студент кафедры уголовного права и процесса Башкирский государственный университет (г. Уфа, Россия)
СИСТЕМА ГАС ПС КАК ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Аннотация: мы можем наблюдать ускорение научно-технического прогресса, которое связано с внедрением современных информационных технологий, значительно повышающие эффективность деятельности во всех сферах, включая деятельность органов прокуратуры. В связи с этим цифровизация и вопросы внедрения новых систем являются важнейшей составляющей работы органов прокуратуры.
Ключевые слова: цифровизация, единая система, органы прокуратуры.
В 2017 году был издан Приказ Генпрокуратуры России N 627 “Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года” (вместе с “Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года”). Данный нормативный акт положил начало интеграции органов прокуратуры в процесс цифровой трансформации.
В рамках цифровизации органов и организаций прокуратуры функционируют двенадцать информационных систем, в их числе и две государственные-ФГИС «Единый реестр проверок» и ГАС ПС.
В целях реализации полномочий Генеральной прокуратуры Российской Федерации по ведению государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре, с 2013 г. проводятся мероприятия по
созданию государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее – ГАС ПС).
ГАС ПС-это единая централизованная система для сбора, обработки, хранения и использования статистических данных о преступности и результатах следственной работы правоохранительных органов.
Существенным преимуществом является создание на федеральном уровне единого банка данных о зарегистрированных сообщениях, о преступлениях и результатах их расследования. Система дает возможность всем участникам уголовного судопроизводства беспрепятственно получать необходимую информацию от момента регистрации сообщения о преступлении до рассмотрения уголовного дела в суде, также способствует формировать статистическую отчетность о преступности, результатах следственной работы и прокурорского надзора полностью автоматизированным способом.
Результатом внедрения системы является снижение затратности во времени в процессе сбора статистической информации и результативно межведомственное взаимодействие, также улучшение административно -управленческих процессов.
Для качественной работы системы ГАС ПС должны быть созданы рабочие места для бесперебойной технологии сбора и обработки статистической информации для дальнейшего формирования статистических карточек. Статистические карточки-талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, формы статистического наблюдения, представленные в электронном виде, документы иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета. В ГАС ПС статистические карточки будут заводиться на множество объектов сразу, то есть на само преступление, на потерпевшего, на причиненный преступлением материальный ущерб, незаконную выгоду от посягательства и изъятие предметов преступной деятельности. Также статистические карточки в обязательном порядке должны будут заводиться как на подозреваемых лиц, так и на привлеченных к уголовной
ответственности, на движение уголовного дела, решение надзирающего прокурора по уголовному делу, на возмещение причиненного ущерба и мерах по его обеспечению, а также на результат рассмотрения дела в суде. Система ГАС ПС позволит значительно упростить и ускорить работу прокурорских работников, а значит улучшить весь процесс следственных действий.
В настоящее время проводятся экспериментальные внедрения ГАС ПС в виде пилотного проекта. Основной же ввод системы в постоянную эксплуатацию, по последним данным, будет совершен в 2023 году.
student of the Department of Criminal Law and Procedure Bashkir State University (Ufa, Russia)
THE GAS PS SYSTEM AS A SIGNIFICANT PART
OF THE DIGITALIZATION OF THE PROSECUTOR’S OFFICE
Abstract: we can observe the acceleration of scientific and technological progress, which is associated with the introduction of modern information technologies, significantly increasing the efficiency of activities in all areas, including the activities of the prosecutor’s office. In this regard, digitalization and the introduction of new systems are the most important component of the work of the prosecutor’s office.
Keywords: digitalization, unified system, prosecutor’s offices.
ПРОБЛЕМА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ
Е. А. Лобанова, студент
Научный руководитель: Б. А. Цой, канд. юрид. наук, доцент
Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия
(Россия, г. Ростов-на-Дону)
Аннотация. в статье рассматриваются основные проблемы и возможности функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики. Перечислены различные проблемы ее полноценного внедрения и дана краткая характеристика. Также указаны показатели, подлежащие статистическому учету государственной автоматизированной системой правовой статистики.
Ключевые слова: государственная автоматизированная система; правовая статистика.
Цель введения государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее – ГАС ПС) преследует возможность совершенствования организации статистического учета преступлений для обеспечения его максимальной достоверности и полноты. На качество таких данных влияет латентность некоторых видов преступлений, сами преступления и совершившие их лица, а также эффективность деятельности правоохранительных органов по их выявлению и раскрытию. Именно для решения имеющейся проблемы достоверности и полноты статистических показателей о преступности было необходимо внедрение ГАС ПС.
Исследование таких показателей разделяется на этапы: подготовка наблюдения, проведение сбора данных, подготовка данных к их обработке, подготовка предложений о совершенствовании наблюде-
ния с учетом анализа уже имеющихся результатов.
Вместе с тем при работе с данной системой были выявлены некоторые проблемы, которые затрудняют процесс становления ГАС ПС и его функционирование в том виде, в котором изначально предполагалось.
В результате этого работники прокуратуры и сотрудники правоохранительных органов на данный период времени выполняют двойную работу, поскольку одновременно с ГАС ПС заполняют документы первичного учета в соответствии с требованиями межведомственного приказа Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН
Трудность в работе с ГАС ПС также заключается в отсутствии возможности на настоящий момент интеграции системы прокурорской с иными ведомственными системами, такими как МВД России, следственного комитета России, федеральной службы судебных приставов России, министерства чрезвычайных ситуаций и МЧС и федеральной службы исполнения наказаний России.
В настоящее время территориальными подразделениями правоохранительных органов, участвующих в опытной эксплуатации, ГАС ПС, обеспечено предоставление на внешних носителях надзирающим прокурорам данных КУСП в электронном виде, а также статистических карточек, подготовленных с использованием АРМ «Правовая статистика».
В рамках интеграции ГАС ПС и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» заключаются соглашения об информационном обмене между прокуратурами субъектов и управлениями Судебного департамента.
ГАС ПС правоохранительные органы столкнулись с проблемой выгрузки статистических карточек по уголовным делам на флэш-носители, что явно затрудняет быструю и эффективную работу с данными.
Необходимость, сроки и алгоритм решения данной задачи неоднократно был предметом обсуждения на межведомственных совещаниях руководителей указанных ведомств как на уровне Генеральной прокуратуры России, так и субъекто-вых прокуратур, входящих в пилотную зону по эксплуатации СПО ГАС ПС.
Поставлена задача о передаче документов первичного учета посредством единой системы межведомственного взаимодействия до конца текущего года.
С этой целью реализовывается возможность загрузки сформированных посредство программ РАМ «Книга учета сообщений о преступлениях» и АРМ «Правовая статистик» пакетов данных КУСП и статистических карточек в программные комплексы ведомств для последующей передачи в ГАС ПС через СМЭВ.
И вот здесь возникает еще одна проблема, тормозящая внедрение ГАС ПС, недостаточное финансирование, в результате чего в ряде правоохранительных органов-участников опытной эксплуатации отсутствует необходимое техническое оборудование, защищенные каналы связи и достаточное количестве специалистов для обеспечения их работы.
На мой взгляд, возложение обязанностей по внесению необходимой информации в ГАС ПС на оперативных работников нецелесообразно, поскольку эта работа, по сути, техническая и с нею вполне могут справиться, допустим, специалисты, которые относятся к категории государственных служащих. Подобная схема, используемая при загрузке учетных документов в информационные центры МВД, позволила бы прокурорским работникам больше времени и внимания уделять непосредственно надзорным функциям.
Ожидаемый эффект от ГАС ПС – снижение трудоемкости сбора статистической информации и повышение эффективности межведомственного взаимодействия, качества управленческих процессов, основанных на достоверных сведениях о состоянии преступности и следственной работе, а также открытость криминальной статистики для широкого круга лиц, на настоящем этапе не достигнут.
На мой взгляд при решении указанных ГАС ПС – цифровая трансформация орга-мною проблемных вопросов быстрее бу- нов и организаций прокуратуры Россий-дут достигнуты и ожидаемый эффект, и ской Федерации. основная цель программного обеспечения
1. Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, №49, ст. 6043.
2. Бударин И. С. Государственная автоматизированная система правовой статистики в информационном пространстве // Вестник науки и образования. – 2019. – №19-1 (73). – С. 78-82.
3. Проект Указа Президента Российской Федерации «О государственной автоматизированной системе правовой статистики» от 27.09.2016.
4. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 № 7339).
5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, №47, ст. 4472.
THE PROBLEM OF OPERATION OF THE STATE AUTOMATED SYSTEM
OF LEGAL STATISTICS
E. A. Lobanova, Student
Supervisor: B. A. Choi, Candidate Legal Sciences, Associate Professor Rostov Branch of the Russian State University of Justice (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The article considers the main problems and possibilities offunctioning of the state automated system of legal statistics. Various problems of its full implementation are listed and a brief description is given. The indicators that are subject to statistical accounting by the state automated system of legal statistics are also indicated. Keywords: state automated system; legal statistics.
G^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-272-277 NIION: 2018-0076-1/23-43 MOSURED: 77/27-023-2023-1-43
ЛАРИОНОВА Елена Юрьевна,
доктор химических наук, доцент начальник кафедры информационных технологий Восточно-Сибирского института МВД России,
ГОЛОДКОВ Юрий Эдуардович,
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ (ГАС ПС), КАК ЦИФРОВАЯ
ПЛАТФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЫ
Аннотация. В статье рассматривается государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС), апробируемая в настоящее время, а также ключевые аспекты процесса цифровой трансформации. Проведено сравнение подходов и структуры создания ГАС ПС с цифровыми платформами, являющимися базой цифровой трансформации. Сделано заключение о том, что в основные функции, цели и задачи, заложенные в основу создания ГАС ПС, будут способствовать формированию цифровой платформы правовой статистики, основывающейся на больших данных.
Ключевые слова: система правовой статистики, большие данные, цифровая трансформация, цифровая экономика.
LARIONOVA Elena Yurievna,
Doctor of Chemical Sciences, Associate Professor Head of the Department of Information Technologies East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
GOLODKOV Yuri Eduardovich,
PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Automation and Management, Irkutsk National Research Technical University
THE STATE AUTOMATED SYSTEM OF LEGAL STATISTICS, AS A DIGITAL PLATFORM FOR PROVIDING UNIFIED STATISTICAL ACCOUNTING OF REPORTS ON CRIMES AND THE RESULTS OF INVESTIGATIVE WORK
Annotation. The article discusses the state automated system of legal statistics (GAS PS), currently being tested, as well as key aspects of the digital transformation process. The approaches and structure of the creation of GAS PS are compared with digital platforms, which are the basis of digital transformation. It is concluded, that the main functions, goals and objectives laid down in the basis of the creation of the GAS PS will contribute to the formation of a digital platform of legal statistics based on big data.
Key words; system of legal statistics, big data, digital transformation, digital economy.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных;
использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики.
Для решения данных задач в рамках национальной программы были созданы семь федеральных проектов:
1. «Нормативное регулирование цифровой среды»;
2. «Кадры для цифровой экономики»;
6. «Цифровое государственное управление»;
Основные понятия и задачи цифровой
Итак, первое, что выделено в работах авторов – это различие понятий автоматизация, циф-ровизация и цифровая трансформация.
Рисунок 1 – Становление процессов цифровой трансформации.
Таким образом, процесс цифровой трансформации, используя цифровые технологии, приводит к более оптимальному устройству всех процессов в организации, обществе или государстве и более эффективному использованию ресурсов, включая человеческий.
Далее, прежде чем говорить о государственной автоматизированной системе правовой статистики, необходимо обсудить еще ряд важных понятий.
Основой цифровой трансформации являются сквозные технологии, которые пронизывают все отрасли государственного управления. Всего выделяют девять сквозных технологий, остановимся на одной из них.
ключ на базе единой цифровой платформы хранения данных, их аналитики, снижения количества самосогласований процессов».
Далее рассмотрим структурную организацию системы ГАС ПС, а также вопрос, как данная система должна выглядеть в рамках подходов цифровой трансформации.
Первая задача – автоматизация процесса ведения государственного единого статистического учета, конечно же, не имеет ничего общего с процессом цифровой трансформации, но может быть продвинута в данном направлении.
Для создания цифровой платформы всегда требуется технологическое обеспечение информационного взаимодействия в информационном пространстве, что заложено в задачах создания ГАС ПС.
Рисунок 2 – Задачи создания ГАС ПС
Таким образом, в систему правовой статистики заложены идеи процессов цифровой трансформации, а значит и формирования цифровых платформ.
Далее рассмотрим структуру организации ГАС ПС (рис. 3).
Рисунок 3 – Структура ГАС ПС.
К следующей компоненте структуры ГАС ПС отнесем специальное программное обеспечение (СПО), которое предназначено для формирования баз данных в электронном виде и автоматизированные рабочие места (АРМ) пользователей, предназначенные для учета сообщений о преступлениях и результатов их рассмотрения в электронном виде.
В структуре ГАС ПС выделяют три подсистемы. Первая подсистема (НПА) предназначена для ведения и контроля предоставляемых в систему статистики сведений, первичных статистических данных, способов их формирования. Вторая подсистема информационного взаимодействия (ИВ) обеспечивает интеграцию ГАС ПС с другими информационными системами, в том числе межведомственными. Третья подсистема информационной безопасности (ИБ), которая обеспечивает требуемый уровень защиты информа-
ции в соответствии с полномочиями пользователей.
Так называемый закрытый контур обеспечивает обработку сведений, содержащих государственную тайну.
Для технической поддержки, дистанционного обучения, оказания консультативной, методической и технической помощи создан специальный портал www.gasps-support.genproc.gov.ru, а для общего информирования портал ПС www. crimestat.ru или правоваястатистика.рф.
Выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи уполномоченным должностным лицам осуществляет удостоверяющий центр (УЦ) Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В таблице 1 приводится сопоставление свойств и характеристик цифровых платформ с системой ГАС ПС.
Необходимо отметить, что ряд функций цифровых платформ уже реализован на базе ГАС ПС, в частности создание и использование единых шаблонов документов, нормативная база, рад технических и технологических функций, система информационной безопасности.
Автоматизация процесса ведения государственного единого статистического учета Отсутствует
Подсистема НПА Нормативная база
В перспективе Система управления развертыванием
Техническая поддержка Технологический базис
В перспективе, частично портал ПС Функциональное ядро
В перспективе, частично большие данные Набор инструментов для использования передовых и перспективных технологий: (искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, цифровая подпись и т.д.)
В перспективе, частично обеспечивается подсистемой информационного взаимодействия Дата-центричность, процессный подход
Специальное программное обеспечение, Система управления данными
Система информационной безопасности, удостоверяющий центр Защита данных от несанкционированного доступа
Обеспечивается информационной системой ГАС ПС Создание и использование единых шаблонов документов
Частично обеспечивается информационной системой ГАС ПС Разработка нормативных актов с использованием алгоритмического подхода
Таблица 1 – Сопоставление свойств и характеристик цифровых платформ
и системы ГАС ПС
Однако, внедрение таких функций как дата-центричность, процессный подход, использование сквозных технологий требуют дальнейшей последовательной работы с цифровой системой, что несомненно позволит данную систему реализовать на уровне цифровой платформы.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной автоматизированной системе правовой статистики.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 декабря 2020 г. N 2113
Положениео государственной автоматизированной системе правовой статистики
1. Настоящее Положение определяет принципы создания, функционирования и развития государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее – система правовой статистики), ее структуру и основные функции, участников информационного взаимодействия и их полномочия, правила и способы информационного взаимодействия с другими информационными системами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, условия доступа к информации, содержащейся в системе правовой статистики.
2. Система правовой статистики предназначена для осуществления в соответствии со статьей 51 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре и для ведения федерального статистического наблюдения в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, прокурорского надзора и реализации прав граждан Российской Федерации.
