ГОСНИИГА НОВОСТИ

Спустя год. В ГосНИИ ГА смена руководства.


ГОСНИИГА НОВОСТИ

Как-то по-тихому (сразу после смены руководителя Росавиации)
произошло и увольнение Максименко Андрея Вячеславовича —
Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА)

Нашим читателям он также запомнился реакцией на критику, прозвучавшую в статьях, опубликованных на портале «Аэронавигация Без Границ» по вопросам, связанным с его назначением на эту должность в 2022 году.

Напомним, что экс-генеральный директор ГосНИИ ГА Максименко А. В. в прошлом — это бывший глава Каширского района Московской области, кандидат социологических наук, но не имеющий авиационного образования. Тема кандидатской диссертации Максименко А. В.: «Формирование мотивационной среды профессиональной деятельности работников частных предприятий».

Волею стратегов гражданской авиации А. М. Максименко в 2022 году был назначен руководителем ФГУП ГосНИИ ГА — головной научно-исследовательской организации гражданской авиации, подразделением которой является и некогда знаменитый в СССР и России бывший ГосНИИ «Аэронавигация», а вернее то, что от него осталось.

Совершенно очевидно (во всяком случае профессионалам), что от руководителя ГосНИИ ГА в определенной мере зависит развитие как гражданской авиации, так и аэронавигационной системы России.

Исполняющим обязанности генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА назначен Александр Александрович Корсаков, который ранее занимал должность первого заместителя генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА, а в июле 2023 года, после своего 70-летия, был переведен на должность советника генерального директора.

Публикации на тему:

Человеческий фактор в управлении наукой.

Честь и достоинство ГосНИИ ГА в опасности?!

ГосНИИ ГА провел круглый стол “Самолеты первоначального обучения”

21 июня 2023 г. во ФГУП ГосНИИ ГА в очном и заочном формате прошел круглый стол “Самолеты первоначального обучения”, организаторами которого выступили Управление летной эксплуатацией Федерального агентства воздушного транспорта и ФГУП ГосНИИ ГА.

Открыл мероприятие исполняющий обязанности заместителя генерального директора Иван Тарасов, выступив с докладом, посвященным самолетам первоначального обучения, которые на сегодняшний день используются при подготовке пилотов гражданской авиации. Также с приветственным словом к собравшимся обратился начальник Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Владимир Израилев, который подчеркнул высокую потребность современной гражданской авиации России в самолетах и вертолетах первоначального обучения отечественного производства и призвал уделить данному вопросу особое внимание.

В рамках круглого стола участникам были продемонстрированы проекты многоцелевого самолета Як-118 ПАО “Корпорация “Иркут”, легких учебных самолетов ООО (НКФ) Техноавиа, самолета Ил-103М ПАО “Авиационный Комплекс им. С.В. Ильюшина”, самолета-амфибии Borey (ООО НПО “Аэроволга”) и И-1 (ООО “Интеравиа Ко”), а также проект самолета “Tango” (ООО “Проект Виктори”). Представленные проекты вызвали большой интерес участников и оживленные дискуссии в области конструктивных особенностей самолетов, используемых при производстве материалов, бортового оборудования, программного обеспечения и других важных аспектов. О требованиях к самолетам первоначального обучения с позиции летчикаиспытателя рассказал собравшимся заместитель командира летно-испытательного центра Авиационного сертификационного центра ФГУП ГосНИИ ГА летчик-испытатель 1 класса Николай Григорьев.

В мероприятии приняли участие более 40 представителей профильных предприятий отрасли и органов исполнительной власти, среди которых Валентин Летуновский – заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации, Александр Яковлев – Член Экспертного совета в области гражданской авиации Росавиации, Сергей Виноградов – главный конструктор Ил-103 ПАО “Авиационный Комплекс им. С.В. Ильюшина”, Мария Гаврилина – директор программы “Ил-103” ПАО “Авиационный Комплекс им. С.В. Ильюшина”, Сергей Башаев – генеральный директор АО “Авиационная корпорация “Беркут”, Дмитрий Драч – главный конструктор Як-152 и АОН ПАО “Корпорация “Иркут”, Сергей Есаян – главный конструктор ООО “Интеравиа Ко”, Алексей Крюков – генеральный директор ООО “Русьавиапром”, Вячеслав Кондратьев – главный конструктор, генеральный директор ООО НКФ “ТЕХНОАВИА”, Вячеслав Репьев – проректор по летной работе ФГБОУ “Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева”, руководители и специалисты таких предприятий, как Государственного научного центра ФАУ “Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова”, АО “Эколибри”, АО “Уральский завод гражданской авиации”, АО “ОДК”, ФГУП “СибНИА им. С.А. Чаплыгина”, АО “Рыбинский завод приборостроения”, АНО ДПО “Дельта” и многих других.

По результатам круглого стола было принято решение о целесообразности продолжения дискуссии по обсуждаемым вопросам с привлечением более широкого круга специалистов.

Авторские права на данный материал принадлежат компании «ГосНИИ ГА».
Цель включения данного материала в дайджест – сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.

Связи:
Яковлев (в процессе тестирования)

28 марта 2023 года во ФГУП ГосНИИ ГА в формате видеоконференции состоялся круглый стол по теме “Авиатопливообеспечение гражданской авиации. Вызовы и решения”.

Прошедшее мероприятие стало первым в запланированном Институтом на 2023 год цикле дискуссий, посвященных обсуждению назревших вопросов и острых проблем обеспечения полетов гражданских воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами (авиаГСМ) и специальными жидкостями (СЖ), а также выработке возможных вариантов их решения.

В круглом столе приняли участие более 40 специалистов заинтересованных предприятий и научно-исследовательских организаций гражданской авиации, среди которых были представители Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора), Государственного научного центра ФАУ “Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова”, 25 Государственного научноисследовательского института химмотологии Министерства обороны Российской Федерации, ПАО “Аэрофлот”, АО “Авиакомпания “Сибирь”, АО АК “Уральские авиалинии”, СЛО “Россия”, АО “Авиакомпания “Якутия”, ООО “Татнефтьавиасервис”, ООО ГК “Аэрофьюэлз”, АО “ЦСР ГА”, головных компаний: ООО “РН-Аэро”, ООО “ЛУКОЙЛ-АЭРО” АО ГАЗПРОМНЕФТЬ-АЭРО”, АО “ННК” и их региональных подразделений, а также других топливно-заправочных комплексов и аэропортов России.

Открывая мероприятия с приветственным словом и докладом, посвященным ключевым моментам принятых Федеральных авиационных правил (ФАП-48), которые регламентируют авиатопливообеспечение гражданской авиации, выступил Владимир Мариничев – Директор научного центра аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения ФГУП ГосНИИ ГА.

Оживленную дискуссию участников вызвало выступление Владимира Вислобокова – Заместителя начальника отдела Управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта. Представитель Росавиации дал пояснения, касающиеся порядка и проведения оценки соответствия операторов авиаГСМ и противооблединительной защиты воздушных судов в соответствии с принятыми ФАП.

Вторая половина круглого стола была посвящена оценке факторов и рисков, формирующихся в области обеспечения полетов ВС авиаГСМ и СЖ, при их производстве и применении в аэропортах России, обзору случаев реализации указанных рисков, выявленных при расследовании авиационных событий, а также обсуждению способов и мер по снижению вероятности их реализации. Эти темы были подробно раскрыты в докладах специалистов Научного центра аэропортовой деятельности и авиатопливообеспечения ФГУП ГосНИИ ГА: Олега Мальцева – Руководителя направления авиатопливообеспечения, Нелли Бородиной – Заместителя руководителя отдела применения авиаГСМ и СЖ и сопровождения их производства, Лидии Ковбы – Руководителя испытательной лаборатории ЦС авиаГСМ. Обозначенные специалистами Института проблемы вызвали большое количество вопросов со стороны участников дискуссии.

По итогам мероприятия будут сформулированы ключевые вопросы и проблемы для более подробного обсуждения в рамках федерального органа исполнительной власти – Росавиации и последующей дискуссии по теме авиатопливообеспечения гражданской авиации России.

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) – ведущий научный центр воздушного транспорта Российской Федерации.

Институт обеспечивает научное сопровождение летной и технической эксплуатации воздушных судов, внедрение эффективных методов и средств использования воздушного пространства, функционирование наземной инфраструктуры воздушного транспорта.

В настоящее время структура Института соответствует задачам и целям, определяющим развитие гражданской авиации России на многие годы. В институте действуют 11 научных центров, охватывающих широкий спектр исследований в области воздушного транспорта.

Заместителю генерального директора по административно-хозяйственной работе Е. А. Першину

Уважаемый Евгений Александрович!

Претензия, поступившая от  Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА) в адрес Международного общественного движения «Аэронавигация Без Границ» (далее – Движение), касающаяся опубликованной на интернет-ресурсе Движения (делее — Портал) статьи «Человеческий фактор в управлении наукой» генерального директора саморегулируемой общественной организации «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий», координатора Коллегии авиационной общественности, Заслуженного работника транспорта РФ, кандидата экономических наук, доцента Роберта Рафаиловича Сулейманова, рассмотрена и сообщается следующее.

Необходимо отметить, что на Портале Движения публикуются различные авторские материалы, при этом утверждения, мнения, а также оценочные суждения авторов могут и не совпадать с позицией МОД «Аэронавигация Без Границ». Однако, все материалы, при условии отсутствия в их содержании явных противоречий законодательству, в т.ч. Закону РФ «О средствах массовой информации», публикуются в том виде, в котором они были получены от автора – без каких-либо редакторских правок со стороны администрации Портала. Это принципиальная позиция Движения, ссылка на которую опубликована в соответствующем информационном разделе сайта, на его главной странице — «Соглашение об информации».

Упомянутая в претензии статья не является анонимной, как было указано выше, её автором является .

Если генеральный директор ФГУП «ГосНИИ ГА» Максименко Андрей Вячеславович считает, что сведения, изложенные в статье порочат его честь и достоинство, то он вправе в порядке, установленном ГПК РФ,  предъявить иск к надлежащему ответчику с  представлением доказательств подтверждающих его требования.

Относительно фото Максименко А. В., опубликованного в указанном материале, администрация Портала не находит нарушений норм законодательства, в т.ч. указанных в претензии, связанных с его публикацией. Из текста претензии можно предположить, что ни Вы, ни ГосНИИ ГА не обладаете авторским правом на данное фото.

Вместе с тем, в части касающейся содержания авторской статьи «Человеческий фактор в управлении наукой», следует отметить, что согласно обзору судебной практики, утвержденному  Президиумом Верховного Суда РФ, при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо учитывать, что содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, если только они не носят оскорбительный характер.

Данная публикация, кроме мнений, оценочных суждений и убеждений Р. Р. Сулейманова, содержит, по нашему мнению, только два утверждения в отношении Максименко А. В., а именно:

— «Один из претендентов на должность генерального директора ГосНИИ ГА — это Максименко Андрей Вячеславович, исполняющий обязанности генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА в последние 2 года, бывший глава Каширского района Московской области, кандидат социологических наук, не имеющий авиационного образования. Тема кандидатской диссертации Максименко А. В.: «Формирование мотивационной среды профессиональной деятельности работников частных предприятий» (специальность 22.00.08 – Социология управления)»;

— «Следует отметить, что в период исполнения обязанностей генерального директора ГосНИИ ГА Максименко А. В. в Диссертационном совете института с 2021 года не было защит диссертаций».

Если ГосНИИ ГА действительно считает, что данные факты, приведенные Р. Р. Сулеймановым в своей статье, не соответствуют действительности, порочат честь и достоинство генерального директора ФГУП «ГосНИИ ГА» А. В. Максименко, то он может реализовать свои намерения (ст. 152 ГК РФ), используя не личные компетенции, опыт, образование и финансовые средства, а ресурсы предприятия, учитывая, что претензия составлена на бланке организации (т.е. от юридического, а не от физического лица), попытавшись доказать это в соответствующем суде.

Пожалуйста, информируйте нас о решении в целях его дальнейшей публикации на Портале «Аэронавигация Без Границ».

P. S. Полагаем, что прежде чем направлять официальные письма с претензиями, более продуктивным способом в использовании превентивных мер, связанных с урегулированием возможных разногласий является проведение консультаций и переговоров между заинтересованными сторонами.

Главный координатор МОД «Аэронавигация Без Границ» В. И. Ежов


ГОСНИИГА НОВОСТИ

Волею стратегов гражданской авиации, некогда знаменитый в СССР и России, ГосНИИ «Аэронавигация» в настоящее время является подразделением ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА), от руководителя которого в определенной мере зависит, как развитие гражданской авиации, так и аэронавигационной системы России.

На 10 июня 2022 года назначено заседание Конкурсной комиссии Росавиации на замещение должности генерального директора ГосНИИ ГА.

Это знаковое событие не только для коллектива Института, но и гражданской авиации в целом. Особая актуальность события обусловлена, в том числе и комплексом отраслевых проблем, возникших в результате пандемии коронавируса и санкционной политики «коллективного запада» в отношении России. Совершенно очевидно, что в таких условиях должны существенно повышаться требования к претендентам на должность руководителя ведущего НИИ гражданской авиации. Ситуация не оставляет времени на раскачку, перед Конкурсной комиссией стоит сложная задача: выбрать профессионала, хорошо знающего специфику ГА, системно мыслящего, обладающего практическим опытом работы в различных сферах авиационной деятельности, в том числе и в кризисных условиях.

Именно поэтому научные и практические работники, ветераны гражданской авиации и аэронавигации России в тревожном состоянии ожидают результатов этого конкурса.

Один из претендентов на должность генерального директора ГосНИИ ГА — это Максименко Андрей Вячеславович, исполняющий обязанности генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА в последние 2 года, бывший глава Каширского района Московской области, кандидат социологических наук, не имеющий авиационного образования. Тема кандидатской диссертации Максименко А. В.: «Формирование мотивационной среды профессиональной деятельности работников частных предприятий» (специальность 22.00.08 – Социология управления).

Вероятно, чтобы ликвидировать пробелы в научной специализации А. В. Максименко в канун конкурса срочно «переквалифицировался» и стал соавтором разработчиков «Автоматизированной системы управления поддержанием летной годности воздушных судов и компонентов (АСУ ПЛГ ВС)». Дата государственной регистрации в реестре программ для ЭВМ 5 мая 2022 года. Похоже на банальный приём, когда лицо, обладая определенной властью, вписывает себя в соавторы, понимая, что с начальством спорить подчиненные не будут? Далее, приказом от 23 мая 2022 года Максименко А. В. назначает себя главным редактором редакции «Научного вестника ГосНИИ ГА», в состав которой входят признанные авторитеты отечественной отраслевой науки и зарубежные коллеги — доктора и кандидаты наук.

Следует отметить, что в период исполнения обязанностей генерального директора ГосНИИ ГА Максименко А. В. в Диссертационном совете института с 2021 года не было защит диссертаций.

Другой претендент – это Кулешов Александр Анатольевич, работающий заместителем генерального директора по гражданской авиатехнике ОАО «Научно-производственное предприятие «Аэросила» и профессором кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, в недавнем прошлом заместитель генерального директора — директор научного центра исследования авиационных двигателей и систем управления ГосНИИ ГА (2008 — 2018 гг.), доктор технических наук, кандидат экономических наук; автор трех монографий и 60 научных работ. Тема докторской диссертации Кулешова А. А. « Методология формирования конкурентных преимуществ российской авиационной техники на этапах жизненного цикла», кандидатской – «Методы организации систем взаиморасчетов российских авиаперевозчиков». Кулешов А. А. свободно владеет английским языком, что также является немаловажным фактором при непосредственном взаимодействии с партнерами в целях решения ряда актуальных проблем и вопросов, в т.ч. на международном уровне в условиях санкционного давления. Спектр данных вопросов, включающий поддержание летной годности воздушных судов зарубежного производства, эффективное взаимодействие с органами ИКАО и ИАТА по вопросам внедрения системы управления безопасностью полетов на этапах жизненного цикла авиационной техники и др., весьма широк.

Логичный вопрос: сопоставимы ли научные знания, опыт работы в ГосНИИ и имеющиеся навыки у этих кандидатов?

На первый взгляд, казалось бы очевидным, что при объективном рассмотрении у Конкурсной комиссии просто нет альтернативы: рассматриваемые кандидаты из разных «весовых категорий». Объективно всё в пользу Кулешова А. А., если бы не одно весьма важное обстоятельство: «Правила игры» — требования к соискателям, о которых ниже.

Требования регулятора к соискателю должности генерального директора ГосНИИ ГА не предусматривают наличия профильного авиационного образования и соответствующей ученой степени, достаточного стажа работы на руководящих должностях в сфере научной и производственной деятельности ГА.

Представляется, что в сегодняшней ситуации, во многом напоминающей времена холодной войны, руководствуясь Указом Президента РФ «О федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства» ведущее государственное научное предприятие, призванное обеспечить эффективное научное сопровождение военно-гражданского сотрудничества, должен возглавлять руководитель, имеющий соответствующие компетенции и успешный опыт научной деятельности в сфере ГА.

До проведения конкурса всего один день, остаётся надеяться на торжество разума и справедливости!

Роберт Сулейманов,
Генеральный директор Саморегулируемой общественной организации «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий», Координатор Коллегии авиационной общественности, Заслуженный работник транспорта РФ, кандидат экономических наук, доцент

ГосНИИ ГА провел семинар «Актуальные вопросы обеспечения усталостной прочности и ресурса вертолетов гражданской авиации».

19 мая 2023 г. специалистами Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов (НЦ ПЛГВС) ФГУП ГосНИИ ГА был проведен открытый семинар на тему «Актуальные вопросы усталостной прочности и ресурса вертолетов гражданской авиации».

Открыл мероприятие Карен Акопян – заместитель генерального директора по поддержанию летной годности воздушных судов ФГУП ГосНИИ ГА. В своем приветственном слове руководитель одного из крупнейших направлений деятельности Института отметил особую важность решения вопросов по поддержанию летной годности действующего парка воздушных судов ГА.

Доклады и оживленные дискуссии в рамках семинара были посвящены таким вопросам, как основные проблемы обеспечения эквивалентности условий сертификационных усталостных испытаний конструкций вертолетов условиям их эксплуатации, анализ особенностей разрушения элементов конструкции вертолетов при стендовых усталостных испытаниях и в процессе эксплуатации, систематизация и анализ эксплуатационных повреждений, обусловленных виброакустическим воздействием, силовых элементов конструкции фюзеляжей вертолетов Ми-26 и Ми-8 всех типов и модификаций, вопросам применения методов теории вероятностей и математической статистики для поддержания летной годности вертолетов.

В мероприятии помимо экспертов НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА приняли участие ключевые специалисты в области сертификации вертолетной техники в лице представителей Управления сертификации авиационной техники Росавиации и ФАУ «Авиарегистр России», ведущие эксперты в области сопротивления усталости вертолетов ФАУ «Центрального аэрогидродинамического института им профессора Н. Е. Жуковского» (ЦАГИ), а также представители вертолетостроительных бюро России – АО «НВЦ Миль и Камов» и АО «Казанский вертолетный завод».

Семинар стал прекрасной дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных вопросов ПЛГ ВС, в основу которых были положены представленные специалистами ГосНИИ ГА и ЦАГИ доклады, для обмена профессиональными мнениями по наиболее острым проблемам в области сопротивления усталости вертолетов.

По итогам проведенного мероприятия участниками была отмечена целесообразность проведения подобных семинаров на регулярной основе.

ГосНИИ ГА провел семинар “Актуальные вопросы обеспечения усталостной прочности и ресурса вертолетов гражданской авиации”

19 мая 2023 г. специалистами Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов (НЦ ПЛГВС) ФГУП ГосНИИ ГА был проведен открытый семинар на тему “Актуальные вопросы усталостной прочности и ресурса вертолетов гражданской авиации”.

В мероприятии помимо экспертов НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА приняли участие ключевые специалисты в области сертификации вертолетной техники в лице представителей Управления сертификации авиационной техники Росавиации и ФАУ “Авиарегистр России”, ведущие эксперты в области сопротивления усталости вертолетов ФАУ “Центрального аэрогидродинамического института им профессора Н. Е. Жуковского” (ЦАГИ), а также представители вертолетостроительных бюро России – АО “НВЦ Миль и Камов” и АО “Казанский вертолетный завод”.

Об исторических личностях — руководителях ГосНИИ ГА

1973 — 1985 гг. ГосНИИ ГА руководил видный ученый, доктор технических наук, профессор, член коллегии МГА СССР Сакач Радий Владимирович.
Под его руководством выполнялось научное сопровождение эксплуатации новых отечественных воздушных судов Ту-154, Ил-62М, Ил-76, Ил-86 и др. Авторитет ГосНИИ ГА в предприятиях гражданской авиации СССР был велик, это во многом связано с незаурядной личностью Радия Владимировича Сакача, как видного ученого и организатора.
Радий Владимирович реализовал себя не только как ученый и организатор авиационной науки, но и как педагог. Он возглавлял в течение многих лет одну из ведущих кафедр в Московском институте инженеров гражданской авиации. Р.В. Сакач ушел из жизни в 2010 г., это большая потеря для ГосНИИ ГА и отечественной авиации.

руководил доктор технических наук Виталий Андрианович Горячев.
Это был очень сложный период и для отечественной авиатранспортной отрасли, и для института. К чести В. А. Горячева, ему удалось в кризисные 90-е гг. сохранить «костяк» ГосНИИ ГА и заложить основы деятельности института в условиях работы авиатранспортной отрасли в рыночных условиях.

2006 — 2018 гг. руководил доктор технических наук, профессор Василий Сергеевич Шапкин.
Он автор более 170 научных трудов, включая 10 монографий, и свыше 25 учебных пособий для студентов авиационных вузов, им подготовлено более 15 кандидатов и докторов технических наук. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, удостоен почетного звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *