ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

Центральная информационная подсистема «Контур»

Предназначенная для организации защищенного доступа структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации к информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений, а также при планировании деятельности этих органов.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

Типовое региональное решение

Предназначено для информационной и инструментальной поддержки деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в вопросах взаимодействия с федеральным уровнем ГАС «Управление» и обеспечения мониторинга и анализа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

Программно-технический компоненты

компонент обеспечения безопасности и управления доступом в соответствии с требованиями

информационной безопасности, в том числе требований по сбору и обработке информации ограниченного доступа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предназначен для выполнения функций защиты ГАС «Управление» от несанкционированного доступа, антивирусной защиты, контроля защищенности, регистрации и учета доступа пользователей, резервирования, резервного копирования и восстановления ГАС «Управление».

компонент администрирования и мониторинга обеспечивает управление и настройку программных и аппаратных средств подсистем ГАС «Управление», а также осуществление мониторинга их работоспособности.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

Алгоритм регистрации информационных систем в ГАС «Управление»


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

Технические требования к АРМ Пользователя для подключения к закрытой части портала.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

СКЗИ-программа, устанавливаемая на рабочее место пользователя системы и отвечающая за формирование электронно-цифровой подписи, генерацию ключей, шифрование и расшифровку документов, работу с пользовательскими сертификатами.


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

Динамика исполнения Указов Президента от 7 мая 2012 № 596- 606 по Свердловской области

Соседние файлы в предмете Информационные технологии в юридической деятельности


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТУР КОНТУРА

Лекция №5 – 06.03.20 г. Примеры архитектур АСОИУ. Г АС “Контур”
(начало)
2. Примеры архитектур АСОИУ
В качестве примеров познакомимся в традиционном смысле (архитектура – это внешний вид объекта без учёта его внутреннего строения) с архитектурными свойствами трёх государственных автоматизированных систем (ГАС): ГАС “Контур”, ГАС “Выборы”, ГАС “ГРН “. Первая из них – система прошлого (была создана в 80-е годы прошлого столетия), вторая – это система настоящего (создана в 90-е годы прошлого века и продолжает развиваться сейчас), третья – это система будущего (в настоящее время находится на начальных этапах создания).
Для каждой системы (не только из числа перечисленных систем, но и любой другой автоматизированной системы) характерны предпосылки её создания, назначение, цели создания, цели функционирования, достигнутые результаты и перспективы системы. Назовём это пользовательским функционалом. В общем случае:
Функционал (от лат. function – исполнение, осуществление) – это что-либо, характеризующее что-то с тои или иной позиции или точки зрения прошлого, настоящего или будущего.
Здесь физический смысл пользовательского функционала заключен в ответах на вопросы:
почему (необходима система)?
кому (нужна система)?
что (нужно сделать)?
зачем (это нужно делать)?
какие (результаты получены)?
куда (дальше двигаться – модернизация или утилизация)?
Далее рассматриваются ответы на эти вопросы для каждой из названных систем.
2.1. Г АС “Контур”
Система начала создаваться в 1971 г. Семидесятые годы прошлого столетия – это разгар холодной войны, пик противостояния стран лагеря социализма во главе с Советским Союзом и развитых капиталистических стран во главе с США. Это непроницаемый между ними железный занавес, разрушить который казалось возможным только с применением атомного или более разрушительного термоядерного оружия. Вероятность войны была реальной.
В этих условиях Руководство Советского Союза принимает решение о создании автоматизированной системы, концентрируя на этом доступные интеллектуальные силы и выделяя необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы.
Работы проводились вплоть до перестройки в условиях традиционной секретности. К концу 80-х годов прошлого столетия первая очередь требуемой системы была создана. Её графическая модель (структурная схема) приведена на рис. 2.1.
Введём понятие “звено”:
Звено – часть системы, характеризующаяся функциональной и/или конструктивной (физической) завершенностью (автономией).
Звеньями ГАС “Контур” являлись:
главные вычислительные центры ГВЦ 1, 2, 3 – центральные звенья системы,
Руководство страны (управляющий орган) – верхнее звено системы,
объекты народного хозяйства и местные органы власти (объекты управления) – нижние звенья системы,
каналы связи – звено системы, особенностью которого является распределённость (протяженность) в пространстве.
Пользователями системы являлись:
лица, принимающие решения (Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР),
лица, готовящие решения (Аппараты ЦК КПСС и Совмина СССР),
лица, исполняющие решения (Первые лица объектов управления),
лица, готовящие информацию (специально выделенные для этого специалисты на объектах управления),
лица, обеспечивающие функционирование системы (оперативно – диспетчерский персонал системы).
Назначение системы. Система предназначалась для Руководства страны (управляющего органа) в лице Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР и их Аппаратов.
Цели создания системы:
– обеспечение эффективной живучести системы в условиях интенсивных разрушающих воздействий со стороны окружающей среды,
– формирование актуальной базы данных, характеризующей текущее и ретроспективное состояние объектов управления,
– оснащение рабочих мест пользователей средствами вычислительной техники (создание АРМ),
– информационное взаимодействие пользователей в режиме реального времени.
Цели функционирования системы:
– оперативный сбор информации о текущем состоянии объектов управления и о чрезвычайных ситуациях, её ввод в систему и ведение единой базы данных,
– своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователей,
– информационное обслуживание процессов выработки и принятия управленческих решений,
– оперативное доведение управленческих решений до объектов управления и контроль их исполнения.
Достигнутые результаты:
– создана первая глобальная в пределах страны и работоспособная автоматизированная система, давшая толчок интенсивному и масштабному внедрению средств вычислительной техники и телекоммуникаций во все сферы жизни и утвердившая в сознании населения безальтернативность этого направления научно-технического прогресса.
Перспективы системы:
– по прошествии многих лет ГАС “Контур” претерпела коренные модернизации, сменились несколько составов УО, обновились ОУ и сейчас функционирует в ином виде и новых условиях, решая актуальные задачи текущего времени.
Принцип действия системы
Государственная автоматизированная система “Контур” была предназначена для управления народным хозяйством СССР в мирное время и особый период. Она состояла из управляющего органа УО – Руководства страны (верхнее звено), объектов управления ОУ – предприятий и организаций, важных для экономики и обороноспособности страны, распределённых на территории страны (нижние звенья) и трёх ГВЦ с идентичными функциями, но удалённых друг от друга для обеспечения живучести системы (центральные звенья). Верхнее звено и нижние з автоматизированная система венья взаимодействовали с ГВЦ посредством связи, построенной на основе государственных телеграфных и телефонных каналов связи.
Объекты народного хозяйства страны – это объекты управления. К ним относились органы власти союзных и автономных республик, краёв, областей и категорированных городов, а также важные для экономики и обороноспособности страны предприятия военно-промышленного комплекса в лице их первых руководителей и соответствующих аппаратов (управленческого персонала).
Система являлась целенаправленной человеко-машинной, в которой для взаимодействия человека с техникой, ввода – вывода информации звенья оснащены автоматизированными рабочими местами.
Обработка информации на ГВЦ осуществлялась тремя вычислительными системами ВС, объединёнными в кольцо, в котором ВС1 и ВС3 обеспечивали информационный обмен с нижними и верхним звеньями соответственно, ВС2 решала пользовательские задачи и во взаимодействии с автоматизированным хранилищем АХР осуществляла ведение единой базы системы. На ВС2 находилась актуальная информация. Неактуальная информация по мере её накопления передавалась для длительного хранения в автоматизированное хранилище АХР, из которого она по необходимости могла быть затребована.
Для принятия управленческих решений была необходима информация о состоянии ОУ, которая вводилась в систему в виде донесений периодических ДПР и незамедлительных ДНЗ с АРМ лиц, готовящих информацию. Результаты её обработки на ВС2, а также информация в ответ на запросы ЗПР и с результатами решения задач по заданиям ЗРЗ, вводимых с АРМ лиц, принимающих и готовящих решения, выводились на эти же рабочие места в виде транзитных ДНЗ, сводок СВД, справок в ответ на запросы СЗП и справок с результатами решения задач СРЗ.
Принятые на УО решения в виде указаний УКЗ с АРМ лиц, принимающего и готовящих решения, передавались для исполнения на АРМ лиц, исполняющих решения. После их реализации на ОУ результаты в виде донесений в ответ на указания ДУК передавались в обратном порядке с нижних звеньев на верхнее звено на АРМ ЛПР и АРМ ЛГР по принадлежности.
Оперативный контроль и управление функционированием системы осуществлялось на ГВЦ оперативно – диспетчерским персоналом ОДП посредством отображения информации о текущем состоянии системы на табло коллективного пользования и АРМ ОДП. Перевод системы из текущего состояния в требуемое состояние осуществлялся с помощью директив, вводимых с АРМ ОДП по принадлежности. С помощью директив можно было менять конфигурацию программно – технических средств, приоритеты обработки сообщений различных типов и т.п.
ГАС “Контур” функционировала в непрерывном режиме круглосуточно, частично прерывая функционирование для проведения профилактических и регламентных работ.
Звенья системы размещались в специально построенных для них зданиях и сооружениях. Благоприятные условия для функционирования техники и жизнедеятельности персонала обеспечивала система жизнеобеспечения СЖО. Руководство системой как производственной организацией осуществлялось административно – служебным персоналам АСП.
Информационные потоки системы
Информационные потоки формировались путём ввода в систему и вывода из неё сообщений (донесений) определённых типов на нижних и верхнем звеньях системы.
На нижних звеньях входные информационные потоки включали сообщения:
ДПР донесения периодические (суточные, месячные, квартальные, годовые), характеризующие текущее состояние объектов управления. Они вводились в систему строго по регламенту (расписанию) с АРМ ЛГИ. Объём ДПР исчислялся от нескольких килобайт до нескольких сотен килобайт;
ДНЗ – донесения незамедлительные, характеризующие чрезвычайные ситуации на объектах управления. Они вводились в систему с АРМ ЛГИ в случайные моменты времени в темпе возникновения ситуаций на ОУ. Объём ДНЗ составлял в среднем несколько килобайт. Интенсивность ДНЗ составляла несколько сообщений в сутки;
ДУК – донесения в ответ на указания, информирующие ЛПР о результатах исполнения его решения. Объём ДУК составлял в среднем килобайт. Донесения в ответ на указания вводились в систему по исполнению указаний.
На верхнем звене входной информационный поток составляли сообщения:
ЗПР – запросы на поиск в базе данных системы на ВС2 информации, необходимой для лиц, готовящих и принимающих решения. Они вводились с АРМ ЛГР и АРМ ЛПР в случайные моменты времени с интенсивностью порядка 1500 запросов в течение рабочего дня. Объём запроса составлял в среднем 500 байт;
ЗРЗ – задания на решения задач, вводимые в систему с АРМ ЛГР и инициирующие на ВС2 процессы решения пользовательских задач. Задания вводились в случайные моменты времени с интенсивностью порядка 150 ЗРЗ в течение рабочего дня. Объём ЗРЗ составлял в среднем 150 байт;
УКЗ – указания, содержащие принимаемые ЛПР решения по управлению состоянием объектов управления. Они вводились в систему в случайные моменты времени с интенсивность порядка 50 указаний в течение рабочего дня. Объём УКЗ составлял в среднем 200 байт.
На верхнем звене выходной информационный поток включал сообщения:
СВД – сводки различной периодичности (суточные, месячные, квартальные, годовые), формируемые на ВС2 на основе принятых донесений периодических и характеризующие обобщённо состояния объектов управления в определённых разрезах на различных периодах их функционирования. Сводки выводились строго по расписанию к назначенному времени на автоматизированные рабочие места ЛГР и ЛПР. Объёмы сводок колебались от нескольких килобайт до нескольких десятков килобайт;
СЗП – справки в ответ на запросы содержали информацию, нужную ЛГР. Средний объём справки составлял один килобайт;
СРЗ – справки с результатами решения пользовательских задач выводились на АРМ ЛГР в ответ на ЗРЗ. Средний объём справки составлял два килобайта;
ДУК – донесения в ответ на указания уведомляли ЛПР об исполнении их решений. Объём донесения составлял в среднем килобайт;
ДНЗ – донесения незамедлительные с информацией, характеризующей чрезвычайные обстоятельства на объектах управления.
На нижних звеньях выходные информационные потоки включали указания УКЗ с управленческими решениями, принятыми на верхнем звене системы.
Все входные и выходные сообщения загружались в базу данных системы, формируя её информационный фонд.
Выходные информационные потоки, кроме того, включали технологические сообщения, формируемые внутри системы. К ним относились:
КВТ – квитанции, свидетельствующие о том, что введённые с АРМ пользователей сообщения приняты системой;
ТРП – технологическое распоряжение на повтор сообщений, которые не прошли в системе контроль;
ТРН – технологические распоряжения о неприёме сообщений, не прошедших контроль после повторного ввода.
Все сообщения входных и выходных потоков системы загружались в общую базу данных на ВС2. Кроме этого с АРМ ОДП в базу периодически загружалась условно постоянная информация в виде классификаторов, законов, приказов, распоряжений, инструкций и другой подобной регламентной документации.
Таким образом, формировался и поддерживался информационный фонд системы.
Рис. 2.1. Структурная схема ГАС “Контур”
Обозначения: ГВЦ 1,2,3 – главный вычислительный центр (наземный; защищенный; повышенной защиты), ВС1,3,2 – вычислительная система (соответственно информационного обмена с верхними и нижними звеньями, ведения БД и решения задач), БД – база данных, АРМ – автоматизированное рабочее место, ОДП – оперативно-диспетчерский персонал, ККП – командно-контрольный пункт, МПД 1,2 – мультиплексор передачи данных (с верхними и нижними звеньями соответственно), АРХ – архив, АХР – автоматизированное хранилище, МЗ – машинный зал, СЖО – система жизнеобеспечения, АСП – административно-служебный персонал, ВК – визуальный канал, ЗК – звуковой канал, Д- директива, С – справка в ответ на директиву, УО – управляющий орган, ЛПР – лицо, принимающее решение, ЛГР – лицо, готовящее решение, ЛИР – лицо, исполняющее решение, ЛГИ – лицо, готовящее информацию, К – концентратор, КСВ,К – канал связи выделенный и концентрируемый соответственно, УКЗ – указание, ДУК – донесение в ответ на указание, ДНЗ – донесение незамедлительное, СВД – связка, ДПР – донесения периодические, КВТ – квитанция, ТРП – технологическое распоряжение, ↔, – канал электрический, транспортный соответственно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *