ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И 02 874 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИНВЕСТИЦИЙ В НЕДВИЖИМОСТЬ И ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭТОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» с 2022 года существенно меняет порядок бухгалтерского учёта капитальных вложений. Рассказываем об изменениях, которые затронут всех, и о послаблениях для малого бизнеса. В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова и Людмилы Архипкиной по применению нового стандарта.


ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И 02 874 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИНВЕСТИЦИЙ В НЕДВИЖИМОСТЬ И ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭТОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И 02 874 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИНВЕСТИЦИЙ В НЕДВИЖИМОСТЬ И ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭТОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

ФСБУ 26/2020 разработан на основе МСФО (IAS) 16 «Основные средства», введенного в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

Об основных новациях в учете капитальных вложений, введенных новым ФСБУ, Минфин рассказал в своем информационном письме № ИС-учет-28 от 03.11.2020.

Приложение N 1к письму Минфина Россиии Федерального казначействаот 22 декабря 2015 г. NN 02-06-07/75364, 07-04-05/02-874

Методические рекомендации по проведению главными распорядителями средств федерального бюджета инвентаризации объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества, и по представлению информации о результатах указанной инвентаризации, с указанием детальных сведений по каждому объекту (далее – Методические рекомендации)

1. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях определения общих требований к составу и порядку направления главными распорядителями средств федерального бюджета, подведомственными им получателями бюджетных средств, федеральными бюджетными и автономными учреждениями (далее – учреждения), а также федеральными государственными унитарными предприятиями, осуществляющими на основании соглашений полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица федерального органа государственной власти (государственного органа) при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства федеральной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее – организации, осуществляющие бюджетные инвестиции), информации о состоянии объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в недвижимое имущество Российской Федерации, сформированной по результатам анализа, проведенного в ходе их инвентаризации (далее – Инвентаризация), а также общих требований к порядку проведения указанной Инвентаризации.

В целях обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность федеральными бюджетными и автономными учреждениями, получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета как получателями бюджетных средств, бюджетными, автономными учреждениями, а также организациями, осуществляющими переданные полномочия по реализации бюджетных инвестиций (далее – балансодержатели капитальных вложений), проводится инвентаризация объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность (далее – вложения в государственное недвижимое имущество).

Указанная инвентаризация осуществляется балансодержателем капитальных вложений в порядке, установленном им в рамках формирования своей учетной политики с учетом положений приказа Минфина России от 13.06.1995 N 49 “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” (в части норм действующего законодательства), применения первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению” (далее – Приказ N 52н), а также положений настоящих Методических рекомендаций.

Инвентаризационную комиссию, созданную балансодержателем капитальных вложений для проведения инвентаризации вложений в государственное недвижимое имущество, следует создавать из технических специалистов, лиц, ответственных за организацию и ведение строительства, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.

В случае отсутствия у балансодержателя капитальных вложений работников, обладающих специальными знаниями, для участия в работе инвентаризационной комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Если договором, заключенным между балансодержателем капитальных вложений, в котором создана инвентаризационная комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется:

а) федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), его территориальным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальным органом, федеральным казенным учреждением – в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения их функций;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением – за счет собственных средств, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными балансодержателями капитальных вложений – за счет собственных средств.

Экспертом не может быть лицо балансодержателя капитальных вложений, на которое возложены обязанности связанные непосредственно с ведением строительства, или лицо организации, которая выполняет функции Исполнителя по договору строительства, иному договору, в рамках которого осуществлялись соответствующие вложения в государственное недвижимое имущество.

В функции бухгалтера при проведении Инвентаризации в соответствии с приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 N 1061н “Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер” входит обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта, а также сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.

Таким образом, включение работников бухгалтерии в состав инвентаризационной комиссии не требуется.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние регистров аналитического учета по каждому вложению в объект государственного недвижимого имущества;

б) наличие документов, являющийся основанием выделения средств федерального бюджета, и (или) документ – основание для начала реализации инвестиционных проектов (строительства);

в) наличие паспорта инвестиционного проекта, результатов инженерных изысканий, проектной документации, в том числе проектно-сметной документации, наличие положительного заключения экспертизы проектной документации, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

При инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование (рабочее наименование), назначение, основные технические показатели, подтверждающие объем выполненных работ.

Кроме того, при инвентаризации вложений в объекты государственного недвижимого имущества (зданий, сооружений и другой недвижимости) комиссия проверяет наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов.

При выявлении объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, – объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (подвалов, полуподвалов и т.д.), год начала строительства и др.; по линейным объектам – протяженность, глубину и ширину; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Если комиссией установлено, что завершенные капитальные вложения в объекты государственного недвижимого имущества (работы капитального характера по надстройке этажей, пристройки новых помещений и др.) не отражены в бухгалтерском учете (в том числе у балансодержателя соответствующего объекта имущества), комиссия определяет сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и отражает в описи данные о произведенных изменениях.

На объекты государственного недвижимого имущества, по которым строительство было приостановлено (без консервации объектов), разрушенные и не подлежащие восстановлению объекты, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием причин, приведших указанные объекты к непригодности.

При сопоставлении фактически произведенных капительных вложений с данными бухгалтерского учета по объему произведенных капитальных вложений путем документальной проверки инвентаризационной комиссии следует также проанализировать характер произведенных капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества по следующим критериям:

а) год начала осуществления вложений;

б) планируемый год окончания строительства/реконструкции;

в) сметная стоимость строительства на дату начала строительства, согласно проектно-сметной документации;

г) сметная стоимость строительства на начало отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;

д) сметная стоимость строительства на конец отчетного, согласно проектно-сметной документации;

е) объем средств, выделенных на строительство/ реконструкцию объекта из федерального бюджета, а также условия софинансирования указанных вложений за счет собственных средств (других источников финансового обеспечения).

Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087)*, и Актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее – Акт (ф. 0504835).

К Акту (ф. 0504835), составленному по результатам проведенной инвентаризации, помимо Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), сформированной при выявлении расхождений, инвентаризационной комиссией учреждения составляются и прилагаются “Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества” (далее – Сведения), содержащие информацию о состоянии объектов незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Указанная информация подлежит раскрытию главным распорядителем средств федерального бюджета (далее – ГРБС) в составе раздела 4 “Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности” сводной Пояснительной записки (ф. 0503160) (далее – Раздел 4 Пояснительной записки) дополнительно к информации, раскрываемой в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Указанная сводная информация о результатах инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества формируется ГРБС на основании представленной ему в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственными балансодержатели капитальных вложений информации.

В Разделе 4 Пояснительной записки также приводится анализ состояния объектов государственного недвижимого имущества, иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, в части результатов инвентаризации состояния объектов государственного недвижимого имущества, не нашедшая отражения в указанных Сведениях.

При этом представление информации по объектам, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется ГРБС в установленном порядке.

2. Порядок заполнения Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества

Показатели Сведений формируются главным распорядителем средств федерального бюджета по результатам проведенной подведомственными получателями средств федерального бюджета, бюджетными и автономными учреждениями инвентаризации объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в недвижимое имущество учреждения, на основании данных бухгалтерского (бюджетного) и аналитического учета, а также бухгалтерской (бюджетной) и аналитической отчетности подведомственных балансодержателей капитальных вложений в следующем порядке:

Показатель строки 060 Сведений формируется путем суммирования показателей строк 010, 020, 030, 040, 050.

В  графах Сведений указываются:

в графе 1 – наименование, месторасположение (полный адрес) объекта капитального строительства, указанные в документе-основании для выделения средств федерального бюджета (начала строительства);

в графе 2 – код строки;

в  графе 3 – код объекта в федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), присвоенный Министерством экономического развития Российской Федерации;

в  графе 4 – документ, являющийся основанием выделения средств федерального бюджета, и (или) документ – основание для начала строительства (Указ Президента Российской Федерации, постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации, приказ руководителя федерального органа исполнительной власти и т.п.);

в  графе 5 – информация о состоянии объекта:

1 – строительство (приобретение) ведется;

2 – объект законсервирован;

3 – строительство объекта приостановлено (без консервации);

4 – строительство объекта не начиналось;

5 – объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы направлены на государственную регистрацию права;

6 – объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы не направлены на государственную регистрацию;

7 – раскрывается информация об ином состоянии объекта;

в  графах 6, 7 указывается информация о причинах приостановления (прекращения) строительства:

1 – строительство/реконструкция объекта приостановлена по решению Правительства Российской Федерации (или уполномоченным федеральным органом власти);

2 – приостановлено финансовое обеспечение;

3 – низкий уровень подготовки и реализации проектных решений;

4 – отсутствие оформленных в установленном порядке прав собственности, в том числе на земельные участки;

5 – раскрываются сведения о неудовлетворительной работе подрядных организаций (нарушение сроков исполнения и иных условий контрактов, несвоевременность представления документов на оплату по выполненным работам и т.п.);

6 – отсутствие претендентов – подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить государственный контракт (договор) на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг;

7 – увеличение сроков процедур размещения заказов, заключения государственных контрактов и соглашений с субъектами Российской Федерации;

8 – раскрывается информация об иных причинах;

в  графе 8 – год начала осуществления вложений;

в графе 9 – планируемый год окончания строительства/реконструкции;

в  графе 10 – сметная стоимость строительства на дату начала строительства, согласно проектно-сметной документации;

в  графе 11 – сметная стоимость строительства на начало отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;

в  графе 12 – сметная стоимость строительства на конец отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;

показатель графы 13 формируется путем суммирования показателей граф 14, 15, 16;

в графе 14 – сумма средств, выделенная на строительство/реконструкцию объекта из федерального бюджета;

в графе 15 – сумма средств, выделенная на строительство/реконструкцию объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

в графе 16 – сумма планируемых к привлечению средств на строительство/реконструкцию объекта;

показатель графы 17 формируется путем суммирования показателей граф 18, 19, 20;

в графе 18 – сумма средств, предоставленная на строительство/реконструкцию объекта из федерального бюджета;

в графе 19 – сумма средств, предоставленная на строительство/реконструкцию объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

в графе 20 – сумма привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта;

показатель графы 21 формируется путем суммирования показателей граф 22, 23, 24;

в графе 22 – сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных из федерального бюджета на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;

в графе 23 – сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;

в графе 24 – сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;

показатель графы 25 формируется путем суммирования показателей граф 26, 27, 28;

в графе 26 – стоимость работ, выполненных за счет средств федерального бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1  106 11  000 “Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения” по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;

в графе 27 – стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1  106 11  000 “Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения” по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;

в графе 28 – стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1  106 11  000 “Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения” по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;

показатель графы 29 формируется путем суммирования показателей граф 30, 31, 32;

в графе 30 – сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из федерального бюджета на строительство/реконструкцию;

в графе 31 – сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на строительство/реконструкцию объекта;

в графе 32 – сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта;

показатель графы 33 формируется путем суммирования показателей граф 34, 35, 36;

в графе 34 – стоимость работ, выполненных за счет средств федерального бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1  106 11  000 “Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения” по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;

в графе 35 – стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1  106 11  000 “Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения” по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;

в графе 36 – стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1  106 11  000 “Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения” по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;

* Обращаем внимание, что в соответствии с Приказом N 52н, в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные).

Капвложения = объект бухучета

В качестве объекта бухгалтерского учета стандартом определены капитальные вложения.

Напомним, ранее в качестве такого объекта рассматривались долгосрочные инвестиции.

Для целей бухучета понятие капитальных вложений связано с основными средствами.

Ранее – с внеоборотными активами, то есть основными средствами, земельными участками и объектами природопользования, нематериальными активами);

Под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств.

Ранее под долгосрочными инвестициями понимались затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий).

Проверка капитальных вложений на обесценение

Организация должна регулярно проверять капвложения на обесценение в соответствии с МСФО (IAS) 36. В частности, к признакам обесценения относятся следующие ситуации:

Оценить капвложение при обесценении нужно по наибольшей из двух величин:

Так как специального счёта для учета обесценения нет, то здесь можно использовать отдельный субсчёт к счёту 02 «Амортизация основных средств» по аналогии с обесценением ОС (рекомендация БМЦ от 20.02.2015 № Р-56/2016-КпР

Дт 91 Кт 02 — отражён убыток от обесценения капвложений.

Что относится к капитальным вложениям

Новый стандарт относит к капитальным вложениям только те затраты, которые связаны с основными средствами, а именно — с их приобретением, созданием, улучшением или восстановлением (п. 5 ФСБУ).

В частности, в состав капвложений входят:

Также в соответствии с новым стандартом капвложения включают в себя и различные виды имущества, которые используют для таких операций. Например, если были куплены какие-то материалы для строительства, монтажа, реконструкции, то их сразу нужно учитывать в качестве капвложений, а не как запасы.

В капитальные вложения теперь входят ремонты и техобслуживание основных средств, а не только реконструкция и модернизация, как раньше. При этом относить к капвложениям нужно только те виды ремонтов, которые улучшают показатели объекта или продлевают срок его использования (п. 2 информационного сообщения Минфина РФ от 03.11.2020 № ИС-учет-28).

30 сентября 2021 года Минфин опубликовал проект приказа «О внесении изменений в Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утверждённый приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 сентября 2020 г. № 204н», в котором котором капитальные вложения определены как затраты, которые станут впоследствии не только основными средствами, но и нематериальными активами. Скорее всего, этот проект будет принят.

Сфера применения ФСБУ 26/2020

Действие стандарта распространено на имущество, предназначенное для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств.

Ранее такое имущество учитывалось, как правило, в составе запасов до момента использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств).

«Семь новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация» самый экспертный курс Клерка, помогающий разобраться со сложными официальными требованиями. Мы уже добавили новый стандарт, «Инвентаризация», увеличили часы, дополнили программу, но оставили прежнюю стоимость. Обучение очень удобное: понятные видео лекции, тесты, примеры в 1С, онлайн-встречи с преподавателями, ответы на все ваши вопросы в закрытом чате.

Посмотреть бесплатный урок и записаться

Стандарт не распространяется на затраты, связанные с:

Ранее застройщики, специализировавшиеся на строительстве объектов, учитывали затраты на свои услуги, как правило, в качестве капитальных вложений.

К капитальным вложениям отнесены затраты на улучшение и (или) восстановление объекта ОС (в частности, замену частей, ремонт, технические осмотры, техническое обслуживание) при соответствии таких затрат условиям признания капвложений.

Ранее – только затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС, в результате которых улучшались (повышались) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств; затраты на восстановление объекта основных средств признавались расходами периода, к которому они относились).

При этом к капвложениям не относятся:

Переходные положения

Последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 26/2020 отражаются ретроспективно, то есть как если бы этот стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни.

Для облегчения перехода на новый порядок учета капвложений в бухотчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 26/2020, организация может применять перспективно новые требования к формированию в бухгалтерском учете информации о капвложениях, то есть только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения ФСБУ 26/2020, без изменения сформированных ранее данных бухучета.

Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухотчетности, составленной с применением ФСБУ 26/2020.

В каком порядке прекращать признание капитальных вложений

В обычной ситуации капитальные вложения становятся основными средствами в момент их ввода в эксплуатацию (п. 18 ФСБУ 26/2020). При этом вся накопленная сумма капвложений формирует первоначальную стоимость основных средств.

Дт 01 Кт 08 — основное средство введено в эксплуатацию.

Но в некоторых ситуациях капвложения нужно списать с бухучёта без признания основного средства (п. 19 ФСБУ 26/2020

Капвложения нужно списать в том периоде, когда принято решение об их прекращении, или когда объект выбыл. Организация в этом же периоде признает доходы или расходы, исходя из разницы между двумя величинами (п. 20-22 ФСБУ 26/2020

Дт 91 Кт 08 — списана стоимость капвложения.

Дт 10 Кт 91 — отражена стоимость материалов, поступивших от выбытия капвложений.

Исключение из стоимости капитальных вложений затрат, связанных с ненадлежащей организацией процессов

В капвложения не следует включать затраты, которые возникли из-за нарушений в организации бизнес-процессов. Например, перерасход материалов, потери от простоев, брака, ремонты после аварий (пп. «в», «г» п. 16 ФСБУ 26/2020

Списание капвложений

Установлены общие правила списания с бухучета капитальных вложений, в частности, случаи списания, момент отражения списания в учете, порядок учета затрат на демонтаж, утилизацию объектов капитальных вложений и восстановление окружающей среды, порядок определения суммы дохода или расхода от списания капитальных вложений.

Порядок признания капитальных вложений в бухгалтерском учёте

В новом стандарте впервые сформулированы условия для признания капвложений в бухучёте (п. 6 ФСБУ 26/2020

Также впервые определён момент признания капитальных вложений: это нужно делать по мере осуществления затрат, которые соответствуют приведённым выше критериям (п. 9 ФСБУ).

Вести бухучёт капвложений нужно в разрезе объектов основных средств, которые организация приобретает, создаёт, улучшает или восстанавливает (п. 7 ФСБУ 26/2020).

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Момент признания капвложений

В ФСБУ 26/2020 Определен момент признания капитальных вложений: по мере осуществления фактических затрат, в отношении которых соблюдаются условия их признания.

Это новая норма.

Как переходить на новый стандарт

Все, кто обязан применять ФСБУ 26/2020, должны перейти на него с 1 января 2022 года. Можно начать использовать стандарт досрочно (п. 2 приказа Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н)

В общем случае изменения учётной политики, связанные с переходом на ФСБУ 26/2020, следует отражать в отчётности ретроспективно. Это значит, что все показатели, связанные с капвложениями нужно пересчитать так, как будто новый стандарт применялся с начала их формирования (п. 25 ФСБУ 26/2020). Но допускается и перспективный вариант пересчёта данных. Этот способ проще — тогда вести скорректированный учёт капвложений нужно только с даты начала работы по новому стандарту (п. 26 ФСБУ 26/2020

Организация должна в первой бухгалтерской отчётности после начала использования нового стандарта указать выбранный вариант пересчёта (п. 27 ФСБУ 26/2020

Кто и когда обязан применять ФСБУ 26/2020

В общем случае применять новый стандарт при учёте вложений в основные средства должны все организации, кроме бюджетных (п. 2 ФСБУ 26/2020). Представители малого бизнеса, которые ведут упрощённый бухучёт, могут не использовать отдельные положения ФСБУ 26/2020, об этом ниже.

Есть два исключения, предусмотренные пунктом ФСБУ 26/2020. Новый стандарт можно не использовать:

Когда применять

Организация обязана начать применять ФСБУ 26/2020, начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год.

Вместе с тем организация вправе принять решение о досрочном применении этого стандарта.

Сумма капвложений

Изменен порядок определения сумм включаемых в стоимость капитальных вложений:

Оценочные обязательства в стоимости капитальных вложений

Теперь в стоимость капвложений следует включать оценочные обязательства (пп. «ж» п. 10 ФСБУ 26/2020). Например, это могут быть затраты по будущему демонтажу или восстановлению окружающей среды.

Дт 08 Кт 96 — оценочное обязательство сформировано при осуществлении капвложений.

Дт 91 Кт 96 — корректировка оценочного обязательства перед каждым годовым отчётом.

Упрощенный БУ для капвложений

Организации, которые в соответствии с законодательством вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, могут определять фактические затраты при признании капитальных вложений:

Кроме того, эти организации могут отказаться от проверки капвложений на обесценение, то есть оценивать капитальные вложения по балансовой стоимости на отчетную дату, и раскрывать в бухотчетности информацию о капвложениях в ограниченном объеме.

ФСБУ 26/2020 в деталях

Подарок для наших читателей — запись вебинара по применению ФСБУ 26/2020. Два часа подробного разбора новаций стандарта, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикеры — известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

Новые правила с 2022 года

Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись.

Определение затрат на ОС

Установлен общий подход к определению затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов ОС, в сумме которых признаются капитальные вложения.

Затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений.

При этом не считается затратами предварительная оплата поставщику (подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг.

Учёт капитальных вложений при оплате неденежными средствами или безвозмездном получении

Если организация полностью или частично оплачивает капвложения неденежными средствами, их оценивают в следующем порядке (п. 13 ФСБУ 26/2020

Если организация получает имущество безвозмездно, затраты на него необходимо признавать только по справедливой стоимости (п.14 ФСБУ 26/2020

Особый порядок учёта капитальных вложений при длительной отсрочке или рассрочке

Если организация рассчитывается с поставщиками или подрядчиками на условиях длительной отсрочки или рассрочки платежа, то в капвложения нужно включать только те суммы, которые заплатили бы при расчётах без отсрочки. Разницу в этом случае учитывают равномерно в течение срока рассрочки по аналогии с процентами по кредитам.

Длительной считают отсрочку или рассрочку свыше 12 месяцев. Но организация может установить и меньший период, закрепив его в учётной политике (п. 12 ФСБУ 26/2020

Дт 08 Кт 60 — признана стоимость капвложений без учёта рассрочки.

Дт 91 Кт 60 — оставшаяся стоимость капвложений признана равномерно.

Как раскрывать информацию о капвложениях в бухгалтерской отчётности

Новый стандарт уточнил требования к раскрытию информации о капвложениях в отчётности. В частности, теперь необходимо раскрывать (п. 23 ФСБУ 26/2020

Организации, которые ведут упрощённый бухучёт, могут не раскрывать в отчётности информацию об обесценении и сведения об авансовых платежах любого вида.

Информация о капвложениях в бухотчетах

Уточнены требования к раскрытию информации о капитальных вложениях в бухгалтерской отчетности.

В частности, введено обязательное раскрытие результата обесценения капитальных вложений и восстановления обесценения, включенного в расходы или доходы отчетного периода; авансов, предварительной оплаты, задатков, уплаченных организацией в связи с осуществлением капитальных вложений.

Учёт дополнительных материальных ценностей при осуществлении капитальных вложений

Если при осуществлении капвложений организация дополнительно получит материальные ценности, которые затем будет использовать, их стоимость нужно вычесть из капвложений. Например, это может быть продукция, которую выпустили при пусконаладочных работах. Оценивать полученные ценности можно по чистой стоимости продажи, по стоимости аналогичных ценностей  или по справедливой стоимости (п.15 ФСБУ 26/2020

Если организация учла ценности в качестве капвложений, но затем не использовала их в полном объёме, нужно вычесть стоимость оставшихся ценностей из капвложений.

Единица учета капвложений

Уточнено определение единицы учета капвложений:

приобретаемый, создаваемый, улучшаемый или восстанавливаемый объект основных средств.

Ранее учет долгосрочных инвестиций велся в целом по строительству и по отдельным объектам, входящим в него; по приобретаемым отдельным объектам ОС.

Послабления для тех, кто ведёт упрощенный бухгалтерский учёт

Малые предприятия, которые ведут упрощенный бухучёт, имеют право (п. 4 ФСБУ 26/2020

Условия для признания капвложений в БУ

Установлены условия, одновременное соблюдение которых необходимо для признания капитальных вложений в бухгалтерском учете:

Напомним, ранее такие условия не формулировались.

При соблюдении данных условий капвложения признаются вне зависимости от того, осуществлены ли они при первоначальном приобретении, создании объектов ОС или при последующем улучшении и (или) восстановлении их.

Ранее капвложения признавались, как правило, при первоначальном приобретении, создании объектов ОС.

Учет некоторых затрат

Уточнен порядок учета отдельных видов затрат:

Обесценение капвложений

Введены обязательная проверка капитальных вложений на обесценение и учет изменения их стоимости вследствие обесценения.

Эти проверка и учет ведутся в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *