Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Цикличность бюджетного процесса – это система непрерывных действий уполномоченных субъектов публичного управления, объединенных в отдельные стадии на основе общих целей и задач, включая деятельность по разработке проекта бюджета до его исполнения и контроля такого исполнения.
Понятие и значение цикличности бюджетного процесса
В соответствии с положениями действующего бюджетного законодательства бюджетный процесс представляет собой урегулированную российским законодательством деятельность органов публичного управления, иных участников бюджетного процесса по:
Исходя из этого в качестве ключевых характеристик бюджетного процесса можно выделить следующие аспекты:
Последний признак отражает цикличность бюджетного процесса, то есть его последовательность и непрерывность: бюджетный процесс возобновляется ежегодно и представляет собой постоянное повторение одних и тех же стадий – от составления проекта бюджета до контроля его исполнения.
«Цикличность бюджетного процесса» 👇
Таким образом, цикличность бюджетного процесса определяется его сущностью. Бюджетный процесс – это инструмент финансового обеспечения функций и задач государства в интересах личности. Государство функционирует постоянно, что требует постоянного привлечения, распределения и расходования бюджетных ресурсов. Кроме того, как отмечалось выше, бюджетный процесс – это строго регламентированная деятельность, прежде всего ввиду своей социальной значимости, что предполагает упорядоченность действий уполномоченных субъектов по разработке, утверждению, реализации и контролю аккумулирования, распределения и расходования бюджетных ресурсов.
Состав бюджетного цикла
Признаки цикличности бюджетного процесса предполагают:
Состав бюджетного цикла определяется последовательной сменой следующих этапов бюджетного процесса:
Важно отметить, что отдельные стадии, как и бюджетный процесс в целом, подлежат жесткой регламентации. В отношении соблюдения требований бюджетного законодательства на всех стадиях процесса осуществляются контрольные мероприятия. Целью контрольных мероприятий выступает необходимость гарантирования населению, что общественные ресурсы будут надлежащим образом аккумулированы, распределены и израсходованы в интересах населения.
Цикличность бюджетного процесса, в свою очередь, гарантирует целенаправленность и упорядоченность деятельности по разработке, утверждению, реализации и контролю исполнения бюджета, а также непрерывность обеспечения финансовыми ресурсами реализации функций и задач публично-правовыми образованиями.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Добавлено в закладки: 0
Что такое бюджетный цикл? Описание и определение понятия. Бюджетный цикл – это период времени, за который выполняют такие операции: составление и планирование для предприятия финансового плана и для каждого его
подразделения в отдельности на определенный период, контроль над его исполнением и оперативный анализ, корректирование и пересмотр отдельных бюджетных статей.
В идеале бюджетный цикл должен непрерывно длиться, а именно окончание анализа выполнения бюджетного финансирования отчетного периода должен совмещаться с началом разработки бюджетного финансирования следующего периода.
Рассмотрим, более детально, что значит бюджетный цикл.
Суть бюджетного цикла
Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составление сквозного бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета.
Длительность бюджетного цикла зависит от:
При составлении бюджетов могут устанавливаться такие сроки:
Бюджетный цикл – это совокупность всех мероприятий по формированию бюджета организации (предприятия).
Структура бюджетного цикла
Делится бюджетный цикл на два основных этапа:
Подготовительный этап состоит из:
Стратегическое планирование охватывает первые три подэтапа бюджетного циклаи очень часто оно сводится к составлению бюджета предприятия на будущий год. Часто это обьясняетсястихийными изменениями внешней среды, то есть изменениями в законодательстве страны. В таких ситуациях стратегическое планирование просто теряет свое значение. В современной экономике очень часто стратегическое планирование сводится к управлению предприятием в постоянно меняющихся экономиченских условиях и в определении цели и обязательного соответствия этой цели ресурсам, которые имеются в наличии.
Для всех стратегических целей есть определенные критерии:
Второй подэтап бюджетного цикла — это формирование прогнозов для определения факторов, которые непосредственно влияют на сегодняшнее развитие предприятия, а также на его будущий рост (обычно это факторы внешней среды ). Утверждается план макроэкономических показателей бюджетным комитетом, который создается специально (как контролирующий орган) для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам относятся прогнозы:
Существуют также и неэкономические факторы, например такие:
Очень важно этой группой факторов не пренебрегать, так как именно от них часто зависит больше, чем от экономических факторов.
Следующий этап – собственно процесс бюджетирования. Именно на этом этапе происходит планирование по всем сферам деятельности предприятия (организации). Тут же выбираются наиболее приоритетные направления деятельности компании.
Также на этом этапе производится закрепление данных, которые уже имеются. Эти данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем, после расчетов выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.
Значение бюджетного цикла
Таким образом бюджетный цикл – это определенный период от первой стадии бюджетного процесса, то есть составления сводного бюджета, до завершения третьей стадии – план-факт анализа исполнения сводного бюджета. В идеале в компании бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.
На заключительной стадии бюджетного цикла проводится анализ исполнения сводного бюджета. Его еще иногда называют план-факт анализом, так как при его проведении идет непосредственно сравнение плановых данных и фактических , а также проводится анализ возможных отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.
Точно также, по такой же схеме могут осуществляться текущие (промежуточные) корректировки внутри кварталов, когда бюджетный цикл составляет один месяц.
Самые первые системы планирования были чисто финансовыми и основывались на годовом бюджетном цикле.
Таким образом, стадия план-факт анализа является одновременно и начальной, и завершающей в бюджетном цикле, так какс нее начинается составление бюджета следующего периода и ею же заканчивается очередной бюджетный цикл, который соответственно представляет собой неразрывный процесс перехода от бюджетирования одного периода хозяйственной деятельности к следующему периоду.
Подведя итог, можно отметить, что процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год завершается 31 декабря. Пределы бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего года. Принятие денежных обязательств после 25 декабря уже не допускается.
Мы коротко рассмотрели бюджетный цикл.
Положение о бюджетах
Одной из функций бюджетного комитета является выработка специального документа, который может носить одно из следующих названий: “Положение о бюджетах”, “Бюджетный меморандум”, “Бюджетное руководство”, “Руководство по составлению бюджетов” или как-нибудь иначе. Возможно, организация сама придумает свой заголовок для этого документа, содержание его от этого не зависит. В любом случае документ этот должен включать в себя:
В крупных корпорациях Положение о бюджетах – это увесистый том, в котором представлен результат многолетнего делового опыта сотрудников и руководителей компании, труда консультантов по управленческом учету и корпоративным системам управления. За неделю и даже за год такой документ создать невозможно, да этого и не требуется. Возможно, небольшая компания для начала разработает и утвердит лишь форму финансового плана, а потребность во всех остальных бюджетных документах появится по мере расширения бизнеса, усложнения организационной структуры и разделения ответственности на разных уровнях управления организацией. Однако с самого начала следует формализовать процедуры планирования, утвердив специальным распоряжением руководства организации форматы плановых и отчетных документов (даже если речь идет единственно о финансовом плане) и процедуры их разработки, утверждения и отчета о выполнении.
Еще раз отметим, что планирование, даже в самой простой форме, является важной составляющей всего бизнес-процесса организации, формализация системы планирования способствует как повышению дисциплинированности сотрудников, вовлеченных в выполнение бюджетов, так и общей эффективности информационного обмена в рамках системы бюджетирования.
Бюджетный цикл
Бюджетный процесс в организации имеет циклический характер с периодом, равным временному интервалу, на котором осуществляется бюджетирование и для которого разрабатывается бюджет. Этот называется бюджетным периодом. В большинстве случаев он составляет один год. В течение бюджетного периода основные вопросы планирования решаются бюджетным комитетом на своих регулярных совещаниях.
Бюджетирование, однако, касается не только периода, к которому относится план. Очевидно, что разработка плана должна начаться еще до начала бюджетного периода, а процедуры контроля – завершиться после него. Все эти составляющие формируют бюджетный цикл, который включает в себя следующие этапы:
Все эти этапы объединяются в три основные фазы, четко разграниченные по времени. До начала бюджетного периода этапы подготовки бюджета объединены в фазу планирования. С началом бюджетного периода начинается фаза реализации, которая включает помимо исполнения бюджета все текущие аналитические процедуры. Подготовка итоговых отчетов и ex-post формируют завершающую фазу бюджетного . Таким образом, бюджетный цикл, соответствующий одному бюджетному периоду, длится гораздо дольше, чем сам бюджетный период, поскольку начинается задолго до его начала и заканчивается после его завершения, когда уже длится фаза реализации следующего . На практике получается, что через очень небольшой промежуток времени после завершения отчета об исполнении бюджета нужно начинать готовить следующий бюджет.
В табл. 10.1 представлена как бюджетного комитета, так и лиц, ответственных за составление бюджетов, по этапам бюджетного и срокам прохождения этих этапов в крупной организации. Предполагается, что бюджетный период длится один год – с 1 января по 31 декабря 01-го года (номер года условный и нужен для того, чтобы наглядно показать длительность бюджетного по сравнению с бюджетным периодом).
Что такое бюджетный период? Описание и определение понятия.
Бюджетный период — это определенный временной период, на который составляют и на протяжении которого корректируют бюджеты.
Также на протяжении указанного периода времени осуществляется контроль над их выполнением. Подходя к решению таких задач следует помнить, что разного рода бюджеты имеют свой собственный унифицированный бюджетный период. Когда дело касается разбивки каждого бюджета на небольшие подпериоды, то таким образом определяется минимальный бюджетный период. Специфика бюджета напрямую влияет на бюджеты различных видов. Таким образом каждый из них может иметь отличающиеся друг от друга минимальные бюджетные периоды.
Минимальный бюджетный период — это своеобразная единица измерения, относящаяся к бюджетному периоду (будь то квартал, декада или месяц) по разным видам бюджетов.
Рассмотрим более детально, что значит бюджетный период.
Стратегическое и текущее бюджетирование
В ходе выполнения процесса управленческого планирования, осуществляемого на промышленном производстве, важнейшую роль играет правильное установление временных отрезков бюджетного периода. Подход к выбору временного отрезка, который составляет бюджетный период, в достаточно жесткой мере определяется отдельно взятой индивидуальной и отраслевой спецификой производства, а также некоторыми особенностями макроэкономической среды, среди которой оно функционирует.
Это имеет достаточно определенное практическое применение при выборе периода бюджетного планирования.
Однако некоторых крайностей необходимо избегать:
Наличие только лишь одного (долгосрочного или краткосрочного) бюджета в большем количестве случаев крайне неблагожелательно влияет на эффективность управленческого планирования.
Рассматривая опыт некоторых передовых компаний на западе, хорошо видно то, что самым правильным является применение единовременно двух, а некоторых случаях даже трех бюджетов, которые различаются по своим временным отрезкам и целям.
Основой для составления так называемых сводных бюджетов служит стратегический план, который определяет основные цели и приоритеты развития. На его базе берутся в разработку три сводных бюджета, а именно: два долгосрочных (скользящий (индикативный) и бюджет развития), а также один краткосрочный. Разные бюджеты имеют различия по функциям, срокам и степени обязательств к исполнению, а также возможности корректирования.
Краткосрочный бюджет и бюджет развития
Когда речь идет о краткосрочном бюджете, длящимся от 1 – до 3 месяцев, стоит перечислить некоторые характерные для него особенности:
Когда речь идет о бюджете развития, длящимся один год, стоит перечислить некоторые характерные для него особенности:
Типы бюджетов
В границах месячного или ежеквартального бюджета инвестиционное планирование можно определять как локальные закупки различного оборудования с наиболее коротким сроком для монтажа, которые вызваны бюджетными планами для производства. Именно эти составляющие инвестиции находят широкое место в финансово-экономическом обосновании. Они происходят из бюджетных планов
перевода рассчитанного бюджета на короткий срок, в него входят показатели любого расчетного плана финансовых средств или же сроков, для ввода в строй различных объектов капитального строительства. В долгосрочной форме краткосрочный бюджетный плана в основном составляется на основе построения графика, в который заносятся общие средства, которые выходят за рамки бюджетного периода рассчитанного на короткий срок. Корректировка на текущий момент необходима в ситуации когда наличие финансовых ресурсов превышают текущие производительные потребности.
Исходя из этого инвестиционный доход – это параметры для долгосрочного бюджета развития, в те моменты когда в рамках одного единственного бюджетного периода с легкостью можно сопоставлять любые производственные затраты, а также получение прибыли. Другими словами, с его помощью можно оценить объем эффекта от применения инвестиции. Инвестиционный доход при этом водится в строй с помощью объектов капитального строительства. Всё это включается в краткосрочной бюджетный план, его объем может значительно увеличивается, когда составляются финансовые результаты работы какого-либо предприятия. Учетная запись предыдущего бюджетного периода расчитана на короткий срок, тут в расчёт принимают все финансовые результаты, которые были произведены по текущим операциям. Данные действия вполне естественны, поскольку полученный результат от работы инвестиций зависит от затрат, которые могли производиться в течение многих периодов расчитаных на короткий срок.
Индикативный вид бюджета – это скользящий бюджет особого вида расчитаный на один год он в основном применяется в начале года, а также он полностью аналогичен бюджету развития. Иначе говоря, в самом начале года принимаются два плана бюджета, которые расчитываютсч на 1 год развития, а также бюджеты, которые расчитаны на первый квартал года краткосрочного периода. Когда выходит время для действия бюджета расчитанног на первый квартал, прибавляется еще один квартал. По истечению второго квартала, прибавляется второй квартал последующего года и так далее. Таким образом, годовое планирование может не прерываться. Этот факт очень существенно сказывается на эффективности планирования. На предприятии изменения бюджета развития, а также принятие новоквартальных бюджетов, на протяжении всего текущего года происходят одновременно, благодаря разработке очередного, так называемого – скользящего бюджетного периода рассчитанного на год. Так, когда проходит ревизия объем инвестиций по истечении третьего квартального бюджета развития, управленцам крайне необходимо предоставить знание того, что они хорошо осведомлены о происходящих ситуациях и понимают текущие событич, а также предвидят их анализ развитич на год вперед. В противном случае изменения в инвестиционной политике могут стать не достаточно обоснованным. Индикативный или скользящий бюджет имеет определенные особенности:
Так, два долгосрочных свободных бюджета и один вид бюджета расчитанного на короткий срок может помогать проводить управленческую политику, которая в свою очередь будет полностью сбалансированной и взаимосвязаной в плане стратегического развития, а также текущих целей предприятия. На данный момент такой подход можно определить как целесообразный и его хорошо использовать на крупных промышленных предприятиях где возможность возникновения дополнительных издержек по плановым аналитическим работам оправдана для повышения качества принятия решений управленческого характера.
Если дело касается предприятий средних по своему размеру, то тут можно порекомендовать планирование, которое основывается на двух принципах – краткосрочном квартальном и годовом бюджетном развитии.
В тех случаях, когда дело касается мелкого бизнеса, то зачастую разумно использовать на практике только текущее планирование, которое позволяет составлять только квартальные бюджеты.
Самые мелкие компании и предприятия в своей основе наиболее зависимы от любых внешних факторов и при этом они могут гибко подстраиваться под изменения рынка, а именно подстраивать свой потенциал ресурсов. Для таких предприятий их будущее – это черный ящик. Именно поэтому для малого бизнеса составление бюджетных планов рассчитанных на долгосрочный период чаще всего можно сравнить с мыльными пузырями. Эксперты и аналитики не советуют заниматься таким делом, поскольку с точки зрения экономики, финансовых средств и развитием компании, для нее необходимо поставить перед собой или своим предприятием настоящие, реальные и достижимые цели стоит во-первых смотреть какое влияние оказывают методы и их составления, рассмотреть также подходы к разработке бюджетов
Когда дело касается гибкого бюджета тут происходит привязка отдельных статей к общему объему выпуска, а также реализация продукции соответствие сметы от объема работ и затрат в зависимости от определенного объема деятельности переменные и смешанные затраты непрерывно меняются местами, а постоянные при этом остаются неизменными. Именно поэтому в гибком бюджете ясно указывается ставка переменных убытков на единственную единицу продукции, а также прирост смешанных затрат в соответствии на одну единицу прироста объема продукции. Такая ставка является нормой умноженная на стоимость, при этом постоянные убытки выделяются отдельно. Существует очень удобная и эффективная формула, с помощью которой связываются затраты, а также объем производства. С помощью такой формулы можно разрабатывать сметы, а также планы для разных уровней деловой активности различных видов. Таким образом гибкий бюджет самым лучшим является для центров, которые имеют полностью регулируемые затраты, а также для центра выручки, поскольку именно такой центр показывает как именно руководитель изменяя объем выпуска и продажи продукции может прямым способом влиять на убытки или доходы. По такому принципу гибкого бюджета планируется доход, планируются затраты на основные материалы, а также планируется сдельная зарплата.
Фиксированный бюджет неизменен, даже невзирая на уровень деловой активности. Именно поэтому его применяют для планирования не полностью регулируемых затрат, которые не имеют прямой зависимости от объема выпуска и для которых взаимосвязь “вход-выход” не несет явного значения.
Разновидности финансовых бюджетов
Можно выделить определенные разновидности финансовых бюджетов:
На данный момент в отечественных компаниях чаще всего можно встретить следующие виды бюджетов:
Приведённую классификацию нужно рассматривать в дополнении со следующими бюджетами:
Комитета
по бюджету – консультативная
группа
из руководителей верхнего звена и
внешних консультантов.
Задачи
комитета, как постоянно действующего
органа, состоят в проверке стратегических
и финансовых планов, разработке
рекомендаций и разрешении конфликтных
ситуаций, оперативной корректировки
финансовых планов.
Что такое бюджетный цикл?
Под бюджетным циклом
понимается повторяющаяся цепочка
действий, направленных на подготовку
бюджета, контроль и необходимые
корректировки в ходе исполнения.
Бюджетный
процесс не ограничивается лишь стадией
составления сводного бюджета. Технология
бюджетирования во времени представляет
непрерывный «трехактный» цикл, где
планирование на следующий период
производится на основе план-факт-анализа
исполнения бюджета отчетного периода.
Таким образом,
бюджетный цикл – это период времени
от начала первой стадии бюджетного
процесса, то есть составления сводного
бюджета, до завершения третьей стадии
– план-факт-анализа исполнения сводного
бюджета. В идеале в компании бюджетный
процесс должен быть непрерывным, то
есть завершение анализа исполнения
бюджета отчетного периода должно
совпадать по времени с разработкой
бюджета следующего периода.
Какими характеристиками обладает оптимальный бюджет?
Оптимальным бюджетом
является такой бюджет, в котором
доходная часть равна расходной части.
Какова роль центров ответственности в бюджетировании?
В управленческом учете под центром
ответственности понимается организационная
единица (отдельный сегмент предприятия),
возглавляемая руководителем, ответственным
за ее деятельность. Центры ответственности
могут функционировать в виде центров
доходов, центров расходов, центров
прибыли или центров капитальных вложений
(инвестиций). В сфере связи и информатизации
при организации бюджетирования
используются и «бюджетные единицы» –
рентабельный центр ответственности,
обязательным условием существования
которого является наличие прибыли
и рентабельности.
Каждый центр ответственности в зависимости
от его характеристики является объектом
калькулирования затрат и/или
планирования доходов и прибыли, с
организацией последующего контроля.
Необходимость выделения центров
ответственности объясняется, прежде
всего назначением ответственного лица,
на которое возлагаются функции
исполнителя и контроля за результатами
деятельности подразделения.
Что представляют собой регулируемые и нерегулируемые затраты по отношению к центрам ответственности?
Регулируемые затраты – это
затраты, зарегистрированные по центрам
ответственности, сумма которых зависит
от влияния со стороны менеджера. В
целом по предприятию все затраты являются
регулируемыми, но менеджеры центров
ответственности имеют право влиять
только на некоторые. Те затраты, на
которые не может влиять менеджер
центра ответственности, называются
нерегулируемыми.
Какие виды центров ответственности организуются по основным направлениям деятельности? по выполняемым функциям?
По основным направлениям деятельности
Центры ответственности могут быть
представлены в следующем виде.
Центр доходов
– это
центр ответственности, финансовые
результаты которого определяются через
доход. Под доходом понимается сумма
поступившей выручки или сумма внутренних
доходов (сумма, поступившая от других
подразделений за оказанные внутренние
услуги). Как правило, это утвержденный
для предприятия план продаж, ожидаемых
в течение определенного периода.
Менеджеры центров доходов несут
ответственность только за суммы
поступившей выручки, без определения
финансового результата деятельности
центра, так как они лишены возможности
оказывать влияние на формирование
затрат по центру.
Центр капитальных
вложений (инвестиций)- центр
ответственности, результаты деятельности
которого определяются в суммах доходов
по отношению к инвестициям в его актив.
Центр ответственности капитальных
вложений (инвестиций),
как правило, работает с бюджетом
капитальных вложений или планом
предполагаемых расходов на приобретение
долгосрочных активов и средствами
финансирования этих приобретений.
Центр прибыли
– центр
ответственности, финансовые результаты
которого определяются через прибыль
(разность между его доходами и
расходами/затратами). Руководитель
центра прибыли может контролировать и
оказывать влияние не только на сумму
поступивших доходов, но и на порядок
формирования расходов.
Центр расходов
– центр
ответственности, финансовые результаты
деятельности которого определяются
только по его расходам. По специфике
своей деятельности они не могут получать
выручку, поэтому по ним формируется
бюджет соответствующих затрат.
Бюджетирование,
с одной стороны, процесс
составления
финансовых
планов предприятия
на определенный период, с другой стороны,
это технология
финансового планирования, учета и
контроля доходов и расходов,
получаемых от бизнеса на всех уровнях
управления, которая позволяет анализировать
прогнозируемые и получаемые финансовые
показатели.
С понятием
бюджетирования тесно связано понятие
бюджетного управления. Бюджетное
управление –
это система оперативного управления
центрами ответственности на основе
бюджетных показателей для достижения
поставленных целей и эффективного
использования ресурсов предприятия.
Бюджет
и его характеристики
В зарубежной практике составление бюджетов является частью системы планирования и контроля в управленческом учете.
Бюджет – это
количественное
или стоимостное
выражение
централизованно устанавливаемых
показателей плана предприятия на
определенный период. Основные черты:
количественное выражение, централизация,
системность.
Бюджетный период
– это календарный
период времени, на который составляется
бюджет и в течение которого выполняется
контроль по его исполнению. Он делится
на минимальные бюджетные периоды с
целью оперативного контроля и своевременной
корректировки бюджетных показателей
не следующие минимальные периоды, а так
же составление бюджета на следующий
бюджетный период.
0-я стадия
1-я стадия 2-я стадия 3-я
стадия 1-я стадия
(подготовительная)
0-я стадия
Таким образом,
бюджетный цикл
––
этап разработки
бюджетов их согласования, корректировки
и их утверждение на следующий период
Бюджетный цикл –
соответствует минимальному бюджетному
периоду, в рамках которого осуществляется
исполнение бюджетных показателей, мин.
бюджетного периода, контроль исполнения
и корректировка бюджетных показателей
на следующие минимальные бюджетные
периоды.
Бюджетный цикл –
начинается
от разработки бюджетов на следующий
бюджетный период и заканчивается началом
разработки бюджетов на период, следующий
за следующим (май-май).
Бюджетный цикл –
больше чем
бюджетный период, с которым он связан,
он включает в себя предварительный,
текущий и заключительный контроль.
Инфраструктура бюджетного процесса. Аналитический, учетный, организационный и программно-технический компоненты
Для
внедрения в практику предприятий системы
бюджетирования необходим ряд обязательных
условий, без которых эта система не
сможет работать. Существует четыре
компонента бюджетного процесса,
которые тесно связаны между собой и
составляют инфраструктуру бюджетирования
на предприятии:
Во-первых,
предприятие должно располагать
соответствующей методологической и
методической базой разработки, контроля
и анализа исполнения сводного бюджета,
а работники управленческих служб должны
быть достаточно квалифицированными,
чтобы уметь применять эту методологию
на практике. Это условие составляет
аналитический
блок бюджетного процесса.
В рамках данного блока определяются
виды и форматы бюджетов, система целевых
показателей и нормативов, порядок
консолидации бюджетов различных уровней
управления и функционального назначения.
Во-
вторых,
для того, чтобы разрабатывать бюджет,
контролировать и анализировать его
исполнение, нужна соответствующая
количественная информация. Следовательно,
на предприятии должна существовать
система управленческого учета,
обеспечивающая информацией, необходимой
для обеспечения бюджетного процесс.
Система управленческого учета на
предприятии составляет основу учетного
блока бюджетного процесса.
В-третьих,
важное значение при реализации бюджетного
процесса имеет организационный
блок бюджетного процесса.
Регламент
взаимодействия служб аппарата управления
и структурных подразделений, закрепляющий
в соответствующих внутренних нормативных
актах и инструкциях обязанности каждого
подразделения на каждой стадии бюджетного
процесса. Так как бюджетный процесс
является непрерывным и повторяющимся,
регулярно в соответствующие сроки в
аппарат управления из структурных
подразделений должна поступать учетная
информация, необходимая для его
обеспечения.
С
другой стороны, структурные подразделения
должны своевременно получать из аппарата
управления бюджетное задание и коррективы,
вносимые в него в течение бюджетного
периода. Следовательно, важнейшей
составляющей регламента бюджетного
процесса является внутренний
документооборот – совокупность
регулярных, закрепленных в соответствующих
внутренних нормативных актах и
инструкциях, информационных потоков
подразделений предприятия в процессе
бюджетирования.
В-
четвертых,
процесс бюджетирования предполагает
регистрацию и обработку информации,
что затруднительно, особенно на средних
и крупных предприятиях, сделать вручную.
При использовании программно-технических
средств существенно повышается уровень
оперативности и качества учетно-аналитической
работы, а количество ошибок сокращается.
Программно-технические средства,
используемые предприятием в процессе
бюджетирования, составляют
программно-технический
блок.
Бюджетный процесс
Право и юриспруденция
👍 Проверено Автор24
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
На тему «Бюджетный процесс»
Статья от экспертов
Бюджетное планирование – один из основных частей бюджетного процесса
Автор статьи говорит о правовых основах бюджетного планирования, о его принципах, основных задачах и стадиях