БЛОК ФИН СИС

УДК 336.1 JEL H50, H60, H61 DOI 10.26425/1816-4277-2022-10-205-214

Бюджетные инструменты управления государственными финансами

Рукина Светлана Николаевна

Герасимова Кристина Александровна

Такмазян Аида Самвеловна

Самойлова Карина Николаевна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

Экономический рост, социальное благополучие, федеральный бюджет, национальные проекты, Послания Президента России, правительственные инициативы, государственные программы, налоговые расходы, обзоры бюджетных расходов

В условиях глобальных изменений перед Россией стоят задачи не только противодействия экономическим санкциям Запада, но и выполнения обязательств по реализации целей устойчивого развития, законодательно оформленных в 2018 г. Цель исследования заключается в критическом рассмотрении содержания бюджетных инструментов, их роли в современных условиях, проблем функционирования и направлений совершенствования. Ключевым инструментом государственной финансовой политики выступает федеральный бюджет, ресурсные возможности которого позволяют финансировать национальные проекты, меры по реализации Посланий Президента Российской Федерации, 42 правительственных инициативы. Сделанные выводы основываются на анализе открытых данных Министерства финансов Российской Федерации. В исследовании обосновывается необходимость трансформации института государственных программ и взаимосвязанных с ним налоговых расходов и обзоров бюджетных расходов. Выявлено, что они обеспечивают объективные доказательства принятия управленческих решений в области государственных финансов. Дальнейшее их совершенствование связано с расширением налоговой самостоятельности субфедеральной власти, а также закреплением в бюджетном законодательстве положений о формировании налоговых расходов и проведении обзоров бюджетных расходов. Результаты исследования могут использоваться органами законодательной и исполнительной власти при разработке предложений по совершенствованию бюджетного законодательства, реализация которых будет способствовать выбору актуальных направлений финансирования, эффективному использованию бюджетных средств, повышению прозрачности бюджетной информации.

Для цитирования: Рукина С. Н., Герасимова К. А., Такмазян А. С., Самойлова К. Н. Бюджетные инструменты управления государственными финансами// Вестник университета. 2022. № 10. С. 205—214.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Budgetary instruments of public finance

Svetlana N. Rukina

Kristina A. Gerasimova

Aida S. Takmazyan

Karina N. Samoylova

Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia

Economic growth, social welfare, federal budget, national projects, Messages of the Russian President, government initiatives, state programs, tax expenditures, budget expenditure reviews

In the context of global changes, Russia faces the challenges of not only countering the economic sanctions of the West, but also fulfilling its obligations to implement the Sustainable Development Goals, legislated in 2018. The purpose of the study is to critically examine the content of budget instruments, and their role in modern conditions, problems of functioning and areas of improvement. The key instrument of state financial policy is the federal budget, the resource capabilities of which make it possible to finance national projects, measures to implement the Messages of the President of the Russian Federation, 42 government initiatives. The conclusions are based on the analysis of open data of the Ministry of Finance of the Russian Federation. The study substantiates the need to transform the institute of state programs and related tax expenditures and budget expenditure reviews. It is revealed that they provide objective evidence of managerial decision-making in the field of public finance. Their further improvement is connected with the expansion of the tax independence of the sub-federal government, as well as the consolidation in the budget legislation of provisions on the formation of tax expenditures and conducting reviews of budget expenditures. The results of the study can be used by legislative and executive authorities in developing proposals for improving budget legislation, the implementation of which will contribute to the selection of relevant areas of financing, effective use of budget funds, and increased transparency of budget information.

For citation: Rukina S. N., Gerasimova K. A., Takmazyan A. S., Samoylova K. N. (2022) Budgetary instruments of public finance management. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 205—214.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

В последние десятилетия ХХ в. мир столкнулся с изменением климата, истощением природных ресурсов, повышением частоты природных катастроф, что поставило вопрос о необходимости формирования новой концепции общественного развития. Такая концепция, основанная на парадигме устойчивого развития человечества в XXI в., была отражена в докладе Международной комиссии Организации Объединенных Наций (далее — ООН) по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (1987 г.). В 1992 г. на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро концепция устойчивого развития, включающая три компонента — экономический рост, социальное благополучие и защиту окружающей среды, получила одобрение.

Несмотря на вызовы, обусловленные последствиями глобальной пандемии, экономическими санкциями Запада в отношении всех секторов экономики, реализация модели устойчивого и ответственного развития продолжается. Достижение национальных целей развития является важнейшей задачей современной государственной финансовой политики. Для ее осуществления субъекты управления государственными финансами используют разнообразные бюджетные инструменты, учитывают ограниченность денежных ресурсов, повышение эффективности их использования, приоритетную направленность расходов.

Комплекс предложенных мер направлен на эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов, что характеризует практическую значимость проведенного исследования. Его научная значимость состоит в приращении знаний в теории государственных финансов.

ОБЗОР НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Цель исследования заключается в раскрытии содержания значимых бюджетных инструментов, способствующих достижению не только стратегических, но и текущих национальных приоритетов в качестве целевой ориентации государственных финансов, выявлении проблем и обосновании предложений по их устранению.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

– изучены программные документы Президента РФ и Правительства РФ, бюджетное законодательство, результаты современных научных исследований;

– проанализированы ресурсные возможности федерального бюджета как ключевого инструмента достижения целей современной финансовой политики;

– рассмотрены основные изменения в системе управления государственными программами;

– охарактеризованы налоговые расходы и обзоры бюджетных расходов, выявлена их взаимосвязь с государственными программами и обоснованы предложения по их совершенствованию.

Информационную базу исследования составили федеральное законодательство, публикации в российских научных изданиях, открытые данные Министерства финансов Российской Федерации. В качестве методологической основы применялись универсальные методы научного познания: синтез, обобщение, логико-смысловой анализ, синтез теоретического и практического материала.

В 2021 г. Правительство РФ сформировало комплекс структурных и институциональных мер, реализация которых позволит создать основу долгосрочного экономического роста, обеспечивающего социальное благополучие и структурную модернизацию экономики. Распоряжениями Правительства РФ утверждены:

Национальные проекты, меры по реализации Посланий Президента РФ и 42 стратегических инициатив Правительства РФ можно отнести к основным инструментами достижения национальных целей. Их финансовое обеспечение представлено в таблицах 1 и 2.

Анализируя данные таблицы 1, следует обратить внимание на ежегодный рост ассигнований федерального бюджета на финансирование приоритетных расходов: с 2 420,7 млрд руб. в 2020 г. до 4 124,0 млрд руб.

в 2024 г., на 170,2 %. Финансирование мероприятий в рамках Посланий Президента РФ носит преимущественно социальную направленность, его доля в общем объеме финансирования составляет: 12,8 % в 2020 г., 42,9 % в 2021 г., 37,95 % в 2022 г., 40,8 % в 2023 г., 41,1 % в 2024 г. Остальная часть бюджетных средств направляется на финансирование 14 национальных проектов.

Финансовое обеспечение приоритетных расходов федерального бюджета

Наименование Размеры финансового обеспечения, млрд руб.

