Всем привет, в данной статье мы рассмотрим, что из себя представляет информационная система ФГИС ЦС. Познакомимся с тем, как происходит работа в системе и насколько она может быть полезна сметчику в повседневной работе.
Эта статья для тех, кто первый раз обращается в Удостоверяющий центр Федерального казначейства для получения сертификата электронной подписи (ЭП) через ФЗС.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» абзац четвертый пункта 1 указанного постановления, в соответствии с которым утверждается перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации, вступает в силу с 1 декабря 2015 г. Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем», ранее предусматривавшее ведение Роскомнадзором реестра федеральных государственных информационных систем, признано утратившим силу с 1 декабря 2015 г., и, следовательно, данные, содержащиеся в данном реестре, актуальны по состоянию на 30 ноября 2015 г.
В соответствии с приказом Федерального казначейства от 22 июня 2016 г. N 209 “О создании информационной системы комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов Федерального казначейства” и акта приемки в эксплуатацию информационной системы комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов Федерального казначейства (далее – СКИАО) от 5 декабря 2016 г., утвержденного заместителем руководителя Федерального казначейства С. Б. Гуральниковым, приказываю:
1. Ввести с 15 декабря 2016 г. в эксплуатацию СКИАО.
2. Управлению информационных систем (С. Г. Павлов):
2.1. в срок до 14 декабря 2016 г. обеспечить подготовку к эксплуатации СКИАО:
2.1.1. установить прикладное программное обеспечение СКИАО на программно-аппаратный комплекс в центральном аппарате Федерального казначейства;
2.1.2. разместить в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” по адресу www.roskazna.ru в разделе “ИТ-специалистам” в подразделе “Организационно-техническая документация и ПО” информацию о вводе СКИАО в эксплуатацию, а также пользовательскую документацию.
2.2. провести организационные мероприятия, связанные с подготовкой к эксплуатации СКИАО:
2.2.1. внести соответствующие изменения в положение об Управлении информационных систем (далее – Управление) и должностные регламенты сотрудников Управления, в части эксплуатации СКИАО;
2.2.2. обеспечить подготовку сотрудников Управления, в должностные обязанности которых входит осуществление эксплуатации информационных систем, используемых в Федеральном казначействе.
2.3. начиная с 15 декабря 2016 г. обеспечить мониторинг функционирования СКИАО посредством системы управления эксплуатацией Федерального казначейства.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства С. Б. Гуральникова.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального казначейства от 12 декабря 2016 г. N 454 “О вводе в эксплуатацию информационной системы комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов Федерального казначейства”
Текст приказа официально опубликован не был
8. Государственная информационная система содержит подсистемы (модули, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие с иными информационными системами и сервисами, платформами, необходимые для достижения целей создания государственной информационной системы и ее эффективного функционирования.
9. Централизованными и сервисными подсистемами государственной информационной системы являются:
а) централизованное хранилище данных;
б) подсистема сбора и передачи данных;
в) подсистема аналитической обработки данных;
г) подсистема представления данных;
д) подсистема информационной безопасности;
е) подсистема учета иностранных граждан или лиц без гражданства;
ж) подсистема электронных личных медицинских книжек;
з) иные подсистемы, необходимые для эффективного функционирования государственной информационной системы.
10. Централизованное хранилище данных предназначено для организации хранения оперативной информации, накопления и долговременного хранения значимой ретроспективной структурированной и неструктурированной информации, хранения агрегированной и аналитической информации, хранения нормативно-справочной информации. Централизованное хранилище данных обеспечивает устойчивость структуры хранения к изменениям состава и представления сохраняемых данных.
11. Подсистема сбора и передачи данных предназначена для обеспечения пополнения оперативных баз данных централизованного хранилища информацией, а также для передачи данных пользователям государственной информационной системы с учетом требований информационной безопасности.
12. Подсистема аналитической обработки данных предназначена для формирования, обработки, анализа данных и информации, представленной в “витринах данных”.
13. Подсистема представления данных предназначена для построения визуальных форм представления информации, автоматического получения обобщенной и детализированной информации из подсистем государственной информационной системы о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
14. Подсистема информационной безопасности предназначена для управления правом доступа пользователей государственной информационной системы и поставщиков информации в государственную информационную систему, аутентификацией и авторизацией пользователей государственной информационной системы и поставщиков информации в государственную информационную систему, контроля доступа к информационным ресурсам государственной информационной системы, контроля изменений данных, контроля операций с данными.
15. Подсистема учета иностранных граждан или лиц без гражданства предназначена для персонифицированного учета иностранных граждан или лиц без гражданства, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если указанные иностранные граждане или лица без гражданства могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе данных о прохождении медицинских осмотров и медицинского освидетельствования.
16. Подсистема электронных личных медицинских книжек предназначена для учета и анализа сведений об организациях, выдающих личные медицинские книжки, сведений об уникальных идентификаторах выданных личных медицинских книжек, данных о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований, вакцинации, гигиеническом обучении работников, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
17. Перечень подсистем (модулей, компонентов) государственной информационной системы устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Импортозамещение информационных систем
Основная статья: Импортозамещение информационных систем в Федеральном Казначействе
ИТ-проекты в Казначействе
Данная подсистема состоит из 5-ти разделов.
Первый раздел – так и называется Классификатор строительных ресурсов
Классификатор строительных ресурсов или сокращенно «КСР» – Систематизированный перечень используемых при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, каждому из которых присвоен определенный код, гармонизированный с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Классификатор на всем уже знаком его мы видим в сборниках ФССЦ и ФСЭМ, все ресурсы сгруппированы и кодированы в соответствии с КСР. Предназначен КСР для решения следующих задач:
Сначала тут представлены кнопки скачивания классификатора, документа утверждающего текущую версию КСР и кнопки поиска.
В таблице ниже приведен сам классификатор.
Второй раздел – Сводный перечень строительных ресурсов-представителей
Ресурсы-представители — строительный ресурс из группы однородных строительных ресурсов, наиболее часто применяемый при строительстве.
Сводный перечень строительных ресурсов-представителей – систематизированный перечень строительных ресурсов, используемых при строительстве различных видов объектов капитального строительства, сформированный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, размещенный в информационной системе и применяемый при определении индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов;
Третий раздел – Перечни специализированных строительных ресурсов
Перечни специализированных строительных ресурсов – систематизированные перечни строительных ресурсов, используемых при строительстве отдельных видов объектов капитального строительства, имеющих отраслевую или иную специфику, сформированные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, размещенные в информационной системе и применяемые при определении индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов
Такие перечни в данный момент сформированы по следующим объектам:
Четвертый раздел – Архив
В архиве хранятся версии КСР с возможностью их скачивания, а также указанием номера приказа об утверждении и даты архивации.
Аналогично приводится архив с прошлыми версиями Сводных перечней строительных ресурсов представителей и перечней специализированных строительных ресурсов
Пятый раздел – Документы КСР
В этом разделе находятся комплекты документов на внесении изменений в КСР (добавление, изменение и удаление позиций в КСР).
Комплект документов для оформления сертификата ЭП через ФЗС
До начала работы с ФЗС желательно заранее подготовить и отсканировать (не более 1 МБ каждый файл, допустимые форматы jpg, bmp, tif, pdf, rar, zip и др.) следующий комплект документов:
Требования к компьютеру
Для работы с ФЗС требуется:
Только потом пробуем зайти на портал ФЗС по адресу https://fzs.roskazna.ru/ (через Internet Explorer 9 и выше!).
Мониторинг строительных ресурсов
Как я уже сказал данная подсистема обеспечивает сбор, обработку, анализ и оценку информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости, а также размещение информации об обладателях соответствующей информации.
Подсистема состоит из 4-х разделов:
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В данном перечне приводится информация о юр. лицах и индивидуальных предпринимателях, которые предоставляют информацию о строительных ресурсах для формирования мониторинга сметных цен.
Нажав на интересующее нас ЮЛ мы провалимся в карточку с подробной информацией по этому ЮЛ.
Перечень карьеров
В данном разделе приводится информация по карьерам в соответствующих регионах РФ.
По каждому карьеру приводится информация о юридических лицах, осуществляющих разработку и реализацию продукции, связанную с карьерами/месторождениями, и приводится перечень видов инертных материалов, которые разрабатываются на карьере/месторождении в соответствии с классификатором строительных ресурсов.
Нажав на кнопку «показать на карте карьеры» – можно посмотреть всю информацию на карте
Справочная информация о ценовых зонах
В этом разделе приведена информация о ценовых зонах. В некоторых регионах РФ отдельные муниципальные образования выделяются в так называемые ценовые зоны, которые учитывают особенности конкретной местности, что актуально для больших по площади регионов. Данное разделение по ценовым зонам позволяет более точно проводит мониторинг цен строительных ресурсов и разработку индексов изменения сметной стоимости с учетом особенностей соответствующих ценовых зон, что в свою очередь повышает точность расчета сметной стоимости.
О фактах значительного увеличения стоимости строительных материалов и оборудования
Данный раздел сформирован Минстроем РФ совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях обеспечения возможности оперативного выявления случаев значительного роста стоимости строительных материалов и оборудования используемых при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджетной системы РФ.
Посредством данного портала заказчикам строительства и подрядным организациям предоставлена возможность направления конкретной информации (заявок) о наличии фактов:
Информация, предоставленная с использованием функционала созданного портала ФГИСЦС, может быть использована в рамках проведения соответствующих проверок ФАС России для выявления спекулятивных составляющих по факту значительного повышения стоимости строительных ресурсов.
ГИС? или неГИС? Вот в чем вопрос
Время на прочтение
Поводом к этой публикации является отсутствие конкретного определения такой сущности как ГИС (государственная информационная система) с одной стороны, и разнообразная (порой, недопустимая) трактовка этого понятия с другой стороны. Правильная классификация системы (ГИС или неГИС) имеет непосредственное практическое значение: если система неГИС, то ряд обязательных (порой серьезных) требований переходят в разряд рекомендаций.
Что же такое государственная информационная система? Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (далее — закона) содержит понятие информационной системы (в целом) и косвенно определяет ГИС.
Итак, информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п.3 ст. 2 названного закона). Определение вполне себе «техническое», не отсылающее к нормам права, и, на мой взгляд, достаточно конкретное, чтобы не вызывать споров по поводу содержания понятия. Кроме того, наличие таких терминов как «база данных», «информационные технологии», «технические средства» позволяет делать вывод с достаточной степенью уверенности, что информационная система хранится (и эксплуатируется) в памяти ЭВМ.
С государственной информационной системой уже посложнее. Согласно пп.1 п.1. ст. 13 государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. Какие выводы можно сделать из этого понятия?
Далее, ст. 14 закона определяет цели создания ГИС — это реализация полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Сразу же встает вопрос, что является государственным органом? И как в контексте закона понятие «государственный орган» соотносится с понятием «орган государственной власти», поскольку в тексте закона встречаются и то, и то? Для целей этого материала условимся, что понятия идентичные.
Единого перечня целей создания ГИС не существует, но cам закон определяет вполне себе очевидную цель как реализация полномочий и обмен информацией.
«Полномочие» словарь С. И. Ожегова определяет как «официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел». Каждый государственный орган имеет собственные полномочия, изучение которых позволяет сделать вывод о том, что полномочия раскрывают функционал органа и в упрощенном смысле отвечают на вопрос зачем создан тот или иной орган. Иными словами, полномочия это не вся деятельность, которую осуществляет орган, а только та, характеризующая конкретно взятый орган. Общеотраслевые виды деятельности, такие как ведение бухгалтерского, кадрового учета, соблюдение норм в области охраны труда, экологических норм и т.д. не входят в понятие полномочий. Допустимо, на мой взгляд, использовать такой подход к решению вопроса: открыть положение о государственном органе, раздел полномочия и определить, какое конкретно полномочие реализует информационная система. Если ответ найден, это весьма убедительный довод в пользу того, чтобы считать информационную систему государственной.
Согласно п.3 ст. 14 источниками информации для ГИС является статистическая и иная документированная информация, предоставляемая гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Судя по источникам очевидно, что информационное содержание ГИС не может состоять из результатов внутренней деятельности одного конкретного государственного органа.
Правительством РФ Постановлением от 06 июля 2015г. №676 утверждены «Требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». Отмечу, что с точки зрения этого Постановления, требования обязательны для федеральных и региональных органов исполнительной власти, а для органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления эти требования не являются требованиями, ибо носят рекомендательный характер.
Пунктом 1
указанных Требований перечислены основные требования, которые должны осуществляться при создании, развитии, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации ГИС:
Какие из всего изложенного можно сделать выводы?
ГИС — это такая информационная система, которая обладает рядом характеристик:
ФГИС КИ
Федеральная государственная информационная система координации информатизации
Ключевые информационные системы
Автоматизированная система Федерального казначейства
Основная статья: Казначейская система Российской Федерации
Создание автоматизированной системы федерального казначейства (АС ФК) стало одним из самых масштабных государственных ИТ-проектов в России в 2000-х годах.
Системы связи и портальные системы
На начало 2019 года телекоммуникационные и портальные системы ФК включают:
Отдельные вопросы по ФГИС ЦС
Разработку информационной системы исполнило АО «Барс Груп» а оператором ФГИС ЦС является ФАУ «Главгосэкспертиза России». Получить консультационную поддержку по вопросам, связанным с мониторингом цен строительных ресурсов, можно, обратившись с соответствующим запросом через форму обратной связи «Обращения» на портале ФГИС ЦС.
Кроме того, консультационная поддержка оказывается по телефонам: +7 (495) 625-9595, 8-800-775-9595 (круглосуточно).
Регистрация и порядок работы во ФГИС ЦС
Расписывать подробно процесс регистрации тут не буду, на портале ФГИСЦС приведены видео инструкции по работе и регистрации в личном кабинете для юридических лиц обязанных предоставлять соответствующие сведения. Найти инструкции можно в разделе БАЗА ЗНАНИЙ.
При входе на сайт ФГИС ЦС выдает сообщение «Подключение не защищено»
При входе на сайт ФГИС ЦС – выдается такое сообщение:
Собственно, нажимаете на кнопку «Дополнительные»:
Собственно ответ на вопрос как зайти на сайт приведен в разделе База знаний ФГИС ЦС (но туда еще как-то пользователю надо умудриться зайти).
Можно и по рекомендации разработчиков установить себе Яндекс. Браузер или обновленные сертификаты, но я как-то сомневаюсь, что большинство пользователей будут это делать.
ФГИС ЦС интересный портал и содержит большое количество информации. В данный момент переход на ресурсно-индексный метод расчета только начался и сметные цены, а также индексы изменения сметной стоимости на ресурсы размещаются в небольшом количестве регионов. Для сметчика в первую очередь необходимо освоить и научиться работать в тех подсистемах, где размещаются данные сметные цены и индексы, а также федеральный реестр сметных нормативов. Считаем сметы мы с Вами в сметных программах и конечно все эти данные (сметные цены и индексы) будут подгружаться пользователями или разработчиками в состав программных комплексов для автоматизации сметных расчетов, но как говориться «доверяй но проверяй», поэтому пользователь должен знать где эту информацию просмотреть и убедиться в правильности принятых данных.
Если Вам необходимо освоить и разобраться в особенностях применения нового метода расчета РИМ и новой сметно-нормативной базы ФСНБ-2022, приглашаю Вас прослушать новый курс обучения в нашем фирменном учебном центре «Дженерал смета»: СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТ РЕСУРСНО-ИНДЕКСНЫМ МЕТОДОМ (РИМ) С ПРИМЕНЕНИЕМ ФСНБ-2022 И ФГИС ЦС. П РАКТИКА В ПРОГРАММЕ SMETA. RU
Пройдя курс вы освоите актуальную нормативно-правовую базу применения нового метода расчета, научитесь составлять сметы с применением новой ФНСБ-2022 с использование цен из ФГИС ЦС, проводить конъюнктурный анализ стоимости ресурсов а также определять начальную максимальную цену контрактов (НМЦК) в том числе с применение программного комплекса Smeta.ru.
Навалихин Антон Леонидович
Ведущий преподаватель учебного центра компании Дженерал Смета
Информационный портал перехода на ресурсно-индексный метод
Отдельно стоит отметить такой раздел на портале ФГИС ЦС: База знаний – Ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости.
Перейти туда можно, нажав на соответствующую кнопку на главной странице портала ФГИСЦС.
В этом разделе представлены:
Работа с интерфейсом в ФЗС
При открытии ФЗС видим такую страницу, на ней необходимо нажать кнопу «СФОРМИРОВАТЬ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ».
В следующем окне необходимо выбрать Субъект РФ, где будете подавать документы, выбрать галку «Сведения подаются Уполномоченным лицом» (если за владельца сертификата относить пакет документов в казначейство будет другой человек), указать ОГРН и ИНН вашей организации и нажать кнопку «ДАЛЕЕ».
Cведения для включения в запрос на сертификат
Необходимо выбрать тип сертификата (cертификат физического лица, сертификат юридического лица, сертификат юридического лица без ФИО). В нашем случае это сертификат физического лица. Далее в блоке «Сведения для включения в запрос на сертификат» нажимаем кнопку «ВНЕСТИ СВЕДЕНИЯ».
В открывшемся окне необходимо выбрать полномочия будущего сертификата ЭП.
Для работы в СУФД АСФК необходимо активировать все галочки, кроме тестирования.
Для работы в ГМУ (сайт bus.gov.ru) отмечаем галочки «Работа с ГМУ. Базовый OID» и «Работа с ГМУ. Э П администратора организации» и/или «Работа с ГМУ. Э П уполномоченного специалиста».
Для работы в ЕИС (zakupki.gov.ru), Электронном бюджете Казначейства, Электронном бюджете Минфина, ГАС «Управление» достаточно роли «Аутентификация клиента» (активна по умолчанию).
После выбора полномочий необходимо указать данные владельца сертификата:
После заполнения всех полей нажимаем кнопку «СОХРАНИТЬ И СФОРМИРОВАТЬ ЗАПРОС НА СЕРТИФИКАТ».
Далее подтверждаем доступ в интернет — нажимаем «Да».
Возникает окно КриптоПро, предлагающее вставить и выбрать носитель для закрытого ключа. Вставляем Рутокен или флешку в USB-порт и выбираем его в окне (Aktiv Co. ruToker 0 или диск D). В Вашем случае буква диска может быть другой. Нажимаем «ОК».
Активно двигаем мышкой и/или нажимаем на клавиатуру пока КриптоПро генерирует новый ключ.
Вводим пароль для создаваемого контейнера. Введенный пароль запоминаем, а лучше записываем — никто не поможет восстановить пароль, если он будет утерян. Нажимаем «ОК».
Первый этап пройден, закрытый ключ создан на носителе, сохранен черновик запроса, Вам известен номер запроса. По ссылке запрос будет доступен 1 месяц. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть оформить необходимые документы.
Скопируйте и сохраните номер запроса и ссылку на запрос, чтобы не потерять проделанную работу.
Документы для получения сертификата
Следующий этап — внесение паспортных сведений и загрузка сканов документов. Для этого необходимо в блоке «Документы для получения сертификата:» нажать кнопку «ВНЕСТИ СВЕДЕНИЯ».
В открывшемся окне необходимо ввести паспортные данные владельца сертификата и загрузить сканы документов:
Заявление на сертификат
Возвращаемся на главную страницу формирования запроса на сертификат, где надо нажать кнопку «СФОРМИРОВАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ».
В заявлении необходимо заполнить наименование документа, подтверждающего полномочия получателя сертификата (Доверенность или Приказ), дату и номер документа.
Заполняем обязательные поля (выделенный красным) и нажимаем кнопку «СОХРАНИТЬ И СФОРМИРОВАТЬ ПЕЧАТНУЮ ФОРМУ».
Нажимаем кнопку «ПЕЧАТЬ» и печатаем в 2-х экземплярах. Полученное заявление подписываем, ставим печать, сканируем и загружаем в ФЗС (нажать кнопку «ОБЗОР») и подаем запрос в казначейство (кнопка «ПОДАТЬ ЗАПРОС»).
остается отнести все документы нарочно в казначейство (доверенности или приказ+доверенность, согласие на обработку персональных данных, копию паспорта и заявление). Запрос на флешке в казначейство теперь не надо нести — хоть какое-то облегчение.
На наш взгляд, с введением ФЗС проще обычному клиенту при первом обращении в УЦ казначейства не стало. А Вы как думаете?
Новый раздел со сметными ценами и индексами
Наверно это самый интересный и долгожданный раздел с точки зрения сметчика, т.к. в данном разделе размещается информация о сметных ценах и индексах изменения сметной стоимости строительства, необходимые для расчета сметной стоимости ресурсно-индексным или ресурсным методом.
Вначале выбираете субъект РФ, далее ценовую зону и квартал.
Вам становится доступна информация для расчета сметной стоимости
В зависимости от выбранного раздела мы получаем тот или иной объём информации, к примеру на вкладке «Сметные цены строительных ресурсов», мы найдем цены материалов, изделий, конструкций, оборудования и эксплуатации машин и механизмов. По каждому ресурсу приводится стоимость ОТПУСКНАЯ и СМЕТНАЯ за единицу измерения без НДС.
По эксплуатации машин и механизмов – приводятся цены эксплуатации и оплаты труда машинистов за маш.-ч
Также есть поиск позволяющий найти необходимы ресурс:
На вкладке «Индексы к группам однородных строительных ресурсов» приводятся индексы для приведения цен базисного уровня ФСНБ-2022 (на 01.01.2022 года) к текущему кварталу.
Индексы приводятся отдельно к материалам, изделиям, конструкциям и оборудованию и отдельно к машинам и механизмам.
Раскрываете необходимую группу и по каждому ресурсу приводится сметная цена в уровне на 01.01.2022 г и индексы к текущему кварталу.
На вкладке «Сметные цены услуг на перевозку и погрузо-разгрузочные работы» приводятся цены соответствующих услуг. Собственно, это такой непривычный момент в составе ФСНБ-2022 не представлены сборники на перевозку грузов как это было, к примеру в ФСНБ-2020, и по каждому региону на портале ФГИС ЦС будут размещаться данные цены.
Для просмотра цен на портале ФГИС ЦС мы заходим на соответствующую вкладку, и нам предлагается выбрать:
К примеру, выбираем Перевозку грузов Автомобильным транспортом, далее предлагается выбрать:
Выбрав все данные, получаем цены услуг на перевозку грузов с учетом расстояния перевозки и соответствующих классов груза:
Также в системе предусмотрена возможность сохранения данных в формате Excel, для различных целей, к примеру для загрузки в сметные программы.
Получаем файл, его можно открыть и просмотреть.
Последняя вкладка «Сметные цены на затраты труда работников в строительстве». Это один из популярных вопросов сметчиков – где взять заработную плату при работе в новой ФСНБ-2022, т.к. в базе никакой информации нет. Вот эту заработную плату размещают в данном разделе ФГИС ЦС в разрезе всех регионов РФ.
Для каких целей разработана система ФГИС ЦС
30 сентября 2017 года Минстрой РФ и ФАУ «Главгосэкспертиза России» запустили в эксплуатацию Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве – ФГИС ЦС, расположенную в сети Интернет по адресу: https://fgiscs.minstroyrf.ru.
Это был один из этапов реформирования системы ценообразования в строительстве, которая проводится Минстроем с 2015 года, с целью дальнейшего перехода на ресурсный метод расчета. Ф ГИС ЦС позволяет проводить централизованный сбор информации о ценах строительных ресурсов, ее обработку для формирования сметных цен строительных ресурсов, размещать сведения об обладателях такой информации, методики определения сметных цен строительных ресурсов и применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, в том числе публиковать сметные цены.
Состав и требования к ФГИС ЦС утверждены в Постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2016 года №959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве».
В Градостроительном кодексе РФ в статье 57.2 закреплено понятие ФГИС ЦС с указанием цели создания данной информационной системы, также тут перечислен состав информации, которая размещается в ФГИС ЦС, перечень лиц которые предоставляют информацию для размещения в системе и требования относительно доступа к данной информации.
Федеральная государственная информационная система ценообразования является государственной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.
Основная задача ФГИС ЦС на сегодняшний день – это дать пользователям информацию для определения сметной стоимости строительства.
Целью создания ФГИС ЦС является информационная поддержка процесса и порядка определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Информационная система состоит из следующих компонентов:
а) подсистема мониторинга цен строительных ресурсов, обеспечивающая сбор, обработку, анализ и оценку информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, размещение информации об обладателях информации;
б) подсистема федерального реестра сметных нормативов, обеспечивающая размещение:
в) подсистема классификатора строительных ресурсов, обеспечивающая размещение классификатора строительных ресурсов, навигацию и поиск по классификатору строительных ресурсов в информационной системе, размещение сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов, перечней специализированных ценообразующих строительных ресурсов
г) подсистема хранения информации и истории ее изменений;
д) подсистема управления безопасностью;
е) подсистема обеспечения доступа к информации информационной системы;
ж) подсистема формирования сметных цен строительных ресурсов;
з) подсистема расчета индексов изменения сметной стоимости строительства;
и) подсистема интеграции данных и приложений, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;
к) иные компоненты, необходимые для эксплуатации и развития информационной системы в соответствии с требованиями, установленными законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным техническим заданием на развитие информационной системы.
В состав ФГИС ЦС входит большое количество подсистем, но во многом они необходимы не для рядовых пользователей, и нам с Вами не доступны, а используются оператором системы. С точки зрения сметчика нам интересна в первую очередь подсистема федерального реестра сметных нормативов, классификатора строительных ресурсов и все что связано с формированием сметных цен строительных ресурсов и индексов изменения сметной стоимости.
Федеральный реестр сметных нормативов
В данной подсистеме ФГИС ЦС размещается актуальная информация по сметным нормативам.
Подсистема ФРСН состоит из 8-ми разделов, рассмотрим их подробнее.
Первый раздел – Федеральный реестр сметных нормативов
Второй раздел – Сметные нормативы
Тут представлены сборники сметных норм, единичных расценок, технологические группы.
Из интересного тут я бы отметил базу Технологических групп (ТГ) – это исчерпывающая номенклатура материальных ресурсов, применяемых в конкретной сметной норме (технологии).
База ТГ состоит из 3 частей:
Технологические группы подразделяются на уникальные и основные.
Уникальные ТГ – встречаются только в 1 норме.
Основные ТГ – встречаются более чем в 1 норме. При этом в графе 5 «Шифр нормы» указывается только первая встречающаяся норма. Остальные нормы, в которые входит ТГ, указаны в части «Переходные ключи».
ТГ по техническим частям сборников ФСНБ-2022 имеют обобщенную привязку материальных ресурсов к разделам, отдела, сборникам в целом.
Актуализация базы ТГ планируется одновременно с выходом очередных дополнений и изменений к ФСНБ-2022. В настоящее время продолжается проработка ТГ и привязка необходимых ресурсов к отдельным нормам, а также наполнение ФСБЦ-2022 дополнительными ресурсами при необходимости обеспечения ими технологий.
Реализация инструментария ТГ в сметно-нормативной базе позволит однозначно трактовать возможность применения сметных норм совместно с теми или иными строительными ресурсами и наоборот – определит возможные к использованию ресурсы совместно с выбранными технологиями.
В перспективе запланировано методологическое закрепление обязательности выбора к сметным нормам исключительно тех ресурсов, которые привязаны к технологии в ТГ. В связи с этим публикация базы ТГ в том числе предполагает целью сбор предложений и замечаний от строительного сообщества по привязке ресурсов к сметным нормам, а также по исключению уже привязанных.
В остальном в данном разделе сборники сметных норм, единичных расценок, базисных цен на строительные ресурсы и перевозку грузов для строительства доступны для скачивания.
Третий раздел – Укрупненные сметные нормативы
Тут приведены сборники НЦС, с возможностью поиска, просмотра и скачивания.
Четвертый раздел – План утверждения сметных нормативов
Интересный раздел, с информацией о планируемых разработках сметных нормативов. Правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждены приказом Минстроя РФ от 13.01.2020 г. №2/пр.
В соответствии с пунктом 17 – План утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также во ФГИС ЦС.
Пятый раздел – Методические документы
В этом разделе приведены методические документы необходимые для определения сметной стоимости строительства, сметной стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм. Есть возможность поиска, просмотра и сохранения на компьютер пользователя.
Шестой раздел – Индексы изменения сметной стоимости строительства
Название раздела само за себя отвечает – индексы изменения сметной стоимости. Ежеквартально такие индексы Минстрой РФ выпускает в виде писем и публикует как на своем сайте, так и на ФГИС ЦС.
Есть возможность поиска, просмотра и скачивания.
Найти письма Минстроя с индексами можете на нашем сайте в разделе«Документы для сметчика»
Седьмой раздел – Справочная информация
Много полезного и интересного.
К примеру, в «Иных документах» приводится много примеров составления сметной документации разными методами (Базисно-индексным, Ресурсно-индексным), примеры заполнения и оформления ведомостей объемов работ, привязка нормативов НР и СП к сборникам ГЭСН (ФЕР) и другая полезная информация.
Также в этом разделе приводятся «Среднемесячные размеры оплаты труда» и архив документов.
Восьмой раздел – Федеральная сметно-нормативная база
В этом разделе размещена база ФСНБ-2022 и ФСНБ-2020 с возможностью скачивания их в формате XML.