GASU ГЧП И НОВЫЕ ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЙ О ГЧП ГЧП

Правительство России распространило1 требования к порядку создания, развития, вводу/выводу из эксплуатации, эксплуатации государственных информационных систем («ГИС») и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации («Требования») на ГИС в отношении которых заключено соглашение о ГЧП.

Согласно принятому документу частные партнеры должны выполнять требования к организации и защите информации, содержащейся в системе, а также специальные требования о защите информации, устанавливаемые ФСБ России и ФСТЭК России. Акт также уточняет распространение специальных требований к защите персональных данных, предусмотренных законодательством в сфере персональных данных (уровни защищенности, требования к носителям и др.), на ГИС, содержащие такие данные.

Теперь основанием для создания ГИС может быть решение Правительства РФ о реализации ГЧП-проекта (для федеральных систем) или аналогичное решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (для региональных систем). До такого уточнения можно было прийти к выводу о необходимости принятия дополнительного акта-основания для создания ГИС (наряду с решением о реализации ГЧП-проекта).

Примечательно, что изменения не коснулись ГИС, в отношении которых заключены концессионные соглашения2.

Можно предположить, что такой подход связан с передачей исключительных прав на ГИС частному партнеру при реализации ГЧП-проектов (за рядом исключений). Для концессионных проектов такой подход не применим, исключительные права на объект соглашения (с учетом ряда особенностей) возникают у концедента, возможно инициаторы изменений сочли достаточным тот факт, что Требования распространяются на органы власти (концедентов).

Вместе с тем, объем обязательств концессионера и его роль в проекте сопоставимы с ролью частного партнера. Например, концессионер также осуществляет эксплуатацию системы и является ее оператором3, как и частный партнер. Полагаем закономерным внести необходимые корректировки в Требования, касающиеся ГИС, в отношении которых заключены концессионные соглашения.

О ГЧП в ИТ

Юридическая компания P&P Unity предлагает комплексное сопровождение ГЧП-проектов в сфере ИТ.

1 См. постановление Правительства РФ от 11 апреля 2019 № 420 «О внесении изменений в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

2 В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 № 173-ФЗ в отношении ГИС могут заключаться как соглашения о государственно-частном партнерстве, так и концессионные соглашения.

3 В случае создания или модернизации информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве функции оператора информационной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером соответственно (часть 2.2. статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

1 апреля 2021 года Минюстом России был зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 02.02.2021 № 40, которым утвержден Порядок мониторинга реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве1 («Порядок»).

В соответствии с утверждённым Порядком мониторинг соглашений о ГЧП (МЧП) представляет собой сбор, анализ, обобщение, систематизацию и учет в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» («ГАС «Управление») сведений о планируемых к заключению, реализуемых и реализованных на территории Российской Федерации соглашениях о ГЧП (МЧП). Обязанность по внесению и актуализации информации возлагается на публичного партнера.

Обращаем внимание на следующие особенности мониторинга, предусмотренные Порядком:

В соответствии с новым Порядком мониторинг соглашений с участием Российской Федерации проводится Минэкономразвития России, с участием субъекта Российской Федерации – Минэкономразвития России и уполномоченным органом субъекта РФ, с участием муниципалитета – Минэкономразвития России, уполномоченным органом субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления.

Таким образом, Минэкономразвития России будет участвовать в мониторинге всех соглашений о ГЧП (МЧП).

Безусловными являются расходные обязательства публичного партнера, не зависящие от наступления каких-либо условий, предусмотренных соглашением, условные обязательства возникают при исполнении соглашения в связи с наступлением определенных условий, предусмотренных в нем, а также в случае его досрочного расторжения.

Сведения о предусмотренных в таком соглашении безусловных и условных обязательствах с указанием отдельных положений соглашения, предусматривающих такие условные и безусловные обязательства, вносятся в течение 30 календарных дней со дня заключения соглашения и подлежат ежегодной актуализации.

В случае если в соглашении установлены формулы расчета и (или) порядок индексации прогнозного размера безусловных обязательств, максимального размера условных обязательств, актуализация прогнозного размера безусловных обязательств и (или) максимального размера условных обязательств осуществляется ежегодно до 15 февраля с приложением соответствующих расчетов.

Сведения, содержащиеся в информационной системе об условных и безусловных обязательствах, могут быть использованы Минфином России в целях проведения им оценки таких обязательств.

Сведения о соглашениях вносятся в несколько этапов: после принятия решения о реализации проекта, после размещения решения о реализации проекта на официальном сайте https://torgi.gov.ru и истечения срока размещения (в рамках «частной инициативы»), после размещения сообщения о проведении конкурса на право заключения соглашения и конкурсной документации, после подписания протокола о результатах конкурса, а также после заключения соглашения.

Сведения актуализируются ежегодно в течение всего периода с даты принятия решения о реализации проекта до даты прекращения соглашения либо до даты отмены решения о реализации проекта.

При этом устанавливается обязанность частного партнера ежегодно на основании запроса публичного партнера предоставлять публичному партнеру информацию о фактически исполненных обязательствах частного партнера по соглашению по состоянию на 1 января текущего года.

В случае если публичным партнером по соглашению выступает Российская Федерация, в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения в информационную систему также вносятся прогнозные сведения об осуществляемых в соответствии с соглашением инвестициях и источниках их финансирования, операционных расходах и выручке частного партнера от осуществления деятельности по соглашению, стоимости передаваемого публичным партнером частному партнеру имущества на дату заключения соглашения.

Соответствующие сведения по действующим соглашениям вносятся в систему до 15 мая 2021 года.

Для подтверждения полноты и достоверности вносимых сведений устанавливается обязанность по размещению обосновывающих документов в электронном виде по перечню согласно приложению № 1 к Порядку (в перечень входят документы, связанные с заключением и исполнением соглашения: предложение о реализации проекта, заключение об эффективности проекта и его сравнительном преимуществе, решение о реализации проекта, конкурсная документация, соглашение (со всеми приложениями), финансовая модель и (или) бизнес-план реализации соглашения и др.).

Внесенные в информационную систему сведения должны в полной мере соответствовать информации, представленной в обосновывающих документах, и быть подписаны электронной подписью.

Уполномоченный орган публично-правового образования формирует и размещает на своем официальном сайте результаты мониторинга соглашений, заключенных на уровне соответствующего публично-правового образования и публично-правовых образований, входящих его состав.

Дополнительно по поручению Правительства РФ Минэкономразвития России формирует на основании сведений, внесенных публичными партнерами в информационную систему, результаты мониторинга отдельных соглашений на предмет соблюдения сторонами соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий соглашения.

Ранее в рамках общей тенденции по совершенствованию порядка мониторинга соглашений, в которых предусмотрены бюджетные обязательства, 28 января 2021 года было принято постановление Правительства РФ № 74, которое утвердило Правила проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *