ в этой области, впервые утверждённый Президентом РФ в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности РФ, и её структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г.

В соответствии с положениями существующей законодательной и нормативной правовой базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом:

Национальная безопасность или безопасность нации есть состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства, национальных ценностей, национального образа жизни от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

В определении национальной безопасности содержится целый ряд понятий.

Личность — это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт. — отдельный человек с его специфическими особенностями.

Общество — это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Национальные ценности — это принадлежащая стране материальная, интеллектуальная и духовная собственность как основа её существования и развития.

Национальный образ жизни — это исторически принятые отдельным национальным образованием или всем обществом в данной стране и наиболее распространённые и устойчивые формы социального и индивидуального поведения, нравственный уклон и система оценок, произвольные нарушения которых приводят к негативным последствиям и (или) утрате самобытности.

Угроза — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальные и потенциальные угрозы являются объектом безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Национальная безопасность — это чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними.

Следует различать

систему национальной безопасности и

систему обеспечения национальной безопасности.

Система национальной безопасности — это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз.

Система обеспечения национальной безопасности — это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

В центре системы национальной безопасности, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства.

Национальные интересы для любой страны — это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью её жизненных потребностей.

В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической других сферах.

Именно интересы являются основой движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом.

Проблема заключается в том, что в нашей стране испокон веков не признавались никакие другие интересы, кроме государственных, особенно это характерно для советской эпохи. Мы не знаем своих интересов, не знаем, чего хотят люди, каковы потребности, интересы отдельных индивидов, слоёв и групп общества по профессии, национальности, вероисповеданию, территориальному размещению населения по стране и т.д. Более того, в России никто не занимается целенаправленным формированием интересов у людей, кроме рекламной деятельности СМИ, тогда как за рубежом такая работа с человеком начинается, чуть ли не с момента его рождения.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочнении демократии, в сознании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимного международного сотрудничества.

Основными объектами национальной безопасности являются:

– Личность — её права и свободы;

– Общество — материальные и духовные ценности;

– Государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К объектам относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность государства;

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной системы.

К субъектам обеспечения национальной безопасности относятся государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти), граждане, общественные и иные организации и объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объекты и субъекты взаимно определяют друг друга, а различие между ними возникает в процессе правоотношений, связанных с обеспечением национальной безопасности.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества, государства за обеспечение безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

Таким образом, государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом населения, геополитическим положением страны и, наконец, состоянием военной мощи.

Структура системы национальной безопасности.

При изучении проблем и организации обеспечения национальной безопасности важное значение приобретает её структурная классификация.

В настоящее время впервые в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. « О безопасности» национальная безопасность подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа:

2. внешнюю безопасность.

В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами.

Такое деление необходимо для осознания того, что при обеспечении внутренней безопасности требуются, совершено другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности.

Российский подход в основном направлен на обеспечение внутренней безопасности.

Задачи в области обеспечения внутренней безопасности России в настоящее время:

– принятие всех возможных мер для выхода России из кризиса, что имеет решающее значение для её возрождения как мировой державы;

– успешное осуществление рыночных реформ;

– снижение остроты социальных противоречий;

– обеспечение российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей;

– укрепление оборонного потенциала;

– формирование демократического правового федеративного государства;

– достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе;

– надёжная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека;

– борьба с преступностью;

– сбалансированная региональная политика, оптимальное соотношение интересов центра и регионов, республик и областей, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях.

Все эти и другие обстоятельства и объясняют особое значение внутренней составляющей в обеспечении национальной безопасности России в настоящее время.

Однако многие проблемы внешней безопасности решить в одиночку напрямую невозможно, в силу чего объективно требуется объединение усилий всех государств мира. Мир настолько интегрирован, что невозможно свести обеспечение внешней безопасности к рамкам национальных границ. Поэтому единственным разумным путём обеспечения внешней безопасности является достижение определённого баланса своих интересов и интересов других стран, определённого компромисса в рамках международной безопасности.

Внешняя безопасность России обусловлена следующими факторами:

– Опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

– Укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

– Возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

– Распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– Ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

– Возникновение и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств – участников СНГ;

– Притязаниями на территорию Российской Федерации.

Серьёзную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм.

Помимо выделения в структуре национальной безопасности двух указанных выше типов — внутренней и внешней безопасности — важное значение имеет её классификация по видам безопасности, что способствует выработке более конкретной политики и стратегии обеспечения национальной безопасности.

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Сущность национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности — это общие принципы, приоритетные цели, задачи, способы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних вторжений.

В существовании любого государства приоритетной задачей является его защита от внешних влияний и вторжений. На сегодняшний день все государства имеют свою особенную внутреннюю и внешнюю систему безопасности, которую обеспечивают внутренние органы. Основной целью формирования подобных государственных силовых ведомств является охрана государственных интересов в случае нарушений международного права другой стороной. Правильно выстроенная стратегия национальной безопасности — это основа обеспечения безопасности государства. От соблюдения данного принципа зависит возможность государства осуществлять свою политическую и экономическую деятельность.

Государство — это определенная территория, на которой проживает население, имеющее свой язык, свою культуру и традиции, историю, памятники архитектуры и так далее. Все это является великим национальным культурным наследием, нуждающимся в охране, поскольку другие страны в силу политических обстоятельств могут претендовать на культурные ценности с целью их присвоения. Любое правительство, заботящиеся о своих гражданах стремится к стремительному развитию науки, техники, культуры предусматривает наличие специального органа, контролирующего вопрос сбережения всех национальных ценностей, и разрабатывающий стратегию национальной безопасности и обороны.

Национальная безопасность является показателем готовности государства защитить свое население от внешних и внутренних угроз, которые в совокупности могут снизить качество его жизни, представляют собой угрозу самого существования этого населения. Разработкой стратегии национальной безопасности Российской Федерации занимается Федеральная служба безопасности РФ, контролирующая вопросы внутренней безопасности, внешних угроз, таких как терроризм, шпионаж и иностранная разведка. За действие национальной разведки отвечает Государственное разведывательное управление, деятельность которого является строго секретной.

«Стратегия национальной безопасности и ее значение для любого государства» 👇

Компоненты национальной безопасности

Эффективное обеспечение национальной безопасности любого государства представляет собой многоуровневую, сложную, динамическую систему, которая основана на триединстве отношений основных социальных субъектов — личности, общества и государства. Основными воздействующими факторами на организацию и функционирование системы безопасности являются: исторические, географические, этнические, демографические социально-политические, экономические, культурные, религиозные ценности государства и др.

Основываясь на содержании и национальной особенности всех сфер жизни любого общества и различных угроз безопасности как для личности, так и общества, государства в целом, национальную безопасность разделяют на политическую, социальную, экономическую, военную и др. виды безопасности:

В основе всех видов национальной безопасности лежат национальные интересы, цели и национальные ценности, закрепленные юридически в государственных нормативных правовых документах, которые определяют социально-экономическую организацию общества, политическую структуру, обеспечивают единство нации, государственное и культурное строительство.

Виды и признаки национальных интересов

Все необходимые потребности общества отражены в национальных интересах, ориентации этих ценностей, которые обеспечиваются экономическими, политическими, социальными, военными и другими сферами деятельности государства. В основу национальных интересов включены государственные установки, которые содержатся в конституции или других нормативных актах.

Основные виды национальных интересов государства разделяют на две основные сферы государственной деятельности:

Для точного определения сущности национальных интересов принято выделять некоторые характерные признаки:

Национальные интересы подразделяют по социальной значимости: жизненно важные интересы (интересы, реализующие защиту важнейших ценностей, утрата которых влечет за собой угрозу существования граждан); важные интересы, реализующие конституционные прав и свободы граждан, сберегающие социально значимые ценности общества, отвечающие за преодоление социального, расового, религиозного различия, пресечение организованной преступности и т.д.; общие интересы (все существующие национальные интересы, обеспечивающие благоприятное развитие и существование общества).

дательным путем посредством введения нового вида особого правового режима — режима вооруженных конфликтов немеждународного характера. Новый закон должен иметь статус федерального конституционного; это позволит наделить субъектов, реализующих функцию защиты интересов государства, полномочиями принудительного характера, достаточными для решения поставленных перед ними задач. Несмотря на то, что все положения Протокола 2 к Женевским конвенциям с момента его ратификации Россией являются составной частью российского законодательства,

Список библиографических ссылок

отдельные из них целесообразно включить в содержание закона. Речь идет о гуманитарных стандартах обращения с лицами, претендующими на статус «жертв войны».

Полагаю, что принятие закона, стремящегося оптимально сочетать принципы законности, гуманизма и целесообразности в деятельности субъектов, участвующих в разрешении вооруженных конфликтов немеждународного характера на стороне государства, будет соответствовать реалиям нашего времени.

5. Апостолова Н. Н. О соотношении законности и целесообразности в российском уголовном судопроизводстве // Рос. юстиция. 2011. № 1.

6. Кальченко Н. В. Этико-правовые аспекты ограничения прав человека в условиях противодействия терроризму // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4

.

7. Третьяков В. И. Убийство, совершенное в условиях эксцесса необходимой обороны и задержания лица, совершившего преступление // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4

.

8. Косяченко В. И., Новохатский Д. А., Жарков С. А. Пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1

.

Т. В. Кикоть-Глуходедова

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

И «СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Система национальной безопасности государства — это идеальная статичная (институциональная) крайне сложная и многоуровневая система, организационно состоящая из следующих компонентов (подсистем): объектов обеспечения национальной безопасности; субъектов обеспечения национальной безопасности; национальных интересов, которые формируются на основе национальных ценностей (духовных и материальных) и целей государства; деструктивных сил в виде рисков, вызовов, опасностей и угроз национальным интересам; совокупной мощи государства (его потенциала национальной безопасности) в виде органов, сил и средств, обеспечивающих реализацию национальных интересов и защиту национального

достояния от возможного ущерба; нормативно-правовой базы (системы правового регулирования), закрепляющей официально принципы, формы и методы обеспечения национальной безопасности. Граждане и общество в целом, являясь субъектами безопасности, оказывают все возможное необходимое содействие соответствующим государственным органам при преодолении ими угроз национальной безопасности, а государство в свою очередь обеспечивает им всю необходимую правовую и социальную защиту в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права.

Ключевые слова: безопасность, государство, национальная безопасность, система обеспечения национальной безопасности.

T. V. Kikot-Glukhodedova

ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF THE «SYSTEM OF NATIONAL SECURITY»

AND «NATIONAL SECURITY SYSTEM»

Keywords: Security, State, national security, national security system.

В отечественной научной литературе термины «система национальной безопасности» (СНБ) и «система обеспечения национальной безопасности» (СОНБ) применяются довольно часто, но, как правило, без четкого и ясного отличия в определениях самой дефиниции и исчерпывающего перечисления составляющих эти системы компонентов.

Трудности с исчерпывающим определением компонентов системы национальной безопасности государства и ее отличием от системы обеспечения национальной безопасности государства объективны. На наш взгляд, они обусловлены как сложностью самого явления, так и тем обстоятельством, что учеными различных научных специальностей и школ (философами, политологами, социологами, экономистами, историками, военными и юристами) эти сложнейшие междисциплинарные научные и социальные феномены подвергаются анализу под различными углами зрения в рамках предмета изучаемых человеческое общество наук.

Проведенный автором анализ научных трудов вышеприведенных представителей различных об-

щественных наук, научных специальностей и школ по проблемам обеспечения национальной безопасности позволил нам сделать следующие выводы.

В российском научном сообществе масса различных точек зрения по данной проблеме, часто противоречащих друг другу.

Многие российские ученые считают, что термины «система безопасности государства», «система национальной безопасности» или «система обеспечения национальной безопасности государства» это одно и то же, так как в своих работах они упоминают эти термины как равнозначные, но без расшифровки самого определения. ( А. И. Васильев, В. Л. Манилов, Р. Ф. Идрисов, В. А. Калама-нов, С. М. Комаров, В. Л. Райгородский, А. С. Сем-ченков, В. Ю. Ухов, Л. Т. Шпигель).