2020 г., 2021 г., 2022 г., 2023 г., 2024 г.,

Послания Президента Российской Федерации 310,5 1 430,6 1 421,7 1 631,0 1 695,9

Национальные проекты: 2 149,1 2 361,5 2 836,5 2 966,1 3 062,0

Жилье и городская среда 168,7 145,9 183,8 189,6 165,7

Безопасные качественные дороги 155,7 329,7 331,7 445,8 544,8

Комплексный план модерниза-

ции и расширения магистраль- 382,6 275,9 295,9 146,0 89,0

Наука и университеты 40,3 100,0 121,0 150,4 139,1

Малое и среднее предпринимательство 61,7 65,7 64,1 75,5 75,6

Международная кооперация и экспорт 70,4 89,8 152,5 176,8 199,7

Туризм и индустрия гостеприимства – 24,7 52,8 57,8 57,3

Итого 2 420,7 3 334,2 3 746,2 4 000,3 4 124,0

Новым инструментом достижения национальных целей развития в бюджетном цикле 2022—2024 гг. станет комплекс из 42 правительственных инициатив социально-экономического развития, сгруппированных по шести ключевым направлениям, призванным акцентировано ускорить достижение национальных целей развития: 1) социальная сфера; 2) строительство; 3) экология; 4) цифровая трансформация; 5) технологический рывок; 6) государство для граждан (клиентоцентричность).

Финансовое обеспечение стратегических инициатив социально-экономического развития

Наименование направления Размеры финансового обеспечения, млрд руб.

2022 г. 2023 г. 2024 г. Итого

в том числе:

– социальная сфера 76,4 91,4 102,1 270,0

Окончание табл. 2

Наименование направления Размеры финансового обеспечения, млрд руб.

2022 г. 2023 г. 2024 г. Итого

– цифровая трансформация 37,6 37,0 46,3 120,9

— технологический рывок 107,2 123,7 98,9 329,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

– государство для граждан 2,5 1,9 0,3 4,6

Прогнозируемый объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию 42 правительственных инициатив составит около 1 трлн руб. за три года, из которых почти 63 % приходится на социальную сферу и технологический рывок.

Следующим важным бюджетным инструментом реализации национальной финансовой политики являются государственные программы. Требования к ним следуют из документов стратегического планирования, а механизмы и объемы финансового обеспечения устанавливаются трехлетними бюджетами. Напомним, что федеральный бюджет функционирует в программном формате с 2010 г., бюджеты субъектов РФ — с 2015 г. За столь долгий период, как отмечалось ранее, накопилось много проблем, требующих их решения.

Рис. 1. Новая архитектура института государственных программ Российской Федерации с 2022 г.

Изменение подходов к управлению государственными программами РФ вызвало необходимость актуализации положений законодательства по взаимосвязанным бюджетным инструментам, в том числе по регулированию налоговых расходов. Концепция налоговых расходов, которая реализуется с 2018 г., направлена на достижение целей государственных программ и социально-экономической политики РФ. Система оценки налоговых расходов включает в себя учет налоговых расходов, оценки их объемов и эффективности. Правила формирования перечня налоговых расходов РФ и их оценки закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. В таблице 3 приведена динамика объемов налоговых расходов РФ.

Динамика налоговых расходов и их распределение по государственным программам Российской Федерации

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г., оценка 2022 г., прогноз 2023 г., прогноз 2024 г., прогноз

Объем налоговых расходов, 4 448,2 5 125,6 5 304,3 6 632,0 6 887,3 7 008,0 7 556,4

– распределенные по государ-

— нераспределенные по госу- 812,3 1 094,9 1 206,7 1 457,9 1 524,2 1 653,6 1 786,9

Как видно из данных таблицы 3, налоговые расходы федерального бюджета увеличились на 149,1 %: с 4 448,2 млрд руб. в 2018 г. до 6 632 млрд руб. в 2021 г. В среднесрочном периоде также планируется их рост, но лишь на 109,7%: с 6 887,3 млрд руб. до 7 556,4 млрд руб. Суммы налоговых расходов, распределенные по государственным программам, уменьшают объемы их финансирования, так как налогоплательщик воспользовался льготой, установленной федеральным законодательством о налогах и сборах. Между тем, имеются нераспределенные по государственным программам РФ налоговые расходы, составляющие в среднем чуть больше 20 % всего ежегодного объема налоговых расходов. Можно предположить, что это суммы социальной поддержки отдельных категорий налогоплательщиков-физических лиц.

