ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

В целях повышения эффективности реализации мероприятий, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией государственных информационных систем, постановляю:

1. Правительству Российской Федерации обеспечить к 1 апреля 2023 г. функционирование единой цифровой платформы Российской Федерации “ГосТех” (далее – платформа “ГосТех”) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе требованиями о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах.

2. Установить, что:

а) создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех” осуществляются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами “и” и “к” настоящего пункта:

с 1 апреля 2023 г. – в отношении федеральных информационных систем;

с 1 января 2024 г. – в отношении региональных информационных систем;

б) создание и развитие государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех” осуществляются по результатам оценки экономической и (или) технологической целесообразности их создания и развития, проведенной в соответствии с методическими рекомендациями и планом создания и развития государственных информационных систем на платформе “ГосТех” (далее – план), утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

в) методическими рекомендациями, указанными в подпункте “б” настоящего пункта, определяются следующие критерии оценки экономической и (или) технологической целесообразности создания и развития государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех”:

надежность функционирования государственных информационных систем и их доступность для пользователей;

объем принимаемых мер по защите информации, содержащейся в государственных информационных системах;

степень зависимости функционирования государственных информационных систем от использования иностранных программ для электронных вычислительных машин и баз данных, информационных технологий и технических средств;

обеспеченность государственных информационных систем необходимой для их функционирования инфраструктурой;

наличие бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами и исполнительным органам субъектов Российской Федерации в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем;

иные критерии оценки экономической и (или) технологической целесообразности создания и развития государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех”, а также технической готовности платформы “ГосТех” с учетом совместимости информационных технологий, используемых в государственных информационных системах, и их компонентов с платформой “ГосТех”;

г) план формируется в том числе на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации;

д) планом определяются сроки создания и развития государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех” (с учетом сроков проведения соответствующих мероприятий и необходимости сохранения качества предоставления государственных услуг, иных услуг и исполнения государственных функций посредством государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех”), а также предусматривается поэтапный переход к использованию платформы “ГосТех”. Продолжительность каждого этапа составляет три года;

е) оператором платформы “ГосТех” с операторами государственных информационных систем заключаются соглашения о распределении ответственности между этими лицами. Указанными соглашениями определяется в том числе ответственность оператора платформы “ГосТех”:

за бесперебойное функционирование государственных информационных систем в части, касающейся функционирования платформы “ГосТех”;

за конфиденциальность и безопасность обрабатываемой в государственных информационных системах с использованием платформы “ГосТех” информации, включая персональные данные;

за сохранение качества предоставления государственных услуг, иных услуг и исполнения государственных функций посредством государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех”;

за недискриминационный доступ государственных органов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации к платформе “ГосТех”;

ж) оператор платформы “ГосТех” несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, а также соглашений, предусмотренных подпунктом “е” настоящего пункта;

з) создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех” не осуществляются, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, служебную тайну в области обороны, тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принято решение о применении мер государственной защиты, сведения о применяемых в отношении таких лиц мерах государственной защиты;

и) создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем, являющихся объектами критической информационной инфраструктуры, федеральных информационных систем федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральных информационных систем федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, государственных информационных систем Федеральной налоговой службы, региональных информационных систем субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции столицы Российской Федерации, осуществляются с использованием платформы “ГосТех” на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, решения высшего должностного лица указанного субъекта Российской Федерации;

к) создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем, являющихся объектами соглашений о государственно-частном партнерстве либо концессионных соглашений, осуществляются с использованием платформы “ГосТех” на основании совместного решения публичного партнера и частного партнера либо совместного решения концессионера и концедента;

л) создание, развитие и эксплуатация информационных систем юридическими лицами, не являющимися государственными органами Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, которые определены в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование государственных информационных систем, могут осуществляться с использованием платформы “ГосТех” на основании предложения владельца (оператора) такой информационной системы при наличии согласия оператора платформы “ГосТех”.

3. Правительству Российской Федерации:

а) предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию настоящего Указа;

б) в 10-месячный срок обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для развития платформы “ГосТех”.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию настоящего Указа.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

1. Правительству Российской Федерации обеспечить к 1 апреля 2023 г. функционирование единой цифровой платформы Российской Федерации “ГосТех” (далее – платформа “ГосТех”) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе требованиями о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах.

