УДК 37.014 ББК 74.04
И. А. Рубан, Е. В. Антонова
(ООО «Верконт Сервис», г. Москва, Россия)
СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
В статье рассматривается структура комплексной информационной системы лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации, предназначенной для приема заявлений на процедуру лицензирования или государственной аккредитации образовательной деятельности в электронном виде, для обеспечения доступности информации о результатах лицензирования образовательной деятельности, государственной и общественной аккредитации образовательной и научной деятельности для организаций, специалистов и граждан. Приведен состав и функциональное назначение модулей, входящих в информационную систему. Отмечены результаты модернизации системы, выполненной по результатам анализа административных процессов и изменений в нормативной правовой базе, а также опроса сотрудников Рособрнадзора, участвующих в реализации процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности.
Ключевые слова: Рособрнадзор, государственная аккредитация образовательной деятельности, лицензирование образовательной деятельности, информационная система, реестр.
I. A. Ruban, E. V. Antonova («Verkont Service», Moscow, Russia)
STRUCTURE OF INTEGRATED INFORMATION SYSTEM FOR EDUCATIONAL ACTIVITY AND STATE ACCREDITATION LICENSING
Keywords: Rosobrnadzor, state accreditation of educational activities, licensing of educational activities, information system, register.
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Для информационно-технологического обеспечения процессов государственной аккредитации и лицензирования образовательной деятельности создана и успешно функционирует комплексная информационная система лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации (КИС ЛОД и ГА).
Целью данного исследования является описание структуры комплексной информационной системы лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации.
КИС ЛОД и ГА предназначена для решения следующих задач:
– автоматизации процессов государственной аккредитации и лицензирования образовательной деятельности;
– автоматизации процессов ведения сводного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
– взаимодействия с Единым порталом государственных и муниципальных услуг для приема заявлений в электронном виде;
– автоматизации Административного регламента Рособрнадзора по государственной аккредитации и лицензированию образовательной деятельности;
– создания и обеспечения функционирования реестра свидетельств о государственной аккредитации образовательных программ, лицензий образовательных учреждений, выданных Рособрнад-зором;
– создания и обеспечения функционирования федерального реестра лицензий образовательных учреждений;
– ведения необходимой нормативно-справочной информации, в том числе реестра образовательных учреждений, реестра образовательных программ, реестра лицензий;
о Ф ^ ш
– обеспечения доступности информации о результатах государственной и общественной аккредитации образовательной и научной деятельности для организаций, специалистов и граждан.
Функциональные возможности КИС ЛОД и ГА по предоставлению услуг в электронном виде реализованы в рамках следующих модулей:
1. Модуль (подсистема) создания заявлений на процедуру лицензирования или государственной аккредитации образовательной деятельности. Основная задача данной подсистемы – предоставить необходимый инструментарий для создания и обработки поступающих заявлений на государственную аккредитацию, формирования своевременных уведомлений о ходе рассмотрения заявления. Подсистема предоставляет следующие функциональные возможности:
– формирование электронного заявления о государственной аккредитации образовательной деятельности (приём 5 типов заявлений);
– обеспечение взаимодействия заявителей с управлением государственных услуг учетом распределения доступа;
– информирование соискателей свидетельства о ходе рассмотрения электронной заявки по электронной почте;
– расчет государственной пошлины по шести показателям;
– взаимодействие с Единым порталом государственных и муниципальных услуг для приема заявлений в электронном виде.
2. Модуль (подсистема) «Эксперты и экспертные организации». Основная задача данной подсистемы – обеспечить инструментарий для работы экспертов с поступающими заявлениями и взаимодействия их с Рособрнадзором, проведения автоматизированного отбора экспертов и экспертных организаций для формирования состава аккредитацион-ной комиссии. Подсистема предоставля-
– регистрацию заявлений и проверку комплектности и соответствия предоставленных документов требованиям нормативных документов;
– автоматические уведомления исполнителей о наступлении контрольных сроков обработки заявления;
– автоматизированный подбор образовательных программ по заданным критериям из числа заявленных для проведения экспертизы;
– автоматизированный подбор членов экспертной комиссии в рамках электронного взаимодействия с экспертами;
– формирование макетов распорядительных документов установленного образца;
– подготовку и согласование решений по результатам рассмотрения заявлений;
– подготовку и печать свидетельств и приложений к свидетельствам;
– подготовку, согласование и учет факта отправки уведомлений в процессе рассмотрения заявлений;
– автоматическое формирование выходных форм документов (уведомлений для соискателей, запросов, приказов и распоряжений, свидетельств и приложений и пр.).
3. Модуль (подсистема) обеспечения электронной подписью. Основная задача данной подсистемы – обеспечить возможность подготовки и подписания не менее пяти форматов файлов документов для всех видов документов, использующихся в комплексе информационных систем сопровождения государственной аккредитации и используемых в процедуре взаимодействия с экспертами и экспертными организациями.
4. Модуль (подсистема) сбора сводного реестра лицензий. Основные задачи данной подсистемы – учет сведений
о лицензиях, выданных Рособрнадзором и органами исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия в области образования, и приложений к ним, обеспечение возможности поиска и печати данных реестра, а также хранение истории переоформления лицензий. Подсистема обеспечивает решение задач по учету заявлений и принятых решений по лицензированию, публикации федерального реестра лицензий в сети Интернет, а также является источником для предоставления выписок из реестра лицензий при межведомственном электронном взаимодействии. Подсистема предоставляет следующие функциональные возможности:
– регистрацию заявлений, назначение ответственного исполнителя и проверку комплектности и соответствия предоставленных документов требованиям нормативных документов;
– подготовку, печать лицензии и приложения к лицензии;
– автоматическое формирование выходных форм документов (уведомлений для соискателей, запросов, приказов и распоряжений, лицензий и приложений и пр.).
5. Модуль (подсистема) взаимодействия с Единым порталом государственных и муниципальных услуг. Основные задачи данной подсистемы – поддержка процессов подачи заявлений на проведение лицензирования и обеспечение взаимодействия с организациями по поданным заявлениям, включая информирование о ходе оказания услуги и публикации сведений об этапах рассмотрения заявлений с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
6. Модуль (подсистема) сопровождения аккредитационной экспертизы и лицензирования. Основные задачи данной подсистемы – отслеживание хода процесса государственной аккредитации и лицензирования, контроль сроков по отдельным этапам данных процедур, автоматизации процессов взаимодействия сотрудников Управления лицензирования и аккредитации, признания и подтверждения документов Рособрнадзора в процессе проведения процедур государственной аккредитации и лицензирования, а также для генерации выходных документов, обеспечивающих документальное сопровождение процессов лицензирования образовательной деятельности. Подсистема предоставляет следующие функциональные возможности:
– контроль прохождения документов, предусмотренных процедурами государственной аккредитации и лицензирования, по всем шагам, предусмотренным законодательством;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
– контроль соблюдения временных нормативов для каждого этапа рассмотрения заявления;
– формирование статистических отчетов и инструментов руководителя для контроля текущего состояния рассмотрения лицензионных дел, просмотра результатов работы за указанный период.
7. Модуль (подсистема) «Образовательные организации». Основная задача данной подсистемы – обеспечить контроль сведений о государственной аккредитации, а также их обновление при прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности. Подсистема предоставляет следующие функциональные возможности:
– создание и обеспечение функционирования федерального реестра свидетельств о государственной
а ^ со X го н ^ ч
-& X 0 1 .0 Ц
о ^ ц ф
аккредитации образовательных учреждений;
– ведение необходимой нормативно-справочной информации, в том числе реестра образовательных организаций, реестра образовательных программ, реестра свидетельств;
– автоматизация административного регламента Рособрнадзора по государственной аккредитации образовательной деятельности;
– формирование статистических отчетов в рамках предоставляемого инструментария руководителя для контроля текущего состояния рассмотрения аккредитационных дел, просмотра результатов работы за указанный период.
8. Модуль интеграции. Основная задача данной подсистемы – обеспечить интеграцию с базами данных Рособрнад-зора и подведомственных организаций посредством импорта/экспорта данных специфицированных форматов.
9. Модуль (подсистема) ведения нормативно-справочной информации. Основная задача данной подсистемы – обеспечить работу с комплексом справочников, содержащих нормативно-справочную информацию, которая используется в процессе лицензирования образовательной деятельности.
10. Модуль (подсистема) формирования текущей и периодической отчетности. Основная задача данной подсистемы – предоставление необходимого инструментария для контроля текущего состояния рассмотрения лицензионных дел, просмотра результатов работы за указанный период, формирования статистической отчетности.
ш 11. Подсистема администрирова-
о ния. Основная задача данной подсисте-
< мы – предоставление средств управле-
т ния правами и профилями пользователей на основе ролевой модели, настройки
Ч^ структуры и внешнего вида меню, спи-
^ сков, таблиц и форм пользовательских
± интерфейсов, визуального проектирова-
ния шаблонов отчетов и управления основными параметрами, необходимыми для функционирования КИС ЛОД и ГА.
На основании гражданско-правового договора № 28-А от 08 августа 2017 г. на выполнение работ (оказание услуг) по сопровождению информационной системы государственной аккредитации и информационной системы лицензирования образовательной деятельности специалистами ООО «Верконт Сервис» в 2017 году был выполнен ряд работ, включающий:
1. Анализ имеющихся административных процессов и изменений (при наличии) в нормативной правовой базе, регламентирующей процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности.
2. Систематизацию и обобщение предложений по внесению изменений в настройки КИС ЛОД и ГА по результатам проведенного анализа.
3. Разработку комплексного технического задания и технического проекта на внесение изменений в настройки КИС ЛОД и ГА.
4. Внесение изменений в настройки КИС ЛОД и ГА на основании разработанного комплексного технического задания.
5. Пусконаладочные работы и проведение предварительных испытаний измененных компонентов информационной системы.
6. Проведение опытной эксплуатации измененных компонентов системы.
7. Организацию службы технической поддержки и консультационного сопровождения информационной системы.
8. Техническое обслуживание информационной системы.
9. Консультационное сопровождение пользователей информационной системы.
Специалистами ООО «Верконт Сервис» был проведен анализ имеющихся
административных процессов и изменений в нормативной правовой базе, регламентирующей процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, а также опрос сотрудников Рособрнадзора, участвующих в реализации процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности. На основании проведенного анализа и по результатам опроса были систематизированы и обобщены предложения по внесению изменений в настройки информационных систем. Полученные предложения были использованы при подготовке общих и функциональных требований в рамках комплексного технического задания на внесение изменений в настройки КИС ЛОД и ГА. Комплексным техническим заданием предусматривалась реализация нижеперечисленных требований:
1. Настройка механизмов, обеспечивающих:
– автоматическое формирование распорядительных документов, а также приложений к ним в соответствии с формализованными шаблонами документов;
– приведение в соответствие формулировок заголовков уровней среднего профессионального образования (рабочих и служащих, специалистов среднего звена), которые используются при подготовке макета приложения к распорядительному акту.
2. Изменение настроек и компонентов информационной системы в части модуля (подсистемы) сопровождения аккредитационной экспертизы и лицензирования.
3. Изменение настроек компонентов информационной системы модуля (подсистемы) «Эксперты и экспертные организации», в том числе в части подбора экспертов.
4. Настройку механизмов ведения истории смены наименований
образовательных организаций в рамках модуля (подсистемы) формирования и ведения реестров.
5. Разработку механизмов формирования информационной справки об образовательной организации в рамках модуля (подсистемы) формирования и ведения реестров.
6. Настройку механизмов формирования заявок для публикации заключений руководителей экспертной группы на сайте.
7. Изменение настроек компонентов информационной системы создания заявлений на процедуру лицензирования или государственной аккредитации образовательной деятельности (переоформления) в части загрузки прилагаемых к заявлению документов.
8. Изменение настроек механизмов публикации сведений о лицензиях и свидетельствах о государственной аккредитации в реестрах.
По результатам модернизации программного обеспечения в ряд модулей КИС ЛОД и ГА были добавлены новые функциональные возможности, обеспечивающие работу сотрудников Рособ-рнадзора, участвующих в реализации процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, в условиях изменений в нормативной правовой базе, регламентирующей данные процедуры. Так, в рамках модуля «Образовательные организации» были добавлены:
– функция автоматического формирования распорядительных документов, а также приложений к ним;
– функция формирования справки организации в формате Word;
– механизм ведения истории смены наименований образовательных организаций.
В части модуля (подсистемы) формирования текущей и периодической отчетности были добавлены следующие функции:
о Ф S ш
о а го
– формирование статистических отчетов, содержащих сведения о деятельности экспертов за период;
– формирование квартального отчета с показателями по количеству заявлений и установленным полномочиям по экспертам, а также квартального отчета по количеству заявлений и договоров по экспертам;
– формирование обновленной мониторинговой выгрузки в части отображения реквизитов распорядительных документов о составе экспертной группы;
– формирование еженедельного отчета «Аккредитационные экспертизы» для отдела сопровождения аккредитационной экспертизы.
В части модуля (подсистемы) «Эксперты и экспертные организации» были добавлены следующие функции:
– формирование распорядительных документов, а также приложений к ним;
– переформирование уже существующей документации для обеспечения актуальности версий файлов в случае изменения исходных данных;
– формирование списка экспертов;
– функционирование механизмов назначения экспертов из числа согласившихся участников экспертной группы в обход механизмов повторного подбора;
– присвоение и учет признака «Ведущий вуз» при добавлении информации о текущем месте работы в анкету эксперта или претендента в эксперты для участия в аккредитационной экспертизе;
– поиск документов от эксперта по номеру распоряжения о составе экспертной группы;
– формирование статистических отчетов, содержащих сведения о деятельности экспертов за период, квартальный отчет с показателями по количеству заявлений и
установленным полномочиям по экспертам, а также квартальный отчет по количеству заявлений и договоров по экспертам.
В части модуля (подсистемы) сопровождения аккредитационной экспертизы и лицензирования были добавлены следующие функции:
– вывод информации о сформированных экспертных группах, содержащей количественные показатели состава группы и количество направлений подготовки в отдельной укрупненной группе в блоке с составом экспертной группы;
– назначение ответственных аналитиков за организацию и проведение аккредитационной экспертизы;
– формирование списка аккредитованных экспертов с учетом возможности получения новых полномочий, частичного прекращения полномочий и частичного отказа в аккредитации;
– формирование истории участия эксперта в аккредитационных экспертизах в качестве индивидуального специалиста и с учетом его принадлежности к экспертной группе;
– фильтрация списка аккредитаци-онных экспертиз с использованием контактных данных участников экспертной группы;
– формирование архива экспертиз, документов экспертиз и из заявления с возможностью формирования файла описи всех документов;
– формирование отчетности, включающей выгрузки экспертов с отказами от принятия участия в аккредитационной экспертизе с указанием причин отказа, а также выгрузки контактных данных членов экспертной группы, согласившихся принимать участие в проведении экспертизы;
– настройка прав доступа к данным из экспертизы (настройка прав до-
ступа к контактным данным экспертов и руководителей группы); – загрузка отчетных документов о проведении аккредитационной экспертизы из кабинета специалиста отдела сопровождения аккредитационной экспертизы с логированием информации о пользователе и дате загрузки документов. Работоспособность выполненных изменений была протестирована в ходе проведения предварительных испытаний, в которых приняли участие представители Рособрнадзора, участвующие в реализации процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности.
После проведения предварительных испытаний и устранения всех выявленных недостатков на базе Рособрнадзора было организовано проведение опытной эксплуатации измененных компонентов системы. Для проведения опытной эксплуатации предварительно было выполнено наполнение базовых справочников и классификаторов первичной информацией, требуемой для функционирования измененных компонентов КИС ЛОД и ГА, регистрация и настройка пользователей и их ролей. В период проведения опытной эксплуатации по телефону «горячей линии», а также путем обработки заявок по электронной почте была обеспечена техническая поддержка системы, а также консультационная поддержка пользователей по техническим вопросам при работе с системой. После проведения опытной эксплуатации и устранения всех недостатков, выявленных в ходе её проведения, измененные компоненты КИС ЛОД и ГА функционируют в промышленном режиме.
Для обеспечения бесперебойного функционирования КИС ЛОД и ГА в течение 2017 года были выполнены:
1. Организация службы технической поддержки и консультационного сопровождения информационной системы. Службой технической
поддержки выполнялись следующие задачи:
– ежедневное консультирование пользователей в режиме «горячей линии» по телефону и электронной почте по вопросам работы с информационной системой;
– учет и регистрация обращений пользователей;
– проведение работ по техническому обслуживанию информационной системы;
– мониторинг работы информационной системы;
– обработка запросов на обслуживание информационной системы;
– регистрация, обработка и устранение инцидентов в информационной системе.
2. Техническое обслуживание информационной системы, в ходе которого были выполнены следующие задачи:
– восстановление работоспособности системы при полном отказе в течение не более чем 12 рабочих часов;
– создание и корректировка отчетных форм (в случае поступления запроса от заказчика);
– создание и корректировка печатных форм документов (в случае поступления запроса от заказчика);
– выполнение настроек информационной системы, требуемых по обращениям пользователей;
– автоматическая корректировка данных информационной системы в части переноса реквизитов между смежными объектами (в случае поступления запроса от заказчика);
– диагностика ошибок в работе системы и серверного программного обеспечения.
3. Консультационное обслуживание информационной системы, в ходе
I £ ^ ф
– прием и обработка обращений пользователей;
– проведение консультаций по порядку работы с информационной системой (по запросу заказчика).
4. Мониторинг доступности и проверка актуальности компонентов системы в период работы службы поддержки, в ходе которого были выполнены следующие задачи:
– мониторинг работоспособности информационной системы не реже 4 раз в сутки;
– мониторинг доступности компонентов и интеграционных сервисов информационной системы не реже 1 раза в сутки;
– мониторинг наполнения сводного реестра лицензий данными из информационной системы не реже 1 раза в сутки;
– мониторинг актуальности сервисов публикации данных на сайте не реже 3 раз в неделю.
В заключение следует отметить, что разработка и сопровождение комплексной информационной системы лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации в 2017 году проводились оперативно сотрудниками организации, осуществляющей техническое обслуживание информационной системы и консультационное сопровождение её пользователей:
– сотрудников ФГБУ «Росаккреда-гентство» в рамках выполнения ими своих функциональных обязанностей;
– представителей образовательных организаций – пользователей КИС ЛОД и ГА в ходе подачи документов на аккредитацию и лицензирование образовательной деятельности;
– экспертов и руководителей экспертных групп – пользователей КИС ЛОД и ГА в ходе проведения
экспертизы пакета документов и размещения результатов проведенной экспертизы. При проведении дальнейших работ по сопровождению КИС ЛОД и ГА планируется продолжать совершенствование сервисов предоставления государственных услуг в электронном виде за счет модифицирования КИС ЛОД и ГА с учетом изменений законодательства Российской Федерации, регламентирующих процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности. Библиографический список:
5. Официальный сайт Рособрнадзора. Раздел «Государственная аккредита-
Для цитирования: Рубан И. А., Антонова Е. В. Структура комплексной информационной системы лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – Т. 10. – № 2. С. 10-19. D OI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-10-19
About the authors:
For citation: Ruban I. A., Antonova E. V. Structure of integrated information system for educational activity and state accreditation licensing // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. – 2018. – Vol. 10. – No. 2. Р. 10-19. D OI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-10-19
о <u s rn
0 <u ® «=
1 ° i £
^ Й I— о
^ ro a. a.