Гасу id 44047

Почему ГАС «Управление» не взлетела

Не будет преувеличением назвать ГАС «Управление» самой спорной ИТ-системой, создаваемой в России. Простая и красивая идея в ее основе – осуществлять из Москвы мониторинг показателей деятельности чиновников по всей стране – наткнулась на целый ряд проблем. Система создается вот уже восьмой год, а видимых результатов нет. CNews изучил историю проекта и попытался оценить его перспективы.

В 2006 году в России стартовали приоритетные национальные проекты – «Образование», «Здоровье», «Жилье» и «Развитие АПК». Инициатором программы выступил президент Владимир Путин, куратором был назначен первый вице-премьер Дмитрий Медведев. На реализацию нацпроектов выделялись серьезные деньги. В 2006 году – почти 200 млрд руб. , в 2007 – более 200. По всей стране шло строительство жилых домов, создавались новые университеты и больницы, повышались зарплаты некоторым категориям врачей и т. Выполнение поставленных задач и расходование средств нужно было эффективно контролировать. Так появилась государственная автоматизированная система информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами.

Запуск системы состоялся 1 января 2007 года. Данные собирались со всей страны и проверялись ФСО, после чего попадали на мониторы руководителей страны. В кабинете Дмитрия Медведева была установлена видеопанель, в разных окнах которой выводились графики, таблицы, фотографии, транслировалось видео в режиме онлайн. Вице-премьеру система понравилась и ее решено было развивать дальше.

В апреле 2007 года глава правительства Михаил Фрадков утвердил концепцию системы, разработанную Мининформсвязи под руководством Леонида Реймана. В ней говорилось, что создание системы мониторинга нацпроектов «является первым этапом реализации единой вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления (ГАС «Управление»)». Задача ГАС «Управление», в свою очередь, звучала уже куда более масштабно – мониторинг результативности деятельности органов власти по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации.

Финансирование создания системы шло через Мининформсвязи в рамках программы «Электронная Россия». Основными подрядчиками в 2006-2008 годах выступали компании «Прогноз» (разработка ПО), ISG (интеграция) и Kraftway (поставка оборудования). Управляющий директор ISG Алексей Кудрявцев сообщал CNews, что в этот период на создание системы было потрачено 300 млн руб. Разработчики создали «опытный образец системы, который может являться основой для ее последующего развития», а также «отказоустойчивый программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий функционирование системы», говорил он.

В 2008 году Дмитрий Медведев стал президентом, а Леонид Рейман покинул пост министра связи. Перемены коснулись и создателей системы – генподрядчиком вместо ISG стал «Ростелеком», а в качестве субподрядчика к проекту присоединилась «Энвижн Груп».

Система мониторинга нацпроектов начала трансформироваться в систему «Управление». Новый министр связи Игорь Щеголев в начале 2009 года заявил, что Минкомсвязи (стало преемником Мининформсвязи в 2008 году) «планирует обеспечить развитие ГАС «Управление» в части интеграции ведомственных и региональных информационных ресурсов».

В положении о ГАС «Управление», утвержденном в конце 2009 года премьер-министром Владимиром Путиным, были зафиксированы ее новые задачи: поддержка принятия решений органами власти, контроль за исполнением приоритетов, оценка эффективности ведомств. Общедоступным компонентом системы должен был стать интернет-портал gas-u.

В 2009-2010 годах на развитие ГАС «Управление» по программе «Электронная Россия» было выделено 550 млн руб. Тем не менее к поставленным целям проект приблизился не значительно. Рассказывая о ГАС «Управление» в ноябре 2010 года на CNews Forum, директор ИТ-департамента правительства Константин Носков констатировал, что «пока работа сосредоточена на уровне ведомственных систем или тематических, таких как олимпийский проект, приоритетные нацпроекты, а на межведомственную интеграцию выйти не удалось».

«Мы продолжает экспериментировать с «рабочим столом руководителя», ориентируясь на руководство правительства. Надеюсь, что эта оболочка вытянет за собой остальные части системы», – подытожил он.

Весной 2011 года посмотреть на ГАС «Управление» смогла широкая аудитория – «Ростелеком» открыл портал gas-u. Правда, информации на портале было не много: данные из своих информационных систем в ГАС «Управление» предоставили лишь пять федеральных ведомств.

По итогам 2011 года, в течение которого на доработку системы было потрачено еще 75 млн руб. , Минкомсвязи отчиталось о завершении ее создания, а также сообщило о планах подключения к ней информационных систем органов власти. В 2013 году 100% федеральных ведомств и 100% субъектов РФ должны были стать пользователями ГАС «Управление», говорилось в документе, подписанном директором департамента развития информационного общества Минкомсвязи Игорем Химченко.

Отчеты Минкомсвязи вселяли определенные надежды на то, что система, наконец, заработает. А подписанное Владимиром Путиным в сентябре 2011 года постановление о том, что с 1 января 2013 года федеральные органы власти должны запрашивать информацию у своих коллег по правительству и у регионов исключительно через ГАС «Управление», уже не выглядело столь фантастическим.

В том же постановлении Владимира Путина (оно вносило изменения в положение о ГАС «Управление» от 2009 года) говорилось о необходимости передачи разработанного Минкомсвязи ПО в Федеральное Казначейство, которое становилось оператором системы, и в федеральные органы власти. Сама же Минкомсвязь должна была обеспечить инфраструктуру (ЦОДы, каналы связи) и довести типовое решение ГАС «Управление» до субъектов РФ. Вместе с 2012 годом начинался этап развертывания системы в соответствии с планом, утвержденным правительственной комиссией по внедрению ИТ в деятельность госорганов под руководством вице-премьера Вячеслава Володина в декабре 2011 года.

В конце 2011 – начале 2012 года наблюдался серьезный всплеск активности вокруг ГАС «Управление». Апофеозом стало расширенное заседание правкомиссии в апреле, на котором собралось более сотни чиновников. Проводил мероприятие глава ИТ-департамента правительства Алексей Попов. В протоколе заседания был зафиксирован ряд интересных моментов. Так, федеральным органам власти указали на необходимость в срочном порядке назначить ответственных за ГАС «Управление» замруководителей и направить в Минэкономразвития технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ, содержат описания сведений, которые ведомства должны получать через систему). Министерству спорта за прогулы заседаний сделали выговор.

Ряд ведомств, среди которых оказались разработчики ГАС «Управление» Минкомсвязи, Федеральное Казначейство и ФСО, сообщили, что у них отсутствует потребность в получении информации из системы. Но отвертеться не удалось. Комиссия указала им на невозможность получения информации от иных органов власти минуя ГАС «Управление». Впрочем, вся активность сошла на нет уже в мае. В России вновь сменилось правительство и про систему забыли почти на полгода.

Очевидно, что перерыв был вызван значительным обновлением ряда министерств – прежде всего Минкомсвязи, которое только в октябре смогло передать в Федеральное Казначейство программное обеспечение системы. Кроме того, правительство покинул директор ИТ-департамента Алексей Попов. Тем не менее, Минэкономразвития и Казначейство не теряли время, занимаясь написанием следующей версии концепции ГАС «Управление». В октябре правительственная комиссия под руководством нового министра связи Николая Никифорова вернулась к обсуждению системы и утвердила документ.

Игорь Беляк, Directum: Все умеют распознавать документы, но мало кто знает, что с ними делать дальше

CNews Analytics подготовил целевую схему ГАС «Управление» (кликните, чтобы увеличить)

В концепции 2012 года были подведены итоги предыдущего периода. В частности, в ней отмечалось, что не все заявленные планы были реализованы. Цели ГАС «Управление» были достигнуты для обеспечения ограниченного перечня функциональных задач высших органов власти. Прототипы информационных систем обеспечения деятельности премьер-министра и руководителя аппарата правительства требовали более глубокой индивидуальной проработки. Не удалось создать универсальный инструмент сбора и анализа данных в сфере госуправления, обеспечивающий процесс принятия решений, мониторинг и контроль исполнения принятых решений и т.

Создание полнофункциональной системы, по мнению авторов документа, было затруднено отсутствием единых утвержденных форматов данных, стандартов и протоколов, унифицированных нормативно-технических требований к государственным информационным системам и правил межведомственного документационного и информационного обмена, установленных предельных сроков, механизмов и ответственности при предоставлении данных органов исполнительной власти в систему «Управление».

И создал инженер ADAMa: для чего нужны человекоподобные роботыИнновации для промышленности

Таким образом, в конце 2012 года, в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности госорганов сохранялся «ряд системных недостатков и нерешенных проблем»: информационные потоки между федеральными и региональными органами власти многократно дублировались, оперативность обновления данных и степень их детализации была низкой, что, в свою очередь, затрудняло «применение современных методов обработки и анализа данных, проектного управления». Многообразие технологий сбора, обработки и хранения данных различными госорганами существенно повышало барьеры межведомственного информационного обмена, а сам обмен между органами власти по-прежнему осуществлялся на бумаге.

Авторы новой концепции также отметили, что за последние годы произошли «важнейшие изменения в области обеспечения открытости и доступности информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления для граждан», в результате чего цели, задачи, основные принципы и организация управления процессом развития ГАС «Управление» изменились.

«Одной из ключевых задач развития системы является перевод всего межведомственного обмена статистической информацией в электронный вид, – говорят в Федеральном Казначействе. – По сути, система должна заменить существующий порядок обмена информацией и собрать в себе периодически обновляемую востребованную информацию, позволяющую, с одной стороны, иметь верхнеуровневое видение, а с другой – возможность получить детализированную информацию по выбранной тематике». Автоматизация этих функций, по мнению идеологов системы, позволит высвободить в административных структурах субъектов значительные людские ресурсы.

В октябре 2012 года Федеральное Казначейство провело конкурс и выбрало нового разработчика системы. Снизив цену со 150 млн руб. до 69,9 млн победителем стала компания «Кацит». Ее руководителем и 100%-ным владельцем с августа 2012 года является Александр Кожин. В 2004 по 2008 годах он занимал пост директора по работе с госсектором в компании IBS, а в 2008 перешел в ISG – родителя ГАС «Управление». Конкурс Федерального Казначейства стал крупнейшим среди тех, в которых до сих пор побеждал «Кацит».

Методологическую и организационную поддержку развития ГАС «Управление» по контракту с Минэкономразвития оказывает компания IBS, выигравшая соответствующий конкурс на 21 млн руб. в сентябре 2012 года. По заказу Минрегиона в проекте также участвует «Прогноз». Стоимость контракта с ним – 3,7 млн руб.

Дальнейшее развитие системы авторы концепции разделили на три этапа. В 2012 году должна была быть создана система сбора данных для поставщиков, не имеющих техническую возможность их предоставления (в первую очередь речь идет о регионах с низким уровнем информатизации, которым планируется предоставить формы ввода данных через интернет-браузер), регламентированы процедуры ведения единого реестра баз данных, создан механизм обмена через ГАС «Управление» с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и т.

В 2013 году планируется расширить состав информационных ресурсов, взаимодействующих с системой, и состав ее пользователей, а также автоматизировать выгрузку данных из ГАС «Управление» в подсистему «Контур», предназначенную для первых лиц государства. Ее создателем является ФСО. Выполнять работы по развитию системы в 2013 году будет подрядчик, который станет победителем следующего конкурса Федерального Казначейства. Его начальная цена, согласно плану закупок, составит 69,7 млн руб.

Наконец, в 2014 году к ГАС «Управление» планируется подключить негосударственные источники информации и обеспечить возможность встраивания в портал системы ПО сторонних разработчиков. Целевые показатели, приведенные в концепции, являются уже более осторожными. По итогам описанных этапов ее авторы обещают создать реестр государственных баз данных, довести долю государственных систем, интегрированных с ГАС «Управление», как минимум до 70% и настолько же сократить дублирование информационных потоков. Подключение всех регионов страны к системе авторы концепции не обещают – только «обеспечение возможности доступа».

Эксперты, с которыми CNews обсудил перспективы ГАС «Управление», в основном скептически настроены к системе. «Непонятен функциональный заказчик этого ресурса, – рассуждает ИТ-руководитель одного из федеральных органов. – Предполагалось взять у ведомств какие-то данные и вынести их на какие-то панели для первых лиц. Но нужно ли им это? Первые лица не имеют времени на то, чтобы пользоваться этими панелями. Кроме того, невозможно определить достоверность данных, так как нет механизма верификации. Регионы могут подать любые цифры, которые им выгодны, и все будут уверены, что это правда». «Прежде чем передавать данные в ГАС «Управление» нужно навести порядок в исходных информационных система, – добавляет другой собеседник CNews. – Регионов и федеральных ведомств, имеющих качественные базы данных, можно пересчитать по пальцам».

Источник в Минэкономразвития не согласен с этими аргументами: «Механизмы верификации данных заложены в концепции развития ГАС «Управление», а также в том нормативном и техническом поле, которое сейчас создается. Во-первых, данные в систему могут предоставлять только региональные госслужащие с соответствующими полномочиями. Перечень специалистов РОИВ, ответственных за предоставление информации в систему, определяется нормативными документами региона. При предоставлении в систему, данные подписываются электронной подписью. Во-вторых, в системе будет проводиться дополнительный форматно-логических контроль полученных данных. Ну и наконец, аналитические инструменты системы позволяют аналитикам выявлять резкие скачки и отклонения, что часто указывает на ошибочно введенные данные».

Вопросы наведения порядка в региональных системах в рамках задач ГАС «Управление» затрагиваются в меньшей степени, добавляет собеседник из Минэкономразвития. ГАС «Управление», по его словам, скорее диктует требования к выгрузке данных: «Например, у субъектов есть нормативно-правовой акт, определяющий какие показатели регион должен предоставлять на федеральный уровень. При переводе данного информационного потока в ГАС «Управление» у региона появляется выбор, либо предоставлять данные показатели через формы ввода (подписывая их электронной подписью), либо предоставлять показатели в автоматизированном виде ( в этом случае используются единые форматы интеграции, принятые в ГАС «Управление»). В итоге, пользователь ГАС «Управление» получает информацию в единых справочниках и форматах». Данный подход скорее является драйвером для унификации и наведения порядка в региональных информационных системах, резюмирует собеседник.

«Запуск ГАС «Управление» требует высокой координации действий всех ведомств и регионов, как и запуск Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)», – говорит Алексей Попов, ныне возглавляющий УЭК. Перспективы проекта он также оценивает аналогично перспективам СМЭВ: «Если организационно получится запустить СМЭВ, таким же организационным способом возможно будет полноценно запустить и ГАС «Управление».

Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала CNews.

Александр Левашов, CNews

  • MSI для бизнеса
  • Конкурс инноваторов
  • Импортозамещение ВКС
  • Поддержка ИТ-отрасли
  • Импортозамещение
  • Безопасность
  • ИТ в госсекторе
  • ИТ в банках
  • ИТ в торговле
  • Цифровизация
  • Телеком
  • Интернет
  • ИТ-бизнес
  • Рейтинги

ГАСУ
ГАС Управление
Государственная информационная система

Публикаций – 39, упоминаний – 64

ГАСУ упоминается на CNews совместно со следующими персонами и организациями

* Страница-профиль компании, системы (продукта или услуги), технологии, персоны и т. создается редактором на основе анализа архива публикаций портала CNews. Обрабатываются тексты всех редакционных разделов (новости, включая “Главные новости”, статьи, аналитические обзоры рынков, интервью, а также содержание партнёрских проектов). Таким образом, чем больше публикаций на CNews было с именем компании или продукта/услуги, тем более информативен профиль. Профиль может быть дополнен (обогащен) дополнительной информацией, в т. презентацией о компании или продукте/услуге. Читатели CNews — это руководители и сотрудники одной из самых успешных отраслей российской экономики: индустрии информационных технологий. Ядро аудитории составляют топ-менеджеры и технические специалисты департаментов информатизации федеральных и региональных органов государственной власти, банков, промышленных компаний, розничных сетей, а также руководители и сотрудники компаний-поставщиков информационных технологий и услуг связи.

Государственная информационная система “Управление” (ГАСУ) – планируется, что с ее помощью будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий».

В декабре 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление №1088 о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (ГАСУ). В документе говорится, что работы над системой будут закончены в 2012 г. , а до конца 2010 г. их финансирование будет идти из федерального бюджета по программе «Электронная Россия».

Зачем нужна ГАСУ

Первоначально предполагалось, что система будет направлена на решение задач контроля исполнения Приоритетных национальных проектов, анализа социально-экономического развития России и регионов РФ. Позже задачи системы изменились.

В концепции ГАСУ сказано, что с ее помощью будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий». Сотрудники этих ведомств должны через ГАСУ в режиме реального времени контролировать показатели эффективности работы чиновников.

«У субъекта часто запрашивают одни и те же данные несколько федеральных ведомств. Причем данные предоставляются разные: в одном случае все плохо, в другом – наоборот. С введением ГАС «Управление» информация будет единой», – ранее объяснял смысл создания системы директор ИТ-департамента правительства Алексей Попов (работал в этой должности до мая 2012 г.

Ожидается, что ГАС «Управление» объединит ряд информационных ведомственных и региональных ресурсов, обеспечивающих решение широкого класса задач в интересах конкретных ведомств и регионов. Все решения должны быть реализованы в единой программно-аппаратной платформе, что позволяет обеспечить их интеграцию с целью формирования основы единой автоматизированной системы государственного управления.

На 2014 года одной из ключевых задач ГАС «Управление» называли перевод всего обмена статистической информацией между ведомствами в электронный вид. По сути, система должна заменить нынешний порядок обмена и собрать в себе периодически обновляемую востребованную информацию, позволяющую, с одной стороны, иметь верхнеуровневое видение, а с другой – возможность получить детализированные данные по выбранной тематике.

Гасу id 44047

Два раза кликните, чтобы увеличить

Заказчик, оператор, пользователи

Государственным заказчиком создания системы «Управление» являлось Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, оператором – единый национальный оператор инфраструктуры электронного правительства «Ростелеком».

Ответственными за создание ГАС «Управление», согласно постановлению Владимира Путина, являются Минэкономразвития, Федеральное Казначейство, Минкомсвязи, Минрегионразвития и ФСО, а также федеральные органы власти, которые должны обеспечивать интеграцию с ГАС «Управления» собственных ИТ-систем. Правительственная комиссия по внедрению ИТ в деятельность госорганов является координационным органом по развитию системы.

До начала 2014 года в разработке ГАС «Управление» поучаствовали компании:

  • ISG,
  • «Прогноз»,
  • Kraftway,
  • «Ростелеком»,
  • «Энвижн Груп»,
  • «Кацит»,
  • IBS.

Среди пользователей системы – Администрация президента РФ, Аппарат правительства, Счетная палата и полномочные представители президента в федеральных округах. Сотрудники этих ведомств должны через ГАСУ в режиме реального времени контролировать показатели эффективности работы чиновников. Для передачи данных используются каналы связи Федеральной службы охраны (ФСО).

Затраты на развитие системы

На апрель 2014 года расходы федерального бюджета на ГАС «Управление», по оценкам CNews Analytics, близки к 1 млрд руб.

Суммы затрат на 2009-2010 гг. были утверждены правительством в сентябре 2009 г. в постановлении №721. «Ростелеком» приступил к работе над ГАСУ также в 2009 г. Всего на эти два года на ГАСУ выделено 549,14 млн руб. Как рассказал CNews источник в правительстве, в 2009 г. на развитие системы было потрачено 260 млн руб. Исходя из этих данных, в 2010 г. аналогичные затраты составят почти 290 млн руб. Валерий Зубаха, директор проекта «Электронное правительство» в «Ростелекоме», на вопрос CNews о затратах не стал называть абсолютных чисел, но заявил, что в 2009 г. они были «значительно меньше 260 млн руб

По оценке Алексея Кудрявцева, главного управляющего директора ISG, общая сумма затрат на создание и внедрение ГАСУ с 2006 по 2008 гг. составила примерно 300 млн руб.

История развития системы

В апреле 2014 года стало известно, что процесс подключения и интеграции с ГАС «Управление» федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации идет замедленными темпами, констатировало Федеральное казначейство в отчетах, направленных в Правительство. Целый ряд федеральных ведомств и регионов не только не подключились к системе, но и проигнорировали запросы Казначейства о статусе этих работ, следует из документов, с которыми ознакомился CNews.

Постановлением Путина от 2011 г. также утверждался срок промышленного запуска системы – с 1 января 2013 г. федеральные органы власти должны были запрашивать информацию у своих коллег по Правительству и у регионов исключительно через ГАС «Управление».

Но данный срок был сорван. В Казначействе объясняли это тем, что Минкомсвязи (в котором в 2012 г. вновь сменилась команда) затянуло передачу разработанного ПО новому оператору и сделало это только в октябре 2012 г.

В конце 2012 г. подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг утвердила новые планы-графики интеграции и подключения ведомств к ГАС «Управление». Согласно этому документу, до конца 2013 г. интегрировать свои информационные системы с ГАС «Управление» (т. передавать в нее данные) должны были 26 федеральных органов, а подключить к системе в качестве потребителей информации планировалось 82 федеральных ведомства.

По данным Федерального казначейства на конец марта 2014 г. , интеграцию с ГАС «Управление» выполнили 12 федеральных ведомств:

  • Казначейство,
  • Минрегион,
  • Минфин,
  • ПФР,
  • ФМС,
  • ФНС,
  • ФСО
  • и ряд других.

7 ведомств сообщили, что находятся в процессе интеграции, а еще 7 не предоставили информацию и не интегрировались (ФТС, Минсельхоз, Минкульт, Минспорт, Минздрав, Росздравнадзор, Роспортебнадзор).

Не интегрировались с ГАС «Управление» и не предоставили информацию в Казначейство 32 региона (столько же интегрировались, остальные – в процессе).

В качестве потребителей информации к ГАС «Управление» подключились 30 федеральных ведомств и 292 региональных органа власти из 68 субъектов. Не подключились и не сообщили в Казначейство о соответствующих планах 14 федеральных ведомств, среди которых Минкомсвязи, Минпромторг, ФСС, ФОМС и др.

Многие чиновники скептически настроены к ГАС «Управление».

«Это мертворожденный проект, к тому же ряд его функций дублируется функциями ситуационных центров федеральных органов, указ о создании которых осенью 2013 г. подписал Владимир Путин», – говорит ИТ-руководитель одного из ведомств.

Федеральное казначейство потратит 135 млн руб. на модернизацию и сопровождение прикладного ПО ГАС «Управление»

Исполнитель контракта должен будет выполнить: работы по сопровождению ГАС «Управление» (работы оценены в 41,73 млн рублей); работы по проведению дополнительных аттестационных испытаний ГАС «Управление» на соответствие требованиям ИБ (1,75 млн рублей); работы по установке и настройке ППО ГАС «Управление» на оборудовании, предназначенном для промышленной эксплуатации и проведению опытной эксплуатации ГАС «Управление» (3,7 млн рублей); работы по организации выполнения работ по проведению оценки влияния ППО ГАС «Управление» на выполнение требований, предъявляемых к СКЗИ (5,1 млн рублей); работы по актуализации решений по организации комплекса средств защиты информации ГАС «Управление» (2,9 млн рублей); работы по модернизации ППО ГАС «Управление» и проведение предварительных автономных испытаний (77,14 млн рублей); работы по разработке уточненных технических требований на модернизацию ППО ГАС «Управление» (2,68 млн рублей).

Назад – в будущее

Не возникает сомнений, что пауза в конце 2012 года вызвана обновлением ряда министерств, прежде всего Минкомсвязи, которое только в октябре смогло передать в Федеральное Казначейство программное обеспечение системы. Кроме того, правительство покинул директор ИТ-департамента Алексей Попов. Тем не менее, Минэкономразвития и Казначейство не теряли времени, готовя следующую версию концепции ГАС «Управление». В октябре правительственная комиссия под руководством нового министра связи Николая Никифорова вернулась к обсуждению системы и утвердила документ.

Концепция 2012 года подвела итоги предыдущего периода. В ней отмечено, что не все заявленные планы исполнены. Цели создания, использования ГАС «Управление» достигнуты для обеспечения ограниченного круга функциональных задач высших органов власти:

  • прототипы информационных систем обеспечения деятельности премьер-министра и руководителя аппарата правительства требовали более глубокой индивидуальной проработки.
  • не удалось создать универсальный инструмент сбора и анализа данных в сфере госуправления, который обеспечил бы процесс принятия решений, мониторинг, контроль исполнения принятых решений и т.д.

Создание полнофункциональной системы, по мнению авторов документа, затруднялось отсутствием единых утвержденных форматов данных, стандартов и протоколов, унифицированных нормативно-технических требований к государственным информационным системам и правил межведомственного документационного и информационного обмена, установленных предельных сроков, механизмов и ответственности при предоставлении данных органов исполнительной власти в систему «Управление».

В итоге, к концу 2012 года, в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности госорганов сохранялся «ряд системных недостатков и нерешенных проблем»:

Авторы новой концепции отметили «важнейшие изменения в области обеспечения открытости и доступности информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления для граждан», происходящие в течение настоящего времени, в результате чего цели, задачи, основные принципы и организация управления процессом развития ГАС «Управление» изменились.

Одна из ключевых задач развития системы – перевод всего межведомственного обмена статистической информацией в электронный вид, считает Федеральное Казначейство. Система должна изменить существующий порядок обмена информацией и собрать в себе периодически обновляемую, востребованную информацию, помогающую, с одной стороны, получить понимание и видение верхнего уровня, а с другой – получить детализированную информацию по выбранной тематике. По мнению идеологов системы, автоматизация этих функций высвободит в административных структурах субъектов значительные людские ресурсы.

Новый разработчик – новая система?

В октябре 2012 года Федеральное Казначейство провело конкурс и выбрало нового разработчика системы. Снизив цену со 150 млн. руб. до 69,9 млн. победила компания «Кацит».

Ее руководителем и 100% владельцем с августа 2012 года является Александр Кожин. В 2004 по 2008 годах он занимал пост директора по работе с госсектором в компании IBS, а в 2008 перешел в ISG – родителя ГАС «Управление». Конкурс Федерального Казначейства стал крупнейшим среди тех, в которых до сих пор побеждал «Кацит».

Методологическую и организационную поддержку развития ГАС «Управление» по контракту с Минэкономразвития оказывает компания IBS, выигравшая соответствующий конкурс на 21 млн. руб. в сентябре 2012 года. По заказу Минрегиона в проекте также участвует «Прогноз». Стоимость контракта с ним – 3,7 млн руб.

Концептуально-этапное деление

В 2012 году предстояло создать систему сбора данных для поставщиков, не имеющих техническую возможность их предоставления (в первую очередь речь идет о регионах с низким уровнем информатизации, которым планируется предоставить формы ввода данных через интернет-браузер), регламентировать процедуры ведения единого реестра баз данных, создать механизм обмена через ГАС «Управление» с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и т.

В 2013 году планируется расширить состав информационных ресурсов, взаимодействующих с системой, и состав ее пользователей, а также автоматизировать выгрузку данных из ГАС «Управление» в подсистему «Контур», предназначенную для первых лиц государства. Создатель таковой – ФСО. Выполнять работы по развитию системы в 2013 году будет подрядчик, который станет победителем следующего конкурса Федерального Казначейства. Его начальная цена, согласно плану закупок, составит 69,7 млн. руб.

Кому это надо или Успех в координации

Специалисты, обсуждая перспективы ГАС «Управление» с представителями СМИ, в своих суждениях относительно системы настроены скептически. Одни высказывают сомнения в определенности функционального заказчика и заинтересованности последнего в непроверенной информации из регионов – предполагалось взять у ведомств данные и вынести их на информпанели для первых лиц, но нужны ли они им?. У первых лиц нет времени на их использование, да и нет уверенности в достоверности сведений, поскольку отсутствует механизм проверки.

Но в Минэкономразвития с такими аргументами не спешат соглашаться, утверждая, что механизмы верификации данных заложены в самой концепции развития ГАС «Управление», в том нормативном и техническом поле, которое сейчас создается и приводят основания для таких выводов:

  • данные в систему могут предоставлять только региональные госслужащие с соответствующими полномочиями.
  • при предоставлении в систему, данные подписываются электронной подписью.
  • в системе будет проводиться дополнительный форматно-логических контроль полученных данных.
  • аналитические инструменты системы позволяют аналитикам выявлять резкие скачки и отклонения, что часто указывает на ошибочно введенные данные.

«Запуск ГАС «Управление» требует высокой координации действий всех ведомств и регионов, как и запуск Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)», – отметил Алексей Попов, ныне глава УЭК. Перспективы проекта он также оценивает аналогично перспективам СМЭВ: «Если организационно получится запустить СМЭВ, таким же организационным способом возможно будет полноценно запустить и ГАС «Управление».

Перенос сроков запуска

В декабре 2012 года Подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг (действует в составе Правительственной комиссии по внедрению ИТ в деятельность госорганов) опубликовала протоколы заседаний (от 13 и 19 декабря 2012 г. ), посвященных созданию государственной автоматизированной системы «Управление», из которых следует, что запуск системы затягивается.

Согласно постановлению правительства, подписанному Владимиром Путиным в сентябре 2011 г. , «федеральные органы исполнительной власти должны осуществлять запросы информации у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления исключительно через систему «Управление» с 1 января 2013 г.

Как следует из протоколов заседаний подкомиссии, подключение федеральных органов к ГАС «Управление» запланировано лишь на февраль 2013 г. , а подключение регионов – вплоть до октября 2013 г. При этом и в случае федералов, и в случае регионов речь идет не и промышленной, а только об опытной эксплуатации системы.

Отдельным документом подкомиссия опубликовала план-график интеграции государственных информационных ресурсов с ГАС «Управление», согласно которому некоторые системы с декабря 2012 – января 2013 должны обеспечивать «выгрузки данных на постоянной основе», а по ряду других с февраля по апрель 2013 г. должен быть обеспечен лишь «старт тестовой интеграции».

Всего в плане содержится информация о 62 информационных системах, среди которых:

  • АС Федерального Казначейства,
  • Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС),
  • АИС «Налог» и «Финансы»,
  • ряд учетных систем, разработанных на платформах «1С» и «Парус»,
  • системы МВД,
  • Минздрава,
  • Минобрнауки и др.

До 1 декабря 2011 г. Минкомсвязи, согласно постановлению правительства, должно было передать часть подсистем ГАС «Управление» на баланс Федеральному Казначейству, а до 1 февраля 2012 г. – другую часть – федеральным органам власти. «Но системы были переданы только в октябре 2012 г. , – сообщили CNews в Федеральном Казначействе. – В связи с этим мы не смогли вовремя начать их доработку».

В Минкомсвязи запрос CNews переадресовали в Минэкономразвития, в котором сообщили, что на протяжении 2012 г. с их стороны была проработана методологическая основа системы. В Федеральном Казначействе добавили, что сейчас модернизация системы идет усиленными темпами.

Contour Components как субподрядчик “Прогноза”

В декабре 2010 года компания Contour Components завершила выполнение договора на разработку подсистем, предназначенных для обмена данными и ведения метаданных для проекта ГАС «Управление».

Contour Components участвует в разработке ГАС «Управление» в качестве субподрядчика ЗАО «Прогноз».

В соответствии с договором были разработаны подсистема ведения показателей, обеспечивающая сбор и ведение метаданных (классификаторов, описаний показателей и т. ) и подсистема интеграции, обеспечивающая обмен данными и метаданными между ведомствами и ГАС «Управление».

В решении для ГАС «Управление» были использованы инновационные методики и технологии компании, такие как расширяемое описание метаданных, альтернативная классификация, технология обмена данными и метаданными через web-сервисы в формате XML и другие.

Сообщалось, что компанией «Прогноз» реализованы следующие подсистемы ГАС «Управление»:

Опытный образец от ISG + Прогноз

До 2009 г. исполнителем работ по созданию и развитию системы выступала компания ISG. «Был создан опытный образец системы, который может являться основой для ее последующего развития, – рассказал CNews Алексей Кудрявцев, главный управляющий директора ISG. – Отказоустойчивый программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий функционирование системы, размещен на двух площадках в Москве. Число пользователей в 2009 г. превысило 800 человек в 7 федеральных округах. С 2007 г. в ISG функционирует служба технической поддержки с круглосуточно действующим центром поддержки пользователей».

В конце декабря 2009 г. о завершении годовых работ по созданию ГАСУ по контракту с «Ростелекомом» в интересах Минкомсвязи России объявила компания «Прогноз». «Разработаны ведомственные информационные системы, а также центральная информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ органов государственной власти к ведомственным и региональным информационным ресурсам», – говорится в сообщении компании.

«В 2009 г. ГАСУ из приоритетного национального проекта стало системой управления, – говорили в пресс-службе Минкомсвязи, по линии которого финансируется ГАСУ. – Проделана огромная работа. Было добавлено 10 подсистем, которые сейчас доступны для эксплуатации в тестовом режиме. В 2010 г. предполагается аттестация системы, после чего планируется ее ввод в опытную эксплуатацию».

Валерий Зубаха, работавший директором проекта «Электронное правительство» ОАО «Ростелеком» также положительно оценивал текущее состояние проекта. «Сделано все, что запланировано», – заявил он CNews. На вопрос о том, какие именно работы были завершены в 2009 г. , он сходу ответить не смог: «Нужно поднимать материалы. Только объем отчетной документации у нас составил 350 томов. Полностью сделано техническое проектирование, разработан прототип системы». В ответ на вопрос о первоочередных планах работ по ГАСУ в 2010 г. Зубаха сказал, что работы будут проводиться в полном соответствии с документами по «Электронной России».

2005

Создание ГАС «Управление» началось в 2005 г. Первоначально предполагалось, что система будет собирать данные о приоритетных национальных проектах, реализуемых в России. Завершить ее разработку планировалось в 2008 г. Со временем функционал системы было решено расширить.

  • Информационные технологии в Федеральном казначействе РФ
  • Импортозамещение информационных систем в Федеральном Казначействе
  • Казначейская система Российской Федерации
  • Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ)
  • Государственная информационная система государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)
  • Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАСУ)
  • Инфраструктура Казначейства в ЦОДах ФНС
  • Поддержка ИТ-инфраструктуры Федерального казначейства России
  • Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России
  • Импортозамещение информационных технологий в России
  • Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
  • План перехода госорганов на российское программное обеспечение
  • Статья о регулировании госзакупок отечественного программного обеспечения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *