
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Государственные автоматизированные системы – это системы, создаваемые для реализации полномочий органов государственной власти и обеспечения информационного обмена между органами государственной власти, а также в других предусмотренных законодательством
целях.
Сущность и назначение государственных автоматизированных систем
Создание государственных автоматизированных систем призвано обеспечить реализацию полномочий органов государственной власти, способствовать росту эффективности информационного обмена между этими органами.
Создание, модернизация и эксплуатация государственных автоматизированных систем осуществляется с учетом требований, которые предусмотрены законодательством России о контрактной системе в сфере закупок работ, услуг, товаров для целей нужд государственного и муниципального управления, а также законодательством России о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, о концессионных соглашениях, иными федеральными законами.
Создание и эксплуатация государственных автоматизированных систем основано на статистической и другой документированной информации, которая предоставляется физическими лицами, хозяйствующими субъектами, органами государственной власти, органами муниципального управления.
Федеральное законодательство устанавливает перечень
информации, которая предоставляется в обязательном порядке, российское правительство регулирует условия предоставления информации. Помимо этого, такое регулирование могут осуществлять иные государственные органы, если это предусмотрено федеральным законодательством. Создание и эксплуатация государственных информационных систем может предусматривать осуществление обработки общедоступной информации, в этом случае государственная автоматизированная система обеспечивает размещение такого рода информации в интернете в виде открытых данных.
Российское правительство определяет требования к созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, осуществлению эксплуатации и прекращению использования государственных автоматизированных систем, организации последующего хранения
информации, содержащейся в базах данных государственных автоматизированных систем, включая перечень, сроки и содержание мероприятий, направленных на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и прекращение использования государственных автоматизированных систем, а также организацию хранения содержащейся в них информации.
«Государственные автоматизированные системы» 👇
Эксплуатация государственных автоматизированных систем невозможна, если надлежащим образом не оформлено право на использование компонентов этой системы, признанных объектами интеллектуальной собственности.
Применяемые в государственных автоматизированных системах технические средства, обеспечивающие обработку информации, включая средства ее защиты и программно-технические средства, должны отвечать требованиям российского законодательства о техническом регулировании.
Информация, представленная
в государственных автоматизированных системах, иные сведения и документы, которые имеются в распоряжении
органов государственной власти, признаются государственными информационными ресурсами. Вся информация, которая содержится в государственных автоматизированных системах, имеет официальный статус. Ответственность за обеспечение достоверности и актуальности информации, содержащейся в государственной автоматизированной системе, возлагается на органы государственной власти, которые в соответствии с нормативными актами признаны регламентирующими функционирование этой государственной автоматизированной системы. Эти же органы обязаны обеспечить доступ к информации государственных автоматизированных систем в порядке и случаях, предусмотренных законодательством, а также обеспечить защиту информации от неправомерных попыток доступа, модификации, уничтожения, копирования, блокирования, распространения, предоставления или иного вида неправомерных действий.
Управление государственными автоматизированными системами и доступ к ним
Российское правительство разрешает предоставление доступа к информации, содержащейся в государственных автоматизированных системах, с использованием интернета только авторизованным пользователям информации, зарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации. Также правительство предусматривает и порядок использования этой системы.
Каждая государственная автоматизированная система управляется оператором, функции которого при отсутствии иных требований органов государственной власти при создании государственной автоматизированной системы, реализуются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание и обслуживание автоматизированной системы. Порядок ввода в эксплуатацию государственной автоматизированной системы определяется заказчиком.
Если основу создания и модернизации государственной автоматизированной системы составляет концессионное соглашение или соглашение о государственно-частном партнерстве, оператором данной автоматизированной системы в объемах, пределах, сроки осуществляет концессионер или частный партнер.
Пример государственных автоматизированных систем
В настоящее время в России функционируют различные государственные автоматизированные системы. Одним из наиболее проработанных видов государственной автоматизированной системы является ГАС «Выборы», представляющая собой территориально-распределенную телекоммуникационную автоматизированную систему государственного уровня, предназначенную для осуществления реализации информационных процессов при подготовке и проведении выборов, а также референдумов.
Система обеспечивает комплексное решение задач организации выборов на различных этапах их проведения, обеспечивает функции согласования деятельности избирательных комиссий на разных уровнях, оперативно подводит итоги голосования и информирует о них граждан России.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ»
ГАС Выборы, ГАС Правосудие, ГАС информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, Единая информационная система органов внутренних дел (делается с 2005 или 2007), автоматизированная система “Государственный регистр населения”(от 2 марта 2000 года № 323-р.) и др
Цель создания системы является повышение эффективности государственного управления.
В ее задачи входят:
– обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами государственной власти
– планировании деятельности этих органов
– осуществление мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых указанными органами решений
ГАС «Управление»
– это комплекс информационных систем и информационных ресурсов в виде трехуровневой структуры
центральная информационная система
– комплекс информационных систем, производящих сбор, обработку, хранение и распространение информации, поступающей со второго и третьего уровней ГАС «Управление»;
ведомственный –
входящие в ГАС «Управление» информационные системы федеральных органов исполнительной власти
региональный –
информационные ресурсы информационных систем органов государственной власти субъектов Российской Федерации
первый уровень (центральная информационная система)
– комплекс информационных систем, производящих сбор, обработку, хранение и распространение информации, поступающей со второго и третьего уровней ГАС «Управление»;
второй уровень (ведомственный) –
входящие в ГАС «Управление» информационные системы федеральных органов исполнительной власти
третий уровень (региональный) –
информационные ресурсы информационных систем органов государственной власти субъектов Российской Федерации
ИСОД -ИС обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации.
Включает в себя ИСОД Председателя Правительства и ИСОД заместителя Председателя Правительства. Предназначена для создания условий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности
ЦИС ГАСУ «Контур»
-предназначена для обеспечения информацией первых лиц государства, Администрации президента и Аппарата правительства. Консолидирует данные различных ресурсов и, в частности, информационных ресурсов Центральной информационно-аналитической подсистемы ГАС «Управление» и информационных систем ФСО России,
ЦИС ГАСУ «Федерация»
предназначена для обеспечения интеграции ведомственных информационных ресурсов и предоставления сотрудникам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации информационно-аналитических материалов на базе интегрированных межведомственных информационных ресурсов
– Информационная система мониторинга исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации (ИС МИОНДП)
– Информационная система мониторинга результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти (ИС МРФОИВ)
– Информационная система мониторинга реализации мероприятий по оздоровлению Российской экономики (ИС МОЭ)
ГАС
«Правосудие» – это территориально
распределенная автоматизированная
информационная система, предназначенная
для формирования единого информационного
пространства судов.
ГАС
«Правосудие» имеет многоуровневую
иерархическую структуру.
В
нем созданы три информационных контура
документооборота:
-предназначен
для защиты электронного документооборота
и делопроизводства с использованием
средств защиты информации от
несанкционированного доступа
–
защиты электронного документооборота
при обмене данными между объектами
ГАС «правосудие» в субъектах РФ
-должен
обеспечивать ведомственной системой
связи, которая совместно с сетью Интернет
представлена в технических требованиях
на эксплуатацию ГАС «Правосудие» в
качестве подсистемы связи и передачи
данных
–
обеспечивается сетью Интернет и
электронной почтой
Состав
подсистем ГАС «Правосудие»:
–
«Административное управление»
предназначена для сбора, обработки,
хранения и выдачи данных и документов.
-«Банк
судебных решений» обеспечивает
организацию автоматизированного сбора
судебных решений
-интернет-портал
ГАС «Правосудие» предназначен для
обеспечения доступа граждан, юридических
лиц к информации о деятельности судебной
системы РФ.
-информационно-справочная
система предназначена для
информационно-справочного обслуживания
в оперативном режиме судов общей
юрисдикции.
Структура гас «Правосудие»
Структура
ГАС «Правосудие» соответствует
иерархической структуре взаимодействия
судебных объектов городского уровня с
объектами уровня субъектов РФ. Для
обеспечения оперативного взаимодействия
между ними предусмотрены телефонные
сети общего пользования и цифровые
каналы связи.
ГАС
«Правосудие» состоит из 19 функциональных
подсистем, обеспечивающих деятельность
судов общей юрисдикции; 4 технологических
подсистем и 4 обеспечивающих подсистем.
Все 27 подсистем были созданы российскими
разработчиками.
В
группе функциональных
подсистем
наиболее
важными, с точки зрения пользователей,
являются подсистемы «Банк судебных
решений (судебной практики)», в которой
сосредоточены практика судебных решений
по всей стране, «Ведомственная статистика
Судебного департамента». Также на
объектах автоматизации активно
используются подсистемы «Финансы»,
«Финансовый контроль». Подсистема
«Общественные связи и международное
правовое сотрудничество» предназначена
для повышения эффективности процессов
информационного обмена судебных органов
с другими государственными органами.
С
помощью технологических
подсистем
ГАС
«Правосудие» обеспечивается
централизованное управление распределенными
компонентами комплексов средств
автоматизации и оперативное получение
данных о текущем состоянии узлов
вычислительной сети объектов
информатизации. Этими подсистемами
обеспечивается автоматизация создания,
ведения, распространения классификаторов,
справочников и словарей, нормативно-справочной
информации. Подсистема обеспечения
безопасности поддерживает пять уровней
безопасности в публичном контуре—контуре,
куда любой пользователь может обратиться
через Интернет, и ведомственном контуре,
который связан с вопросами государственной
тайны.
Наиболее
важной подсистемой с точки зрения
основной задачи ГАС «Правосудие» –
обеспечения открытости судебной системы
страны – можно считать обеспечивающую
подсистему
«Интернет-портал»,
которая создана в целях предоставления
свободного доступа граждан, юридических
лиц, органов государственной власти к
информации о деятельности судебной
системы нашей страны.
Соседние файлы в предмете Правовая информатика
Общая характеристика информационной системы обеспечения. Процессов управления
Информационная система ГАС «Управление» представляет собой единую вертикально интегрированную автоматизированную систему, включающую центральную информационную систему, ведомственные информационные системы и иные информационные системы, предназначенные для принятия управленческих решений в сфере государственного управления, а также мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших пока-зателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий.
Создание единой вертикально-интегрированной авто-матизированной системы государственного управления (ГАС «Управление») позволит сформировать необходимую информационно-технологическую и информационно- коммуникационную инфраструктуру мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению ими своих полномочий.
Официальными документами, в соответствии с которыми создается ГАС «Управление», являются:
1) Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.04.2007 № 516-р;
2) Концепция создания единой вергикально-интегри- рованной государственной автоматизированной системы управления ГАС «Управление», утвержденная протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30.06.2009 № 90;
3) постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе ГАС “Управление”».
№34 Цель и задачи создания ГАС «Управление»
Цель, задачи и принципы создания ГАС «Управление». Основной целью создания системы является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти при разработке и принятии решений в ходе исполнения ими своих полномочий и социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) формирование, систематизация, использование и хранение государственных информационных ресурсов;
2) интеграция всех существующих информационно- телекоммуникационных систем федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) создание современных методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых наиболее сбалансированных управленческих решений;
4) разработка и внедрение информационных технологий интеллектуальной обработки данных, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления документированной информации с использованием средств электронной цифровой подписи;
5) создание и развитие защищенной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей регламентацию порядка и процедур обмена данными между органами государственной власти;
6) гарантированный уровень информационной безопасности системы.
Основными принципами, на основе которых формируется и функционирует система, а также требованиями, предъявляемыми к системе, являются:
1) системность ГАС «Управление», предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой; системность предполагает иерархичность включаемой в систему информации независимо от организационного (ведомственного, межведомственного) и территориального распределения пользователей системы;
2) открытость системы, позволяющая расширить состав предоставляемых услуг и технологий, увеличить число источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
3) стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
4) полнота, актуальность и достоверность информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования всех управленческих решений;
5) комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами;
6) семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии системы и ее подсистем (информационных ресурсов, терминологической системы, протоколов взаимодействия участников, системы показателей, форматов представления данных, регламентов отчетности);
7) комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
№35 Структура ГАС «Управление»
Структура ГАС «Управление». Основными компонентами системы ГАС «Управление» являются:
1) информационный компонент, обеспечивающий на всех этапах сбор, обработку, хранение и представление информации;
2) телекоммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и ин-формационно-телекоммуникационных сетей;
3) компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения защиты всей системы;
4) автоматизированное рабочее место — комплекс про-граммно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в систему в электронном виде информации, а также организации регламентированного доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;
5) центр обработки данных — информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в системе;
6) выносной мультимедийный комплекс — информа-ционно-технологический и программно-технический комплексы, обеспечивающие реализацию технологий аналитической обработки и представления пользователям системы информации на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных;
7) ведомственный (региональный) сегмент системы — программно-технический комплекс, обеспечивающий повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
8) сети связи специального назначения — комплекс экс-плуатируемых ФСО России информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ структурных подразделений администрации Президента РФ и аппарата Правительства РФ к информации.
ГАС «Управление» включает три уровня информационных систем.
Первый уровень (федеральный) — обеспечивает сбор, обработку, хранение и аналитическое представление информации, поступающей со второго и третьего уровней системы «Управление» в интересах высших органов государственной власти РФ.
Второй уровень (ведомственный) — его составляют информационно-аналитические системы, которые обеспечивают сбор и обработку отчетной информации о результативности деятельности федеральных органов власти РФ.
Третий уровень (региональный) — информационно- аналитические системы, в которых осуществляется сбор и предварительная обработка отчетной информации о результативности деятельности органов власти субъектов РФ.
Поиск на сайте:
–
| –
Основными
компонентами системы ГАС «Управление»
являются:
информационный
компонент, обеспечивающий на всех
этапах сбор, обработку, хранение и
представление информации;телекоммуникационный
компонент, обеспечивающий интеграцию
программно-технических решений и ин-
формационно-телекоммуникационных
сетей;компонент
по обеспечению информационной
безопасности, обеспечивающий
интеграцию методов и средств обеспечения
защиты всей системы;автоматизированное
рабочее место — комплекс
программно-технических средств в
виде одной или нескольких персональных
электронных вычислительных машин,
объединенных в локальную вычислительную
сеть, а также дополнительного оборудования,
используемого для подготовки и ввода
в систему в электронном виде информации,
а также организации регламентированного
доступа пользователей к информации,
содержащейся в системе;центр
обработки данных 9 информационно-технологический
и программно-технический комплекс,
обеспечивающий автоматизацию
процедур формирования, ведения, хранения
и оперативного представления различным
группам пользователей полной и
достоверной информации, содержащейся
в системе;выносной
мультимедийный комплекс —
информационно-технологический и
программно-технический комплексы,
обеспечивающие реализацию технологий
аналитической обработки и представления
пользователям системы информации на
основе использования современных
средств визуализации анимационно-графической,
аудио- и видеоинформации, а также
картографических данных;ведомственный
(региональный) сегмент системы —
программно-технический комплекс,
обеспечивающий повышение эффективности
деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ;сети
связи специального назначения —
комплекс эксплуатируемых ФСО России
информационно-телекоммуникационных
сетей и средств связи, обеспечивающих
доступ структурных подразделений
администрации Президента РФ и
аппарата Правительства РФ к информации.
ГАС
«Управление» включает три уровня
информационных систем.
Первый
уровень (федеральный)
— обеспечивает сбор, обработку, хранение
и аналитическое представление информации,
поступающей со второго и третьего
уровней системы «Управление» в интересах
высших органов государственной
власти РФ.
Второй
уровень (ведомственный)
— его составляют информационно-аналитические
системы, которые обеспечивают сбор
и обработку отчетной информации о
результативности деятельности
федеральных органов власти РФ.
Третий
уровень (региональный)
–
информационно- аналитические системы,
в которых осуществляется сбор и
предварительная обработка отчетной
информации о результативности деятельности
органов власти субъектов РФ.
Основные положения Концепции региональной информатизации
Концепция
региональной информатизации до 2010 г
направлена на реализацию государственной
политики в сфере региональной
информатизации в соответствии с задачами
модернизации государственного управления.
Основными целями региональной
информатизации являются:
повышение
эффективности управления
социально-экономическим развитием
субъектов РФ;обеспечение
доступа населения и организаций к
информации о деятельности органов
государственной власти субъектов РФ
и их участия в процессе общественной
экспертизы проектов решений в сфере
региональной информатизации и
эффективности их реализации;улучшение
качества государственного управления
в органах государственной власти
субъектов РФ;создание
условий для развития
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, отвечающей современным
требованиям и обеспечивающей потребности
населения в информации, а также
потребности органов государственной
власти субъектов РФ в информации и
информационном взаимодействии;обеспечение
информационной безопасности региональных
и муниципальных информационных систем,
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры на территории субъектов
РФ.
В целях
унификации решений в сфере информационных
технологий, используемых в процессе
региональной информатизации, обеспечения
совместимости и взаимодействия
соответствующих подсистем электронного
правительства региона, региональная
информатизация должна осуществляться
на основе общих стандартов. Разработка
стандартов региональной информатизации
должна осуществляться в том числев
рамках реализации федеральной целевой
программы “Электронная Россия”.
Как
подчеркнуто в тексте концепции, в целях
эффективной координации деятельности
по реализации программ и проектов
региональной информатизации создается
совет региональной информатизации при
федеральном органе исполнительной
власти, обеспечивающем нормативное
правовое регулирование в сфере
информационных технологий.
Финансирование
программ региональной информатизации
осуществляется за счет средств бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов, а также
за счет средств внебюджетных источников.
Для софинансирования совместных проектов
региональной информатизации, представляющих
взаимный интерес, могут привлекаться
средства федерального бюджета в рамках
программы “Электронная Россия” и
других целевых программ.
Реализация
концепции осуществляется в несколько
этапов.
На
первом этапе
(2006 г.):
на
федеральном уровне в рамках реализации
ФЦП “Электронная Россия” должна
быть разработана и согласована общая
методика проектирования электронного
правительства региона, модель его общей
концептуальной, функциональной,
информационной и технической структур,
образован совет региональной
информатизации;на
уровне субъектов РФ должен быть проведен
детальный и комплексный анализ уровня
использования информационных технологий
в социально-экономической сфере,
государственном управлении и местном
самоуправлении, а также потребностей
населения в информации и услугах. В
отдельных регионах, выбираемых по
результатам проведения конкурса, должны
быть разработаны и утверждены
концептуальная, функциональная,
информационная и техническая структуры
электронного правительства региона и
программы по его реализации, сформированы
соответствующие органы управления.
На
втором этапе
(2008 г.):
на
федеральном уровне в рамках реализации
ФЦП “Электронная Россия” должны
быть разработаны и апробированы типовые
решения в сфере региональной
информатизации, сформирована система
добровольной сертификации решений в
сфере региональной информатизации;на
уровне субъектов РФ должны быть
разработаны и утверждены структура
электронного правительства региона и
программы по его реализации, сформированы
основные органы управления. В отдельных
регионах, выбираемых по результатам
конкурса, должны быть реализованы и
введены в эксплуатацию типовые решения
в сфере региональной информатизации.
На
третьем этапе
(2010 г.):
на
федеральном уровне в рамках реализации
ФЦП “Электронная Россия” должны
быть разработаны и апробированы
предложения по развитию решений в сфере
региональной информатизации;на
уровне субъектов РФ должны быть
реализованы и введены в эксплуатацию
региональные информационные системы.
Соседние файлы в предмете Правовая информатика
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Информатика (вопр 1-82)
Информационная
система ГАС «Управление»
представляет собой единую вертикально
интегрированную автоматизированную
систему, включающую центральную
информационную систему, ведомственные
информационные системы и иные
информационные системы, предназначенные
для принятия управленческих решений в
сфере государственного управления,
а также мониторинга результативности
деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления
по достижению важнейших показателей
социально-экономического развития
Российской Федерации и исполнения ими
своих полномочий.
Основной
целью
создания системы является обеспечение
эффективной информационно-аналитической
поддержки деятельности органов
государственной власти при разработке
и принятии решений в ходе исполнения
ими своих полномочий и социально-экономического
развития Российской Федерации.
Для
достижения этой цели необходимо решить
следующие задачи:
формирование,
систематизация, использование и
хранение государственных информационных
ресурсов;интеграция
всех существующих информационно-телекоммуникационных
систем федеральных и региональных
органов государственной власти и
органов местного самоуправления;создание
современных методов анализа, моделирования
и оптимизации вырабатываемых наиболее
сбалансированных управленческих
решений;разработка
и внедрение информационных технологий
интеллектуальной обработки данных,
обеспечивающих автоматизацию процедур
сбора, обработка, хранения и представления
документированной информации с
использованием средств электронной
цифровой подписи;создание
и развитие защищенной
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, обеспечивающей
регламентацию порядка и процедур обмена
данными между органами государственной
власти;гарантированный
уровень информационной безопасности
системы.
Основными
принципами
,
на основе которых формируете» и
функционирует система, а также
требованиями, предъявляемыми к
системе, являются:
системность
ГАС «Управление», предоставляющая
возможность автономной разработки и
внедрения составных частей системы
на основе единой технической политики,
что обеспечивает целостность системы
при ее взаимодействии с изменяющейся
внешней средой; системность предполагает
иерархичность включаемой в систему
информации независимо от организационного
(ведомственной, межведомственного) и
территориального распределения
пользователей системы;открытость
системы, позволяющая расширить состав
предоставляемых услуг и технологий,
увеличить число источников информации
и пользователей без нарушения ее
внутреннего функционирования и ухудшения
эксплуатационных характеристик;стандартизация
(унификация), состоящая в рациональном
применении типовых (унифицированных
или стандартизированных) проектных
решений и технологий, внутренних и
внешних интерфейсов и протоколов, что
закладывает фундамент для блочного,
модульного построения компонентов
и подсистем системы в целом;полнота,
актуальность и достоверность
информационных ресурсов, обеспечивающих
эффективную информационно-аналитическую
поддержку органов государственной
власти и органов местного самоуправления
при решении полного комплекса
функциональных задач в рамках
планирования, исполнения, мониторинга,
контроля и прогнозирования всех
управленческих решений;комплексная
интеграция и рациональное применение
при создании системы и ее подсистем
существующей информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, типовых решений и
технологий, реализованных в интересах
управления приоритетными национальными
проектами;семантическое
единство, состоящее в осуществлении
комплекса мер, призванных обеспечить
формирование единого информационного
пространства при создании и развитии
системы и ее подсистем (информационных
ресурсов, терминологической системы,
протоколов взаимодействия участников,
системы показателей, форматов
представления данных, регламентов
отчетности);комплексная
безопасность, заключающаяся в
осуществлении комплекса мер,
призванных обеспечить защиту системы
от случайных или преднамеренных
воздействий естественного или
искусственного характера, связанных
с возможностью нанесения ущерба системе
и ее пользователям.
Соседние файлы в предмете Правовая информатика
ГАС «Управление» включает три уровня информационных систем.
Первый уровень (федеральный)
— обеспечивает сбор, обработку, хранение и аналитическое представление информации, поступающей со второго и третьего уровней системы «Управление» в интересах высших органов государственной власти РФ.
Второй уровень (ведомственный)
— его составляют информационно-аналитические системы, которые обеспечивают сбор и обработку отчетной информации о результативности деятельности федеральных органов власти РФ.
Третий уровень (региональный)
– информационно- аналитические системы, в которых осуществляется сбор и предварительная обработка отчетной информации о результативности деятельности органов власти субъектов РФ.
Цель, задачи и принципы создания ГАС «Управление».
Информационная система ГАС «Управление»
представляет собой единую вертикально интегрированную автоматизированную систему, включающую центральную информационную систему, ведомственные информационные системы и иные информационные системы, предназначенные для принятия управленческих решений в сфере государственного управления, а также мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий.
Основной целью
создания системы является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти при разработке и принятии решений в ходе исполнения ими своих полномочий и социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи
:
1. формирование, систематизация, использование и хранение государственных информационных ресурсов;
2. интеграция всех существующих информационно-телекоммуникационных систем федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3. создание современных методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых наиболее сбалансированных управленческих решений;
4. разработка и внедрение информационных технологий интеллектуальной обработки данных, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработка, хранения и представления документированной информации с использованием средств электронной цифровой подписи;
5. создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей регламентацию порядка и процедур обмена данными между органами государственной власти;
6. гарантированный уровень информационной безопасности системы.
Основными принципами
, на основе которых формируете» и функционирует система, а также требованиями, предъявляемыми к системе, являются:
1. системность ГАС «Управление», предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой; системность предполагает иерархичность включаемой в систему информации независимо от организационного (ведомственной, межведомственного) и территориального распределения пользователей системы;
2. открытость системы, позволяющая расширить состав предоставляемых услуг и технологий, увеличить число источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
3. стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
4. полнота, актуальность и достоверность информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования всех управленческих решений;
5. комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами;
6. семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии системы и ее подсистем (информационных ресурсов, терминологической системы, протоколов взаимодействия участников, системы показателей, форматов представления данных, регламентов отчетности);
7. комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
Ответ:
Характеристика ГАС “Выборы”
ГАС “Выборы” – это ведомственная территориально-распределенная автоматизированная информационно-технологическая система, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года N 1723 “О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”. Г АС “Выборы” разрабатывалась на основе Концепции создания государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, утвержденной постановлением ЦИК России от 12 июня 1994 года N 223. Генеральным заказчиком ГАС “Выборы” является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральным подрядчиком – Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, правопреемником которого является Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Головной исполнитель работ по созданию ГАС “Выборы” – Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт “Восход”. Система включает более 3000 комплексов средств автоматизации (КСА) (Таблица). К СА представляют собой локальные вычислительные сети с автоматизированными рабочими местами (АРМ) или комплексы отдельно размещаемых АРМ на базе ПЭВМ. Комплектация КСА каждого уровня иерархии различается в зависимости от особенностей административно-территориального деления, численности и территориального распределения электората. Локальные вычислительные сети КСА ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации построены на базе сетевой операционной системы NetWare, сети КСА всех окружных и отдельных территориальных избирательных комиссий объединены в одноранговую Windows-сеть. Большая часть КСА территориальных избирательных комиссий состоит из двух отдельных, не связанных между собой АРМ.
Целями развития ГАС “Выборы” являются:
1) совершенствование информационного обеспечения системы избирательных комиссий, комиссий референдума;
2) повышение уровня достоверности данных и информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС “Выборы”;
3) повышение информированности общества о ходе и итогах избирательных кампаний и референдумов;
4) повышение эффективности системы управления, эксплуатации и сервисного обслуживания ГАС “Выборы”;
5) повышение эффективности использования системы в межвыборный период.
Информационные ресурсы ГАС “Выборы” включают в себя:
1) персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума. Перечень таких данных устанавливается федеральными законами;
2) информацию о ходе и об итогах голосования;
3) картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;
4) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;
5) информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;
6) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Информационные системы судов общей юрисдикции представлены в Государственной автоматизированной системе (ГАС) «Правосудие» и информационной системой Верховного Суда Российской Федерации.
ГАС «Правосудие» — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Работы по созданию ГАС «Правосудие» начались в июле 2004 года в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. 30 ноября 2006 г. Совет судей Российской Федерации утвердил Акт Государственной комиссии о приёмке работ по созданию ГАС «Правосудие». В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 г., начиная с 2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных, программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, поставке современного оборудования.
ГАС «Правосудие», имеет многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Объектами автоматизации являются Центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, республиканские, краевые, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды. Верховный Суд Российской Федерации и Российская академия правосудия, являясь объектами системы, оснащаются средствами ГАС «Правосудие» по отдельному соглашению.
В ГАС «Правосудие» созданы три информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что обеспечивает баланс требований открытости информации и ее защиты.
Защищенный контур
предназначен для выполнения следующих функций:
защита электронного документооборота и делопроизводства с использованием средств защиты информации от несанкционированного доступа;
защита электронного документооборота при обмене данными между объектами ГАС «Правосудие» в субъектах Российской Федерации;
официальное оперативное информирование судов о деятельности органов государственной власти с представлением в суды и систему Судебного департамента соответствующих нормативных документов;
официальное оперативное информирование судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам на основе сообщений информационных агентств, средств массовой информации и пресс-служб органов власти;
информационно-аналитическая поддержка судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента из источников соответствующих государственных структур, реализующих услуги в режиме ”Оп-line”
, “Off-line”
и предоставляющих информацию в виде электронных документов.
Ведомственный контур
должен обеспечиваться ведомственной системой связи, которая совместно с сетью Интернет представлена в технических требованиях на эксплуатацию ГАС «Правосудие» в качестве подсистемы связи и передачи данных.
Публичный контур
обеспечивается сетью Интернет и электронной почтой.
В 2006 году завершена разработка 27 подсистем ГАС “Правосудие”, которые приняты Государственной комиссией и прошли опытную эксплуатацию в судах и системе Судебного департамента. В судах областного звена введены в действие 24 подсистемы ГАС “Правосудие”; в судах районного звена – 3 базовые подсистемы (“Интернет-портал”, “Судебное делопроизводство и статистика”, “Банк судебных решений”).
Завершено формирование верхнего уровня ведомственного контура связи, объединяющего суды областного звена и территориальные органы Судебного департамента. Производится подключение к ведомственному информационному контуру районных судов и гарнизонных военных судов. Осуществляется техническая поддержка ГАС “Правосудие” на местах (159).
Полный состав подсистем ГАС «Правосудие» представлен в табл. 3.
Ниже представлена краткая информация об их назначении.