PhD of Psychological Sciences
Office 603-C, 4, 2nd Krasnoarmeiskaya Str., St Petersburg, 190005
Кандидат психологических наук
190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4, к. 603-С, СПбГАСУ
Основные сведения
СпециальностьПсихология КвалификацияПедагог-психолог (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2001)
Повышение квалификации
Участник более 35 российских и международных научных конференций, в том числе:
Участие в работе РАН и/или научно-общественных организаций
Автор более 50 опубликованных научных работ.
Публикации
УДК 159.9 DOI 10.26425/1816-4277-2022-9-199-206
Психологические детерминанты учебной деятельности академически неуспевающих студентов вуза
Чернякевич Елена Юрьевна
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Учебная деятельность, стиль деятельности, самоорганизация, академическая мотивация, саморегуляция, академическая неуспеваемость
Для цитирования: Чернякевич Е. Ю. Психологические детерминанты учебной деятельности академически неуспевающих студентов вуза//Вестник университета. 2022. № 9. С. 199—206.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Psychological determinants of learning activities of academically underachieving university students
Elena Yu. Cherniakevich
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia
Educational activity, activity style, self-organisation, academic motivation, self-regulation, academic failure
For citation: Chernyakevich E. Yu. (2022) Psychological determinants of learning activities of academically underachieving university students. Vestnik universiteta, no. 9, pp. 199—206.
Выбор профессии — важный шаг, оказывающий влияние на дальнейшую жизнь человека. Порой, несмотря на возможность выбора, выпускнику среднего учебного заведения бывает проблематично решить, какую из профессий он приобретет, и в силу разных причин молодые люди зачастую выбирают не то, что им хочется. У молодежи за рубежом есть возможность сначала поступить в колледж или университет, а потом взять академический отпуск (англ. gap year) для того, чтобы убедиться в правильности принятого решения. Но в России такой возможности нет, а поступление в вуз сразу после школы считается логичным и престижным. Нарушение такой традиции пока воспринимается, скорее, негативно, ведь многие родители уверены в том, что их ребенку необходимо сразу после школы поступить в высшее учебное заведение, обязательно получить любой диплом, лишь бы у него было высшее образование. А уж закончив вуз, он может продолжить учебу в том направлении, которое ему всецело нравится. К сожалению, такая тенденция может демотивировать молодого человека, снизить его готовность к обучению, ослабить осознание результата, который ему необходимо получить.
В период обучения в вузе студент переосмысливает свои привычки и поведение в соответствии с новыми учебными требованиями. Для успешного обучения молодому человеку важно осознанно ставить перед собой цели, добиваться их выполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons. Org/licenses/by/4.0/).
развития. Однако в реальности у современных студентов нередко возникают трудности при выполнении заданий, усвоении знаний, организации и распределении свободного времени для подготовки к занятиям. Как следствие, из-за отсутствия осознанного нахождения личностных смыслов в выбранной профессии, неумения самостоятельно организовать собственную деятельность, сниженной мотивации и различных других причин студент терпит академические неудачи.
Таким образом, обзор работ показал множество причин и факторов, влияющих на учебную деятельность обучающихся. Вместе с тем мы убедились, что существует дефицит сведений в отношении психологических детерминант, обусловливающих учебную деятельность академически неуспевающих учащихся. С нашей точки зрения необходимо поддерживать не только успевающих, «сильных» студентов, но и помогать академически неуспевающим студентам. Выяснив разного рода причины и индивидуально-психологические особенности обучающегося можно разработать стратегии и подходы к организации его обучения в университете, и у неуспевающих студентов появится шанс стать успевающими.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ
С целью изучения психологических детерминант, обусловливающих академические задолженности студентов, нами проведено исследование, в котором приняли участие 32 студента, средний возраст которых составил 20 лет (22 юноши, 10 девушек). Были отобраны респонденты с достаточно большим количеством задолженностей по разным дисциплинам: от 6 до 11 (5=7). Ими оказались обучающиеся техническим специальностям студенты 2 курса (13 человек) и 3 курса (19 человек).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам кластерного анализа (рис. 1) можно судить, что для академически неуспевающих студентов личностный смысл учебы имеет противоречивый характер. Так, студенты воспринимают учебу как
необходимость, продолжительный период
Среднее значение Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Особенности мотивации академически неуспевающих студентов
жизни потраченный на борьбу и задачу доказать кому-либо, что они могут учиться, добиваться целей. В то же время это возможность узнать свои сильные стороны, развиваться, приобрести навык противостояния давлению. Студент пытается найти для себя позитивные стороны, объясняя, что учеба — это знания, должность на работе, полезное время. Можно предположить, что происходит защита психики от травмирующих переживаний, так как молодой человек ищет логическое объяснение тому, почему он продолжает учиться, в то время как учеба сопровождается негативными эмоциями и отсутствием мотивации.
Данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что респондентам не свойственно учиться ради ощущения собственной значимости, повышать
самооценку за счет достижений в учебе (Х=12,7). У них отсутствует стремление развивать свои способности, добиваться компетентности во время учебной деятельности (Х=11). На низком уровне находится шкала мотивации познания: стремление узнать новое, понять изучаемый предмет не является приоритетным (Х=10,2). Молодые люди не стремятся добиваться высоких результатов в учебе, получать удовольствие от разрешения непростых задач (Х=10,2). Интроецированные мотивы (ощущение стыда и чувства долга перед собой и другими) у молодых людей не выражены (Х=8,1). Экстернальные мотивы (внешнее принуждение со стороны родителей, преподавателей) у студентов не значимы (Х=7,9).
Кроме того, обнаружен высокий уровень значений по шкале «Амотивация» (Х=9,8), что говорит об отсутствии интереса и ощущения осмысленности учебной деятельности.
Анализ стилей учебной деятельности показал: 84 % академически неуспевающих студентов склонны к импульсивности и нерегулярности в работе, которые могут способствовать срывам в учебной деятельности. Лишь у 13 % студентов присутствует универсальный стиль деятельности, содействующий учебе. У незначительного числа студентов (3 %) обнаружен компенсированный, регулярный стиль учебной деятельности, который при регулярности в занятиях помогает избегать стрессовых нагрузок в течение семестра, распределяя оптимально свои силы и позволяя минимизировать риски неуспеваемости в обучении.
В результате анализа самоорганизации деятельности респондентов обнаружено, что у студентов недостаточно развита регуляция собственных действий, сила воли, способность преодолевать трудности (Х=4) рис. 2. Молодые люди не обладают достаточным навыком принятия и удержания цели (Х=4). В свою очередь, уровень развития остальных компонентов самоорганизации средний.
Обращают на себя внимание взаимосвязи между показателями академической мотивации, стилем учебной деятельности, самоорганизацией, количеством задолженностей и личностным смыслом учебы для студентов. Интересной оказалась корреляция между количеством задолженностей, имеющихся у студента и планированием (0,46; р<0,05). При увеличении долгов, усиливается желание заниматься планированием деятельности, при этом волевые усилия не применяются (—0,45;р < 0,05). Скорей всего, реализация планов студентом так и не осуществляется. Кроме этого, чем больше студент планирует, тем в меньшей степени его интересует достижение высоких результатов в учебе (—0,35; р<0,05), и наоборот.
Мы можем предположить, что обучающийся ориентируется на закрытие задолженности при минимальных затратах. Однако достижения в учебе значимы для тех студентов, которые видят в учебе возможность самопознания, саморазвития (0,38; р<0,05). У студентов, использующих компенсированный регулярный стиль деятельности, задолженностей меньше (—0,35; р<0,05). При увеличении количества академических задолженностей у студента снижается самоуважение (—0,44; р<0,05), исчезает желание мобилизовать силы для выполнения необходимых задач, усиливается ощущение бессмысленности учебной деятельности, растет амотивация (0,35; р<0,05). При росте амотивации исчезает желание анализировать ситуацию, искать причину неудач (—0,43; р<0,05). При восприятии учебы как «борьбы» и «средства удовлетворения чужого желания» снижается познавательная мотивация (—0,45; р<0,05), и наоборот. Чем лучше студент осознает, что учеба для него — это польза и перспектива, тем в меньшей степени ему приходится корректировать запланированные действия (—0,43; р<0,05). Чем лучше у студента навыки принятия и удержания цели, тем регулярнее он занимается учебой (0,44; р<0,05), и наоборот.
Волевые усилия Коррекция Самоконтроль Планирование Анализ ситуации Целеполагание
Рис. 2. Особенности самоорганизации академически неуспевающих студентов
1. Установлено, что для академически неуспевающих студентов личностный смысл учебы носит противоречивый характер и сопровождается преимущественно негативными эмоциями.
2. Доминирует амотивация — отсутствие интереса и осознанности учебы.
3. Академически неуспевающие студенты не ориентированы на достижение высоких результатов в учебе.
4. В самоорганизации деятельности низкие уровни занимают «целеполагание» и «волевые усилия».
5. При преобладании амотивации увеличивается количество задолженностей и исчезает желание делать выводы о причинах неудач, негативное восприятие учебы снижает познавательную мотивацию.
Итоги проведенного исследования требуют дальнейшего осмысления и предполагают разработку программ психологического сопровождения студентов, испытывающих трудности в обучении. В частности, основными задачами в работе могут стать: создание условий для повышения мотивации в преодолении проблем и сложностей, самооценки, уверенности в своих силах; развитие эмоционального интеллекта как условия принятия успешного решения в проблемных ситуациях; создание условий для формирования навыков планирования, организации самостоятельной работы, использования приемов тайм-менеджмента в учебном процессе.
1. Акимова С. В., Кожевникова О. В. Факторы успешности академической адаптации на начальном этапе обучения в университете. Universum: психология и образование. 2015;
. https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2516 (дата обращения: 10.06.2022).
2. Дериш Ф. В. Сессия как фактор академической мотивации в связи с успешностью обучения. ВестникПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017;
:70—81.
3. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешнойучебы студентов вуза. http://www.psy.msu.ru/science/public/smimov/ students.html (дата обращения: 24.05.2022).
4. Titova E., Hogenkamp P. S., Jacobsson J. A., Feldman I., Benedict C. Associations of self-reported sleep disturbance and duration with academic failure in community-dwelling Swedish adolescents: Sleep and academic performance at school. Sleep Medicine. 2015;16
:87-93. https://doi.org/10.1016/j.sleep.2014.09.004
6. Jeludar S. S., Jeludar A. Z., Shayan N., Gatab A. T. Factors affecting the academic failure of male students. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012;46:2575-2578.
7. Mthimunye K. D. T., Daniels F. M. Exploring the challenges and efforts implemented to improve the academic performance and success of nursing students at a university in the Western Cape. International Journal of Africa Nursing Sciences. 2020;12:100196. https://doi.org/10.1016/j.ijans.2020.100196
8. Okogbaa J., Allen R. E., Sarpong D. F. Time spent at work and its impact on the academic performance of pharmacy students. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17
:496. https://doi.org/10.3390/ijerph17020496
9. Dante A., Ferrao S., Jarosova D., Lancia L., Nascimento C., Notara V et al. Nursing student profiles and occurrence of early academic failure: Findings from an explorative European study. Nurse Education Today. 2016;38:74-81. https://doi. org/10.1016/j.nedt.2015.12.013
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Образовательно неуспевающие студенты: позиция университетского управления. Педагогический журнал Башкортостана. 2020;2:87:38-48. https://doi.org/10.21510/1817-3992-2020-87-2-38-49
11. Chernyakevich E. Yu., Myasnova A. S. The adaptive capacity of first-year students. Modern Science. 2018;(4-2):6-8.
12. Дериш Ф. В., Пузырёва Л. О. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018;
:39-53.
13. Кедярова Е. А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2012;1
:40-46.
14. Beauvais A. M., Stewar J. G., DeNisco S., Beauvais J. E. Factors related to academic success among nursing students: A descriptive correlational research study. Nurse Education Today. 2014;34
:918-923. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2013.12.005
15. Lee WWS. Relationships among grit, academic performance, perceived academic failure, and stress in associate degree students. Journal of Adolescence. 2017;60
:148-152. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.08.006
16. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл: Academia; 2006. 336 с.
17. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал. 2014;35
:96—107.
18. Григорьева Н. Г. Мотивированная учебная деятельность как фактор успешного обучения студентов. Высшее образование сегодня. 2016;
:60-63.
19. Graham B., Laliberte J.-WP., Oreopoulos P. Thrivers and divers: Using non-academic measures to predict college success and failure. Economics of Education Review. 2018.;62:170—182. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2017.09.008
20. Чернякевич Е. Ю. Карьерная направленность молодых людей из больших и малых российских городов. Вестник университета. 2020;
:197-204. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-4-197-204
21. Чернякевич Е. Ю., Лобанова Ю. И., Осипова Л. В. Конфликтология. Учебное пособие. Санкт-Петербург. С ПбГАСУ; 2020. 114 с.
22. Чернякевич Е. Ю. Исследование особенностей социально-психологических характеристик группы во взаимосвязи с ценностными ориентациями личности. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9
:391-394. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0095
23. Сherniakevich E. Yu., Pavlova A. V Features of the psychological climate in the student group. Modern Science. 2017;
:142—144.
24. Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A metaanalytic review of longitudinal research. Intelligence. 2007;35
:401-426. https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.09.004
25. Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента. Концепт. 2015;(S12):16—20. http://e-koncept.ru/2015/75186.htm (дата обращения: 27.06.2022).
26. Costa E. B., Fonseca B., Santana M. A., de Araujo F. F., Rego J. Evaluating the effectiveness of educational data mining techniques for early prediction of students’ academic failure in introductory programming courses. Computers in Human Behavior. 2017;73:247-256. https://doi.org/10.1016Zj.chb.2017.01.047
27. Nelson A. E., Kotcherlakota S. Development of technology-based resource to promote students academic success. Teaching and Learning in Nursing. 2019;14
:231-234. https://doi.org/10.1016/j.teln.2019.05.004
1. Akimova S. V, Kozhevnikova O. V Success factors of academic adaptation at the initial stage of education at the university. Universum:psikhologiya i obrazovanie. 2015;
. https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2516 https://7universum.com/ ru/psy/archive/item/2516 (accessed 10.06.2022).
2. Derish F. V. Session as a factor of academic motivation and success of studying. Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psikhologicheskie ipedagogicheskie nauki. 2017;1:70-81.
3. Smirnov S. D. Psychological factors of successful study of university students. http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/stu-dents.html (accessed 24.05.2022).
6. Seyednezad Jeludar S., Ahy Jeludar Z., Shayan N., Gatab Ahmadi T. Factors affecting the academic failure of male students. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012;46:2575-2578.
8. Okogbaa J., Allen R. E., Sarpong D. F. Time spent at work and its impact on the academic performance of pharmacy students. InternationalJournal of Environmental Research and Public Health. 2020;17
:496. https://doi.org/10.3390/ijerph17020496
9. Dante A., Ferrao S., Jarosova D., Lancia L., Nascimento C., Notara V. et al. Nursing student profiles and occurrence of early academic failure: Findings from an explorative European study. Nurse Education Today. 2016;38:74-81. https://doi. org/10.1016/j.nedt.2015.12.013
BecmnuK ynmepcumema № 9, 2022
12. Derish F. V, Puzyreva L. O. Impact of personality traits and academic motivation in success of studying. Vestnik PGGPU. Seriya №1, Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2018;
:39—53.
13. Keduarova E. A. Volitional regulation as a factor of the success of educational activity of students. The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology. 2012;1
:40—46.
14. Beauvais A. M., Stewar J. G., DeNisco S., Beauvais J. E. Факторы, связанные с академическим успехом среди студентов-медсестер: описательное корреляционное исследование. Образование медсестер сегодня. 2014;34
:918–923. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2013.12.005
15. Ли WWS. Взаимосвязь между упорством, академической успеваемостью, воспринимаемой академической неуспехом и стрессом у студентов младших курсов. Журнал подросткового возраста. 2017;60
:148-152. https://doi.org/10.10167j.adolescent.2017.08.006
16. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. Москва: Смысл: Академия; 2006. 336 с.
17. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Анкета «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал 2014;35
:96—107.
18. Григорьева Н. Г. Мотивированная учебная деятельность как фактор успешного обучения учащихся. Высшее образование сегодня. 2016;
:60–63.
19. Грэм Б., Лалиберте Ж.-В.П., Ореопулос П. Процветающие и ныряющие: использование неакадемических показателей для прогнозирования успехов и неудач в колледже. Обзор экономики образования. 2018.;62:170—182. https://doi.org/10.10167j.econedurev2017.09.008
20. Чернякевич Е.Ю. Карьерное направление молодых людей из больших и малых городов России. Вестник университета. 2020;
:197-204. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-4-197-204
21. Чернякевич Е. Ю., Лобанова Ю. И., Осипова Л. В. Конфликтология. Учебник. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет; 2020; 114 стр. (на русском языке).
22. Чернякевич Е. Ю. Исследование особенностей социально-психологических характеристик группы в соответствии с ценностными особенностями личности. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9
:391–394. https://дой. org/10.26140/anip-2020-0901-0095
23. Чернякевич Е. Ю., Павлова А. В. Особенности психологического климата в студенческом коллективе. Современная наука. 2017;
:142–144.
25. Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности студента Концепт. 2015;(С12):16–20. http://e-koncept.ru/2015/75186.htm (дата обращения: 27.06.2022).
Основная информация
Квалификация: педагог-психолог (Российский государственный педагогический университет имени Герцена, 2001)