Значительное количество авторов, несмотря на то обстоятельство, что словосочетание «система обеспечения безопасности», «система национальной безопасности» или «система обеспечения национальной безопасности», как правило, прямо присутствует в теме их диссертационных работ или монографий, вообще постаралось не

акцентировать внимание на сложных и неудобных вопросах, связанных с дачей определения этим дефинициям и характеристикой их компонентов, а ограничилось перечислением угроз лишь в определенной сфере деятельности конкретного федерального органа исполнительной власти и ответами на эти угрозы (В. А. Барабанов, В. В. Барабин, Н. И. Рыжак, С. Б. Шаргородская, Е. И. Балыкова,

A. П. Джабиев, В. А. Пестерев, Ю. О. Народицкий,

B. А. Мацаков, С. А. Кашурников.).

Как видим, имеется много различных точек зрения на основания классификации компонентов системы национальной безопасности и системы обеспечения национальной безопасности государства. И все эти точки зрения имеют право на существование, так как обусловлены чрезвычайной сложностью и многоаспектностью самого феномена национальной безопасности государства.

Из приведенных выше цитат верно только то, что СНБ и СОНБ отличаются друг от друга, причем, по мнению автора, отличаются принципиально.

Во-первых, система национальной безопасности не функциональная (как утверждают уважаемые авторы учебника и профессор И. Б. Кардашо-ва), а институциональная (статичная) система, а вот система обеспечения национальной безопасности как раз классический пример функциональной системы, причем эта функциональность зафиксирована в самом названии системы, ведь ее основное предназначение — обеспечение национальной безопасности; во-вторых, Ирина Борисовна Кардашова сама себе противоречит, ко-

гда, говоря об обеспечении национальной безопасности, она перечисляет компоненты, по ее мнению, составляющие уже систему национальной безопасности — национальные интересы, угрозы национальным интересам, СОНБ.

По мнению автора, нельзя сравнивать разнопорядковые системы — это методологически неверно и ведет к путанице в понятиях. Принципиальное отличие системы национальной безопасности государства от системы обеспечения национальной безопасности государства, на наш взгляд, в ином.

Именно реагируя на угрозы национальным интересам, минимизируя ущерб от этих угроз, органы, силы и средства государства в рамках норм международного права, а также национального законодательства и осуществляют реализацию национальных интересов . Нельзя вычленять из СОНБ (как это сделала профессор И. Б. Кардашо-ва) такие компоненты, как угрозы и национальные интересы. Это все равно, что из автомобиля забрать все масло и бензин. Такой автомобиль не сможет выполнять свою главную задачу — двигаться. А ведь СОНБ государства — это чрезвычайно динамичная система, которая ежедневно,

ежечасно, ежеминутно и ежесекундно осуществляет свою деятельность по отражению угроз национальной безопасности, минимизации ущерба от них национальному достоянию, реализации национальных интересов и их защите от внутренних и внешних угроз.

Отдавая должное отечественным исследователям за их вклад в развитие теории национальной безопасности государства в целом и профессору И. Б. Кардашовой за ее смелую попытку показать отличие системы национальной безопасности государства от СОНБ государства в частности (она включила эти определения в положения, выносимые на защиту в своей докторской диссертации), попробуем это сделать с позиций системного и деятельностного подходов при исследовании феномена национальной безопасности.

По нашему мнению, система национальной безопасности (СНБ) государства — это статичная институциональная система, которая существует в идеальном состоянии, а система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) — это динамичная функциональная система, которая постоянно работает в режиме реального времени по отражению внешних и внутренних угроз, минимизируя ущерб от них и обеспечивая государству успешную реализацию его интересов и целей.

По сути дела, СОНБ — это производная от СНБ, ее постоянно функционирующая организационная структура, непрерывно обеспечивающая реализацию регулятивной и охранительной функции государства путем охраны, а в случае необходимости и защиты его национального достояния и национальных интересов от внутренних и внешних угроз, максимальной минимизации ущерба от них.

Образно говоря, СНБ — это концертный рояль, настроенный и готовый к работе в статичном состоянии, а СОНБ — это рояль, за которым сидит пианист (руководитель конкретного государства), под соответствующую партитуру (реагируя на внешние и внутренние угрозы национальным интересам) исполняющий концерт (реализующий национальные интересы и цели) в полном зрительном зале (мировое сообщество).

Рассматривая СНБ государства как классическую институциональную (статичную) систему, приведем различные точки зрения на компоненты, ее составляющие.

Среди различных определений системы национальной безопасности, данных российскими учеными, мы приведем, на наш взгляд, наиболее интересные и характерные.

Как видим, во втором случае речь уже идет о СОНБ, а не о СНБ, просто профессор М. Ю. Зе-ленков, как и абсолютное большинство авторов, ставит между ними знак равенства, с чем мы не можем согласиться.

Представляет несомненный интерес, как решается данный теоретический вопрос, имеющий важное прикладное значение в бывших советских республиках, а ныне в суверенных государствах ближнего зарубежья.

Вот какие определения СНБ или СОНБ даются в нормативных правовых актах Латвийской Республики, Республики Молдова, Республики Беларусь и Республики Кыргызстан (по нашим наблюдениям, их в России впервые в научный оборот ввел профессор М. Ю. Зеленков).

Как видим, в Латвии и Молдове ученые и законодатели также не видят разницы между определением системы национальной безопасности и системой обеспечения национальной безопасности. В законодательстве этих стран хотя и дается определение СНБ, но, по существу, речь идет именно о СОНБ (Молдова) или совокупности ее отдельных компонентов (Латвия).

В концепциях национальной безопасности Республики Беларусь и Республики Кыргызстан дается определение уже системы обеспечения национальной безопасности, что методологически абсолютно верно.

«Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь — совокупность взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых

Действительно, субъектами обеспечения национальной безопасности являются те же «действующие лица» триады — личность, общество и государство, но уже в обратной последовательности: основным субъектом является государство, которое в лице своих органов, сил и средств обеспечивает в соответствии с конституцией и законодательством страны безопасность каждого гражданина на своей территории, а за ее пределами гарантирует им свою защиту и покровительство.

Резюмируя сказанное, отметим, что система национальной безопасности государства — это идеальная статичная (институциональная), крайне сложная и многоуровневая система, организационно состоящая из следующих компонентов (подсистем): объектов обеспечения национальной безопасности; субъектов обеспечения национальной безопасности; национальных интересов, которые формируются на основе национальных ценностей (духовных и материальных) и целей государства; деструктивных сил в виде рисков, вызовов, опасностей и угроз национальным интересам; совокупной мощи государства (его потенциала национальной безопасности) в виде органов, сил и средств, обеспечивающих реализацию

национальных интересов и защиту национального достояния от возможного ущерба; нормативно-правовой базы (системы правового регулирования), закрепляющей официально принципы, формы и методы обеспечения национальной безопасности.

Граждане и общество в целом, являясь субъектами безопасности, оказывают все возможное не-

обходимое содействие соответствующим государственным органам при преодолении ими угроз национальной безопасности, а государство, в свою очередь, обеспечивает им всю необходимую правовую и социальную защиту в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права.

4. Поздняков А. И. Концептуальные основы национальной безопасности России: лекция. М., 2013.

5. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А. А. Прохожева. М., 2002.

7. Кардашова И. Б. М ВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2006.

8. Шпигель Л. Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. М., 2008.

9. Алексеева Т. А. Современные политические теории: курс лекций для МГИМО (У) МИД России. М., 2000; Нагорный Р. В. Институциональный подход к определению государственной правоохранительной службы. Вологда, 2009; Павенкова М. В. Институт и институциональность как социологические категории // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2001. № 3.

10. Манилов В. Л. Исследование проблем национальной безопасности: вопросы методологии. М., 1995. № 5.

11. Шпигель Л. Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. М., 2008; Оценка кризисных ситуаций и террористических угроз национальной безопасности / под ред. чл.-кор. Р АН В. Л. Шульца. М., 2012 .

12. Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации. М., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *