ЦЕЛЬ АИС


ЦЕЛЬ АИС

Под информационной технологии будем понимать состав нормативных документов, регулирующих информационное обеспечение в части функционирования информационной системы. Это могут быть: общие положения, функциональные обязанности личного состава, инструкции и наставления по приемам, способам и методам выполнения процедур и работе на технических средствах и др. Достаточно очевидно, что правовая структура является производной и, следовательно, вторичной по отношению к техническим организационным и процедурным решениям. По аналогии с введенными выше определениями можно считать фиксированную организацию состава и взаимо-

состояние правовой структуры информационной технологии правовое структурное решение

Отдельные свойства информационной системы могут быть описаны на рассмотренных выше структурных решениях. Однако существует их взаимное влияние. Поэтому в целом потребительские свойства могут быть описаны только при их системном учете.

2.2.2. Общие сведения об автоматизированных информационных системах

Понятие автоматизированных информационных систем

Возрастание объемов информации в информационной системе организаций, потребность в ускорении и более сложных способах ее переработки вызывают необходимость автоматизации работы информационной системы, т.е. автоматизации обработки информации.

неавтоматизированной информационной системе все действия с информацией и решения осуществляет человек.

Приведем определения автоматизированной информационной системы

Автоматизированная информационная система – совокупность ин-

формации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Автоматизированная информационная система – взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов, процедур, предназначенных для сбора, обработки, распределения, хранения, выдачи (предоставления) информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.

целом АИС можно рассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обеспечения персонала и оптимизации процесса управления в предметной деятельности.

Отметим, что в силу сложности структуризации информации и формализации процессов ее обработки автоматизация всех информационных процедур организации затруднена. Степень автоматизации различных информационных процессов колеблется от 10 до 20%.

Сравним преимущества и недостатки информационных систем с неавтоматизированной (бумажной) и с автоматизированной информационной технологией.


ЦЕЛЬ АИС

Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

простота организации и (или) установки;

простота для понимания и освоения;

не требуются технические навыки;

гибкость и способность к адаптации для соответствия предметной деятельности.

Преимущества автоматизированных информационных систем. В АИС появляется возможность отображения на информационную плоскость всего, что происходит с организацией. Все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме, в виде данных.

На примере одной из туристических фирм произведем сравнение традиционных (бумажных) и автоматизированных технологий (табл. 2.2.1).

Классификация автоматизированных информационных систем

АИС управления технологическими процессами – системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, механизмами и автоматическими линиями.


ЦЕЛЬ АИС

АИС управления организационно-технологическими процессами сочетают АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями. Это – многоуровневые системы.

АИС организационного управления предназначены для управления произ- водственно-хозяйственными, социально-экономическими функциональными процессами, протекающими на всех уровнях управления экономикой. К этой группе АИС относятся:

АИС фондового рынка;

АИС таможенной службы;

АИС промышленных предприятий и организаций (особое место распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ и моделирования. Организационно-технологические системы и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

используются при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

Классификация по уровню в системе государственного управления

По этому признаку выделяют территориальные, отраслевые и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но более высокого уровня.

предназначены для управления административнотерриториальными районами. Территориальные системы автоматизируют выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

создаются в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обеспечения аппарата управления соответствующих ведомств.

являются специализированными системами функциональных органов управления экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.


ЦЕЛЬ АИС

Значение автоматизированных информационных систем для повышения производительности труда и принятия решений

Повышают ли АИС производительности труда эффективность принимаемых решений? Ответа на этот вопрос в общем виде не существует. Он уникален для каждого отдельного случая применения АИС. Потенциальный эффект от автоматизации информационных технологий показан в табл. 2.2.2.

прямой доступ к информационному продукту

сокращение времени на проектирование и производство;

изделия более проработаны, в результате становятся более надежными, проще ремонтируются, меньше простаивают из-за поломок;

расширение свойств продукции и сферы ее возможного применения;

уменьшение затрат на производство продуктов и услуг;

сокращение затрат труда и средств на приемку, обработку и выполнение Производство

предоставление потребителям уникальных услуг;

повышение производительности труда;

повышается качество товаров и услуг;

снижение уровня запасов

уменьшение затрат времени на распространение изделий;

отыскание новых рыночных ниш;

возможность идентификации потребителей изделий; – создаютсяновыевозможностипополучениюираспространениюинформации;

Маркетинг – поддержка продаж;

более эффективное взаимодействие с заказчиками (наглядность, скорость передачи сообщений);

повышается способность гибко реагировать на спрос и оперативно удовлетворять новые желания потребителей


ЦЕЛЬ АИС

Исследование влияния информационных технологий на деятельность менеджеров, занимающихся маркетингом, сбытом, закупками, финансами, проектированием, анализом, кадрами в 15 фирмах, специализирующихся в области производства и услуг. В исследовании участвовали от 9 до 25 специалистов каждой фирмы в течение 10-12 недель.

Изучалось два важнейших аспекта деятельности менеджеров:

распределение рабочего времени с целью достижения поставленных задач;

оценка возможности повышения производительности при использовании

более широких масштабах информационных технологий.

Многие участники исследования менее половины своего рабочего времени тратят на выполнение возложенных функций. Только 36% времени уходит на виды деятельности, связанные с продажами и поиском перспективных клиентов, то есть на деятельность, непосредственно связанную с доходами. Все остальное время тратится на “бумажную кухню”, рутинные процедуры, поездки и т.п.

Малопродуктивная деятельность (передвижение в офисе и вне его, поиск информации на бумажных носителях или изучение полученных задач, работа вместо технического персонала по печати, копированию и т.п.) занимала от 18 до 30% рабочего времени.

Зарегистрирована низкая производительность труда. Жалобы на засилье рутинной работы, не дающей сосредоточиться на формировании более прибыльной клиентуры. Использование известных управленческих приемов не дало результата. Причина заключается не в порядке использования рабочего времени, а в несовершенстве и неточности обычных процедур обработки и передачи информации. Проблемы качества информации занимали слишком много времени (1-2 ч/день).

Большинство участников исследования до его проведения недооценивали или переоценивали затрачиваемое время на различные виды деятельности. После обследования они хотели бы изменить структуру распределения своего рабочего времени, уделять больше времени анализу, планированию, повышению квалификации. И меньше тратить на малопродуктивную работу. Руководители критиковали службы обеспечения, неэффективные средства подготовки документов, громоздкость и расплывчатость отчетов, подготовленных на ЭВМ.

Многие из этих заключений подводят к мысли о преобразовании в организационной структуре, определении пути повышения управленческой эффективности. Кроме того, управленцы могли бы экономить около 15% времени при более широком использовании информационных технологий.

Более половины этого времени получается за счет сокращения малопродуктивной работы, остальная часть – за счет уменьшения количества встреч и ускорения процесса анализа и обработки документов. Кроме того, при более широком использовании информационных технологий повышается качество работы. Это происходит из-за получения прямого доступа к точной информации, лучшей координации внутриучрежденческой деятельности, более эффективного взаимодействия с заказчиками в части скорости и наглядности документов, выделения времени и средств на высокопродуктивную деятельность.


ЦЕЛЬ АИС

Руководствуясь всем этим, исследователи рекомендовали перечень взаимосвязанных задач и необходимость построения автоматизированных рабочих мест для 80% менеджеров, принимавших участие в исследовании.

Современное развитие информатизации в области экономической и управленческой деятельности требует единых подходов в решении организационных, технических и технологических проблем. Основными факторами, определяющими результаты создания и функционирования АИС, являются:

активное участие человека, специалиста, в системе автоматизации обработки информации и принятия управленческих решений;

интерпретация информационной деятельности как одного из видов бизнеса;

наличие научно обоснованной программно-технической, технологической платформы, реализуемой на конкретном экономическом объекте;

создание и внедрение научных и прикладных разработок в области информатизации в соответствии с требованиями пользователей;

организационно-функционального взаимодействия и его математическое, модельное, системное и программное обеспечение.

Перспективы развития автоматизированных информационных систем

АИС может стать средой информационной поддержки целенаправленной коллективной деятельности всей организации, она может стать корпоративной информационной системой. В современном определении такая система включает в себя совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая решает уникальную задачу каждой конкретной организации.

Корпоративную информационную систему рассматривают как некоторую совокупность частных решений и компонентов их реализации, в числе которых:

единая база данных хранения информации, формируемая различными и не связанными между собой программами и прикладными системами;

множество прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям (финансы, материально-технический учет, конструкторскотехнологическая подготовка производства, документооборот, аналитика и т.п.).

Корпоративная информационная система должна:

позволять накапливать определенный опыт и знания и обобщать их в виде формализованных процедур и алгоритмов решения;

постоянно совершенствоваться и развиваться;

быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям организации;

соответствовать насущным потребностям человека, его опыту, знаниям и психологии.

Автоматизированная
информационная система
(АИС) — совокупность программно-аппаратных
средств, предназначенных для автоматизации
деятельности, связанной с хранением,
передачей и обработкой информации.

АИС
являются, с одной стороны, разновидностью
информационных
систем (ИС), с другой — автоматизированных
систем (АС), вследствие чего их часто
называют ИС или АС.

АИС
может быть определена как комплекс
автоматизированных информационных
технологий, предназначенных для
информационного обслуживания –
организованного непрерывного
технологического процесса подготовки
и выдачи потребителям научной,
управленческой и др. информации,
используемой для принятия решений, в
соответствии с нуждами для поддержания
эффективной деятельности.

Классическими
примерами автоматизированных
информационных систем являются банковские
системы, автоматизированные системы
управления предприятиями, системы
резервирования авиационных или
железнодорожных билетов и т. д.

Основной
причиной создания и развития АИС является
необходимость ведения учёта информации
о состоянии и динамике объекта, которому
посвящена система. На основании
информационной картины, создаваемой
системой, руководители различного звена
могут принимать решения об управляющих
воздействиях с целью решения текущих
проблем.

Учётные
данные системы могут быть подвергнуты
автоматической обработке для последующего
тактического и стратегического анализа
с целью принятия управленческих решений
большего горизонта действия.

Побочными,
возможными, но не гарантированными
эффектами от использования системы
могут выступать:

Какая-либо
однозначная и общепринятая классификация
АИС отсутствует, однако в науке и
индустрии по крайней мере выделяют
следующие типы систем по назначению:

Автоматизированные
информационные системы разнообразны
и могут быть классифицированы по ряду
признаков.

Так
как классификация систем по сфере
функционирования объекта управления
очевидна, рассмотрим следующие признаки.

По
видам процессов управления АИС
подразделяются на:

АИС
управления технологическими процессами
– это человеко-машинные системы,
обеспечивающие управление технологическими
устройствами, станками, автоматическими
линиями.

АИС
управления организационно-технологическими
процессами представляют собой
многоуровневые системы, сочетающие АИС
управления технологическими процессами
и АИС управления предприятиями.

Для
АИС организационного управления объектом
служат производственно-хозяйственные,
социально-экономические функциональные
процессы, реализуемые на всех уровнях
управления экономикой, в частности:

АИС
промышленных предприятий и организаций
(особое место по значимости и
распространенности в них занимают
бухгалтерские АИС) и др.

АИС
научных исследований обеспечивают
высокое качество и эффективность
межотраслевых расчетов и научных опытов.
Методической базой таких систем служат
экономико – математические методы,
технической базой – самая разнообразная
вычислительная техника и технические
средства для проведения экспериментальных
работ моделирования. Как организационно
– технологические системы, так и системы
научных исследований могут включать в
свой контур системы автоматизированного
проектирования работ (САПР).

Обучающие
АИС получают широкое распространение
при подготовке специалистов в системе
образования, при переподготовке и
повышении квалификации работников
разных отраслей.

В
соответствии с третьим признаком
классификации выделяют отраслевые,
территориальные и межотраслевые АИС,
которые одновременно являются системами
организационного управления, но уже
следующего – более высокого уровня
иерархии.

Отраслевые
АИС функционируют в сферах промышленного
и агропромышленного комплексов, в
строительстве, на транспорте. Эти системы
решают задачи информационного обслуживания
аппарата управления соответствующих
ведомств.

Территориальные
АИС предназначены для управления
административно-территориальными
районами. Деятельность территориальных
систем направлена на качественное
выполнение управленческих функций в
регионе, формирование отчетности, выдачу
оперативных сведений местным
государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые
АИС являются специализированными
системами функциональных органов
управления национальной экономикой
(банковских, финансовых, снабженческих,
статистических и др.). Имея в своем
составе мощные вычислительные комплексы,
межотраслевые многоуровневые АИС
обеспечивают разработку экономических
и хозяйственных прогнозов, государственного
бюджета, осуществляют контроль результатов
и регулирование деятельности всех
звеньев хозяйства, а также контроль
наличия и распределения ресурсов.

Современное
развитие информатизации в области
экономической и управленческой
деятельности требует единых подходов
в решении организационных, технических
и технологических проблем. Основными
факторами, определяющими результаты
создания и функционирования АИС и
процессов информатизации, являются:

активное
участие человека – специалиста в системе
автоматизации обработки информации и
принятия управленческих решений;

интерпретация
информационной деятельности как одного
из видов бизнеса;

наличие
научно обоснованной программно-технической,
технологической платформы, реализуемой
на конкретном экономическом объекте;

создание
и внедрение научных и прикладных
разработок в области информатизации в
соответствии с требованиями пользователей;

формирование
условий организационно-функционального
взаимодействия и его математическое,
модельное, системное и программное
обеспечение;

постановка
и решение конкретных практических задач
в области управления с учетом заданных
критериев эффективности.

Определяя
АИС как организованную для достижения
общей цели совокупность специалистов,
средств вычислительной и другой техники,
математических методов и моделей,
интеллектуальных продуктов и их описаний,
а также способов и порядка взаимодействия
указанных компонентов, следует
подчеркнуть, что главным звеном и
управляющим субъектом в перечисленном
комплексе элементов был и остается по
сей день человек, специалист.

Назначение аис

АИС прежде всего предназначена для
использования на судах при решении
задач предупреждения столкновений, а
также для автоматического обмена с
другими судами и компетентными береговыми
службами навигационной, рейсовой и
другой информацией, связанной с
безопасностью.

В соответствии с правилом 19 СОЛАС-74 АИС
должна:

АИС должна способствовать повышению
безопасности (safety)
мореплавания, эффективности судовождения
и эксплуатации систем регулирования
движением судов (СРДС), а также защите
окружающей среды. Указанные общие
задачи решаются путем использования
АИС в качестве:

АИС выполняет следующие функции:

Следует отметить, что АИС как средство
радиосвязи является также объектом в
общей системе обеспечения безопасности
(security) в соответствии с
Международным кодексом по охране судов
и портовых средств. Информация,
передаваемая по каналам АИС, может
использоваться пиратскими судами и
террористами, так как она передается
в широковещательном режиме без каких-либо
средств защиты информации от
несанкционированного доступа.

Дисплей судовой АИС (Класс А)

АИС (Автоматическая идентификационная система, (англ. AIS Automatic Identification System) — система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн диапазона УКВ.

В последнее время появилась тенденция трактовать АИС как Автоматическая информационная система, (англ. AIS Automatic Information System), что связано с расширением функциональности системы по сравнению с ординарной задачей идентификации судов.

В соответствии с Конвенцией SOLAS 74/88 является обязательным для судов валовой вместимостью свыше 300, совершающих международные рейсы, судов валовой вместимостью 500 и более , не совершающих международные рейсы, и всех пассажирских судов. Суда и яхты с меньшим водоизмещением могут быть оборудованы прибором класса Б. Передача данных осуществляется на международных каналах связи AIS 1 и AIS 2 в протоколе SOTDMA (англ. Self Organising Time Division Multiple Access). Применяется частотная модуляция с манипуляцией GMSK.

АИС предназначена для повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации центра управления движением судов (ЦУДС), защиты окружающей среды, обеспечивая выполнение следующих функций:

АИС система включает в себя следующие компоненты:

Принцип действия АИС

System Overview from US Coast Guard

Действие АИС основано на приёме и передаче сообщений в УКВ-диапазоне. Передатчик АИС работает на более длинных волнах, чем радары, что позволяет производить обмен информацией не только на прямых расстояниях, но и местности, имеющей препятствия в виде не очень больших объектов, а также при плохих погодных условиях. Хотя достаточно одного радиоканала, некоторые АИС системы передают и получают по двум радиоканалам для того, чтобы избежать проблем интерференции и не нарушать коммуникацию других объектов. Сообщения АИС могут содержать:

Предусмотрена передача дополнительной текстовой информации между терминалами АИС (пейджинг). Передача такой информации возможна как в адрес всех терминалов в радиусе действия, так и одному определённому терминалу.

В целях обеспечения унификации и стандартизации АИС в Международном Регламенте Радиосвязи закреплено для использования в целях АИС два канала: AIS-1 (87В — 161,975 МГц) и AIS-2 (88В — 162,025 МГц), которые должны использоваться повсеместно, за исключением регионов с особым частотным регулированием.

Скорость передачи цифровой информации в канале АИС выбрана 9600 бит/с.

Работа каждой станции АИС (мобильной или базовой) жёстко синхронизирована по времени UTC с погрешностью не более 10 мкс от встроенного приёмника ГНСС (в РФ по сигналам комбинированного приёмника ГНСС ГЛОНАСС/GPS). Для передачи информации используются непрерывно повторяющиеся кадры длительностью 1 минута, которые разбиваются на 2250 слотов (временных интервалов) длительностью по 26,67 мс.

Для текста используется 6-битовые коды ASCII.

Отображение информации об окружающей обстановке у современных АИС возможно в 2 режимах — как текстовом в виде таблицы с перечнем расположенных рядом судов и их данных, так и в виде упрощённой схематической карты, с изображением взаимного расположения судов и расстояний до них (рассчитывается автоматически по переданным ими географическим координатам.) АИС входит в перечень оборудования, обеспечиваемого бесперебойным питанием от аккумуляторов в обязательном порядке.

Данные передаются каждые 6 минут

и прочая информация от репитеров и датчиков электрорадионавигационных приборов и систем

Пропускная способность каждого канала — до 2000 сообщений в минуту.

ГМССБ. Автоматическая идентификационная система (АИС)

В соответствии с требованиями новой главы V “Навигационная безопасность” Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС-74) установка автоматической идентификационной системы (АИС) на судах должна проходить поэтапно, начиная с 1 июля 2002 года.

Требования Конвенции СОЛАС-74 с поправками по оснащению судов аппаратурой АИС сведены в табл. 29.1.


ЦЕЛЬ АИС

АИС прежде всего предназначена для использования на судах при решении задач предупреждения столкновений, а также для автоматического обмена с другими судами и компетентными береговыми службами навигационной, рейсовой и другой информацией, связанной с безопасностью.

В соответствии с правилом 19 СОЛАС-74 АИС должна:

АИС должна способствовать повышению безопасности (safety) мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации систем регулирования движением судов (СРДС), а также защите окружающей среды. Указанные общие задачи решаются путем использования АИС в качестве:

Следует отметить, что АИС как средство радиосвязи является также объектом в общей системе обеспечения безопасности (security) в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств. Информация, передаваемая по каналам АИС, может использоваться пиратскими судами и террористами, так как она передается в широковещательном режиме без каких-либо средств защиты информации от несанкционированного доступа.

Преимущества и ограничения АИС

Совместное использование АИС на судах и в береговой инфраструктуре позволяет реализовать следующие преимущества в сравнении с существующими средствами навигации:

Применение АИС в системах регулирования движением судов позволяет дополнительно получить такие преимущества:

Аппаратура АИС не заменяет другое судовое навигационное оборудование. А ИС следует применять только как средство, дополняющее радиолокационную станцию и другие средства наблюдения за навигационной обстановкой, а также как средство обмена информацией с береговыми службами.

Ограничения, которые необходимо учитывать при использовании АИС, связаны со следующими факторами:

Таким образом, установка на судне АИС не подменяет и не снимает требований к радиолокационной станции и другим навигационным средствам, а также не изменяет требований в отношении несения вахты на ходовом мостике.

Принцип функционирования АИС

Принцип действия АИС поясняется рис. 29.1. Суда, оборудованные аппаратурой АИС, находясь в открытом море или в прибрежных районах, автоматически и регулярно передают в диапазоне УКВ морской подвижной радиослужбы стандартные сообщения, содержащие информацию о судне, его координатах, курсе, опасном грузе па борту, порте назначения, времени прибытия и другие данные.


ЦЕЛЬ АИС

Одновременно каждым судном, оборудованным АИС, принимается аналогичная информация от других судов, находящихся в радиусе действия, ограниченном распространением радиоволн УКВ диапазона (20 – 30 морских миль). Принятая информация автоматически обрабатывается и отображается на судовом навигационном дисплее. Синхронизация работы всех станций АИС, как судовых, так и береговых обеспечивается глобальной навигационной спутниковой системой. По сигналам ГНСС в судовых навигационных приемниках рассчитываются текущие координаты судна и вектор скорости.

В прибрежных районах, где установлены базовые станции АИС, информация, передаваемая судами, принимается базовыми станциями и поступает в распоряжение береговых служб (СРДС, системы судовых сообщений, службы поиска и спасания, службы экологического контроля и ликвидации последствий загрязнения, пограничные и таможенные власти, различные портовые службы). Обычно, для получения целостной картины судоходства в контролируемом районе, базовые станции АИС обьединяюгся в сети, позволяющие интегрировать информацию от отдельных базовых станций. Для расширения зоны действия базовой станции АИС могут устанавливаться так называемые репитерные станции АИС для расширения зоны действия береговой станции, например, при затеняющем береговом рельефе.

В прибрежных районах точность определения координат судов может быть повышена посредством передачи дифференциальных поправок в СВ диапазоне береговыми опорными станциями и радиомаяками. Дифференциальные поправки могут также передаваться береговой станцией АИС по УКВ каналам АИС в специальном сообщении.

Для существенного расширения зоны действия базовой станции АИС может использоваться режим дальней связи, когда судовые данные передаются по каналам ИНМАРСАТ-С. В этом режиме обеспечивается автоматическая передача информации от судов в адрес береговых служб в целях мониторинга судоходства в территориальных водах, исключительных экономических зонах и районах ответственности морских спасательно-координационных центров (МСКЦ).

Аппаратура АИС может также устанавливаться на летательных аппаратах, участвующих в поисково-спасательных операциях на море, и на средствах навигационного оборудования (СНО) морских путей (плавучих и стационарных). Лоцманские службы могут использовать портативную аппаратуру АИС, доставляемую на борт судна и работающую автономно или с подключением к судовому оборудованию АИС.

Передаваемая и принимаемая информация АИС

АИС передает и принимает статическую, динамическую и рейсовую (или маршрутную) информацию, а также сообщения, касающиеся безопасности плавания.

Все статические данные вводятся при установке оборудования.

Сообщения по безопасности и двоичные сообщения.

Сообщения по безопасности представляют собой короткие текстовые сообщения в свободном формате с использованием кодировки ASCII, подобно SMS в персональных мобильных радиотелефонах. Они могут быть адресованы как конкретному судну (или береговой станции), так и всем станциям. Передача этих сообщений осуществляется оператором путем набора текста на пульте управления и отображения информации.

Кроме сообщений безопасности в АИС предусмотрена передача так называемых двоичных (или бинарных) сообщений. Двоичные сообщения могут использоваться для специальных приложений, одобренных ИМО. Например, в циркуляре 236 Комитета по безопасности мореплавания даны форматы ряда двоичных сообщений, которые содержат следующую информацию:

Планируется испытательная передача двоичных сообщений в течение 4-хгодичного периода времени. После испытательного периода будет принято решение о их дальнейшем использовании.

Следует подчеркнуть, что использование АИС в режимах передач сообщений по безопасности и двоичных сообщений ни в коей мере не подменяет функции ГМССБ по безопасности мореплавания и поиску и спасанию.

Система АИС в настоящее время продолжает развиваться и является открытой для внедрения новых информационных приложений в границах пропускной способности каналов передачи данных УКВ АИС.

В зависимости от вида передаваемой информации и режима плавания АИС обеспечивает интервалы передач в соответствии с табл. 29.2 и 29.3.


ЦЕЛЬ АИС

Статическая и рейсовая информация передается в так называемом сообщении №5 “Статические данные о судне и информация о рейсе”. Все типы сообщений АИС приведены в приложении. Динамическая информация передается в зависимости от скорости судна и изменения курса судна. Интервал передач задается в соответствии с табл. 29.3. Динамическая информация передается в сообщении №1 “Сообщение о местоположении”. Если судно находится на якоре или движется с малой скоростью (менее 3-х узлов), то интервал между сообщениями динамической информации составляет 3 минуты. При повышении скорости судна интенсивность передач увеличивается. При скорости судна 23 узла и более интервал времени между соседними передачами динамической информации составляет всего 2 секунды.

Такая адаптация интервала передач к динамике судна позволяет в максимальной степени отследить перемещение и все маневры судна и в то же время не перегружать эфир излишними передачами при медленном перемещении судна.


ЦЕЛЬ АИС

УКВ каналы АИС

Станции АИС обмениваются данными между собой по умолчанию на двух УКВ каналах с временным разделением сигналов (TDMA): 87В (161,975 МГц) и 88В (162,025 МГц). Станции АИС используют TDMA каналы на одинаковых частотах с разделением передач по времени. В качестве источника единого времени станции АИС используют внешний и внутренний GPS или ГЛОНАСС/GPS приемники.

Сущность временного разделения каналов заключается в том, что каждая станция АИС передает в строго определенном ей временном интервале – слоте. Длительность одного слота составляет 27,6 мс. Так как один слот занимает по времени 26,7 мс, то при скорости передачи данных 9600 бит/сек в одном слоте может быть размещено 256 бит информации.

9600 бит/сек х 26,7 мкс = 256 бит

Для точного задания начала слота используются сигналы времени ГНСС, которая обеспечивает точность синхронизации по времени не хуже 10 мкс. Таким образом, каждая станция как бы вклинивается для передачи в определенный слот.

Естественно возникает вопрос о назначении слотов для передач каждой станции. Для предотвращения конфликтов, когда в пределах УКВ радиосвязи (т. е. примерно 30 мор. миль) два судна будут использовать для своих передач один и тот же слот, используется специальный алюритм самоорганизации выбора занимаемых слотов. Этот алгоритм предусматривает передачу каждым судном своего расписания передач на ближайший период времени. Кроме параметров по судну в типовое сообщение включаются номера забронированных слотов, которые судно планирует использовать для последующих передач. Все другие суда анализируют панораму занятых слотов и соответственно планируют свои передачи только в свободных слотах.

Такой алгоритм называется SOTDMA – Self Organizing TDMA. Алгоритм SOTDMA используется судами в открытом море, когда все станции АИС являются равноправными.

В зоне действия базовой (береговой) станции назначения слотов для передач каждого судна осуществляем сама базовая станция. Такой алгоритм называется FATDMA – fixed access TDMA, множественный фиксированный доступ с временным разделением каналов.


ЦЕЛЬ АИС

В регионах, где осуществляется мониторинг береговыми станциями, могут использоваться другие частотные каналы АИС, если каналы 87В и 88В заняты иными службами.

Кроме двух TDMA каналов станция АИС одновременно работает па канале DSC. (канал 70). По этому каналу производится назначение рабочих каналов АИС со стороны береговой станции.

Минутный интервал представляет собой кадр (или фрейм), включающий 2250 слотов.

26,7 мкс х 2250 = 60 сек

Для повышения надежности системы и повышения пропускной способности используются два канала АИС, обеспечивая передачу/прием по 2250 слот/мин па каждом канале.

Таким образом, пропускная способность АИС на двух УКВ каналах составляет 4500 слот/мин.

2250 слот/мин х 2 = 4500 слот/мин.

Принцип временного разделения передач отдельных судов поясняется рис.29.2.

Функционирование АИС основываются на модели взаимодействия открытых информационных систем (Open System Interconnection, OSI), разработанной международной организацией но стандартизации (International Standard Organisation, ISO). Данному стандарту отвечают большинство компьютерных и информационных систем.

В модели ISO/OSI предусмотрено семь уровней и определен порядок информационного обмена на каждом уровне. В АИС определены требования к четырем уровням: физическом), канальному, сетевому и транспортному.

Литература

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2022 года; проверки требуют 14 правок.

В последнее время появилась тенденция трактовать АИС как Автоматическая информационная система, (англ. AIS Automatic Information System), что связано с расширением функциональности системы по сравнению с обычной задачей идентификации судов.

В соответствии с Конвенцией SOLAS 74/88 является обязательным для судов валовой вместимостью свыше 300 м³, совершающих международные рейсы, судов валовой вместимостью 500 м³ и более, не совершающих международные рейсы, и всех пассажирских судов. Суда и яхты с меньшим водоизмещением могут быть оборудованы прибором класса Б осуществляется на международных каналах связи AIS 1 и AIS 2 в протоколе SOTDMA (англ. Self Organising Time Division Multiple Access). Применяется частотная модуляция с манипуляцией GMSK.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *