С точки зрения системного подхода, основными этапами формирования учетно-аналитической информации бухгалтерской отчетности являются:
1) формулировка цели и постановка задач, которые должны быть решены посредством формирования аналитической информации;
2) определение субъектов, участвующих в формировании аналитической информации внутренней бухгалтерской отчетности;
3) определение объектов, информация о которых должна быть представлена в бухгалтерской отчетности;
4) разработка регламентов, в соответствии с которыми будет формироваться аналитическая информация бухгалтерской отчетности по каждому объекту;
5) разработка средств обработки информации об объектах бухгалтерской отчетности как системы показателей, характеризующих внешнюю и внутреннюю среду организации. При этом, поскольку сама финансово-хозяйственная деятельность организации может быть представлена как сложная система, то это предполагает не одно, а множество вариантов ее разделения на составные элементы и соответственно несколько вариантов ее описания.
6) формирование каналов поступления различной информации для создания на ее основе системы аналитической информации бухгалтерской отчетности. Информационной базой для формирования информации бухгалтерской отчетности является единая система бухгалтерского учета, включающая подсистемы бухгалтерского, финансового и налогового учета;
7) определение основных параметров информационных потоков, в том числе сроков, периодичности и порядка представления пользователям соответствующей информации; определение организатора, координатора и исполнителя работ по формированию информации бухгалтерской отчетности;
8) построение обобщенной модели финансово-хозяйственной деятельности организации посредством использования системы аналитической бухгалтерской отчетности. Данный этап предполагает обобщение информации и ее представление таким способом и с использованием определенного формата;
9) исследование чувствительности полученной модели финансово-хозяйственной деятельности к изменению составляющих ее параметров внешней и внутренней среды. Фактически данный этап предполагает осуществление анализа показателей, приведенных в формах внутренней бухгалтерской отчетности, по основным направлениям;
10) контроль основных параметров на каждом из перечисленных этапов, а также контроль в целом бухгалтерской отчетности с выявлением наиболее существенных отклонений, поиском недостатков в функционировании организации.
Таким образом, перечень основных этапов формирования системы аналитической информации бухгалтерской отчетности соответствует общему перечню основных управленческих функций:
– организации и планирования (определение объекта и субъекта управления, постановка цели и задач);
– сбора информации (формирование каналов поступления информации);
– обработки информации (разработка регламентов, средств представления и алгоритма обработки информации об объекте);
– систематизации информации (построение обобщенной модели финансово-хозяйственной деятельности организации);
– анализа информации (исследование модели деятельности);
– контроля полученной информации (контроль основных параметров).
1. Информационное обеспечение экономического анализа. Формирование аналитической информации и ее использование. Пользователи. Источники информации делятся на: 1. Учетные (данные бухгалтерского учета; данные статистического учета; данные оперативного учета; данные управленческого учета; выборочные учетные данные) 2. Внеучетные (нормативный материал; материалы внешнего и внутреннего аудита; материалы проверок налоговых служб). Данные, используемые в системе экономического анализа, формируются в системе, бухгалтерского, статистического, оперативного учета, а также выборочные учетные данные. Источниками информации могут быть нормативные материалы (нормы, стандарты, материалы внешнего и внутреннего аудита, материалы проверок налоговых служб). Различия целей в системе финансового и управленческого учета влечет за собой и отличительные черты отчетности. Они заключаются в следующем: 1. Обязательность информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность подается в требуемой форме и с требуемой степенью точности, независимо от того, считает ли администрация эти сведения полезными. Предоставление управленческой информации всецело зависит от воли руководства и никакие ведомства организации не имеют права указывать, какая информация необходима, а какая нет. 2.Цель предоставления информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для внешних пользователей. Управленческая предоставляется для внутреннего управления, контроля и планирования. 3.Пользователи информации. Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются деловые партнеры, потенциальные инвесторы, акционеры и т.п. Управляющий аппарат многих организаций не имеет представления о том, какая часть акционеров, кредиторов и других лиц пользуется информацией, содержащейся в бухгалтерских отчетах компании. Запросы большинства внешних пользователей подразумеваются одинаковыми. А запросы пользователей управленческой информации (менеджеров компании, сотрудников), как правило, имеют специфические запросы, на которые и будет ориентирована система управленческого учета. 4.Основополагающие положения. Бухгалтерская (финансовая) отчетность подчинена всецело российским стандартам (ПБУ). Управленческая информация может формироваться по любым учетным правилам в зависимости от их полезности. 5.Временной характер. Не смотря на то, что данные финансового учета берутся за основу, при планировании они носят ретроспективный характер. Управленческая информация вкладывает в свою структуру сведения ретроспективного и перспективного характера. 6.Формы выражения информации. Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финансового учета, содержат в основном информацию в денежном выражении. В управленческом учете фигурирует информация как в денежном, так и в не денежном (натурально-вещественном) выражении. В управленческом учете отражается количество материала и его стоимость, количество проданных изделий и сумма выручки от их продажи и т.д. 7.Степень точности информации. Высшему эшелону менеджмента необходима своевременная информация. В связи с чем можно пойти на определенные ослабления требований к точности в пользу быстроты получения учетных данных. Поэтому в данной информации допустимы приблизительные и примерные оценки. В бухгалтерской (финансовой) информации приблизительные оценки недопустимы. 8.Периодичность информации. Финансовая информация составляется и подается в отчетные органы ежеквартально и ежегодно. Информация управленческого характера предоставляется руководству по мере надобности. 9.Объект информации. Объектом бухгалтерской (финансовой) отчетности является вся финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта. В управленческой информации основное внимание обращается на сравнительно небольшие подразделения предприятия: по видам деятельности, по организационным подразделениям предприятия, по ЦФО, по отдельным изделиям. 10. Ответственность за достоверность информации. За достоверность финансовой информации отвечает руководитель и главный бухгалтер хозяйствующего субъекта. Отчетность – это заключительный элемент систем бухгалтерского и управленческого учета. Все элементы бухгалтерского учета тесно связаны между собой и представляют единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем, сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности имеют комплексный характер, потому что, как правило, разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, является следствием определенных требований, предъявляемых к ее составлению: 1)Полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств. 2)Правильность отнесения к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, ПБУ, НК. 3)Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации. 4)Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. В случае изменения учетной политики, объяснения должны быть в пояснительной записке к годовому отчету. Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности. В настоящее время годовая бухгалтерская отчетность состоит из следующих основных форм: 1)Баланс предприятия (нетто) ф.1. 2)Отчет о прибылях и убытках ф.2. 3)Отчет об изменении капитала ф.3. 4)Отчет о движении денежных средств ф.4. 5)Приложение к бухгалтерскому балансу предприятия, пояснительная записка ф.5. Форма №1 «Бухгалтерский баланс». Наиболее информативные формы для анализа и оценки финансового состояния предприятия служит бухгалтерский баланс (ф.1). Он отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату. В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы имущества предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из 2-х разделов: 1. « Внеоборотные активы» – отражается стоимость земельных участков, зданий, сооружений, машин, оборудования, незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений, НМА, и краткосрочных внеоборотных активов. 2.«Оборотные активы» – отражают величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и др.; наличие у предприятия свободных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, величину дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. В РФ актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в порядке возрастания скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. Так в первом разделе актива баланса показаны имущества, которые практически до конца своего существования сохраняют свои первоначальную форму, ликвидность, т.е. подвижность этого имущества самая низкая. Во втором разделе актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива, т.е. ликвидность выше, чем ликвидность первого раздела, а ликвидность денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны. В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за получение ценностей и ресурсов прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и перед третьими лицами (кредиторы, банки и др.). Обязательства перед собственниками (собственный капитал) состоят в первую очередь из двух частей: 1. Из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и в последствии в виде дополнительных взносов из вне 2. Из капитала, который предприятие формирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений. Внешние обязательства предприятия (заемный капитал и долги) подразделяются на долгосрочные (свыше года) и краткосрочные. Они представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов на имущество предприятия. Статьи пассива баланса группируются по степени сложности погашения, в порядке возрастания. Первое место занимает Уставный капитал – наиболее постоянная часть баланса, за ним следуют остальные статьи. Наиболее важными задачами анализа баланса являются: 1. Оценка доходности (рентабельности) капитала. 2.Оценка степени деловой (хозяйственной) активности капитала. 3.Оценка финансовой устойчивости. 4.Оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия. Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размеры и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе изучения баланса внешние пользователи могут принять решение: 1)о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером. 2)оценить кредитоспособность предприятия как заемщика. 3)ценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения. Приложение к балансу (ф.№5). Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу ф.№5, которое состоит из следующих разделов: 1. Движение заемных средств (долгосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок. 2.Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные). 3.Амортизируемое имущество. 4.Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. 5.Финансовые вложения. 6.Затраты произведенные организацией по элементам. 7.Расшифровка отдельных прибылей и убытков. 8.Социальные показатели. 9.Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (арендованные ОС, товары, принятые на ответственное хранение, товары, принятые на комиссию и т.д.). Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». Она содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показана величина бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые этого показателя: 1. Прибыль (убыток) от продаж. 2.Прибыль (убыток) до налогообложения. 3.Доходы и расходы от прочих операционных и внереализационных операций. В этой форме представлены также: 1)выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг. 2)затраты предприятия на производство реализуемой продукции и т.д. Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей: 1.рентабельности активов предприятия. 2.рентабельности реализуемой продукции. 3.определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей. Форма №3 «Отчет об изменении капитала». Показывает структуру собственного капитала предприятия, представленного в динамике по каждому элементу собственного капитала. В ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года. Отчет представляет интерес для собственника и руководства предприятия с точки зрения характеристики его надежности и оценки рисков. Форма №4 «Отчет о движении денежных средств». Отражает остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступление и расходование) в разряде текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Пользователи данной формы определяют фактическую величину денежной массы, находящейся в обращении, а также на ее основе могут прогнозировать потоки денежных средств в перспективе. Формы №3 и 4 дополняют бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяют раскрыть факторы, определившие изменение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, помогают построить прогнозы на предстоящий период на основе экстраполяции действовавших тенденций с учетом новых условий. Пользователей информации можно разделить на основные и не основные группы. Перечень основных информационных групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего труда, и цели, которые они преследуют при анализе предпринимательской деятельности представлены в таблице:
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, т.к. их благополучие находится в прямой зависимости от результатов деятельности предприятия. К не основным партнерским группа относятся группы, непосредственно не заинтересованные в успехах предприятия (страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, фондовые биржи, юридические фирмы). В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия. Все остальные партнерские группы могут пользоваться практически только публичной информацией. В процессе финансового анализа может привлекаться также: 1.техническая информация (в стадии технологического производства, информация о технической подготовке). 2.нормативная информация. 3.плановая информация (бизнес-план). 4.информация, полученная в ходе ведения хозяйственного (экономического) учета, оперативного, оперативно-технического учета, бухгалтерского, статистического учета. 5.отчетность: публичная финансовая (бухгалтерская) отчетность – годовая; квартальная отчетность; непубличная отчетность и представляющая коммерческую тайну; выборочная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность), производимая по специальным указаниям. 6.прочая информация (публикация в прессе, анкетирование, опросы, экспертная информация, информация из специальных источников.
2. Анализ состава и структуры производственных расходов. Анализ влияния факторов (трудовых, материальных и основных средств) на динамику показателя производственной расходоемкости. Производственные расходы – подразумеваются расходы, связанные с его основной деятельностью или производственная себестоимость. Отражается в ф.2, стр.020+ +030+040. В ф.5 приводится экономическая классификация расходов, включаемых в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. В соответствии с этой классификацией расходы, включаемые в себестоимость подразделяются на: 1.расходы, связанные с приобретением материалов, товаров. 2.расходы на оплату труда и начисления. 3.амортизация. 4.прочие затраты. Построить таблицу себестоимость (f), матер.затраты (x), з/плата (y), амортизация (z).
3. По данным ботчетности определить влияние на изменение рентабельности активов следующих факторов: рентабельность продаж, оборачиваемость оборотных активов, доля оборотных активов в общей величине совокупных активов.
Требования к информационной базе налоговой инспекции. Источники информации налоговых органов. Единый классификатор организаций и физических лиц. Состав информации, аккумулируемой в налоговой инспекции. Характеристика основных информационных участков налоговой инспекции.
Современная система управления (как сложная система) может эффективно функционировать только при наличии достаточного информационного обеспечения. Интегрированный информационный источник системы управления — учетно-аналитическая информация, позволяющая оценить финансовые возможности, принять эффективные управленческие решения при достижении целей управления. От того, как будет построена информационная система (в соответствии с региональными особенностями объекта управления существующей методологией), зависит достижение цели и выполнение задач управления, а значит, и эффективность управления.
Учетно-аналитическая информация, используемая в налоговом администрировании, может быть разделена по способу получения на:
— информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;
— информацию, поступающую из сторонних источников.
Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено НК РФ.
Налоговые органы имеют право: получать от банков по мотивированному запросу справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; проводить встречные проверки, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В последнем случае налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Информация, поступающая от сторонних организаций, весьма объемна и разнообразна и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.
Так, по источникам («поставщикам») информации можно выделить информацию, поступающую:
— от налогоплательщиков (плательщиков сборов);
— налоговых агентов;
— сборщиков налогов (сборов);
— банков и органов казначейства;
— органов власти и управления;
— других налоговых органов;
— других источников.
От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов. По запросу налоговых органов банки обязаны представлять, развернутую информацию о движении средств по счетам налогоплательщиков.
От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и копии с учета юридических лиц и предпринимателей, о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния, о выдаче и прекращении действия лицензий, о сделках с недвижимым имуществом и землей и т. д. Часть ной информации поступает в обязательном порядке.
От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговик органов поступают законодательные и нормативные акты, Письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных неправомерных действиях налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях ими бухгалтерского и налогового законодательства на других территориях и т. п.
По периодичности поступления информацию, представляемую сторонними источниками, можно разделить на периодическую и нерегулярную.
Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от частоты поступления:
– на ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например по единому социальному налогу);
– ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юридических лиц и т. п.);
– годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т. п.).
К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов, информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения.
По степени обязательности информационные потоки можно разделить на обязательные и необязательные.
Обязательные информационные потоки могут быть установлены НК РФ и другими законами, указами президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.
Например, ст. 4 Федерального закона oт 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) с использованием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника, используемая для наличных денежных расчетов с населением, подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Из этого следует, что при покупке ККМ до ее установки в торговой точке, организация или предприниматель обязаны представить в налоговую инспекцию пакет документов, необходимый для ее регистрации.
Учетно-аналитическая информация внутреннего характера формируется в системе налогового администрирования в результате функционирования всех элементов системы: налогового планирования, налогового контроля, налогового регулирования и особенно налогового учета.
В схеме учетно-аналитических работ следует выделить четыре блока систематизации информации:
первый блок – учет налогоплательщиков;
второй блок – учет данных камеральных и выездных проверок
третий блок – оперативный учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
четвертый блок – прием и обработка сведений о доходах физических лиц.
Первый блок — учет налогоплательщиков. На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают их в свою базу данных. Учет плательщиков — это информационная основа всей налоговой работы.
Второй блок — учет данных камеральных и выездных налоговых проверок. В ходе работы отделы инспекции, осуществляющие камеральную проверку налоговой отчетности юридических лиц, поучают от плательщика:
— налоговые декларации (расчеты по налогам);
— баланс и приложения к нему (бухгалтерскую отчетность);
— сведения об учетной политике предприятия;
— сведения о смене должностных лиц предприятия;
— актуальную информацию о счетах плательщика в банках;
— актуальную информацию о сфере деятельности плательщика;
— документы, подтверждающие право плательщика на использование заявленных в налоговых декларациях льгот по налогам;
— пояснительные записки и объяснения должностных лиц предприятия по вопросам его хозяйственной деятельности.
Эти документы обязательно представляются в инспекцию с периодичностью раз в месяц или раз в квартал в зависимости от категории налогоплательщика, вида налога и суммы платежей.
Информация по результатам проведенных проверок систематизируется службами налоговых органов для отражения в системе внутренней отчетности.
Третий блок — оперативный учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.
Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет плательщика.
Лицевые счета открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты). Таким образом, на каждого плательщика в отделе учета и отчетности открывается от 10 до 25 лицевых счетов в зависимости от того, какие налоги он уплачивает. Общее количество лицевых счетов в одной инспекции зависит от количества зарегистрированных плательщиков. Общее количество лицевых счетов в одной инспекции зависит от количества зарегистрированных плательщиков.
Лицевой счет является предельно формализованным документом, методика и источники информации для заполнения каждой позиции которого известны и четко оговорены в нормативных документах, поэтому он может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ. Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения лицевых счетов и обобщения содержащейся в них информации
Рассмотрим наиболее важные потоки информации, имеющие отношение к отделу учета и отчетности. Их можно разделить на внешние, т. е. приходящие, и внутренние, т. е. возникающие внутри налоговой инспекции. Приведем краткую характеристику таких потоков с точки зрения их важности, объема и возможностей информатизации.
1. Поток информации из органов казначейства, где открыты счета для зачисления доходов в бюджет на контролируемой инспекцией территории.
2. Из отделов инспекции в отдел учета и отчетности поступают следующие документы:
— расчеты по налогам и платежам, принятые у плательщиков и проверенные камерально, — для начисления сумм причитающихся платежей в лицевых счетах;
— справки об авансовых платежах по налогу на прибыль — для начисления авансовых платежей в лицевых счетах в течение квартала по установленным срокам;
— решения по актам выездных проверок, проведенных инспекцией, — для начисления в лицевых счетах и контроля за поступлением доначисленных сумм;
Общее количество документов в этом потоке зависит от количества плательщиков и календарного периода (наступил срок сдачи отчетности или нет). В зависимости от этих условий оно может колебаться в пределах от 10—20 до 1000—1500 в день. На обработку этих документов приходится в среднем 30—35% затрат рабочего времени в отделе учета и отчетности.
Следует отметить, что лицевой счет является важнейшим инструментом налогового контроля, поскольку в нем отражается состояние расчетов плательщика с бюджетом. Кроме того, лицевой счет является информационной основой для работы по возвратам и зачетам излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, которую обязаны вести налоговые органы.
Четвертый блок — прием и обработка сведений о доходах физических лиц.
В этой информации отражаются:
— наименование и ИНН источника выплаты доходов;
— фамилия, имя, отчество гражданина — получателя доходов;
— данные паспорта, адрес регистрации и ИНН гражданина — получателя доходов;
— код вида дохода (по единому классификатору);
— сумма дохода в целом и с разбивкой по месяцам;
— сумма материальной помощи, подарков и некоторых других доходов, облагаемых в особом порядке;
— сумма начисленного и удержанного подоходного налога за год.
Как можно понять из приведенного выше материала, информация поступает в разные отделы инспекции. Часть ее после переработки попадает в общую базу данных и доступна всем пользователям, имеющим соответствующие права доступа.
Однако в том виде, в каком информация представлена в установленных формах оперативного учета и внутренней отчетности Налоговой инспекции, она не отвечает требованиям реализации Всех функций налогового администрирования. Поэтому во всей совокупности учетно-аналитической информации целесообразно выделить три ее вида:
1) информация для составления внутренней отчетности о налогоплательщиках, налоговых поступлениях и т. д.;
2) информация для оценки эффективности деятельности налоговых органов;
3) информация для оценки потенциала налоговой системы региона.
Вопрос 37. Организация работы налоговых органов по учету организаций и физических лиц.
Место постановки на учет в налоговом органе юридических лиц. Срок подачи заявления юридическим лицом в налоговый орган о постановке его на учет. Документы, подаваемые юридическим лицом одновременно с заявлением. Обязанности налогового инспектора при приеме от юридического лица документов в целях постановки его на учет. Срок постановки на учет юридического лица на учет в налоговых органах. Особенности постановки на учет филиалов, недвижимого имущества и транспортных средств юридического лица. Процедура снятия с учета юридического лица в налоговых органах.
Место и особенности постановки на учет в налоговом органе физических лиц.
Учет организаций и физических лиц регулируется статьями 83, 84 НК РФ.
Место постановки на учет в налоговом органе юридических и физических лиц. Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Особенности постановки на учет обособленных подразделений юридического лица. При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение 1 месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией.
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
Особенности постановки на учет недвижимого имущества и транспортных средств юридического лица. Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых соответствующими органами (согласно ст. 85 НК РФ – органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющими нотариусов полномочиями; адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации; органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств; органами опеки и попечительства, воспитательными, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и иными аналогичными учреждениями; органами, уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой; органами, осуществляющими учет и регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами; органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; органами и организациями, осуществляющими аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц).
Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения имущества признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1, – место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для иного недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества;
Особенности постановки на учет физических лиц. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 НК РФ (см. выше), либо на основании заявления физического лица. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ. Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.
Налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.