3. Система правовой статистики представляет собой единую централизованную систему сбора, обработки, хранения и использования первичных статистических данных, указанных в пункте 2 настоящего Положения.
Функции системы правовой статистики и принципы ее создания и функционирования
4. Система правовой статистики обеспечивает реализацию следующих функций:
а) осуществление государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре;
б) формирование государственной отчетности по формам федерального статистического наблюдения о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора, а также отчетности органов прокуратуры Российской Федерации;
в) обеспечение прозрачности, полноты, достоверности и своевременности предоставления официальной статистической информации;
г) организация единого информационного пространства в области уголовно-правовой статистики на основе единых принципов и общих правил информационного взаимодействия государственных органов, технологий ведения и использования баз данных, информационно-телекоммуникационных сетей;
д) осуществление мониторинга, анализа и прогнозирования динамики преступности для принятия соответствующих мер по противодействию преступности;
е) оценка эффективности деятельности государственных органов по борьбе с преступностью, а также прокурорского надзора;
ж) совершенствование качества административно-управленческих процессов в правоохранительной и надзорной деятельности;
з) повышение эффективности ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
и) недопущение фактов сокрытия преступлений от учета.
5. Принципами создания и функционирования системы правовой статистики являются:
а) обеспечение полноты, достоверности и своевременности предоставления информации в системе правовой статистики;
б) исключение дублирования информации посредством соблюдения правил ее однократного ввода и многократного использования;
в) снижение трудозатрат на ввод и обработку информации, подготовку и предоставление первичных статистических данных;
г) функционирование системы правовой статистики на основе современных информационных технологий, применения унифицированных форм предоставления первичных статистических данных, единых справочников и общероссийских классификаторов, подходов, средств и методов обработки информации;
д) использование электронных документов учета, юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, наравне с документами в бумажном виде, подписанными собственноручной подписью;
е) возможность интеграции системы правовой статистики с государственными информационными системами государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными, на основе единых стандартов и форматов информационного взаимодействия;
ж) единство политики информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) разграничение прав доступа участников информационного взаимодействия к информации в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации;
и) непрерывность и бесперебойность работы комплекса технических средств системы правовой статистики;
к) способность системы правовой статистики к расширению состава обрабатываемых данных, увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
л) использование преимущественно отечественного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения с открытым кодом, в том числе программно-технических средств;
м) защита информации, содержащейся в системе правовой статистики в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.
III. Участники информационного взаимодействия и их полномочия
6. Участниками информационного взаимодействия являются оператор системы правовой статистики, обладатели информации, предоставляющие ее в систему правовой статистики (далее – обладатели информации), и пользователи информации.
7. Оператором системы правовой статистики является Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая осуществляет:
а) создание, ввод в эксплуатацию, развитие и обеспечение функционирования системы правовой статистики;
б) подготовку и утверждение технического задания на выполнение работ по созданию, развитию и эксплуатации системы правовой статистики, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
в) разработку и издание по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными, приказов, устанавливающих требования к программно-техническим средствам, используемым при создании, функционировании и развитии системы правовой статистики, состав информации, правила размещения и сроки хранения информации в системе правовой статистики, порядок функционирования системы правовой статистики и регистрации в ней пользователей, порядок и сроки ввода системы правовой статистики в эксплуатацию, а также перечень размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”) официальной статистической информации;
г) при наличии разногласий по проектам приказов, указанных в подпункте “в” настоящего пункта, обеспечивает их обсуждение с руководителями согласующих органов или по указанию руководителей их заместителями в целях поиска взаимоприемлемого решения;
д) ведение и актуализацию справочников и классификаторов, используемых при подготовке сведений для размещения в системе правовой статистики;
е) сбор, обработку и хранение информации в системе правовой статистики, обеспечение доступа к ней;
ж) формирование требований к технологиям информационного взаимодействия и форматам предоставления информации в рамках интеграции системы правовой статистики и иных информационных систем государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными;
з) методическую поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам работы с системой правовой статистики;
и) защиту информации, в том числе персональных данных, содержащихся в системе правовой статистики, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к) организацию бесперебойной работы программно-технических средств системы правовой статистики;
л) контроль за соблюдением порядка и условий предоставления первичных статистических данных обладателями информации.
