ИНФОРМАЦИЯ О ЛИЦАХ ДЛЯ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО УЧАСТИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ И КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА БЕСПЛАТНО


ИНФОРМАЦИЯ О ЛИЦАХ ДЛЯ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО УЧАСТИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ И КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА БЕСПЛАТНО

Свели в одном материале все сервисы, которые помогут доказать должную осмотрительность при выборе бизнес-партнеров.

Можно ли компании оптимизировать процесс проверки своих контрагентов таким образом, чтобы не испортить отношения с поставщиками, избежать претензий налоговиков и суметь доказать свою законопослушность в суде? Практика показывает, что такие надежные официальные источники информации, как бесплатные сервисы ФНС России, помогут справиться с задачей лишь частично. Что еще следует предпринять?

На сетования предпринимателей, что, мол, для изучения всей подноготной своих поставщиков им нужно обладать, как минимум, функциями полицейских, и что подобные проверки отнимают у них слишком много времени, налоговики традиционно возражают, что методов – хоть отбавляй, было бы желание.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

О РАЗМЕЩЕНИИ НА САЙТЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА “СВЕДЕНИЯ

О ЛИЦАХ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФАКТ НЕВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ

(ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА) В ОРГАНИЗАЦИИ УСТАНОВЛЕН

(ПОДТВЕРЖДЕН) В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ”

В целях создания и обеспечения функционирования на сайте Федеральной налоговой службы электронного сервиса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”, позволяющего налогоплательщику проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, приказываю:

1. Утвердить состав реквизитов информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” (далее – Информационный ресурс) согласно Приложению N 1 и Порядок формирования и ведения информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” (далее – Порядок) согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Управлению информатизации (В. Г. Колесников) и ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В. Б. Безруков) обеспечить в трехдневный срок с даты утверждения настоящего Приказа размещение в ФАП ФНС России программного обеспечения по формированию и ведению указанного Информационного ресурса на местном, региональном и федеральном уровнях.

4. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России (И. А. Мирошникова):

4.1. В недельный срок с даты исполнения пункта 3 настоящего Приказа обеспечить установку соответствующего программного обеспечения;

4.2. В недельный срок с даты исполнения пункта 4.1 настоящего Приказа обеспечить первоначальное наполнение Информационного ресурса;

4.3. Обеспечить на регулярной основе формирование Информационного ресурса в соответствии с Порядком.

5. Ф КУ “Налог-Сервис” ФНС России (И. А. Мирошникова) в двухдневный срок с даты исполнения пункта 4 настоящего Приказа обеспечить доступ к веб-сервису федерального уровня, предназначенному для формирования Информационного ресурса, возможность просмотра в удаленном доступе информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” и довести до налоговых органов информацию о созданных профилях, обеспечивающих указанный доступ.

6. Управлению по работе с налогоплательщиками (Т. В. Матвеева) в десятидневный срок с даты утверждения настоящего Приказа обеспечить создание на сайте ФНС России в интерактивном сервисе “Проверь себя и контрагента” раздела “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”.

7. Ф ГУП ГНИВЦ ФНС России (В. Б. Безруков) обеспечить сопровождение программного обеспечения, реализующего формирование информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”.

8. Правовому управлению (О. В. Овчар) обеспечить методологическое сопровождение формирования Информационного ресурса.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С. А. Аракелова.

Приложение N 1

Приказом ФНС России

Приложение N 2

(ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА) УСТАНОВЛЕН (ПОДТВЕРЖДЕН)

Раздел 1. Общие положения

1.1. Настоящий документ устанавливает порядок действий, выполняемых налоговыми органами в рамках формирования информационного ресурса (далее – ИР) “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” (далее – Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации).

1.2. Целью создания ИР “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации” является формирование на федеральном уровне массива данных для сервиса ФНС России, предоставляющего на Интернет-сайте ФНС России в разделе “Проверь себя и контрагента” в подразделе “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” соответствующие сведения, позволяющих налогоплательщику при выборе контрагента проявить должную осмотрительность и исключить заключение сделок с организациями, относящимися к категории “однодневок”.

1.4. Сведения содержат следующую информацию: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) организации, в отношении которой судом установлен факт невозможности принятия лицом участия (осуществления руководства) в указанной организации; идентификационный номер налогоплательщика – организации (ИНН), в отношении которой судом установлен факт невозможности принятия лицом участия (осуществления руководства) в указанной организации; полное (либо сокращенное) наименование организации в соответствии с ЕГРЮЛ, в отношении которой судом установлен факт невозможности принятия лицом участия (осуществления руководства) в указанной организации; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, в отношении которого судом установлен факт невозможности принятия участия (осуществления руководства) в организации; признак лица, характеризующий правовое положение лица, в отношении которого судом установлен факт невозможности принятия участия (осуществления руководства) в организации; причину невозможности лица принимать участие (осуществлять руководство) в организации, подтвержденную в судебном порядке; судебный акт (N дела).

1.5. Направление Сведений, передаваемых на федеральный уровень для включения в Информационный ресурс, осуществляется в автоматическом режиме с использованием WEB-сервиса.

1.6. Участниками информационного обмена являются:

– на местном уровне – ИФНС России и МИ ФНС России по КН;

– на региональном уровне – УФНС России;

– на федеральном уровне – ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России.

Раздел 2. Действия налогового органа

2.2. На основании данных, внесенных в информационный ресурс “Журнал учета заявлений/исков с участием налоговых органов”, в этот же день формируются Сведения в составе, указанном в пункте 1.4 настоящего Порядка, которые в день формирования в автоматическом режиме с использованием WEB-сервиса передаются в ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России.

2.3. В случае внесения изменений в запись “Журнала учета заявлений/исков с участием налоговых органов”, на основании которой Сведения направлялись на федеральный уровень ранее, в ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России, направляется корректирующая запись.

При получении в ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России корректирующей записи, имеющей идентификатор записи, который ранее был учтен в ИР “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации”, – запись полностью заменяется, независимо от того, какой из реквизитов был изменен.

Раздел 3. Действия ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России

3.1. Ф КУ “Налог-Сервис” ФНС России обеспечивает в автоматическом режиме прием поступивших от налоговых органов Сведений и их размещение в on-line режиме в открытом сегменте сети ФНС России (Internet ДМЗ) для сервиса ФНС России, предоставляющего информацию на Интернет-сайте ФНС России.

3.2. Формирует на основе принятых Сведений информационный ресурс “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”.

На «Клерке»

У «Клерка» есть удобный и бесплатный сервис по проверке контрагентов: попробуйте прямо сейчас.

Проявление должной осмотрительности

Необходимые меры, свидетельствующие о проявлении должной осмотрительности, выработаны на основе арбитражной практики. Однако их перечень не является исчерпывающим. Приведем основные.

Редакция «ПБ» Сергей Данилов

Другие общедоступные сервисы

https://service.nalog.ru/disqualified.do — реестр дисквалифицированных лиц.

http://egrul.nalog.ru — ЕГРЮЛ (можно узнать зарегистрировано ли юридическое лицо, не исключено ли из реестра).

https://service.nalog.ru/uwsfind.do — сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr — сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении ООО 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они должны публиковаться в соответствии с законодательством.

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83 — сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.

https://service.nalog.ru/addrfind.do — реестр адресов массовой регистрации.

https://service.nalog.ru/svl.do — сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке.

https://service.nalog.ru/zd.do — сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.

http://fssprus.ru/iss/ip — банк данных исполнительных производств ФССП.

http://reestr-dover.ru — реестр отмененных нотариальных доверенностей.

http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000 — проверка по списку недействительных утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина РФ, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортов граждан РФ.

http://kad.arbitr.ru — база данных судебных дел арбитражных судов РФ.

https://service.nalog.ru/bi.do — информация о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (сервис Банкинформ).

https://rospravosudie.com/   — модернизированный поиск по судебным делам, регионам, адвокатам.

Спасут ли от обвинений сервисы ФНС

Всегда ли пользование «проверочными» электронными ресурсами налоговиков является панацеей от обвинений и стоит ли полагаться только на них?

Итак, на официальном сайте ФНС России функционирует онлайн-сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контр­агента». Он включает в себя несколько блоков информации, которые можно использовать для получения достоверных сведений о факте регистрации юрлица.

В ходе судебных разбирательств порой случаются казусы. Так, АС Центрального округа в своем постановлении от 05.08.2016 Ф10-2578/2016 вынужден был указать налоговикам, что отсутствие контрагентов компании по месту регистрации через три года после осуществления сделки не является проявлением неосмотрительности и поводом для доначислений.

Воспользоваться этими ресурсами может любая компания. Однако стоит помнить, что применение этих ресурсов для подтверждения добросовестности контрагента в налоговом законодательстве прямо не установлено.

Некоторые суды принимают факт проверки контрагента через сайт налоговиков и не требуют предоставления других доказательств добросовестности. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 11.07.2011 № КА-А41/6979-11) содержится вывод о том, что у фирмы, отследившей добросовестность контрагентов через официальные информационные источники, отсутствует обязанность проверять их налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также принимать иные меры для выявления благонадежности в качестве налогоплательщиков.

Контрагенты зарегистрированы в ЕГРЮЛ с теми же юридическими адресами и ИНН, которые подтверждены на официальном сайте ФНС России. Фирмой были приняты все зависящие от нее меры, проявлена должная осмотрительность. Поэтому она не может быть лишена по формальным основаниям права на уменьшение базы по налогу на прибыль на расходы и на вычет по НДС.

В постановлении все того же ФАС Московского округа от 15.02.2012 № А40-128151/2010 судьи признали, что компания проявила должную осмотрительность и осторожность с помощью:

Однако в иных ситуациях судьи могут решить, что данные интернет-сервисов не являются доказательством достаточности проверки контрагента. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13.12.2011 № А40-21233/2011 служители Фемиды встали на сторону ИФНС. В решении было указано, что фирма не представила доказательства истребования документов у контрагентов в спорный период, а сведения о спорных контрагентах, имеющиеся в ЕГРЮЛ и на интернет-сервисах, не свидетельствуют о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов и не позволяют сделать вывод о реальности ведения ими финансово-хозяйственной деятельности.

Разглашение налоговой тайны

Речь идет о размещении таких сведений, как: среднесписочная численность работников организации за календарный год, о доходах и расходах компании, об уплаченных налогах и сборах, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Данные будут размещаться в бесплатном открытом доступе на официальном сайте ФНС России.

По задумке разработчиков документа, закон должен был дать бизнесу инструмент проверки будущих бизнес-партнеров. При этом авторы поправок полагали, что сам факт публикации данных должен мотивировать коммерсантов заботиться о репутации компании. Но, по мнению экспертов, ситуация со снятием налоговой тайны похожа на применение лекарства с массой побочных эффектов.

Выписка из ЕГРЮЛ не может рассматриваться судом как единственное доказательство того, что компания была осмотрительна при выборе партнера (постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 27.10.2014 по делу №А05-3286/14).

Во взаимодействии налогоплательщика и инспекций нововведение об отмене тайны будет иметь свои последствия. Например, фискалам будет проще предъявить претензии к компании относительно недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.

При этом некоторые открытые показатели – как, например, численность сотрудников – могут быть необъективными критериями при определении того, что компания надежна и с ней можно иметь дело.

На практике случается так, что даже если у организации мало работников, это не мешает ей найти хороших, толковых субподрядчиков и выполнить все качественно и в срок. Граж­данское законодательство такую форму решения бизнес-задач не запрещает.

Еще одно уязвимое место нового закона – это желание властей сделать открытыми данные о недоимках компании. На практике может случиться так, что организация оспаривает и «отбивает» доначисления инспекции, а споры с налоговой – процесс не быстрый. Разрешение конфликта может занять год и более, а недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и этот факт может влиять на конечное решение клиентов фирмы.

С июня масштабный сервис ФНС

Летом 2017 года провалился запуск сервиса ФНС «Прозрачный бизнес». Сервис проработал пару дней и лег.

Запустить его обещают 1 июня 2018 года по итогам годовой отчетности-2017.

Мы успели потестировать сервис, пока он еще работал. Смотрите наш отчет.

Там можно было не просто пробить контрагента по названию или ИНН, а сделать выборку по компаниям, у которых есть налоговые долги и другие нарушения.

Способы проверки контрагентов

Так, в письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 ФНС России снова напомнила о способах проверки добросовестности контрагентов.
Налоговые ведомства советует налогоплательщикам руководствоваться:

Эти сведения также размещены на сайте ФНС России.

Проверка регистрации в ЕГРЮЛ

Для проверки можно воспользоваться элект­ронными сервисами на сайте ФНС России:

Альтернативный вариант – получить выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента в бумажной или в электронной форме (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).

Проверка иной информации

Для получения прочей информации о контрагенте предназначены следующие сервисы на сайте ФНС России:

Кроме того, необходимо запросить у контрагента следующие документы или их заверенные копии:

Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС России.

Рекомендуется также попытаться про­анализировать бухгалтерскую отчетность контрагента за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляла бух­отчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *