Год BIM-технологий в СПбГАСУ / Новости СПбГАСУ

В цикле статей мы, команда Gems Development, расскажем о работе с «Госуслугами» по ту сторону экрана и о том, как оформить эффективное взаимодействие органов государственной власти с порталом.

Учебные дисциплины

Учебные занятия на кафедре физического воспитания проводятся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта третьего поколения (3++). Целью преподавания дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» является подготовка специалиста к поддержанию должного уровня физической активности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Дисциплина «Физическая культура и спорт» в соответствии с требованиями ФГОС ВО входит в обязательную часть образовательных программ, в том числе при освоении образовательной программы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт», реализуемые в объёме 72 академических часов, обязательны для обучающихся всех форм обучения и проводятся в учебных группах на занятиях лекционного и семинарского типа в соответствии с расписанием. Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачёт в первом семестре.

Дисциплина «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» также обязательна для освоения. Объём дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» составляет 328 академических часов и распределяется по пяти семестрам (в соответствии с учебным планом). Формой промежуточной аттестации по дисциплине служат зачёты, которые проводятся во втором, четвёртом и пятом семестрах.

В рамках «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту» обучающиеся самостоятельно выбирают один из способов их освоения:

  • занятие по общей физической подготовке на базе СПбГАСУ в соответствии с расписанием занятий, в основных и специальных группах;
  • специальная физическая подготовках в спортивных группах (секциях) СПбГАСУ;
  • физическая подготовка на базе сторонних спортивных организаций (фитнес-клубы, плавательные бассейны, спортивные секции и т. д.);
  • организация физической подготовки обучающихся по программе, разработанный кафедрой физического воспитания.

Обучающийся имеет право на изменение способа освоения элективной дисциплины по личному заявлению, представленному в установленном порядке до 30 апреля соответствующего учебного года.

Основная направленность занятий – общая физическая подготовка с учётом профессионально-прикладной физической культуры и специализации спортивных залов.

Учебное место № 1 – спортивный зал № 1 (зал атлетической гимнастики).

Учебное место № 2 – спортивный зал № 2 (зал игровых видов спорта).

Учебное место № 3 – спортивный зал № 3 (зал борьбы и рукопашного боя).

Учебное место № 4 – спортивный комплекс «Волна» (бассейн и тренажёрный зал).

Аттестация обучающихся по элективной дисциплине осуществляется в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования СПбГАСУ»:

  • В рамках учебных занятий на базе СПбГАСУ осуществляется текущий контроль успеваемости и текущая аттестация обучающихся. Преподаватель устанавливает контрольные точки текущего контроля успеваемости обучающихся в соответствии с рабочей программой дисциплины. График выполнения контрольных точек преподаватель фиксирует в технологической карте. Зачёт выставляет преподаватель, проводящий эти занятия;
  • Обучающимся, осваивающим элективную дисциплину в спортивных секциях СПбГАСУ, зачёт выставляет руководитель спортивной секции;
  • Обучающиеся, осваивающие элективные дисциплины в сторонних спортивных организациях и по программе, разработанной кафедрой физического воспитания, для прохождения промежуточной аттестации должны предоставить в свой деканат подтверждающие документы: договор со сторонней спортивной организацией; справку из сторонней спортивной организации; дневник самоконтроля и двигательной активности. В период зачётно-экзаменационной сессии работники деканата, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, вносят в зачётную ведомость запись о промежуточной аттестации обучающихся, осваивавших элективную дисциплину в сторонних спортивных организациях или по программе, разработанной кафедрой физического воспитания, на основе подтверждающих документов.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается особый порядок освоения дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения. Учитывая, что физическая культура и спорт для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривают использование комплекса эффективных средств физической реабилитации и социальной адаптации, устанавливаются следующие критерии оценки реализации занятий по физической культуре и спорту: социальная адаптация и интеграция; положительная динамика двигательных способностей; повышение уровня общей и специальной физической подготовки. Занятия по физической подготовке и спорту с ними проводят специалисты, имеющие соответствующую подготовку. Освоение дисциплины по физической подготовке и спорту инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организуются: совместно с другими обучающимися; в отдельных группах; индивидуально.

ДУШКИНА Екатерина Владимировна

Должность:
доцент

Ученая степень:
кандидат юридических наук

Факультет:
судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте

Кафедра:
правоведения

Образование:
специальность: юриспруденцияквалификация: юрист (Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2002)

Повышение квалификации:
Методическое обеспечение учебной дисциплины в электронной образовательной среде вуза (Санкт-Петербургский государственный университет авиационного приборостроения, 2020, 16 ч. )Оказание первой помощи в образовательной организации (Центр непрерывного образования и инноваций (Санкт-Петербург), 2020, 72 ч. )Организация дистанционного обучения: нормативно-правовые основы и технологии (Центр непрерывного образования и инноваций (Санкт-Петербург), 2020, 72 ч. )Основы организации электронного документооборота (Московский государственный университет технологий и управления им. Разумовского, 2020, 72 ч. )Охрана труда в образовательных организациях (НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2021, 40 ч. )Современная методика преподавания права и актуальные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС (Московская академия профессиональных компетенций, 2021, 72 ч. )Охрана труда в образовательных учреждениях (СПбГАСУ, 2021, 16 ч. )Современное состояние законодательства и правоприменения в практике преподавания дисциплин юридического цикла (Институт современного образования (Воронеж), 2021, 72 ч. )Цифровые инструменты современного преподавателя высшего образования (СПбГАСУ, 2021, 36 ч. )Автоматизация планирования учебного процесса с учётом изменения законодательства РФ (СПбГАСУ, 2021, 16 ч

Читаемые дисциплины:
Теория государства и праваРимское правоПравоохранительные органыПравоведение

Профессиональные интересы:
Совершенствование методики преподавания историко-правовых и теоретико-правовых дисциплинУчебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Научные интересы:
Сравнительное правоведениеТеория государства и праваРимское право

Участие в научных конференциях:
Участник более 20 международных и всероссийских научно-практических конференций, в том числе:
Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» (Санкт-Петербургский университет МВД, 2019)Международная научно-практическая конференция«Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Санкт-Петербургский университет МВД, 2020)IVМеждународная конференция «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы» (Московский университет МВД им. Кикотя,2020)Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» (Санкт-Петербургский университет МВД, 2020)Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Санкт-Петербургский университет МВД, 2021)

Количество публикаций:
Автор более 20 опубликованных научных и учебно-методических работ. Наиболее значимые публикации

Статьи:Душкина, Е. Психолого-педагогические основы индивидуальной работы социального психолога с несовершеннолетними / Е. Душкина, О. Ананьин, Н. Гейжан // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: сборник всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2020. – С. 27–34. Душкина, Е. Криминальное профилирование: зарубежный опыт в расследовании преступлений / Е. Душкина, А. Душкин // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии: сборник международной научно-практической конференции. – Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2020. – С. 171–176. Душкина, Е. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в процессе взаимодействия социального педагога и сотрудников органов внутренних дел / Е. Душкина, Н. Гейжан, А. Душкин // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2–1. – С. 46–49. Душкина, Е. Исследование феномена «правовая культура» (компаративный анализ) / Е. Душкина, А. Душкина // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии: сборник международной научно-практической конференции. – Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2021. Душкина, Е. Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как предмет психолого-педагогического анализа / Е. Душкина, Г. Витольник, Е. Филипенко // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2021. – № 2. – С. 208–218. Душкина, Е. Правовые основы медицинского туризма / Е. Душкина, Е. Ананьева // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 4. – С. 140–141.

Основные публикации за 2011–2021 гг.

Головина, С. Методы экспонирования и музеефикация исторических конструкций / С. Головина // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 1 (84). – С. 5–13.

Сокол, Ю. Исследование свойств кирпича в составе наружных стен зданий исторической застройки Санкт-Петербурга / Ю. Сокол // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 1 (84). – С. 117–120.

Белый, Г. Исследование прочности и устойчивости трубобетонных элементов конструкций обратным численно-аналитическим методом / Г. Белый, А. Ведерникова // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 2 (85). – С. 26–35. DOI: 10. 23968/2500-0055-2021-6-1-32-41

Головина, С. Формирование архитектурно-конструктивной системы зданий Санкт-Петербурга 1703–1730-х годов / С. Головина // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 3 (86). – С. 5–14.

Головина, С. Методика расчёта ежегодной минимальной дополнительной потребности в финансировании капитального ремонта объектов недвижимого имущества вуза / С. Головина, В. Клеван, К. Веретин // Вестник гражданских инженеров. – 2020. – № 2 (79). – С. 215–220.

Головина, С. Трансформация исторических зданий в Санкт-Петербурге и сохранение архитектурных и конструктивных элементов различных периодов / С. Головина, Е. Возняк, Ю. Пухаренко // Вестник гражданских инженеров. – 2020. – № 5 (82). – С. 5–11.

Пастух, О. Комплексный подход к реновации Мадрида с учётом программы Mad-Re и требований мультикомфортного дома (на примере квартала Colonia Ciudad Pegaso) / О. Пастух, В. Елистратов // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Строительство и архитектура». – 2019. – № 3 (76). – С. 173–185.

Головина, С. Архитектурно-конструктивные особенности этапов развития исторической жилой застройки Санкт-Петербурга XVIII – начала ХХ вв. / С. Головина // Вестник гражданских инженеров. – 2019. – № 6 (77). – С. 36–43.

Головина, С. К вопросу исследования совместной работы строительных материалов в наружных ограждающих конструкциях в бывших доходных домах исторического центра Санкт-Петербурга / С. Головина, Ю. Сокол // Вестник гражданских инженеров. – 2018. – № 3 (68). – С. 112–117.

Современные технологии трёхмерного сканирования при изготовлении изделий архитектурного декора / Ю. Пухаренко, С. Головина, В. Норин, Ю. Сокол // Вестник гражданских инженеров. – 2018. – № 5 (70). – С. 128–135.

Сокол, Ю. Объёмно-композиционные решения секционных доходных домов Санкт-Петербурга XIX века / Ю. Сокол // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. Шухова. – 2016. – № 8. – С. 75–79.

Пастух, О. Архитектура конструктивизма в г. Туле / О. Пастух // Вестник гражданских инженеров. – 2015. – № 5 (52). – С. 55–61.

Пастух, О. Этапы градостроительного развития Тулы в XVI–XX веках / О. Пастух // Вестник гражданских инженеров. – 2015. – № 6 (53). – С. 30–36.

Пастух, О. Проектные концепции развития исторической территории города Орла / О. Пастух // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Строительство и архитектура». – 2015. – № 42 (61). – С. 188–194.

Панин, А. Эффективность применения современных ортотропных материалов при проектировании панелей конических оболочек / А. Панин, О. Игнатьев, А. Семенов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2015. – № 11–1. – С. 44–52.

Заяц, И. Истоки экологического формообразования жизнеспособной архитектуры // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1.

Пастух, О. Жилищно-коммунальное строительство города Тулы в годы первой пятилетки (1928–1932 гг. ) // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2014. – №11. – Ч. – С. 327–341.

Гришин, С. О преемственности архитектурно-пространственной организации жилой среды дореволюционного Петербурга и Ленинграда 1960-80-х гг. / С. Гришин, Д. Овчаренко // Вестник гражданских инженеров. – 2013. – № 4. – С. 13–20.

Мургул, В. Возможности использования солнечной энергии для энергосбережения жилых зданий исторической застройки Санкт-Петербурга и улучшения качества городской среды / В. Мургул // AMIT. – 2013. – № 1 (22).

Мургул, В. Солнечная энергетика в реконструкции городской среды исторической застройки Санкт-Петербурга // AMIT. – 2013. – № 2 (23).

Мургул, В. Оценка целесообразности использования технологий солнечной энергетики в исторической застройке Санкт-Петербурга и климатических условиях Северо-Запада / В. Мургул, Е. Аронова // AMIT. – 2013. – № 2 (23).

Головина, С. Системы солнечного энергоснабжения в архитектуре исторических городов / С. Головина, В. Мургул // Вестник гражданских инженеров. – 2013. – № 5 (40). – С. 26–31.

Овчинникова, Н. Об актуальности в развитии архитектуры / Н. Овчинникова // Вестник гражданских инженеров. – 2012. – № 3. – С. 49–53.

Мургул, В. Повышение энергоэффективности реконструируемых жилых зданий исторической застройки Санкт-Петербурга / В. Мургул // Архитектон: известия вузов. – 2012. – № 40. – С.

Овчинникова, Н. Окно как элемент фасада / Н. Овчинникова // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Строительство и архитектура». – 2011. – № 25. – С. 345–361.

Статьи в изданиях, индексируемых Scopus

Olga Pastukh, Dmitrii Zhivotov, Andrey Vaitens and Leonid Yablonskii, The use of modern polymer materials and wood in the construction of buildings in the form of geodesic domes, E3S Web of Conferences, Vol. 274 (2021), pp. 11, 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE – 2021), Kazan, Russia, April 21–28, 2021. Vdovin (Ed.

Zhivotov, O. Pastukh, A. Panin, L. Yablonskii. Application of engineering composites for elements of architectural and construction structures operated in Arctic zone / Contemporary Problems of Architecture and Construction Proceedings of the 12th International Conference on Contemporary Problems of Architecture and Construction, 2021, London, CRC Press Built Environment, Engineering & Technology, p. 484.

Panin A. , Semenov A. Nonlinear deformations of stiffened reinforced concrete shells, Key Engineering Materials. 2020. 828 KEM. 180–193.

Panin A. , Maslennikov N. , Semenov A. , Kharlab V. Study of deformation of structural elements as result of concrete creep, Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. 1116 AISC. 453-461.

Zayats I. , Bakumenko E. , Perepech A. Revitalization concept on historical area Near Zapskovye in Pskov, Reconstruction and Restoration of Architectural Heritage, 2020, London, Taylor & Francis Group, pp. 155–163.

Smirnov A. , Kotlovaya O. Influence of architectural fantasies of Yakov Chernikhov on projects of Zaha Hadid, Reconstruction and Restoration of Architectural Heritage, 2020, London, Taylor & Francis Group, pp. 134–138.

Ushakova O. , Mukhametshin A. , Siluyanichev A. , Mubarakshina F. Development of creative abilities in children preschool and younger school age, Universal Journal of Educational Research, San Jose (the USA), Horizon Research, 2020, pp. 7741–7747, DOI: 10. 13189/ujer. 2020. 082561.

Другие публикации

Головина, С. Архитектурно-конструктивные особенности жилых зданий Санкт-Петербурга второй половины XVIII века / С. Головина // Градостроительство и архитектура. – 2020. – Т. – № 2 (39). – С. 71–77.

Ушакова, О. Керамарх: опыт музеефикации государева бастиона Петропавловской крепости / О. Ушакова // Современные проблемы истории и теории архитектуры: сборник научных трудов. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2020. – С. 137–143.

Ушакова, О. Виртуальная реконструкция как способ изучения и сохранения архитектурного наследия. Проект «документация утраченного» / О. Ушакова // BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры: материалы III Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 295–303.

Olga Pastukh. Digitalization Educational Environment in SPbGASU / The Publication Series of LAB University of Applied Sciences, part 2, Becoming greener – digitalization in my work International Week 10. –14. 202 Lappeenranta, 2020, p. 11–15.

Заяц, И. Конструктивные особенности динамических сооружений / И. Заяц, Н. Андреев, Д. Мальчиков // Актуальные проблемы строительства: материалы 71-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / Отв. ред. Волошина. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2018. – С. 248–253.

Заяц, И. Павильон «Императорские яхты» в Петергофе: миф и реальность / И. Заяц // Архитектурное наследство. – 2018. – № 68. – С. 193–203.

Гуриева, М. Сравнение теплотехнических свойств современных кровельных систем / М. Гуриева, В. Казанбаева // Актуальные проблемы строительства: материалы 71-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2018. – С. 273–280.

Елистратов, В. Развитие экспортного потенциала в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете / В. Елистратов, Н. Елистратов, Ю. Иванова // Педагогические параллели: материалы VI Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 291–295.

Шестеров, Е. Особенности обследования технического состояния строительных конструкций зданий исторической застройки Санкт-Петербурга / Е. Шестеров, А. Панин // Интеграция, партнёрство и инновации в строительной науке и образовании: сборник материалов международной научной конференции. – Москва: Изд-во МГСУ, 2017. – С. 298–302.

Ушакова, О. Результаты научно-графических реконструкций дачной архитектуры конца XIX – начала XX века на Карельском перешейке (2014–2016 гг. ) / О. Ушакова // Современные проблемы истории и теории архитектуры: сборник докладов III Научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2017. – С. 114–120.

Karpov V. , Panin A. , Kharlab V. Stability of elastic toroid-shape shells, В сборнике: Contemporary problems of Architecture and Construction. 7th International Conference. Edited by Stefano Bertocci, Paola Puma. 2015. 487-490.

Сокол, Ю. Современные проблемы реконструкции городской застройки / Ю. Сокол, С. Головина // II Международный конгресс молодых учёных (аспирантов, докторантов) «Актуальные проблемы современного строительства»: сборник материалов. – СПб: СПбГАСУ, 2014. – С. 12–14.

Головина, С. Краткий обзор истории развития деревянной архитектурно-строительной системы Санкт-Петербургской агломерации XVIII–XXI веков / С. Головина, Д. Иванов // II Международный конгресс молодых учёных (аспирантов, докторантов) «Актуальные проблемы современного строительства»: сборник материалов. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2014. – С. 18–20.

Головина, С. Конструктивизм в СССР. Конструктивные особенности стиля на примере дома «Наркомфин» М. Гинзбурга / С. Головина, В. Броварный // II Международный конгресс молодых учёных (аспирантов, докторантов) «Актуальные проблемы современного строительства»: сборник материалов. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2014. – С. 7–9.

Сокол, Ю. Принципы сохранения градостроительного генетического кода в процессе реконструкции и развития города / Ю. Сокол, С. Головина // 70-я научная конференция профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета: сборник материалов. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2014. – С. 15–17.

Сокол, Ю. Роль канализации в развитии планировки доходных домов / Ю. Сокол // Международный научно-практический конгресс студентов, аспирантов, молодых учёных и докторантов «Актуальные проблемы архитектуры»: сборник материалов. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2013. – С. 5–17.

Сокол, Ю. Этапы развития канализации в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX века / Ю. Сокол // Актуальные проблемы строительства и архитектуры: сборник материалов. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2012. – С. 172.

Мургул, В. Энергоэффективное технологическое дооснащение и герметизация ограждающих конструкций зданий применительно к жилым зданиям исторической застройки Санкт-Петербурга / В. Мургул // Актуальные проблемы строительства и архитектуры: сборник материалов. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2012. – С. 176–179.

Студенты СПбГАСУ приняли участие в программе «Я в деле»

Студенты факультета экономики и управления СПбГАСУ приняли участие в программе развития молодёжного предпринимательства «Я в деле», которая проводится благотворительным фондом «Капитаны» в партнёрстве с Министерством науки и высшего образования РФ и Российским экономическим университетом им. Плеханова. Разработчик образовательных курсов – компания «The game».

Владимир Куцов, Яна Носатенко и Айгуль Ораздурдыева на мероприятии в «Точке кипения»

✔ Программа состоит из ряда образовательных курсов и практик, цель которых – развитие предпринимательской грамотности молодёжи.

Проектный предпринимательский курс «Я в деле» проводится в два этапа, первый из которых – отбор участников проекта внутри вуза. 7 апреля на этом этапе студенты СПбГАСУ участвовали в предпринимательской игре, в ходе которой должны были разработать и защитить свои бизнес-проекты с целью получения игровых инвестиций. Лучшие проекты получили заслуженные награды и приглашение для участия в следующем этапе конкурса.

9 апреля победители отборочного этапа побывали на торжественном открытии федерального проекта «Я в деле» и запуске предпринимательского курса «Start Up» в городском общественном пространстве «Точка кипения». Команда из СПбГАСУ в составе студентов третьего курса факультета экономики и управления Яны Носатенко, Владимира Куцова и Айгуль Ораздурдыевой приняла участие в презентации проекта, игровом квесте, а также в открытом диалоге с экспертами о молодёжном предпринимательстве.

Анна Верхен, Ксения Горячева, Тамара Буйлова и Андрей Сембаев

В качестве экспертов перед участниками выступили Ксения Горячева, первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы; Тамара Буйлова, ответственный секретарь Межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг; Андрей Сембаев, генеральный директор ООО «Юнилект» (автоматизация и интеграция зданий), специалист по кибербезопасности; и Анна Верхен – предприниматель, дизайнер одежды.

«Задания в ходе конкурса были очень интересными и предназначенными для развития предпринимательских способностей участников. Из выступлений спикеров я узнала о многих тонкостях предпринимательства, правовых аспектах открытия собственного бизнеса. В целом, мероприятие было интересным и познавательным», – поделилась Айгуль Ораздурдыева.

Представители СПбГАСУ приняли участие в дискуссии о «навыках будущего»

В конце июня в Москве состоялась проектно-аналитическая сессия, где обсуждались «дорожные карты» по развитию компетенций Future Skills (профессиональных навыков, которые станут высоко востребованными в ближайшем будущем) в системе высшего образования. В ней приняли участие ведущие российские вузы.

СПбГАСУ представляли директор лаборатории цифровых информационных моделей в строительстве Денис Нижегородцев, ассистент кафедры информационных технологий Никита Горовой и начальник службы содействия трудоустройству Дарья Фёдорова.

В ходе проектно-аналитической сессии

Мероприятие проходило в рамках масштабного проекта «Университет Future Skills», который с 2021 г. осуществляется по инициативе Агентства развития навыков и профессий и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации при поддержке пяти вузов – координаторов проекта (это Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Дальневосточный федеральный университет, Южный федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Севастопольский государственный университет).

Цель проекта – развитие и интеграция в систему высшего образования передовых практик подготовки по перспективным профессиям и навыкам с целью формирования квалифицированных кадров для новой экономики. В 2022 г. в проекте принимают участие уже более 50 российских вузов.

✔ В рамках сессии решались такие задачи, как формирование комплексных дорожных карт по развитию «навыков будущего» в вузах, улучшение качества образовательных программ путём обмена опытом между участниками, разработка путей внедрения практико-ориентированной подготовки в сфере «навыков будущего».

«Участие в проекте Future Skills даёт вузу ряд существенных преимуществ и доступ к новым образовательным технологиям. Среди них – помощь в практической, прикладной ориентации учебных программ, что сегодня очень важно, особенно для студентов, нацеленных на карьеру в инженерной отрасли.

Кроме того, мы понимаем, что уже после второго-третьего курсов многие обучающиеся стремятся работать, и лучше, если они будут обладать практическими навыками, которые позволяют, работая, получать дальнейший опыт по будущей специальности. К важным нововведениям относится и проведение независимого экзамена, в рамках которого будущего специалиста оценивают внешние эксперты из реального сектора экономики, что стимулирует студентов совершенствовать свои профессиональные компетенции», – рассказала Дарья Фёдорова.

Текст: Елена ШульгинаФото предоставлено организаторами мероприятия

Участники взаимодействия

Представим, что «Госуслуги» — это магазин, на витрине которого представлены сервисы для граждан и организаций. Запрос «покупателя» на услугу передаётся соответствующим органам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система передаёт сообщения между порталом и ведомством.

Работа через СМЭВ происходит по протоколу SOAP (Simple Object Access Protocol — простой протокол для доступа к объектам).

Год BIM-технологий в СПбГАСУ / Новости СПбГАСУ

Участники взаимодействия, как в магазине, делятся на поставщиков и потребителей. Поставщик — это информационная система (ИС), которая предоставляет сведения по запросу, а потребитель — система, запрашивает сведения.

Одна и та же ИС может действовать сразу в двух ролях. Например, в процессе предоставления услуги нужно уведомить портал о смене её статуса. В этом случае ИС-поставщик исполняет роль потребителя — проводит информационный обмен по статусам.

Виды сведений

Участники обмениваются данным через виды сведений (протоколы обмена) — правила формирования пакетов данных для передачи от одного участника другому.

Хороший пример вида сведений — Всероссийская перепись населения 2020. Данные о переписи передают федеральным органам исполнительной власти в электронном виде. В полученных данных существует чёткая структура сведений: ФИО, пол, дата рождения, гражданство, семейное положение. Также в рамках вида сведений описан ответ, который должен быть получен, если обработка запроса прошла успешно.

На июнь 2020 года в СМЭВ зарегистрировано более 1000 промышленных (рабочих) и 2000 тестовых видов.

Обмен данными в промышленной среде по всем видам сведений ведётся через защищённые каналы связи. Все передаваемые данные сопровождаются электронной цифровой подписью, с помощью которой СМЭВ идентифицирует участников взаимодействия.

Данные передаются по протоколу SOAP, при этом каждое сообщение представляет собой вложенную структуру:

Год BIM-технологий в СПбГАСУ / Новости СПбГАСУ

Виды сведений делятся на две группы — простые и универсальные. Рассмотрим схему обмена данными по простому виду сведений:

Год BIM-технологий в СПбГАСУ / Новости СПбГАСУ

На схеме видно, что данные форм отображаются непосредственно в конверты обмена данными. Из-за этого появляется ограничение: необходимо разработать структуру блока данных, запроса/ответа для каждого такого вида сведений.

Обмен по универсальному виду сведений можно представить так:

Год BIM-технологий в СПбГАСУ / Новости СПбГАСУ

На первый взгляд схема может показаться более сложной, однако она демонстрирует принципиальную разницу, которая в итоге упрощает взаимодействие между участниками по универсальному виду сведений (УВС). Специфические данные форм передаются во вложении к конверту СМЭВ, а признаки УВС, позволяющие идентифицировать вид сведений, передаются непосредственно в конверте и имеют одинаковую для любого ВС структуру:

  • номер заявления портала и сведения, позволяющие определить услугу;
  • целевое подразделение, к которому пользователь обращается за услугой.

Данные формы, заполненные пользователем портала, пакуются во вложение к основному сообщению.

Таким образом можно оформить предоставление практически любых услуг без необходимости проходить трудную регистрацию нового вида сведений.

Очереди сообщений и процесс взаимодействия

В процессе взаимодействия сообщения помещаются в очереди входящих запросов и очереди входящих ответов. По сути очереди — это контейнеры, в которых содержатся сообщения по видам сведений.

Взаимодействие с очередями происходит с помощью специальных запросов. Более подробно они описаны в методических рекомендациях по работе со СМЭВ. Отметим только то, что благодаря очередям становится возможным асинхронный обмен данными: потребитель может оставить заявку на получение сведений, а поставщик — разместить ответ.

Следует помнить: чтобы забрать сообщение из очереди, необходимо подтвердить его получение с помощью Ack-запроса. В противном случае СМЭВ посчитает сообщение недоставленным и вернёт его в очередь через 15 минут после извлечения.

Год BIM-технологий в СПбГАСУ / Новости СПбГАСУ

На каждый запрос может поступить как успешный, так и неуспешный ответ.

Представим себя в роли поставщика сведений: по запросу мы выдаём пользователю градостроительный план земельного участка, причём в рамках нашего ведомства действуют несколько территориальных подразделений, некоторые из которых такую услугу вовсе не оказывают. Допустим, пользователь портала при формировании заявления на получение услуги указал подразделение, не оказывающее услугу. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:

  • Произошло расхождение справочных данных на портале и у поставщика;
  • Нужного соответствия просто нет в настройках системы поставщика.

В любом случае поставщик должен ответить на запрос так, чтобы принимающая сторона могла понять, что запрос завершился неудачно, и, возможно предпринять ответные действия. Ответ на такой запрос оформляется в специальном пакете данных со сведениями о причине отказа.

Успешный ответ предполагает сценарий, в котором результат услуги — это набор файлов (что бывает довольно часто). Перед отправкой результата необходимо выгрузить файлы в файловое хранилище СМЭВ на основе FTP-сервера. Названия файлов и их контрольные суммы нужно зафиксировать в пакете, который отправляем через SOAP. Таким образом, есть две операции по передачи данных, которые нужно связать общим контекстом — сведениями о файлах.

На практике встречаются случаи, когда во время взаимодействия СМЭВ находится в режиме обслуживания, и запросы участника оборачиваются неудачей и требуют повторной отправки. Неудачу нужно зафиксировать и отправить запрос повторно.

Постановка задачи

С учётом приведённых выше особенностей, нашей команде предстояло обеспечить интеграцию ИС заказчика с «Госуслугами» по универсальному виду сведений. Информационная система заказчика — ИАС «Градоустройство». С её помощью пользователи ведомств, ответственные за оказания услуг, могут собирать пакеты документов и формировать результаты для дальнейшей передачи на портал через СМЭВ.

Итак, СМЭВ, как в поговорке про слова в песне, нельзя исключить из решения задачи интеграции с порталом государственных услуг. Но это к лучшему: благодаря системе у всех участников есть универсальная среда взаимодействия. Это позволяет опираться на определённый стандарт и не изобретать велосипед.

В следующих статьях мы рассмотрим, как на стороне поставщика сведений организовать обработку заявлений по данным пользователя с использованием движка автоматизации бизнес-процессов Workflow Core.

Студенты СПбГАСУ отличились на конкурсе «ЮНЭКО-2021»

В Москве 17–18 ноября проходил очный, финальный этап XIX Всероссийского молодёжного конкурса по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2021». Студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета стали его дипломантами.

Слева направо: Александр Глуханов; Надежда Субботина; член оргкомитета «ЮНЭКО», кандидат исторических наук, генерал-майор авиации Николай Безбородов; Варвара Мартынова; Дарья Моисеенко; Анастасия Николаева

✔ Конкурс «ЮНЭКО» проводится для старшеклассников и студентов в возрасте от 14 до 25 лет, занимающихся научной или исследовательской деятельностью. Национальная система «Интеграция» предлагает участникам создать проект со своими идеями, разработками или исследованиями и представить его для оценки перед экспертным жюри. Состязание состоит из двух туров: Всероссийского заочного конкурса и Всероссийского очного конкурса (молодёжного форума). Цель конкурса – привлечь внимание молодёжи к проблеме экологической безопасности как важнейшего компонента национальной безопасности, к вопросам благополучия и здоровья граждан.

Анастасия Николаева, Дарья Моисеенко, Варвара Мартынова

СПбГАСУ был представлен двумя командами. В состав первой из них вошли студенты четвёртого курса направления подготовки «Техносферная безопасность» Варвара Мартынова и Дарья Моисеенко под руководством научного руководителя, старшего преподавателя Надежды Субботиной. Вторую команду составили студентка четвёртого курса направления подготовки «Техносферная безопасность» Анастасия Николаева и её научный руководитель, доцент кафедры техносферной безопасности Александр Глуханов.

Студенты выступили с докладами и защитили перед жюри научно-исследовательские работы по направлению «Безопасность жизнедеятельности». Варвара Мартынова, Дарья Моисеенко и Анастасия Николаева получили дипломы I степени, а также медали «За лучшую научную студенческую работу». Научным руководителям Надежде Субботиной и Александру Глуханову вручены дипломы за подготовку призёров.

Для Варвары Мартыновой конкурс стал прекрасной возможностью рассказать о полигоне СПбГАСУ «Умный труд», о необходимости модернизировать обучение по вопросам производственной безопасности.

Полигон «Умный труд» был создан в рамках российско-финского проекта «Безопасность, высокий профессионализм и эффективность на строительных площадках» (SAFECON) в составе Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014–2020 гг. Его строительство профинансировано Европейским союзом, Российской Федерацией и Финляндской Республикой.

«Наша научно-исследовательская работа получила название “Разработка интерактивной среды для обучения безопасным методам и приёмам выполнения сварочных работ на строительной площадке”. На примере модуля интерактивного обучения “Сварочные работы” мы рассмотрели процесс конструирования новой образовательной среды. Лично мне очень понравилось участвовать в конкурсе. Он заставил поверить, что всё делается не зря», – рассказала Варвара Мартынова.

Научно-исследовательская работа Анастасии Николаевой посвящена пожарной безопасности: «За основу я взяла моделирование с помощью программных средств эвакуации людей из жилого комплекса при различных сценариях пожара. От конкурса остались положительные впечатления, лишь было волнительно представлять свою работу перед членами жюри. Я советую всем студентам участвовать в подобных мероприятиях, так как это позволит проявить себя, реализовать свои идеи».

«Участие в подобных конкурсах очень мотивирует и воодушевляет студентов. Они видят, что их упорная работа проходит не просто так – есть отклик, есть награды на конкурсах всероссийского уровня. Несомненно, что участие в подобных мероприятиях полезно, особенно по направлению будущей деятельности студентов. Во-первых, это опыт публичных выступлений и защиты своей работы, во-вторых, погружение в научную атмосферу и расширение кругозора по специальности», – отметила Надежда Субботина.

«Все мы очень благодарны руководству вуза за предоставленную возможность принять участие в мероприятии. Особую благодарность за помощь и поддержку хочется выразить проректору по учебной работе Светлане Геннадьевне Головиной», – сказал Александр Глуханов.

2021-й стал для СПбГАСУ годом BIM-технологий

Уходящий год в СПбГАСУ оказался насыщен событиями, связанными с информационным моделированием. В вузе прошли BIM-факультатив, внутривузовский и всероссийский BIM-чемпионаты. Мероприятия были организованы в рамках российско-финского проекта «BIM-ICE – Интеграция BIM в высшее и профессиональное образование», реализуемого СПбГАСУ и Сайменским университетом прикладных наук (с 2020 г. – Университет прикладных наук LAB).

Эксперты Всероссийского BIM-чемпионата и команда СПбГАСУ. Слева направо: доцент кафедры архитектурного проектирования Игорь Иванов; студент Илья Крачковский; декан ФИЭиГХ, член оргкомитета Инна Суханова; студентка Марина Новикова; студент Константин Тимуков; руководитель отдела продуктов информационного моделирования «Визардсофт» Николай Самопал; студент Максим Хамидулин; студент, член команды экспертов Тимур Дриси; студентка Дарья Шехватова; вице-президент, член совета, координатор Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) по Северо-Западному федеральному округу Александр Гримитлин; директор лаборатории цифровых информационных моделей в строительстве, член оргкомитета Денис Нижегородцев; студентка Екатерина Шевцова; студентка Мария Хмельницкая; студентка Анна Баранова; доцент кафедры водопользования и экологии Юрий Столбихин; студент, член команды экспертов Максим Саньков

«Как известно, с нового года все проекты по государственному заказу должны быть представлены в виде информационных моделей. Мы стремимся к тому, чтобы не отставать от общемировых трендов, соответствовать требованиям, выдвигаемым к строительной отрасли руководством страны. В вузе скорректированы учебные планы – в них включено изучение дисциплин, связанных с информационным моделированием. Регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня цифровых компетенций обучающихся», – рассказала руководитель проекта BIM-ICE, декан факультета инженерной экологии и городского хозяйства Инна Суханова.

По мнению заместителя руководителя проекта BIM-ICE, заместителя декана факультета инженерной экологии и городского хозяйства по учебной работе, доцента кафедры водопользования и экологии Юрия Столбихина, факультативы, чемпионаты, кейсы помогают студентам овладеть цифровыми компетенциями, подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем уверенно чувствовать себя на производстве.

Студент четвёртого курса бакалавриата факультета инженерной экологии и городского хозяйства Юрий Угленко – победитель общего зачёта и лучший в компетенции «Электрик» BIM-факультатива 2020/2021 г. На отборочном внутривузовском BIM-чемпионате он занял второе общекомандное место и стал лучшим в своей компетенции. Кроме того, Юрий был в числе участников чемпионата WorldSkills Hi-Tech, который проходил этой осенью в Екатеринбурге. «Информационное моделирование становится всё более востребованным. Участие в олимпиадах и чемпионатах помогает проявить себя и научиться чему-то новому», – уверен Юрий.

По итогам общего зачета BIM-факультатива 2020/2021 г. студент четвёртого курса бакалавриата факультета инженерной экологии и городского хозяйства Максим Хамидулин был признан лучшим в компетенции «Отопление и вентиляция». Кроме того, он вошёл в число лучших в этой компетенции и стал одним из обладателей первого общекомандного места на внутривузовском и всероссийском BIM-чемпионатах. «Однозначно рекомендую попробовать свои силы в чемпионатах другим студентам. Это возможность проявить себя, получить незаменимый опыт реального проектирования и работы в команде. Данный чемпионат проходит каждый год. Это шанс приобрести новые навыки и улучшить уже имеющиеся», – полагает Максим.

Юрий Угленко2. Максим Хамидулин

Проект BIM-ICE продлится до сентября 2022 г. У его руководителей обширные планы: студенческий пилотный проект по созданию цифровой информационной модели здания с использованием технологий лазерного сканирования, а также с применением Классификатора строительной информации, факультатив для представителей других университетов, курсы повышения квалификации для профессионального сообщества на тему «BIM в госзаказе» и многое другое.

✔ Проект BIM-ICE финансируется в рамках пятого раунда Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014–2020».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.