8. Обладателями информации являются:
а) федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти, обладающие соответствующими первичными статистическими данными;
б) органы прокуратуры Российской Федерации;
в) Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и суды общей юрисдикции;
г) иные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти, обладающие сведениями, получение которых будет способствовать повышению эффективности решения задач, реализуемых с использованием системы правовой статистики.
9. Обладатели информации в пределах полномочий:
а) осуществляют документирование первичных статистических данных, подлежащих обязательному размещению в системе правовой статистики, и обеспечивают их достоверность, полноту и своевременность предоставления оператору системы правовой статистики;
б) принимают организационно-практические меры для обеспечения информационного взаимодействия;
в) участвуют в совершенствовании организации информационного взаимодействия, создании и развитии системы правовой статистики;
г) обеспечивают получение уполномоченными должностными лицами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в аккредитованных удостоверяющих центрах для организации информационного взаимодействия в электронном виде, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 настоящего Положения;
д) выполняют требования законодательства Российской Федерации в области информационной безопасности при информационном взаимодействии.
10. Для формирования информационных ресурсов системы правовой статистики документированная информация предоставляется в систему правовой статистики в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участниками информационного взаимодействия. В случае отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи информация предоставляется на бумажных носителях, маркированных штрихкодом с использованием специального программного обеспечения системы правовой статистики либо иного программного обеспечения в совместимых с системой правовой статистики форматах и подписанных собственноручной подписью.
Информация, подлежащая обработке в закрытом контуре системы правовой статистики, предоставляется обладателями информации оператору системы правовой статистики на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью.
Информационное взаимодействие оператора системы правовой статистики с обладателями информации осуществляется посредством предоставления ими информации в системе правовой статистики по каналам связи с применением средств криптографической защиты информации или посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия с соблюдением требований информационной безопасности.
Информационное взаимодействие оператора системы правовой статистики и обладателя информации в электронном виде осуществляется на основе заключенного в соответствии с настоящим Положением соглашения, в котором определяется порядок взаимодействия, в том числе способ подключения к системе правовой статистики, использования программно-технических средств для передачи информации и ее защиты, а также перечень предоставляемой информации.
Типовая форма указанного соглашения разрабатывается оператором системы правовой статистики.
В случае необходимости получения обладателем информации сведений, предоставляемых в систему правовой статистики из иных источников, перечень таких сведений подлежит согласованию с другим обладателем информации.
11. Пользователями информации являются государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе правовой статистики за получением необходимой им статистической информации или иной информации, содержащейся в системе правовой статистики, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Информационное взаимодействие оператора системы правовой статистики с пользователями информации осуществляется посредством предоставления санкционированного удаленного доступа, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с учетом требований раздела V настоящего Положения.
Структура системы правовой статистики
12. Структура системы правовой статистики включает в себя:
а) портал системы правовой статистики, предназначенный для: сбора, ввода, обработки, хранения и использования информации,
подлежащей размещению в системе правовой статистики;
сбора первичных статистических данных о сообщениях о преступлениях, об уголовных делах и иных объектах учета путем их регистрации;
группировки и систематизации первичных статистических данных;
мониторинга и анализа сведений, размещенных в системе правовой статистики;
подписания документов, содержащих первичные статистические данные, и утверждения статистической отчетности с использованием средств электронной подписи;
б) специальное программное обеспечение системы правовой статистики, предназначенное для учета в машиночитаемой форме сообщений о преступлениях, результатов их рассмотрения в электронном виде и документирования первичных статистических данных о состоянии преступности, следственной работы, дознания;
в) подсистему ведения нормативно-справочной информации, предназначенную для централизованного формирования и ведения справочников и классификаторов, описания правил форматно-логического контроля предоставляемых в систему правовой статистики сведений, первичных статистических данных, форм федерального статистического наблюдения и отчетности органов прокуратуры Российской Федерации, а также методологии их формирования;
г) подсистему информационного взаимодействия, предназначенную для обеспечения интеграции системы правовой статистики с другими информационными системами в целях предоставления сведений в систему правовой статистики, а также получения данных, необходимых для реализации функций и полномочий участников информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
д) подсистему информационной безопасности, предназначенную для обеспечения требуемого уровня защиты информации в контуре обработки конфиденциальной информации системы правовой статистики, в том числе администрирования системы правовой статистики, регистрации, идентификации и аутентификации пользователей информации, разграничения прав доступа к функциям системы правовой статистики и содержащейся в ней информации в соответствии с полномочиями пользователей информации;
е) закрытый контур системы правовой статистики, предназначенный для обработки сведений, составляющих государственную тайну;
ж) портал технической поддержки системы правовой статистики и дистанционного обучения (www.gasps-support.genproc.gov.ru), предназначенный для повышения профессионального уровня обладателей информации в области компьютерной грамотности и в сфере уголовно-правовой статистики, оказания консультативно-методической и технологической помощи по вопросам информационного взаимодействия, предоставления специального программного обеспечения системы правовой статистики и предоставления актуальной нормативно-справочной информации на безвозмездной основе;
з) портал правовой статистики, являющийся публичным информационным ресурсом системы правовой статистики, размещенным в сети “Интернет” (www.crimestat.ru или правоваястатистика.рф), который предназначен для размещения официальной статистической информации, полученной в ходе осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре.
Условия доступа к информации, содержащейся в системе правовой статистики
13. Информация, содержащаяся в системе правовой статистики, является информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
14. Оператор системы правовой статистики обеспечивает круглосуточный доступ к системе правовой статистики с использованием ее программно-технических средств, в том числе:
а) к порталу системы правовой статистики – обладателям информации к предоставленной ими информации и общедоступной информации, содержащейся в системе правовой статистики, путем предоставления санкционированного доступа в соответствии с полномочиями, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Доступ к информации, содержащейся в системе правовой статистики, может быть предоставлен иным государственным органам для реализации полномочий, возложенных на них законодательством Российской Федерации, на основании заключенного соглашения с оператором системы правовой статистики по согласованию с обладателями информации;
б) к порталу технической поддержки системы правовой статистики и дистанционного обучения – обладателям информации, непосредственно использующим программно-технические средства системы правовой статистики в служебной деятельности, а также при информационном взаимодействии, путем предоставления санкционированного доступа в целях прохождения обучения работе с указанными средствами, обеспечения своевременного получения обновлений специального программного обеспечения системы правовой статистики и нормативно-справочной информации;
в) к порталу правовой статистики – пользователям информации путем свободного доступа к информации открытого доступа.
15. Зарегистрированные в системе правовой статистики пользователи информации обязаны не производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования системы правовой статистики.
Не допускается распространение или иное ненадлежащее использование участниками информационного взаимодействия информации, содержащейся в системе правовой статистики, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Лица, допустившие распространение полученной из системы правовой статистики информации, а равно ее использование в не предусмотренных настоящим Положением целях, несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информационное взаимодействие системы правовой статистики с иными информационными системами
16. Информационное взаимодействие системы правовой статистики с иными информационными системами государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными, осуществляется путем интеграции государственных информационных ресурсов, а также информационных систем обладателей информации на основе единых принципов и общих правил информационного взаимодействия государственных органов, технологий ведения и использования баз данных, информационно-телекоммуникационных сетей.
17. Под интеграцией в настоящем Положении понимается информационное взаимодействие системы правовой статистики с иными информационными системами посредством получения, размещения и использования в системе правовой статистики информации, содержащейся в других информационных системах, а также предоставления ее в иные информационные системы.
18. В случае если информация, которая должна предоставляться для размещения в системе правовой статистики, содержится в информационных системах участников информационного взаимодействия и включается в них в обязательном порядке, такая информация подлежит включению в систему правовой статистики в автоматизированном режиме из информационных систем данных участников информационного взаимодействия.
19. Информационное взаимодействие системы правовой статистики с иными информационными системами осуществляется с соблюдением следующих требований:
а) обеспечение полноты и достоверности предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков ее предоставления, а также обеспечение конфиденциальности получаемой информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;
б) подписание информации, передаваемой в систему правовой статистики из иных информационных систем и из системы правовой статистики в иные информационные системы, усиленной квалифицированной электронной подписью;
в) обеспечение оператором системы правовой статистики, обладателями информации, содержащейся в базах данных иных информационных систем, и операторами иных информационных систем защиты информации, передаваемой в систему правовой статистики из иных информационных систем и системы правовой статистики в иные информационные системы, от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, распространения и иных неправомерных действий;
г) указание оператором информационных систем, участвующих в информационном взаимодействии, иной информационной системы в качестве источника получения информации;
д) незамедлительное информирование участниками информационного взаимодействия друг друга о сбоях и нарушении функционирования системы правовой статистики и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушениях требований к обеспечению защиты информации;
е) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушения функционирования системы правовой статистики и иных информационных систем, а также случаев нарушения требований к обеспечению защиты информации.
20. Информационное взаимодействие системы правовой статистики может осуществляться с иными информационными системами в случае, если в таких системах имеются данные, получение которых будет обеспечивать достоверность и полноту сведений, подлежащих размещению в системе правовой статистики, а также способствовать повышению эффективности решения задач, реализуемых с использованием системы правовой статистики.
21. Организация информационного взаимодействия системы правовой статистики с иными информационными системами осуществляется оператором системы правовой статистики и обладателями информации, содержащейся в базах данных иных информационных систем, на основе заключенных соглашений об информационном взаимодействии.
VII. Развитие системы правовой статистики
22. Развитие системы правовой статистики осуществляется на основе следующих принципов:
а) учет современных тенденций в сфере информационных технологий, использование потенциала технических средств обработки больших объемов данных;
б) использование преимущественно отечественного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения с открытым кодом, в том числе программно-технических средств;
в) расширение функциональности системы правовой статистики для обеспечения снижения трудоемкости при предоставлении первичных статистических данных и работе с информацией, содержащейся в системе правовой статистики;
г) повышение доступности и открытости для широкого круга заинтересованных лиц официальной статистической информации и иной информации, размещенных в системе правовой статистики, с использованием портала правовой статистики;
д) совершенствование средств и методов анализа сведений, размещенных в системе правовой статистики, для обеспечения повышения уровня аналитической деятельности и эффективности принятия управленческих решений в сфере борьбы с преступностью и прокурорского надзора;
е) создание инструментов для моделирования и прогнозирования уровня преступности в Российской Федерации;
ж) открытость системы правовой статистики для интеграции с создаваемыми информационными системами;
з) обеспечение возможности автоматического формирования первичных статистических данных при составлении процессуальных документов с использованием программных средств системы правовой статистики.
Правительство урегулировало вопросы создания и функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики.
Данный ресурс предназначен для сбора, обработки, хранения и использования первичных статданных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре.
Определены структура и основные функции системы, участники информационного взаимодействия и их полномочия, правила и способы взаимодействия с другими информресурсами, в т. ч. с использованием СМЭВ, условия доступа к информации, содержащейся в системе.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Результатом исполнения Государственного контракта стала разработка и ввод в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест «Правовая статистика» и «Книга учета сообщений о преступлениях», предназначенных для обеспечения ввода информации и печати статистических карточек в машиночитаемом виде для последующего их автоматизированного распознавания и загрузки в базу данных Государственной автоматизированной системы правовой статистики и для обеспечения учета сообщений о преступлениях в электронном виде в базе данных ГАС ПС.
Согласно пояснительной записки к законопроекту, перенос сроков ввода в эксплуатацию ГАС ПС вызван переводом всех компонентов ГАС ПС на современное отечественное программное обеспечение, включенное в единый реестр российских программ, а также с целью