Формирующаяся система управления налоговыми расходами РФ представляется нам сложной, громоздкой, непрозрачной. Она включает паспорта налоговых расходов и результаты оценки их эффективности, проведенные по методикам, утвержденным кураторами налоговых расходов РФ по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России. Результатом оценки эффективности налоговых расходов является принятие решения о пролонгации, корректировке или отмене налоговых льгот и преференций на основе комплекса мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления их налогоплательщикам.

Среди оценочных показателей:

— определение потенциального уровня востребованности налогоплательщиками предоставленных льгот;

— соответствие налоговых расходов целям государственной программы;

— вклад налоговой льготы в изменение значений индикаторов достижения целей государственной программы;

— бюджетный эффект налоговых расходов.

Следующим инструментом, взаимосвязанным с государственными программами, являются обзоры бюджетных расходов, которые позволяют выявить недостаточно эффективно используемые ресурсы и перераспределить их на решение наиболее приоритетных задач. Их можно рассматривать как систематический анализ базовых (постоянных) расходов бюджета по отдельным направлениям (например, государственная программа, конкретный главный распорядитель бюджетных средств, сеть подведомственных учреждений). Такой анализ позволяет определить разные варианты экономии бюджетных средств, сравнить их и выбрать наиболее приемлемый для практической реализации. При определении направлений проведения обзоров бюджетных расходов учитывается их влияние на достижение целей и задач, определенных в стратегических документах страны и субъекта РФ.

Несмотря на отсутствие Программы устойчивого социально-экономического развития как самостоятельного стратегического документа, в России реализуются национальные приоритеты, определенные в программных документах Президента РФ и Правительства РФ, важным источником финансового обеспечения которых выступает федеральный бюджет. Проведенный анализ показал, что потенциал ресурсных возможностей федерального бюджета вполне достаточен для финансирования национальных проектов, мер по реализации Посланий Президента РФ, стратегических правительственных инициатив. Начиная с 2022 г. полученный опыт финансирования национальных проектов и пилотных государственных программ, а также необходимость решения накопленных за десятилетие проблем реализации государственных программ, способствовали трансформации процесса управления ими, а также

пересмотру взаимосвязанных с ними налоговых расходов и обзоров бюджетных расходов. Дальнейшее совершенствование бюджетных инструментов связано с расширением налоговой самостоятельности субфедеральной власти, хоты бы на период реализации национальных приоритетов, а также с закреплением в Бюджетном кодексе Российской Федерации положений о формировании налоговых расходов и обзоров бюджетных расходов, что положительным образом отразится на использовании бюджетных средств, контроле за планированием бюджетных ассигнований, управлении бюджетными ресурсами, улучшении взаимосвязи с результатами госпрограмм. Превращение государственных программ, налоговых расходов, обзоров бюджетных расходов в эффективные инструменты управления государственными финансами даст импульс для дальнейшего развития программного бюджетирования.

1. Рогатных Е. Б., Сердунь М. А. Зеленая экономика и ее влияние на экономическое развитие в XXI веке. Российский внешнеэкономический вестник. 2022;3:12-21.

2. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 01.08.2022).

3. Князева Е. Г., Самков К. Н. Проблемы финансирования государственных программ. Финансы. 2021;5:10-18.

4. Мастеров А. И. Программно-целевое бюджетирование как эффективный инструментарий государственных программ. Финансовая жизнь. 2019;4:85-88.

5. Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Шаш Н. Н. Новый порядок управления государственными программами: преимущества и риски. Финансы. 2021;7:8-15.

6. Богачева О. В., Смородинов О. В. Формирование условий для проведения обзоров расходов в России. Финансовый журнал. 2019;1:21-33. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2019-1-21-33

7. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1.10.2021 № 2765-р «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 год и на плановый период до 2030 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398015/ (дата обращения: 27.08.2022).

8. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6.10.2021 № 2816-р «Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». https://docs.cntd.ru/document/608861126 (дата обращения: 27.08.2022).

9. Министерство финансов Российской Федерации. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2021/09/main/0NBNiTTP_2022-2024.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

10. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации», https://base.garant.ru/400820533/ (дата обращения: 27.08.2022).

12. Самойлова К. Н., Рукина С. Н., Герасимова К. А., Такмазян А. С. Формирование системы управления налоговыми расходами в регионе. Финансовые исследования. 2020;2(67):19-28.

1. Rogatnykh E. B., Serdun M. A. Green economy and lts ímpact on economlc development ln the XXI century. Russian Foreign Economic Bulletin. 2022;3:12-21.

2. Russlan Federation. Decree of the President of the Russian Federation dated 21 July 2020 No. 474 “On National development goals of the Russian Federation for the period up to 2030”. http://www.kremlln.ru/acts/bank/45726 (accessed 01.08.2022).

3. IKnyazeva E. G., Samkov K. N. Problems of financlng state programs. Finance. 2021;5:10-18.

4. Masterov A. I. Program-target budgeting as effective tools of government programs. Financial life. 2019;4:85-88.

5. Afanasyev M. P., Belenchuk A. A., Shash N. N. New order of management of state programs: advantages and risks. Finance. 2021;7:8-15.

6. Bogacheva O. V., Smorodínov O. V. Formation of condítíons for conducting cost revlews ln Russla. Financial Journal. 2019;1:21-33. https://dol.org/10.31107/2075-1990-2019-1-21-33

7. Russlan Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated 1 October 2021 No. 2765-r “Unified plan for achieving the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024 andfor the planning period up to 2030”. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398015/ (accessed 27.08.2022).

BeemnuK ynmepcumema № 10, 2022

8. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated 6 October 2021 No. 2816-r “List of initiatives of so-do-economic development of the Russian Federation until2030”. http://static.government.ru/media/files/jwsYsyJKWGQQAa-CSMGrd7q82RQ5xECo3.pdf (accessed 27.08.2022).

9. Ministry of Finance of the Russian Federation. The main directions of the budget, tax and customs tariff policy of the Russian Federation for 2022 and theplanningperiod of 2023 and 2024. https://minfin.govru/common/upload/library/2021/09/main/ ONBNiTTP_2022-2024.pdf (accessed: 01.08.2022).

10. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated 26 May 2021 No. 786 “On the management system of state programs of the Russian Federation”. https://base.garant.ru/400820533/ (accessed: 27.08.2022)

12. Samoylova K. N., Rukina S. N., Gerasimova K. A., Takmazyan A. S. Formation of a tax expenditure management system in the region. Financial research. 2020;2(67):19—28.

Гос.
бюджет – ведущее звеньев общегос. фин.
сис-мы. С его по­м. правительство
концентрирует в своих руках значитель­ную
часть фин. ресурсов гос-ва. Бюджет страны
состоит из двух взаимосв. групп статей:
доходных и расходных.

В
расх. части гос. бюджета указывается,
куда конкретно направляются ден. ср-ва,
и их коли­честв. параметры. Наиб. часть
бюджета исп-ся на финансиров-е отраслей
нархоза и соц-культ мероприятия. Относит.
небольшой уд. вес в расходной части
приходится на содерж-е аппарата управления
и обеспечение обороны страны.

Гос.
бюджет – совок-сть эк. отнош. по поводу
формир. и исп-я гос. централизованного
фонда ден. средств. Это осн. фин. план
формирования и исп-я ден. средств для
обеспечения функций гос. органов, эк. и
соц. развития РБ или соответствующих
адм-терр. единиц.

Роль
бюджета – важнейш. рычаг воздействия
на ход обществ. воспроизводства и
стимулирования эк. роста.


перераспределение ВВП и нац. дохода;


гос. регулирование эк-ки;


фин. обеспечение соци. политики и
общегосуд. программ;


контроль за использованием централизованного
земельного фонда.

На
содерж-е и роль бюджета влияют объектив.
и субъектив. факторы.

Объективные:
уровень развития производительных сил,
эк.потенциал страны, хар-р производств.
отношений, прир, соц, нац. особенности.

Субъективные:
тип гос-ва, политика правительства,
международная обстановка, уровень
внешнеэк. связей и т.п.

С
пом. гос. бюджета происходит перераспред.
нац. дохода между:

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы Государства.

Бюджетное
устройство
– это совок-сть отд. видов и уровней
бюджетов, функционирующих на основе
эко-ких отношений и юр. норм. В бюджетную
систему РБ как самостоят. части включаются
республ. и местный бюджеты.

Бюджетная
система и принципы её построения
составляют основу бюджетного устройства
современного государства.

Бюджетное
устройство
– это организация и принципы формирования
системы бюджетов различных органов
государственной власти и управления,
взаимоотношения между ними, бюджетные
права и бюджетный процесс.

Различают два вида государственных и бюджетных уст­ройства

В
унитарных государствах
бюджетная система имеет два основных
бюджетных звена: общегосударственный
и местные бюджеты. ( РБ)

В
федеральных государствах
бюджетная система состоит из трех
звеньев: общегосударственный бюджет
(федеральный и бюджет центрального
правительства), бюджеты членов федера­ции,
местные.

1. Единство
бюджетной системы
обеспечивается одной за­конодательной
базой, единой формой бюджетной
документа­ции, использованием единой
бюджетной классификации,и др.

2. Полнота
бюджетов обеспечивается
включением в них всех налогов, определенных
законодательством Республики Бе­ларусь,
других обязательных платежей и иных
поступлений, а также установлением
размера и порядка расходования денеж­ных
средств.

3. Реальность
бюджетов означает
финансирование расхо­дов, исходя из
объема реально поступающих доходов и
средств, привлекаемых для покрытия
дефицита бюджета.

4. Гласность
бюджетов требует
доведения до граждан че­рез средства
массовой информации хода обсуждения и
приня­тия закона о бюджете, решений
местных Советов депутатов о соответствующем
местном бюджете на очередной финансовый
год.

5. Самостоятельность
бюджетов
обеспечивается наличием собственных
источников доходов и правом соответствующих
государственных органов самостоятельно
составлять, рассматривать­ утверждать
и исполнять бюджет.

Кудря Ю. С. студент

научный руководитель: Сухарникова М. А., к. э. н.

РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТОМ

Аннотация: В данной статье будут рассмотрены основные понятия, связанные с государственным бюджетом, аспекты распределения бюджетных средств; проанализированы причины бюджетного дефицита.

Ключевые слова: Бюджет, дефицит, профицит, доходы, расходы.

Kudrya Yu. S. student

Scientific adviser: Suharnikova M. A., Ph. D. D.

RSAU-Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazeva STATE BUDGET MANAGEMENT

This article will consider the basic concepts related to the state budget, aspects of the distribution of budgetary funds; analyzed the reasons for the budget deficit.

Key words: budget, deficit, surplus, income, expenses.

Бюджет правительства – это сводка или план предполагаемых доходов и расходов этого правительства. Существует три типа государственного бюджета: действующий или текущий бюджет, капитальный или инвестиционный бюджет и бюджет денежных средств или денежных потоков.

Муниципалитет – это городская территория, обычно город или город, который управляет собой и управляет своими собственными доходами и расходами. Муниципалитеты должны создавать официальные бюджеты, как правило, на ежегодной основе. Это формальные планы, которые определяют финансовый статус и учитывают предполагаемые расходы на основные услуги.

Распределение муниципального бюджета – это планируемый финансовый план. В целом, бюджет учитывает ожидаемые доходы и выделяет ресурсы на конкретные расходы. В крупных городах

муниципальный бюджет может быть сложным комплектом документов, в котором излагаются средства, с помощью которых ресурсы из многих источников будут распределяться на различные департаменты и службы. Распределение муниципального бюджета небольшого города может быть коротким, сжатым одностраничным планом.

Как правило, муниципальный бюджет содержит два основных типа категорий: ожидаемые доходы и сметные расходы на предстоящий финансовый год или шесть месяцев, если бюджет будет раз в два года.

Количество подкатегорий, которые составляют общие доходы и расходы, варьируется в зависимости от размера муниципалитета, налогов и сборов, взимаемых местным правительством, и количества услуг, предоставляемых муниципалитетом своим жителям.

Ожидаемые поступления в муниципальные бюджеты обычно включают подробный отчет о ожидаемых доходах и источниках, из которых будет получен доход. Общие источники муниципальных доходов включают налоги – собственность, занятие (доход), использование автотранспортных средств и туризм (гостиница, ресторан и ликер).

В районах, где коммунальные услуги, такие как вода, канализация, электричество и газ, принадлежат или управляются муниципалитетом, жители могут выплачивать налог на коммунальные услуги. Плата, взимаемая за лицензии и разрешения на строительство, является частью многих муниципальных бюджетов. В некоторых районах объединенные города и города получают часть государственных доходов.

Расходы в муниципальном бюджете включают предполагаемые расходы на услуги, предоставляемые местным правительством. Среди этих расходов обычно выделяются заработная плата, заработная плата и льготы для муниципальных служащих, а также расходы на снабжение и жилье для обслуживания и эксплуатации государственных учреждений. Большие муниципалитеты могут предоставлять школы и финансировать социальные агентства для своих жителей.

Однако многие муниципалитеты, как крупные, так и малые, предоставляют услуги общественной безопасности, такие как правоохранительные органы, противопожарная защита и служба экстренной помощи.

Многие городские районы также предоставляют общественные парки, библиотеки, бассейны и другие общие помещения. Поддержание этих общественных зон, а также дорог и систем общественного транспорта -другие общие расходы.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства на развитие промышленности, сельского

хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др. в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

Так, необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует сегодня больше средств направлять в социальную сферу, обеспечивая ускоренные темпы ее роста.

Вместе с тем, кризисное состояние экономики, десятилетиями длящееся отставание аграрного сектора обусловливают необходимость бюджетных вложений и в отрасли материального производства такое инвестирование государственных ресурсов создает предпосылки для развития передовых технологий, реализации программы конверсии оборонных предприятий, технического перевооружения базовых отраслей народного хозяйства. Крупные средства выделяются на экологию в соответствии с комплексными целевыми программами.

Бюджетный дефицит является результатом:

• ошибок в процессе бюджетного планирования;

• низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;

• огромные средства идут на обслуживание военных действий;

• развития инфляционных процессов;

• необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга.

В настоящее время в нашем государстве не наблюдается профицит бюджетных средств, так как, к сожалению, Россия подпадает подо все пункты, обуславливающие дефицит бюджетных средств.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации :с измен. и доп. на 1 ноября 2001г.-М.:Проспект,2011.-153 с.

2. Годин А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации :учебное пособие /А. М. Годин, И. В. Подпорина -2-е изд.,перераб. и доп.- М.: Дашков и К*,2012-338 с.

3. Вышегородцев М. М. Управление бюджетом: Курс лекций /М. М. Вышегородцев -М.:Дело и Сервис,2012.-680 с.

4. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ.вузов А. Я. Быстряков, Т. Д. Викулина, В. Ф. Воля и др. ; Под.общ.ред. И.Д. Мацкуляка.- М:Изд-во Рос. Акад.гос. службы,2013.-680 с.

Актуальность исследования обусловлена важностью совершенствования системы государственного управления на современном этапе развития Российской Федерации, в том числе за счет грамотной бюджетной политики. Данная работа посвящена анализу места и роли бюджета в системе государственного управления. В статье представлено определение бюджета и описание бюджетной системы федеративного государства, выделены функции бюджета, обоснована важность бюджетной политики как инструмента государственного управления.

Прогрессивное развитие общества возможно только в условиях развитой, стабильно функционирующей государственной системы, поэтому исследования различных методов государственного управления занимают особо важное место во многих научных дисциплинах.

Рассматривая государственное управление в широком смысле, можно сказать, что это организация и регулирование общественной жизни, осуществляемое государством в лице трех ветвей власти, соответствующими государственными учреждениями и организациями федерального значения, а также структурами, которые реализовывают самоуправление в отдельных регионах страны.

Государственное управление в узком смысле – это управление общественными отношениями органами исполнительной власти посредством определенной формы исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности. Таким образом, государственное управление в этом смысле носит четко сформулированный организующий, координирующий и распорядительный характер.

Бюджетная политика государства, по мнению многих экспертов, является важнейшим экономическим инструментом государственного управления. За счет данного метода организуется планирование, рациональное распределение и эффективное использование имеющихся в государственном распоряжении финансовых ресурсов.

Так как Россия имеет федеративное устройство, государственная бюджетная система имеет сложную организацию и представлена следующими элементами:

Разработка и утверждение бюджетов первого из обозначенных уровней производится в форме федеральных законов, второго – в форме законодательных актов субъектов Российской Федерации, третьего – правовыми актами представительных органов, осуществляющих данные задачи в системе местного самоуправления.

Расходование бюджетных средств напрямую связано с его функциями и задачами, от эффективности исполнения которых во многом зависит качество государственного управления и внутренняя стабильность государства; выделим основные из них:

С одной стороны, посредством бюджетной политики государство регулирует достаточное обеспечение ресурсами общественной системы, с другой стороны, оно организует грамотное распределение имеющихся доходов между всеми федеральными субъектами и всеми отраслями народного хозяйства. Таким образом обеспечивается оптимальное соотношение доходов и расходов по отраслям, способным принести максимальную пользу на данном этапе государственного развития.

В обосновании важности бюджетной политики для государственного управления важно выделить некоторые направления развития, которые обеспечиваются за счет нее. Во-первых, за счет возможности централизованного управления средствами становится возможным достаточное финансирование военного сектора. Сегодня, когда резко обострились отношения России с западными странами, вопросы национальной безопасности страны, защиты от угроз внешнего вторжения приобретают приоритетное значение.

Во-вторых, бюджетная система позволяет обеспечивать развитие экономической системы страны. Общественное производство является той базой, за счет которой реализуется стабильное функционирование народного хозяйства. Государство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода от всех сфер производства, распределяет средства и направляет их на поддержание важных экономических секторов за счет таких инструментов, как инвестиции, бюджетное финансирование добывающих, производственных и сельскохозяйственных отраслей, а также научно-технической отрасли, субсидирование ключевых предприятий и т.д. Грамотная стратегия финансирования экономических секторов способна выгодно изменять структуру общественного производства, целенаправленно влиять на темпы экономического роста и его соотношение в разных сферах народного хозяйства.

На современном этапе экономического развития страны большое значение отводится повышению роли государственного влияния на стратегически важные отрасли экономики. Создано множество программ поддержки различных производств, позволяющих произвести обновление фондов и инфраструктуры, внедрить новейшие научно-технические разработки, что, в итоге, повышает их доходность, делая данные производства источником значительных поступлений в государственный бюджет уже в ближайшие периоды.

В-третьих, за счет бюджетной политики реализуется развитие социальной сферы, являющейся показателем общественного благоустройства и непосредственным образом влияющей на качество жизни населения. Стабильно функционирующие системы здравоохранения, образования, социального обеспечения незащищенных категорий граждан, поддержка деятельности различных культурных учреждений является показателем развития государства, его демократизации, общественной стабильности, к которым стремятся правительства наиболее развитых стран мира.

Таким образом, удовлетворение важнейших потребностей общества в развитии всех сфер народного хозяйства, социального обеспечения отрасли, образования и здравоохранения, внешней обороны, поддержания общественного порядка, национальной безопасности страны может быть реализовано за счет функционирования бюджетной системы, которая представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в связи с распределением централизованного фонда денежных средств государства и его использованием по целевому назначению. Следовательно, бюджет можно назвать одним из ведущих методов государственного управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *