Москва за 1,14 млрд рублей наращивает мощность системы видеонаблюдения, которая помогает ловить преступников и без вести пропавших
В первом тендере два функциональных заказчика – Московский Метрополитен и Центр организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД). А во втором в силу его закрытого характера функциональный заказчик не указан, равно как и отсутствует техническое задание в профиле этого тендера на портале госзакупок.
Часть инфраструктуры системы «Сфера» используется для предоставления сервиса оплаты проезда с помощью распознавания лица — Face Pay (фото – АГН Москва)
В Московском метрополитене пояснили TAdviser, что информационная система «Сфера» используется правоохранительными органами для обеспечения безопасности пассажиров. А часть инфраструктуры системы «Сфера» используется для предоставления сервиса оплаты проезда с помощью распознавания лица — Face Pay.
Турникетное видеонаблюдение системы «Сфера» дополняет существующую Интеллектуальную систему видеонаблюдения метрополитена, созданную ранее, которая продолжит свое функционирование и развитие. Помимо выполнения задач по обеспечению безопасности, Интеллектуальная система видеонаблюдения метрополитена позволяет решать технологические вопросы организации пассажирских перевозок.
Из технического задания на тендер по развитию «Сферы» следует, что оно подразумевает масштабирование программно-аппаратного комплекса системы, интеграцию и настройку оборудования «с целью подключения дополнительных объектов и функционала для обеспечения работоспособности системы и сохранения единого программного и аппаратного ландшафта».
Там же содержится информация, что аппаратный состав уже действующего программно-аппаратного комплекса распознавания лиц метрополитена в значительной степени опирается на серверные решения «Новых технологий» (НТ, (бренд «Аквариуса») – российского бренда, созданного в результате ОЕМ-сотрудничества с Hewlett Packard Enterprise. Линейка продуктов НТ производится в России с использованием компонентов и технологий, предоставленных Hewlett Packard Enterprise, говорится на сайте производителя.
Поставщика в тендере на развитие «Сферы» планируется выбрать 2 марта 2022 года, а когда будет подведен итог аукциона на услуги по сопровождению и поддержке не указано. Подача заявок на участие в последнем была завершена 31 января.
Постановление правительства Москвы о системе
Среди основных функции ГАИС «Сфера», согласно постановлению правительства Москвы:
Там же указано, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы является оператором ГАИС «Сфера», обеспечивает её создание и эксплуатацию.
Первые результаты работы «Сферы»
В Московском Метрополитене рассказали TAdviser, что в рабочем режиме ГАИС «Сфера» была запущена с 1 сентября 2020 года.
Создание системы
В Московском Метрополитене не уточнили TAdviser, кто выступал разработчиком «Сферы» и во сколько обошлись эти работы. На портале госзакупок поиск выдаёт только два тендера, где в названии закупки упомянута ГАИС «Сфера» – на её развитие, а также на услуги по сопровождению и техобслуживанию, опубликованные в конце 2021 года. Как назывался предмет закупки для её разработки, и кто выступал заказчиком, в Московском Метрополитене тоже не сообщили.
До создания информационной системы «Сфера» в городском транспорте общего пользования автоматизированного анализа видеопотоков не производилось, говорят в Московском метрополитене, а анализ видеопотоков с камер наблюдения метрополитена проводился Интеллектуальной системой видеонаблюдения. Этот анализ позволяет, например, фиксировать массовое скопление людей, выявлять оставленные предметы и факты прохода в запрещенные зоны.
С появлением ГАИС «Сфера» Интеллектуальная система видеонаблюдения в метрополитене продолжит свое функционирование и развитие.
«ЭРА-ГЛОНАСС» – государственная система экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях на дорогах. Основная цель ее создания – сокращение времени доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб, чтобы понизить смертность и травматизм водителей и пассажиров автотранспортных средств, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию на дороге.
Для подключения к системе достаточно иметь специальный прибор, который используется как навигатор. При срабатывании датчиков ДТП или при нажатии тревожной кнопки система передает сигнал экстренной помощи в центр реагирования.
С 1 января 2017 года вступило в силу требование об обязательном оснащении автомобилей системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.
ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» – не только инструмент, сохраняющий жизнь и здоровье участников дорожного движения. На базе системы разработано и внедрено множество сервисов для цифровой трансформации транспортной отрасли: появился ряд дополнительных услуг – как для частных автовладельцев, так и для коммерческих и государственных заказчиков. Это сервисы мониторинга подвижных объектов, контроль сохранности грузов, высокоточное позиционирование, а также система обеспечения некорректируемости информации – сертифицированная доверенная среда.
Для владельцев автомобилей, подключенных к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», доступен сервис «Помощь на дороге». Он позволяет автомобилисту, нажав кнопку SOS, связаться с сервисным центром и заказать услугу эвакуатора, подменный автомобиль, доставку топлива, получить техническую помощь, юридическую консультацию и др.
Для перевозчиков и владельцев автопарков, а также для пассажирского транспорта АО «ГЛОНАСС» предлагает услуги мониторинга транспорта с помощью аппаратуры спутниковой навигации (АСН). Автоматизированная система мониторинга «ЭРА» («АСМ ЭРА»), являющаяся составной частью ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», распознает и фиксирует внеплановые остановки, отклонения от маршрута, отсутствие телематического сигнала более 2 часов и другие параметры движения. Система реализована на основе облачных технологий, что позволяет оптимизировать затраты государственных органов и автопредприятий на содержание штата квалифицированных специалистов и поддержку специализированного программного обеспечения при внедрении навигационных технологий на транспорте.
Во всем мире требования к устройствам вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) и их функционированию регламентированы на уровне Правил ООН. На территории стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) эти требования были детализированы в 2011 году с принятием Евразийской экономической комиссией Технического регламента Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств») и обязательны для всех стран союза.
Требования гармонизированы с аналогичными требованиями, принятыми позже Европейским союзом. Поэтому автомобили, поставляемые в Россию, Казахстан, другие страны ЕАЭС и в европейские страны содержат аналогичные устройства УВЭОС. Благодаря этому стало возможным и реализуется сопряжение российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС», казахстанской «ЭВАК» и их европейских аналогов – систем eCall – с целью взаимного оказания помощи автовладельцам при авариях на территории других стран. А О «ГЛОНАСС» участвует в разработке аналогичных «ЭРА-ГЛОНАСС» систем и в других странах.