с 1 апреля 2023 г. – в отношении федеральных информационных систем;

с 1 января 2024 г. – в отношении региональных информационных систем;

д) планом определяются сроки создания и развития государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех” (с учетом сроков проведения соответствующих мероприятий и необходимости сохранения качества предоставления государственных услуг, иных услуг и исполнения государственных функций посредством государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех”), а также предусматривается поэтапный переход к использованию платформы “ГосТех”. Продолжительность каждого этапа составляет три года;

з) создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем с использованием платформы “ГосТех” не осуществляются, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, служебную тайну в области обороны, тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”, от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принято решение о применении мер государственной защиты, сведения о применяемых в отношении таких лиц мерах государственной защиты;

и) создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем, являющихся объектами критической информационной инфраструктуры, федеральных информационных систем федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральных информационных систем федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, государственных информационных систем Федеральной налоговой службы, региональных информационных систем субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции столицы Российской Федерации, осуществляются с использованием платформы “ГосТех” на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, решения высшего должностного лица указанного субъекта Российской Федерации;

к) создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем, являющихся объектами соглашений о государственно-частном партнерстве либо концессионных соглашений, осуществляются с использованием платформы “ГосТех” на основании совместного решения публичного партнера и частного партнера либо совместного решения концессионера и концедента;

л) создание, развитие и эксплуатация информационных систем юридическими лицами, не являющимися государственными органами Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, которые определены в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование государственных информационных систем, могут осуществляться с использованием платформы “ГосТех” на основании предложения владельца (оператора) такой информационной системы при наличии согласия оператора платформы “ГосТех”.

б) в 10-месячный срок обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для развития платформы “ГосТех”.

Москва, Кремль31 марта 2023 годаN 231

Госинформсистемы создаются с использованием платформы “ГосТех” по результатам оценки экономической и технологической целесообразности.

Оператором платформы с операторами госинформсистем заключаются соглашения о распределении ответственности.

Некоторые информсистемы создаются с использованием платформы на основании решения руководителя федерального органа либо главы региона.

Госинформсистемы, являющиеся объектами соглашений о государственно-частном партнерстве либо концессионных соглашений, создаются с использованием платформы на основании совместного решения публичного и частного партнеров либо концессионера и концедента.

Указ вступает в силу со дня официального опубликования.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Искусственный интеллект — это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира. И очень бы не хотелось, чтобы эта монополия была сосредоточена в чьих-то конкретных руках. В. В. Путин, президент Российской Федерации

Эра водолея – возможность цифровизации может быть внедрена и применена в любой отрасли человеческой деятельности. Цифровые технологии ходят по всему миру: куда-то заходят и остаются, далее развиваясь, а откуда-то и сбежать хотят. Да, речь идет о строительной отрасли в целом, начиная с изготовления строительной продукции, до сноса зданий и сооружений. Это тот случай, когда не мы такие, а технология, потому что сфера строительства очень динамична, разнородна и сложно контролируема.

Так, мы знаем об информационном моделировании как технологии, позволяющей создать цифровых двойников объектов капитального строительства, то бишь BIM (Building Information Model или Modeling). Но вот в новостных лентах больше мелькает аббревиатура ТИМ (Технология информационного моделирования), в то время как мы еще не разобрались с первым понятием. Если ТИМ есть совокупность всего, что составляет информационную среду в строительстве, то BIM лишь составляющая в этом деле.

Так что же первично? Демиургом по праву может являться ГИСОГД. В профессиональном сообществе было не мало упоминаний об этой информационной системе для тех, кто создает информационные модели. И не зря вначале я привел цитату про искусственный интеллект, потому что цифровизация в строительстве имеет намного более глубокую идею реализации, чем может показаться на первый взгляд. И я постараюсь поделиться своим видением обо всем вышесказанном, объясняя за ГИСОГД и убеждая в ее значимости.

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) – организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, о земельных участках и иных сведений, необходимых для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией, необходимой для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. Включает в себя материалы в текстовой форме и в виде карт.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Термин ИСОГД устаревший и взят из неактуальных на сегодняшний день документов. Изменения действующего законодательства и принципы ведения данной системы теперь переопределили понятие следующим образом:

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) – создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Как и всякая государственная информационная система, ГИСОГД имеет под собой нормативную базу. Основные нормативные правовые акты, устанавливающие сущность данной системы:

– Глава 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ);– постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» (далее – постановление № 279);– приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.08.2020 № 433/пр «Об утверждении технических требований к ведению реестров государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, методики присвоения регистрационных номеров сведениям, документам, материалам, размещаемым в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, справочников и классификаторов, необходимых для обработки указанных сведений, документов, материалов, форматов предоставления сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности» (далее – приказ № 433/пр).

Если говорить пока коротко, то ГИСОГД это по своей сути ГИС (геоинформационная система). Но если Яндекс Карты, 2ГИС и подобные интернет-ресурсы ставят своей целью аккумулирование информации об объектах населенных пунктов в интересах коммерческих лиц и их клиентов, то ГИСОГД направлено на создание глобальной нормативной правовой базы в рамках градостроительной деятельности, что обеспечит в перспективе эффективный менеджмент и устойчивое развитие территорий страны посредством оперирования информацией пользователями. Пользователями ГИСОГД являются органы власти всех уровней, а также физические и юридические лица.

Градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

Для сравнения возьмем здание Государственного Эрмитажа в отображении на Яндекс Карты и ГИСОГД города Санкт-Петербург (РГИС):


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Информация в коммерческих ГИС преследует коммерческие цели: товару, услуге-клиент ~ клиенту-товар, услуга. Но нельзя не отметить пользу публичных карт по существу для жизнедеятельности интернет-пользователей


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

ГИСОГД же преследует цели прозрачности для инвесторов, физических и юридических лиц, которые будут заинтересованы как в ведении предпринимательской деятельности, так и в реализации своих прав

Выделение одного и того же объекта в двух системах выдает информацию в разных категориях. Так, Яндекс отображает адрес объекта (это есть и в ГИСОГД), фотографии местности, время работы организации, товары и услуги, контактные данные, наличие иных субъектов предпринимательской деятельности и прочих организаций в здании, входы и выходы и так далее. То есть информация является клиентоориентированной. Потенциальный клиент сначала ищет конкретный объект, либо подобный по специализации в поиске. Затем он без перехода в информационный первоисточник владельца объекта получает от Яндекса основной, так сказать, прайс-лист на товары и услуги, условия их получения удаленным и комфортным способом через сеть Интернет.

Но вот ГИСОГД отражает технические и юридически важные данные об объекте, а именно: общую площадь и площадь застройки, площадь земельного участка, его кадастровый номер, этажность, высоту, адрес объекта недвижимости (здесь эта информация актуальнее), виды разрешенного использования земельного участка, функциональную, санитарно-защитную, охранную и прочего рода зоны, реквизиты разрешительной документации, нормативных правовых актов да и всего того, что касается этого объекта, сведения об инженерных коммуникациях и точках подключения к ним и много еще полезного. Вся эта информация нужна как органам исполнительной власти, так и физическим и юридическим лицам. Первым она необходима для осуществления своих полномочий эффективнейшим образом, вторым для собственных интересов: инвестору данная информация необходима для всестороннего анализа инвестиционного проекта, проектировщику для сбора исходных данных для подготовки проектной документации, владельцу для юридических действий и операций, связанных с объектом недвижимости.

Я не хочу расписывать элементарные и всеми понятные преимущества данного цифрового подхода, так как на сегодняшний день перспективы информационных систем более чем понятны и показали свою необходимость в применении на практике. Миссия по созданию и ведению ГИСОГД складывается из малых задач и обусловлена большинством условностей в процессе осуществления градостроительной деятельности для органов исполнительной власти. Стоит отметить, что как и всякая информационная система, ГИСОГД требует в своем начале работу на количество, чтобы впоследствии перейти на качество. Система включает в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах. Но самое важное в нем – его структура.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Структура СДМ старого образца ГИСОГД Нижегородской области


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Структура СДМ ГИСОГД города федерального значения Москва

Во времена, когда рассматриваемая система называлась ИСОГД, структура о сведениях, документах и материалах (СДМ) градостроительной деятельности состояла из 9-ти разделов. С выходом в свет постановления № 279 утвердилась новая структура из 18-ти разделов с добавлением к наименованию системы буквы «Г». Дело в том, что помимо точного распределения по типу СДМ в системе, изменился принцип его ведения. При ИСОГД каждое муниципальное образование консолидировало информацию о градостроительной деятельности в пределах своего муниципального образования. Связей между системами каждого муниципального образования не было. С появлением понятия ГИСОГД возникла идея создания единого информационного пространства и требований к нему, связи систем муниципалитетов, а также государственных информационных систем. И вот это уже надо назвать термином ТИМ. Такая глобальная база данных, в роли которой выступает ГИСОГД, создает фундамент объединения разных категорий данных не только для градостроительной деятельности и строительной отрасли, но и обеспечивает дальнейшую возможность привязки к цифровым данным систем других отраслей экономической и административной деятельностей.

Разберем структуру из 18-ти разделов ГИСОГД. Буду стараться не мелочиться и доводить информацию в доступной форме.

Раздел 1. Документы территориального планирования Российской Федерации

Документы территориального планирования (ДТП) – система документов, в которых в процессе территориального планирования (ТП) определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (3 уровня). Состоят из текстовой и графической части, а также содержат материалы по обоснованию принятых проектных решений.

Венец пищевой цепочки в градостроительной деятельности. Этот раздел содержит информацию о документах, несущих в себе стратегическое значение в развитии территории всей страны. Такими документами являются Схемы территориального планирования Российской Федерации (СТП РФ) в таких областях как федеральный транспорт, оборона страны, энергетика, высшее образование, здравоохранение. Кроме перечисленного по специальному решению, данные документы могут содержать иную информацию, необходимую для масштабной реализации и руководства.

СТП РФ содержат положения о ТП, карты планируемого размещения объектов федерального значения (ОФЗ), в которых свою очередь указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения ОФЗ, их основные характеристики, местоположение (муниципальный район, поселение, город, населенный пункт), а также прочее попутное. То есть, если ОФЗ расположен в каком-нибудь городе, то свои истоки проектного решения он берет из СТП РФ. Содержат материалы по обоснованию в текстовой и картографической формах.

СТП РФ предусматривают основу развития территории страны в обширном охвате на долгосрочную перспективу. Проектные решения в качестве 1-ого уровня создают те самые условия, которых должны придерживаться ДТП уровнями ниже. Все, что следует за данным разделом, основывается и нивелируется по нему, что очевидно.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Примерно так отображается информация о СТП РФ во ФГИС ТП

Раздел 2. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации

Детализируют проектные решения СТП РФ по развитию территорий в пределах субъектов РФ. Аналогично документами территориального планирования регионов являются Схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (СТП регионов). И аналогично СТП регионов содержат положение о ТП и карты планируемого размещения объектов регионального значения (ОРЗ). В положении о ТП, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях уже ОРЗ по аналогии, как в СТП РФ. Также содержат материалы по обоснованию в текстовой и картографической формах.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Примерно так отображается информация о СТП ХМАО-Югры во ФГИС ТП

Раздел 3. Документы территориального планирования муниципальных образований

Еще больше уточняющие проектные решения СТП регионов документы территориального планирования муниципальных образований (ДТП МО) и определяющие таковые в пределах муниципалитетов, коими являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов. И они в свою очередь содержат материалы по обоснованию в текстовой и картографической формах. Есть разница между ДТП муниципальных районов и поселений с городскими округами. Но общее в них это разделение на следующие составляющие:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

СТП Ханты-Мансийского муниципального района на Портале ГИСОГД Югры

1) положение о территориальном планировании;2) карта планируемого размещения объектов местного значения;3) карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов);4) карта функциональных зон.

Положение о ТП Схем территориального планирования муниципальных районов (СТП МР) и Генеральном плане поселения, городского округа (ГП МО) включают в себя:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

ГП городского округа Радужный в ГИСОГД Югры

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района (ОМЗ также для городских округов), как у ДТП уровней выше;2) параметры функциональных зон.

Реализация градостроительной деятельности муниципалитетов собственно и осуществляется на основании генеральных планов. Данные документы имеют основополагающее значение для развития населенных пунктов и содержат основные характеристики всего содержимого в них. Такая информация необходима для осуществления деятельности всех субъектов, начиная с гражданина, желающего приобрести комфортное жилье в экологически чистой зоне с перспективой развития инфраструктуры в этом месте, до корпорации, планирующей размещение технологического парка неподалеку от поставщика сырья, бизнес-партнера и потенциального заказчика.

Раздел 4. Нормативы градостроительного проектирования

Нормативы градостроительного проектирования (НГП) не являются ДТП и не содержат картографических данных. Н ГП бывают региональные и местные. Н ГП представляют собой документы, которые устанавливают технико-экономические параметры и условия размещения ОРЗ и ОМЗ, стандартизируя условия проектирования при подготовке ДТП регионов, ДТП МО и градостроительной документации рангом ниже.

НГП включают в себя:

1) основную часть, устанавливающую расчетные показатели;2) материалы по обоснованию этих расчетных показателей;3) правила и область применения расчетных показателей.

Региональные НГП устанавливают «лимит» следующих расчетных показателей:

1) предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности ОМЗ – устанавливают нижний предел значения допустимого уровня обеспеченности ОМЗ;

Например, это могут быть показатели, характеризующиеся определенным числом в квадратных метрах торговой площади на тысячу человек в населенном пункте или минимальное количество театров в городе, минимальная площадь зеленых зон и мест отдыха на человека и так далее.

2) предельных значений расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения МО – устанавливает верхний предел значения допустимого уровня территориальной доступности ОМЗ.

Например, расположение общеобразовательных школ и детских садов, при условии шаговой доступности в 15 минут, или предусмотрение шаговой доступности автобусной остановки не более 200 метров.

Уже устанавливаемые на местном уровне НГП не должны противоречить и выходить за установленные регионом пределы. Данные условия проектирования помимо прочих нормативных значений в НГП создают стандартизированные рамки при подготовке градостроительной документации, что обеспечивает принцип устойчивого развития территорий.

Раздел 5. Градостроительное зонирование

Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Градостроительное зонирование устанавливается Правилами землепользования и застройки муниципальных образований (ПЗЗ) в целях создания условий для устойчивого развития территорий МО, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий МО, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

ПЗЗ состоят из следующего:

1) порядка их применения и внесения в них изменений с положениями о регулировании землепользования и застройки и иных вопросов, подготовке документации по планировке территории, изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами, проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки и внесении изменений в ПЗЗ;2) карты градостроительного зонирования, в которых устанавливаются границы территориальных зон, границы населенных пунктов, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения, а также территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории;3) градостроительных регламентов, которые устанавливают в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расчетные показатели, которые указаны в НГП.

Примерно ведь это понятно? Есть один практичный способ получить лучшее представление обо всем написанном – поиграть в градостроительный симулятор. Это вовсе не шутка. Строя город и разрушая его несколько десяток раз, можно прийти интуитивно к принципам устойчивого развития в градостроительстве. Все начинается с определения функциональных зон для жилья, коммерции, промышленности. Промышленная зона должна быть с краю, чтобы ветром не заносило загрязненные выбросы. Определяется источник энергии, создается инженерная инфраструктура, производится зонирование остального и далее располагаются социальные объекты. Когда жизнедеятельность города обеспечена, осуществляется благоустройство. Все в этом духе.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Пример Cities: Skylines. Наглядно изображено установление жилой (зеленым) и общественно-деловой (синим) функциональных зон

Раздел 6. Правила благоустройства территории

В этом разделе размещаются Правила благоустройства территорий муниципальных образований (ПБ), а также закон субъекта РФ, которым утвержден порядок определения границ прилегающих территорий.

ПБ могут регулировать вопросы:

1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;5) организации озеленения территории МО, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;6) размещения информации на территории МО, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;9) обустройства территории МО в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;10) уборки территории МО, в том числе в зимний период;11) организации стоков ливневых вод;12) порядка проведения земляных работ;13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;14) определения границ прилегающих территорий;15) праздничного оформления территории МО;16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории МО.

Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые ПБ, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных МО.

Раздел 7. Планировка территории

Планировка территории не тоже самое, что территориальное планирование, как ни странно. Документация по планировке территории в этом разделе бывает двух видов: проект планировки территории и проект межевания территории. Их подготовка осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры (район, микрорайон, квартал, улично-дорожная сеть и так далее), установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

То есть такая документация определяет более точные характеристики объектов, их условий уже в рамках элементов планировочной структуры в границах МО. Помимо этого их подготовка обязательна, например если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, необходимы установление, изменение или отмена красных линий, образование земельных участков, размещение объекта капитального строительства на территориях двух и более МО, или если планируется строительство, реконструкция линейного объекта, осуществление комплексного развития территории и при прочих случаях.

Кроме того раздел содержит нормативные правовые акты, которыми утверждены порядок подготовки такой документации, принятия решения об утверждении, внесения изменений и отмены такой документации или ее отдельных частей.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Проект планировки и проект межевания части территории Красногвардейского района города Санкт-Петербург в РГИС

Раздел 8. Инженерные изыскания

Речь идет об инженерных изысканиях, которые выполняются не для подготовки проектной документации в целях строительства, а для подготовки документации по планировке территории. Это обязательная часть градостроительной деятельности, обеспечивающая комплексное изучение природных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) и факторов техногенного воздействия на территорию объектов капитального строительства для решения следующих задач:

1) установления функциональных зон и определения планируемого размещения объектов при территориальном планировании;2) выделения элементов планировочной структуры территории и установления границ земельных участков, на которых предполагается расположить объекты капитального строительства, включая линейные сооружения;3) определения возможности строительства объекта;4) выбора оптимального места размещения площадок (трасс) строительства;5) принятия конструктивных и объемно-планировочных решений;6) составления прогноза изменений природных условий;7) разработки мероприятий инженерной защиты от опасных природных процессов;8) ведения ГИСОГД.

Раздел 9. Искусственные земельные участки

В данном разделе размещаются СДМ в отношении искусственных земельных участков, в том числе разрешения на создание искусственных земельных участков, разрешения на проведение работ их по созданию и разрешения на ввод в эксплуатацию таких участков.

Раздел 10. Зоны с особыми условиями использования территории

Раздел содержит СДМ о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе сведения об ограничениях использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства в границах таких зон, нормативные правовые акты об установлении, изменении, прекращении и прочее.

Раздел 11. План наземных и подземных коммуникаций

Здесь размещаются СДМ с информацией о местоположении и технико-экономических показателях существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей, сетей связи, трубопроводов газа, канализации, водоснабжения в связке с данными Единого государственного реестра недвижимости и Единого государственного реестра заключений, потому что инженерные коммуникации есть объекты недвижимости в качестве сооружений.

Раздел 12. Резервирование земель и изъятие земельных участков

Размещаются решения о резервировании земель или решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Раздел 13. Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках

Самый обширный раздел ГИСОГД, который ГрК РФ приводит перечнем СДМ. Принцип состоит в том, что при выборе определенного земельного участка или территории, ГИСОГД выдает весь перечень СДМ, который планируется к реализации, существует и потерял актуальность в отношении такого участка или объекта. И этот перечень состоит из следующего:

В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются выданные технические паспорта на объекты капитального строительства. Этот перечень документов и обеспечивает подход хранения информации об объекте капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла. Г ИСОГД выступает гарантом и первоисточником такой информации, которая будет храниться, эксплуатироваться, изменяться и прекращать свое существование в отношении того или иного объекта.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Пример на одном из земельных участков городского округа Лангепас на Портале ГИСОГД Югры. Отображает основные реквизиты документов, выданных в отношении рассматриваемого земельного участка, в том числе разрешения на строительство

Раздел 14. Программы реализации документов территориального планирования

Размещаются программы, которыми предусмотрены мероприятия по реализации ДТП, а именно:1) инвестиционные программы субъектов естественных монополий;2) инвестиционные программы организаций коммунального комплекса;3) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры;4) программы комплексного развития социальной инфраструктуры;5) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Раздел 15. Особо охраняемые природные территории

Раздел содержит СДМ об особо охраняемых природных территориях, положения об особо охраняемых природных территориях. Это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Раздел 16. Лесничества

Размещаются СДМ в отношении лесничеств, в том числе лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, проектная документация лесных участков (совсем далеко от строительной отрасли).

Раздел 17. Информационные модели объектов капитального строительства


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Раздел 18. Иные сведения, документы, материалы

Здесь предусмотрено место для СДМ, не размещенных в иных разделах информационной системы.

Что еще бы следовало сказать еще вначале, так это то, что одна часть информации ГИСОГД является публичной в соответствии с действующим законодательством, а другая нет. И такая может быть предоставлена заинтересованным лицам за плату, условия которой установлены постановлением № 279.

Например, при выдаче копии одного определенного документа за каждую сторону листа формата А4, материалов в бумажной форме (за исключением материалов и результатов инженерных изысканий) стоимость обойдется в 100 рублей. Зато за предоставление копии того же документа, материала в электронной форме, в том же формате PDF, будет стоить 100 рублей в целом. Бери в учет лайфхак!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *