ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336
, от 24.03.2022 N 448
.



О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)

И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2020 года

24 июля 2020 года

(см. Обзор
изменений данного документа)

Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. В единый реестр видов контроля включаются:

1) сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях;

2) сведения по вопросам осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля и соблюдения обязательных требований, предусмотренные частью 3 статьи 46
настоящего Федерального закона;

3) иные сведения, предусмотренные правилами формирования и ведения единого реестра видов контроля.

2. Правила
формирования и ведения единого реестра видов контроля, в том числе в части размещения содержащихся в нем общедоступных сведений в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Оператором единого реестра видов контроля является федеральный орган исполнительной власти
, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336
, от 24.03.2022 N 448
.


1. В единый реестр видов контроля включаются:


1) сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях;


2) сведения по вопросам осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля и соблюдения обязательных требований, предусмотренные частью 3 статьи 46
настоящего Федерального закона;


3) иные сведения, предусмотренные правилами формирования и ведения единого реестра видов контроля.


2. Правила
формирования и ведения единого реестра видов контроля, в том числе в части размещения содержащихся в нем общедоступных сведений в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), утверждаются Правительством Российской Федерации.


3. Оператором единого реестра видов контроля является федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

На создание единой информационной системы учета недвижимости ФГИС ЕГРН потребовалось около четырех лет. С октября этого года единая система заработала по всей стране, что значительно сократит сроки проведения регистрации прав и кадастрового учета, а сама процедура оказания государственных услуг в сфере оборота недвижимости серьезно упростится. Какую роль в решении этой задачи сыграла бывший глава Росреестра
, а ныне вице-премьер правительства Виктория Абрамченко
, в материале «Ленты.ру»
.

До 2017 года существовали две разрозненные системы учета недвижимости в каждом из субъектов: государственный кадастр недвижимости и государственный реестр прав, а также еще сотни сопутствующих информационных сервисов, направленных на оказание услуг гражданам или бизнесу. Вся система недвижимости в России была децентрализована.

Человек для получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, например, на свой жилой дом, должен был пройти процедуру подготовки комплекта документов, подачи заявления, 10 дней ожидания по каждой из процедур и получения документов дважды. В упрощенном виде это составляло 8 шагов и 20 рабочих дней ожидания. Каждое заявление (на кадастровый учет и на государственную регистрацию) рассматривалось разными организациями, и в каждой из них приходилось выполнять похожие действия — ввод сведений, проверка представленных документов, направление межведомственных запросов, принятие решения, внесение сведений и формирование документов. А если было необходимо зарегистрировать право на объект недвижимости в другом регионе — то приходилось физически ехать по месту его нахождения для подачи заявлений на бумаге.

Виктория Абрамченко

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2023 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336
, от 24.03.2022 N 448
.

В 2023 – 2026 годах при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) на территориях ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей использование информационных систем не является обязательным (Постановления Правительства РФ от 21.02.2023 N 280
, N 279
, N 278
, N 277
).


1. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:


1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также – единый реестр видов контроля);


2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;



3) информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (далее – подсистема досудебного обжалования);

(п. 3 в ред. Федерального закона
от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее – реестр заключений о соответствии);


5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.


1.1. Единый реестр
видов контроля реализуется в рамках федеральной государственной информационной системы.

(часть 1.1 введена Федеральным законом
от 11.06.2021 N 170-ФЗ)


2. В соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут быть созданы иные информационные системы в целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.


3. Информационные системы контрольных (надзорных) органов, иные информационные системы, созданные в целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, должны обеспечивать передачу необходимых сведений в единый реестр видов контроля и единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.



4. Требования
к информационному взаимодействию информационных систем, указанных в частях 1
и 2
настоящей статьи, а также информационных систем, представляющих информацию для целей государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона
от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


5. Информационные системы контрольных (надзорных) органов создаются в следующих целях:


1) учет объектов контроля и связанных с ними контролируемых лиц;


2) учет сведений о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе посредством сбора данных, использования технических средств (включая электронные устройства и инструменты анализа данных и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований);


3) взаимодействие контрольных (надзорных) органов при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля с контролируемыми лицами, органами прокуратуры, иными гражданами и организациями, государственными органами, органами местного самоуправления;


4) планирование и (или) проведение профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и использование специальных режимов государственного контроля (надзора);


5) учет действий и решений должностных лиц контрольного (надзорного) органа и решений контрольного (надзорного) органа, принимаемых при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;


6) учет результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий либо использования специальных режимов государственного контроля (надзора);


7) учет сведений о пресечении выявленных нарушений обязательных требований, об устранении их последствий и (или) о восстановлении правового положения, существовавшего до таких нарушений;


8) информационное сопровождение иных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Об особенностях применения ст. 24.3 с 01.01.2026 на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей см. Постановление
Правительства РФ от 17.02.2023 N 255.

Ст. 24.3 (в ред. Ф З от 29.12.2014 N 458-ФЗ) не распространяется
на колесные транспортные средства, в отношении которых установлены иные требования согласно ст. 24.1
.

(в ред. Федерального закона
от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

(введена Федеральным законом
от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

С 01.01.2024 в п. 1 ст. 24.3 вносятся изменения ( ФЗ
от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию
.





1. Единая федеральная государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, информацию о вторичных ресурсах и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее – система). Система развивается и эксплуатируется российским экологическим оператором.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 356-ФЗ
, от 14.07.2022 N 268-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



2. Система предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров и вторичных ресурсов, обеспечения доступа к указанной информации и должна обеспечивать возможность:

(в ред. Федерального закона
от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


сбора, хранения, обработки и анализа информации;


доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме;


взаимодействия с иными информационными системами посредством использования единых форматов данных;


осуществления контроля достоверности, полноты и своевременности размещения информации в системе;


взаимодействия оператора системы, поставщиков и пользователей информации;


информационного взаимодействия с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах;

С 01.01.2024 в абз. 8 п. 2 ст. 24.3 вносятся изменения ( ФЗ
от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию
.

С 01.01.2024 п. 2 ст. 24.3 дополняется абз. ( ФЗ
от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию
.

С 01.01.2024 п. 3 ст. 24.3 излагается в новой редакции ( ФЗ
от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию
.


3. Порядок
создания, эксплуатации и модернизации системы устанавливается Правительством Российской Федерации.



4. Оператором системы является российский экологический оператор. В целях эксплуатации системы российский экологический оператор вправе привлекать учреждаемые им юридические лица.

(п. 4 в ред. Федерального закона
от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)












5. Утратил силу. – Федеральный закон
от 02.07.2021 N 356-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции
)

С 01.01.2024 в пп. 6,7 ст. 24.3 вносятся изменения ( ФЗ
от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию
.




6. Субъектами, размещающими информацию в системе (далее – поставщики информации), которые обладают правом доступа к информации, содержащейся в системе, являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров и (или) осуществляющие утилизацию вторичных ресурсов.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ
, от 14.07.2022 N 268-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



7. Пользователями информации, содержащейся в системе, которые обладают правом доступа к этой информации, являются российский экологический оператор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и физические лица. Правом доступа к информации, содержащейся в системе, с возможностью ее обработки обладает российский экологический оператор, а также организации, осуществляющие эксплуатацию сегментов системы. Иные пользователи информации, содержащейся в системе, обладают правом доступа к этой информации без возможности ее обработки.

(в ред. Федерального закона
от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

С 01.01.2024 ст. 24.3 дополняется п. 7.1 ( ФЗ
от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию
.



8. Информационное взаимодействие между российским экологическим оператором и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

(в ред. Федерального закона
от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


9. Информация, содержащаяся в системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.


10. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в системе.



11. Утратил силу. – Федеральный закон
от 02.07.2021 N 356-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции
)




12. Российский экологический оператор предоставляет поставщикам информации программные средства системы, необходимые для обеспечения информационного взаимодействия с системой.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ
, от 02.07.2021 N 356-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)

С 01.01.2024 п. 13 ст. 24.3 утрачивает силу ( ФЗ
от 04.08.2023 N 451-ФЗ).




13. Программные средства системы также используются производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического контроля, российским экологическим оператором при представлении декларации
о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, отчетности
о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, расчетов
суммы экологического сбора и иных документов, связанных с исчислением и уплатой экологического сбора.

(п. 13 введен Федеральным законом
от 29.12.2015 N 404-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 503-ФЗ
, от 02.07.2021 N 356-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)

С 01.01.2024 ст. 24.3 дополняется пп. 14,15 ( ФЗ
от 04.08.2023 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию
.

Новые возможности

Благодаря внедрению новых информационных технологий в сферу недвижимости повысится качество данных и достоверность сведений в ЕГРН, упростятся процедуры получения услуг. « Регистрация права собственности, договоров ипотеки, постановка на кадастровый учет и еще десятки процедур в этой сфере будут проводиться проще и быстрее. Система уже обрабатывает около 7 запросов в секунду в режиме 24/7, работая без выходных и праздников. Сегодня во ФГИС ЕГРН ежедневно поступает около 100 тысяч обращений на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, а также более 500 тысяч запросов на предоставление сведений из ЕГРН. Это беспрецедентные объемы обработки данных», — отметила Виктория Абрамченко.

На практике сроки оказания государственных услуг благодаря системе нормативно сокращены в два раза, а в некоторых случаях — до трех рабочих дней, и даже меньше. « Крымский мост, например, мы зарегистрировали за сутки», — сообщила Виктория Абрамченко. В числе прочих изменений: получение госуслуг в сфере недвижимости не будет зависеть от реального местоположения объекта недвижимости.

Как говорят эксперты рынка недвижимости, внедрение ФГИС ЕГРН — важный шаг по цифровизации рынка, который упростит сделки с жильем и в условиях пандемии. « Интегрированная база объектов недвижимости упростит межрегиональные сделки. Во-первых, покупатели и продавцы теперь могут находиться в разных городах. Во-вторых, сотрудникам Росреестра доступна информация не только о своем регионе, но и обо всех остальных», — прокомментировала
ТАСС
управляющий партнер риелторской компании «Метриум» Мария Литинецкая
.

По ее словам, система позволяет удаленно получить информацию обо всех объектах недвижимости любого российского региона, у пользователей нет необходимости выходить из дома для получения выписки, оформить права на квартиру можно и из другого региона. « Во время пандемии коронавируса это становится особенно важно», — подчеркнула эксперт.

Кроме того, внедрение ФГИС ЕГРН позволяет создавать новые цифровые сервисы
, в том числе, для отраслевых специалистов и бизнеса. Например, направление в электронном виде на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве (ДДУ).

Как уточняют застройщики, с помощью сервиса электронного взаимодействия с Росреестром на все процедурные вопросы при оформлении сделки тратится не более 20-25 минут. Для заключения договора с застройщиком клиенту нужно просто оформить цифровую подпись, получить СМС с кодом доступа, ввести код в специальную форму
на сайте Росреестра, и все документы уйдут на регистрацию.

Благодаря объединенной системе появляется возможность запускать массовые онлайн-сервисы — например, по выдаче выписок из ЕГРН, который заработал на сайте Кадастровой палаты. Сегодня в соответствии с законодательством получение выписки о правах занимает три дня, а при переходе на новую систему оно занимает от 30 секунд до нескольких минут. Пользователи могут оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью.

Сервис в пилотном режиме заработал в конце прошлого года в работающих на ФГИС ЕГРН регионах. « Я так понимаю, что были серьезные технические трудности, потому что в разных субъектах были разные программные обеспечения. Поэтому и в Москве сервис еще не запущен. Безусловно, теперь не надо ждать, там, три или раньше было и пять-десять дней. Можно получить это оперативно. Потому что вы получаете информацию не на какую-то прошедшую дату, а на текущий момент. И я думаю, что когда все регионы перейдут на единое программное обеспечение, то это повысит качество оказания государственных услуг и уровень защиты имущественных прав граждан», — комментировал
запуск вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Полторак
.

Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю нужно будет авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации. Искать объекты можно по адресу или кадастровому номеру.

Время перемен

Все начало меняться 1 января 2017 года, когда вступил в силу закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Одно из его новшеств — одновременная постановка объекта недвижимости на кадастровый учет и оформление на него права собственности. По новым правилам скорость оказания услуг должны был сократиться в два раза.

Для нормальной работы нового закона была необходима новая информационная система — ФГИС ЕГРН. Она должна была объединить Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Но самой системы не существовало.

За пару месяцев до этого Росреестр возглавила статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Виктория Абрамченко. Перед ней стояла задача — с нуля сформировать единую информационную систему. Кроме того, было необходимо решить задачу по созданию центра IT-компетенций внутри ведомства, а не отдавать поддержку и внедрение систем внешним операторам и поставщикам.

По словам управляющего директора «Домклик» Сбербанка Алексея Лейпи, при Виктории Абрамченко Росреестр фактически перешел с бумажного оформления прав на цифровой формат. « Именно после прихода Абрамченко и ее команды на оказание услуг посмотрели по-новому. Росреестр начал создавать цифровые сервисы вместе с бизнесом для решения одной прикладной задачи — удобства потребителей. Например, развивалась электронная регистрация, когда купить квартиру и оформить на нее права собственности стало возможным в ипотечных центрах банков сразу на месте — без походов в МФЦ или сам Росреестр. Все внутренние процессы для обеспечения сделок проходили в электронной форме, а гражданин получал результат без хождения по инстанциям», — рассказывает Алексей Лейпи.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Работа сделана

В новом правительстве Михаила Мишустина
Виктория Абрамченко получила
должность вице-премьера 21 января 2020 года. Она стала отвечать еще за сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс, природопользование, охрану окружающей среды, лесной комплекс, но и продолжила курировать Росреестр, чтобы завершить внедрение новой системы. « Сейчас необходимо будет завершить внедрение ФГИС ЕГРН в 34 субъектах РФ. Я бы предложила начинать с больших территорий: Москвы
, Московской области
, с крупных субъектов Российской Федерации», — сказала
Виктория Абрамченко, представляя коллективу Росреестра нового руководителя Олега Скуфинского.

Важнейший для страны цифровой проект в сфере недвижимости завершился в конце октября. Все 85 субъектов страны перешли на работу в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), объединившей данные государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав. « Работа по завершению перехода на единую централизованную систему была выполнена в максимально короткие сроки. Во взаимодействии с регионами с апреля текущего года к ФГИС ЕГРН были подключены крупнейшие по количеству сделок и объему данных субъекты РФ», — заявил
руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

«Мы завершили трехлетнюю работу по созданию уникальной отечественной цифровой системы. Это сложный инженерный процесс, который связан с миграцией данных из старой системы в новую, с настройкой работы с МФЦ, обучением людей использованию новых интерфейсов. Переход всей страны на такую глобальную базу, как ФГИС ЕГРН, — это, безусловно, новая веха в истории оборота недвижимости в России», — заявила
вице-премьер. Она подчеркнула, что российская практика эксплуатации подобных систем в масштабах всей страны отсутствует и в мире не существует ее аналогов. Ф ГИС ЕГРН — это более 10 петабайтов данных о недвижимости. Для сравнения: размер результатов экспериментов, проводимых в течение года на Большом адронном коллайдере, достигает 4 петабайтов.

Другие задачи

До 2020 года Росреестр входил в структуру Минэкономиразвития, а Виктория Абрамченко совмещала должность руководителя службы и заместителя министра экономического развития. Ответственной за создание отраслевого законодательства в сфере земельных отношений и оборота недвижимости выступала объединенная команда министерства и Росреестра. В портфеле команды под руководством Абрамченко было свыше 30 законопроектов

«Практически каждое изменение законодательства требовало оперативных организационных изменений ведомства и технических доработок информационных систем для взаимодействия с отраслью. Например, когда вступил упрощенный порядок сделок с недвижимостью для владельцев с долевым участием. Россиянам уже не нужно тратить деньги и время на нотариуса, если в сделке участвуют все совладельцы. Это серьезно упростило процесс оформления договоров. При любых изменениях Росреестр быстро синхронизировался с сервисами бизнеса, проводил и так уже облегченные процедуры в цифровом виде», — подчеркивает Алексей Лейпи.

В январе 2020 года президент подчинил Росреестр напрямую правительству, с полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений.

«Необходимо устранить ведомственную разобщенность в вопросах определения границ земель и установления их правового режима. Поэтому мы систематизируем базы данных, чтобы учет и сведения обо всех землях были включены в единый государственный информационный ресурс», — приводила тогда пресс-служба вице-премьера слова Абрамченко.

Теперь перед Росреестром стоят новые задачи, курировать которые предстоит другому вице-премьеру. На днях кураторство над тематикой Росреестра было передано от Виктории Абрамченко Алексею Оверчуку
. Он пришел в правительство из ФНС. Тематика, связанная с земельными отношениями и гражданским оборотом недвижимости, впервые выделена в отдельную сферу полномочий одного из вице-премьеров. По словам
пресс-секретаря премьера Бориса Белякова, сейчас перед Росреестром поставлены новые задачи, связанные с созданием и развитием клиентских сервисов на базе цифровых технологий и международных практик. « В том числе Росреестру предстоит большая работа по интеграции геоданных с Федеральным адресным реестром ФНС», — отметил он.

Виктория Абрамченко продолжит курировать сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс, природопользование, охрану окружающей среды. Кроме того, аналогичным «проектом» и по объему, и по значимости для Абрамченко в этом году стала работа по декриминализации и развитию лесного комплекса по итогам совещания, прошедшего
30 сентября у Президента России Владимира Путина
.

«Изменение подходов к развитию отрасли мы рассматриваем через призму сразу нескольких направлений. Это и работа над нормативно-правовым регулированием, цифровизацией и усилением контроля. Именно эти блоки и соответствующие мероприятия вошли в план по декриминализации и развитию лесного комплекса», — сообщала
позже Абрамченко.

Объединить системы

Представляя нового руководителя ведомства, занимавший тогда должность первого вице-премьера правительства Игорь Шувалов
отметил, что одной из первоочередных задач Росреестра должен стать запуск системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). По его словам, новому руководству предстоит нелегкая работа по разработке электронной услуги, которая должна быть современной, прозрачной и способной помочь людям. « Вам нужно будет наладить работу ведомства, создать инфраструктуру, содействующую бизнесу, защищая собственника и одновременно делая налогообложение собственности понятным и прозрачным», — заявил первый вице-премьер. Он также отметил, что примером для Росреестра в сфере использования новейших технологий в области предоставления услуг гражданам может служить ФНС
. « Технология работы в этом ведомстве построена так, что субъективное суждение или вмешательство чиновника там минимально. Поэтому и в Росреестре между услугой, которую необходимо оказать потребителю, и получателем этой услуги никого не должно быть. Это одна из основных задач, стоящих перед вашим ведомством», — подчеркнул Игорь Шувалов.

Еще одно масштабное изменение на рынке недвижимости в момент прихода Виктории Абрамченко — новый закон
о проведении кадастровой оценки. С 2017 года кадастровую оценку недвижимости для последующих расчетов налогов на квартиры, дома, дачи и гаражи физлиц начали проводить не рыночные оценщики, а государственные. Для этого в каждом регионе страны создавались специальные госучреждения (ГБУ). И для проведения оценки по новым правилам также требовались новые информационные системы, которые смогли бы предоставлять исходные данные об объектах недвижимости и их параметрах, чтобы избежать ошибок, и оценка для граждан была корректна.

Справиться с этими задачами и так было непросто, но перед Викторией Абрамченко стояла еще одна задача — сокращение текучки персонала Росреестра и Кадастровой палаты. Перед вступлением в силу новых законов ведомство потеряло по всей стране около 30 процентов отраслевых специалистов, которые ушли работать в МФЦ, муниципалитеты и в бизнес.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

«После федерализации cистемы регистрации прав, к сожалению, понизились доходы специалистов и начался отток квалифицированных кадров. Это был серьезнейший вызов не только для ведомства, но и для членов общественного совета Росреестра, на заседаниях которого открыто обсуждались проблемы, шли экспертные дискуссии и велся поиск решений. При этом необходимо было не просто удержать сотрудников, но и повысить компетенцию отраслевых специалистов Росреестра для качественных изменений учетно-регистрационных процедур. И Абрамченко это удалось: были внедрены новые стандарты оказания услуг, федеральный центр оказал необходимую поддержку, а профессия регистратора состоялась и стала важнейшей частью, обеспечивающей инфраструктуру рынка недвижимости» — говорит вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев
.

Как рассказывала сама Виктория Абрамченко в интервью телеканалу «Россия 24» в ноябре 2020 года — в Росреестр она приходила на проект. « Этот проект был очень тяжелый и с точки зрения технологических решений, и с точки зрения организации», — отметила Абрамченко. « Передо мной и моей небольшой командой стояла задача запустить новую систему параллельно, не останавливая рынок недвижимости. Нужно было в боевом режиме, не останавливая ни на минуту регистрацию прав и кадастровый учет, запустить эти процедуры на новой системе. Это как если вы представите себе — перевести экипаж из одного движущегося автомобиля в другой, на высокой скорости, при том что второго автомобиля еще нет. Нам предстояло его создать из сотен разрозненных элементов, из разных узлов и систем. И мы с этим справились», — подчеркнула
она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *