ДОХОДЫ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виды доходов бюджетов

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Основным
источником неналоговых доходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ
являются доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности.

В
рассматриваемой группе неналоговых
доходов учитываются:

Имущество,
находящееся в государственной и
муниципальной собственности, закрепляется
за государственными и муниципальными
предприятиями и учреждениями во владение,
пользование и распоряжение на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления (ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ). Причем
доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности, включаются
в состав доходов соответствующих
бюджетов после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о
налогах и сборах. Порядок учета доходов
от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, может быть определен в
нормативных правовых актах подзаконного
характера.

Доходы
от продажи имущества, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности, определяются порядком
и размером средств, получаемых в процессе
приватизации государственного или
муниципального имущества и зачисляемых
в соответствующие бюджеты (определяются
законодательством о приватизации);
порядком продажи и иного безвозмездного
отчуждения государственного
(муниципального) имущества (определяется
соответственно федеральными законами,
законами субъектов РФ и актами
представительных органов муниципальных
образований).

Доходы
от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
соответственно федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, для
бюджетных учреждений являются
внебюджетными средствами. В условиях
современного российского рынка, когда
налицо существование экономической
нестабильности, дефицит бюджета и
недостаточное бюджетное финансирование,
для всех бюджетных организаций значительно
большую роль играют внебюджетные
средства, которые становятся для них
дополнительными по отношению к выделяемым
из бюджета средствам3.
Доходы бюджетного учреждения, полученные
от предпринимательской и иной деятельности,
приносящей доход, после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах, в полном объеме
учитываются в смете доходов и расходов
бюджетного учреждения и отражаются в
доходах соответствующего бюджета как
доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности, либо как
доходы от оказания платных услуг.

Штрафы,
как правило, подлежат зачислению в
доходы местных бюджетов по месту
нахождения органа или должностного
лица, принявшего решение о наложении
штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций
и иные средства, в принудительном порядке
изымаемые в доход государства, зачисляются
в доходы бюджетов в соответствии с
законодательством и решениями судов.

Таким
образом, в трактовке Бюджетного кодекса
РФ неналоговые доходы представлены
доходами от собственности и внебюджетными
источниками государственных и
муниципальных предприятий. В таком
случае законодательно фактически ни к
какой конкретной группе доходов бюджета
не отнесены два крупнейших доходных
источника: доходы от внешнеэкономической
деятельности и платежи при пользовании
природными ресурсами4.
Вместе с тем согласно бюджетной
классификации доходов бюджетов в состав
доходов включены кроме налоговых и
перечисленных неналоговых доходов
доходы от внешнеэкономической деятельности
(ВЭД) и платежи при пользовании природными
ресурсами. С учетом наличия в составе
неналоговых доходов бюджетов статьи
“иные неналоговые доходы” (ст. 41 БК
РФ), можно заключить, что именно таковыми
и выступают названные виды доходов.
Однако, по мнению многих ученых, относить
такой объемный по поступлениям в бюджет
источник доходов к “иным” не
представляется правильным5.

Так, доходы бюджета представляют собой поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим факторы, влияющие на состав/структуру/объём доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Налоговая система государства. Очевидно, что количество принятых налогов в налоговой системе государства, а также установленные элементы налогообложения напрямую влияют на различные условия взимания налогов, а следовательно, и на объём поступающих налоговых доходов.

Наличие налоговых расходов. Прежде всего, следует отметить, что под налоговыми расходами публично-правового образования понимают выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично- правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам. Соответственно, потенциальные налоговые доходы сокращаются на данный объём налоговых расходов.

Последние два пункта взаимосвязаны, т.к. форма государственного устройства влияет на количество уровней бюджетной системы Российской Федерации и, соответственно, на те конкретные источники доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы государства.

Разграничение источников доходов между бюджетами бюджетной системы государства на законодательном уровне, как правило, прописывается в какие бюджеты бюджетной системы государства будут зачисляться те или иные доходы, в зависимости от конкретного налога.

К собственным доходам бюджетов относятся:

В Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования зачисляются

Ключевой источник доходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования — субвенция из бюджета ФОМС.

  • Земельный налог — 100% (для муниципальных и городских округов).
  • Налог на имущество физических лиц — 100% (для и городских округов).

Отдельного внимания заслуживают неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Перечень потенциальных источников неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

Следует отметить, в доходах федерального бюджета их доля является значимой. Так, например, в 2022 году объём доходов, администрируемых Федеральной таможенной службой, превысил 6 трлн. рублей (практически каждый четвёртый рубль в федеральном бюджете). В доходах бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации доля неналоговых доходов является львиной ввиду того, что основной источник доходов — это страховые взносы на обязательное социальное страхование. В свою очередь, следует отметить, что доля неналоговых доходов незначительна в структуре доходов других бюджетов бюджетной системы государства.

В соответствии со статьей 61.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.8 Закона Чувашской Республики  от 16 ноября 2021г. №81 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» с учетом Главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц», ст.2 законопроекта Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», устанавливаются нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц с распределением суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет муниципального округа в размере – 13,0 процентов (в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей) или 15,0 процентов (в остальных случаях) обязательных отчислений, также 70,0 процентов  дополнительных отчислений.

Статьей 9 Закона Чувашской Республики от 16 ноября 2021г. №81 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», начиная с 2023 года устанавливаются единые нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, исходя из зачисления налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики. В муниципальные округа норматив составляет 3 процента.

В 2023-2025 годах налог на доходы физических лиц остается основным источником формирования бюджета Шумерлинского муниципального округа.

Чтобы облегчить для граждан понимание бюджета на нашем сайте Шумерлинского муниципального округа размещается  «Бюджет для граждан». Это упрощенная версия бюджетного документа, которая использует неформальный язык и доступные форматы, он содержит информационно- аналитический материал, доступный для широкого круга неподготовленных пользователей. Представленная информация предназначена для широкого круга пользователей и всем жителям Шумерлинского муниципального округа, так как бюджет затрагивает интересы каждого жителя нашего муниципального округа. Граждане — и как налогоплательщики, и как потребители общественных благ — должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение бюджета средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека. Поэтому мы стараемся  в доступной и понятной для граждан форме показать основные параметры бюджета Шумерлинского муниципального округа.

1 Неналоговые доходы бюджета рф

Неналоговые
доходы, равно как и налоговые устанавливаются
органами представительной власти
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Перечень неналоговых
доходов един для бюджетов всех уровней
и устанавливается законом о бюджетной
классификации. Виды неналоговых доходов
определяются Бюджетным кодексом
Российской Федерации.

Неналоговые
формы мобилизации финансовых ресурсов
имеют характерные черты, отличающие их
от налоговых поступлений:

Неналоговые
доходы являются платежами, которые
классифицируются по характеру их
поступления в бюджет и включают в себя
возмездные операции от прямого
предоставления государством разных
видов услуг и продажи товаров, а также
некоторые безвозмездные платежи в виде
штрафов или иных санкций за нарушение
законодательства, конфискации и все
добровольные невозвратные текущие
поступления из негосударственных
источников.

Итак,
к неналоговым доходам – по законодательству
Российской Федерации относятся:


доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности;


доходы от продажи или иного возмездного
отчуждения имущества, находящегося в
государственной и муниципальной
собственности;


доходы от платных услуг, оказываемых
соответствующими органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления;


средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной
ответственности, и иные суммы
принудительного изъятия;


доходы в виде финансовой помощи и
бюджетных ссуд, полученных от бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ;

а
также иные неналоговые доходы. Это
следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса
Российской Федерации.

Нужно
отметить, что в различных нормативных
документах приводится не только разный
состав, но и разные группировки неналоговых
доходов. Так, например, в соответствии
с Бюджетным кодексом финансовая помощь
бюджетам нижестоящих уровней относилась
к группе неналоговых доходов, в то время
как в редакции ФЗ “О бюджетной
классификации” от 06.05.2003 года помощь
бюджетам других уровней относится к
самостоятельному разделу «безвозмездные
перечисления»1.

Неналоговые
доходы бюджетов разных уровней имеют
существенные отличия от налоговых
поступлений. Порядок их установления,
исчисления и взимания регламентируется
комплексом нормативных документов.
Например, порядок перечисления средств,
получаемых в порядке приватизации
государственного или муниципального
имущества, определяется законодательством
Российской Федерации о приватизации,
а взимание отдельных санкций — Гражданским
и Уголовным кодексами Российской
Федерации. Неналоговые доходы могут
носить обязательный и необязательный
характер, взиматься на добровольной и
принудительной основе. У них не определены
конкретные ставки, сроки уплаты, льготы
и другие чисто налоговые элементы.

Как
правило, большинство неналоговых доходов
зачисляются в соответствующие бюджеты
в полном объеме и являются их собственными
доходами. За федеральным бюджетом
закреплены доходы от внешнеэкономической
деятельности, доходы от реализации
государственных запасов и резервов и
прибыль Банка России по нормативам,
установленным федеральными законами.

В
структуре неналоговых доходов федерального
бюджета Российской Федерации наибольшую
долю составляют доходы от внешнеэкономической
деятельности, а вторыми по значению
являются доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в государственной
собственности.

Резервом
роста неналоговых доходов является
увеличение доходов от имущества,
находящегося в собственности государства,
в частности, в виде дивидендов по акциям,
от сдачи в аренду объектов недвижимости2.

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Тема нашей лекции: «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Важно отметить, что есть свои особенности их состава и управления в зависимости от уровня публичной власти: федерального, регионального, местного. Начнём с терминологического аппарата. Так, доходы бюджета представляют собой поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета. Рассмотрим факторы, влияющие на состав/структуру/объём доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Налоговая система государства. Очевидно, что количество принятых налогов в налоговой системе государства, а также установленные элементы налогообложения напрямую влияют на различные условия взимания налогов, а следовательно, и на объём поступающих налоговых доходов. Наличие налоговых расходов. Прежде всего, следует отметить, что под налоговыми расходами публично-правового образования понимают выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публичноправового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам. Соответственно, потенциальные налоговые доходы сокращаются на данный объём налоговых расходов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с:

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. Важно отметить, что для разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации наибольшее значение играют определенные налоги.

К неналоговым доходам бюджетов относятся

драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства;

Доходы бюджетов формируются в соответствии с

В настоящее время в соответствии с бюджетной классификацией выделяют налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. Важно отметить, что для разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации наибольшее значение играют определенные налоги. Например:

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся

Тема   нашей   лекции:   «Доходы   бюджетов   бюджетной   системы Российской Федерации». Важно отметить, что есть свои особенности их состава  и управления  в  зависимости  от  уровня  публичной  власти: федерального, регионального, местного.

К безвозмездным поступлениям относятся

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Доходы бюджета расширенного правительства РФ в 2015-2021 гг. % к ВВП.

Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% до 32% ВВП).

Статья 50 закрепляет перечень налоговых доходов федерального бюджета. В частности, к числу ключевых источников можно отнести:

  • налог на прибыль организаций — 100% (от ставки в 3%, по которой уплачивается данный налог в федеральный бюджет);
  • налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — 100%;
  • налог на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1

— 83% и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *