ГАЗ ЛЕГЕНДАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ И ИХ СОЗДАТЕЛИ МУЗЕЙ ИСТОРИИ

У этого термина существуют и другие значения, см. Г АЗ.

«Группа ГАЗ» — российская автомобилестроительная компания. Штаб-квартира — в Нижнем Новгороде. « Группа ГАЗ» объединяет 13 производственных предприятий в восьми регионах России, а также сбытовые и сервисные организации. « Группа ГАЗ» выпускает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжёлые грузовики, автобусы, силовые агрегаты и автокомпоненты.

«Группа ГАЗ» представляет собой холдинг, консолидированный вокруг ПАО «ГАЗ» и объединяющий ряд промышленных предприятий машиностроительного сектора, являющихся, в основном, дочерними обществами ПАО «ГАЗ».

Слияния и поглощения

В августе 2006 года специализирующиеся на производстве военной техники предприятия «Группы ГАЗ» (ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», «Завод корпусов» в городе Выксе и ОАО «Барнаултрансмаш») выделены в самостоятельное предприятие — ООО «Военно-промышленная компания» — с целью обеспечить разделение автомобилестроительного бизнеса «Русских машин» на публичные («Группа ГАЗ») и непубличные («Военно-промышленная компания») активы.

В 2019 произошло слияние ПАО “Газ” и Завода штампов и пресс-реформ.

Собственники и руководство

Акционерное общество находится под управлением Совета директоров, председатель совета директоров — Зигфрид Вольф,
единоличным исполнительным органом является ООО «Управляющая компания Группа ГАЗ».

«Группа ГАЗ» разделена на 5 дивизионов (направлений деятельности), в состав каждого из которых входят производственные предприятия и сбытовые организации.

Модельный ряд включает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили полной массой от 2,8 до 8,2 тонн, микроавтобусы вместимостью от 6 до 14 пассажиров, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили, самосвалы, а также более 300 модификаций: автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, автоэвакуаторы, автолавки, лаборатории, инкассаторские автомобили, спецтранспорт для силовых структур и другие.

В апреле 2013 года компания начала производство LCV нового поколения — автомобилей «Газель Next». Высокий ресурс и быстрая окупаемость автомобиля при использовании в самых разных сферах бизнеса дополняются увеличенной гарантией, низкой стоимостью технического обслуживания, высокой топливной эффективностью и лучшей ценой в своём классе.

«Группа ГАЗ» ведёт сотрудничество с компаниями Volkswagen, General Motors и Daimler по организации на мощностях автозавода производства легковых автомобилей Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta, Chevrolet Aveo и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. « Группа ГАЗ» также ведёт работу по выходу на рынки зарубежных стран: в 2012 году начат проект по сборке и реализации автомобилей «ГАЗель» в Турции.

Сервисно-сбытовая сеть Дивизиона «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» включает около 270 точек продаж в России и в СНГ, а также 240 сервисных центров.

Экспорт лёгких грузовиков в 2015 году «Группа ГАЗ» осуществляла в 39 стран мира.

Весь модельный ряд автобусов «Группы ГАЗ» унифицирован: малые машины (ПАЗ, длина от 7 м), автобусы среднего класса (КАвЗ, длина 8-10м), большие и особо большие городские автобусы и троллейбусы (ЛиАЗ, длина 12 и 18 м), междугородние и туристические машины (ГолАЗ, длина 12 и 15 м).

«Группа ГАЗ» имеет полную гамму низкопольных автобусов, работающих на различных видах топлива (газ, дизель, электричество).

«Группа ГАЗ» первой из отечественных производителей начала серийное производство автобусов экологических стандартов «Евро-5» и EEV («Евро-5+»).

Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Автобусы» включает около 40 дилеров в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, а также более 100 сервисных станций.

Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Грузовые автомобили» включает около 80 сервисно-сбытовых точек в России и 15 центров в СНГ.

Параллельно с ним выпускаются так же двигатели собственной разработки ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.

Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Силовые агрегаты» включает 194 офиса продаж в 80 субъектах Российской Федерации, 40 дилерских компаний в 33 странах ближнего и дальнего зарубежья.

Автокомпонентное производство ГАЗа поставляет комплектующие предприятиям холдинга, а также сторонним заказчикам.

В 2012 году ГАЗ создал совместное предприятие с бельгийским производителем систем выпуска отработанных газов Bosal и подписал соглашение об организации СП со шведским производителем деталей крепежа — компанией Bulten, в 2013 году начал производство рам для автомобилей Mitsubishi Pajero Sport и подписал соглашение о намерении сотрудничать с итальянским производителем Magnetto Wheels об организации на своей площадке производства стальных штампованных колёсных дисков.

Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Автокомпоненты» включает 1,2 тыс. точек в России и около 300 центров в странах СНГ.

Как говорится в сообщении ресурса i-Mash от 5 мая 2014 года, по итогам 2013 года выручка «Группы ГАЗ» выросла на 13 % и составила 143,4 миллиардов рублей, впервые с 2008 года достигнув докризисного уровня. Основную часть выручки — свыше 50 % общего объёма — принёс компании Горьковский автозавод. Показатель выручки на одного сотрудника увеличился на 11 % до 215 тысяч рублей в месяц, что является рекордным показателем за всю историю компании.

Объём инвестиций, направленных на обновление модельного ряда и модернизацию технологий в 2013 году, составил 8,9 миллиардов рублей.

Одновременное инвестирование сразу в целый ряд крупных проектов во всех сегментах бизнеса повлекло за собой увеличение затрат и повышение потребности в оборотном капитале. В результате EBITDA в 2013 году составила 12,7 миллиардов рублей, снизившись на 1,6 миллиардов рублей по сравнению с 2012 годом. Показатель EBIT составил 9,8 миллиардов рублей, снизившись по сравнению с 2012 годом на 3,2 миллиардов рублей. При этом в 2013 году «Группа ГАЗ» заработала 4 миллиарда рублей чистой прибыли.

Самая драйвовая команда

Российская гоночная команда GAZ Raid Sport

Собственная линейка одежды


ГАЗ ЛЕГЕНДАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ И ИХ СОЗДАТЕЛИ МУЗЕЙ ИСТОРИИ

Новый социальныйвектор

Программа «Новый социальный вектор» стартовала в начале 2021 года. В ее основе – предложения трудовых коллективов компании


ГАЗ ЛЕГЕНДАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ И ИХ СОЗДАТЕЛИ МУЗЕЙ ИСТОРИИ

ГАЗ помогает

Благотворительная программа ГАЗа, в рамках которой компания оказывает поддержку реабилитационным центрам, детским домам, благотворительным фондам и другим

Инвестированов благотворительность за 2022 г.

Забота о людях

Путевки в дома отдыха, санатории, детские лагеря предоставляются работникам по льготной стоимости.

Программы корпоративного здоровья

Многопрофильный Центр медицинской профилактики «ГАЗ» оказывает широкий спектр медицинских услуг сотрудникам ГАЗа, ветеранам и жителям Автозаводского района. Завод усилил медицинскую базу современным медоборудованием, создал собственную ПЦР-лабораторию и центр КТ/МРТ нового поколения.

Важной частью заботы о здоровье работников является организация горячего питания в заводских столовых с частичной компенсацией обедов.

Льготы и гарантии

ГАЗ поддерживает молодые и многодетные семьи, берет на себя частичную компенсацию платы за посещение детьми дошкольных учреждений, оказывает адресную материальную помощь сотрудникам, попавшим в трудные жизненные обстоятельства.

Корпоративная культура

Горьковский автозавод организует множество культурно-массовых корпоративных мероприятий, соревнований и праздников, объединяющих разные поколения.

Корпоративные состязания

Ежегодно проводятся конкурс профмастерства «Профессионалы ГАЗ», конкурс по производственной системе, конференция «Будущее создается сегодня», соревнования среди добровольных пожарных дружин и другие.

Рабочие и молодежные советы

В компании созданы рабочие и молодежные советы, которые предлагают производственные и общественно-значимые инициативы и активно в них участвуют, организуют различные волонтерские акции, вовлекают коллектив в мероприятия здорового образа жизни.

Обеспечение безопасности

На Горьковском автозаводе действует добровольная народная дружина ДНД «ГАЗ» из числа сотрудников компании, которые оказывают содействие полиции в обеспечении правопорядка в Автозаводском районе и ежедневно патрулируют улицы.

Спорти здоровье

Спорт и труд рядом идут

Ежегодно на ГАЗе проходит более 70 оздоровительных и спортивных мероприятий: комплексные спартакиады, эстафетные пробеги, первенства по легкой атлетике, волейболу, мини-футболу, городкам и многим другим видам спорта.

ГАЗ развивает собственную спортивную инфраструктуру – это спортивный клуб «Торпедо», куда входят лыжная база «Стригино» и спортивно-оздоровительный центр с бассейном. На площадках газовского клуба занимаются спортом и оздоровлением свыше 150 000 сотрудников, членов их семей, жителей региона.
Для всех нижегородцев ГАЗ организует состязания в рамках всероссийского движения «На лыжи», семейные праздники и «Дни Здоровья». Особой популярностью у сотрудников ГАЗа и жителей пользуется эстафетный пробег на призы газеты «Автозаводец» и суточный лыжный марафон.

Компания также инвестирует значительные средства в обновление городской спортивной инфраструктуры в рамках программы «Новый социальный вектор», а также в поддержку профессионального спорта в регионе.

Летние и зимние спартакиады ГАЗа включают более 20 спортивных дисциплин: футбол, волейбол, легкая атлетика, плавание, настольный теннис, лыжи и др. Ключевое событие года – общекорпоративная спартакиада, в которой участвуют сотрудники всех предприятий компании.

Оздоровительные акции и всероссийские соревнования

Горьковский автозавод является партнером «Лиги здоровья нации» и поддерживает мероприятия по продвижению здорового образа жизни, такие как «10 000 шагов к жизни», «Человек идущий». Г АЗ также активно участвует в спортивных мероприятиях федерального и регионального уровня – всероссийская гонка «Лыжня России», полумарафон «Беги, герой!» и др.

Вся история компании

Зимой компания организует для сотрудников и жителей города спортивные состязания в рамках всероссийского движения «На лыжи!»: эстафеты, семейные праздники, суточный марафон. Компания является генеральным партнером массовой гонки «Лыжня России». Г АЗ поддерживает полумарафон «Беги, герой!» в Нижнем Новгороде, который стал спортивной визиткой столицы Приволжья. Более 40 легкоатлетов компании ежегодно принимают участие в забеге.

Хоккейный клуб «Торпедо» создан по инициативе Горьковского автозавода в 1946 году. Компания способствует развитию профессионального спорта, инвестируя в структуру ХК «Торпедо», которая включает в себя команды КХЛ, ЮХЛ и МХЛ, женскую сборную, а также спортивно-детскую юношескую школу. Команды «Торпедо» выступают во всех российских хоккейных лигах – от юношеской до профессиональной.
Спортшколы «Торпедо» сегодня расположены во многих городах Нижегородской области, где сотни ребят занимаются хоккеем – это главный результат сотрудничества ГАЗа и хоккейного клуба.
Автозаводцы являются самыми преданными болельщиками ХК «Торпедо», встречаются с хоккеистами не только на стадионах, но и на производственной площадке, и считают свою любимую команду еще одним структурным подразделением Горьковского автозавода.

Горьковский автобусный завод (сокращённо «ГЗА») — предприятие, производитель автобусов и мелкосерийных модификаций автомобилей марки ГАЗ. Завод был основан в 1916 г. в п. Канавино под г. Нижний Новгород. До 1929 г. занимался машиностроением, затем было организовано автосборочное производство из американских комплектующих, далее, став филиалом Горьковского автозавода, занимался сборкой автобусов и пикапов. С 1946 года преобразован в самостоятельное предприятие по сборке автобусов. В 1950 году завод полностью был перепрофилирован и стал выпускать радиоаппаратуру для нужд авиации.

Основан в 1916 году как машиностроительный завод «Молот».

После революции машиностроительный завод был переименован в «Красный Молот».

После объединения в 1927 году с ещё двумя предприятиями получил название «Гудок Октября».

1 февраля 1930 года из ворот завода вышли первые 10 грузовиков Ford-AA. Затем была освоена сборка легковых Ford-A. С 1931 года часть грузовиков оснащалась задними двухосными тележками фирмы Timken. Трёхосные грузовики получили обозначение Ford-Timken. В том же году заводу, помимо сборки автомобилей, было поручено освоить производство танкеток Т-27.

В 1932 году был пущен в строй Нижегородский (позже Горьковский) автозавод. 1-й автосборочный фактически становится его филиалом (но юридически это было оформлено только 1 января 1940 года). В начале года завод дособирает последние Форды, после чего занимается подготовкой кадров для ГАЗа.

В последующие годы разрабатываются различные автобусы, фургоны, санитарные автомобили. Осваивается производство одних (ГАЗ-05-193, ГАЗ-05-194, ГАЗ-55, ГАЗ-410), другие же остаются в опытных образцах. Выполнялись также разовые заказы на изготовление автомобилей специального назначения, производился капитальный ремонт кузовов.

Во время Великой Отечественной войны завод продолжал выпуск штабных и санитарных автобусов, причём объёмы производства были увеличены. Кроме того было освоено производство полевых кухонь и походных кузниц.

В 1949 году создаются несколько моделей капотных и бескапотных автобусов на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Для производства выбирают капотный автобус ГЗА-651 и санитарный ГЗА-653. Их выпуск начинается в конце 1950 года.

В соответствии с ПСМ № 5275-2282сс от 22.12.1951 г. по пр. № СС-651 от 25.12.1951 г. и № СС-675 от 26.12.1951 г. Горьковский автобусный завод Минавтотракторопрома передан в ведение 9 ГУ МПСС и переименован в завод № 642. По пр. № СС-651 от 25.12.1951 г. специализирован на производстве самолетных радиостанций КВ и СВ диапазонов: РСБ-5, РСБ-Д, РСБ-70.

С 1.01.1967 г. переименован в Горьковский завод аппаратуры связи (см. отдельную ст. — Завод аппаратуры связи имени А. С. Попова).

В 1975 г. постановлением правительства заводу присвоено имя А. С. Попова. Полное наименование завода — Горьковский завод аппаратуры связи (ГЗАС) им. А.С. Попова МРТП СССР (почтовый ящик В-2556).

В 01.1991 г. завод преобразован в АНПО «Завод им. Попова». В 10.1993 г. преобразовано в АОЗТ, 26.05.1994 г. – в АООТ, в 12.1998 г. – в ОАО «ГЗАС им. Попова». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004 г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015 г. О АО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).

Численность персонала на 2002 год- 2500 чел.

Радио и радиоэлектронная аппаратура

У этого термина существуют и другие значения, см. Газ (значения).

Го́рьковский автомоби́льный заво́д (сокращённо ГАЗ) — советское и российское крупное автомобилестроительное предприятие, расположенное в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 год назывался Горьким).

1941—1945 годы (Великая Отечественная война)

В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.

В начальный период войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. В октябре 1941 года завод освоил выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого была усовершенствована заводчанами с целью повышения его эксплуатационных характеристик. Тогда же с учётом бо́льших возможностей ГАЗа по сравнению с московским заводом № 37, разработавшим Т-60, началось проектирование нового лёгкого танка Т-70 с усиленным бронированием и вооружением, в декабре 1941 г. был построен его прототип, в серию боевая машина пошла с апреля 1942 года. Впоследствии Т-70 стал вторым по численности танком Красной Армии. Одновременно, весной 1942 года на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64, разработанный на базе армейского внедорожника ГАЗ-64. В 1943 году были освоены модернизированный (с уширенной колеёй) бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67. Танковое конструкторское бюро ГАЗ под руководством Николая Александровича Астрова в течение второй половины 1942 года работало над усилением ходовой части Т-70, стремясь устранить его недостаток — одноместную башню. В октябре 1942 года с конвейера стал сходить модернизированный Т-70М, а в декабре того же года был успешно испытан и принят на вооружение новый лёгкий танк Т-80 с двухместной башней. Поскольку очень велика была потребность Красной Армии в самоходной артиллерии, в производство на ГАЗе была запущена лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) СУ-76 (СУ-12). Поскольку переход на изготовление лёгкого танка Т-80 мог повлечь за собой снижение выпуска Т-70М и СУ-76, его производство перенесли в Мытищи на заводе № 40, а горьковчане построили пять опытных и предсерийных машин этого типа. В 1943 году работы танкового КБ были сосредоточены на совершенствовании САУ СУ-76, поскольку её первый вариант обладал серьёзным конструктивным дефектом моторно-трансмиссионной группы, усовершенствованная модель (СУ-15, а позже СУ-76М второй версии) была избавлена от этого недостатка. Также конструкторы ГАЗа разработали несколько опытных образцов колёсной и гусеничной бронетехники, которые не пошли в серию по различным причинам, например, САУ КСП-76, ГАЗ-74 и так далее. В сентябре 1943 года был освоен модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время. Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения.

В годы войны завод стал одной из главных целей немецких бомбардировок в Горьком. В 1943 году налёты были наиболее массовыми, только за месяц, с 4 по 22 июня, германская авиация бомбила ГАЗ семь раз. Серьёзные разрушения получили 50 корпусов и зданий. Прервалось поточное производство. 35 тыс. ремонтников, монтажников и строителей, работая по 18—19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней. Однако пришлось отказаться от выпуска технологически сложного трёхосного грузовика ГАЗ-ААА, на некоторое время было остановлено производство и прочей автомобильной техники и броневиков БА-64. Однако изготовление и сдача войскам лёгкого танка Т-70 не прекращались ни на день, хотя майские показатели заводчанам удалось перекрыть только в октябре 1943 года. Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, Ю. Н. Сорочкин, В. К. Рубцов.

Правительством СССР был высоко оценён труд автозаводцев в годы войны. Завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

1946—1991 годы (Послевоенные годы и до распада СССР)

ГАЗ-21Р «Волга» (1962—1970)

По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошла «Победа» М-20 (прототип в 1944 году) и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51 (прототип в 1943 году). В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на УльЗИС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47. В 1948 году освоен полноприводной грузовик ГАЗ-63, а в 1949-м создан прототип джипа ГАЗ-69 «Труженик». В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ЗиМ, началось серийное производство бронетранспортёра БТР-40 (ГАЗ-40). В 1953—1954 годах было освоено производство джипов ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в 1955—1956 годах переданных на Ульяновский автомобильный завод — УАЗ), а также первого комфортабельного внедорожника с несущим кузовом М-72 на агрегатах ГАЗ-69.

В период с 1935 по 1957 год завод назывался ЗиМ, то есть «Завод имени Молотова».

В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций. В 1959-м «ЗиМ» сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий.

Советской экспозиции, в которую входили в числе прочих ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году была присуждена высшая награда — Гран-при.

Во второй половине 1950-х годов ведётся подготовка производства третьего поколения грузовых автомобилей, включавшего модели ГАЗ-56 (грузоподъёмность 1,5 т), ГАЗ-52 (2,5 т) и ГАЗ-53 (3,5 т). Для Советской армии в 1958-м был освоен десантный 1,2-тонный грузовик ГАЗ-62 с кабиной над двигателем. К сожалению, по ряду причин полуторка ГАЗ-56 в серию так и не пошла, а освоение производства грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53 затянулось до 1960-х.

В 1960-е годы завершилось обновление линейки грузовых автомобилей. Вставшие на конвейер ГАЗ-52 (1961), ГАЗ-53 (1961) и ГАЗ-66 (1964) образовали третье поколение грузовых автомобилей ГАЗ. На ГАЗ-53 и ГАЗ-66 начали устанавливать новые силовые агрегаты с мощным карбюраторным двигателем V8.

С начала 1960-х годов на смену знаменитой «21-й» «Волге» велась разработка легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», опытно-промышленная партия которого была готова в 1968 году, а с 1970 года началось массовое производство. Автомобиль был отмечен наградами: золотыми медалями на Международных выставках в 1969 году в Пловдиве (Болгария) и в 1970 году в Лейпциге (ГДР). Производство ветерана ГАЗ-21 было свёрнуто в июле 1970 года, а в апреле 1975 года, с производства был снят другой ветеран — ГАЗ-51А. Последний сошедший с конвейера легендарный грузовик отправился в Музей истории ГАЗ.

ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1989)

Автомобиль ГАЗ-66 (1964—1999) на почтовой марке (1971)

В 1977 году начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка» — представителя третьего поколения легковых автомобилей большого класса.

Также в 1970-е годы провели реорганизацию производства: 24 августа 1971 года на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано производственное объединение «АвтоГАЗ». В 1973 году оно переименовано в ПО «ГАЗ», в состав которого вошли 11 заводов.

За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в 1971 году автозавод ГАЗ награждён орденом Ленина.

В эти годы начинается разработка следующего поколения грузовых автомобилей ГАЗ с прицелом на их дизелизацию, а также намечается существенная модернизация «Волги».

В марте 1981 года с конвейера завода сошёл 10-миллионный автомобиль ГАЗ.

В 1980-е годы, руководствуясь правительственной программой дизелизации, ГАЗ начинает работу над грузовиком четвёртого поколения и дизельным двигателем для него. В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения.

Дизелизация в 1980-х годах стала приоритетным направлением развития предприятия. Строительство завода дизельных двигателей началось в 1984 году, но пуск завода автомобильных моторов ГАЗ произошёл уже в 1993 году.

На фоне этого долгостроя в производстве легковых автомобилей наметился определённый застой. Появившаяся в 1981 году «новая Волга» ГАЗ-3102 с двигателем с форкамерно-факельным зажиганием и передними дисковыми тормозами, была не принципиальной новинкой, а лишь глубоким рестайлингом «24-ки». К тому же объёмы её производства были ограничены несколькими тысячами в год. В результате престижная «31-я» модель «Волги» заняла нишу между обычной «Волгой» и «Чайкой» и, как и последняя, предназначалась исключительно для обслуживания руководства важных государственных учреждений. В то же время ГАЗ-24, модернизированный в 1985 году и получивший индекс ГАЗ-24-10, продолжал поступать в таксопарки и в ограниченном количестве продаваться частным владельцам (преимущественно через сеть чековых магазинов «Берёзка»).

В конце 1980-х началась разработка принципиально нового семейства легковых автомобилей с передним и полным приводом. Первым началось проектирование представительского седана ГАЗ-3105, который впоследствии выпускался ограниченной серией. Предназначенные для массового производства седаны ГАЗ-3103 (передний привод) и ГАЗ-3104 (полный привод) из-за кризиса в 1990-х так и не стали серийными.

В 1989 году на волне перестройки на заводе начались инициативные работы по созданию малотоннажного грузовика полной массой до 3,5 тонн для нужд только появившегося в то время малого бизнеса. Благодаря системе конструирования САПР и ускоренной процедуре испытаний будущее семейство «Газель» встало на конвейер в рекордно короткие сроки — уже в первой половине 1990-х годов.

С конца 1989 года на конвейер встал переходный от третьего к четвёртому поколению грузовик ГАЗ-3307.

Проектная мощность и выпуск автомобилей заводом к концу советского периода превышали 300 тысяч в год, около половины из числа которых составляли легковые автомобили.

После распада СССР промышленность России погрузилась в глубокий системный кризис. Г АЗ стал одним из первых крупных предприятий страны, попытавшихся адаптироваться к новым рыночным условиям. В ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа (ОАО). Президентом ОАО «ГАЗ» был избран Николай Пугин.

С начала 1990-х среднетоннажный карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 переходного поколения, а также призванные ему на смену дизельные модели четвёртого поколения: ГАЗ-4301, ГАЗ-3306 и ГАЗ-3309 с оригинальными дизелями ГАЗ воздушного охлаждения, потеряли массовый рынок и уже не могли обеспечить полной загрузки мощностей и дальнейшего успешного финансового существования огромного градообразующего предприятия в условиях отсутствия господдержки. Зато огромный со времён СССР отложенный спрос на легковые автомобили позволил ГАЗу увеличить выпуск «Волги» в 1,8 раза (с ~70 до 125 тыс. машин в год).

Попутно осуществлялась перманентная модернизация семейства «Волга». Так, в 1992 году появился седан ГАЗ-31029, отличавшийся от прежней модели ГАЗ-24-10 преимущественно осовремененным дизайном передней и задней частей кузова. Параллельно на базе «Волги» был создан развозной пикап ГАЗ-2304 «Бурлак», так и не пошедший в серию по причине резкого увеличения выпуска легковой модели. Мелкосерийный седан бизнес-класса ГАЗ-3105, намечавшийся на место «Чайки», спроса не нашёл из-за высокой стоимости, которая была связана, прежде всего, с отсутствием отечественных технологий производства современных комплектующих и аксессуаров, а также всё усиливающейся конкуренцией со стороны престижных иномарок.

Появившийся в июле 1994 года малотоннажный грузовик «Газель» полной массой 3,5 т стал самой востребованной автомашиной малотоннажной серии в зарождающемся классе LCV. Первый миллион «Газелей» будет выпущен за 11 лет.

Микроавтобус ГАЗ-32213 семейства «Газель», освоенный весной 1996 года, стал основой возрождённого массового вида общественного транспорта — маршрутного такси.

В 1996 году ГАЗ стал первым в России производителем, применившим на своих моделях двигатели с 4 клапанами на цилиндр. Это были 2,3-литровые 4-цилиндровые моторы семейства ЗМЗ-406. Однако они ещё долго не могли вытеснить морально устаревшие карбюраторные двигатели семейства ЗМЗ-402, ведущие свою родословную с 1958 года, по причине их более низкой стоимости.

В 1997 году была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель получила индекс ГАЗ-3110. В том же году ГАЗ приобрёл лицензию у австрийской компании Steyr на производство малолитражных дизельных двигателей для легковых автомобилей, микроавтобусов и лёгких грузовиков. Также в 1997 году ГАЗ заключил соглашение с итальянским концерном Fiat о создании совместного предприятия под названием «Нижегород-моторс» по сборке легковых автомобилей Fiat. Под новое СП были подготовлены площади цехов бывшего завода дизельных двигателей ГАЗ, простаивавшие после сворачивания их выпуска, но из-за дефолта 1998 года проект не состоялся. Во второй половине 1998 года в производство было запущено второе семейство малотоннажных грузовиков и микроавтобусов ГАЗ «Соболь» полной массой до 2,8 т. В 1999 году внедорожный грузовик двойного назначения ГАЗ-66, выпущенный почти миллионным тиражом, был заменён более совершенным капотным грузовиком ГАЗ-3308 «Садко», также принятым на вооружение Российской армии.

Со второй половины 1990-х проводились активные работы по созданию семейства малотоннажных пикапов и внедорожников ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» и ГАЗ-3106 «Атаман-2». В 1998 году на заднеприводной платформе «Волга» был разработан «переходный» седан ГАЗ-3111, призванный укрепить позиции ГАЗа в бизнес-классе (сегмент Е2) до момента освоения в серии перспективных моделей ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, основанных на платформе модели ГАЗ-3105. Однако после дефолта 1998 года даже стоимость не столь сложной модели ГАЗ-3111 оказалась слишком высокой для «просевшего» рынка.

С конца 1990-х ГАЗ начал конструкторские работы по созданию перспективного среднетоннажного низкорамного грузовика ГАЗ-3310.

В 1990-е годы ГАЗ развернул сотрудничество с мировыми производителями оборудования и автокомпонентов:

В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В 2001 году ГАЗ вошёл в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ГАЗу отведена роль головного предприятия. Соответственно все продукты «Группы» были распределены между дивизионами, сформированными по производственному, а не территориальному принципу. Специализация ГАЗа по выпуску лёгких и средних коммерческих автомобилей была сохранена. По данным «Группы» она занимает лидирующее место в России по выпуску лёгких коммерческих автомобилей.

Уже в конце 2000 года на ГАЗе началась крупная реорганизация. Впоследствии ряд перспективных направлений, в том числе программа выпуска пикапов и внедорожников «Атаман», легковой автомобиль ГАЗ-3115 сегмента D и ряд других проектов были свёрнуты из-за недостатка финансовых средств и низкой маркетинговой привлекательности. Была кардинально реорганизована дилерская сеть (по сути она была создана с нуля), проведена полная финансовая ревизия предприятия, ряд непрофильных активов выведен за рамки ОАО. Эти меры позволили сначала уменьшить убыточность, а к середине десятилетия выйти на уровень рентабельности. Основное внимание было уделено развитию самого конкурентоспособного направления — лёгким коммерческим автомобилям полной массой до 3,5 т (Light Commercial Vehicle).

В 2005 году предприятие смогло освоить серийный выпуск нового семейства низкорамных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», а общее оживление экономики повысило спрос и на традиционные среднетоннажные грузовики ГАЗ-3307, 3309 и ГАЗ-3308 «Садко». В 2005-м и 2006 годах «Группа ГАЗ» предпринимала существенные усилия по преодолению технологического и временного отставания от ведущих мировых производителей. В число стратегических целей «Группы ГАЗ» входило увеличение масштабов бизнеса и вхождение в клуб глобальных игроков международного автомобильного рынка. Основное внимание «Группа ГАЗ» сосредоточила на сегментах лёгких коммерческих автомобилей, легковых автомобилей класса Е и силовых агрегатов. Дивизион «LCV» в 2006 году был увеличен за счёт приобретения «Группой ГАЗ» английской фирмы LDV Group, специализирующейся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus полной массой до 3,5 т. В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в Нижнем Новгороде фургонов и микроавтобусов Maxus из английских крупноузловых комплектов. По мере локализации и перехода на технологию CKD сборки, объём производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год, но из-за кризиса и банкротства LDV проект до этой стадии так и не дошёл и был свёрнут в середине 2009 года.

Из-за конфликта по ценам на двигатели с ЗМЗ в 2006—2008 годах часть выпуска «Волг», «Соболей» и «ГАЗелей» оснащалась импортными двигателями Chrysler 2,4 л.

Дивизион «Легковые автомобили» осуществил в июне 2007 года рестайлинг салона седанов «Волга» (31105 и 3102), но падение спроса на морально устаревшие модельный ряд и кризис заставили ГАЗ свернуть в конце 2008 года производство данных моделей. В развитие легкового модельного ряда «Группа ГАЗ» купила в 2006 году у концерна DaimlerChrysler сборочное предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившее среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus. На оборудовании, вывезенном из США, с июля 2008 года был организован выпуск собственной модели сегмента Е Volga Siber. Объём производства Volga Siber предполагался в количестве 65 тыс. в год, но модель оказалась непопулярной, и после выпуска 8,7 тыс. автомобилей сборка была свёрнута в конце 2010 года.

В 2010 году ГАЗ произвёл 70,3 тыс. грузовых автомобилей (+78,1 % к 2009 году). Через дилерскую сеть ОАО «ГАЗ» в 2010 году было реализовано 83,25 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (+61,6 % к 2009 году), включая экспорт в более чем 30 стран мира.

Если доля ГАЗа в производстве LCV и микроавтобусов в стране составляет около 59 %, то в производстве легковых автомобилей его доля упала до 0,4 % и на этом присутствие самостоятельной марки «ГАЗ» в легковом секторе закончилось. Однако предприятие вернулось в легковой сегмент за счёт сборки иностранных брендов Chevrolet, Volkswagen и Skoda.

В начале февраля 2011 года «Группа ГАЗ» и американский концерн GM подписали соглашение о контрактной сборке на мощностях ГАЗ нового поколения модели Chevrolet Aveo. Начало сборки состоялось в феврале 2013 года.

В 2020 году «Группа ГАЗ» запустила продажу внедорожных грузовиков «Садко Некст» грузоподъёмностью до трёх тонн.

В январе 2021 года «Группа ГАЗ» открыла продажу на новый среднетоннажный грузовой автомобиль «Валдай NEXT».

18 февраля 2021 года «Группа ГАЗ» официально презентует «Валдай NEXT» во всех дилерских автосалонах страны.

Производство легковых автомобилей

Весной 2022 года из-за окончания производственной лицензии, выданной властями США, сборка автомобилей концерна Volkswagen была прекращена.

Продукция и сбыт

В 2019 году завод выпускает различные модели коммерческих автомобилей:

Кроме этого, автозавод участвует в реализации национального проекта «Здравоохранение», поставляя автомобили скорой помощи на базе автомобилей «Соболь», «Газель БИЗНЕС» и «Газель NEXT» в учреждения здравоохранения во всех регионах России (80 % парка медицинских автомобилей страны).

«ГАЗ» экспортирует свою продукцию в более чем 30 стран мира. Традиционными рынками сбыта являются страны Восточной Европы и СНГ, Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.

ГАЗ имеет сертификат на соответствие системы качества национальным и международным стандартам ISO 9001:2000, присвоенный экспертами «TÜV Management Service GmbH» (Германия).

ГАЗ-АА на постаменте возле Главной проходной ГАЗа

ГАЗ-31105 «Волга» (2004—2009)

Volga Siber (2008—2010)

Грузовые автомобили и автобусы на их базе

ГАЗ-60 (модель), Государственный Политехнический музей (г. Москва)

Самый популярный российский коммерческий грузовик 1990—2000-х годов «Газель» ГАЗ-3302 с кузовом фургон-бокс

«Газель» — самая популярная марка маршрутного такси на базе микроавтобуса ГАЗ-322132, выпускаемого Горьковским автомобильным заводом

Спецтехника и вездеходы

ГАЗ-3106 «Атаман-2», прототип 2005 года

«Школьник» — производилась данная модель на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *